Научная статья на тему 'Кластеры в стратегии экономического развития'

Кластеры в стратегии экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластеры в стратегии экономического развития»

колонок тарифа несопоставимы с масштабами использования базовых и преференциальных ставок. Однако именно так оно и должно быть. Перечисленные тарифные инструменты не могут иметь массового применения на единой таможенной территории страны. Это инструменты избирательного (селективного) регулирования импорта отдельных иностранных товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Их использование требует более тонкого, дифференцированного подхода для защиты внутреннего рынка России, его конкретных секторов и производителей.

Основные выводы: 1. За последние 6-7 лет заметно изменилась структура российского импортного таможенного тарифа. Его традиционная трехколонная структура - это теперь только учебная модель. Фактически после 2000 г мы имеем дело с тарифом, содержащим уже 10 (десять) колонок. Даже если все особые таможенные пошлины объединить в одну колонку, то и тогда импортный тариф будет иметь восьмиколонную структуру. Эволюционное развитие импортного таможенного тарифа Российской Федерации происходит посредством увеличения его многоколонности, а значит, наращивания состава инструментов таможенно-тарифного регулирования.

2. Формирование дополнительных 7 (семи) колонок подтверждает усиление селективности (избирательности) таможенно-тарифного регулирования импорта, его объема и натурально-вещественного состава. Представляется, что такая тенденция вполне соответствует принципам Всемирной торговой организации в области таможенно-тарифного регулирование импортных операций.

3. Происходит явное усложнение структуры импортного тарифа страны, его обогащение инструментами, которые вообще не использовались или только эпизодически применялись до 2000 г. Именно поэтому требуется специальный научный анализ опыта их применения, оценка эффективности использования в реальной практике таможенно-тарифного регулирования импортных операций в современной России.

4. Правительство Российской Федерации с помощью дифференциации инструментов импортного таможенного тарифа стремится регулировать не только натурально-вещественную структуру валового внутреннего продукта страны, но и вещественный состав ежегодного прироста его физического объема, а значит, регулирует важнейшие параметры экономического роста современной России, динамику его темпов и непосредственного эффекта (1; 8).

Список литературы

1. Салийчук В.Ф. Экономический рост: теоретическое аспекты:

Монография. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 256 с.

2. Таможенное регулирование внешнеторговых операций: Учебное

пособие/Под ред. В.Ф. Салийчука. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004.

3. Внешняя торговля: таможенные аспекты регулирования: Межвузовс-

кий сборник научных трудов /Под ред. В.Ф. Салийчука. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005.

4. Таможенное дело: Учебное пособие/Коллектив авторов; Под ред.

B.Ф. Салийчука. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. -

C.70-107, 125-154, 240-261.

5. Кругман П.Р., Остфельд М. Международная экономика. - 5-е изд. -

СПб.: Питер, 2004. - С.218.

6. Об авторском подходе к разграничению таможенной пошлины и

налога см.: Таможенное дело: Учебное пособие / Под ред.

B.Ф. Салийчука . - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. -

C. 87-90, 240-243; Салийчука В.Ф. О соотношении понятий «таможенная пошлина» и «косвенный налог»//В кн.: Организация таможенного дела в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 октября 2007 г.). - Махачкала: ДГТУ, 2007. - С. 184187.

7. Об авторской постановке проблемы см.: Салийчук В.Ф. Трехколонный

импортный таможенный тариф России: учебная модель или современная реальность // В кн.: Роль и место таможенной службы Урала в обеспечении экономической безопасности:

Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Екатеринбург, 27-28 марта 2008 г.) - Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 2008. - С. 93-96.

8. См. также: Салийчук В.Ф. Экономический рост: эволюция современ-

ных концепций // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». -2008. - Вып. 1. - С. 57-71.

9. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного

регулирования экономики: Монография. - М.: РИО РТА, 2006. -244 с.

10. Анализ возможных последствий присоединения России к Всемирной

торговой организации. Препринт/А.И. Татаркин. Р.С. Гринберг, А.И. Барковский и др. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005, - С.28-53.

11. Экономические парадоксы или парадоксальная экономика?/Под ред.

А.А. Куклина, А.Н. Дегтярева. - М.: Экономика, 2005. - С. 324-384.

12. Оценка социально-экономических последствий присоединения

России к Всемирной торговой организации /Под ред. Р.С. Гринберга и А.И. Татаркина. - М.: Экономика, 2007. - С. 108172.

13. Таможенный тариф Российской Федерации.

