УДК 8(07)
ББК 74.268.3
Г.В. Москвин
МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОМАНА «ГЕРОй НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В ШКОЛьНОМ УЧЕБНОМ ПРОцЕССЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЗТАПЕ
Статья посвящена вопросам преподавания русской классической литературы, в частности романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в средней школе. В ней рассматриваются возможности объединения академических исследований, учебно-методических разработок и материалов, дидактического опыта вместе с педагогическим мастерством для решения задач достижения предметных результатов в учебном процессе и воспитания мыслящей личности ученика. В статье предлагается стратегия представления учебного материала, его методическая интерпретация и даются конкретные рекомендации для учителя. Автор опирается на труды известных лермонтоведов, таких как Б.М. Эйхенбаум, Е.Н. Михайлова, В.Э. Вацуро, Э.Г. Герштейн, В.М. Маркович и др., а также на современную методическую литературу.
Ключевые слова: М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени», школа, учебный процесс, преподавание литературы, методическая организация.
G.V. Moskvin
METHODOLOGICAL ORGANIZATION OF PRESENTING “HERO OF OUR TIME” NOVEL BY M.Yu. LERMONTOV in the contemporary school CURRICULUM1 2
The questions of teaching of Russian classical literature, the novel by MJU. Lermontov “Hero of Our Time” in school are discussed. The options of taking together results of academic researches, methodological works, materials and recommendations, didactic experience, pedagogical talent for achieving needed results in study process and bringing up creatively thinking of a student personality are considered. The strategy of presentation the novel in a class, its methodological interpretation and gives recommendations for a teacher is proposed. The author relies on results on prominent scholar, such as B.M. Eikhenbaum, E.N. Mikhailova, V.E. Vatsuro, E.G. Gershtein, V.M. Marcovich and others and contemporary methodological literature as well.
Key words: MJu. Lermontov, “Hero of Our Time”, school, study process, teaching of literature, methodological organization.
В центре преподавания прозы М.Ю. Лермонтова в средней школе, как, впрочем, и в высшей, всегда находится роман «Герой нашего времени». Содержательные составляющие произведения (тематика, проблематика, круг идей) вкупе с художественными достоинствами его формы традиционно составляют учебный материал для достижения предметных результатов Тре-
бования стандарта [12], имеют целеполагающее значение, носят идеальный характер и неизменно труднодостижимы в условиях реального учебного процесса, на что влияет много внеположных самой его сути факторов, таких как понижение статуса предмета литературы прошлых лет, сокращение сетки учебных часов или упрощение программ, прежде всего, минимизация списков
1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-04-00498.
2 The work is supported by RGNF grant №15-04-00498.
Методическая организация представления романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в школьном учебном процессе на современном этапе
->1
сл
Г.В. Москвин
(О
1^-
литературы для чтения до тревожного уровня.
Оставив в стороне вопросы, непосредственно не касающиеся методических принципов организации литературного материала и его последующего представления в аудитории, обратимся к анализу положений, которые, на наш взгляд, при их последовательном учи-тывании, позволят достигать желаемых результатов. Главное, что должно пониматься как аксиома, можно определить так: каждое новое вводимое произведение необходимо представлять не как очередное в учебной программе, а как самобытное и оригинальное, обладающее только ему присущими достоинствами. Только при таком подходе можно воспитать у учащихся понимание, почему оно полезно и заслуживает их внимания, т.е. создать таким образом должную мотивационную базу для эффективной работы.
