Научная статья на тему 'Инновационные основы рыночной трансформации Российской экономики'

Инновационные основы рыночной трансформации Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщ Людмила Михайловна

В статье рассмотрены актуальные вопросы инновационных основ рыночной трансформации российской экономики на примере субъекта РФ Республики Крым, определены основные составляющие рыночной трансформации экономики, основой в которой является инновационная инфраструктура, научно-техническая деятельность, информационное обеспечение, промышленность, финансовое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные основы рыночной трансформации Российской экономики»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 330

Борщ Людмила Михайловна,

д.э.н., профессор,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь

Borsh Lyudmila,

Doctor of Economics, professor,

the department of finance of enterprises and insurance,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol

ИННОВАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

INNOVATIVE FOUNDATIONS OF MARKET TRANSFORMATION OF THE

RUSSIAN ECONOMY

В статье рассмотрены актуальные вопросы инновационных основ рыночной трансформации российской экономики на примере субъекта РФ Республики Крым, определены основные составляющие рыночной трансформации экономики, основой в которой является инновационная инфраструктура, научно-техническая деятельность, информационное обеспечение, промышленность, финансовое обеспечение.

Ключевые слова: инновационные основы, инновационная модель экономического поведения, основы рыночной трансформации, социально-экономический потенциал, ресурсное обеспечение.

The article deals with topical issues of innovative foundations of market transformation of the Russian economy on the example of the territorial entity of the RF of the Republic of Crimea, the basic components of the market transformation of the economy are defined, which is the basis of innovation infrastructure, scientific and technological activities, information support, manufacturing industry, financial provision.

Keywords: innovative foundations, innovative model of economic behavior, foundations of market transformation, social and economic potential, resources' provision.

ВВЕДЕНИЕ

Определены основы перехода к инновационному типу хозяйствования: инновационные стандарты; модернизация экономических субъектов хозяйствования; повышение материального благосостояния народа; удовлетворение его культурных запросов; обеспечение экономических стандартов и формирование комфортного социально-экономического климата. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Цель работы — определить инновационные основы трансформации рыночной экономики Российской Федерации, исследовать все составляющие инфраструктурного инновационного процесса, выявить базовую нормативно-правовую основу по обеспечению и инновационному обслуживанию свободных экономических зон — локомотива социального развития экономики. РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследования инновационного развития экономики являются актуальной темой многих отечественных ученых: С.И. Абрамова [1], Ю.Н. Воробьев и Е.И. Воробьева [2], А.С. Вороновой [3], С.В. Герасимова [4], С.А. Дятлова [5], В.А. Зимина [6], Л.М. Борщ, Ю.Н. Воробьева, С.В. Герасимовой [7]. Несмотря на большое количество работ инновационные основы рыночной трансформации исследованы фрагментарно или обеспечение инновационной деятельности на общем фоне или какой-то области. Республика Крым — новый субъект Российской Федерации и требует в этом качестве новых исследований.

На этапе рыночной трансформации экономики развитие инновационного комплекса страны является определяющим фактором рейтинговой динамики как внутренней, так и внешней кон-

103

курентоспособности страны. Трансформационные процессы, которые происходят в экономике России, все больше подключают ее к общемировым процессам глобализации финансовых потоков. Вопрос перехода России к инновационной модели развития привлекает к себе внимание ученых, политиков, представителей практичного бизнеса. Становится очевидным, что только на этом пути национальная экономика может занять достойное место в мировой рыночной среде. Поэтому создание надлежащих стимулов для расширения инновационной модели экономического поведения российского бизнеса является одной из наиболее определяющих задач экономической политики государства.

Зарубежный опыт социально- экономического развития показывает — для того, чтобы занять достойное место среди наиболее развитых стран мира, России необходимо двигаться по инновационному пути развития. Достижения в области науки и технологии влияют на динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом экономическом сообществе и степень обеспечения их экономической безопасности. Значимость влияния инновационной деятельности на воспроизводство в современной экономике предопределяется тем, что в условиях глобализации форм и методов ведения конкурентного соперничества приоритетное развитие инновационной деятельности становится решающим фактором интеграции в мировое хозяйство. Следовательно, основной целью социально-экономической политики государства становится глубокая структурная трансформация экономики, ее технологическая модернизация и на этой основе выход на траекторию высоких и устойчивых темпов экономического роста.

