Научная статья на тему 'Инновационные подходы к менеджменту в некоммерческих организациях социальной сферы'

Инновационные подходы к менеджменту в некоммерческих организациях социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к менеджменту в некоммерческих организациях социальной сферы»

Взаимосвязь первоэтапных кластерных отраслей Курганской области с инновационными траекториями развития

Отрасли с доминирующими поставщиками Отрасли со значительным эффектом масштаба Отрасли наукоемких продуктов Отрасли, основанные на информации Отрасли, обеспечивающие специализированные поставки

Основные продукты (отрасли) Агропромышленность. Медицина. Экология. Услуги, в т.ч. рекреационные. Машиностроение. Пищевая Строительство. Лесная и дерево-перерабатывающая. Энергообеспечение Новые материалы Финансы. Розничная торговля. Издательства. СМИ Инструменты. Оборудование. Промышленные продукты. Приборостроение

Основные источники технологий Разработки поставщика. Обучение в процессе производства Инжиниринг. Проектировщики. Обучение в процессе производства Фундаментальные исследования Программные продукты. Системные подразделения. Поставщики Проектирование. Продвинутые пользователи

стемщики) и поставщики программного обеспечения и компьютерной техники. Основная задача - развитие систем обработки данных, связанных с этим новых услуг.

5. Фирмы - специализированные поставщики. Это, как правило, малые предприятия, поставляющие сложные производственные системы: оборудование, комплектующие, инструмент, программные продукты. Такие фирмы получают преимущества благодаря производственному опыту пользователей, передаваемому в виде информации, являющейся основой для возможных модификаций и улучшений продукта. Основная задача инновационной стратегии - развитие технологий, позволяющих удовлетворить запросы потребителей.

Достаточно сложным является выбор эмпирической базы, характеризующий предложение инновационных проектов. Как показано на предложенной нами схеме (рис.1), такой информацией могут быть выставки проектов и научные разработки академических организаций, вузов и других научных коллективов, включая крупные фирмы и компании.

Рассмотренная технология может считаться несколько упрощенной. Так, в практической действительности предприятия (фирмы, предприятия, компании) могут принадлежать более чем одной траектории.

В таблице 1 представлены возможности первоэтапных кластерных отраслей Курганской области с инновационными траекториями развития, составленные на основе анализа динамики экономических показателей предприятий за последние годы и мнений экспертов.

Определение границ кластеров носит сложный поэтапный характер и включает в себя творческий процесс выявления наиболее важных связей и взаимного дополнения разных отраслей и организаций.

Границы кластера должны окружать все предприятия, отрасли, организации, между которыми существуют сильные связи - горизонтальные, вертикальные или структурные.

Кластерные границы постоянно могут изменяться по мере появления новых фирм и отраслей или их спада. Развитие технологий и рынка порождает новые отрасли, создает новые связи. Свой вклад в смещение границ вносят и законодательные изменения.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция/Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Виль-ямс», 2005.

Чепелюк

Наталья Яковлевна канд. экон. наук, доц.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Преобразования и реформы, проводимые в России в отношении бюджетных учреждений социальной сферы, затрагивают не только экономические интересы государства, связанные с повышением эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, а также с результативностью бюджетных расходов и с формированием той самой рыночной инфраструктуры, дальнейшее развитие которой позволит сформировать конкуренцию в среде некоммерческих организаций, являющихся основными производителями социально значимых услуг.

Исследование опыта стран с развитой рыночной экономикой (США, Евросоюз) показывает, что некоммерческие организации долгое время считались маргинальными, поскольку основными целями их функционирования провозглашались поддержка и участие в реализации правительственных программ, направленных на решение ограниченного круга социальных задач.

Подобная оценка преобладала не только в среде потребителей социальных услуг, но и в среде экономис-

тов. Однако с некоторых пор применяемые термины в отношении подобных организаций («некоммерческих» или «неприбыльных») стали отражать специфику данных организаций, без учета которой невозможно сформировать систему эффективного менеджмента их деятельности.

Особенностью некоммерческих организаций является именно отсутствие цели получения прибыли, что означает, по сути, невозможность их отнесения к сфере бизнеса.

