Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГОТОВНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ямбаева Н.В.

Актуальность статьи обусловлена тем, что важным фактором социального заказа в образовании является подготовка конкурентоспособного профессионала на рынке труда, что обусловливает новые требования к подготовке современного педагога в области физической культуры и спорта. Многие авторы в своих работах отмечают тот факт, что студенты нуждаются в дальнейшем изучении темы формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся, организации и работе с ведущими специалистами в этой области в обосновании и поиске новых форм и методов коррекции положительных результатов подготовки будущих специалистов в области физической культуры. Данный факт обусловливает необходимость соответствующих изменений в подготовке будущих учителей физической культуры в системе высшего образования. Это нашло отражение в содержании нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования от 09.02.2016 г. по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, основной профессиональной образовательной программе Цель статьи заключается в теоретическом описании модели формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся и обосновании педагогических условий ее реализации. В статье рассмотрены результаты проведенного исследования за период с 2019 по 2020 учебный год со студентами очной формы обучения ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», факультет физической культуры, спорта и туризма в количестве 50 человек по разработке и внедрению в образовательный процесс высшего учебного заведения модели формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся, а также выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия ее реализации. Статья предназначена для работников общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ямбаева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

РEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MODEL FOR FORMING THE READINESS OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS TO ORGANIZE THE COMPETITIVE ACTIVITIES OF STUDENTS

The relevance of the article is due to the fact that an important factor of social order in education is the training of a competitive professional in the labor market, which determines new requirements for the training of a modern teacher in the field of physical culture and sports. Many authors in their works note the fact that students need to further study the topic of the formation of the readiness of future physical culture teachers to organize the competitive activity of students, organize and work with leading experts in this field in substantiating and searching for new forms and methods of correcting the positive results of training future specialists in the field of physical culture. This fact determines the need for appropriate changes in the training of future physical culture teachers in the higher education system. This is reflected in the content of the new Federal State Educational Standard of Higher Education dated 02.09.2016 in the direction of training 03.44.05 Pedagogical education, the main professional educational program. substantiation of the pedagogical conditions for its implementation. The article discusses the results of the study for the period from 2019 to 2020 academic year with full-time students of "Mari State University", Faculty of Physical Culture, Sports and Tourism in the amount of 50 people on the development and implementation of a model of formation in the educational process of a higher educational institution the readiness of future physical culture teachers to organize the competitive activity of students, as well as revealed and theoretically substantiated pedagogical conditions for its implementation. The article is intended for employees of educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

УДК 377

Педагогические условия реализации модели формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся

redagogical conditions for the implementation of the model for forming the readiness of future physical education teachers to organize the competitive activities of students

Ямбаева Н.В., Марийский государственный университет, natalifam-78@mail.ru Yambaeva N., Mari State University, natalifam-78@mail.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.023

Ключевые слова: учитель физической культуры, физическая культура, педагогическая модель, педагогические условия, готовность, организация, деятельность, соревновательная деятельность, студент, обучающийся.

Keywords: physical education teacher, physical education, pedagogical model, pedagogical conditions, readiness, organization, activity, competitive activity, student, learner.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что важным фактором социального заказа в образовании является подготовка конкурентоспособного профессионала на рынке труда, что обусловливает новые требования к подготовке современного педагога в области физической культуры и спорта. Многие авторы в своих работах отмечают тот факт, что студенты нуждаются в дальнейшем изучении темы формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся, организации и работе с ведущими специалистами в этой области в обосновании и поиске новых форм и методов коррекции положительных результатов подготовки будущих специалистов в области физической культуры. Данный факт обусловливает необходимость соответствующих изменений в подготовке будущих учителей физической культуры в системе высшего образования. Это нашло отражение в содержании нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования от 09.02.2016 г. по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, основной профессиональной образовательной программе Цель статьи заключается в теоретическом описании модели формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся и обосновании педагогических условий ее реализации. В статье рассмотрены результаты проведенного исследования за период с 2019 по 2020 учебный год со студентами очной формы обучения ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», факультет физической культуры, спорта и туризма в количестве 50 человек по разработке и внедрению в образовательный процесс высшего учебного заведения модели формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся, а также выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия ее реализации. Статья предназначена для работников общеобразовательных учреждений.