14. Курс экономической теории: Учебник. - 5-е изд., исправл, доп. и

перераб. - М.: АСА, 2005. - С. 93.

Семенов

Вячеслав Михайлович д-р экон. наук, проф.

КЛАСТЕРЫ В СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конкурентоспособность региона может быть обеспечена лишь через политику кластерного развития, что позволяет конкурировать на рынке не отдельному предприятию, а региональному промышленному комплексу, который сокращает свои трансакционные издержки благодаря технологической кооперации организаций.

Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организации, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга (1).

Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включает в себя: компании «готового продукта» или сервиса; поставщиков специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты; фирмы в сопутствующих отраслях. В кластеры часто входят также фирмы, работающие в низовых отраслях (с каналами сбыта или потребителями); производители побочных продуктов; специализированные провайдеры инфраструктуры; правительственные и другие организации, обеспечивающие специальное обучение, образование, поступление информации, проведение исследований и предоставляющие техническую поддержку (такие как университеты, структуры повышения квалификации в свободное время); а также агентства, устанавливающие стандарты. Правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть. И, наконец, многие кластеры включают предпринимательские объединения и другие совместные структуры частного сектора, организации по сотрудничеству, поддерживающие членов кластера.

Почему стратегическое развитие экономики регио-

на следует рассматривать через призму кластеров, а не через более традиционное группирование компаний, отраслей или секторов в производстве или обслуживании? Прежде всего, в силу того, что кластеры лучше согласуются с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ. Кластеры лучше отраслей используют важные связи, взаимодополняемость отраслей, распространение технологии, опыта, информации, маркетинг, а также осознание нужд потребителя, пронизывающее фирмы и отрасли. Такие связи являются основополагающими в конкурентной борьбе, повышении производительности труда и особенно в определении направлений и интенсивности организации нового бизнеса и внедрения инноваций. Большинство участников кластера не конкурируют между собой напрямую, а просто обслуживают разные сегменты отрасли. Однако у них существует много общих потребностей и возможностей, они встречают много одинаковых ограничений и препятствий на пути повышения производительности. Восприятие группы предприятий и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и благотворного взаимного воздействия в сферах общих интересов без угрозы извращения конкуренции или ограничения интенсивности соперничества. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также другими вовлеченными институтами (университеты, организации по сотрудничеству, исследовательские лаборатории). Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам.

В противоположность этому рассмотрение ситуации в стране по отраслям или узким секторам часто сводится к лоббированию интересов в вопросах выделения субсидий или облегчения налогового давления на участвующие компании. Получаемые в результате государственные инвестиции создают лихорадочное «перетекание» выгод в другие отрасли и поэтому могут деформировать рынок. Из-за непосредственной конкуренции большой частник кластера может оказаться в ситуации не более затруднительной, чем изолированная фирма, поскольку в обоих случаях есть возможность использовать внешние ресурсы. Но фирма, входящая в существующий кластер, может столкнуться с более серьезными препятствиями, вызванными осознанием необходимости изменений и инерцией, заставляющей придерживаться устаревших связей, не приносящих больше конкурентных преимуществ.

Концентрация кластеров в территориальном отношении происходит в связи с тем, что близкое расположение способствует появлению многих преимуществ для повышения производительности и инноваций. Снижаются затраты при совершении сделок, упрощается добывание информации и ее обмен, местные организации с большей готовностью реагируют на специализированные потребности кластера, а давление со стороны аналогичных фирм и конкурентное давление становятся острее.

Кластеры в условиях развивающейся экономики не только включают меньше участников, но часто отличаются от них по социальному составу. Многие из них принимают форму структур с сильной иерархией, сетей коммуникаций, окружающих немногочисленные крупные компании, правительственные организации или дистрибьюторов. Коммуникация ограничивается, а связи между существующими фирмами и институтами развиты не очень хорошо. В противоположность этому успешно функциониру-

ющие в развитой экономике кластеры создают очень плотную сеть постоянно развивающихся отношений и связей.

Развитие хорошо функционирующих кластеров является одним из самых существенных шагов на пути к развитой экономике. В развивающейся экономике образование кластеров затруднено низким уровнем образования и низкой квалификацией рабочей силы, устаревшей технологией, нехваткой доступного капитала и слабым развитием общественных институтов.

