Научная статья на тему 'ОПЫТ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯК КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ОПЫТ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯК КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пунтус С.А.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют высокие требования к кадровым условиям реализации основных профессиональных образовательных программ. Привлечение к образовательному процессу работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемых программ, - сложный процесс, требующий надлежащего документального оформления. В статье рассматривается опыт Сибирского юридического института МВД России, который может использоваться иными образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRYOF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN MEETING THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDSOF HIGHER EDUCATION FOR THE STAFFING OF THE MAIN PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

The Federal State Educational Standards for Higher Education determine strict demands for staffing in the implementation of basic professional educational programs. Involving into the educational process the heads and employees of organizations whose activities are related to the specialization of the programs being implemented is a complex process that requires proper documentation. The article considers the experience of the Siberian Law Institute of the MIA of Russia in the solution of the issue mentioned above, which can be used by other educational organizations.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯК КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

УДК 378.1

ОПЫТ СИБИРСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

THE EXPERIENCE OF THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MIA OF RUSSIA ON CARRYING OUT THE DEMANDS OF THE FEDERAL STATE

EDUCATIONAL STANDARDS FOR HIGHER EDUCATION TO THE STAFFING OF BASIC PROFESSIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS

Пунтус Сергей Александрович,

начальник учебного отдела

Сибирского юридического института МВД России, кандидат юридических наук,доцент

puntus_sergey@mail.ru

Ключевые слова:

федеральные государственные образовательные стандарты, кадровые условия реализации образовательных программ, гражданско-правовой договор, оказание педагогических услуг.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования определяют высокие требования к кадровым условиям реализации основных профессиональных образовательных программ. Привлечение к образовательному процессу работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемых программ, — сложный процесс, требующий надлежащего документального оформления. В статье рассматривается опыт Сибирского юридического института МВД России, который может использоваться иными образовательными организациями.

Keywords:

Federal State Educational Standards, conditions for staffing for educational

programs implementation, civil and legal contract for rendering pedagogical service.

The Federal State Educational Standards for Higher Education determine strict demands for staffing in the implementation of basic professional educational programs. Involving into the educational process the heads and employees of organizations whose activities are related to the specialization of the programs being implemented is a complex process that requires proper documentation. The article considers the experience of the Siberian Law Institute of the MIA of Russia in the solution of the issue mentioned above, which can be used by other educational organizations.

В федеральных государственных образовательных стандартах (далее -ФГОС) уделяется пристальное внимание кадровым условиям реализации основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП). Изданные в 2020 г. ФГОС 3++ во многом продолжают традиции ФГОС, относящимся к третьему поколению. Исследование этого вопроса уже нашло научное осмысление в ряде публикаций и выступлений на представительских мероприятиях различных уровней [2].

В ходе государственной аккредитации образовательных программ вузам приходится доказывать обеспеченность образовательного процесса с позиций «остепененности» и профильности образования профессорско-преподавательского состава, а также привлечения «практиков», т.е. работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемых ОПОП.

Опыт участия в процедурах государственной аккредитации [1] свидетельствует, что образовательные организации МВД России традиционно не испытывают серьезных затруднений при обеспечении доли научно-педагогических работников, имеющих образование и(или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемых дисциплин (модулей). В редких случаях у экспертов Рособрнадзора могут возникнуть сомнения лишь в отношении профессорско-преподавательского состава кафедр огневой подготовки либо тактико-специальной подготовки. Но ФГОС третьего поколения не устанавливают 100% профильности образования (так, по специальности 40.05.01 Правоохранительная деятельность доля научно-педагогических работников, имеющих образование и(или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70%), а ФГОС 3++ вообще уходят от такого требования.

Новый подход к «остепененности» вузов силовых ведомств (в том числе МВД России) еще только предстоит переосмыслить (возможность варьиро-

вать расстановку профессорско-преподавательского состава, задействованного в реализации ОПОП, теперь не предусмотрена, так как согласно ФГОС 3+ + оценивается наличие ученой степени (ученого звания) у всех педагогических работников образовательной организации и лиц, привлекаемых ею к образовательной деятельности). А вот привлечение «практиков» к образовательному процессу продолжает оставаться «ахиллесовой пятой» для ряда образовательных организаций МВД России, особенно для тех, которые реализуют программы бакалавриата: ФГОС 3++, также как и предыдущие ФГОС, устанавливают минимальную численность привлекаемых к реализации программы практиков в 5 раз выше, чем по программам специалитета.

