Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмелёв Александр Евгеньевич, Комин Виктор Сергеевич, Мохова Мария Евгеньевна

В статье рассматривается проблема, связанная с тем, что введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняет содержание образования по предмету «Физическая культура». Также и инновации в содержании образования в сфере физической культуры меняют взгляд на технологии основной формы обучения. Всё это говорит о том, что требования к профессионализму учителя физической культуры повышаются. Соответственно уровень профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС должен быть высоким. Из этого следует, что подготовка специалистов в сфере физической культуре и спорту должна быть выстроена на формировании качеств, необходимых в будущей профессии. А это значит, что перед преподавателем встаёт задача отбора учебного материала, информации и разработки методов контроля за усвоением материала студентами. Переход к инновационным моделям подготовки специалистов в области физической культуры и спорта - одна из важнейших задач развития не только педагогических университетов, но и всех организаций высшего образования, готовящих специалистов в этой сфере. Целью исследования явилось рассмотрение инновационных подходов и технологий, которых могут быть применены в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. В статье раскрывается суть инновационных подходов. Также решаются задачи по воспитанию специалистов, которые были бы конкурентно способными на рынке труда. В рамках исследования к рассмотрению предлагались подходы и технологии, необходимые для специалистов в сфере физической культуры и спорта. В статье приведены исследования авторов в сфере инновационных направлений. Также рассмотрены и определены те направления, которые могут активно использоваться в образовательном процессе. Изучены исследования авторов, которые ведут работу над совершенствованием высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта. Содержание статьи, может быть использовано студентами педагогических университетов, учителями физической культуры при разработке содержания урочных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шмелёв Александр Евгеньевич, Комин Виктор Сергеевич, Мохова Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES AND TECHNOLOGIES FOR TRAINING SPECIALISTS IN PHYSICAL EDUCATION

The article deals with the problem associated with the fact that the introduction of the federal state educational standard of general education radically changes the content of education in the subject "Physical Education". Also, innovations in the content of education in the field of physical culture change the view on the technology of the main form of education. All this suggests that the requirements for the professionalism of a physical education teacher are increasing. Accordingly, the level of professional competence of a physical education teacher in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard should be high. From this it follows that the training of specialists in the field of physical culture and sports should be built on the formation of the qualities necessary in the future profession. And this means that the teacher faces the task of selecting educational material, information and developing methods for monitoring the assimilation of the material by students. The transition to innovative models of training specialists in the field of physical culture and sports is one of the most important tasks for the development of not only pedagogical universities, but also all higher education organizations that train specialists in this field. The purpose of the study was to consider innovative approaches and technologies that can be applied in the training of specialists in physical culture and sports. The article reveals the essence of innovative approaches. The tasks of educating specialists who would be competitive in the labor market are also being solved. As part of the study, approaches and technologies necessary for specialists in the field of physical culture and sports were proposed for consideration. The article presents the authors' research in the field of innovative areas. Also considered and identified those areas that can be actively used in the educational process. The studies of the authors who are working on the improvement of higher professional education in the field of physical culture and sports have been studied. The content of the article can be used by students of pedagogical universities, physical education teachers in developing the content of lesson forms of education.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Как показывает наш эмпирический опыт, может возникать напряжение у наставников в выполнении этой роли. Это возникает тогда, когда роль наставника являются новой, наставник трудно приспосабливается к сложностям при выполнении собственных обязанностей в качестве квалифицированного сотрудника.

Для наставников наставничество может быть как стрессовым, так и эмоционально истощающим, особенно в ситуации управления трудными отношениями или трудным сотрудником. Наставникам особенно важно в процессе освоения программы персонализированной подготовки не подвести сотрудника уголовно-исполнительной системы, так как это может говорить о том, что наставник был не профессионален. Наставник должен создать ситуацию успеха, облегчить возможности эффективного обучения и сосредоточиться на индивидуальных и профессиональных потребностях сотрудников уголовно-исполнительной системы, и если это произойдет, то качество подготовки будет продуктивным. Наконец для наставников требуется время для признания этой роли. Этот тезис означает, что важным аспектом для обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы является не только мотивация сотрудника учиться, но и отношения, которые возникают со своим наставником. Однако, если наставничество рассматривается как диадические отношения, то в основном это требует усилий с обеих сторон.

