Научная статья на тему 'Жанровый кластер современного учебника литературы'

Жанровый кластер современного учебника литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1035
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАНР / ДИСКУРС / КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РИТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЖАНРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GENRE / DISCOURSE / COMMUNICATIVE SPACE / RHETORICAL APPROACH / GENRE COMPETENCE / COMMUNICATIVE SITUATION / EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ерохина Е. Л.

В условиях педагогической коммуникации целесообразно рассматривать учебник как особую разновидность дискурса, а включенные в него тексты как предмет взаимодействия субъектов образовательного процесса. Цель статьи: описать и систематизировать жанровый репертуар учебника литературы; установить соответствие между методикой работы с учебником на уроках литературы и коммуникативным (риторическим) подходом к чтению, анализу и интерпретации текстов разных жанров. Методология и методы исследования: методологическую основу статьи составляют исследования в области концепции личностно ориентированного образования; риторики и речеведения; педагогической риторики. Применялись следующие методы исследования: изучение и сравнительный анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы. Материалом исследования являлись УМК по литературе для основного и среднего общего образования. Результаты исследования, обсуждение: в речеведении доказано, что эффективность постижения читателем авторского замысла, адекватность информационной обработки и интерпретации исходного текста во многом зависит от реализации в процессе чтения жанрового ожидания и жанровой компетенции читателя. Следовательно, методический аппарат учебника литературы не может разрабатываться без учета жанровых особенностей текстов, составляющих коммуникативное пространство учебника: жанры художественной литературы: эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения; жанры научного стиля речи: литературно-критическая статья, историко-литературная статья, теоретико-литературная статья, рецензия, словарно-энциклопедическая статья; жанры публицистического стиля: биографический очерк, творческий портрет; жанры официально-делового стиля: инструкция, памятка; письменные жанры разговорного стиля: обращение к ученику-читателю. На примере УМК «Литература» (5-9 классы и 10-11 классы) Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой, Е. Л. Ерохиной раскрыты жанровые особенности текстов современного учебника литературы, показаны приемы работы с текстами разных жанров. Заключение: отбор жанров в учебнике литературы, объединение их в жанровый кластер обусловлен авторской установкой на обращение к личности ученика-адресата, задачей сместить акцент в преподавании литературы с художественного произведения, рассматриваемого изолированно от конкретного ученика, на личность ученика-читателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE CLUSTER OF MODERN LITERATURE TEXTBOOK

Introduction. In terms of pedagogical communication it is advisable to consider the textbook as a special kind of discourse, and the texts included in it as a subject of interaction of the subjects of the educational process. Purpose of the article: to describe and systematize the genre repertoire of the textbook of literature; to establish a correspondence between the methods of work with the textbook in the lessons of literature and communicative (rhetorical) approach to reading, analysis and interpretation of texts of different genres. Research Methods: the methodological basis of the article is the research in the field of the concept of personality-oriented education; rhetoric and speech; pedagogical rhetoric. The following research methods were used: the study and comparative analysis of psychological and pedagogical, speech, methodical literature. The material of the study was the UMK in literature for basic and secondary education. Results: reading the genre expectation and the reader's genre competence. Therefore, the methodical apparatus of the textbook of literature cannot be developed without taking into account the genre features of the texts that make up the communicative space of the textbook: genres of fiction: epic, lyrical, dramatic, lyric-epic works; genres of scientific style of speech: literary-critical article, historical-literary article, theoretical-literary article, review, dictionary-encyclopedic article; genres of journalistic style: biographical essay, creative portrait; genres of official-business style: instruction, memo; written genres of spoken style: appeal to the student-reader. On the example of UMK "Literature” (5-9 classes and 10-11 classes) G. V. Moskvin, N. N. Puryaeva, E. L. Erokhina revealed the genre features of the texts of the modern textbook of literature, shows the methods of working with texts of different genres. Conclusions: the selection of genres in the textbook of literature, combining them into a genre cluster is due to the author's installation on the appeal to the personality of the student-addressee, the task is to shift the emphasis in the teaching of literature from an artwork, considered in isolation from a particular student, to the personality of the student-reader.