Оговоримся, что мы не должны ставить перед собой задачу обучить школьников всему объему литературных и внелитературных фактов, что нанесло бы в силу своей бессмысленности ущерб учебному процессу. Однако должен быть учтен и использован полный корпус сведений при составлении материалов по изучению романа. Прежде всего, в основу методической работы кладется положение, что преподавание романа «Герой нашего времени» вне связи с остальной прозой Лермонтова снижает эффективность понимания учащимися логики историко-литературного процесса в вопросах стиля и преемственности традиций русской литературы. С другой стороны, использование на уроке такой, как может показаться, избыточной информации, например, о романе «Вадим» в сопоставлении с романом «Княгиня Лиговская» в качестве подготовки к разговору о стиле «Героя нашего времени» показывает себя как чрезвычайно эффективный методический прием. Мы применяли его в разных аудиториях, и он давал положительный эффект даже на уровне абитуриентов, т.е. удавалось вызвать у учащихся интерес к предмету обсуждения, вовлечь их в работу благодаря постановке проблемных вопросов,
тем самым создать оптимальную атмосферу для формирования мотивации. Так, следовало бы начать с рассказа о последовательно обнаруживающемся феномене незавершенности прозы Лермонтова [7, с. 91-97; 201-202], [13, с. 125-145], [6, с. 136-156], [8, с. 367-384].
Преподавательская стратегия при этом может быть такова: мы рассказываем, о чем юный Лермонтов пишет в своем первом прозаическом романе «Вадим» и какого героя автор избрал для достижения целей романа. Важно здесь через описание Вадима и его поведения (деятельности) прийти к разговору о поэтике романтизма. Следующий шаг к роману «Герой нашего времени» делается в разговоре о романе «Княгиня Ли-говская». Значительным преимуществом для методиста оказывается почти полная противоположность романов: сюжет-
ная ситуация, социальная среда, герои и т.д., что позволяет обратиться к вопросу стиля романа и очертить стилевую парадигму романтизм - реализм на основании этой противоположности.
В качестве перехода к следующему этапу урока уместен вопрос: «Итак, оба ранних романа оказались незаконченными, причем в разной степени, т.е. если повествование в “Вадиме” занимает 24 главы, то в “Княгине Лиговской” значительно меньше; как вы считаете, почему?”. Учащимся надо предоставить инициативу, задав проблемный вопрос; и в данном случае это не будет бесперспективным, поскольку у них есть основа для рассуждений - когнитивное противоречие, питающее интеллектуальную деятельность класса. Разумеется, предположения школьников и более чем столетняя разноплановая история изучения творчества Лермонтова, казалось бы, несопоставимы, но только на первый взгляд. Практика показывает, что при умелом ведении разговора выяснится: догадки ребят по сути своей, пусть в наивном виде, совпадут с основными учеными гипотезами. Наша задача при этом состоит в том, чтобы подвести к главному вопросу обсуждения: что хотел сказать художник и если он не смог достичь своей цели в первых двух романах, что же ему следу-
ет делать дальше. И тогда переход к над-стилевому и наджанровому произведению «Герой нашего времени» [11, c. 1520] приобретет все признаки методической обусловленности и разумности, и что для нас особенно важно: не учитель продекларирует нужные ему положения, а класс с его помощью их выработает. Другими словами, разбирая проблемный материал, не надо навязывать решений -это правило мы понимаем как альфа и омега всего процесса преподавания.
Безусловно, у всякого здравомыслящего методиста возникнет вопрос: сколько времени вы выделяете на такого рода пропедевтику к работе с основным романом Лермонтова? Думается, 20-25 минут аудиторного времени вполне достаточно для выполнения поставленных задач, поскольку, во-первых, учащиеся уже привыкли к такого типа занятиям, во-вторых, уроку предшествовала внеклассная подготовительная работа, чтение материалов учебника и сопровождающих методических пособий, в-третьих, беседа в классе на такую сложную тему будет насыщена обращениями к уже пройденной литературе с опорой на предыдущие знания учеников, и, наконец, они, надо надеяться, прочитали текст романа хотя бы в таком объеме, что их уже можно вовлечь в работу, тем самым стимулировать интерес и дальнейшее качественное чтение.
Итак, последовательно подводя учащихся к феномену возникновения «Героя нашего времени» в прозе Лермонтова, мы прежде всего даем ученикам полный перечень прозаических произведений Лермонтова большой эпической формы с целью дальнейшего соотнесения времени их написания с десятилетием русской литературы (1831-1841 гг.). Приводим эти произведения со следующими комментариями для учителя.
