Научная статья на тему 'Инновационное образовательное пространство Университета как перспективная форма организации учебной и учебно-методической работы'

Инновационное образовательное пространство Университета как перспективная форма организации учебной и учебно-методической работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационный образовательный кластер / интеграция / электронная информационно-образовательная среда / обучающийся / высшее образование. / innovative educational cluster / integration / electronic information-educational environment / student / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Кирилл Владимирович Ярмак

Рассмотрены возможности создания и учебно-воспитательного функционирования инновационного образовательного пространства университета на основе интеграции отдельных структур, осуществляющих учебную, учебно-методическую и другие виды работ. Объединение предполагает совместное функционирование Центра современных образовательных технологий, Центра ситуационного обучения, Библиотечных систем и др. для решения сложных образовательных задач в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игорь Александрович Калиниченко, Олег Валентинович Зиборов, Кирилл Владимирович Ярмак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY AS A PERSPECTIVE FORM OF THE ORGANIZATION EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL METHODOLOGICAL WORK

Considered the possibility of creating an innovative educational cluster at the university based on the integration of individual structures of educational and other types of work. The merging process involves the joint operation of the Center for Modern Educational Technologies, the Center for Situational Studies, Library Systems, etc. to solve complex educational problems in the process of teaching, educating and developing students.

Текст научной работы на тему «Инновационное образовательное пространство Университета как перспективная форма организации учебной и учебно-методической работы»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10281 © И.А. Калиниченко, О.В. Зиборов, К.В. Ярмак, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО УНИВЕРСИТЕТА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Игорь Александрович Калиниченко,

начальник Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат педагогических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Олег Валентинович Зиборов,

первый заместитель начальника Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, доцент

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);

Кирилл Владимирович Ярмак, начальник управления учебно-методической работы, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассмотрены возможности создания и учебно-воспитательного функционирования инновационного образовательного пространства университета на основе интеграции отдельных структур, осуществляющих учебную, учебно-методическую и другие виды работ. Объединение предполагает совместное функционирование Центра современных образовательных технологий, Центра ситуационного обучения, Библиотечных систем и др. для решения сложных образовательных задач в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся.

Ключевые слова: инновационный образовательный кластер, интеграция, электронная информационно-образовательная среда, обучающийся, высшее образование.

INNOVATIVE EDUCATIONAL SPACE OF THE UNIVERSITY AS A PERSPECTIVE FORM OF THE ORGANIZATION EDUCATIONAL AND EDUCATIONAL METHODOLOGICAL WORK

Igor' A. Kalinichenko,

Chief Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Candidate of Pedagogical sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Oleg V. Ziborov,

First Deputy Chief Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot',

Doctor of Law, Associate Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Kirill V. Yarmak,

Head of educational and methodical work, Candidate of Law, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Considered the possibility of creating an innovative educational cluster at the university based on the integration of individual structures of educational and other types of work. The merging process involves the joint operation of the Center for Modern Educational Technologies, the Center for Situational Studies, Library Systems, etc. to solve complex educational problems in the process of teaching, educating and developing students.

Keywords: innovative educational cluster, integration, electronic information-educational environment, student, higher education.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Калиниченко И.А., Зиборов О.В., Ярмак К.В. Инновационное образовательное пространство университета как перспективная форма организации учебной и учебно-методической работы. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):403-8.

Данная статья продолжает ряд публикаций, по- воспитательного процесса в Московском универси-священных развитию и совершенствованию учебно- тете МВД России имени В.Я. Кикотя. В рамках дан-

ной публикации считаем целесообразным раскрыть концептуальные образовательные задачи создания и функционирования современных инновационных пространств Университета, условно называемых «образовательным кластером». Это, набирающее популярность понятие, выбрано не случайно, поскольку в настоящее время в мире именно кластерная политика рассматривается в качестве ключевого инструмента повышения конкурентоспособности отраслей и регионов, развития инновационного потенциала [4, с. 78—85].

Необходимо определиться с понятием образовательного кластера. В самом широком смысле кластер может быть определен как объединение нескольких однородных элементов, которое рассматривается как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Фактически, понятие кластера трансформировалось из сферы производства в такие понятия педагогики, как образовательный кластер, региональный кластер. Изначально М. Портер связывал разработку кластерной модели с конкурентоспособностью стран и регионов. По его мнению, «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга [9].