«Некоммерческое учреждение не поставляет ни товаров, ни услуг; оно также не занимается контролем. Продукцией этого учреждения является «измененный человек» - вылеченный пациент, обучающийся студент или школьник, социально зрелый человек» (1, 11).

Осознание трансформации оценки значимости для национальной экономики некоммерческих организаций привело к изменениям в теоретических и практических подходах к управлению их деятельностью.

Менеджмент традиционно ассоциируется с управлением коммерческой фирмой. В то же время для большинства некоммерческих организаций вопросы управления являются не менее актуальными именно потому, что у них нет «чистой прибыли» в традиционном понимании. Однако поскольку любая некоммерческая организация осуществляет деятельность в условиях выбранной миссии, то в этом случае менеджмент является инструментом ее реализации, так как позволяет сконцентрировать усилия и ресурсы организации на достижении конкретной цели.

Основная часть существующих принципов и инструментов менеджмента предназначена и применяется непосредственно для бизнеса, следовательно, недостаточно учитываются особенности некоммерческих организаций, а именно:

- специфические характеристики некоммерческих организаций или их особые насущные потребности;

- миссии некоммерческих организаций, которые принципиально отличаются от миссии коммерческого сектора;

- результаты деятельности некоммерческих организаций;

- маркетинговые стратегии, разрабатываемые как для продвижения и реализации услуг, так и для привлечения средств, необходимых для финансирования деятельности организации в целом;

- необходимость инноваций и изменений в организациях, которые работают с волонтерами и не используют прямого администрирования;

- специфическая роль правления в некоммерческой организации;

- отношения с множественными клиентскими группами;

- формирование источников финансирования деятельности организации и реализуемых мероприятий.

Формирование системы менеджмента в некоммерческих организациях социальной сферы в первую очередь основывается на учете специфики организационно-правовой формы и вида деятельности (2, 3, 4).

Анализ современной практики деятельности некоммерческих организаций в России и применяемых подходов и инструментов менеджмента показал следующее:

1) значительная часть медицинских, образовательных услуг и услуг в сфере культуры и искусства оказывается населению государственными и муниципальными учреждениями, к основным характерным чертам которых могут быть отнесены:

- наличие статуса юридического лица со всеми выте-

кающими из гражданского законодательства правами и обязанностями;

- некоммерческий тип организации, не ставящей своей целью извлечение прибыли от осуществления своей деятельности, при этом отсутствие цели отнюдь не означает, что некоммерческая организация не может получать прибыль;

- имущество, переданное учредителем для осуществления своей деятельности, находится в учреждении на правах оперативного управления, т.е. предусматривает использование данного имущества для осуществления уставной деятельности, но не позволяет распоряжаться им иным образом;

- право учреждения с согласия учредителя заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, используя для этого переданное учредителем имущество;

- право собственности учреждения на доходы от самостоятельной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на созданные учреждением продукты интеллектуальной собственности.

Таким образом, указанные особенности характеризуют определенное положение государственных и муниципальных учреждений в экономических отношениях, подчеркивая достаточно широкие права и не отрицая противоречивость их статуса;

2) независимость учреждений в своей деятельности позволяет сформулировать экономические аспекты автономии, которая состоит в том, что учреждение (без согласования с учредителем) может:

- осуществлять материально-техническое обеспечение и оснащение основной деятельности в соответствии с государственными и муниципальными нормативами в пределах собственных финансовых средств;

- формировать внутреннюю структуру управления, создавать структурные подразделения;

- реализовывать различные виды деятельности;

- распоряжаться доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;

- иметь самостоятельный баланс и лицевые счета в органах казначейства;

3) воздействие государства на учреждение ограничено следующими инструментами:

- разработкой общих условий функционирования, включая правовые нормы, отношения собственности, налоговое законодательство;

- объемом выделяемых бюджетных средств в соответствии с государственными стандартами и нормами финансирования социальной сферы; определением основных направлений их использования (бюджетная классификация расходов);

- контролем соблюдения условий лицензирования;

4) миссии некоммерческих организаций носят общий характер и отражают специфику оказываемых услуг;