1. Незаконченный роман «Вадим» (1831-1834) создается на принципах поэтики позднего романтизма. Сюжет романа основан на двух в стилевом плане малосовместимых ситуациях: личная история (описана в духе романтизма) и историческое событие XVIII века, изображаемое преимущественно в реалистической
манере [2, с. 441-458]. Обязательным методическим моментом является сравнение «Вадима» соответственно с романами Пушкина «Капитанская дочка» (Пугачевское восстание) и «Дубровский» (в «Вадиме» совпадает завязка личной истории - разорение отца богатым помещиком). Интереснейшими для повышения интереса учеников оказываются следующие факты: произведения Пушкина и Лермонтова создаются в общий промежуток времени - 1831-1836 гг.; оба автора в силу биографических обстоятельств не могут знать о романе другого («Капитанская дочка» опубликована в 1836 г., когда работа над «Вадимом» уже 2 года назад была прервана)»; романы «Дубровский» и «Вадим» в разной степени не завершены и при жизни писателей не были опубликованы, обоим были даны названия издателями при первой публикации соответственно в «Дубровский» (1841) и «Вадим» (1873).
2. Прерванный роман «Княгиня Лиговская» (1836-1838) отражает процесс формирования реализма в русской прозе. В отличие от романа «Вадим», в котором события разворачиваются в провинции, сюжетная ситуация «Княгини Лиговской» привязана к столице Петербургу и светскому обществу, что явно проявилось в стилевых перекличках с «Невским проспектом» Гоголя. При этом целесообразно отметить, что в основу сюжетов обоих произведений писателей-непетербуржцев легли их ранние впечатления о столице. В целях более пластичной организации перехода к проблематике романа «Героя нашего времени» можно было бы, обрисовывая сюжетную линию Жорж Печорин - княгиня Вера Лиговская, предложить ученикам подумать, каким могло быть и могло ли быть разрешение любовной коллизии в романе (имеется в виду измена любви и замужество княгини Веры).
3. Завершенный роман «Герой нашего времени» (1837-1841), имеющий над-стилевую структуру, отражает начальные опыты интеграции стилей в русской литературе. Говоря об этом, необходимо привлечь внимание учеников к проблемам жанрообразования литературного
Методическая организация представления романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в школьном учебном процессе на современном этапе
->1
->1
Г.В. Москвин
->1
00
времени (роман в стихах «Евгений Онегин», поэма в прозе «Мертвые души», различия между циклом рассказов или повестей и романом). Методическая организация материала, на наш взгляд, должна концентрироваться вокруг следующих тезисов: в вопросе о единстве идеи «Героя нашего времени» «находкой Лермонтова в принципе циклизации новелл считается разностороннее освещение фигуры Печорина» [3, c. 4, с. 34]. Говоря об идее и смысле романа, чрезвычайно плодотворным нам представляется его сопоставление с «Евгением Онегиным», в том плане, что постижение смысла романа «Евгений Онегин» открывается в тематическом пространстве, в то время как в романе Лермонтова - в проблемном [11, с. 4].
4. Начатое произведение «Штосс» знаменует изменение стилевой парадигмы в русской литературе. Информация о «Штоссе» играет опережающую роль, тем не менее полезно дать представление об изменениях романной перспективы творчества Лермонтова. Источником для суждений о стилевой картине времени может послужить статья В.Э. Ва-цуро «Последняя повесть Лермонтова» [1, с. 223-252].
Подытоживая комментарии к прозаическим произведениям Лермонтова, сделаем два вывода: 1) десять лет лермонтовской прозы (1831-1841) соотносятся с этапами развития стиля русской прозы; 2) определяющим фактором их поэтики явился процесс становления романного героя - «лермонтовского» человека -литературного героя времени: Вадим -Жорж Печорин - Григорий Александрович Печорин - Лугин.
