Научная статья на тему 'Модель сформированности физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, в условиях вуза'

Модель сформированности физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / КОМПОНЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / MODEL / COMPONENTS / PHYSICAL CULTURE / STUDENTS EXEMPTED FROM PRACTICAL PHYSICAL TRAINING / PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скупченко Е. А., Саламин Е. Е.

В статье показана модель формирования физической культуры студентов, полностью освобожденных от практических занятий, в процессе физкультурного образования вуза. Представленная модель позволяет системно и целостно представить весь процесс физического воспитания студентов, полностью освобожденных от практических занятий, как способствующий формированию высокого уровня их физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT EXEMPTED FROM THE PRACTICAL PHYSICAL TRAINING, IN THE CONDITIONS OF HIGH SCHOOL

The article shows the model of physical culture competence formation of the students exempted from practical physical training during the process of physical education in a higher education establishment. The represented model allows to show systematically and entirely the whole process of physical education of the students exempted from practical physical training as one leading to form the high level of their physical culture.

Текст научной работы на тему «Модель сформированности физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, в условиях вуза»

УДК 796.01

Skupchenko E.A., Salamin Е.Е. THE MODEL OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF THE STUDENT EXEMPTED FROM THE PRACTICAL PHYSICAL TRAINING, IN THE CONDITIONS OF HIGH SCHOOL. The article shows the model of physical culture competence formation of the students exempted from practical physical training during the process of physical education in a higher education establishment. The represented model allows to show systematically and entirely the whole process of physical education of the students exempted from practical physical training as one leading to form the high level of their physical culture.

Key words: model, components, physical culture, students exempted from practical physical training, pedagogical process.

Е.А. Скупченко, ст. преп. каф. физического воспитания и спорта Комсомольского-на-Амуре гос. технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail: kaf_fv@knastu.ru; Е.Е. Саламин ст. преп. каф. физического воспитания и спорта Комсомольского-на-Амуре гос. технического университета, г. Комсомольск-на-Амуре, E-mail:kayzersal@mail.ru

МОДЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА, ОСВОБОЖДЕННОГО ОТ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, В УСЛОВИЯХ ВУЗА

В статье показана модель формирования физической культуры студентов, полностью освобожденных от практических занятий, в процессе физкультурного образования вуза. Представленная модель позволяет системно и целостно представить весь процесс физического воспитания студентов, полностью освобожденных от практических занятий, как способствующий формированию высокого уровня их физической культуры.

Ключевые слова: модель, компоненты, физическая культура, студенты, освобожденные от практических занятий, педагогический процесс.

В ходе анализа рабочих программ по физической культуре технических университетов Хабаровского края мы выявили, то, что большее внимание уделяется физической, профессионально-прикладной подготовке студентов основной, подготовительной групп, но из поля зрения выпадают студенты, освобожденные от практических занятий [1]. Наше исследование направлено на устранение этого недостатка и создание условий для формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий [2; 1].

Чтобы разрабатывать инновационную педагогическую технологию, направленную на формирование физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, необходимо определить модельные характеристики для данного контингента обучающихся.

Под моделью, по утверждению В.А. Штоффа, «понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт новую информацию об объекте» [3].

В соответствии с этим модель означает некоторую конечную систему, некоторый единичный объект независимо от того, существует ли он реально. Целью моделирования в нашем исследовании является совершенствование учебно-воспитательного процесса современного вузовского образования по формированию физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.

Для построения модельных факторов сформированности физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, мы используем компьютерную программу Deductor. Для этого, мы с помощью нейросети произвели систематизацию экспериментальных данных. При этом мы двигались от абстрактной модели к все более точным представлениям об анализируемом процессе [4].

Нами предлагается создание нескольких моделей:

а) модель сформированности физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, 1-3 курсов;

б) модель сформированности физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, 4-5 курсов;

в) модель сформированности физической культуры успешно работающих специалистов в технической сфере.

При построении модельных характеристик сформированно-сти физической культуры нами были протестированы студенты, освобожденные от практических занятий 1-3 курса; 4-5 курса и специалисты технической сферы, освобожденные от практических занятий в период обучения в вузе по психофизическим показателям, уровню знаний и по показателям личностных качеств.

Результаты исследования, проведенного по созданию модели сформированности физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, 1-3 курсов (участвовало 16 человек) дают нам возможность после обучения нейронной сети определить, что для достижения высокого уровня сформи-рованности физической культуры, имеют большую значимость такие оценочные шкалы как: физкультурные знания, уровень здоровья, эмоциональная устойчивость, физическое развитие, психологическая адаптация, двигательная активность, целеустремленность, физическая подготовленность, физические качества, общая активность, сознательность, ценностные ориентации, профессиональная готовность, настроение, сильная (слабая) воля.

Создание модели сформированности физической культуры студента, освобожденного от практических занятий, 4-5 курс, позволило определить следующие оценочные шкалы: уровень знаний по физической культуре, мотивационная готовность, двигательная активность, целеустремленность, стрессоустой-чивость, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, уровень здоровья, самоконтроль, самочувствие, физическое развитие, сознательность, саморазвитие, социальный статус, рефлексивность.

В результате обработки данных компьютерной программы Deductor мы выявили, что на эффективность формирования физической культуры у успешно работающих специалистов (мастеров, инженеров, конструкторов) в большей степени влияют такие факторы как: уровень общекультурных знаний, уровень знаний по физической культуре, двигательная активность, целеустремленность, рефлексивность, творческая активность, самостоятельность, коммуникативность, мотивационная готовность, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, уровень здоровья, скорость (время) принятия решения, уровень функциональных возможностей, концентрация внимания.

