УДК 796.01 Скупченко Евгений Анатольевич
доцент кафедры физического воспитания и спорта Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ
Аннотация:
Статья содержит теоретические материалы по проблеме разработки инновационной технологии организации учебного процесса для студентов специальных медицинских групп, освобожденных от практических занятий. Автором разработана педагогическая модель сформированности физической культуры освобожденного студента в условиях вузовского образования. Описана инновационная технология формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.
Ключевые слова:
студенты специальной медицинской группы, освобожденные от практических занятий, инновационная технология, уровни сформированно-сти физической культуры, когнитивно-рефлексивный, личностный, мотивационный, психофизический компоненты.
Skupchenko Evgeniy Anatolyevich
Assistant Professor, Physical Education and Sport Department, Komsomolsk-on-Amur State Technical University
THE INNOVATIVE TECHNOLOGY OF THE EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION IN SPECIAL MEDICAL GROUPS
Summary:
The article presents theoretical materials on the issue of development of innovative technology for organization of educational process for students of special medical groups, who are excused from attending practical training. The author has developed a model of physical education of such students in the university conditions. The innovative technology of physical education of students excused from attending practical training is described.
Keywords:
students of special medical group, excused from attending practical training, innovative technology, levels of physical fitness maturity, cognitive-reflective, personal, motivational, psycho-physical components.
Количество студентов специальной медицинской группы, в том числе студентов, освобожденных от практических занятий, ежегодно возрастает на 10-15 %, а в некоторых источниках указываются данные и до 30 % [1]. Данной проблемой занимались авторы: Р.Т. Раевский (2008), Г.М. Казантинова (2009), О.В. Котова (2010), Г.А. Канышевский (2012), Н.А. Линькова (2012), А.В. Евсеев (2013).
Исследование данного вопроса также проводилось на кафедре физического воспитания и спорта Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета.
Проведение занятий со студентами специальной медицинской группы связано с рядом проблем. Это зависимость занятий от характера заболеваний, прерывистость занятий в связи с частыми обострениями, недостаточность современных технологий организации учебного процесса в специальных медицинских группах по конкретным заболеваниям и подготовка педагогических кадров для работы с данным контингентом студентов, на что обращают внимание ряд авторов: А.Ю. Осипов, Г.О. Серебряков, Е.А Югова, А.И. Завьялов [2; 3; 4].
В связи с вышесказанным становится актуальной разработка эффективной технологии формирования физической культуры студентов специальных медицинских групп, что обусловлено необходимостью обеспечения физической надежности, выражающейся в активной жизнедеятельности и высокопродуктивной работе.
Далее мы опишем технологию формирования физической культуры студентов в специальных медицинских группах на примере студентов, освобожденных от практических занятий.
На первом этапе мы разработали педагогическую модель сформированности физической культуры освобожденного студента в условиях вузовского образования. Мы выделили компоненты и распределили их по уровням сформированности.
Когнитивно-рефлексивный компонент
Высокий уровень. Характеризуется наличием глубоких физкультурно-оздоровительных знаний, представлений; четким пониманием закономерностей и принципов; способностью к тематическому обобщению информации; склонностью к самоанализу и анализу предстоящей физкультурно-оздоровительной деятельности.
Средний уровень. Определяется наличием неполных физкультурно-оздоровительных знаний; воспроизведением и применением полученных знаний в физкультурно-оздоровительных
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 21)
мероприятиях; умением анализировать и оценивать участие в физкультурно-оздоровительной деятельности.
Минимальный уровень. Характеризуется тем, что физкультурные и валеологические знания отрывочны; проблемами с отбором информации; студент не склонен анализировать участие в физкультурно-оздоровительной деятельности и себя в ней.
Мотивационный компонент
Высокий уровень. Характеризуется тем, что студенты участвуют в физкультурной деятельности добровольно, показывают желание действовать с наибольшей эффективностью, давать высокие результаты; исправлять ошибки. Проявляется активное участие в физкультурно-оздоровительной деятельности, при высоком уровне целеустремленности и заинтересованности в занятиях доступными физическими упражнениями.
Средний уровень. Проявляется в том, что нечетко выражено желание принять участие в физкультурно-оздоровительной деятельности. Студент участвует только в обязательной физкультурно-оздоровительной деятельности, которая оценивается педагогами в учебном процессе. Ситуативное проявление инициативы.
Минимальный уровень. Неразвитость мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности. Студентам характерно не принимать участие в физкультурной деятельности, пассивность, отсутствие инициативы. Незаинтересованность, равнодушие к результатам деятельности.
Психофизический компонент
Высокий уровень. Определяется хорошим самочувствием, нервно-психической устойчивостью, способностью успешно переносить последствия психических стрессов; уверенностью в своих силах, меньшей подверженностью депрессии. Характерно хорошее восстановления после физической и умственной деятельности; соблюдение основ здорового образа жизни. Высокая двигательная активность в течение дня.
