Научная статья на тему 'К вопросу об обучении финансовой грамотности на уроках английского языка в младших классах'

К вопросу об обучении финансовой грамотности на уроках английского языка в младших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ENGLISH LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL / FINANCIAL LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Оксана Евгеньевна

Обосновывается актуальность обучения финансовой грамотности в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Описывается комплекс упражнений по английскому языку для учащихся 2-4-х классов, включающий в себя учебный материал из области финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Оксана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the substantiation of financial literacy teaching in the process of English language teaching at primary school. There is described the set of exercises in English for 2-4 form students including the learning material from the sphere of financial literacy.

Текст научной работы на тему «К вопросу об обучении финансовой грамотности на уроках английского языка в младших классах»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Potential of crowdsourcing in the process of audiovisual translation teaching

The article deals with the crowdsourcing (collaborative, team) translation changing intensively the information space by expanding the access to knowledge, helping to overcome the language barriers to thousands of companies, millions of students, researchers and writers all over the world. There are observed the significant changes caused by the development of collaborative translation technologies in the sphere of audiovisual translation. There are considered the potential of crowdsourc-ing implementation and the automatization in the process of subtitulation teaching of students specializing in languages.

Key words: crowdsourcing, crowdsourcing translation, collaborative translation, audiovisual translation, subtitulation, CAT-tools, teaching model.

(Статья поступила в редакцию 05.07.2019)

о.Е. ивАновА

(Пятигорск)

к вопросу об обучении финансовой грамотности на уроках английского языка в младших классах

Обосновывается актуальность обучения финансовой грамотности в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Описывается комплекс упражнений по английскому языку для учащихся 2-4-х классов, включающий в себя учебный материал из области финансовой грамотности.

Ключевые слова: английский язык, начальная школа, финансовая грамотность.

Как известно, в российском школьном образовании происходят постоянные изменения, направленные на улучшение качества получаемых учащимися знаний и уровня их подготовки к дальнейшим ступеням обучения. Эти изменения характеризуются использованием новых педагогических технологий, совершенствованием методики преподавания в общем и

О Иванова O.E., 2019

отдельных дисциплин в частности. Одним из последних нововведений в современной школе является включение элементов финансового образования в школьные учебные планы, а также профессиональное развитие и подготовка школьных учителей к обучению финансовой грамотности в рамках преподаваемых дисциплин.

Повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой - отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей. Именно поэтому проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» нацелен на обучение финансовой грамотности на всех уровнях образования. На данный момент в результате сотрудничества минфина с минобрнауки России и другими заинтересованными ведомствами активно внедряются фундаментальные комплексные подходы к обучению финансовой грамотности школьников [4, с. 8]. Обучение происходит как на базе отдельных школьных предметов, например математики, русского языка, литературы, обществознания и др. предметов, так и в форме внеурочной деятельности и факультативов. За последние годы было создано достаточно большое количество учебно-методических материалов для разных ступеней школьного образования, предназначенных и для обучающихся, и для педагогов и родителей. По мнению разработчиков учебно-методических материалов, интеграция компонента «финансовая грамотность» в сферу предметного изучения на уровнях общего и профессионального образования призвана способствовать формированию у обучающихся основ рационального финансового поведения, передаче их последующим поколениям, укоренению в обществе финансовой грамотности как неотъемлемого элемента функциональной грамотности человека [Там же, с. 11].

Освоение содержания предметной области финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с разными школьными предметами. На данный момент разработаны сборники специальных модулей по финансовой грамотности для учебно-методических комплексов по таким учебным предметам, как экономика, география, математика, право, обществознание, алгебра, ОБЖ и английский язык. В основном данные сборники ори-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

ентированы на учащихся старших классов. Так, по английскому языку разработаны модули по финансовой грамотности для действующих учебников, одним из которых является учебник английского языка Forward. Согласно автору сборника специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по английскому языку для 10-х и 11-х классов М.В. Вербицкой в линии УМК Forward, основы финансовой грамотности школьника закладываются еще в курсе английского языка в основной школе. темы карманных денег, учета расходов и доходов, планирования своих расходов, соотношения цены и качества в доступной и интересной для подросткового возраста форме рассматриваются в УМК Forward по английскому языку для 7-9-х классов. Это подготавливает учащихся к более серьезному рассмотрению финансовой тематики и формированию их финансовой грамотности в 1011-х классах. В УМК Forward Plus по английскому языку для 10-го класса представлены следующие темы: Small Business («Малый бизнес»), Banking («Банки и банковские услуги»), Currency («Валюта»), Personal Budgeting («Личный бюджет»), Mortgage («Ипотека») [1].