Вместе с тем, объективный подход к инновационной деятельности позволяет утверждать, что инновационный потенциал страны становится составной частью его социально-экономического потенциала. Он призван выполнять функции целевой подсистемы и выступать как объект управления. На макроуровне проблемы оценки инновационного потенциала связаны с необходимостью полного использования возможностей науки и производства для достижения целей социально-экономического развития страны. Для этого предусматривается устранение структурных ограничений экономического роста, что означает поощрение нововведений и высоких технологий, государственную поддержку инноваций, развитие производственной и транспортной инфраструктуры, организацию технопарков. В этой связи особую остроту и актуальность приобретает проблема обоснования приоритетных направлений инноваций и их объемов в зависимости от источника инноваций и эффективности отдельных инновационных проектов.

Проблема перехода к инновационному типу хозяйствования обостряется. От того, насколько производители освоят инновационные стандарты рыночной деятельности, напрямую зависит успех предстоящей модернизации экономики, что, в свою очередь, выступает предпосылкой реализации намеченных социальных целей развития: повышения материального благосостояния населения, удовлетворения его культурных запросов, обеспечения экологических стандартов и формирования комфортного социального климата. Процесс решения проблемы формирования и развития инновационной воспроизводственной системы нельзя отложить и вернуться к ней после завершения первоочередных преобразований в российской экономике. Промедление в этой области может лишить нас надежд на возможную принадлежность к развитым странам. Перегруженность ресурсного основания отечественной экономики и возникшие на этой основе структурные деформации не только не снимают с повестки дня проблему исчерпания экстенсивных источников экономического роста, но напротив, свидетельствуют, что именно качество экономического роста и инновационные основы воспроизводственного процесса должны переместиться в центр экономического мышления.

В производстве России опасно увеличивается использование архаичных процессов, растет технологическая многофункциональность, сопряженная со свертыванием наукоемких отраслей, под угрозой оказывается весь воспроизводственный цикл. Вместе с тем следует учитывать всю неоднозначность и непредсказуемость многих инновационных трансформаций. Инновации, помимо устраняемых, неблагоприятных прямых последствий, вызывают преобразования в смежных областях и сферах, которые необходимо учитывать для правильной оценки отдаленных социально-экономических, научно-технических и экологических последствий и траекторий воспроизводственного процесса. Одной из серьезных проблем в настоящее время является усиливающаяся ограниченность экономических ресурсов. Она проявляется как на уровне всемирного хозяйства, так и на уровне национальной экономики. В этой связи именно сфера инновационной деятельности становится одним из важнейших инструментов достижения целей ресурсосбережения. В современном мире формируется новая структура экономических, полити-

104

ческих и социальных отношений, которые становятся основой возникновения межгосударственных отношений господства и подчинения.

Для глубокого осознания процесса инновационной трансформации экономики России, необходимо более детально рассмотреть все его составляющие. К основным инновационным составляющим относятся: инновационная инфраструктура, научно-техническая деятельность, промышленность, информационное обеспечение экономики, военно- промышленный комплекс, система финансового обеспечения инноваций. Указанные составляющие требуют поэтапного рассмотрения.

Опыт промышленно развитых стран Юго-восточной Азии, Восточной Европы и Балтии свидетельствует, что широкое и эффективное внедрение новых технологий, коммерческая реализация результатов исследований и разработок, возможно только при условии функционирования инновационной инфраструктуры, отдельно таких образований, как технопарки и технополисы, инновационные и технологические центры, бизнес — инкубаторы, а так же консалтинговые, лизинговые, информационные, сервисные, страховые фирмы, центры коллективного пользования, обладающие уникальным научным оборудованием и инструментами, сертификационные, инже-неринговые, маркетинговые центры и т. п.

Инновационная инфраструктура — это институциональное поле, в котором зарождаются, материализуются и через коммерческое использование приобретают признаки инновационного продукта научно-технические идеи, возникающие на тех или иных этапах общественного развития. Инновационная инфраструктура — это «совокупность предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, предоставляющих услуги по обеспечению инновационной деятельности (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, кредитные, образовательные).

Исходя из специфики инновационной инфраструктуры она выполняет функции: обеспечения инновационной сферы всеми видами услуг; ускорения структурно-технологической перестройки экономики; поддержки и воспроизводства научных кадров и научно-технического потенциала; обеспечения взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности; диффузии инноваций во все отрасли экономики; снижения рисков, сопряженных с разработкой и внедрением инноваций.