Большая часть научной литературы относится к ракурсу важности отношений между сотрудником уголовно-исполнительной системы и наставником как ключом к поддержке обучения в профессиональной практике. Однако исследования в основном фокусируются на таких отношениях как-либо точка зрения сотрудника уголовно-исполнительной системы или наставника, адресованными как сотруднику и перспективы наставника в течение определенного периода времени.

Интервью с сотрудниками уголовно-исполнительной системы позволяет нам также утверждать, что наставник важен в содействии обучению сотрудников. Сотрудники уголовно-исполнительной системы положительно оценили наличие определенного наставника как профессионала, который сопровождал процесс их персонализированной подготовки.

Выводы. Таким образом, персонализированная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы рассмотрена в этом исследовании с акцентом на наставничество. Образ современного сотрудника уголовно-исполнительной системы, его профессиональная ориентация на эту профессиональную деятельность - мощный фактор в изменении отношения к профессии и стимул к эффективному выполнению профессионального долга. Опыт наставничества может оказать влияние на эффективность профессионального мастерства сотрудников уголовно-исполнительной системы и обеспечить гарантированную безопасность социуму.

Литература:

1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) /

B.И. Байденко // Almamater (Вестник высшей школы). - 2012. - № 3. - С. 3.

2. Ильин, Г.Л. Философия образования (идея непрерывности) / Г.Л. Ильин. - М: Вуз. кн., 2002. - 223 с.

3. Дебольский, М.Г., Чернышкова, М.П. Особенности профессионального выгорания сотрудников уголовно-исполнительной системы / М.Г. Дебольский, М.П. Чернышкова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2015. - № 3 (130). - С. 10-78.

4. Зеер, Э.Ф. Тенденции модернизации профессионально-педагогического образования / Э.Ф. Зеер // Профессиональное образование. Столица. - 2016. - № 10. - С. 15-19.

5. Литвак, Р.А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста / Р.А. Литвак // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 165-167.

6. Ломакина, Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования / Т.Ю. Ломакина. - М.: Наука, 2006. - 219 с.

7. Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования: материалы докл. и сообщ. участников Второй междунар. конф., Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г. / под ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова. -

C.-Петербург: Файндер плюс, 2003. - 319 с.

8. Овчинников, О.М. Актуальные вопросы подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы (на примере ВЮИ ФСИН России) / О.М. Овчинников // Вестник Владимирского юридического института. - 2016. - № 1 (28). - С. 42-45.

9. Уилсон, Дж. Разнообразие поведения полиции / Дж. Уилсон // Гарвардский университет. - Кембридж, 1968. - 112 с.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель Шмелёв Александр Евгеньевич

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Комин Виктор Сергеевич

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород); преподаватель Мохова Мария Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема, связанная с тем, что введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования коренным образом меняет содержание образования по предмету «Физическая культура». Также и инновации в содержании образования в сфере физической культуры меняют взгляд на технологии основной формы обучения. Всё это говорит о том, что требования к профессионализму учителя физической культуры повышаются. Соответственно уровень профессиональной компетентности учителя физической культуры в условиях реализации ФГОС должен быть высоким. Из этого следует, что подготовка специалистов в сфере физической культуре и спорту должна быть выстроена на формировании качеств, необходимых в будущей профессии. А это значит, что перед преподавателем встаёт задача отбора учебного материала, информации и разработки методов контроля за усвоением материала студентами. Переход к инновационным моделям подготовки специалистов в области физической культуры и спорта - одна из важнейших задач развития не только педагогических университетов, но и всех организаций высшего образования, готовящих специалистов в этой сфере. Целью исследования явилось рассмотрение инновационных подходов и технологий, которых могут быть применены в подготовке специалистов по физической культуре и спорту. В статье

раскрывается суть инновационных подходов. Также решаются задачи по воспитанию специалистов, которые были бы конкурентно способными на рынке труда. В рамках исследования к рассмотрению предлагались подходы и технологии, необходимые для специалистов в сфере физической культуры и спорта. В статье приведены исследования авторов в сфере инновационных направлений. Также рассмотрены и определены те направления, которые могут активно использоваться в образовательном процессе. Изучены исследования авторов, которые ведут работу над совершенствованием высшего профессионального образования в области физической культуры и спорта. Содержание статьи, может быть использовано студентами педагогических университетов, учителями физической культуры при разработке содержания урочных форм обучения.

