Научная статья на тему 'Инновационные подходы к организации профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации'

Инновационные подходы к организации профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1066
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ / VOCATIONAL NAVIGATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ / VOCATIONAL GUIDANCE PROGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ангеловская С.К.

В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Анализируется отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы, а также опыт построения системы профориентации в ПОО через реализацию образовательных программ для школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF THE VOCATIONAL GUIDANCE IN THE VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTION

The market economy increases the demands for the quality of the specialists’ training which in turn directly depends on the successful professional self-determination of the school children. The Russian and foreign experience of the vocational guidance is analysed in the paper. The author analyses the experience of the vocational guidance system formation in the VET institution by conducting the educational programmes for school children.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к организации профориентационной деятельности профессиональной образовательной организации»

Воспитание и социализация личности

УДК 377 С. К. Ангеловская, зам. директора по УМР

Копейского политехнического колледжа (КПК) им. С. В. Хохрякова, канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: angelovskajask@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы. Анализируется отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы, а также опыт построения системы профориентации в ПОО через реализацию образовательных программ для школьников.

Ключевые слова: профориентация, профессиональная навигация, образовательная программа по профориентации.

Современные условия социально-экономического развития общества требуют коренного изменения подходов к подготовке кадров для реального сектора экономики. Сегодня мы наблюдаем ряд проблем, с которыми сталкиваются профессиональные образовательные организации при подготовке кадров, и одной из них является отсутствие у значительной части абитуриентов и обучающихся твердой уверенности в том, что они будут работать на предприятиях по осваиваемой профессии или специальности, слабая мотивированность на будущую профессиональную деятельность.

Большинство исследователей склоняются к мнению, что главной причиной этого является отсутствие у абитуриентов устойчивых представлений о какой-либо профессии, о требованиях к работникам как в физическом, интеллектуальном, так и в психологическом плане, понимания ими состояния современного

рынка труда. Из этого следует необходимость переформатирования профориентационной деятельности образовательных организаций.

Новая идея заложена в Региональном стандарте кадрового обеспечения промышленного роста, который определяет одной из точек роста и движения уход от понимания профориентации как возможности ознакомления учащихся с профессиями и выполнения техникумами и колледжами набора (контрольных цифр приема) и переход к понятию профессиональной навигации [1], что, на наш взгляд, при правильной организации обеспечит учащимся школ максимальную возможность сделать объективный выбор сферы будущей профессиональной деятельности и снижение риска ее кардинальной перемены впоследствии.

Сам термин «навигация» предполагает такую деятельность образовательных организаций, которая позволила бы выпускнику школы

наиболее точно определить свое место в будущей профессиональной деятельности и выстроить путь его достижения.

При этом личные цели учащегося школы и студента колледжа должны соответствовать государственным целям и задачам кадрового обеспечения, которые основаны на стратегическом видении развития экономики региона, взаимосвязаны с приоритетами технологического развития на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях (стратегии развития отдельных отраслей экономики).

Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста называет несколько инструментов навигации, которые можно объединить в систему мероприятий профессиональной ориентации и дополнительного образования учащихся.

В таком случае под навигацией можно понимать построение образовательно-профессионального маршрута учащихся и выпускников школ, когда на основе анализа реальной ситуации в экономическом секторе города или региона с учетом собственных сил и возможностей учащиеся смогут не только сделать осознанный выбор профессии, но и уверенно следовать по намеченному пути.

ГБПОУ «Копейский политехнический колледж им. С. В. Хохрякова» в рамках реализации инновационного проекта по формированию системы непрерывного образования сформировало некоторый опыт по построению системы профориентации на основе образовательных программ профориентационной направленности. Целью данной системы является осознанный выбор учащимися направления будущей профессиональной деятельности с учетом требований и потребностей экономики города и региона.

В колледже разработаны образовательные программы для учащихся школ, позволяющие в течение нескольких лет предлагать школьникам актуальную информацию о востребованных профессиях в городе и регионе, о состоянии экономического развития, о требованиях к личным и профессиональным качествам специалистов.