Текст научной работы на тему «Жанровый кластер современного учебника литературы»

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕБНИК

УДК 372.882 DOI: 10.24411/2071-6427-2018-10024

Жанровый кластер современного учебника литературы

В условиях педагогической коммуникации целесообразно рассматривать учебник как особую разновидность дискурса, а включенные в него тексты — как предмет взаимодействия субъектов образовательного процесса. Цель статьи: описать и систематизировать жанровый репертуар учебника литературы; установить соответствие между методикой работы с учебником на уроках литературы и коммуникативным (риторическим) подходом к чтению, анализу и интерпретации текстов разных жанров. Методология и методы исследования: методологическую основу статьи составляют исследования в области концепции личностно ориентированного образования; риторики и речеведения; педагогической риторики. Применялись следующие методы исследования: изучение и сравнительный анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы. Материалом исследования являлись УМК по литературе для основного и среднего общего образования. Результаты исследования, обсуждение: в речеведении доказано, что эффективность постижения читателем авторского замысла, адекватность информационной обработки и интерпретации исходного текста во многом зависит от реализации в процессе чтения жанрового ожидания и жанровой компетенции читателя. Следовательно, методический аппарат учебника литературы не может разрабатываться без учета жанровых особенностей текстов, составляющих коммуникативное пространство учебника: жанры художественной

Е. Л. Ерохина

Доктор педагогических наук, профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета E-mail: lenusha@rambler.

Elena L. Erokhina

PhD (Pedagogy), Professor of the Chair of Rhetoric and Culture of Speech, Moscow State Pedagogical University, Russia

Как цитировать статью: Ерохина Е. Л. Жанровый кластер современного учебника литературы // Ценности и смыслы. 2018. № 5 (57). С. 47-57.

литературы: эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения; жанры научного стиля речи: литературно-критическая статья, историко-литературная статья, теоретико-литературная статья, рецензия, словарно-энциклопедическая статья; жанры публицистического стиля: биографический очерк, творческий портрет; жанры официально-делового стиля: инструкция, памятка; письменные жанры разговорного стиля: обращение к ученику-читателю. На примере УМК «Литература» (5-9 классы и 10-11 классы) Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой, Е. Л. Ерохиной раскрыты жанровые особенности текстов современного учебника литературы, показаны приемы работы с текстами разных жанров. Заключение: отбор жанров в учебнике литературы, объединение их в жанровый кластер обусловлен авторской установкой на обращение к личности ученика-адресата, задачей сместить акцент в преподавании литературы с художественного произведения, рассматриваемого изолированно от конкретного ученика, на личность ученика-читателя.

Ключевые слова: жанр, дискурс, коммуникативное пространство, риторический подход, жанровая компетенция, коммуникативная ситуация, учебная деятельность.

Введение. В информационном обществе особое значение имеет коммуникация — процесс речевого взаимодействия между людьми, извлечение смыслов из информационных сообщений (текстов) и обмен этими смыслами. В полной мере это касается и педагогической коммуникации [17]. Следовательно, сегодня целесообразно рассматривать любой учебник — в настоящей статье это учебник литературы — не как замкнутый в самом себе статичный учебно-научный текст большого объема, а как разомкнутое пространство, получающее свою жизнеспособность только в ходе непосредственного взаимодействия субъектов образовательного процесса [18].

Постановка проблемы. Полагаем, что ответ на вопрос, чем является современный учебник — навигатором, собранием канонических текстов, справочником, пособием и пр.,— во многом зависит от особенностей его «погружения в жизнь» (Н. Д. Арутюнова), от специфики его дискурса, если понимать дискурс как «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами» [2, с. 136-137], как «организованное упорядоченное речевое пространство мысли и речи — рече-мыслительное пространство» [16, с. 9].