Помимо того, в разработку учебного раздела о «Герое нашего времени» должны лечь следующие литературные явления: а) социальная, нравственная, духовная ситуации исторического времени создания романа «Герой нашего времени»; б) литературные связи «Героя нашего времени» в контексте европейской и русской литературы; в) общественный резонанс, вызванный появлением романа «Герой нашего времени».
В методике преподавания литературы в средней школе существует «веч-
ный» вопрос: возможно ли преодолеть противоречие между взрослым содержанием, глубоким смыслом предлагаемых текстов и возрастными возможностями обучаемых. Чаще всего он возникает в отношении произведений Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и Гоголя, традиционно выносимых на этап 8-9-х классов. Разумеется, нужно отнестись к нему со здравым рассуждением, что их полноценное восприятие и, тем более, полное понимание недостижимы в любом возрасте. Тем более велика ответственность учителя, ибо, если знакомство с этими произведениями пройдет неудачно и будет заложена зыбкая и ложная основа их понимания, то негативные последствия для интеллектуального и личностного развития учащегося неизбежны.
Сказанное особо касается романа «Герой нашего времени». Во многих случаях речь заходит прежде всего о том, нравится или нет Печорин, плохой или хороший он человек. Такой подход вполне естествен в силу понятных причин, обусловленных кажущейся противоречивостью этого образа. Кстати, этот вопрос был в центре внимания критики сразу же после появления романа, когда с особенным пристрастием обсуждалась степень безнравственности героя. Поэтому так важно и перспективно перевести разговор в литературную плоскость, т.е. выработать в классе понимание того, что мы обсуждаем не реального человека, а художественный образ, созданный в многомерном пространстве авторских идей. Заметим при этом, что пластичный, подвижный ум школьника, в отличие от косного сознания, способен живо усвоить эту разницу. Например, обывательскому взгляду похищение Бэлы Печориным будет представляться аморальным или безнравственным поступком, едва ли не уголовным преступлением. Конечно, мы должны предупредить учеников, что в жизни мы не одобряем волюнтаристских похищений девушек (кстати, сюжетный эпизод может внешне соотноситься, хотя он и не совпадает по сути, с местной традицией). Однако за этим поступком стоит нечто несоизмеримо большее и важное, и если это не понять, вовремя не
объяснить, значит, не научить ученика мыслить [10, с. 43-55]. Повторимся, художественное произведение представляет собой вымысел, поэтому смешивать его при анализе, рассуждении с реальностью нельзя, а сопоставлять можно и нужно, но делать это деликатно и осторожно.
В академической науке и вузовской практике существует высокомерное мнение, что уровень преподавания литературы в школе низкий, содержание литературы упрощается, да и участники образовательного процесса недостаточно развиты для ее адекватного восприятия. Однако, возможно, как раз академическая наука не успевает за требованиями современной школы - ведь ею должен создаваться свод знаний, ясных и внятных, которые поддаются творческой методической интерпретации.
Вернемся к роману Лермонтова. Поначалу необходимо определить стратегию работы над ним. Первый этап - введение в учебный процесс. Здесь речь пойдет прежде всего о локализации текста во времени, при этом даты написания должны восприниматься не как набор чисел, а как средоточие исторических, культурных и личных событий. Если последовательно, настойчиво проводить с классом такую работу, то положительные результаты проявятся через несколько недель, и подобное знание станет для учеников нормой.
