Научная статья на тему 'Инновационные образовательные реформы в Узбекистане'

Инновационные образовательные реформы в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформа образования / образование в Узбекистане / государственная политика в образовании / система образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимжонова Хамидахон Хакимжон Кизи

В статье раскрываются важнейшие этапы реформирования системы образования Республики Узбекистан. Раскрывается структура системы образования и основные принципы, на которых основываются государственные реформы в образовательной сфере. Описываются изменения, происходящие в системе образования Узбекистана в свете последних правительственных указов и задачи, стоящие перед министерствами и ведомствами, деятельность которых связана непосредственно или частично соприкасается с системой образования Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хакимжонова Хамидахон Хакимжон Кизи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные реформы в Узбекистане»

3. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей / О.А. Карабанова Т.Н. Доронова Е.В. Соловьева. Москва: «Просвещение», 2010. 96 с.

4. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников/ М. Махнева // Дошк. восп., 1999. № 11. С. 33-36.

5. Откидан С. Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста / С. Откидач // Дошкольное воспитание, 2001. № 1. С. 2428.

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В

УЗБЕКИСТАНЕ Хакимжонова Х.Х.

Хакимжонова Хамидахон Хакимжон кизи - старший преподаватель, кафедра организации учебного процесса, Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются важнейшие этапы реформирования системы образования Республики Узбекистан. Раскрывается структура системы образования и основные принципы, на которых основываются государственные реформы в образовательной сфере. Описываются изменения, происходящие в системе образования Узбекистана в свете последних правительственных указов и задачи, стоящие перед министерствами и ведомствами, деятельность которых связана непосредственно или частично соприкасается с системой образования Республики Узбекистан.

Ключевые слова: реформа образования, образование в Узбекистане, государственная политика в образовании, система образования.

В Республике Узбекистан 29.08.1997 г. принята новая редакция закона «Об образовании». В нем определены юридические положения в сфере просвещения, воспитания, развития, профессиональной подготовки личности, являющиеся базовыми и обеспечивающие исполнение права каждого гражданина Узбекистана на приобретение образования, закрепленное в Конституции. Главные принципы в области образования, которым следует государство, это:

• опора на ценности гуманизма и демократии;

• преемственность видов образования и непрерывность обучения;

• обязательное, гарантированное государством получение общего среднего и среднего специального профессионального образования, сочетающаяся с возможностью выбора гражданином направления обучения;

• доступность любого обучения в рамках, в установленных государственными стандартами образования;

• единый и дифференцированный подход в выборе программ обучения;

• стимулирование образованности и поддержка дарований;

• взаимодействие институтов государственного и общественного регулирования образовательным процессом.

Структурными единицами системы образования РУз являются:

1. Образовательные учреждения как государственные, так и негосударственные, с помощью которых реализуются стандартизованные образовательные программы;

2. Научно-педагогические ведомства, осуществляющие научные исследования проблем функционирования и совершенствования системы образования в целом;

3. Государственные органы, осуществляющие контроль и управление сферой образования, а также подчиняющиеся им предприятия, ведомства и организации [1].

Непрерывный образовательный процесс в Узбекистане осуществляется благодаря преемственности, которую обеспечивают образовательные программы, начиная с дошкольного и последовательно до послевузовского образования, а также программы повышения квалификации, переквалификации и внешкольного образования [2].

Конечной целью образовательных реформ, начавшихся в тот период, провозглашалось формирование разностороннее развитой личности, воспитание у граждан осознания собственной ответственности перед государством, обществом, семьей, овладение не только профессиональной, но и общей культурой, творческим мышлением, воспитание социальной активности граждан, умения самостоятельно разбираться в политической жизни общества, формулировать и решать задачи для его перспективного развития.

В наши дни знаковым для образовательной системы стал Указ Президента страны Мирзиёева Ш.М., в котором была принята Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития РУз в 2017-2021 годах [3]. Данный указ был утвержден в год, провозглашенный «Годом активного инвестирования и социального развития», в нем четко прописаны задачи, которые стоят перед современной системой образования.

Одной из задач стало расширение возможностей для приобретения высшего образования гражданами. Для этого были открыты инновационные факультеты, направления и формы обучения, отвечающие перспективным целям развития страны. Увеличены квоты по набору студентов, в том числе для граждан, отслуживших срочную воинскую службу и обладающих рекомендациями от командования. С 2019/2020 учебного года упрощается порядок подачи документов абитуриентами в ВУЗы. Предпринят ряд мер по созданию условий для получения образования и повышения квалификации работающими гражданами без отрыва от производства.

Обозначены важнейшие задачи для Министерства занятости и трудовых отношений РУз на 2019 год. Среди них особо выделяется организация системных изменений в переподготовке трудоспособных, но не работающих жителей страны. В первую очередь реформы коснулись молодежи, которой предлагается повышать квалификацию в профессиях, актуальных на рынке труда, а также меняется система присвоения и подтверждения уровня профессиональной квалификации, которая теперь должна базироваться на новейших учебных и производственных методиках. Для этого должны быть сформированы образовательные центры для безработного населения на условиях партнерства государственных, частных структур, производственных комплексов и профессиональных колледжей [4].

Также Министерство занятости и трудовых отношений должно обеспечить исполнение мер, нацеленных на приобщение Узбекистана к международному движению и повысить привлекательность рабочих специальностей и развития профессиональных компетенций.

Система профессиональной подготовки подвергается изменениям в соответствии с международными требованиями к содержанию сетевых квалификационных рамок для секторов, ведомств, министерств, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. Указанные квалификационные рамки должны полностью описать структуру образования, стать инструментом для проведения параллелей в сфере образования в Республике и в международном сообществе.

Предусмотрено изменение назначения профессиональных колледжей. Одни будут стыковаться с программами подготовки бакалавров в ВУЗах, другие перейдут в ведение соответствующих министерств и ведомств. В каждой области будут сформированы профессиональные школы мультиотраслевой направленности.

Длительность обучения будет варьироваться от 6 месяцев до 2 лет. Предстоит коренное реформирование содержания стандартов образования, учебных планов, программ, систем оценки результатов образования, порядка выдачи документов, подтверждающих окончание обучения и квалификацию. Также необходимо обратить внимание на повышение качества научно-исследовательских работ, наладить взаимовыгодное сотрудничество высших учебных заведений и промышленных предприятий для внедрения результатов исследований, создания инновационной высокотехнологичной продукции.

Список литературы

1. «Об образовании»: Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. № 464-1 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 9. Ст. 225.

2. Национальная программа по подготовке кадров: утверждена Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года №463-1 // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997. № 11-12. Ст. 295.

3. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: Приложение № 1 к Указу Президента РУз от 07.02.2017 г. № УП-4947. // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 13 февраля 2017 г. № 6. Ст. 70.

4. О мерах по организации деятельности Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан: Постановление Президента Республики Узбекистан от 24.05.2017. № ПП-3001 // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 5 июня 2017 г. № 22. Ст. 420.

ЭФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ

Тишабаева Л.А.

Тишабаева Лола Арифовна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье говорится об эффективности применения педагогических и образовательных технологий на занятиях в вузах и роли преподавателя. Автор подчёркивает, что преподаватель сегодня не является лишь проводником знаний. Поднимается вопрос преподавателя как личности, обучающего способам творческой деятельности студентов, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Преподаватель определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей. Ключевые слова: педагогические и образовательные технологии, самоактуализация и самореализация личности, творческий потенциал.

Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого преподавателем взаимообщения со студентами, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Слово "технология" применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос - искусство, мастерство, логос - учение. Педагогическая технология выявляет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.