Цель статьи. В данной статье мы рассмотрим жанровый репертуар коммуникативного пространства (дискурса) современного учебника литературы, считая вслед за Б. М. Гаспаровым [4, с. 295-296], что главными аспектами коммуникативного пространства являются тексты и речевые события (genre or type of event) [19], воплощенные в конкретных речевых жанрах. В данной работе под речевыми жанрами мы будем понимать «определенные, относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [3].

Кроме того, будет установлена связь между методикой работы с учебником на уроках литературы и коммуникативным (риторическим) подходом к чтению, анализу и интерпретации текстов разных жанров [21].

Методология и методы исследования. Методологическую основу статьи составляют исследования в области концепции личност-но ориентированного образования (Н. А. Алексеев, Д. А. Белухин, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.); риторики и речеведения (В. И. Аннушкин, Л. А. Введенская, Л. К. Граудина, А. К. Михальская, Ю. В. Рождественский, И. А. Стернин, Т. Г. Хазагеров и др.); педагогической риторики (Л. Г. Антонова, Н. Д. Десяева, Н. А. Ипполитова, З. И. Курцева, Т. А. Ладыженская, А. А. Леонтьев, А. А. Мурашов, И. А. Стернин, С. Е. Тихонов и др.).

Применялись следующие методы исследования: изучение и сравнительный анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы. Материалом исследования являются УМК по литературе для основного и среднего общего образования.

Результаты исследования, обсуждение. В речеведении доказано, что эффективность постижения читателем авторского замысла, адекватность информационной обработки и интерпретации исходного текста во многом зависят от реализации в процессе чтения жанрового ожидания и жанровой компетенции читателя. Следовательно, методический аппарат учебника литературы не может разрабатываться без учета жанровых особенностей текстов, составляющих коммуникативное пространство учебника.

Охарактеризуем разнообразие речевых жанров в современном учебнике литературы на примере УМК «Литература» 5-9 классы и 1011 классы Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой, Е. Л. Ерохиной.

Вслед за М. М. Бахтиным, полагавшим, что особенности жанров

«определяются спецификой... сферы общения» [3], мы положили в основу систематизации типов высказываний, составляющих жанровый кластер учебника литературы, функционально-стилистический принцип:

- жанры художественной литературы: эпические, лирические, драматические, лиро-эпические произведения;

- жанры научного стиля речи (учебно-научного подстиля): литературно-критическая статья, историко-литературная статья, теоретико-литературная статья, рецензия, словарно-энциклопедическая статья;

- жанры публицистического стиля (научно-публицистического под-стиля): биографический очерк, творческий портрет;

- жанры официально-делового стиля: инструкция, памятка;

- письменные жанры разговорного стиля: обращение (к ученику-читателю).

Анализ способов работы с художественными текстами, которые наиболее полно разработаны в методике преподавания литературы, оставим за пределами данной статьи.

Обратимся в первую очередь к жанрам научного (учебно-научного) стиля, специфика которых определяется, во-первых, их тематикой — описанием фактов, явлений действительности и законов; во-вторых, композицией, воплощающей принцип логичности, последовательности, доказательности; в-третьих, языковыми особенностями, связанными с реализацией требования отвлеченности, обобщенности, точности, строгости, скрытой эмоциональности.

При организации работы с жанрами научного стиля необходимо создать условия для постижения обучающимися основного содержания текста, установления причинно-следственных связей, проведения систематизации и обобщения информации [6, с. 56-58].

Покажем, как система заданий в учебнике литературы учитывает специфику работы с научными (учебно-научными) жанрами.

В учебнике 6 класса после теоретико-литературной статьи «Древнерусская литература» дано пять заданий [9, с. 43]:

- Найди в тексте ответ на вопрос: каковы особенности самых ранних древнерусских повестей? Задание ориентирует на поиск в тексте конкретной информации.

- Почему именно повести (из всех жанров древнерусской литературы)

суждено было продолжать жить и развиваться в последующей литературе? Почему в основе многих древнерусских повестей лежит рассказ о событиях из истории Древней Греции? Вопросы позволяют установить причинно-следственные связи, учат решать проблему, выдвигать гипотезу и проверять ее, используя материал прочитанного научного текста.