Недостаточное количество кластеров в развивающихся регионах означает, что они неспособны к участию в конкурентной борьбе, но оно замедляет совершенствование и повышение производительности. Несмотря на то что экспорт в течение некоторого времени может возрастать за счет низкой стоимости рабочей силы и эксплуатации природных ресурсов с применением импортируемой технологии, такой подход является по своей сути ограниченным. Для повышения доходов, заработных плат и уровня жизни необходимо повышать производительность и наукоемкость выпускаемой продукции. Для того чтобы регион смог работать производительнее, чтобы наращивались возможности для совершенствования продукции и технологических процессов и, следовательно, обновления, кластер должен расти. В противном случае ему не удастся противостоять естественному процессу роста локальных издержек, другие регионы с более низкими факторными издержками или предлагающие большие субсидии получат преимущество в данном производстве.

Названные преимущества кластерного развития экономики могут быть реализованы на основе кластерной политики, которая представляет собой преломление промышленной политики в привязке к конкретной территории.

В странах с развитой рыночной экономикой идея кластерной политики активно внедрялась с середины 1990 г. Так, широко известен американский (США) кластер «Силиконовая долина», названная журналистами часть графства Санта-Клара в Центральной Калифорнии, расположенная в 30 км к югу от Сан-Франциско. На территории названного кластера находится более четырех тысяч компьютерных фирм с полумиллионом сотрудников; выпускается треть продукции ракето- и самолетостроения США, пятая часть полупроводников и шестая часть компьютеров в мире.

В Японии на государственном уровне в 1983 г. был принят закон, утверждающий концепцию технополисов.

Развитие технопарков было определено в три этапа:

а) на первом этапе на основе их генерации создавались исследовательские комплексы, где взаимодействовали образование и наука, промышленность и правительственная поддержка;

б) на втором этапе к комплексам примкнули университеты в г.г. Саппоро и Хоккайдо, обладающие широким спектром информации во многих областях знаний;

в) на третьем этапе к достигнутым результатам добавились направления по охране природы и культуре.

В Дании уже в 1992 г. в кластерах участвовало около 40% всех фирм страны, которые обеспечивали 60% экспорта. Сегодня Дания считается одним из мировых лидеров по кластеризации экономики, здесь функционирует 29 развитых кластеров.

Можно привести аналогичные примеры по Германии, Шотландии, Великобритании и др. странам Запада, где происходит формирование кластеров со своими специфическими особенностями.

Обобщая мировой опыт развитых кластерных систем, можно с уверенностью отметить их эффективность,

способность производить конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

В нашей стране развитие и формирование кластеров находится в начальной стадии. Среди инициаторов можно назвать Ленинградскую, Иркутскую, Архангельскую, Саратовскую, Пермскую области и Краснодарский край; Свердловскую область, в которой формируется машиностроительный кластер на базе предприятий Екатеринбурга: Уралмашзавода, Уралэлектротяжмаша, Машиностроительного завода им. М.И. Калинина, Уральского турбомоторного завода.

При формировании кластерной политики для развивающегося региона, к которым принадлежит Курганская область, необходимо:

а) базироваться на отраслевых инновационных траекториях развития;

б) учитывать не только стоимостные оценки слагаемых конкурентоспособности предприятий, но и темпы их экономического развития.

Результаты научных зарубежных и отечественных исследований показали различный характер между отраслями в отношении источников инноваций и направлений технологических изменений. Аргументировано выделено 5 технологических траекторий инновационного развития, которые различаются основными источниками инноваций, технологий и менеджментом:

а) отрасли с доминированием поставщика;

б) отрасли со значимым эффектом масштаба;

в) отрасли наукоемких продуктов;

г) отрасли, основанные на информации;

д) отрасли, обеспечивающие специализированные поставки.

Экономика Курганской области является многоотраслевой, поэтому задачи и пути реализации инноваци-

онной стратегии должны быть дифференцированы и учитывать отраслевые технологические особенности и доминирующие модели инновационного поведения.

В соответствии с международной классификацией отраслей (фирм) по признаку инновационного поведения предлагаются следующие траектории инновационной стратегии отраслей и предприятий региона:

1. Отрасли с доминированием поставщиков (сельскохозяйственное производство, перерабатывающее производство). Источником технических изменений являются поставщики оборудования и материалов. Главная задача инновационной стратегии - использование технологии, материалов, которые укрепят конкурентные преимущества.

2. В отраслях, для которых характерна экономия на масштабах, технологические изменения генерируются на стадии проектирования и создания сложных производственных систем и продуктов. Задача инновационной стратегии - инновации в продуктах и процессах и распространение лучшей практики в проектировании и производстве на внутрифирменном уровне.