В УМК Forward Plus по английскому языку для 11-го класса вся третья четверть фактически посвящена финансово-экономическим вопросам с целью расширения общего кругозора выпускника и выстраивания межпредметных связей (английский язык - экономика, английский язык - обществознание и т. д.). В учебнике подробно разбираются следующие темы: Economy and Economies («Что такое экономика?»), Economic Systems («Экономические системы»), Economy and the State («Экономика и государство»), Taxation («Налоги и налогообложение»), Import and Export («Импорт и экспорт»). Среди тем, обсуждение которых призвано способствовать развитию и повышению финансовой грамотности учащихся, выделяются следующие: Business Organisations («Виды организаций») и Business Finance and Banking («Финансирование бизнеса и банковское дело») [2]. Все эти темы представлены в живой и интересной для старшеклассников форме. Обучающиеся не просто читают тексты по финансовой тематике, но обсуждают спорные вопросы, участвуют в ролевых играх, моделируя свое поведение в различных ситуациях, связанных с финансами и финансовыми рисками. В рамках данной тематики учащиеся расширяют и углубляют знания и умения, приобретенные при изучении других школь-

ных предметов, знакомятся с практиками других стран, расширяют свой тезаурус по финансовой тематике, совершенствуют иноязычную коммуникативную компетенцию на основе полученных знаний в области финансовой грамотности.

Таким образом, в 10-11-х классах приемы обучения английскому языку на основе финансовой грамотности разработаны в достаточной степени, чего нельзя сказать о начальной школе. Несмотря на наличие учебных программ по финансовой грамотности для начальной школы, учебно-методические материалы по английскому языку для данного этапа обучения представлены в небольшом количестве. На данный момент существуют авторские разработки уроков по английскому языку с элементами финансовой грамотности для начальных классов. Что касается отдельно разработанных модулей к учебникам по английскому языку для начальной школы или отдельных приложений, то такие материалы нами обнаружены не были. В связи с этим разработка приемов обучения английскому языку с элементами финансовой грамотности учащихся начальной школы является актуальным вопросом для реализации государственной политики по внедрению финансовой грамотности в школьное образование.

Согласно разработчикам рабочей программы «Финансовая грамотность», для начальных классов этот курс является прикладным, реализующим интересы учащихся 2-3-х классов в сфере экономики семьи. На протяжении обучения в школе в 2-3-х классах предполагается изучение финансовой грамотности в течение 16 часов. Целью изучения курса «Финансовая грамотность» на данном этапе обучения являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Основными содержательными линиями курса являются такие темы, как «Деньги, их история, виды, функции», «Семейный бюджет» [3, с. 3].

По содержанию учебная программа для учащихся 4-го класса идентична программе для учащихся 2-3-х классов. в 4-м классе финансовая грамотность также является прикладным курсом и направлена на дальнейшее углубление знаний учащихся в сфере экономики семьи. в рамках изучения данного курса

учащиеся младших классов знакомятся с такими темами, как «что такое деньги и откуда они взялись», «Рассмотрим деньги поближе», «Защита от подделок», «Какие деньги были раньше в россии», «Современные деньги россии и других стран» и др.

Согласно Примерным программам по иностранному языку для начальной школы, основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. основными содержательными линиями являются коммуникативные умения, языковые знания и навыки оперирования ими, а также социокультурные знания и умения. Предметное содержание речи включает изучение таких тем, как «Знакомство», «Моя семья и я», «Мой дом / квартира / комната», «Праздники», «Игрушки», «одежда», «Мои друзья», «Моя школа / классная комната» и др. [5, с. 132].

основываясь на требованиях Примерной программы по иностранному языку и учебной программы по финансовой грамотности для начального этапа обучения, мы разработали комплекс упражнений по английскому языку для учащихся 2-4-х классов, базирующийся на учебном материале из области финансовой грамотности. Цель данного комплекса упражнений заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы, получении ими элементарных знаний в области финансовой грамотности, формировании навыков и умений их применения для решения элементарных вопросов в области экономики на английском языке. Рассмотрим более подробно его структуру и содержание на примере изучения темы What is money? («Что такое деньги и откуда они взялись?»).