Анализируя полученные факты, по пяти факторам: уровень знаний по физической культуре, двигательная активность, целеустремленность, мотивационная готовность, уровень здоровья играли почти одинаковую роль в сформированности физической культуры, как у студентов, освобожденных от практических занятий - 1-3 курсов, студентов, освобожденных от практических занятий - 4-5 курсов, так и у работающих специалистов.

Однако, дальнейшая обработка полученных данных с помощью нейросети, которая является мощным инструментом поиска закономерностей, прогнозирования и качественного анализа, позволила нам из 31 фактора выбрать 16 наиболее значимых при составлении модели сформированности физической культуры студентов, полностью освобожденных от практических занятий по физической культуре.

Далее, проведя корреляционный анализ, мы определили, что выявленные факторы являются значимыми для формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий (Р <0,05).

Выбранные модельные факторы были объединены в компоненты:

- когнитивно-рефлексивный (знания по физической культуре, рефлексивность, творческая активность);

- мотивационный (мотивационная готовность, целеустремленность);

- психофизический (уровень здоровья, двигательная активность, стрессо-устойчивость, самочувствие, время принятия ре-

Библиографический список

шений, уровень функциональных возможностей, концентрация внимания);

- личностный (самостоятельность, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль). На основе выявленных компонентов, с учетом разработанных этапов (идентификации, актуализации, индивидуализации), была апробирована модель сформированности физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.

Таким образом, созданная нами педагогическая модель позволит в дальнейшем разрабатывать пути целенаправленного совершенствования учебного процесса, направленного на достижение высокого уровня сформированности физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.

1. Скупченко, Е.А. Новый образ физкультурного образования студентов с ослабленным здоровьем в Комсомольском-на-Амуре гос. техни-

ческом университете / Е.А. Скупченко, В.К. Стручков // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре гос. техн. университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - Комсомольск-на-Амуре. - 2012. - № 11-2(10).

2. Матухно, Е.В. Фактор готовности в формировании установки на успешность в профессиональной деятельности // Ученые записки

Комсомольского-на-Амуре гос. техн. университета. Науки о человеке, обществе и культуре. - Комсомольск-на-Амуре. - 2010. -

№ III-2 (3).

3. Штоф, В.А. Моделирование и философия. - М., 1966.

4. Treliven, P. Neurocomputers. - London: Univercity college, 1989.

Bibliography

1. Skupchenko, E.A. Novihyj obraz fizkuljturnogo obrazovaniya studentov s oslablennihm zdorovjem v Komsomoljskom-na-Amure gos. tekhnicheskom universitete / E.A. Skupchenko, V.K. Struchkov // Uchenihe zapiski Komsomoljskogo-na-Amure gos. tekhn. universiteta. Nauki o cheloveke, obthestve i kuljture. - Komsomoljsk-na-Amure. - 2012. - № II-2(10).

2. Matukhno, E.V. Faktor gotovnosti v formirovanii ustanovki na uspeshnostj v professionaljnoyj deyateljnosti // Uchenihe zapiski Komsomoljskogo-na-Amure gos. tekhn. universiteta. Nauki o cheloveke, obthestve i kuljture. - Komsomoljsk-na-Amure. - 2010. - № 111-2(3).

3. Shtof, V.A. Modelirovanie i filosofiya. - M., 1966.

4. Treliven, P. Neurocomputers. - London: Univercity college, 1989.

Статья поступила в редакцию 14.05.13

УДК 316.6

Smirnov D. У THE PROFESSIONAL SUITABILITY DETECTION OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTE OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA CADETS. The purpose of this work is theoretical analysis of concept of professional suitability and consideration of the main approaches to its identification in the highest educational institutions of military professional education of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Despite a certain readiness of this question in the system of military education, there is a number of problems which can significantly be reflected in the quality of preparation of qualified personnel for the internal troops. The provision of modern philosophy, sociology, pedagogics and psychology acted as methodological basis of work. Theoretical and methodological provisions which can be used in modern psychology and educational practice are the results of the research.

Key words: professional suitability, Military higher education institute of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia cadets‘ process of studying and professional suitability assessment.

Д.В. Смирнов, начальник лаборатории профессионального отбора отдела по работе с личным составом

Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России,

г. Новосибирск, E-mail: denis_smirnov@211.ru

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Целью данной работы является теоретический анализ понятия профессиональной пригодности и рассмотрение основных подходов к ее выявлению в высших образовательных учреждениях военно-профессионального образования внутренних войск МВД России. Несмотря на определенную разработанность этого вопроса в системе военного образования, существует ряд проблем, которые могут существенно отражаться на качестве подготовки квалифицированных кадров для внутренних войск. Методологической основой работы выступили положения современной философии, социологии, педагогики и психологии. Результатами исследования являются теоретико-методологические положения, которые можно использовать в современной психологии и образовательной практике.

Ключевые слова: профессиональная пригодность, процесс изучения и оценки профессиональной пригодности курсантов военного вуза внутренних войск МВД России.

Социально-психологические исследования, проводимые в военных вузах внутренних войск МВД России показывают, что за последние пять лет значительно увеличилось количество лиц (более 35%), отнесенных по результатам профессионального

психологического исследования к третьей категории профессиональной пригодности, т.е. минимально соответствующих предъявляемым требованиям профессии и условно рекомендуемых для обучения. Многие из них, ввиду различных обстоя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.