Заметим, что практикоориентированность образовательного процесса является в системе МВД России основой получения выпускниками качественного образования, которое позволяет после курсантской скамьи сразу успешно приступить к выполнению должностных обязанностей следователя, дознавателя, участкового уполномоченного полиции и т.д. Важность участия практиков в реализации ОПОП прослеживается не только на программах бакалавриата и специалитета, но и в иных образовательных программах, для которых ФГОС не предусматривают такой обязанности (в том числе программах профессионального обучения и дополнительных профессиональных программах).

К сожалению, имевшая место практика привлечения к образовательному процессу сотрудников территориальных органов МВД России устарела по многим причинам. Назову лишь некоторые:

- невозможность планового подхода. План привлечения сотрудников территориальных органов МВД России хотя бы на краткосрочный период (квартал, месяц) невозможно привязать к расписанию занятий в связи с особенностями оперативно-служебной деятельности привлекаемых лиц;

- сложность документального оформления привлечения «практиков». Для образовательных программ бакалавриата и специалитета, подпадающих под ФГОС третьего поколения, необходимо руководствоваться п. 7.2.1, согласно которому реализация ОПОП обеспечивается лицами, привлекаемыми к реализации программ на условиях гражданско-правового договора (в отношении исполнения п. 4.4.1 ФГОС 3++ еще отсутствует понимание данного вопроса, так как практика реализации возникнет только с 2021 года);

- отсутствие у «практиков» мотивации участия в образовательном процессе. Участие в занятиях - это всегда дополнительная нагрузка, оплата за проведение занятий в вузах МВД России является редкостью, а непосредственное руководство привлекаемого сотрудника «не горит желанием» отпускать его в образовательную организацию, отвлекая от служебных обязанностей в рабочее время.

Обратимся к опыту Сибирского юридического института МВД России (далее - Институт) по привлечению к образовательному процессу сотрудников Главного управления МВД России по Красноярскому краю (далее -Управление).

Перед началом каждого учебного года учебным отделом обобщаются предложения кафедр Института о сотрудниках Управления, которых планируется привлекать к образовательному процессу. Данные сведения направляются в Управление, в котором с помощью отдела профессиональной подготовки управления по работе с личным составом участие в занятиях сотрудников согласовывается с их непосредственными руководителями. После этого Управлением издается распорядительный акт (на учебный год), в соответствии с которым лица, привлекаемые для занятий в Институте, освобождаются на период их проведения от исполнения должностных обязанностей.

На основании Соглашения о сотрудничестве между Институтом и Управлением к образовательному процессу могут привлекаться и иные сотрудники Управления, которые не были включены в «пул практиков» перед началом учебного года. Локальными нормативными актами Института подробно регламентируется процедура участия «практиков» в образовательном процессе.

Ориентируясь на самый «жесткий» ФГОС, Положением об организации образовательного процесса по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки специалистов среднего звена и высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее - Положение) закрепляется, что к реализации образовательных программ на условиях гражданско-правового договора привлекаются лица из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы (имеющие стаж работы в данной профессиональной области не менее 5 лет).

В Положении о нормировании рабочего времени профессорско-преподавательского состава федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» содержится аналогичная норма, дополненная тем, что привлечение осуществляется на условиях гражданско-правового договора как на платной, так и на безвозмездной основе.

Привлечение сотрудников Управления к образовательному процессу на условиях гражданско-правового договора (не путать с трудовым договором)

позволяет успешно выполнить требования п. 7.2.1 ФГОС о кадровом обеспечении программ бакалавриата и специалитета.

Следует обратить внимание, что на условиях гражданско-правового договора в Институте привлекаются к образовательному процессу все практики, работающие в Следственном комитете Российской Федерации по Красноярскому краю и Республике Хакасия, прокуратуре Красноярского края, Сибирском линейном управлении МВД России и иных организациях, связанных с профилем реализуемых ОПОП.

Институтом на основе опыта ряда иных образовательных организаций (в том числе и системы МВД России) разработан типовой гражданско-правовой договор об оказании педагогических услуг на безвозмездной основе. Такой договор заключается с практиками, которые привлекаются к образовательному процессу в вузе.

В соответствии с Положением проведение контактной работы практическими сотрудниками и работниками может осуществляться как индивидуально, так и совместно с преподавателями Института на основании мотивированного рапорта (заявления) руководителя кафедры на имя начальника Института или его заместителя (по учебной работе).

Проведение занятия практиком фиксируется не только в договоре и отчетной документации по образовательному процессу (журналы учета занятий, успеваемости и посещаемости обучающихся; зачетные книжки и др.), но и актом приемки. Оформление гражданско-правовых договоров, актов приемки выполненных педагогических услуг с практическими сотрудниками и работниками осуществляется заинтересованной кафедрой Института.