Данный комплекс упражнений состоит из трех разделов, которые соответствуют основным содержательным линиям, представленных в Примерной программе по английскому языку, и имеют следующие названия: Language skills («Языковые навыки»), Communication («Коммуникативные умения»), Culture corner («Социокультурные знания и умения»). Каждый раздел состоит из серии упражнений, предназначенных для формирования определенного компонента иноязычной коммуникативной компетенции на основе использования учебного материала из сферы финансовой грамотности.

КИЕ НАУКИ -

Так, раздел Language skills включает в себя упражнения для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков по рассматриваемой теме. Учитывая то, что в рамках изучения темы «Что такое деньги и откуда они взялись?» ученики должны ознакомиться с такими основными понятиями, как «товар», «деньги», «покупка», «продажа», «ликвидность», «драгоценные металлы», «монеты», «бумажные деньги», «банкноты», «купюры», мы отобрали языковой материал, соответствующий заявленной тематике.

Первая серия упражнений предназначена для формирования фонетических и орфографических навыков. Сначала учащимся предлагается прочитать слова по теме Money (product, money, purchase, sale, coin, banknote, bill, barter, service), перевести их и написать транскрипцию.

Следующее упражнение направлено на дифференциацию глухих и звонких согласных английского языка. От учащихся требуется заполнить таблицу словами из предыдущего упражнения. В правой колонке нужно указать слова, которые начинаются на глухую согласную, а в левой - на звонкую.

При формировании фонетических навыков особую трудность у учащихся вызывают варианты произношения гласных английского языка. Для преодоления этой трудности учащимся предлагается прочитать слова product, money, coin, banknote, purchase, sale, barter, акцентировать внимание на особенности произношения выделенных гласных букв с последующим объяснением правил их чтения.

одним из эффективных упражнений для формирования фонетической компетенции является работа с транскрипцией иноязычных слов. В следующем упражнении учащимся необходимо не только прочитать представленные в транскрипции буквосочетания ni - тл, ut - Ьжд - кпэ, но и составить из них слова по изучаемой теме.

Для формирования орфографических навыков учащиеся заучивают алфавит английского языка наизусть, но одно лишь заучивание не гарантирует правильного произнесения английских букв в составе отдельных слов. Для обеспечения формирования прочных «спел-линговых» навыков учащимся предлагается назвать буквы алфавита, из которых состоят англоязычные слова из финансовой сферы.

Следующая серия упражнений первого раздела комплекса упражнений посвящена формированию лексических навыков. Для более прочного запоминания отобранного ранее

языкового материала в лексических упражнениях используются те же языковые единицы, что и в упражнениях, предназначенных для отработки фонетических и грамматических навыков.

В основу серии лексических упражнений положена модель формирования лексических навыков С.Ф. Шатилова, которая включает в себя следующие этапы:

1) ориентировочно-подготовительный (введение, семантизация нового слова и его первичное воспроизведение);

2) стереотипизирующе-ситуативный этап (ситуативная тренировка и создание прочных лексических речевых связей в однотипных речевых ситуациях);

3) варьирующе-ситуативный этап (создание динамичных лексических речевых связей) [6, с. 185].

На этапе семантизации нового слова учащимся предлагается соотнести слова с картинками и их объяснениями. Например, к слову banknote учащиеся должны подобрать соответствующую картинку и объяснение к ней ('а piece of printed paper that has a particular value as money'). Для более прочного запоминания особенностей написания новых слов ученикам предлагается составить слова из предыдущего упражнения из предложенного набора букв: enantkbo, rabtre, uarhscpe, onic.

На этапе создания прочных лексических связей мы предлагаем упражнение на работу с изученными словами в конкретных предложениях. Учащимся необходимо заполнить пропуски в предложении необходимыми словами. Так, в предложение After the ... of their house, they are going to move abroad ученики должны вставить слово sale, а для предложения My brother collects ... from different countries следует выбрать слово coins.

Что касается этапа создания динамичных лексических речевых связей, то на начальном этапе изучения английского языка учащимся можно предложить соотнести разные части речи с целью получения словосочетания с последующим составлением предложения с полученным словосочетанием. Если уровень языковой подготовки учащихся позволяет усложнить задание, то из полученных предложений можно попросить учащихся составить небольшие мини-монологи или мини-диалоги.