Abstract. The relevance of the article is due to the fact that an important factor of social order in education is the training of a competitive professional in the labor market, which determines new requirements for the training of a modern teacher in the field of physical culture and sports. Many authors in their works note the fact that students need to further study the topic of the formation of the readiness of future physical culture teachers to organize the competitive activity of students, organize and work with leading experts in this field in substantiating and searching for new forms and methods of correcting the positive results of training future specialists in the field of physical culture. This fact determines the need for appropriate changes in the training offuture physical culture teachers in the higher education system. This is reflected in the content of the new Federal State Educational Standard of Higher Education dated 02.09.2016 in the direction of training 03.44.05 Pedagogical education, the main professional educational program. substantiation of the pedagogical conditions for its implementation. The article discusses the results of the study for the period from 2019 to 2020 academic year with full-time students of "Mari State University", Faculty of Physical Culture, Sports and Tourism in the amount of 50 people on the development and implementation of a model of

174

formation in the educational process of a higher educational institution the readiness offuture physical culture teachers to organize the competitive activity of students, as well as revealed and theoretically substantiated pedagogical conditions for its implementation. The article is intended for employees of educational institutions.

Введение. Согласно концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные

образовательные программы от 24.12.2018 г., Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, физическая культура и физическое воспитание являются основополагающими ценностями в формировании здорового образа жизни и способствуют социальной адаптации обучающегося к постоянному динамическому изменению окружающих условий.

На практике учителя физической культуры испытывают трудности в организации соревновательной деятельности обучающихся. Это является одной из причин недостаточного обеспечения теоретической и практической подготовленности выпускников педагогических вузов, что обусловливает актуальность поиска путей модернизации подготовки будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся. Это требует расширения диапазона знаний, умений и навыков, необходимых студентам факультета физической культуры, спорта и туризма.

В последнее время отмечено, что исследования в области подготовки будущих кадров в физической культуре и спорта переходят на новый уровень. Вопросами профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры занимается ряд известных ученых: (Л.П. Матвеев [1], Ж.К. Холодов [2] и др.). Проблема профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры к соревновательной деятельности раскрывается в диссертационных исследованиях: О.Л. Шабалиной [3]. Общие аспекты профессиональной подготовки будущих педагогов рассматривались многими учеными, так структуру педагогической деятельности исследовали В.Н. Кузьмина [4], профессиональной деятельностью учителей интересовались Г.У. Матушанский [5]. Однако, существующие исследования, а также анализ научных источников, посвященные проблемам подготовки будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся, не в полной мере освещают ее влияние на повышение качества профессиональной подготовки студентов в вузе.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задачи использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования; педагогический эксперимент, включающий в себя наблюдение, педагогическое тестирование.

Специфика деятельности любого учителя физической культуры состоит в том, что он, как любой учитель, не только занимается самообразованием, изучает новинки учебно-методической работы, учитывает гендерные особенности обучающихся и т.п., но и должен уделять внимание учету: психологических стрессовых условий воздействия на психику школьников во время занятий, а также учитывать условия физической нагрузки, когда учителю необходимо самому продемонстрировать образцы физические упражнений [6].

Таким образом, будущему учителю физической культуры необходимо быть всесторонне подготовленным физически, понимать теорию и практику выполнения физических заданий, владеть методикой обучения, а также методикой организации и проведения спортивно-массовых мероприятий и организации секционных занятий по видам спорта [6].

Е.П. Ильин выделил три этапа работы учителя физической культуры: подготовительный, этап реализации и этап оценки [7]. При этом он считает, что в поведении учителя физической культуры различают следующие

функциональные компоненты: проективная составляющая, информативная составляющая; конструктивная составляющая;

коммуникативная; организационная

составляющая и, на наш взгляд, очень важная -организационно-спортивная составляющая,

которая включает организацию соревновательной деятельности в одном или нескольких видах спорта; определение спортивных достижений и категорий обучающихся; спортивные и массовые соревнования, проявление организационных навыков в качестве капитана команды или судьи [8]. Соревновательная деятельность

характеризуется определенными особенностями, во-первых, строгая регламентация деятельности участников и субъектов соревнований; во-вторых, высокая социальная и личная значимость для каждого спортсмена; в-третьих, максимальные

физические и умственные нагрузки, в-четвертых, предоставление права на присвоение спортсменам званий; в-пятых, прямое или косвенное взаимодействие между конкурентами; в-шестых, строгое регулирование деятельности всех субъектов соревновательного процесса [9].