Важным моментом является то, что практик может вести занятия самостоятельно, без преподавателя Института, что закономерно вызывает вопрос у стороннего наблюдателя об учете учебной нагрузки кафедры. Сведения о выполненной практиками учебной нагрузке отражаются в отчете кафедры о выполнении учебной нагрузки. С учетом того, что инициатива о привлечении «практика» исходит именно от кафедры:

- общая кафедральная учебная нагрузка не теряется;

- профессорско-преподавательский состав всегда вырабатывает необходимый объем учебной нагрузки;

- в случае, если кадровая ситуация может привести к превышению установленных нормативов учебной нагрузки (например, при наличии вакансий), то возможно ее уменьшение у профессорско-преподавательского состава путем самостоятельного проведения занятий «практиками» (особенно выигрышна данная ситуация при проведении занятий двумя преподавателями).

Руководители кафедр Института ежемесячно предоставляют отчет о привлечении к образовательному процессу практических сотрудников (работ-

ников) в учебный отдел, который осуществляет контроль за надлежащим оформлением документации о привлечении к образовательному процессу практиков и ее хранение. Одним из ключевых моментов контроля выступает проверка уровня образования практиков, особенно в тех случаях, когда занятие проводится без участия преподавателя института. Срок хранения гражданско-правовых договоров с практическими сотрудниками и работниками, актов приемки оказанных педагогических услуг обуславливается потребностями прохождения государственной аккредитации ОПОП.

Таким образом, процесс привлечения к образовательному процессу сотрудников и работников Управления включает в себя следующие этапы:

- подбор сотрудников Управления, которые могут быть привлечены к образовательному процессу в институте;

- согласование с Управлением участия данных сотрудников в образовательном процессе;

- заключение с сотрудниками Управления гражданско-правовых договоров на оказание педагогических услуг на безвозмездной основе;

- проведение сотрудниками Управления с обучающимися контактной работы и документальное оформление ее проведения в учебно-учетной документации;

- подписание с сотрудниками Управления акта по приемке выполненных работ по оказанию педагогических услуг на безвозмездной основе.

В тех случаях, когда к образовательному процессу привлекаются иные практики, первые два этапа исключаются.

За период 2016-2020 гг. на условиях гражданско-правового договора по оказанию педагогических услуг на безвозмездной основе к образовательному процессу привлечены свыше 70 сотрудников Управления, что составляет почти 60% от общей численности привлеченных практиков к образовательному процессу в Институте.

Следует заметить, что такое участие в реализации ОПОП сотрудников Управления является взаимовыгодным для обеих сторон, так как не только Институт успешно решает задачу выполнения требований ФГОС и обеспечивает практикоориентированность образовательного процесса, но и сами сотрудники Управления получают педагогический опыт, который ими может быть применен при обучении в адъюнктуре либо в дальнейшей преподавательской деятельности. Со стороны Управления возникает уверенность в надлежащем качестве образования будущих сотрудников - выпускников Института.

Таблица

Отличия ФГОС 3++ от ФГОС третьего поколения по кадровым требованиям

к реализации образовательных программ

Лица, участвующие в реализации ОПОП по ФГОС 3 (п. 7.2.1) Лица, участвующие в реализации ОПОП по ФГОС 3++(п. 4.4.1)

1) научно-педагогические работники организации; 2) лица, привлекаемые к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора 1) педагогические работники организации; 2) лица, привлекаемые к реализации программы бакалавриата на иных условиях

Новый ФГОС позволяет образовательным организациям МВД России использовать и другие способы привлечения «практиков», то есть без использования механизмов гражданско-правовых договоров, например путем заключения соглашений с территориальными органами МВД России по вопросу привлечения их сотрудников к реализации ОПОП (на весь срок реализации ОПОП).

Но такие варианты еще не апробированы, и мы считаем, что именно гражданско-правовые договоры об оказании педагогических услуг на безвозмездной основе будут ключевым способом привлечения представителей территориальных органов МВД России к образовательному процессу на протяжении длительного периода времени.

Библиографический список

1. Пунтус, С.А. Государственная аккредитация образовательной деятельности как гарантия реализации конституционного права на образование (на примере образовательных организаций МВД России) / С.А. Пунтус // Государственная аккредитация: вчера, сегодня, завтра : сборник научных трудов сотрудников Национального аккредитационного агентства в сфере образования и экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации. - М. : ФГБУ «Росаккредагентство», 2020. - С. 288-294.

2. Пунтус, С.А. Требования ФГОС ВО 3++ по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция к кадровым условиям реализации программы бакалавриата: новая гарантия реализации права на образование или новые препятствия для успешного прохождения государственной аккредитации? / С.А. Пунтус // XIII Всероссийская научно-практическая конференция : сборник научных статей. -Красноярск, 2020. - С. 284-288.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.