Языковой материал по финансовой грамотности может также способствовать и эффективному формированию грамматических навыков. Согласно Примерной программе по английскому языку для начальной школы, в

рамках изучения грамматической стороны речи учащиеся изучают особенности использования существительных в единственном и множественном числе, количественные числительные до 100, порядковые числительные до 20 и т. д. [5, с. 135]. Опираясь на требования данного документа, разработанный нами комплекс упражнений включает в себя упражнения на образование и употребление существительных в единственном и во множественном числе, употребление формы глагола to be.

1. Найдите слова, которые не употребляются во множественном числе.

Product. Money. Purchase. Sale. Coin. Banknote. Bill. Barter. Service.

2. Образуйте множественное число от слов из упражнения 1. Какие слова не образуют множественное число?

3. Определите, в каком числе употреблены подчеркнутые существительные. Преобразуйте слова в предложении в множественное или единственное число. Обратите внимание на изменения глагола to be.

Our product is the best on the market.

Her purchases are very expensive.

This coin is from England.

Tomans are not coins or banknotes: it is just a name for the money.

The electricity bill is on the table.

Упражнения из раздела Communication («Коммуникативные умения») направлены на формирование коммуникативных умений в разных видах речевой деятельности, а также на знакомство учащихся с историей происхождения денег, формирование умений разыгрывать ситуации, в которых используется понятие «деньги», составлять тексты в устной и письменной формах по тематике финансовой грамотности.

для формирования аудитивных умений учащимся предлагается прослушать песню Ten shiny coins (URL: http://learnenglishkids.british-council.org/songs/ten-shiny-coins). Это песня о мальчике, его копилке и вещах, которые он покупает. Учащимся необходимо соотнести в таблице остаток количества монет с покупками, которые совершил мальчик.

Соотнесите в таблице остаток количества монет с покупками, которые совершил мальчик.

a cake and an ice cream six shiny coins

a paintbox, a pen no shiny coins

a yo-yo, a ball two shiny coins

a comic and a book eight shiny coins

some stickers, a notebook four shiny coins

Для формирования умений в чтении перед учащимися стоит задача прочитать небольшой текст о древних римских монетах, перевести его и выполнить послетекстовые задания. Первое послетекстовое задание направлено на понимание основной информации в тексте. учащимся необходимо определить верные и неверные утверждения.

For ancient Romans gold was a form of money. T/F

The Romans were the first to mint coins with portraits of people. T/F

Второе задание предполагает проверку восприятия более детальной информации. ученикам предстоит ответить на ряд специальных вопросов по содержанию прочитанного текста:

What was the name of the famous roman who ordered to draw his portrait on the coins? What was the name of a special dish made of clay which served for the storage of money?

Для обучения говорению учащимся предлагаются небольшие диалоги, в которых необходимо заполнить пропуски словами по изучаемой теме из предложенного списка и разыграть их по ролям.

coins change rubles change

Dialogue 1

Teller: May I help you, Miss?

Tess: Yes. I have some ... that I need to change.

Teller: That's great! I can use some ... I'm almost out.

Tess: Thank you very much!

Teller: You are welcome!

Dialogue 2

Cashier: How can I help you, Miss?

Natasha: Could you break a 100 ... for me?

Cashier: Sure. How do you want it?

Jackie: Could I have five 10's and the rest in 5's?

Cashier: Well, I have some 10's, but I don't have enough 5's. Are 2's fine with you?

Jackie: Oh, that's even better! In that case, I won't have to worry about the small . to buy some bubble gums.

Cashier: Here you go!

Jackie: Thanks a million!

В начальной школе формирование компетенции в письме и письменной речи характеризуется формированием таких умений, как списывание текста, вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний, на-

КИЕ НАУКИ -

писание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма [5, c. 132]. Учитывая данные требования, мы предлагаем учащимся составить письменное сообщение о банкноте или монете, опираясь на предложенное клише:

Подготовь письменное сообщение о банкноте или монете, следуя следующему плану:

This coin / banknote is used in (name of the country). It is called (name of the coin/banknote). It is made of. (material). It was minted in ... (date). This coin/ banknote depicts. (describe what you can see on the coin).

третий раздел разработанного комплекса в основном направлен на приобретение социокультурных знаний и формирование соответствующих навыков и умений в области английского языка и финансовой грамотности. он включает в себя задания интерактивной и проектной направленности.

В первом задании от учащихся требуется прочитать и перевести пословицы по изучаемой теме и объяснить случаи их использования:

If you've money, take a seat; it you've none, take to your feet.

To pay a man back in his own coin.

Never sell your hen on a rainy day.