Приведем примеры некоторых программ:

- «Мир профессий» — ознакомление учащихся с широким спектром профессий, существующих не только в регионе, но и в России, мире;

«Психология профессий» — формирование у учащихся представления о требованиях по той или иной профессии к физическому, психологическому уровням развития, качествам личности, раскрытие особенностей организа-

ции труда, условий практической деятельности, индивидуальная консультационная работа со школьниками, направленная на уточнение и корректировку персонального выбора;

- «Экономика города и региона» — ознакомление учащихся с перечнем профессий, востребованных в регионе, с предприятиями, на которые по данным профессиям можно трудоустроиться, и образовательными организациями, где можно получить необходимую профессию;

- «Современные профессии: ТОП-50» — изучение содержания профессий из списка ТОП-50, требований к ним, перспектив их развития и путей получения необходимой подготовки.

Мобильность предлагаемых образовательных программ заключается в возможности их реализации либо последовательно, предлагая на каждой параллели учащихся занятия по одной программе в течение учебного года, либо параллельно, когда содержание каждой образовательной программы реализуется в течение нескольких лет.

В этом случае профориентационная работа планируется не как отдельно взятые мероприятия, а как систематическая реализация образовательных программ.

Достоинством данных образовательных программ является возможность адаптации содержания к любому возрасту, свободное планирование количества часов, использование разнообразных форм реализации.

Мы считаем, что школьник должен быть активным участником любой деятельности, поэтому и в профориентационной работе предлагаем самые разные формы.

Примером может служить проведение выставок образовательных услуг и продукции колледжа. Идея организации такой выставки возникла после проведения на базе колледжа регионального чемпионата WorldSkills Russia. В течение одной недели в колледже оформляются выставочные стенды, представляющие специальности и профессии, достижения обучающихся колледжа в техническом творчестве, олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства. Волонтеры из числа обучающихся колледжа рассказывают о специальностях, профессиях, возможностях трудоустройства. Также на выставке представлены образцы продукции мебельного цеха, сварочных мастерских, издательского центра колледжа, продукты декоративно-прикладного творчества. Во время выставки работают интерактивные стенды, позволяющие учащимся школ наглядно увидеть действующие модели оборудования, макеты, опыты.

Воспитание и социализация личности

Благодаря активному взаимодействию с Управлением образования Копейского городского округа за неделю в экскурсиях по выставке принимают участие свыше 600 учащихся школ нашей целевой аудитории.

Еще одним примером содействия школьникам в построении профессионально-образовательной траектории может служить идея школьного ресурсного центра, которая разрабатывается в рамках инновационного проекта на базе технологического филиала колледжа в г Пласте.

В условиях рынка труда не только в России, но и в мировом сообществе в целом прослеживается и актуализируется тенденция к усилению взаимосвязи среднего образования с профессиональным образованием и профессиональной ориентацией [2]. Как показал опыт, через реализацию образовательных программ профориентационной направленности возможно формирование универсальных качеств личности, позволяющих учащемуся осуществлять профессиональный выбор сознательно и самостоятельно, быть ответственным за свой выбор и при этом профессионально мобильным, что отвечает требованиям профессиональной навигации согласно Региональному стандарту кадрового обеспечения промышленного роста.

Анализ источников показал, что существует достаточно большой мировой опыт системной организации профессиональной навигации.

Так, например, во Франции профориентация осуществляется благодаря деятельности центров по информации и ориентации (более 500). Штат центров по информации и ориентации составляют дипломированные специалисты — советники по профориентации, которые получают высшее профессиональное образование и диплом советника по ориентации, психолога. Именно советники по профориентации осуществляют взаимосвязь между внешкольной и внутришкольной профориентацией посредством тесного сотрудничества с классными руководителями и школьными психологами [3].

В Великобритании еще в 1973 г. вышел специальный закон о службах профориентации, в котором указывалось, что профориентацион-ная работа должна сопровождать учащихся на всех этапах обучения. Впоследствии были открыты специальные агентства, оказывающие профориентационные услуги и принадлежащие к системе регулирования рынка труда. Включение в учебную программу для школьников систематических профориентационных курсов является обязательным условием. А ключевую

роль в системе профориентации в Великобритании играют профсоветники — дипломированные специалисты, имеющие соответствующую квалификацию [4].

В Японии профориентационная работа почти на сто процентов сосредоточена в средней школе. Система профориентации глубоко интегрирована в учебный процесс и составляет ядро учебных программ для средней школы, она опирается на два основных принципа: способность к самоанализу и способность к анализу профессий. Из четырех основных составляющих профориентации — профпросвещения, профконсультации, профотбора, профадапта-ции — особое внимание в Японии уделяется профадаптации. Каждый японский школьник в обязательном порядке минимум 48 раз за три года вовлекается в профессиональные пробы, в процессе которых получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям [5].

