Научная статья на тему 'Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики'

Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
биоэтика / прикладная этика / инновационные образовательные технологии / интерактивное обучение / кейс-метод / проектная лаборатория / bioethics / applied ethics / innovative educational technologies / interactive training / case study / design laboratory

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Викторук Елена Николаевна, Минеев Валерий Валерьевич

По мнению авторов статьи, уровень подготовки востребованных рынком труда специалистов обусловлен уровнем используемых инновационных образовательных технологий. Опыт преподавания биоэтики в 2014–2019 годах студентам Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В. П. Астафьева позволяет сделать вывод, что интерактивные формы и методы обучения не только в наибольшей степени адекватны содержанию учебной дисциплины «Биоэтика», но и отвечают задачам подготовки востребованных специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Educational Technologies in Teaching Bioethics

According to the authors of the article, the level of training of specialists demanded by the labor market is determined by the level of innovative educational technologies used. The experience of teaching bioethics in 20142019 to students of the Institute of Social and Humanitarian Technologies of KSPU named after V. P. Astafyeva allows us to conclude that interactive forms and teaching methods are not only the most appropriate for the content of the Bioethics discipline, but also meet the tasks of training specialists in demand

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики

щ

В)

ВИКТОРУК Елена Николаевна,

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой философии, социологии и религиоведения Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Красноярск

МИНЕЕВ

Валерий Валерьевич,

доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и религиоведения Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева, Красноярск

Аннопмция

По мнению авторов статьи, уровень подготовки востребованных рынком труда специалистов обусловлен уровнем используемых инновационных образовательных технологий. Опыт преподавания биоэтики в 2014-2019 годах студентам Института социально-гуманитарных технологий КГПУ им. В. П. Астафьева позволяет сделать вывод, что интерактивные формы и методы обучения не только в наибольшей степени адекватны содержанию учебной дисциплины «Биоэтика», но и отвечают задачам подготовки востребованных специалистов

Ключевые слова:

биоэтика, прикладная этика, инновационные образовательные технологии, интерактивное обучение, кейс-метод, проектная лаборатория

001 10.24411/2307-4264-2019-10309

Новые вызовы образовательной среды требуют новых решений. Самые серьезные из этих вызовов — глобализация и неразрывно связанная с ней информатизация — сплавили воедино проблемы регионального уровня с мировыми проблемами.

В условиях переориентации обучающихся на самостоятельное потребление информации положение университета усложняется: свободное движение захватило не только информацию, материальные ресурсы, но и самих людей — трудовые кадры. С одной стороны, для продвинутого (да и не только) абитуриента открывается доступ к образовательным системам других стран. С другой стороны, для настоящих профессионалов открывается перспектива трудоустройства в любом регионе любой страны мира. Поэтому на региональных рынках труда (не говоря уже о мировом) свою конкурентоспособность вынуждены подтверждать не только выпускники, но и вузы.

Главная задача, на наш взгляд, сегодня заключается в том, чтобы не допустить прогрессирующего отставания региональных образовательных институтов от центра, в противном случае это повлечет за собой дальнейшую социальную и куль-

Викторук Е. Н., Минеев В. В. Инновационные образовательные технологии в преподавании биоэтики // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 3. — С. 71-77.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

турную деградацию периферии, жесткую антиглобалистскую реакцию и другие крайне болезненные проблемы. Поскольку экономическое доминирование мирового центра в значительной степени обеспечивается факторами внеэкономическими (культивированием отсталости на территориях, служащих источником ресурсов, неэквивалентным обменом, идеологическим давлением, военной экспансией), то надежной стратегией сопротивления со стороны регионов должно стать развитие подлинно рыночных отношений. В нашем случае — это сам рынок труда и участие в нем университетов, утративших монополию, но обретших при этом множество других полезных качеств.

В сложившейся ситуации особого внимания, на наш взгляд, заслуживает взаимосвязь между выживанием институтов высшего образования (ВО) и успешным развитием системы специального профессионального образования (СПО). Университет третьего поколения, так или иначе, вынужден сближаться с профессионально-образовательными учреждениями, готовить мастеров-наставников, в большой степени ориентироваться на тех, кто уже имеет специальное образование и опыт практической работы. Цель данной статьи заключается в том, чтобы обозначить один из возможных путей углубления сотрудничества, институционального и функционального взаимопроникновения ВО и СПО.