Так, «Герой нашего времени» создавался, согласно большинству мнений, в 1838-1840 гг. Механическая отсылка к этой дате приведет к столь же неудовлетворительному результату: учениками
даты будут восприниматься как пустые числа. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы любая сообщаемая дата соотносилась с конкретным и значимым событием или находилась в окружении ряда связанных между собой событий, фактов, явлений. В отношении «Героя нашего времени» желательно расширить временной диапазон его создания, так как Лермонтов начал работать над повестями «Княжна Мери», «Тамань» в 1837 г.; тогда же в его творческом сознании формировалась идея «Бэлы» (зревшая отчасти задолго до это-
го, например, в «Вадиме» в воспоминаниях Юрия Палицына о пленной турчанке Заре). Начало создания романа надо связывать с гибелью Пушкина, делом о «непозволительных стихах» Лермонтова на его смерть («Смерть поэта»), арестом, ссылкой на Кавказ - все в том же 1837 г. Уместно обращение к ситуации в русской литературе. Рассказ о ходе создания произведения методически целесообразно сопровождать событиями жизни писателя, поскольку последовательное выполнение такого приема позволит достичь двух результатов: передаст драматизм ситуации и обеспечит должный уровень познаваемости материала. К примеру, время выхода романа легко заложить в память ученикам, поскольку в апреле 1840 г. Лермонтов находился под арестом за дуэль с сыном французского посланника Барантом. Следует распространить время окончания работа над романом на 1841 г., поскольку автор ко второму прижизненному изданию (май 1841) написал предисловие, которое и завершило произведение. И наконец, тот факт, что второе издание вышло за два месяца до гибели поэта, станет окончательной скрепой для памяти учеников.
Следующим шагом в разработке плана работы над произведением является определение установочных идей, которые определят нашу стратегию, методику и собственно работу в классе. Для этого необходимо обратиться к следующим ресурсам: а) академическим исследованиям, б) учебно-методическим материалам, в) собственному профессиональному опыту. Проиллюстрируем эту рекомендацию. Существует огромное количество академических работ и необходимо выбрать среди них те, в которых высказаны искомые идеи с необходимой ясностью и четкостью, чтобы лечь в основу методической интерпретации. Мы ранее предложили положения Э.Г. Герштейн и Г.В. Москвина, задающих три отправные нахправления анализа: циклизация отдельных повестей, т.е. собирание романа (в узком плане композиция, в широком -архитектоника); значение образа Печорина (не личное отношение к нему, а понимание, что через этот образ формируется
Методическая организация представления романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в школьном учебном процессе на современном этапе
->1
(О
Г.В. Москвин
О
00
мысль о человеке как родовом явлении); поиск идеи, объединяющей столь сложное в структурном отношении произведение. Опыт адаптации академических идей в разной мере удачно предпринимается в ряде современных УМК, среди них УМК по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной [9]. Заметим, что комплекс материалов о Лермонтове в названном УМК отличается единством методических идей и построен на понимании целостности его творчества. И наконец, профессиональный опыт учителя не должен оставаться навсегда сложившейся суммой учебных действий, главными факторами, определяющими эффективность работы, являются подвижность, творческое отношение и талант (или мастерство, вдохновение и преданность делу). Попутно скажем, что такие произведения, как «Герой нашего времени», вызывают повышенную потребность в качественном мышлении и творческом толковании.
Сказанное определяет следующий шаг. Пожалуй, он наиболее ответственный в силу важности вопроса об образе главного героя. Известно, что сразу же после появления романа большинство современников Лермонтова восприняли образ Печорина неверно и предвзято, отождествляя его с автором. Тем не менее столь личное отношение к герою как раз показывает, что писатель достиг своей цели, что он и разъяснил в предисловии 1841 г., что его герой «есть точно портрет всего нашего поколения, в полном его развитии». Другими словами, в откликах читателей и критиков отразилось нежелание узнавать «свое поколение», что оказалось свойственным и последующим поколениям. Так что дело не в одном человеке или поколении, а в каждом из нас. Ясно донести эту мысль до учеников и достичь понимания - цель, достижению которой должен быть подчинен учебный процесс. Именно здесь время вернуться к теме поиска героя романа через юношеский роман «Вадим» и «Княгиню Ли-говскую». Такой рассказ учителя необходим, чтобы ученики поняли: Печорин в романе - это художественный образ.