Ключевые слова: ФГОС, инновация, инновационный подход, образовательные технологии, физическая культура и спорт, инновационная деятельность.

Annotation. The article deals with the problem associated with the fact that the introduction of the federal state educational standard of general education radically changes the content of education in the subject "Physical Education". Also, innovations in the content of education in the field of physical culture change the view on the technology of the main form of education. All this suggests that the requirements for the professionalism of a physical education teacher are increasing. Accordingly, the level of professional competence of a physical education teacher in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard should be high. From this it follows that the training of specialists in the field of physical culture and sports should be built on the formation of the qualities necessary in the future profession. And this means that the teacher faces the task of selecting educational material, information and developing methods for monitoring the assimilation of the material by students. The transition to innovative models of training specialists in the field of physical culture and sports is one of the most important tasks for the development of not only pedagogical universities, but also all higher education organizations that train specialists in this field. The purpose of the study was to consider innovative approaches and technologies that can be applied in the training of specialists in physical culture and sports. The article reveals the essence of innovative approaches. The tasks of educating specialists who would be competitive in the labor market are also being solved. As part of the study, approaches and technologies necessary for specialists in the field of physical culture and sports were proposed for consideration. The article presents the authors' research in the field of innovative areas. Also considered and identified those areas that can be actively used in the educational process. The studies of the authors who are working on the improvement of higher professional education in the field of physical culture and sports have been studied. The content of the article can be used by students of pedagogical universities, physical education teachers in developing the content of lesson forms of education.

Key words: GEF, innovation, innovative approach, educational technologies, physical culture and sports, innovative activity.

Введение. Если рассматривать сферу физической культуры, систему подготовки кадров, то можно увидеть, что здесь произошло много преобразований. На современном этапе наибольшее внимание отводится на подготовку специалистов, обладающих всеми компетенциями, необходимыми в современной школе.

Если мы посмотрим на систему высшего профессионального образования, уровень подготовки специалистов на современном этапе, то можно видеть, что потребности личности, общества и государства в целом удовлетворены недостаточно. Следовательно, нашему обществу, которое имеет проблемы, особенно в социальной сфере, нужны и необходимы специалисты, обладающие знаниями об инновационных подходах. То есть, на выходе это должен быть специалист, который способен обладать и сочетать в себе духовное и физическое богатство. Также следует отметить, что специалист должен быть способен к творческому сотрудничеству, владеть и применять на практике те инновационные технологии, которые помогут ему развивать и воспитывать обучающихся среднеобразовательных учебных заведений [2, 4, 6, 10].

Если разобраться, то перед идущим в ногу со временем педагогом стоит ряд задач, которые требуют решения. Также подразумевается переход от функций к их системе, то есть от неких общепринятых технологий к творческим, ориентированным на личность, что в итоге приводит к личностно-равноправным позициям между учителем и учеником [1, 3, 7].

Нами предполагалось, что рассмотрение инновационных подходов и технологий для подготовки выпускников факультетов физической культуры, позволит повысить уровень профессиональной компетентности будущего педагога и воспитать конкурентоспособного специалиста на рынке труда.

Целью исследования явилось рассмотрение инновационных подходов и технологий, которых могут быть применены в подготовке специалистов.

Для достижения поставленной нами цели следует проанализировать научную и методическую литературу по проблеме использования инновационных подходов и технологий в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования.