В России исследования в сфере использования кластеров в образовании начались с существенным отставанием от зарубежных стран, но, тем не менее, внесли существенный вклад в определение некоторых понятий. Большинство российских исследователей, изучающих вопросы развития образовательных пространств, рассматривают их в качестве инструмента повышения конкурентоспособности российского образования. В течение последних лет наблюдается рост интереса к внедрению инновационных образовательных пространств для повышения эффективности развития образовательной деятельности.

Законодательного определения понятия «кластер» на уровне федеральных законов в настоящее время в России не существует. Разные исследователи по-разному определяют образовательный

кластер, например, как совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли [5, с. 99—107; 7, с. 145—147].

По мнению Е.И. Соколовой, инновационный образовательный кластер подразумевает «не механическое объединение ряда научных и образовательных учреждений в некую группу, а указывает на их тесное взаимодействие и взаимозависимость. Это ведет к качественным преобразованиям как отдельных частей, так и всего кластера, при этом в ходе его функционирования обязательно создание нового качественного продукта» [11].

На основании вышеизложенного считаем, что структурное построение инновационного образовательного пространства Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя применимо в качестве объекта научного и учебно-методического осмысления путей совершенствования деятельности учебных подразделений Университета. В этих целях следует выделить следующие дидактические возможности образовательного кластера: интеграция межотраслевого и профильного сотрудничества заинтересованных субъектов образовательной деятельности, объединение их в крупные центры для решения конкретных образовательных задач; получение качественного современного образовательного результата на основе кооперации усилий и образовательных возможностей и ресурсов [6, с. 62—69].

Можно с уверенностью утверждать, что в инновационном аспекте образовательные кластеры являются точками развития, вокруг которых сконцентрирована деятельность многих субъектов [8].

К 15-летнему юбилею Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в 2017 году был открыт центр современных образовательных технологий, созданный в целях повышения эффективности учебной деятельности и стимулирования творческой активности и педагогического потенциала всего профессорско-преподавательского состава Университета.

В инновационном аспекте проведена значительная организационная работа по созданию образовательной среды, отвечающей требованиям времени, где наглядно, доступно и технологично взаимосвя-

заны различные направления учебной и методической работы: ключевые ориентиры по организации образовательного процесса, передовые достижения лучших педагогов, труды ведущих ученых Университета (учебники, пособия, монографии, заслуги, награды), конкурсные методические разработки. Рассмотрены результаты работы по профильным направлениям Университета (международное сотрудничество, проблемы миграции, экспертная деятельность, психологическая работа, вопросы педагогики, сфера высоких технологий, борьба с ки-берпреступностью), новые программы повышения квалификации, специфика полигонно-лабораторной базы Университета.

В Центре размещено три зала и рабочие места сотрудников управления учебно-методической работы и информационного центра.

Выставочный зал включает основные правоустанавливающие документы Университета (лицензия на бессрочное ведение образовательной деятельности; свидетельство о государственной аккредитации, свидетельство об общественной аккредитации, приказы по действующим диссертационным советам Университета). Кроме того, размещены все действующие на сегодняшний день федеральные образовательные стандарты высшего образования и среднего специального образования, в разработке которых Университет принял активное участие совместно с федеральным учебно-методическим объединением Министерства образования России.

Большой блок занимают достижения педагогов университета, признанных Министерством внутренних дел Российской Федерации лучшими преподавателями года, а также итоги конкурсов и рейтинговых показателей педагогической деятельности.

Представлены частные методики преподавания, в том числе по реализации практической направленности учебного процесса, построению и оснащению полигонов, лабораторий, специальных классов Университета, а также актуальные периодические издания по вопросам высшего образования, совершенствования педагогического мастерства и научной деятельности молодых исследователей.

Также Выставочный зал объединяет все издания Университета, получившие за последние годы

допуски в качестве учебников и учебных пособий различного уровня, а также соглашения о сотрудничестве с партнерами Университета: Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, акционерным обществом «Сбербанк», компанией «Лаборатория Касперского» и др.

В любое время наполнение выставки открыто и доступно для каждого преподавателя, для каждого сотрудника Университета.