Одной из важнейших точек взаимодействия институтов ВО с институтами СПО является освоение практико-ориентированных дисциплин с фундаментальной научной составляющей. Это дисциплины, освоение которых в стенах университета помогает состоявшимся практикам-профессионалам упрочить свое положение на рынке труда, а тем самым упрочить и положение университета, занимающегося их подготовкой. К их числу относится биоэтика — дисциплина, в высшей степени ориентированная на повседневную социальную практику и в то же время представляющая собой квинтэссенцию современных теоретических идей, методов, эмпирических обобщений из области философии, биологии, медицины, психологии, правоведения.

Университет третьего поколения, над трансформацией которого напряженно работают ученые, политики и философы, отличается динамизмом и сложной сетевой структурой (сращение с учреждениями различного типа), коммерциализацией своего продукта, массовостью, космополитичностью и мультикультурализмом, повышенным вниманием к трансдисциплинарным и прикладным знаниям [3]. Вместе с тем новый университет во многом остается проблематичным [7]. Он должен не просто работать на заказчика, но создавать пути практического применения генерируемых им знаний — и в этом, возможно, заключается самая большая трудность (прежде это было заботой заказчика и скорее системы СПО, чем академического учреждения).

Именно вследствие роста темпов обновления знаний от выпускника вуза требуется не столько владение определенным запасом знаний (хотя приуменьшать значение этого базового фактора не следует), сколько владение профессиональными компетенциями. Здесь под компетенцией мы имеем в виду не требования к подготовке выпускника, а его способность решать определенный класс задач. Реформа затрагивает не только

управление и финансирование университета, но и содержание образования (в частности, планирование образовательных маршрутов), и соответственно методологию обучения. Инновации в управлении и финансировании были бы лишены всякого смысла без инноваций в области форм и методов генерирования и распространения знаний. Компетенции, предусматриваемые ФГОС, могут сформироваться только при использовании инновационных технологий.

Как показывает опыт, миссии университета третьего поколения и его положению на рынке труда в наибольшей степени отвечают интерактивные технологии: педагогическая мастерская, проектная лаборатория, кейс-метод, деловая и ролевая игры, парная (групповая работа) и ряд других [1]. Именно участие в проектной деятельности, работа с имитационными моделями позволят будущим специалистам заблаговременно сориентироваться на региональном рынке труда.

Педагогический вуз готовит специалистов по направлениям (профилям), имеющим мощную биоэтическую и деонтологическую составляющую: «Социальная работа в системе социальных служб», «Реабилитолог в социальной сфере», «Дошкольная дефектология» (уровень бакалавриата); «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями», «Психолого-педагогическая коррекция нарушений развития детей», «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях», «Психологическое консультирование и психотерапия» (уровень магистратуры); «Коррекционная педагогика» (уровень аспирантуры) и др. Все эти специалисты нуждаются в этико-философских знаниях, в частности биоэтических, представленных в прикладном формате (что не приуменьшает значения фундаментальной знаниевой составляющей).

Среди магистрантов и аспирантов педагогического вуза немало руководящих работников (руководители социальных служб, директора школ и кризисных центров и др.). Чаще всего это зрелые люди со сложившимися убеждениями, солидным опытом практической работы, однако с дефицитом знаний и навыков, касающихся принятия решений в ситуациях высокой степени ответственности, когда дело касается людей с тяжелыми заболеваниями, особыми образовательными потребностями, склонностью к суициду и т. д. Порой они не умеют не только обсуждать, но и правильно формулировать острые проблемы, касающиеся отношения общества к таким реалиям, как нетрадиционные репродуктивные технологии, нетрадиционная сексуальная ориентация, эвтаназия, аборт, инклюзивная культура и проч. И это неудивительно, поскольку руководители социальных служб в свое время не изучали биоэтику, им не хватает этой важной практической компоненты. И только тесное единение с университетом может, на наш взгляд, обеспечить требуемую радикальную гетерогенную полипрофессионализацию профессионального образования, с его избыточностью и педагогизацией [5, с. 204], предотвратить изоляцию практики от науки [4, с. 79].