Таким образом, мы можем говорить о том, что выбранная нами тема исследования является актуальной и является необходимой при подготовке специалистов в сфере физической культуре и спорта.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем, рассмотреть инновационные подходы, нужно понимать, что же подразумевает под собой инновация. Данному термину дано великое множество определений, но мы остановились на том определении, которое наиболее подробно и чётко характеризует его сущность.

Что же такое инновация? Инновация в области физической культуры - это внесённое нововведение, которое обеспечивает качественный рост эффективности процессов, которые востребованы в области физической культуры и спорта [8].

Можно счесть целесообразным включение в основу систему ценностей физической культуры теоретические концепции, которые определяют инновационные подходы, которые сформировались в теории физической культуры за последние несколько лет.

При анализе научной и методической литературы, мы можем выделить и охарактеризовать несколько инновационных направлений, которые и будут определять суть подготовки специалистов факультета физической культуры и спорта.

К этим направлениям относятся:

• физкультурное воспитание;

• ведение и пропаганда здорового образа жизни;

• олимпийское воспитание [2, 7].

Но следует заметить, что на современном этапе происходит большое количество изменений. Недостаточное знание технологий и практики физического воспитания вместе со снижением уровня здоровья населения, гиподинамией и уменьшением продолжительности жизни, и гуманитаризации образования, приоритет здоровья, дали толчок к научному поиску, вызвав тем самым, необходимость изменения всех комплексов физического воспитания и определили становление инновационных концепций.

Что же касается самих инновационных технологий? Сам термин инновация характеризуется родственными терминами: инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационный потенциал и потенциал инновации. Инновационный процесс рассматривается как процесс прохождения инновацией цикла «исследование - производство - потребление» [9].

На данном этапе образование требует от нас поиска решения различных проблем, в особенности адаптации и социализации обучающихся. Какими будут выпускники, какими они будут обладать компетенциями, зависит от всей системы образовательного процесса. И в современных рабочих программах определён результат обучения детей в общеобразовательных учреждениях - это формирование базовых компетенций.

Сформировать эти компетенции с помощью только традиционной методики невозможно и неправильно. Здесь на помощь и приходят инновационные технологии, посредством которых, преподаватель может сформировать компетенции, необходимые выпускнику. Инновационные технологии - это технологии, которые стали наиболее популярными в последнее время. Рассмотрим некоторые из них:

• ИКТ - технологии;

• интерактивные технологии;

• теория решения изобретательских задач;

• исследовательская технология;

• метод проектов;

• здоровьесберегающие технологии, и т.д.

В разных источниках под инновационными технологиями понимаются технологии, которые имеют существенные отличия от тех технологий, к которым мы привыкли и используем в своей деятельности не один десяток лет. А в чём же заключается их новизна? Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.

1. Инновационные технологии имеют ориентированность на результат, а не на процесс. Здесь главным считается достижение определённого результата.

2. Цель данных технологий заключается в том, что выпускник должен уметь применить полученные знания в своей деятельности.

3. Также использование инновационных технологий позволяет студенту получить знания не в процессе заучивания правил, а в процессе работы на занятии и конечно, решении задач, которые представляют интерес.

4. Здесь происходит создание таких условий, которые необходимы для усвоения знаний.

5. Как мы уже говорили выше, эти технологии позволяют выстроить другой формат общения учителя и ученика.

6. Инновационные технологии направлены на развитие личности, индивидуальное развитие.

7. Данные технологии включают в себя аспект социализации, что способствует формированию коммуникативных навыков.

Таким образом, мы можем выделить признаки инновационных технологий:

• ориентированность на результат;

• знания приобретаются в процессе деятельности;

• индивидуальное развитие способствует социализации;

• учитель выступает как консультант и организатор образовательного пространства;

• строятся новые взаимоотношения учитель-ученик;

• идёт развитие творческих способностей и интеллектуальное развитие.