Следующий этап работы - анализ сюжета. Традиция делать акцент на кон-
фликте поколений и иных социальных аспектах, безусловно, верна и опирается на проверенный временем учебнометодический опыт [5, с. 103-140], [4, с. 99-125]. Однако при этом необходимо понимать, что смысловое поле романа неизбежно сужается без привлечения определяющих смысл произведения факторов. Как показать всю сложность произведения, да и возможно ли это?
Зададимся вопросом, как складывается сюжет. В основе каждой повести романа лежит ситуация, общая для всех, а действия героя в этой ситуации образуют данный конкретный сюжет. Наш подход позволяет включить класс в коллективное размышление, и мы не пересказываем или произвольно толкуем события, а пытаемся определить, что общее для всех нас в ситуациях той или иной повести. Например, прочитав повесть «Бэла», мы не спешим обсуждать или осуждать моральную сторону поступка Печорина, а ставим вопрос, почему он его совершил. Замечательным методическим приемом было бы побудить класс выдвигать версии, относиться к ним уважительно, опираясь при обсуждении исключительно на текст и извлекая из него аргументы. Допустим, кто-нибудь говорит, что Печорин хотел развлечения. Найдите в тексте места, заставляющие усомниться в таком чересчур прямом и упрощающем взгляде. Вспомните, что сюжет «Бэлы» представляет поздние события по отношению к «Журналу Печорина», однако именно эта повесть открывает роман и последующий путь героя зависит от того, что произошло в ней. Надо подвести учеников к мысли, что повесть организует ситуация похищения любви, и проявляется она в конкретном поступке одного человека. Покажите, привлекая в качестве аргументов финал повести «Княжна Мери», в котором описан крах притязаний героя, что поступок Печорина в «Бэле» - это поступок отчаяния человека, который решился сам создать любовь. Для углубления понимания общезначимости сюжета «Бэлы» и чтобы ввести анализ в нравственный, духовный контекст мы можем привести такое наблюдение: в повести «Бэла» три героя -
Печорин, Бэла и Максим Максимыч, Печорин похищает Бэлу, как бы создавая любовь по своему желанию и своеволию, однако вскоре любовь распадается и героиня умирает. Вопрос: какое предание в Библии напоминает такая расстановка персонажей, если предположить, что за героями стоят общие идеи? Практика показывает, что часть учеников довольно скоро начинает догадываться, что это предание об Адаме и Еве. Следует учесть, однако, степень риска, если мы будем навязывать такой взгляд, ведь речь идет не о кодировании или литературной шифровке предания, а передаче его духа и мысли, того, что человек из него извлекает. Говоря о философской, нравственнорелигиозной, духовной глубине повести, важно не допускать перекосов и отдавать должное социально-историческим аспектам романа, а также художественную литературу времени.
Приведем отрывок из текста учебника о повести «Бэла»: «Главная конфликтная линия представлена историей любви Печорина и Бэлы. Возможны два подхода к ее толкованию: с одной стороны, в ней проявляется установка автора на утверждение естественного права любви, свободного от национальных запретов, социальных ограничений, культурных различий и условностей. Трагическая развязка истории говорит о том, что всеми условиями можно пренебречь, но преодолеть без наказания невозможно. Другой взгляд на историю
любви Печорина и Бэлы носит общекультурный и философский характер. Дело в том, что Печорин совершает дерзкую попытку, вырвав Бэлу из условий ее традиционной жизни, создать любовь. В поступке Печорина сказалась ситуация “похищения любви”, которая встречается на всех этапах культурного развития человека, начиная с похищения Елены Прекрасной, послужившего поводом к Троянской войне. Эта ситуация даже обнаруживается в основе библейского предания об Адаме и Еве, в котором человек, отказавшись от Божьей любви, выбирает свой путь. Такой подход к проблематике любви в повести “Бэла” не только глубже, но перспективнее при анализе, потому что позволяет сделать вывод: утратив любовь в начале своего пути (повесть “Бэла”), человек ищет ее во всей дальнейшей жизни (продолжение романа). Интересно также и то, что кольцевая композиция романа возвращает нас в конце последней повести “Фаталист” в крепость, то есть в начало истории о жизни Печорина, обнаруживая важнейшую мысль автора: человек, вернувшись в свое начало, совершает ту же ошибку» [9].