5) цель управления некоммерческой организации не учитывает в полной мере новые условия реализации услуг; новыми для некоммерческих организаций становятся задачи повышения конкурентоспособности на основе управления доходами, расходами и качеством предоставляемых населению услуг;

6) традиционными инструментами менеджмента некоммерческой организации являются:

- экономическое планирование в рамках финансового года (в большей степени для последующего бюджет-но-сметного финансирования);

- организация бюджетного учета;

- анализ показателей эффективности функционирования организации;

Сравнительная характеристика основных отраслей социальной сферы

Показатели Здравоохранение Образование Культура

1. Содержание оказываемых услуг Совокупность социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья отдельного человека и населения в целом Целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который предполагает констатацию гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверяемых соответствующим документом Сохранение и использование культурно-исторического наследия, искусство, художественное обра-зование,творческая (художественная) деятельность, исполнительская и концертная деятельность, организация досуга и развлечений, этнографические искусства и ремесла

2. Основные инструменты государственного регулирования деятельности - утверждение государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью; - лицензирование деятельности лечебно- рофилактических учреждений - установление государственных образовательных стандартов; -лицензирование деятельности образовательных учреждений - лицензирование отдельных видов деятельности; - регулирование цен на определенные виды услуг учреждений культуры

3. Механизм финансирования отрасли - смешанное финансирование (бюджет -средства от оказания платных услуг населению - средства страховых компаний) -бюджетное финансирование на основе государственного заказа и средства населения - бюджетные средства, средства от оказания платных услуг и добровольные пожертвования физических и юридических лиц

4. Основные типы организаций Некоммерческие: - государственные и муниципальные учреждения Некоммерческие: - государственные и муниципальные учреждения Некоммерческие: - государственные и муниципальные учреждения

5. Миссия некоммерческой организации Обеспечение населения качественной и доступной медицинской помощью Оказание качественных образовательных услуг населению Создание организационных и экономических условий для саморазвития культурной жизни

7) государственные некоммерческие организации не используют современные подходы к управлению деятельностью организации, а именно ориентацию на стоимость компании и ее бизнеса; не нашли применения новые инструменты и технологии менеджмента, такие как:

- территориальный (социальный) маркетинг, включающий анализ и оценку востребованности услуг (как финансируемых за счет бюджета, так и платных) на данном региональном рынке;

- стратегическое планирование деятельности организации;

- анализ чувствительности выбранной стратегии к рискам;

- разработку сбалансированной системы оценочных показателей для контроля качества услуг и рентабельности деятельности;

- совершенствование и реинжиниринг бизнес-процессов, включая при необходимости аутсорсинг;

- мотивацию персонала к повышению качества оказываемых услуг.

Таким образом, выявлены различия в подходах к организации менеджмента как между коммерческими и некоммерческими организациями, так и среди государственных и частных некоммерческих организаций.

Детальное изучение опыта зарубежных некоммерческих организаций по практическому применению самого широкого спектра управленческих технологий позволяет сформулировать общие рекомендации российским некоммерческим организациям, направленные на повышение эффективности деятельности, в ходе реализации которых следует учесть, что:

1) успех управления деятельностью некоммерческой организации в первую очередь зависит от определения ее миссии. Формулировка миссии должна быть практической, очевидной и соответствовать действительной деятельности организации. Причем задача руководителя некоммерческой организации состоит в необходимо-

сти преобразовать ее в адекватную деятельность организации. Формулировка миссии должна быть простой и прозрачной. По мере добавления новых задач происходит коррекция и аннулирование старых. В контексте проводимых в настоящее время реформ в российской системе высшего образования (как известно, включающей более 1400 учреждений высшего профессионального образования, из которых государственных вузов более 760, а негосударственных - около 650) представляется любопытным исследование П.Ф. Друкером влияния реформ в американских вузах на неопределенность их миссии (1). Противоречивость целей реформирования оказалась деструктивной по отношению к деятельности части образовательных организаций (колледжи), привела к повышению престижности получения образования за рубежом;

2) для успешного осуществления миссии необходимо наличие трех компонентов: возможности, компетентности, приверженности. Формулировка миссии должна отражать все указанные составляющие, только в этом случае организация достигнет высшей цели и сможет мобилизовать человеческие ресурсы для ее выполнения;