В следующем задании предлагается выполнить International currency quiz, в котором нужно соотнести страны с названиями денег, которые используются в этих странах. Таблица состоит из трех колонок: Currency, Country, National flag.

Последнее задание представлено в проектной форме. В основу этого задания положен сказочный сюжет о трех поросятах. При выполнении этого задания ученикам нужно помочь каждому поросенку построить дом, опираясь на материальные средства, которые есть у каждого поросенка в наличии:

Three funny piglets Naf Naf, Nuf Nuf, Nif Nif live in the forest. They want to build a house. They have banknotes and products which they can barter. Help them to choose materials, furniture for their new house and spend money and products wisely. Draw their house.

Задание сопровождается таблицами, в которых представлена информация о наличии денежных средств у каждого поросенка и материальных средств, предназначенных для осуществления бартера с другими жителями леса для приобретения элементов интерьера

для будущего дома. Это задание не только способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся младших классов, но и обеспечивает освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

таким образом, разработанный нами комплекс упражнений представляет собой многоступенчатую структуру, организованную по принципу от простого к сложному, т. е. от приобретения языковых навыков и знакомства с элементарными понятиями из области финансовой грамотности на английском языке к овладению социокультурными знаниями, коммуникативными навыками и умениями в области финансовой грамотности и способностью их использовать в реальном иноязычном общении. мы надеемся, что овладение финансовой грамотностью на уроках иностранного языка в начальной школе будет способствовать достижению больших результатов, а именно:

- осознанию себя как финансово грамотного члена общества и государства;

- овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях и способности их воспроизведения на английском языке;

- проявлению познавательной и творческой инициативы и ее выражению на английском языке;

- пониманию и правильному использованию экономических терминов и их эквивалентов на английском языке;

- составлению текстов в устной и письменной формах на английском языке с использованием элементарных экономических терминов;

- проведению элементарных финансовых расчетов на изучаемом языке.

Список литературы

1. Вербицкая М.В. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по английскому языку 10 класса. М.: Вентана - Граф, 2017.

2. Вербицкая М.В. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для уМК по английскому языку 11 класса. М.: Вентана-Граф, 2017.

3. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учеб. программа. 2-4-е классы общеобразовательных организаций. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

4. Основы финансовой грамотности, методы ее преподавания в системе основного, среднего образования и финансового просвещения сельского населения: учеб. пособие [Электронный ресурс]. URL: https://vashifinancy.ru/materials/uchebnoe-poso bie-dlia-uchitelei-selskikh-shkol/ (дата обращения: 13.07.2019).

5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч. 4-е изд., перераб. М.: Просвещение, 2011. Ч. 2.

6. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пособие для студ.

пединститутов. М.: Высш. шк., 1986.

* * *

1. Verbickaya M.V. Sbornik special'nyh modulej po finansovoj gramotnosti dlya UMK po anglijskomu yazyku 10 klassa. M.: Ventana - Graf, 2017.

2. Verbickaya M.V. Sbornik special'nyh modulej po finansovoj gramotnosti dlya UMK po anglijskomu yazyku 11 klassa. M.: Ventana-Graf, 2017.

3. Korlyugova Yu.N. Finansovaya gramotnost': ucheb. programma. 2-4-e klassy obshcheobrazova-tel'nyh organizacij. M.: VITA-PRESS, 2014.

4. Osnovy finansovoj gramotnosti, metody ee prepodavaniya v sisteme osnovnogo, srednego obra-zovaniya i finansovogo prosveshcheniya sel'skogo naseleniya: ucheb. posobie [Elektronnyj resurs]. URL: https://vashifinancy.ru/materials/uchebnoe-posobie-dlia-uchitelei-selskikh-shkol/ (data obrashcheniya: 13.07.2019).

5. Primernye programmy po uchebnym pred-metam. Nachal'naya shkola: v 2 ch. 4-e izd., pererab. M.: Prosveshchenie, 2011. Ch. 2.

6. Shatilov S.F. Metodika obucheniya nemecko-mu yazyku v srednej shkole: ucheb. posobie dlya stud. pedinstitutov. M.: Vyssh. shk., 1986.

Considering the issue of financial literacy teaching in English lessons at primary school

The article deals with the substantiation of financial literacy teaching in the process of English language teaching at primary school. There is described the set of exercises in English for 2-4 form students including the learning material from the sphere of financial literacy.

Key words: English language, primary school, financial literacy.

(Статья поступила в редакцию 01.08.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.