Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по усвоению литературного текста детьми младшего дошкольного возраста'

Опытно-экспериментальная работа по усвоению литературного текста детьми младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
усвоения литературного текста / игра-драматизация / критерии / показатели и уровни усвоения литературного текста дети младшего дошкольного возраста

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна, Корелова Юля Диогеновна

В статье рассмотрены особенности усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста в процессе использования игр-драматизаций. Обозначены роль и значение игр-драматизаций в усвоении содержания литературных произведений детьми младшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), показатели и уровни усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна, Корелова Юля Диогеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по усвоению литературного текста детьми младшего дошкольного возраста»

3. Овсянников Е.С., Дробышева Е.С. Методы активного обучения в процессе преподавания внутренних болезней // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: межд. конф. Тамбов, 2014. С. 135-136.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСВОЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 2 Рамазанова Э.А. , Корелова Ю.Д.

1Рамазанова Эльмира Асановна - доцент, кандидат педагогических наук; 2Корелова Юля Диогеновна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассмотрены особенности усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста в процессе использования игр-драматизаций. Обозначены роль и значение игр-драматизаций в усвоении содержания литературных произведений детьми младшего дошкольного возраста. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой), показатели и уровни усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.

Ключевые слова: усвоения литературного текста, игра-драматизация, критерии, показатели и уровни усвоения литературного текста дети младшего дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев. У младших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев.

Основным в усвоении литературного текста является способность к восприятию содержания художественного произведения и его дальнейшее воспроизведение. Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности.

Восприятие литературных произведений, понимание его содержания и средств художественной выразительности рассматривалось в разных аспектах психологами и лингвистами (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Арнаудов, П.М. Якобсон, О.И. Никифорова, Д.Н. Овсянико-Куликовский, М.М. Бахтин).

По данным ряда исследований, процесс восприятия произведений искусства требует определенного творчества (Д.Н. Овсянико-Куликовский), он связан с активной ответной позицией воспринимающего (М.М. Бахтин), пониманием логики изложения поступков героев художественного произведения (П.Я. Гальперин). Художественное восприятие должно быть «думающим» (П.М. Якобсон): оно

включает осознание идейного содержания, эстетическую оценку литературного текста и последующий эмоциональный отклик (О.И. Никифорова).

Изучение возрастных особенностей показывает, что у младших дошкольников можно развить эмоциональное эстетическое восприятие литературы фольклора, т.е. умение понимать и чувствовать не только содержание, но и форму произведения, проявлять поэтический слух, отзываться на образную речь, выразительность интонации. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста [2].

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событии, «мысленном действии», создает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В педагогических исследованиях (Д.В. Менджерицкая, Р.И. Жуковская, Н. С. Карпинская, Н.А. Ветлугина) показано, что театрализованная деятельность представляет синтез восприятия литературного текста и ролевой игры. Игры-драматизации представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки).

Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь детей [1].

Игра-драматизация способствует умственному развитию детей, развитию психических процессов (память, воображение, внимание и т. д.) и качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображению. Велико значение этих игр для эстетического воспитания дошкольников, развития художественных способностей и творчества, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения. Развитие и совершенствование движений в игре способствует физическому развитию детей [3].

Игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения. Однако взрослый должен создать, подготовить условия, в которых такая игра может появиться и развиваться [4].

С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все это способствует быстрому ее усвоению литературного произведения. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации. Театрально-игровая деятельность может оказывать эффективное влияние на понимание дошкольниками литературных произведений, если осуществляется педагогически грамотное руководство деятельностью детей [5].

Однако, отдавая должное исследованиям ученых, раскрывающих сущность и значение игр-драматизаций в жизни и развитии ребенка-дошкольника, необходимо отметить, что вопросы усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного

возраста не достаточно изучены. В связи с этим актуальной становится проблема разработки содержания, форм, методов и педагогических условий, ориентированных на усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста средствами игр-драматизаций.

В экспериментальной части нашего исследования отображена опытно -экспериментальная деятельность, направленная на выявление актуального уровня усвоения литературного текста у детей младшего дошкольного возраста. Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Садовский детский сад «Колокольчик» Нижнегорского района РК. Для исследования была выбрана группа детей младшего дошкольного возраста в количестве 20 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие 20 родителей, педагоги.