В зависимости от роли в инновационном процессе инновационная инфраструктура классифицируется как базовая и дополняющая. К базовой относятся объекты, функциональная роль которых заключается в формировании инновационного потенциала страны (государственные лаборатории, лаборатории промышленных предприятий, высшие учебные заведения, технопарки, технополисы, научно-исследовательские институты и т. д.); а к дополняющей — обеспечивающие инновационную восприимчивость субъектов экономики (консультационные, информационные и лизинговые компании, венчурные организации и другие).

Технополисы, технопарки, инновационные центры, как правило, создают с целью обеспечения прорыва в принципиально новых отраслях инновационной деятельности в регионах с развитым потенциалом академической, вузовской и отраслевой науки, а также в ВПК, где функционируют научные центры РАН. Другие составляющие инновационной инфраструктуры следует создавать как при технопарках, так и автономно. С целью стимулирования создания и функционирования технопарков, технополисов, инновационных центров, бизнес-инкубаторов и других инновационных структур налоговые, таможенные и валютные льготы, которые предоставляются академическим технопаркам, необходимо расширить и на другие подобные структуры.

Инновационные и инвестиционные проекты, которые выполняются в приоритетных направлениях деятельности технопарковых структур, должны в первую очередь получать кредитные средства, которые предоставляются под государственные гарантии иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, другими финансово- кредитными учреждениями.

Для финансовой поддержки малых инновационных предприятий, которые проходят период становления в бизнес — инкубаторах, необходимо создать сеть венчурных (рисковых) фондов. Развитие инновационной инфраструктуры следует осуществлять поэтапно, с учетом опыта «пионерных структур». Определённые сдвиги в формировании инфраструктуры инновационной деятельности Республики Крым наметились с созданием Государственного агентства по вопросам инвестиций и инноваций и рекомендацией о создании региональных центров инновационного развития, которые составили бы основу региональной инновационной инфраструктуры. Среди их основных задач следовало бы выделить научную поддержку и сопровождение реализации программ и проектов инновационного развития региона.

105

Основные задачами агентства Госинвестиций определено:

• участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере инвестиций и инновационной деятельности;

• создание национальной инновационной системы для обеспечения проведения эффективной государственной инновационной политики, координация работы центральных органов исполнительной власти в сфере инновационной деятельности.

В соответствии с возложенными на него заданиями Госинвестиций выполняет, в частности, следующие функции:

• содействовать формированию и дальнейшему укреплению позитивного инвестиционного имиджа России на международной арене;

• осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в России и ее регионах;

• создавать инвестиционную и инновационную инфраструктуру государства.

Создана свободная экономическая зона в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2014 №377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и распространяется на всей территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Срок функционирования СЭЗ — 25 лет (до 31 декабря 2039 года) и предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Органы управления СЭЗ:

• Уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (Министерство Российской Федерации по делам Крыма).

• Экспертные советы по вопросам СЭЗ на территории Республики Крым и города Севастополь.

• Совет министров Республики Крым (полномочия переданы Министерству экономического развития Республики Крым).

• Правительство Севастополя (полномочия переданы Департаменту экономики города Севастополя).

Министерство Российской Федерации по делам Крыма и его функции:

• взаимодействует и координирует деятельность органов управления СЭЗ с органами государственной власти;

• утверждает порядок работы и персональный состав экспертных советов (по согласованию с Советом министров РК и Правительством Севастополя), примерную форму договора об условиях деятельности в СЭЗ, форму свидетельства о включении в единый реестр участников СЭЗ, форму инвестиционной декларации;

• выдает участнику СЭЗ свидетельства о включении в единый реестр;

• осуществляет ведение единого реестра участников СЭЗ и др.

Функции экспертных советов:

• обеспечивает взаимодействие между органами государственной власти;

• рассматривает проекты договоров об условиях деятельности в СЭЗ (по проектам с объемом капитальных вложений более 100 млн. руб.) и принимает решение о заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, об отказе в заключении договора об условиях деятельности в СЭЗ, о внесении изменений в договор об условиях деятельности в СЭЗ.

Функции Министерства экономического развития Республики Крым:

• осуществляет прием документов от лиц, намеревающихся получить статус участника СЭЗ;

• осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности экспертного совета по вопросам СЭЗ;

• заключает договора об условиях деятельности в СЭЗ;

• осуществляет контроль за исполнением участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ;

• предоставляет в Министерство РФ по делам Крыма ежегодный отчет о результатах функционирования СЭЗ.