В современном мире прогресс информационных технологий не стоит на месте, появляется всё больше и больше различных ресурсов, которые можно использовать в профессиональной деятельности. Изучив инновационные технологии, мы решили более подробно рассмотреть ИКТ-технологии, которые могут быть полезны не только при подготовке специалистов, но и применении их в профессиональной деятельности специалистами по физической культуре. Одной из самых интересных технологий на наш взгляд, является сервис Worldwall. Данный сервис помогает преподавателю подойти к образовательному процессу с творческой стороны, разнообразить рутинный процесс обучения и повысить интерес обучающихся к восприятию необходимых знаний. Также он ценен тем, что в условиях пандемии, многие учреждения высшего образования были вынуждены перейти на дистанционную форму обучения и, как правило, при этом снижается не только уровень знаний, но и посещаемость учебных занятий. Для борьбы с данными проблемами и подходит сервис Worldwall. Данный сервис даёт нам возможность организовать работу как дистанционно, так и очно. Здесь мы можем организовать семинары в форме игры, викторины. Благодаря наличию различных шаблонов, работу можно сделать в разных стилях. Следует сказать, что сервис доступен как с компьютера, так и с любого другого устройства. Также во время обучения студенты сами могут овладеть знаниями по данному сервису и в будущем применить их в своей деятельности.

Следующими не менее интересными технологиями мы считаем применение так называемых виртуальных досок. Здесь нам помогают сервисы Trello, Miro. Данные технологии позволяют преподавателю организовать командную работу, если это необходимо. Также есть возможность использовать данную технологию для создания групповых проектов, мероприятий. Также при использовании интерактивной доски преподаватель имеет возможность не только отслеживать весь процесс работы студентов, но и корректировать их работу, если это необходимо. Ещё одними из необходимых видов технологий мы выделили использование Google Forms и Yandex Forms. Эти два сервиса являются простыми в использовании. Они позволяют преподавателю работать также и очно и дистанционно. Здесь есть возможность провести анализ усвоенного материала студентами. При применении данных технологий, преподаватель сразу может отследить, качество обученности, определить пробел в знаниях и провести тем самым корректировку.

Как мы уже писали выше, из-за перехода на дистанционное обучение учебных заведений высшего профессионального образования возникла необходимость проводить лекции, семинары в режиме онлайн. Здесь мы рассмотрели две платформы Zoom и Яндекс Телемост. Данные платформы включают в себя организацию онлайн встреч, имеют широкий функционал, что позволяет работать эффективно. Данные платформы позволяют обмениваться данными, работают со всеми операционными системами. Также можно демонстрировать участникам конференции весь наглядный материал, который необходим для лекции, семинара и т.д. Умение пользоваться данными платформами позволяет не прерывать процесс обучения и не зависеть от обстоятельств внешней среды.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, мы можем утверждать, что использование инновационных подходов и технологий в преподавании теории и методики физической культуры при подготовке специалистов, даёт мотивацию для внесения изменений в культурную и социальную среду. Именно это даёт нам право рассматривать инновации, как преобразование, которое несёт в себе положительную динамику в учебном процессе и ведёт к разрешению конфликта между устоявшимися и новыми формами образования.

Также следует отметить, что использование данных подходов и технологий при подготовке специалистов положительно влияет на овладение необходимыми компетенциями, упрощает усвоение материала, уходя от передачи информации, позволяет проявить творческие способности в учебной деятельности, решаются возникающие проблемы, как перед отдельной личностью, так и перед обществом. И здесь мы можем сделать вывод, что использование данных подходов и технологий являются необходимыми и оправданными.

Практическая значимость исследования заключается в том, что применяя инновационные подходы и технологии при подготовке специалистов, на выходе получается не только специалист, востребованный на рынке труда, но и специалист, обладающий необходимыми компетенциями, которые он может применить в своей профессиональной деятельности. А также, владея данными инновациями и технологиями, он способен создать то образовательное пространство, которое будет более эффективным в современных условиях. Но при этом преподаватель должен всегда продолжать учиться, то есть овладевать вновь появляющимися технологиями, сервисами и т.д. Всё это нужно, чтобы сделать процесс обучения разнообразным, интересным и творческим. Благодаря постоянному самосовершенствованию преподавателя, умению преподнести материал в интересной для студента форме, на выходе получится специалист, который будет иметь высокий уровень знаний и умений, которые он сможет применить в своей будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бальсевич, В.К. и др. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 6. - С.75.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве ВУЗа / М.Я. Виленский // Физ. Культ.: воспит., образов., тренир. - 1996. - № 1. - С. 96.