Для формирования этической компетентности выпускников КГПУ им. В. П. Астафьева на всех уровнях подготовки кафедра философии, социологии и религиоведения использует разнообразные инновационные технологии формирования этически компетентного специалиста

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

(экспертиза, консультирование, оценка, принятие решений). На базе кафедр института социально-гуманитарных технологий апробированы два социально-этических проекта: «Лаборатория этики социального проектирования» и «Философско-методологические основания инклюзивной культуры». Актуальность проектов определяется острой необходимостью формирования в городе и крае экспертного сообщества, владеющего навыками этической экспертизы в сфере социального проектирования. Нехватка этических компетенций в проектной деятельности вообще и в социальном проектировании в частности очевидна не только для узких специалистов и экспертов, но и для общества в целом. Новая практико-ориентированная этика, опирающаяся на фронестические* технологии, определяет форму и содержание обучения с ориентацией на образовательно-профессиональную (в настоящем) и профессиональную (в будущем) деятельность выпускника.

В рамках второго проекта детализируется концепция первого проекта, поскольку для развития инклюзивной культуры как важной социокультурной подсистемы необходим поиск дополнительных ресурсов. При этом продолжается разработка конкретных методик работы с лицами с ОВЗ, в частности методов философского и нарративного консультирования.

Поскольку биоэтика по праву претендует на статус практической философии [2], адекватным способом преподавания данной дисциплины могут быть только разнообразные интерактивные технологии: работа в малых группах или парах, кейс-метод, социальный проект, творческие задания, дискуссия, использование общественных ресурсов. Это позволяет говорить о системном применении технологии индивидуального обучения наряду с коллективным способом обучения. Так обстоит дело со стороны методики обучения и организации учебного процесса. В качестве методологической основы при этом могут выступать различные платформы: аналитическая философия, феноменология, неоструктурализм, широко трактуемая диалектика. Особо хотелось бы подчеркнуть плодотворность феноменологического и фукодианского подходов, способных выступать теоретико-методологической основой сопротивления медикализаторским тенденциям в современном обществе [6].

Как уже упоминалось, специалисты характеризуют интерактивные этико-образовательные технологии как фронестические. Фронезис в данном случае определяется как этическая компетенция, приобретаемая посредством общения в виде накопления личностного опыта. Важнейшим результатом полученного фронестического знания становится способность к оценке общественной жизни.

Преподаватели кафедры философии, социологии и религиоведения КГПУ им. В. П. Астафьева давно осваивают и совершенствуют интерактивные технологии. Так, курс «Биоэтика», преподававшийся в 2016-2018 годах будущим социальным работникам в институте социально-гуманитарных технологий университета, продемонстрировал перспективность использования интерактивных форм обучения и эле-

* От греч. phronesis — благоразумие, практическая мудрость.

ментов феноменологического подхода в качестве методической и методологической основы практического философствования.

В процессе освоения курса решается несколько учебных задач, в частности формируется представление студентов о проблемах биоэтики и подходах к их решению, а также о современных парадигмах в предметной области науки. Кроме того, формируется умение анализировать тенденции развития биоэтики, определять перспективные направления научных исследований. И наконец, главное — развиваются навыки разрешения этических проблем, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

Учебный материал включает в себя три блока: 1) философские, методологические, естественнонаучные и иные основания биоэтики: оппозиция сохранения и отнятия жизни, определение смерти, понимание биоэтики в широком и в узком смысле слова; 2) биоэтические проблемы, сопутствующие началу жизни: аборт, репродуктивные технологии; 3) биоэтические проблемы, сопутствующие завершению жизни: эвтаназия, трансплантация. Особое внимание уделяется достаточно новым для отечественного вуза темам, таким как биополитика, биофилософия, боль, страдание.

В завершение курса проводится семинар-практикум с использованием кейс-технологии. Подготовка к семинару начинается с первых занятий, учебный материал осваивается каждым студентом индивидуально, с учетом собственной работы над кейсом. Преподаватели используют имеющиеся банки кейсов по биоэтической проблематике, а также разрабатывают собственные. Особенность семинара-практикума заключается в том, что при решении кейсов студенты постепенно переходят от репродуктивного уровня к продуктивному. Заключительное занятие проводится дублерами, аспирантами кафедры. При этом ведущие профессора оценивают компетентность как студентов, так и преподавателей-дублеров.

Семинар-практикум с использованием кейсов нацелен на формирование у студентов навыков решения этических дилемм, возникающих в процессе профессиональной деятельности. Кейс-метод дополняет традиционную лекционно-семинарскую модель преподавания и способствует переходу к индивидуально-ориентированному обучению и самостоятельной работе.