Настоящий пример, на наш взгляд, показывает, в каком направлении надлежит развивать работу над романом. Приступать к определению общей идеи произведения разумно только после анализа ситуаций, организующих сюжеты повестей, его составляющих.
Библиографический список
1. Вацуро, В.Э. Последняя повесть Лермонтова [Текст] / В.Э. Вацуро // М.Ю. Лермонтов: Материалы и исследования. - Л.: Наука. - 1979. - С. 223-252.
2. Виноградов, В.В. Стиль прозы Лермонтова [Текст] / В.В. Виноградов // Литературное наследство. М.Ю. Лермонтов. № 43-44. - М.: Изд. АН СССР, 1941 - С. 541-558.
3. Гернштейн, Э.Г. Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова [Текст] / Э.Г. Гернштейн. -М.: Черо, 1997. - 128 с.
4. Коровин, В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве: учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей [Текст] / В.И. Коровин. - 7-е изд. - М.: Русское слово - учебник, 2012. - 128 с. -В помощь школе.
5. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя [Текст] / сост. А.А. Шаталов. - М.: Просвещение, 1976. - 254 с.
6. Маркович, В.М. О значении незавершенности в прозе Лермонтова [Текст] / В.М. Маркович // Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. - СПб.: Изд. Санкт-Петербургского ун-та, 1997.- С. 136-156.
Методическая организация представления романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова в школьном учебном процессе на современном этапе
00
Г.В. Москвин
см
со
7. Михайлова, Е.Н. Проза Лермонтова [Текст] / Е.Н. Михайлова. - М.: Художественная литература, 1957. - 380 с.
8. Москвин, ГВ. Герой прозы Лермонтова (Григорий Александрович Печорин) [Текст] / ГВ. Москвин // М.Ю. Лермонтов. Pro et Contra. Личность и идейно-художественное наследие М.Ю. Лермонтова в оценке отечественных и зарубежных исследователей и мыслителей: в 2 т. Т. 2. - СПб: Изд-во христианской гуманитарной академии, 2014. - С. 367-384.
9. Москвин, Г.В. Литература. 9 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. / Г.В. Москвин, Н.Е. Пуряева, Е.Л. Ерохина. - М.: Вентана-Граф, 2016. - 332 с.
10. Москвин, Г.В. Почему и зачем Печорин похитил Бэлу. К феноменологии литературного поступка [Текст] / Г.В. Москвин // Филологические записки. Вестник литературоведения и языкознания. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2015. - Т. 32. - С. 43-55.
11. Москвин, Г.В. Смысл романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» [Текст] / Г.В. Москвин. - М.: МАКС-Пресс, 2007. - 204 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 17 мая 2012 г.
13. Эйхенбаум, Б.М. Статьи о Лермонтове [Текст] / Б.М. Эйхенбаум. - М.-Л.: Изд. АН СССР, 1961. - 372 с.
References
1. Vatsuro V.E. The last povest by Lermontov. M.Yu.. Lermontov: Materials and Research. L.: Nauka, 1979. P. 223-252. [in Russian].
2. Vinogradov V.V. The style of Lermontov’s prose. Literaturnoe Nasledstvo. M.YU. Lermontov. №43-44. M.: Academy of Science of the USSR, 1941. P.451-558. [in Russian].
3. Gernshtein E.G. The novel “Hero of our time” by M.Yu.. Lermontov. M.: Chero, 1997. P.128. [in Russian].
4. Korovin V.I. M.JU. Lermontov in life and work: textbook for schools, gymnasiums, lyceums and colledges. 7 edition.M.: OOO “Russkoe slovo” - uchebnik”, 2012. P.128. In help for school. [in Russian}.
5. M.JU. Lermontov in school. Teachers book (methodological recommendations). Ed. A.A. Shatalov. M.: Prosveshenie, 1976. P. 254. [in Russian].
