УДК 37.014 DOI 10.51980/2686-939X_2022_1_137
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ В СИБИРСКОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ МВД РОССИИ: ПО ИТОГАМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СБОРА
INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND TECHNIQUES AT SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION: BY THE RESULTS OF EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL MEETING
Навоева Наталья Владимировна,
начальник отделения методического обеспечения учебного процесса учебного отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
Navoeva_nv@mail.ru
Пунтус Сергей Александрович,
начальник учебного отдела Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук,доцент
puntus_sergey@mail.ru
Ключевые слова:
инновации в образовании, учебно-методический сбор, образовательные технологии и методики.
В статье раскрывается основное содержание ключевых докладов, представленных на учебно-методическом сборе профессорско-преподавательского состава Сибирского юридического института МВД России в ноябре 2021 года. Выработанные в ходе учебно-методического сбора предложения и рекомендации нашли отражение в итоговой резолюции, направленной на внедрение инновационных образовательных технологий и методик.
Keywords:
innovations in education, educational
and methodological meeting, educational technologies and techniques.
The article considers the main content of key repots presented at educational and methodological meeting of the teaching staff of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in November 2021. The proposals and recommendations worked out in the course of this meeting are included into the final resolution aimed at implementation of innovative educational technologies and techniques.
В преддверии Дня преподавателя высшей школы (18 ноября 2021 г.) в Сибирском юридическом институте МВД России (далее - Институт) состоялся учебно-методический сбор профессорско-преподавательского состава по теме «Инновационные образовательные технологии и методики в Сибирском юридическом институте МВД России» (далее - УМС), в работе которого приняли активное участие не только представители педагогического сообщества вуза, но и специалисты по учебно-методической работе, сотрудники и работники учебных подразделений образовательной организации (учебного отдела, факультетов, курсов).
Пленарное заседание открылось выступлением профессора кафедры оперативно-разыскной деятельности доктора юридических наук, профессора Николая Семеновича Железняка.
В своем выступлении Н.С. Железняк обратил внимание на возможности оптимизации деятельности преподавателя вуза, опираясь на сложившуюся практику в Институте. Важнейший тезис оратора, ставший одним из ключевых в резолюции по итогам УМС и нашедший отклик у всего педагогического коллектива, - современному педагогу вуза требуется идти по пути непрерывного самосовершенствования.
В ходе доклада ученый подверг критике некоторые функции преподавателя, которые возлагаются на него современной системой образования. Предложения по оптимизации роли педагога путем изменения локальных нормативных актов образовательной организации (от вопросов цифровиза-ции образовательной деятельности до переосмысления подходов к подготовке научных и научно-педагогических кадров в адъюнктуре) уже стали предметом бурного обсуждения вне УМС.
Начальник кафедры уголовного процесса кандидат юридических наук, доцент Алексей Борисович Судницын в своем выступлении по-новому представил использование социальных сетей в преподавательской деятельности. Представляя опыт профессорско-преподавательского состава своей кафедры в рамках рассматриваемой деятельности, А.Б. Судницын предложил перспективные возможности использования социальных сетей и общедоступных источ-
ников («ВКонтакте», «YouTube» и т.д.) для образовательного процесса, имеющих преимущество по сравнению с функционалом электронной информационно-образовательной среды (далее - ЭИОС) Института.
Особое внимание было уделено важной связи образовательной организации и выпускников вуза. Ее преимущества очевидны для обеих сторон: Институт не только отслеживает судьбу бывших курсантов и слушателей, но и поддерживает в образовательном процессе необходимую связь с практическими сотрудниками; в свою очередь, выпускники могут обращаться к образовательным и научным ресурсам вуза для решения вопросов оперативно-служебной деятельности.
Комментируя выступление А.Б. Судницына, модератор пленарного заседания УМС, начальник учебного отдела С.А. Пунтус подчеркнул важность не только отлаженного механизма взаимодействия «Институт-выпускник», но и создания действенной системы мониторинга трудоустройства выпускников, что выступает системообразующим элементом среди аккредитационных показателей по основным профессиональным образовательным программам (далее - ОПОП). Кроме того, С.А. Пунтусом отмечена необходимость отражения в методическом обеспечении ОПОП всех передовых достижений педагогической науки: применение инновационных образовательных технологий и методик в образовательном процессе должно быть прозрачным и доступным как для преподавателя, так и для обучающегося.