3. Лотоненко, А.В. и др. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Сборник трудов сотрудников и студентов. Воронежского государственного университета. - 1998. - С.121.

4. Лубышева, Л.И. Введение в социологию физической культуры и спорта: Курс лекций. - М. - 1998. - С. 8.

5. Магин, В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий: автореферат дис. ... д-ра. пед. наук 13.00.08 / Магин Владимир Алексеевич. -Москва, 2006. - С. 3. - URL: https://www.dissercat.com/content/modemizatsiya-sistemy-professionalnoi-podgotovki-spetsialistov-po-fizicheskoi-kulture-i-spo (дата обращения 03.04.2022)

6. Николаев, Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теор. и практ. Физ. Культ. - 1997. - №6. - С. 35.

7. Озолина Е.В. и др. Адаптивная физическая активность как новая дисциплина в семействе спортивных наук // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №5. - URL: http://sportfiction.ru/articles/quot-adaptivnaya-fizicheskaya-aktivnost-quot-kak-novaya-distsiplina-v-semeystve-sportivnykh-nauk/ (дата обращения 04.04.2022)

8. Ольхина, Е.А. Инновационная деятельность ДОУ по формированию зрительной культуры детей с нарушениями зрения / Е.А. Ольхина // «Вестник Мининского университета». - 2014. - № 3. - С. 4. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/512/488 (дата обращения 04.04.2022)

9. Сухогрузова, А.К. Инновационные технологии в области преподавания физической культуры: 44.03.01 / Сухогрузова Анна Константиновна. - Екатеринбург, 2018 - 14 с. -URL:https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25773/1/RSVPU_2018_704.pdf (дата обращения 04.04.2022)

10. Чесноков, Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности в современном обществе / Н.Н. Чесноков // Теория и практика физической культуры. - 1998. -№ 11-12. - С. 38.

Педагогика

УДК 37.018

кандидат педагогических наук, доцент Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. В системе образования важное место принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. Отношение человека к книге формируется в первом десятке жизни. Именно в этот период решается, каким будет отношение читателя к книге - активным или умеренно пассивным. Поэтому особенно важным является создание благоприятных условий для формирования читательской компетентности. Не менее важным является организация читательского пространства, подбор материала для чтения, направленный на развитие читательской деятельности. Необходимо помочь детям познакомиться с миром литературы, ведь это прекрасный мир нравственности, гармонии и красоты. На уроках литературного чтения эта деятельность может сочетаться с проведением бесед, дискуссий, с помощью которых ребенок учится рассказывать о прочитанном, аргументировать свою точку зрения. Достичь положительных результатов работы можно, применяя личный пример учителя. Его владение словом, интонацией и эмоциями, могут так заинтересовать детей, что они будут стараться найти и прочитать произведение, которое им очень понравилось. Хорошей основой для успешного формирования читательской компетенции младших школьников может стать применение в работе приема устного словесного рисования. В ходе такой деятельности дети представляют и воображают прочитанное, называют тему любой ситуации, далее они представляют детали изображаемого, цвет, форму, звуки и др. Большое внимание на уроках уделяется словарной работе, в особенности при чтении объемных текстов. Здесь педагог может применять различные приёмы толкования значения новых слов: объяснить значение слов с помощью показа иллюстраций, проводить работу с синонимами и антонимами, пословицами, загадками. Таким образом, под читательской компетентностью учащихся начальной школы мы понимаем сформированную у детей способность к осознанному пониманию книг до чтения, в процессе чтения и после прочтения определенного произведения или книги. Поэтому работа по формированию читательской компетентности является актуальной и важной в работе учителя начальных классов.

Ключевые слова: читательская компетентность, формирование, развитие, воспитание, младший школьный возраст, словарная работа, литературное чтение.

Annotation. In the education system, an important place belongs to the primary level of the secondary school. A person's attitude to a book is formed in the first ten years of life. It is during this period that it is decided what the reader's attitude to the book will be

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.