- Чем повесть близка другому древнерусскому жанру—житию святых? Чем она похожа на сказку? Данные вопросы позволяют систематизировать информацию, соотнести ее с уже известной.

Начиная с 8 класса в учебнике представлен специальный раздел «Учимся работать с научной и критической литературой», в котором учащимся предложены для чтения и анализа сложные (собственно научные) тексты и специальная система заданий. Так, например, читая статью Ю. М. Лотмана «Идейная структура „Капитанской дочки"» [12, с. 205], учащиеся находят в тексте ответы на следующие вопросы:

Каков главный вопрос исторического романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»? Что спасает Машу и Гринева в трагических ситуациях их жизни? Какие качества личности исторического деятеля ценит А. С. Пушкин? В чем, по мнению А. С. Пушкина, состоит правильный жизненный путь?—данные вопросы помогают учащимся сориентироваться в основной информации текста. Как в романе соотносятся законность и нравственность? — отвечая на вопрос, школьники выполняют логические операции с информацией. Что означает «милость» в понимании А. С. Пушкина? В чем главное различие двух дворян: Гринева и Швабрина?—вопросы направлены на систематизацию информации.

Очевидно, что основная сложность постижения научных текстов связана с наличием в них терминологии и специальной лексики, которая может быть непонятна школьнику. С этой целью в учебник включаются задания: Перед чтением текста вспомни, что такое стихотворный размер. Какие двусложные размеры тебе известны? Объясни, что означают слова «традиция» и «новаторство» [9, с. 254]. Учащимся дается пояснение: при необходимости значение терминов следует посмотреть в словаре.

Иначе строится работа с публицистическими (научно-публицистическими) жанрами. Тексты учебника, в которых представлена история жизни и творчества писателя, имеют признаки жанров портретный

очерк, творческий портрет. В рабочей программе Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой, Е. Л. Ерохиной эти тексты названы словом о писателе [15]. Данные тексты не относятся к научному жанру биография. Они имеют особенность, отмеченную Ю. М. Лотманом: «Биографическая монография научного типа может ограничиться документом. Однако биография для массового читателя не может пойти по этому пути. Она должна дать встающий за документами живой и целостный человеческий образ» [7]. Иными словами, тексты-биографии в учебнике литературы имеют черты текстов публицистического (научно-публицистического) стиля. Жанры публицистического стиля объединяет общая коммуникативная цель воздействия на читателя. Жанры портретного очерка или творческого портрета, представленные в учебнике литературы, не только сообщают сведения о жизненном пути и этапах творчества автора, но, главное, воссоздают его образ, раскрывают его внутренний мир, истоки характера, эмоциональные реакции на те или иные жизненные обстоятельства, мотивы поступков. Не преувеличивая значения биографического метода в литературоведении, согласно которому концептуальной основой творчества писателя является его личность, мы признаем тем не менее, что при изучении художественного произведения в школе образ писателя важен для постижения авторского замысла и авторской позиции.

В основе методики работы с жанрами портретного очерка и творческого портрета — актуализация воссоздающего воображения школьников, пробуждение их эмоций. Приведем примеры заданий, нацеливающих на работу с публицистическими текстами: Как ты думаешь, почему жизнь и судьбу Достоевского можно назвать печальными? Подтверди свой ответ фактами биографии писателя. Что помогало Достоевскому справляться с жизненными испытаниями? [10, с. 62]. Что явилось причиной ссылки Пушкина на юг России? Попробуйте описать чувства и переживания молодого поэта, узнавшего о таком решении государя [11, с. 148]. Назовите драматические события жизни М. Ю. Лермонтова. Как они повлияли на формирование его личности и на особенности его творчества? [13, с. 23].