Критерии и ограничения:

• участники СЭЗ не вправе осуществлять деятельность в сфере пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых, разработки месторождений континентального шельфа РФ;

• потенциальный участник СЭЗ должен быть зарегистрирован на территории Республики Крым, состоять на налоговом учете в налоговом органе, и иметь инвестиционную декларацию, соответствующую установленным требованиям;

106

• объем капитальных вложений по проектам в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ должен составлять не менее 3 млн. руб. — для субъектов малого и среднего предпринимательства, 30 млн. руб. — для иных лиц;

• под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря.

Функции и особенности градостроительной деятельности, землепользования, оформления виз:

• выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов, необходимых для реализации проектов осуществляется высшим исполнительным органом власти Республики Крым (с 2017 года);

• земельные участки для размещения объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов, предоставляются участнику СЭЗ в аренду без торгов;

• оформление виз представителям инвесторов непосредственно в пункте пропуска через Государственную границу РФ при въезде в Республику Крым на основании приглашений, оформленных в установленном порядке по ходатайству уполномоченного органа (Министерства РФ по делам Крыма);

• возможность оформления обыкновенных туристических виз иностранным гражданам непосредственно в пункте пропуска через Государственную границу РФ при въезде в Республику Крым на срок, не превышающий тридцати дней.

Основные преимущества СЭЗ:

• снижение ставки налога на прибыль организаций: федеральный бюджет — 0 % на 10 лет; бюджет Крыма — 2 % в первые 3 года, 6 % — 4 по 8 годы, 13,5 % — с 9-го года. Данные ставки применяются при условии ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов (расходов) от деятельности, осуществляемой в качестве участника СЭЗ, и доходов (расходов) от иной деятельности;

• освобождение от уплаты налога на имущество организаций — на 10 лет;

• применение ускоренной амортизации в отношении собственных амортизируемых основных средств с коэффициентом 2;

• освобождение от уплаты земельного налога организациями — участниками СЭЗ в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, на 3 года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;

• пониженные тарифы страховых взносов — 7,6%, в том числе: Пенсионный фонд РФ — 6%; Фонд социального страхования РФ — 1,5%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0,1%. Данная льгота будет применяться только для тех участников, кто зарегистрировался в первые три года.

Преференции свободной таможенной зоны:

• применение на территории СЭЗ таможенной процедуры свободной таможенной зоны осуществляется в соответствии с Соглашением по вопросам свободных 9специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

• Свободная таможенная зона — таможенная процедура, при которой товары замещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза;

• иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохранят статус иностранных товаров.

Следующей инновационной составляющей по Республике Крым является научно-техническая деятельность. Данная составляющая является одним из основных факторов экономического роста и конкурентоспособности отраслей экономики. Крым относится к региону с высоким научным потенциалом. И поэтому необходимо создать такие условия, которые обеспечили бы не только его приумножение, но и максимальную его отдачу. Для повышения рейтинга конкурентоспособности необходимо, чтобы государство стало непосредственным проводником инновационного развития в Республике Крым. Однако, как свидетельствует практика, несмотря на наличие высокого научного потенциала, уровень его использования является недостаточным и малоэффектив-

107

ным. Это связано с отсутствием нормальных условий для его существования и оптимального использования (табл. 1).

Таблица 1. Научные кадры и количество организаций [8]

Количество орга-

низаций, которые Численность Численность док- Численность кан-

выполняют науч- научных работ- торов наук в эко- дидатов наук в

ные исследования ников, чел. номике, чел. экономике, чел.

и разработки

1995 46 3316 270 1188

1996 40 2772 271 1310

1997 43 2707 268 1349

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998 40 2280 277 1409

1999 40 2228 279 1514

2000 42 2285 267 1433

2001 40 2022 270 1496

2002 45 1996 282 1541

2003 43 1920 283 1548

2004 44 1943 303 1613

2005 47 1946 312 1656

2006 47 1851 332 1832

2007 52 1811 350 1991

2008 49 1639 350 2065

2009 46 1542 369 2101

2010 44 1451 374 2192

2011 41 1255 386 2165

2012 36 1100 398 2328

2013 33 1140 402 2386

Статистические наблюдения динамики и структуры удельного веса предприятий и отраслевых принадлежащих к инновационной деятельности позволяет определить приоритетные виды экономической деятельности предприятий, формирующих экономическое ядро инновационного развития Республики Крым, 80% из которых это предприятия перерабатывающей промышленности (пищевой, виноделие, машины, оборудование, станки, ремонт, монтаж). В сфере инвестиций 2530% всех капиталовложений направляются на инновации. Износ основных фондов очень высок, он приблизился к отметке 60%, а уровень их обновления имеет тенденцию колебаний от 3,5 до 4%. Структура объема финансирования инновационной деятельности в 2000 году составила 340294 тыс. руб., в 2010 году эта сумма составила 586129 тыс. руб. В динамике прирост составил 245335 тыс. руб. Доля иностранных инвестиций составила 0,2% в 2010 году (табл. 2).