3) систему менеджмента некоммерческой организации следует рассматривать как включающую четыре основные взаимосвязанные подсистемы, каждая из которых требует своих инструментов:

- организационно-административную, отражающую распределение полномочий (прав и обязанностей), фиксируемое в организационных документах (уставах, положениях, должностных инструкциях);

- экономическую, определяемую ресурсным обеспечением деятельности организации;

- информационную, предполагающую формирование и структурирование информации и ее адекватное отражение в документообороте организации;

- кадровую, отражающую множественность человеческих коммуникаций в рамках деятельности организации;

4) успешная деятельность организации возможна только на основе инновационной стратегии. Подобно коммерческой фирме, основывающей свою деятельность на изучении рыночной информации, некоммерческая организация, оказывающая услуги населению, всегда найдет сторонника успешной инновации;

5) приоритетное применение «персонал-ориентированных технологий», что предполагает не только традиционную работу по управлению персоналом, но и рассматривается как система работы по подготовке, подбору и расстановке компетентных работников и специалистов, а также по учету, формированию и развитию мотивации к инициативному, ответственному и эффективному труду.

Список литературы

1. Друкер, Питер Ф. Менеджмент в некоммерческих организациях: принци-

пы и практика/Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2007. - 304 с.

2. Захарчук Л.А. Экономика образовательного учреждения: Учебное по-

собие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 104 с.

3.Иванов В.В., Богаченко П.В. Медицинский менеджмент. - М.: ИНФРА -М, 2007. - 256 с.

4.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. - 3-е изд. - СПб.: Изд-во «Лань», 2007. - 528 с.

Усольцев

Евгений Григорьевич

канд. техн. наук,

ст. научный сотрудник

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ: КАК ЖЕ ЭТО ПОНИМАТЬ, ...

Известный на западе эксперт менеджмента Карл Вииг, выступая перед Международной трудовой организацией ООН (Швейцария, 1986 г), употребил внутренне противоречивое словосочетание «управление знаниями», в котором соединены гетерогенные понятия: знание как данность, как условие и инструмент целеполага-ния и управление как атрибут целепостижения. Термин «управление знаниями» нельзя понимать буквально, он имеет лишь контекстуальный смысл. Сам К. Вииг истолковал его неоднозначно: «систематическое формирование, обновление и применение знаний с целью максимизации (?) эффективности (?) предприятий».

Если за область реализации идей «управления знаниями» по Виигу принять глобальную систему деловых предприятий (то есть общественное производство, являющееся единственным средством борьбы homo sapiens за своё выживание и развитие), то суть управления знаниями сведётся к «преобразованию знаний в экономические ценности». В столь широкой постановке проблему раньше К. Виига (1964 г.) сформулировал П. Друкер: он уже тогда призывал теоретиков менеджмента (ме-неджмейкеров) к действию, обратив их внимание на то, что «настоящей болезнью является отсутствие какой-либо базы знаний, необходимой для решения экономических задач в бизнесе» (1). Это давнее и остающееся актуальным высказывание позволяет связать идею К. Виига с неким абстрактным понятием «наукоёмкость бизнеса».

Если же сузить проблему и иметь в виду лишь тот элемент общественного производства, который есть автономное предприятие, то суть дела можно свести к постановке и решению задачи о наукоёмкости менеджмента. Именно этой точки зрения придерживается автор настоящего рассмотрения, её принятию способствовало то, что в России фактически такую задачу решали уже в первой трети прошлого века несколько научных школ, занимавшихся научной организацией труда (НОТ) и научной организацией управления (НОУ) (2). В ту пору российские учёные активно участвовали в ментальной революции, о которой говорил Ф. Тейлор. Отправным моментом в данной работе явилось признание того, что объектом управления в любом деловом предприятии (бизнес-объекте) являются его производительные силы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящее рассмотрение примыкает к современным изысканиям, затрагивающим проблемы «управления знаниями». Для большинства российских исследователей «научная концепция управления знаниями межпредметна. Она включает различные аспекты управления персоналом, развитием организации, инновационного менеджмента, ресурсной теории, а также использование новых информационных технологий в управле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.