6. Markovich V.M. Phenomenon of incompleteness in Lermontov’s prose. Pushkin and Lermontov in history of Russian Literature. St.Petersburg: Izd-vo St. Petersburgskogo universiteta, 1997. P. 136-156 [in Russian].
7. Mikhailova E.N. Lermontov’s prose. M.: Khudozhestvennaja literature, 1957. P. 380. [in Russian].
8. Moskvin G.V. Hero of Lermontov’s prose (Grigori Aleksandrovich Pechorin). M.JU. Lermonnov: Pro et Contra. The person, ideas and artistic legacy of MYu.Lermontov in evaluations of Russian and Foreign researches and thinkers. In 2 v. V 2. S.-Petersburg: Izd-vo Khristianskoi Gumanitarnoi Akademii, 2014. P.367-384. [in Russian].
9. Moskvin G.V., Puriaeva N.N., Erokhina E.L. Literature. 9 grade. Textbook for students of public schools. In 2 parts. P 2. M.: Ventana-Graf, 2016. P. 332. [in Russian].
10. Moskvin. G.V. Why and for what Pecorin kidnapped Bela. The phenomenological meaning of literary act. “Philologicheskie zapiski”. Vestnik Literatury i Yazykoznania. Voronehz State University, 2015. V.32. P. 43-55. [in Russian].
11. Moskvin G.V. Idea ofthe “Novel of Hero of our time” by M.Yu.Lermontov”. M.: MAKS-Press, 2007. P. 204. [in Russian].
12. Federal State Educational Standart of School General Education. Authorized by order of the Ministry of Education and science of the Russian Federation № 413 from 17 of May, 2012. [in Russian].
13. Eikhenbaum B.M. Articles on Lermontov. M.-L.: edit. Academy of Science of the USSR, 1961. P. 372. [in Russian].
Сведения об авторе:
Москвин Георгий Владимирович,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры истории русской литературы, филологический факультет,
Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова,
г. Москва, Российская Федерация,
Kmail: [email protected]
Information about the author:
Moskvin Georgy Vladimirovich Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor ,
Department of History of Russian Literature Moscow State University,
Moscow, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 378
ББК 74.48(2Р54-6я)
Г.М. Парникова
анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в республике саха (якутия)
В статье дан детальный анализ системы высшего образования в Республике Саха (Якутия). Представлены трудности и особенности студентов из числа коренных жителей региона, оказывающих влияние на процесс усвоения учебного материала на иностранном языке и взаимодействие с участниками учебно-воспитательного процесса в неязыковом вузе. Обоснована необходимость учета региональной обстановки в методике преподавания иностранного языка в высшей школе.
Ключевые слова: региональная система высшего образования, неязыковой вуз, иностранный язык, студенты из числа коренных жителей Якутии.
G.M. Parnikova
THE ANALYSIS OF THE METHODICAL REALITY in higher education system of the REPUBLIC
OF SAKHA (YAKUTIA)
A detailed analysis of higher education system in the Republic of Sakha (Yakutia) is given. Difficulties and features of students from native peoples of the region are presented which have impact on process of assimilation of a training material in a foreign language and interaction with participants of teaching and educational process in not-linguistic institution. Necessity of regional situation consideration for technique of foreign language training at higher educational establishment has been proved.
Key words: regional system of higher education, non-linguistic higher educational institute, foreign language, students from native peoples of Yakutia.
Цель нашего исследования - разработать и апробировать концепцию формирования учебной самостоятельности студентов неязыкового вуза средствами иностранного языка. Опытноэкспериментальная работа осуществля-
ется в Северо-Восточном федеральном университете (г. Якутск). В процессе изучения обозначенной проблемы были выявлены трудности, возникающие у коренных жителей Якутии при изучении иностранного языка: ведущий язык
Анализ методической действительности, сложившейся в системе высшего образования в Республике саха (Якутия)
со
со