Средний уровень. Проявляется в стремлении к повышению уровня психического и физического здоровья, двигательной активности. Происходит частичное использование основ здорового образа жизни. У студентов часто проявляется хорошее самочувствие
Минимальный уровень. На данном уровне нет устойчивости к стресс-факторам профессиональной деятельности. Неадекватная самооценка (заниженная, завышенная) личности. Двигательная активность - по необходимости. Не соблюдение основ здорового образа жизни.
Личностный компонент
Высокий уровень. Характеризуется умением оценивать, перерабатывать, использовать в физкультурно-оздоровительной деятельности общекультурные знания. Самостоятельность решения оздоровительных задач. Осуществление самоконтроля за состоянием своего здоровья. Умение организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия. Наличие коммуникативных способностей, готовность к сотрудничеству. Адекватная самооценка своих возможностей в физкультурно-оздоровительной деятельности. Наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка.
Средний уровень. Готовность к самостоятельному добыванию новых знаний. Становление навыков организации при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий. Умение вести диалог. Способность корректировать в общении чужую агрессию. Осуществление самоконтроля за состоянием своего здоровья не по всем признакам.
Минимальный уровень. Отсутствует система организации физкультурно-оздоровительной деятельности и самоконтроля за состоянием своего здоровья. Отсутствие самостоятельности. Не способность корректировать в общении чужую и свою агрессию. Коммуникативные способности слабо выражены.
Выделенные нами уровни являются основанием для корректировки учебного процесса студентов специальных медицинских групп, освобожденных от практических занятий.
Далее нами были выделены конкретные задачи инновационной технологии:
- повышение уровня двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья студентов на основе использования доступных физических упражнений;
- формирование у студентов, освобожденных от практических занятий, здорового образа жизни;
- обеспечение уровня физкультурных знаний, который бы удовлетворял требованиям, предъявляемым средой;
- формирование потребностно-мотивационной сферы регулярных занятий доступными физическими упражнениями в течение всего периода обучения в вузе;
- становление личностно-ориентированного подхода, позволившего охарактеризовать направленность содержания физической культуры на развитие личности студента.
Таким образом, разработанная нами инновационная технология формирования физической культуры студентов специальной медицинской группы, освобожденных от практических занятий, решает проблему создания и внедрения новых форм организации физкультурно-оздоровительной деятельности.
Данная технология легла в основу экспериментальной работы, проведенной на базе Ком-сомольского-на-Амуре государственного технического университета.
Цель и задачи эксперимента состояли в том, чтобы определить эффективность разработанной инновационной технологии формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, проверить в практике основные положения исследования. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе:
- ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет». В качестве испытуемых были избраны студенты 5 факультетов (механического, факультета нефти и химии, строительного, электротехнического, самолетостроительного), 1-5 курсов - 310 студентов. Экспериментальный контингент - студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре - 24 чел.
- Тихоокеанского государственного университета (ФГБОУ ВПО «ТОГУ»). Объект научного наблюдения и анализа - студенты, обучающиеся на технических специальностях, - 100 студентов.
- ОАО «Амурский судостроительный завод», завода «Амурметалл», КНААПО им. Гагарина. Экспериментальный контингент - специалисты, успешно работающие в технической сфере, - 16 чел. Возрастная амплитуда испытуемых от 17 до 45 лет.
Применение инновационной технологии формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий, позволило:
- увеличить объем общекультурных, физкультурных и валеологических знаний, творческой активности;
- стимулировать положительное эмоциональное отношение к физической культуре;
- выступать студентам в качестве организатора, помощника судьи во время показательных физкультурно-оздоровительных и культурных выступлений развлекательного характера, реализовывая свой теоретический потенциал и проявляя организаторские способности;
- повышать уровень двигательной активности, здоровья, вследствие чего у студентов проявился интерес к своему здоровью, тем самым они имели более выраженную мотивацию к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях и ведению здорового образа жизни.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно говорить об эффективности разработанной инновационной технологии формирования физической культуры студентов, освобожденных от практических занятий.
Ссылки:
1. Серебряков Г.О., Егоров В.Н. Анализ заболеваемости и физкультурной активности студентов вуза // Физкультура и здоровье: молодежная наука и инновации : сборник научных трудов участников Международной научно-практической конференции / под ред. Е.Д. Грязевой. Тула, 2011. С. 155-157.
2. Осипов А.Ю., Гольм Л .А., Михайлова С.А. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов средствами физического воспитания // Вестник ЧГУ. № 2 (39). Череповец. 2012. С. 178-182.
3. Югова Е.А. Анализ структуры и содержания здоровьесберегающей компетенции студентов педагогического вуза // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Т. 1. Психолого-педагогические науки. 2011. № 3 (17). С. 213-217.
4. Завьялов А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов : дис. ... д-ра пед. наук. Омск, 1997. 359 с.