Особое место в учебнике литературы занимают тексты официально-делового стиля. Несмотря на полидискурсивность жанров памятка и инструкция, коммуникативная цель «сообщить значимые объективные сведения и предписать связанные с ними необходимые действия,

регламентировать действия человека» [1, с. 105] дает основание отнести их к сфере деловой коммуникации; их принято считать периферийными жанрами официально-делового стиля [5, с. 98]. Главной жанровой особенностью этих текстов является их содержание — предписывающая информация, которая «не вызывает эмоций, ее просто нужно принять к сведению» [1, с. 106]. Очевидно, что жанры инструкции и памятки востребованы в коммуникативной ситуации, связанной с потребностью коммуниканта получить четкую, ясную, последовательную информацию о необходимых действиях в процессе той или иной деятельности. Данные тексты реализуют регулятивную функцию общения — сложно представить, чтобы инструктивные тексты читались с целью получить новую информацию или удовольствие. Поэтому важно организовать такую учебную деятельность учащихся на уроке литературы с использованием учебника, в ходе которой будет предусмотрена работа с текстом инструкции, пошаговое освоение ее содержания.

Приведем пример такого задания из учебника 11 класса: Прочитайте произведения современной литературы (по вашему выбору или указанию учителя) и примите участие в проекте «Литературная премия». Цель проекта — проанализировать произведения современной литературы и дать им оценку с позиции читателя-одиннадцатиклассника. Можно определить следующие основные этапы работы над проектом: изучение особенностей организации и проведения современных литературных конкурсов; актуализация умения читать и реферировать критические и литературоведческие работы (см. учебники для 5-х— 9-х классов), а также писать рецензии на прочитанные произведения; распределение «ролей»: критики эпических произведений, критики лирических произведений, жюри, эксперты, журналисты и др.; определение критериев выявления лауреатов премии; выбор названия премии, разработка дизайна диплома или подарка лауреатам, создание необходимых официальных документов и пр.; создание сценария торжественной церемонии вручения премии.

Предложенные нами этапы подготовки проекта являются примерными: вы можете внести уточнения, изменения или разработать их самостоятельно. Работа над проектом может осуществляться индивидуально или в группах. В случае необходимости обратитесь к памятке «Как работать над самостоятельным исследованием или проектом по литературе» в учебнике для 8 класса [14, с. 327].

Кроме того, задания в учебнике нацеливают школьников на самостоятельное создание текстов в жанре памятки или инструкции. Например, задание к сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»: В классе на уроке можно устроить конкурс на лучшего рассказчика. Подумай, по каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы. Подготовь памятку для жюри [8, с. 211].

Спецификой рассматриваемого нами учебника литературы является наличие в его жанровом кластере текстов разговорного стиля. Речь идет о жанре личного обращения (к ученику-читателю). Эти тексты призваны установить контакт между автором и адресатом, создать доверительность в общении, выразить уважение к адресату, разъяснить авторский замысел. Эти тексты не требуют специально организованной работы с ними: Уважаемый шестиклассник! Еще в прошлом году мы обращались к тебе как к новичку, только вступающему на путь постижения литературы. А сегодня уже хочется назвать тебя коллегой. Это неслучайно, ведь ты становишься профессиональным читателем. Ты уже понимаешь, что такое художественный образ, знаешь, какими средствами литература отражает действительность, как строятся самые разные произведения, какими специальными приемами пользуются авторы, чтобы донести до читателя важные мысли, пробудить в нем сильные чувства и переживания. Ты уже знаком с творчеством многих замечательных русских и зарубежных писателей. В этом году тебе предстоит встреча с новыми классическими произведениями русской и зарубежной литературы. Кстати, ты узнаешь и о том, что же такое «классика». Как всегда, мы приготовили для тебя много интересных вопросов и заданий, выполняя которые, ты сможешь проверить, внимательно ли ты прочел текст произведения, разобрался ли в перипетиях сюжета, в характерах героев и мотивах их поступков, сможешь выразить свое отношение к прочитанному [9, с. 3].

Заключение. Что же дает основание считать перечисленную палитру жанров учебника литературы именно кластером жанров? Что определяет их отбор и является их объединяющим началом? Полагаем, что отбор жанров в учебнике литературы обусловлен авторской установкой на обращение к личности ученика-адресата, задачей «сместить акцент в преподавании литературы в школе с художественного произведения, рассматриваемого изолированно от конкретного ученика, на личность ученика-читателя» [20].