Обобщая отечественный и зарубежный опыт, можно сделать следующие выводы:

- необходимо формирование банка образовательных программ для учащихся школ по наиболее востребованным профессиям и специальностям Челябинской области, а также достаточного методического обеспечения профори-ентационной работы;

- осознанному выбору профессии учащимися будет способствовать организация системы профессиональной адаптации через профпробы на базе центров профориентации, ПОО, СЦК по компетенциям;

- организация подготовки (через курсы повышения квалификации, переподготовку, стажировки) педагогических работников для профессионального осуществления профори-ентационной деятельности обеспечит профессиональные образовательные организации специалистами, которые будут выполнять функции профпросвещения и профконсультации.

Таким образом, изменившиеся требования к профессиональной компетентности современного специалиста делают необходимым внесение соответствующих изменений в области профессиональной ориентации школьников и других категорий молодежи как важнейшей ее составляющей и как специальной деятельности, направленной на оказание комплексной поддержки (психологической, педагогической, медицинской, информационной), как правило, длительной, в становлении социально-профессионального самоопределения.

Библиографический список

1. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://asi.ru.

2. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://мой-ориентир.рф.

3. Оценка опыта стран ЕС в профессиональной ориентации учащихся (на примере Германии, Франции, Финляндии) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sci-article.ru.

4. Файзрахманова, А. Л. Использование зарубежного опыта в профориентационной деятельности [Текст] / А. Л. Файзрахманова // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 442-444.

5. Профориентация в Японии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://orbook.ru.

6. Отечественный и зарубежный опыт профессиональной ориентации школьников [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.akvobr.ru.

УДК 377 Т. И. Аскарова, преподаватель Первомайского

техникума промышленных и строительных материалов (ПТПСМ), Челябинская обл., пос. Первомайский, Коркинский муниципальный округ, e-mail: molchanov_chel@mail.ru

ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ

«VIDEO-SELF-TEACH»1

В статье рассматриваются инновационные формы проведения социализационных занятий (в виде кураторского часа и родительского собрания), в ходе которых происходит: а) отбор содержания социализации и его представление в форме социального заказа обучающихся и их родителей, б) оценивание и фиксация состояния овладения позитивными социальными компетенциями, в) формирование положительной социализованности с использованием видеоматериалов с социализирующим контентом.

Ключевые слова: инновационная форма, социализационное занятие, родительское собрание, методика video-self-teach.

Когда первый раз на курсах в Челябинском институте развития профессионального образования (ГБУ ДПО «ЧИРПО») я прослушала лекции профессора С. Г Молчанова, в которых он представил различные технологии социализации [1-4], то решила для себя, что буду применять его методику в воспитательной работе со своей группой. В 2015 году в нашем техникуме была открыта инновационная площадка, и я была рада тому, что теперь работа будет вестись под его научным руководством.

Так как мы только начали работать по методикам С. Г. Молчанова и его учеников Е. С. Дороховой и Е. А. Джафаровой [2; 5], я хотела бы рассказать коллегам об эффекте от внедрения этих инструментов с позиции не исследователя,

1 Перевод с англ. «видео-само-обучение (воспитание)». Такое название предложили авторы методики Е. С. Дорохова, Е. А. Джафарова и научный руководитель проекта профессор С. Г. Молчанов.

не экспериментатора, а ординарного куратора академической группы в системе СПО.

Первое, на что я хотела бы обратить внимание коллег: воспитательную работу со студентами (обучающимися) невозможно вести без участия семьи. Поэтому параллельно с социальным воздействием на студентов мы стремимся найти эффективные способы активизации участия родителей в процессе позитивной социализации их сыновей, дочерей, а также их самих.

С чего мы начали свою работу? С реализации предлагаемых С. Г. Молчановым [5] процедур.2

2 С. Г. Молчанов в своих лекциях на курсах, проходивших в 2014-2015 гг. в ЧИРПО, обратил наше внимание на то, что процесс — это переход объекта из одного состояния в другое независимо от воли и сознания человека, а процедура — жесткое предписание последовательности выполнения действий, приемов, операций. Первый корень этого двукоренного слова «проце-» (от греч. «движение»), а второй — «дура» (от греч. «твердый, жесткий»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.