Зал методического совета позволяет проводить заседание методического совета Университета, ежегодные учебно-методические сборы, видеоконференции, заседания государственных экзаменационных комиссий, конкурсных комиссий, оперативных учений, соревнований.

В данном образовательном пространстве осуществляется проведение экспертизы качества всех методических материалов: учебных планов, примерных образовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин, обсуждение вопросов проведения практики курсантов, рецензирование квалификационных требований к профессиональной подготовке выпускников, формирование фондов оценочных средств и элементов системы оценки качества обучения, проведение мониторинга и самообследования.

Еще одним элементом Центра является зал дистанционного обучения. Он предназначен для использования современных образовательных технологий кафедрами Университета при подготовке и проведении занятий в рамках школы молодого исследователя, школы начинающего преподавателя, для апробации мультимедийного сопровождения учебного материала, презентации видео-лекций, электронных учебников, компьютерных обучающих программ, тестового материалы, внедрения новых технологий, игровых методов и модульной системы.

Организация работы зала предполагает работу в режиме реального времени, когда учебная информация может быть получена или направлена посредством сети internet с возможностью подключения к сервисам ИСОД МВД России, образовательного портала Университета, ресурсам библиотечной системы и электронного документооборота Университета, программному обеспечению дистанционного обучения «Stellus» и «Moodle».

В зале дистанционного обучения осуществляются трансляции открытых и показательных занятий преподавателей университета, проведение обучающих семинаров новыми техническими средствами обучения, проведение индивидуальных и групповых занятий, консультаций, заседаний предметно-методических секций кафедр, инструктивно-методических занятий в рамках повышения квалификации. Также ведется работа по создание банков данных по методической работе с использованием элементов системы электронной информационно-обучающей среды — рабочая программная документация, контрольно-обучающих программы, учебных видеофильмы и пр. Ранее в своих работах мы уже указывали на необходимость создания центра поддержки преподавателей по работе с ЭИОС, который создается как раз на базе зала дистанционного обучения [3, с. 112—124].

При необходимости зал дистанционного обучения и зал методического совета могут быть объединены в единое пространство посредством мобильной раздвижной стены.

Таким образом, ресурсы Центра многофункциональны и рассчитаны в первую очередь на интересы и потребности педагогических работников Университета. Анализ функционирования Центра современных образовательных технологий наглядно демонстрирует, что он стал основой развития инновационной культуры педагогов, под которой принято понимать готовность и способность к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, образовании, производстве, законодательстве. Процесс модернизации представляет собой такое усовершенствование системы, которое преследует цель — привести ее в соответствие с современными требованиями, сделать систему современной [2].

Но как мы уже отмечали выше, инновационным образовательным пространством (кластером) может являться структура, объединяющая несколько различных по функционалу структурных элементов. Следующим элементом инновационного образовательного кластера может рассматриваться Центр ситуационного обучения. До последнего времени в Университете функционировал Ситуационный центр, предназначенный для отработки практических навыков обучающихся при проведении занятий по темам, связанным с управлением силами и

средствами ОВД. Вместе с тем оснащение Ситуационного центра не позволяло проводить указанные занятия на должном уровне, поэтому Центр использовался в основном для проведения видеоконферен-цсвязи.

В целях модернизации Ситуационного центра и совершенствования учебного процесса Университета, активного внедрения инновационных, прак-тико-ориентированных форм проведения занятий, учебно-штабных учений и других мероприятий разработана Концепция его реконструкции и содержательного и информационного оснащения современными мультимедийными средствами и специальной техникой.

Указанная модернизация позволит, на наш взгляд, вывести учебный процесс на качественно новый уровень и даст возможность отрабатывать целый ряд комплексных и узкоспециализированных задач.

Несомненно, вывод о качественных позитивных преобразованиях может быть сделан только после введения подобного пространства в эксплуатацию и активного использования в повседневной учебной, методической, научной и других сферах деятельности Университета. Это станет предметом отдельного исследования и освещения в рамках данного цикла публикаций. Однако, не вызывает сомнения тот факт, что уже концептуальная проработка возможностей Центра ситуационного обучения позволяет наметить перспективы его дальнейшего использования.

Так, появляется полноценная возможность проведения занятий с обучающимися в форме деловой игры с использованием интерактивной системы по вопросам подготовки специалистов для подразделений уголовного розыска, охраны общественного порядка, информационной безопасности, специальной подготовки, а также еще по целому ряду направлений.

