ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Е.В. МАТУХНО, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
Аннотация
В статье предложены новая структура и содержание физкультурно-оздоровительной технологии для студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физическому воспитанию, с учетом современных требований на основе использования доступных физических упражнений. Осуществлен анализ применения доступной двигательной деятельности, методов активного обучения на практических и теоретических занятиях с освобожденными
студентами.
Abstract
The article suggests a new structure and content of physical - sanitary technology for the students exempted from practical training in Physical Culture, taking into account modern requirements and using available physical exercises. We analyzed the application of available motion activity and active learning methods, giving practical and theoretical lessons to the exempted students.
Ключевые слова: доступная двигательная деятельность, студенты, освобожденные от практических занятий по физическому воспитанию, тренажеры, комплексы упражнений, программа, теоретические и практические занятия.
Преобразования в начале 90-х гг. XX в. и вступление России в рыночные отношения изменили социокультурную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности. Не обошел стороной этот процесс и систему высшего образования. В обострившейся конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг, когда главным критерием выступает качество образования, существенно возросли требования к профессиональной подготовке, а опосредованно - и к физическому воспитанию будущих специалистов. Традиционно сложившаяся система физического воспитания со студентами, освобожденными от практических занятий, в вузах нефизкультурного профиля не отвечает современным требованиям.
Определяющим принципом образования в вузе и, следовательно, основой для разработки любых концепций является развитие личности в целостности и единстве своего многообразия. Подобная ориентация в развитии современной высшей школы объективно соотносится с необходимостью решения проблемы становления физической культуры личности студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре и, значит, с созданием принципиально новой концепции физкультурного образования в вузе с данным контингентом обучающихся.
Для ее успешной реализации необходимо освободить физкультурно-оздоровительную деятельность от тотальной унификации и стандартизации, использовать вариативность учебного процесса на основе применения современных педагогических физкультурнооздоровительных технологий [2].
Регламентирующий характер учебных занятий по физическому воспитанию с освобожденными студентами (ориентация на написание реферативных работ),
не позволяющий учитывать физкультурно-оздоровительные интересы и потребности занимающихся, привел к снижению двигательной активности студентов. Как следствие - около 40% данных студентов Комсо-мольского-на-Амуре государственного университета, опрошенных в 2003-2007 гг., определили свое отношение к данным занятиям как негативное. Тестирование знаний по физической культуре у освобожденных студентов 1, 2, 3 курсов показало, что результаты контрольных испытаний по всем разделам теоретического курса существенно ниже Примерной программы по дисциплине «Физическая культура».
Посещаемость занятий по физическому воспитанию в Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете до 2004 г. отмечалась на уровне 40 и 55% у мужчин и женщин соответственно. Учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуацию, в начале 2005 г. на кафедре физического воспитания и спорта была разработана учебная программа для студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре на основе использования технологических инноваций.
Предлагаемая нами программа по дисциплине «Физическая культура» рассчитана на 3-летний период (объем 408 ч). Распределение физической нагрузки осуществляется следующим образом: около 30% аудиторного времени уделяется практическим занятиям с использованием доступных физических упражнений, 55% времени - теоретическим занятиям, 15% времени - самостоятельной подготовке.
Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаниями по основам здорового образа жизни, а также по теории
(шкі)
и методике физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, бесед, семинаров, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.
Одной из главных предпосылок совершенствования учебного процесса, по нашему мнению, является введение в него методов активного обучения. Отличаясь нетрадиционной технологией учебного процесса, методы активного обучения активизируют мышление, и эта активность остается надолго; развивают партнерские отношения; повышают результативность обучения; обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях студентов, а самое главное, позволяют сформировать познавательный интерес к теории физической культуры [1].
Практический раздел программы содержит учебный материал, направленный на решение физкультурно-оздоровительных задач. Поэтому в практической работе с освобожденными студентами мы использовали некоторые упражнения из лечебно-оздоровительных систем Китая, Индии; доступные физические упражнения на тренажере; оздоровительную направленность некоторых видов спорта; элементы игр, которые позволяют студентам сохранить здоровье, бодрость, спокойствие, легкость движений, остроту восприятия и целостность окружающего мира, помогают справиться со многими заболеваниями органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой системы, улучшают подвижность суставов, способствуют поддержанию мышечного тонуса на должном уровне, обеспечивают необходимую двигательную активность.
Учебно-методическим сопровождением реализации физкультурно-оздоровительной технологии становления физической культуры освобожденных студентов является комплекс, состоящий из учебных пособий «Мое здоровье - здоровье окружающих», «Физическая культура как фактор здорового образа жизни», «Оздоровительные основы доступных физических упражнений» и методических пособий «Дыхательные упражнения», «Оздоровительные системы Востока».
Однако необходимо, на наш взгляд, также разрабатывать новые комплексы программно-методического
обеспечения образовательного процесса по физической культуре для данного контингента занимающихся.
Главным технологическим компонентом построения учебного процесса по всем направлениям доступной двигательной активности является строгая последовательность (этапы) усвоения учебного материала.
1-й этап - идентификация. Активное усвоение знаний и способов физкультурно-оздоровительной деятельности, а также овладение доступными движениями и жизненно важными двигательными действиями, позволяющими студенту отождествлять себя с другими людьми и активно включаться в отношения с окружающим миром;
2-й этап - индивидуализация. Усвоение знаний, воспроизведение доступных умений и двигательных действий, где процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и неповторимой совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых студентами в процессе освоения, воспроизведения и самостоятельного использования накапливаемого опыта как в учебной, так и в физкультурно-оздоровительной деятельности;
3-й этап - актуализация. Активное овладение, воспроизведение и целенаправленное использование разнообразных форм и разновидностей физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта и создание новых индивидуальных образцов и ценностей физической культуры, непосредственно связанных с удовлетворением личных интересов и потребностей.
Обозначенные выше этапы не изолированы, напротив, они взаимодополняют и оказывают влияние друг на друга.
Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что предлагаемая современная технология образовательной области «Физическая культура» поднимает проблему создания, внедрения и культивирования новых форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности для студентов, освобожденных от практических занятий по физической культуре, технических вузов.
Литература
1. Балаев А.А. Активные методы обучения / А.А. Ба- Теория и практика физической культуры. - 1995.
лаев. - М.: Профиздат, 1986. - 52 с. № 4.- С. 24.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева //
т