В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также опираясь на исследования Т.И. Гризик, С.В. Комаровой, Н.И. Левшиной, О.С. Ушаковой, нами были выделены критерии (когнитивный, репродуктивно-речевой) и показатели, характеризующие уровень усвоения литературного текста у детей младшего дошкольного возраста:

когнитивный - знание основных героев сказки, знание основного содержания сказок.

Репродуктивно-речевой - умение рассказать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого; умение прочесть наизусть небольшое стихотворение при минимальной помощи взрослого; умение называть произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него; наличие умения воспроизводить текст хорошо знакомой сказки.

Для экспериментального исследования мы избрали методики, при помощи, которых определили уровень усвоения литературного текста у детей младшего дошкольного возраста (высокий, средний, низкий). Диагностические задания были модифицированы и адаптированы в соответствии с возрастом детей и состояли из пяти заданий, направленных на выявление выделенных нами показателей усвоения литературного текста у детей младшего дошкольного возраста. Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что большинство детей обладают средним уровнем уровень усвоения литературного текста у детей младшего дошкольного возраста.

По результатам диагностических заданий с детьми младшего дошкольного возраста, был сделан вывод о том, что успешность усвоения литературного текста характерна для большинства детей. Но также присутствуют дети, находящиеся на низком уровне усвоения литературного текста, несмотря на проводимую работу педагогам, и крайне небольшое количество детей (4 ребенка), которые по результатам диагностики были отнесены к высокому уровню усвоения литературного текста.

Так на высоком уровне усвоения литературного текста находиться 20% детей (4 чел.), на среднем уровне 55% детей (11 чел.), и на низком уровне усвоения литературного текста детьми младшего дошкольного возраста находиться 25% детей (5 чел.).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и апробации системы работы педагога, направленной на повышение эффективности уровня усвоения литературного текста у детей младшего дошкольного возраста в процессе проведения игр-драматизаций.

Список литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников : учеб. пособие / Л.В. Артемова. М.: Просвещение, 2005. 98 с.

2. Игры-драматизации в детском саду / Сост. Е.Л. Трусова. Киев, 1991. 134 с.

3. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей / О.А. Карабанова Т.Н. Доронова Е.В. Соловьева. Москва: «Просвещение», 2010. 96 с.

4. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников/ М. Махнева // Дошк. восп., 1999. № 11. С. 33-36.

5. Откидач С. Игра-драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста / С. Откидач // Дошкольное воспитание, 2001. № 1. С. 2428.

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В

УЗБЕКИСТАНЕ Хакимжонова Х.Х.

Хакимжонова Хамидахон Хакимжон кизи - старший преподаватель, кафедра организации учебного процесса, Институт инновационного развития, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров системы профессионального образования, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются важнейшие этапы реформирования системы образования Республики Узбекистан. Раскрывается структура системы образования и основные принципы, на которых основываются государственные реформы в образовательной сфере. Описываются изменения, происходящие в системе образования Узбекистана в свете последних правительственных указов и задачи, стоящие перед министерствами и ведомствами, деятельность которых связана непосредственно или частично соприкасается с системой образования Республики Узбекистан.

Ключевые слова: реформа образования, образование в Узбекистане, государственная политика в образовании, система образования.

В Республике Узбекистан 29.08.1997 г. принята новая редакция закона «Об образовании». В нем определены юридические положения в сфере просвещения, воспитания, развития, профессиональной подготовки личности, являющиеся базовыми и обеспечивающие исполнение права каждого гражданина Узбекистана на приобретение образования, закрепленное в Конституции. Главные принципы в области образования, которым следует государство, это:

• опора на ценности гуманизма и демократии;

• преемственность видов образования и непрерывность обучения;

• обязательное, гарантированное государством получение общего среднего и среднего специального профессионального образования, сочетающаяся с возможностью выбора гражданином направления обучения;

• доступность любого обучения в рамках, в установленных государственными стандартами образования;

• единый и дифференцированный подход в выборе программ обучения;

• стимулирование образованности и поддержка дарований;

• взаимодействие институтов государственного и общественного регулирования образовательным процессом.

Структурными единицами системы образования РУз являются:

1. Образовательные учреждения как государственные, так и негосударственные, с помощью которых реализуются стандартизованные образовательные программы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.