Модернизация Центра ситуационного обучения позволит осуществлять организацию и координацию деятельности в рамках учебных и представительских мероприятий, проводимых в Университете; проведения командно-штабных учений с использованием видеоконференцсвязи с другими аудиториями, площадками и полигонами; проведения межкафедральных тактико-специальных уче-

ний; организации центра взаимодействия и контроля прохождения заключительного этапа конкурса профессионального мастерства среди переменного состава «Лучший по профессии» — первенства «Вулкан»; координации проведения конкурсов профессионального мастерства среди сотрудников правоохранительных органов; контроля за прохождением Государственной итоговой аттестации слушателей, адъюнктов очной и заочной форм обучения, а также за прохождением вступительных испытаний кандидатов на обучение, в том числе проводимых с использованием элементов системы дистанционных образовательных технологий.

Оснащение Ситуационного центра всеми видами средств видеоконференцсвязи, используемой в настоящее время в органах внутренних дел позволит осуществлять проведение дистанционных видео-семинаров, круглых столов, конференций в режимах «Диалог» и «Конференция», а также проведение оперативных совещаний и видеоконференций с объектами Университета, Филиалами, образовательными учреждениями и другими подразделениями МВД России.

Логическим продолжением расширения границ инновационного образовательного кластера является интеграция в него двух имеющихся библиотечных систем — зала интеллектуальных коммуникаций и зала специальной библиотеки. Кроме того, отдельными элементами инновационного образовательного пространства Университета являются учебно-полигонные комплексы кафедр и филиалов, например, Многофункциональный полигон подготовки сотрудников подразделений по вопросам миграции, концепции функционирования которого будет посвящено отельное исследование. Дальнейшая интеграция в единый образовательный кластер предполагает не только формальное объединение различных структур Университета, но и нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач [1, с. 16—18].

Потенциал инновационного образовательного пространства определяется в его предназначении как инновационной формы взаимодействия образования и науки для решения сложных педагогических задач в процессе обучения, воспитания и развития обучающихся, профессиональной подго-

товки и переподготовки профессиональных кадров, предоставления образовательных услуг.

В завершении статьи выделим следующие направления реализации модели инновационного образовательного пространства в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя [10]:

• Организация мониторинга, который позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки, своевременно корректировать и определять перспективные векторы.

• Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями МВД России по содержанию профессиональной подготовки специалистов для своевременной его коррекции, эффективной организации практики обучающихся и др.

• Организация образовательной деятельности на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий.

• Организация работы постоянного действующих научно- методических семинаров субъектов образовательного кластера.

• Развитие сектора дополнительного профессионального образования, включающего организацию курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки и стажировки преподавателей.

• Проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества с вузами МВД России и гражданскими образовательными организациями.

Литература

1. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе //Аккредитация в образовании. 2009. № 32.

2. Землянухина С.Г., Землянухина Н.С. Ин-новационность и устойчивость в процессе модернизации современного российского образования // Инновации. 2005. № 10.

3. Калиниченко И.А., Зиборов О.В., Яр-мак К.В. Совершенствование электронной инфор-

мационно-образовательной среды Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Вестник экономической безопасности. 2019. № 3.

4. Корчагина Н.А. Образовательные кластеры как основа повышения конкурентоспособности учебных заведений // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2009. № 3 (7).

5. Кравцов П.Г., Михелькевич П.Г. Организационно-методические основы функционально-ориентированной подготовки специалистов в структуре регионального образовательного кластера // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 2.

6. Магомедов Р.М. О понятии информационно-образовательного кластера образовательного учреждения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2017. № 1 (39).

7. Магомедов Р.М. Проблема построения индивидуального образовательного маршрута // Современные информационные технологии. Теория и практика: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Череповец: ЧГУ, 2015.

8. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_ 113283.

9. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.

10. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010.

11. Соколова Е.И. Термин «образовательный кластер» в понятийном поле современной педагогики // Непрерывное образование: XXI век. Вып. 2 (6). 2014. URL: http://ln21.petrsu.ru/journal/ article.php?id=2371.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории

Второе издание

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. 2-е изд. Монография. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.

Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.