Поэтому соревновательная деятельность обучающихся рассматривается нами как оценка качества демонстрируемых возможностей участников в разных видах спорта с помощью конкурентной борьбы на основе психологической устойчивости и соблюдения правил соревнований по таким показателям - проведения технических приемов; двигательных действий как индивидуальных, так и командных [9]. Соответственно, в нашем исследовании основное внимание уделяется подготовке будущих учителей физического воспитания к формированию у обучающихся навыков общей организации соревновательной деятельности, которая содержит в своей структуре знания, навыки и умения, необходимые для реализации данного вида обучения в образовательных организациях [10].

Результаты исследования позволили нам сделать вывод о необходимости совершенствования процесса подготовки будущих учителей к организации соревновательной деятельности обучающихся. В связи с этим была разработана и внедрена в учебный процесс модель формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся, представлена на рисунке 1.

Данная модель состоит из пяти самостоятельных блоков: целевой (цель и задачи); методологический (методологические подходы и принципы); содержательный (содержание реализации данной модели); организационно-деятельностный (педагогические формы, методы, технологии, средства); диагностико-

результативный (критерии, уровни и результат). Предлагаемая модель является важной составляющей образовательного процесса, научных методов и принципов организации обучения студентов. Логичность построения процесса подготовки будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся определяется компетентностным, системным, деятельностный, личностно-ориентированным, технологическим подходами [10]. Процесс формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся

строится на основе принципов субъектности, сознательности и активности, наглядности, доступности, профессиональной направленности, рефлексивности [11]. Решению проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся, на наш взгляд, наиболее эффективно способствуют следующие формы и методы: лекции, практические занятия; индивидуальная форма работа со студентами; участие в соревновательной деятельности; организация педагогической практики, способствующей приобретению будущими учителями физической культуры опыта организации соревновательной деятельности.

Для формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся применялись следующие технологии: личностно-ориентированные; технология ситуационного обучения; информационные технологии; технология организации игровой деятельности [12].

Модель призвана регулировать и управлять процессом подготовки будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся [13].

Для реализации представленной модели мы применяли следующие педагогические условия: Первое условие - разработан спецкурс «Педагогическое обеспечение развития физкультурно-спортивного мастерства».

Спецкурс ориентирован на решение ряда задач: дать будущим учителям физической культуры представления о специфике соревновательной деятельности; изучить формы, методы и технологии; формирование комплекса знаний, умений и навыков; познакомить будущих учителей физической культуры с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учителя [14]. Второе условие -организации процесса подготовки будущих учителей физической культуры с использованием технологий соревновательной деятельности. К таким технологиям относятся: игровая, информационная, личностно-ориентированная и ситуационное обучение, обеспечивающие эффективное формирование готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся. Третьим условием - является целенаправленная организация производственной (педагогической) практики по освоению профессиональной деятельности, способствующей приобретению

будущими учителями физической культуры опыта организации соревновательной деятельности. Реализация данного условия осуществлялась в процессе непрерывной производственной (педагогической) практики в

средних общеобразовательных школах г. Йошкар-Олы, а также включала участие в соревнованиях и спортивных праздниках, проводимых в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».

Рисунок 1. -Модель формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации

соревновательной деятельности обучающихся

Внедрённая в учебный процесс модель формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся способствовала повышению уровня готовности студентов относительно начального и заключительного этапов исследования, динамика

прироста показателей составляет 27%. Эффективность выявленных педагогических условий реализации модели подтверждается результатами проведенного нами

педагогического эксперимента, большинство студентов 63% отметили эффективность предложенных педагогических условий и стали

меньше испытывать на практике трудности в организации соревновательной деятельности обучающихся в учебных заведениях.

Заключение. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии теории формирования готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности обучающихся. Полученные результаты могут стать базой для дальнейшего исследования проблемы, продолжения научного поиска в области

совершенствования профессиональной

подготовки будущих учителей физической культуры в области. Результаты исследования будут способствовать улучшению готовности будущих учителей физической культуры к организации соревновательной деятельности и могут служить основой для усовершенствования программ в системе подготовки и повышения квалификации работников общеобразовательных учреждений.

Литература:

1. Матвеев Л.П. Физкультурное образование: проблемы и перспективы развития / Л.П. Матвеев. - М., 1996. - 38 с.

2. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высшее учебное заведение / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия. - 2000. - 480 с.

3. Шабалина О.Л. Общая педагогическая подготовка учителя физической культуры: монография / О.Л. Шабалина. - М., 2002. - 118 с.

4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина; Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Ленинград. -1970. - 114 с.

5. Матушанский Г.У. Методологические принципы компетентностного подхода в профессиональном образовании / Г.У. Матушанский, О.Р. Кудаков // Казанский педагогический журнал. -2009. - № 3. - С. 11-12.