3. В наукоемких отраслях технологические инновации возникают в исследовательских подразделениях и зависят от академических знаний и навыков. Основная задача - мониторинг и использование результатов фундаментальных исследований для развития технологически связанных продуктов и приобретение дополнительных активов для их разработки, а также реструктуризация подразделений и бизнес-единиц в соответствии с открывающимися технологическими и рыночными возможностями.

4. Бизнес, основанный на информационных технологиях. Источниками инноваций являются собственные научно-технические подразделения (программисты, си-

Предложения инвестиционных разработок

Выставки инновационных разработок

Научные разработки

академических институтов

вузов

других научных коллективов

Агрегирование по инновационным технологическим траекториям

Классификация инно вационных разработок

Поиск инвесторов

Варианты коммерциализации

Продажа лицензий

Рис. 1. Схема формирования кластеров

Таблица 1

Взаимосвязь первоэтапных кластерных отраслей Курганской области с инновационными траекториями развития

Отрасли с доминирующими поставщиками Отрасли со значительным эффектом масштаба Отрасли наукоемких продуктов Отрасли, основанные на информации Отрасли, обеспечивающие специализированные поставки

Основные продукты (отрасли) Агропромышленность. Медицина. Экология. Услуги, в т.ч. рекреационные. Машиностроение. Пищевая Строительство. Лесная и дерево-перерабатывающая. Энергообеспечение Новые материалы Финансы. Розничная торговля. Издательства. СМИ Инструменты. Оборудование. Промышленные продукты. Приборостроение

Основные источники технологий Разработки поставщика. Обучение в процессе производства Инжиниринг. Проектировщики. Обучение в процессе производства Фундаментальные исследования Программные продукты. Системные подразделения. Поставщики Проектирование. Продвинутые пользователи

стемщики) и поставщики программного обеспечения и компьютерной техники. Основная задача - развитие систем обработки данных, связанных с этим новых услуг.

5. Фирмы - специализированные поставщики. Это, как правило, малые предприятия, поставляющие сложные производственные системы: оборудование, комплектующие, инструмент, программные продукты. Такие фирмы получают преимущества благодаря производственному опыту пользователей, передаваемому в виде информации, являющейся основой для возможных модификаций и улучшений продукта. Основная задача инновационной стратегии - развитие технологий, позволяющих удовлетворить запросы потребителей.

Достаточно сложным является выбор эмпирической базы, характеризующий предложение инновационных проектов. Как показано на предложенной нами схеме (рис.1), такой информацией могут быть выставки проектов и научные разработки академических организаций, вузов и других научных коллективов, включая крупные фирмы и компании.

Рассмотренная технология может считаться несколько упрощенной. Так, в практической действительности предприятия (фирмы, предприятия, компании) могут принадлежать более чем одной траектории.

В таблице 1 представлены возможности первоэтапных кластерных отраслей Курганской области с инновационными траекториями развития, составленные на основе анализа динамики экономических показателей предприятий за последние годы и мнений экспертов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определение границ кластеров носит сложный поэтапный характер и включает в себя творческий процесс выявления наиболее важных связей и взаимного дополнения разных отраслей и организаций.

Границы кластера должны окружать все предприятия, отрасли, организации, между которыми существуют сильные связи - горизонтальные, вертикальные или структурные.

Кластерные границы постоянно могут изменяться по мере появления новых фирм и отраслей или их спада. Развитие технологий и рынка порождает новые отрасли, создает новые связи. Свой вклад в смещение границ вносят и законодательные изменения.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция/Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Виль-ямс», 2005.

Чепелюк

Наталья Яковлевна канд. экон. наук, доц.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Преобразования и реформы, проводимые в России в отношении бюджетных учреждений социальной сферы, затрагивают не только экономические интересы государства, связанные с повышением эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, а также с результативностью бюджетных расходов и с формированием той самой рыночной инфраструктуры, дальнейшее развитие которой позволит сформировать конкуренцию в среде некоммерческих организаций, являющихся основными производителями социально значимых услуг.

Исследование опыта стран с развитой рыночной экономикой (США, Евросоюз) показывает, что некоммерческие организации долгое время считались маргинальными, поскольку основными целями их функционирования провозглашались поддержка и участие в реализации правительственных программ, направленных на решение ограниченного круга социальных задач.

Подобная оценка преобладала не только в среде потребителей социальных услуг, но и в среде экономис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.