На базе описанного семинара-практикума успешно проводятся совместные мастер-классы «Биоэтика: перспективы кейс-метода», целью которых является определение эффективности применения кейс-метода в преподавании биоэтики. Таким образом, мастер-класс служит пространством для самообследования и научно-методической рефлексии. В роли «испытуемых» выступают студенты. Экспертами, оценивающими работу студентов под руководством преподавателей-дублеров, являются не только профессора и преподаватели кафедры, но и специально приглашенные гости (так, в 2016 году экспертами выступили участники V Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», в программу которого официально вошло данное научно-методическое мероприятие).

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Студенты объединяются в три группы. Все требования избранной интерактивной технологии (от предварительного ознакомления группы с материалом кейса до обсуждения итогов решения) строго соблюдаются. В качестве методики «распаковывания» кейсов применяется стейк-холдер-анализ — метод анализа заинтересованных сторон, позволяющий находить этичные управленческие решения в сложных условиях меняющейся морали современного общества.

В ходе мастер-класса удается продемонстрировать сильные стороны применения метода ситуационного анализа для решения этических дилемм, убедительно подтвердить, что кейс-метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, что в полной мере отвечает открытым дилеммам биоэтики. Акцент обучения переносится на продуцирование (изготовление, выработку) нового знания, в том числе профессионально ориентированного, а не на простое освоение готового знания.

Одной из особенностей кейс-метода является вариативность оценки ситуации. Полученное знание может стать исходной точкой формирования определенного социального проекта и оказания воздействия на протекающий в обществе глобальный идеологический (и научно-исследовательский) процесс формирования этических и политических позиций, касающихся решения биоэтических проблем. Кроме того, университетское сообщество, студенческая аудитория часто становятся базой для проведения опросов и иных социологических исследований, обеспечивающих весьма качественные результаты [8].

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что по мере внедрения и совершенствования компетентностного подхода применение интерактивных методов обучения становится все более актуальным. Данные методы отвечают реалиям формирования нового рынка труда не только в содержательном, но и в структурно-функциональном плане, соответствуют духу нового общества, в котором университет преобразуется в информационно-технологический хаб и основу процветания региона.

Вместе с тем учебная аудитория или пространство научной дискуссии — это еще далеко не вся социальная реальность. Существуют государственная политика, правоприменительная практика, здравоохранение, общественное мнение, на поле которого университет стремится играть ключевую роль, но это не всегда ему удается. Этико-философские принципы, получающие выражение в политических и правовых документах, отвечают интересам, ценностным установкам определенных общественных групп, которые лишь отчасти воспроизводятся в структуре университетского сообщества. Одна из задач ученого, преподавателя и студента заключается в том, чтобы на основе знания отыскать путь к согласованию личных, групповых и общественных интересов.

Литература

1. Викторук Е. Н., Викторук Е. А. Инновационные технологии этического образования. — Красноярск: КГПУ, 2014. — 234 с.

2. Викторук Е. Н., Минеев В. В. Биоэтика. Лекции и материалы к практическим занятиям. — Красноярск: КГПУ, 2017. — 140 с.

3. Виссема Й. Г. Университет третьего поколения: Управление университетом в переходный период. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 432 с.

4. Кислов А. Г. К вопросу роста значения общеобразовательных учебных дисциплин в профессиональных образовательных программах // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 22-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 18-20 апр. 2017 г.) — Екатеринбург: Изд-во РГППУ 2017. — С. 79-82.

5. Кислов А. Г. Профессионально-педагогическое образование в ближайшей перспективе // Актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: материалы Х Всерос. науч.-практ. конф. (Нижний Тагил, 1 дек. 2015 г.) / Отв. ред. Н. Ю. Мочалова, О. В. Рыжкова. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2016. — С. 201-206.

6. Минеев В. В. Феноменология как стратегия сопротивления ме-дикализаторским установкам // Научно-исследовательские разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2017. — № 3 (20). — С. 54-60.

7. «Третья миссия» университета в современной России: новации и интеллектуальные традиции: сборник науч. тр. V Сибирского философского семинара. Новосибирский гос. ун-т. — Новосибирск, 2016. — 276 с.

8. Mineev V. V., Viktoruk E. N., Rakhinsky D. V., Shtumpf S. P., Chernyaeva A. S. Pharmaceutical Ethics in the Frame of Bio ethical Knowledge: Challenges for Development, and a Potential of Foucault's Key Ideas // Journal of Pharmaceutical Sciences and Research. — 2018. — Vol. 10 (11). — Pр. 2948-2951.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.