6. Аксарина И.Ю. Профессиональная подготовленность специалиста по физической культуре и спорту / И.Ю. Аксарина // Вестник ЮГУ. -2017. - № 1-1(44). - С. 37-42.

7. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб. -2000. - 486 с.

8. Вахнин Н.А. Значение физической культуры в формировании конкурентоспособности личности специалиста / Н.А. Вахнин // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 4. - С. 23-24.

9. Организация соревновательной деятельности обучающихся: учебно-методическое пособие; сост.: Н.В. Ямбаева, О.Л. Шабалина. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет. - 2017. -105 с.

10. Лимаренко О.В. Педагогическая модель формирования готовности студентов вуза к спортивной деятельности / О.В. Лимаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. - № 5. - С. 64-67.

11. Ханин П.А. Модель формирования готовности будущего учителя физической культуры к организации внеурочной деятельности учащихся / П.А. Ханин // ИСОМ. - 2017. - № 2-2. - 168 с.

12. Бгуашев А.Б. Профессиональные компетенции педагогов высшей школы системы подготовки специалистов физической культуры и спорта / А.Б. Бгуашев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2017. - № 1(193). - С. 92-101.

13. Высоцкий Л.А. Личностно-ориентированные технологии в условиях проектирования инновационной модели профессионального обучения / Л.А. Высоцкий // Человек и образование. - 2012. - № 1. - С. 69-72.

14. Ямбаева Н.В. Профессиональная деятельность учителя физической культуры в образовательном процессе / Н.В. Ямбаева // Физическая культура, спорт и здоровье / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ. - 2018. - № 30. - С. 115-118.

References:

1. Matveev L.P. Physical education: problems and development prospects / L.P. Matveev. - M., 1996. - 38 p.

2. Kholodov Zh.K. Theory and methodology of physical education and sports: a textbook for students of a higher educational institution / Zh.K. Kholodov, V.S. Kuznetsov. - M.: Academy. - 2000. - 480 p.

3. Shabalina O.L. General pedagogical training of a teacher of physical culture: monograph / O.L. Shabalin -M., 2002. - 118 p.

4. Kuzmina N.V. Research methods of pedagogical activity / N.V. Kuzmina; Leningrad. state un-t them. A.A. Zhdanov. - Leningrad. - 1970. - 114 p.

5. Matushansky G.U. Methodological principles of the competence-based approach in vocational education / G.U. Matushansky, O.R. Kudakov // Kazan Pedagogical Journal. - 2009. - № 3. - S. 11-12.

6. Aksarina I.Yu. Professional readiness of a specialist in physical culture and sports / I.Yu. Aksarina // Bulletin of YSU. - 2017. - № 1-1(44). - S. 37-42.

7. Ilyin E.P. Psychology of physical education: textbook / E.P. Ilyin. - SPb. - 2000. - 486 p.

8. Vakhnin N.A. The value of physical culture in the formation of the competitiveness of a specialist's personality / N.A. Vakhnin // Theory and practice of physical culture. - 2018. - № 4. - P. 23-24.

9. Organization of students' competitive activity: teaching aid; comp.: N.V. Yambaeva, O. L. Shabalin -Yoshkar-Ola: Mari State University. - 2017. - 105 p.

10. Limarenko O.V. Pedagogical model of formation of students' readiness for sports activities / O.V. Limarenko // Physical culture: upbringing, education, training. - 2016. -№ 5. - S. 64-67.

11. Khanin P.A. Model of the formation of the readiness of the future teacher of physical culture for the organization of extracurricular activities of students / P.A. Khanin // ISOM. - 2017. - № 2-2. - 168 p.

12. Bguashev A.B. Professional competence of higher school teachers in the system of training specialists in

physical culture and sports / A.B. Bguashev // Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. - 2017. - № 1(193). - S. 92-101.

13. Vysotsky L.A. Personality-oriented technologies in terms of designing an innovative model of vocational training / L.A. Vysotsky // Man and Education. - 2012. - № 1. - S. 69-72.

14. Yambaeva N.V. Professional activity of a teacher of physical culture in the educational process / N.V. Yambaeva // Physical culture, sport and health / Materials of the All-Russian scientific-practical conference. -Yoshkar-Ola: MarGU Publishing House. - 2018. - № 30. -S. 115-118.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторе:

Ямбаева Наталья Венаминовна (г. Йошкар-Ола, Россия), старший преподаватель кафедры теории и меодики физической культуры, спорта и туризма, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», e-mail: natalifam-78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.