На основании статистических данных можно определить падение уровня инновационной активности предприятий 2007-2013 гг., причинами такого резкого падения можно отнести за счет экономического кризиса 2008 года. Динамика объема реализованной продукции достигла своего пикового подъема реализации инновационной продукции только в 2006 году, дальше пошел экономический спад.

ВЫВОДЫ

Инновационными составляющими рыночной трансформации экономики являются главным образом инновационная инфраструктура, научно-техническая деятельность, информационное обеспечение, промышленность и, в частности, военно-промышленный комплекс, а также финансовое обеспечение.

Для ускорения развития современной инновационной инфраструктуры в качестве важнейшего фактора активизации инновационной деятельности и обеспечения конкурентоспособности экономики России необходимо:

• придать развитию инновационной инфраструктуры статус государственного приоритета с определением нормативно-правовых, экономических и организационных основ ее образования и функционирования;

108

Таблица 2. Динамика внедрения инноваций в промышленные предприятия 2000-2013 гг. [8]

Предприятия, внедряющие инновации Малоотходные ресурсные сбережения Внедрено новых технологических процессов Основное производство инновационных видов продукции Из них новые виды техники Удельный вес реализованной инновационной продукции, %

2000 10,5 7 68 504 18 3,6

2001 15,5 24 81 683 28 11,6

2002 15,5 23 77 719 33 21,2

2003 13,4 22 60 316 21 9,5

2004 13,4 21 90 356 8 12,3

2005 6,6 22 62 63 38 14,5

2006 6,1 7 11 54 30 7,9

2007 8,7 16 24 55 26 6,5

2008 9,9 36 73 48 27 2,3

2009 6,8 25 47 46 15 1,4

2010 6,9 15 32 63 26 1,1

2011 7,5 21 48 75 31 2,9

2012 10,8 24 59 70 29 3,1

2013 12,3 30 76 61 42 2,9

• усовершенствовать действующую систему законодательных актов по регулированию инновационной деятельности и ее инфраструктурному обеспечению;

• ввести статистическое наблюдение за образованием и функционированием организационно-хозяйственной системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, создать систему государственной поддержки развития инновационно-технологических центров, инкубаторов, кластеров и других организационных форм инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности;

• создать правовое поле для проведения субъектами хозяйствования научно-технической и патентной экспертизы инновационных проектов с соблюдением общепризнанных на международном уровне норм и правил с целью минимизации их дублирования и повторного или необоснованного введения в хозяйственный оборот;

• разработать и внедрить систему информационного обеспечения инновационной деятельности с освещением результатов маркетинговых, а также конъюнктурных обзоров тенденций развития внутреннего и внешнего рынков инновационной продукции с учетом требований и запросов потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов С.И. Инвестирование / С.И. Абрамов. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. — 435 с.

2. Воробьев Ю.Н. Инвестирование / Ю.Н. Воробьев, Е.И. Воробьева. — Симферополь: Таврия, 2004. — 340 с.

3. Воронова А.С. Инновационный потенциал — основа долгосрочного роста Российской экономики / А.С. Воронова // Проблемы современной экономики. — 2014. — № 4. — С. 25-30.

4. Герасимова С.В. Управление инвестиционной деятельностью акционерных обществ. — К.: Знание, 2006. — 407 с.

5. Зимин В.А. Инвестиционная привлекательность регионов Российсаой Федерации / В.А. Зимин // Инновации и инвестиции. — 2013. — №5. — С. 86-88.

6. Дятлов С.А. Основы инвестиционной концепции развития России / С.А. Дятлов // Известия СПбГУЭФ. — 2008. — №2.

7. Борщ Л.М. Институциональная поддержка государственного инвестиционного и инновационного развития / Л.М. Борщ, Ю.Н. Воробьев, С.В. Герасимова // Инновации и инвестиции. — 2015. — №3. — С. 16-21.

8. Статистические данные [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республики Крым. — Режим доступа: gosstat.crimea.ru (дата обращения 09.10.2015)

Статья поступила в редакцию 16 октября 2015 года

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.