Литература

1. Алексеева И. С. Текст и перевод. Вопросы теории. М.: Международные отношения, 2008. 184 с.

2. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская Энциклопедия, 1990. 688 с.

3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://philologos.narod.ru/ bakhtin/bakh_genre.htm (дата обращения: 12.06.2018).

4. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.

5. Карабань Н. А. Речевой жанр инструкции // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2008. Т. 7. № 5. С. 96-98.

6. Лебедев В. В. Образовательная технология «Достижение прогнозируемых результатов»: теория и практика: учебное пособие. М.: АПКиППРО, 2011. 368 с.

7. Лотман Ю. М. Биография — живое лицо // Новый мир. 1985. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vivovoco.astronet.ru (дата обращения: 30.06.2018).

8. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е.Л. Литература. 5 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2016. 256 с.

9. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е.Л. Литература. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2016. 288 с.

10. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е.Л. Литература. 6 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2016. 272 с.

11. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е.Л. Литература. 7 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2017. 288 с.

12. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е.Л. Литература. 8 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2018. 320 с.

13. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е.Л. Литература. 8 класс. Учебник. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС. М.: Вентана-Граф, 2018. 208 с.

14. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е. Л. Литература. 11 класс. Учебник. М.: Вентана-Граф, 2018. 336 с.

15. Москвин Г. В., Пуряева Н. Н., Ерохина Е.Л. Литература. Программа. 5-9 классы общеобразовательных учреждений. ФГОС (+CD). М.: Вентана-Граф, 2014 г. 144 с.

16. Щербинина Ю.В. Введение в педагогический дискурс. М.: Форум, 2015. 432 с.

17. Bernstein B. The structuring of pedagogic discourse: Class, codes & control, Volume IV. London: Routledge, 1990. P. 1-216.

18. Dijk T. A. van. Discourse analysis as a new cross-discipline // Handbook of Discourse Analysis. London. 1985. Vol. 1. P. 1-10.

19. Hymes D. Models of the interaction of language and social life // Directions in Sociolinguistics: Ethnography of Communication / eds. J. J. Gumperz, D. Hymes. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1972. P. 35-71.

20. Lazebnikova A., Erokhina E. Content renewal of school social and liberal arts disciplines as a factor of personal educational growth // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38 (N° 40). P. 25.

21. Rose D. Towards a reading based theory of teaching // In Proceedings of the 33rd International Systemic Functional Congress, Sâo Paulo: PUCSP / Edited by: Barbara L., Berber Sardinha T. 2007. P. 36-77.

GENRE CLUSTER OF MODERN LITERATURE TEXTBOOK

Introduction. In terms of pedagogical communication it is advisable to consider the textbook as a special kind of discourse, and the texts included in it as a subject of interaction of the subjects of the educational process. Purpose of the article: to describe and systematize the genre repertoire of the textbook of literature; to establish a correspondence between the methods of work with the textbook in the lessons of literature and communicative (rhetorical) approach to reading, analysis and interpretation of texts of different genres. Research Methods: the methodological basis of the article is the research in the field of the concept of personality-oriented education; rhetoric and speech; pedagogical rhetoric. The following research methods were used: the study and comparative analysis of psychological and pedagogical, speech, methodical literature. The material of the study was the UMK in literature for basic and secondary education. Results: reading the genre expectation and the reader's genre competence. Therefore, the methodical apparatus of the textbook of literature cannot be developed without taking into account the genre features of the texts that make up the communicative space of the textbook: genres of fiction: epic, lyrical, dramatic, lyric-epic works; genres of scientific style of speech: literary-critical article, historical-literary article, theoretical-literary article, review, dictionary-encyclopedic article; genres of journalistic style: biographical essay, creative portrait; genres of official-business style: instruction, memo; written genres of spoken style: appeal to the student-reader. On the example of UMK "Literature" (5-9 classes and 10-11 classes) G. V. Moskvin, N. N. Puryaeva, E. L. Erokhina revealed the genre features of the texts of the modern textbook of literature, shows the methods of working with texts of different genres. Conclusions: the selection of genres in the textbook of literature, combining them into a genre cluster is due to the author's installation on the appeal to the personality of the student-addressee, the task is to shift the emphasis in the teaching of literature from an artwork, considered in isolation from a particular student, to the personality of the student-reader.