Особенности обучения сотрудников компетентных органов иностранных государств по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в Учебном центре (филиале) Сибирского юридического института МВД России в г. Манагуа Республики Никарагуа (далее - Филиал) нашли отражение в докладе старшего преподавателя кафедры оперативно-разыскной деятельности Николая Тимофеевича Кузьмина.
За последние 5 лет (с 2017 по 2021 гг.) на базе Филиала обучено около 500 сотрудников компетентных органов стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Белиз, Гватемала и др.) по 15 дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. При этом обучение такой категории слушателей носит ярко выраженную практическую направленность, а применение интерактивных форм обучения является залогом эффективности понимания и усвоения учебного материала обучающимися.
Проведение занятий у иностранных слушателей имеет значительную специфику, которую необходимо учитывать в ходе образовательного процесса. Не случайно преподавательский состав Филиала - это опытные преподаватели Института и иных образовательных организаций МВД России (Краснодарский университет МВД России, Воронежский институт МВД России и др.).
Использование информации о региональной специфике незаконного оборота наркотиков (далее - НОН), корректировка учебного материала в зависимости от профессионального уровня переводчиков и иные нюансы обучения сотрудников компетентных органов иностранных государств - основа методического подхода к реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации на базе Филиала.
В ходе обсуждения доклада Н.Т. Кузьмина участниками УМС отмечена возможность претворения опыта преподавания в Филиале в научную продукцию Института, посвященную борьбе с НОН.
Рассуждая о цифровой трансформации ведомственного образования, начальник кафедры информационно-правовых дисциплин и специальной техники кандидат технических наук, доцент Вячеслав Витальевич Молоков обратился к проблемам использования ресурсов ЭИОС Института, а также перспективам применения в образовательном процессе сервисов ИСОД МВД России.
Эти вопросы не случайны. В условиях цифровой трансформации, проходящей во всем ведомстве, в том числе и образовательных организациях МВД России, высока значимость не только соответствия общесистемных требований ФГОС к реализации ОПОП, но и привитие обучающимся таких навыков цифровой грамотности, которые позволяют выпускникам после окончания вуза успешно приступить к оперативно-служебной деятельности, включая умение работать с различными сервисами ИСОД МВД России.
Полемику по ведомственной политике цифровой трансформации поддержал модератор УМС, указав на закономерное стремление к унификации образовательной деятельности, предполагающей также использование единых программных продуктов, имеющих в своей основе общие подходы к ЭИОС, ЭБС и т.п. Целесообразно со стороны министерства избрать единого разработчика образовательного программного продукта для всех образовательных организаций МВД России. Такой подход и сократит расходы бюджета МВД России, и не допустит использования в образовательном процессе цифровых средств, не включенных в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России.
Сложности дистанционного обучения по специальным дисциплинам нашли отражение в докладе заместителя начальника кафедры огневой подготовки кандидата психологических наук Александра Сергеевича Сергиенко.
Докладчик обратил внимание на три основных направления, влияющих на внедрение инноваций в образовательные технологии:
1) трансформация содержания образования, в котором обучающемуся отводится активная роль субъекта обучения;
2) создание возможности передачи современного содержания учебного материала посредством мультимедийных и иных информационных технологий;
3) модернизация образовательной инфраструктуры.
Представляя опыт кафедры огневой подготовки по совершенствованию образовательного процесса, А.С. Сергиенко уделил особое внимание необходимости учитывать психологические факторы, что позволит заметно повысить эффективность освоения дисциплин, в том числе и специальных.
В поддержку сказанного от участников УМС поступили рекомендации об изучении аналогичного положительного опыта в иных образовательных организациях МВД России. Как отметил С.А. Пунтус, является интересным опыт Уральского юридического института МВД России - совместный проект кафедры огневой подготовки и кафедры философии, психологии и гуманитарных дисциплин, направленный на психологическую подготовку обучающихся в рамках освоения дисциплины «Огневая подготовка». Им также было отмечено, что в кабинете педагогического мастерства Института есть и иные интересные материалы, содержащие схожие примеры (проекты), нашедшие отражение в деятельности ведомственных образовательных организаций.
Начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел кандидат философских наук, доцент Андрей Юрьевич Иванов обратил внимание участников на кафедральный опыт проведения практических занятий.
Признав тезис о том, что смешанное обучение является моделью образовательного процесса будущего, А.Ю. Иванов привел примеры использования цифровых ресурсов в образовательном процессе - от методического обеспечения ОПОП в виртуальном пространстве до использования социальных сетей в учебных и научных целях.
Одним из перспективных направлений развития образовательной деятельности предложено считать расширение практики проведения занятий по междисциплинарным темам преподавателями нескольких кафедр. В качестве примера выступающий привел тренинг-интенсив по отработке тактики пресечения правонарушений с последующей подготовкой рапорта, содержащего правовое обоснование алгоритма действий сотрудника полиции, организуемый кафедрами огневой подготовки, тактико-специальной подготовки, административного права и административной деятельности органов внутренних дел.
Оживленный отклик участников УМС получил доклад доцента кафедры иностранных и русского языков кандидата филологических наук, доцента Александра Адольфовича Арского об использовании современных мультимедийных технологий в преподавании основ русского жестового языка сотрудникам полиции.
Обозначив релевантность подхода к использованию мультимедийных технологий в образовательном процессе с различными категориями обучающихся, А.А. Арский призвал учитывать специфику мышления поколений (опираясь на теорию поколений X, Y, Z).
С учетом возрастной категории современных обучающихся преподавателю вуза необходимо:
1) учитывать социально-психологические нюансы поколения «зумеров»;
2) понимать особенности восприятия ими информации при различных форматах подачи мультимедийных материалов;
3) подбирать оптимальные формы и средства подачи учебных материалов.
На основе проведенных научных исследований на суд участников УМС было
представлено мультимедийное учебное пособие «Основы русского жестового языка для сотрудников полиции». Его оригинальность состоит не только в тщательно продуманной профессиональной ориентации содержания, но и «привязке» представленных жестов (жестовых фраз) к соответствующим аудио- и видеоматериалам и заданиям, размещенным на интернет-сайте одного из авторов.
По итогам УМС была принята резолюция, которая впоследствии была утверждена на заседании методического совета Института (протокол от 9 декабря 2021 г. № 3).
Резолюция
учебно-методический сбор профессорско-преподавательского состава по теме «Инновационные образовательные технологии и методики в Сибирском юридическом институте МВД России»
(18 ноября 2021 г.)
1. Современный преподаватель вуза должен непрерывно самосовершенствоваться.
2. Использование инновационных технологий и методик в образовательном процессе должно сопровождаться соответствующим методическим обеспечением.
3. Содержание методического обеспечения дополнительных профессиональных программ, реализуемых в Учебном центре (филиале) Сибирского юридического института МВД России в г. Манагуа Республики Никарагуа, должно основываться на региональных нормативных актах и правоприменительной практике.
4. Девиз образовательной деятельности в эпоху цифровизации: «Обучение должно быть интересным!».
5. Использование современных ^-технологий в образовательном процессе способствует повышению его эффективности, в том числе в условиях дистанционного или смешанного обучения.
6. Цифровые продукты, используемые в образовательном процессе Сибирского юридического института МВД России, должны быть включены в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Минкомсвязи России.
7. Сопровождение выпускников института после окончания вуза при осуществлении ими оперативно-служебной деятельности является эффективной формой взаимодействия субъектов системы «Институт-выпускник».
Наиболее интересные идеи, удачные наработки методического обеспечения ОПОП направлены на рассмотрение учебно-методической секции МВД России по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета в качестве положительного опыта учебной и методической деятельности Института.
По общему мнению участников УМС, подобные сборы профессорско-преподавательского состава и представителей учебных подразделений должны стать постоянно действующими, проводиться на регулярной основе и выступать площадкой для обсуждения и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий и методик обучения.