Keywords: genre, discourse, communicative space, rhetorical approach, genre competence, communicative situation, educational activity.

References

• Alekseeva I. S. Tekst i perevod. Voprosy teorii. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2008. 184 s. [In Rus].

• Arutyunova N. D. Diskurs // Lingvisticheskij ehnciklopedicheskij slovar' / gl. red. V. N. Yarceva. M.: Sovetskaya Enciklopediya, 1990. 688 s. [In Rus].

• Bahtin M. M. Problema rechevyh zhanrov. M.: Russkie slovari, 1996. T. 5: Raboty 1940-1960 gg. [Elektronnyj resurs]. URL: http://philologos.narod.ru/bakhtin/bakh_ genre.htm (data obrashcheniya: 12.06.2018). [In Rus].

• Bernstein B. The structuring of pedagogic discourse: Class, codes & control, Volume IV. London: Routledge, 1990. P. 1-216.

• Dijk T. A. van. Discourse analysis as a new cross-discipline // Handbook of Discourse Analysis. London. 1985. Vol. 1. P. 1-10.

• Gasparov B. M. Yazyk, pamyat', obraz. Lingvistika yazykovogo sushchestvovaniya. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 1996. 352 s. [In Rus].

• Hymes D. Models of the interaction of language and social life // Directions in

Sociolinguistics: Ethnography of Communication / eds. J. J. Gumperz, D. Hymes. New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1972. P. 35-71.

• Karaban' N. A. Rechevoj zhanr instrukcii // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2008. T. 7. № 5. S. 96-98. [In Rus].

• Lazebnikova A., Erokhina E. Content renewal of school social and liberal arts disciplines as a factor of personal educational growth // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38 (N. 40). P. 25.

• Lebedev V V Obrazovatel'naya tekhnologiya «Dostizhenie prognoziruemyh rezul'tatov»: teoriya i praktika: uchebnoe posobie. M.: APKiPPRO, 2011. 368 s. [In Rus].

• Lotman Yu. M. Biografiya — zhivoe lico // Novyj mir. 1985. № 2 [Elektronnyj resurs]. URL: http://vivovoco.astronet.ru (data obrashcheniya: 30.06.2018). [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. 5 klass. Uchebnik. V 2-h chastyah. Chast' 1. FGOS. M.: Ventana-Graf, 2016. 256 s. [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. 6 klass. Uchebnik. V 2-h chastyah. Chast' 1. FGOS. M.: Ventana-Graf, 2016. 288 s. [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. 6 klass. Uchebnik. V 2-h chastyah. Chast' 2. FGOS. M.: Ventana-Graf, 2016. 272 s. [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. 7 klass. Uchebnik. V 2-h chastyah. Chast' 1. FGOS. M.: Ventana-Graf, 2017. 288 s. [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. 8 klass. Uchebnik. V 2-h chastyah. Chast' 1. FGOS. M.: Ventana-Graf, 2018. 320 s. [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. 8 klass. Uchebnik. V 2-h chastyah. Chast' 2. FGOS. M.: Ventana-Graf, 2018. 208 s. [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. 11 klass. Uchebnik. M.: Ventana-Graf, 2018. 336 s. [In Rus].

• Moskvin G. V., Puryaeva N. N., Erohina E. L. Literatura. Programma. 5-9 klassy obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. FGOS (+CD). M.: Ventana-Graf, 2014 g. 144 s. [In Rus].

• Rose D. Towards a reading-based theory of teaching // In Proceedings of the 33rd International Systemic Functional Congress, Sao Paulo: PUCSP / Edited by: Barbara L., Berber Sardinha T. 2007. P. 36-77.

• Shcherbinina Yu. V. Vvedenie v pedagogicheskij diskurs. M.: Forum, 2015. 432 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.