Инновационные методы в дополнительном профессиональном образовании Замуруева Я. А.
Замуруева Яна Анатольевна / Zamurueva Yana Anatol'evna - магистр бизнес-информатики, кафедра теоретической экономики, экономический факультет,
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируются методы, применяемые в системе дополнительного профессионального образования, а также организация форм дополнительного профессионального образования на интегрированной основе, которая включает в себя лучшее, что может дать инновационная педагогика. Сегодня российское общество стремится стать частью глобальной образовательной системы, что существенно уменьшит экономические и социальные издержки, повысит качество образования, а потенциал дополнительного профессионального образования станет ресурсом развития общества в социальном аспекте. Можно сказать, что в дальнейшем вложения в социальную сферу жизни общества, в человеческий ресурс будут играть достаточно весомую роль в организации и развитии российского общества.
Abstract: the article analyzes the methods used in the system of additional professional education, as well as the organization offorms of supplementary professional training within an integrated framework that includes the best that can give innovative pedagogy. Today, Russian society is striving to become part of a global educational system that will significantly reduce the economic and social costs, improve the quality of education, and the potential of additional professional education will become a resource for the development of society in social aspect. We can say that further investment in the social sphere of society, in human resource will play a fairly important role in the organization and development of Russian society.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, информационная среда, информационные ресурсы, образовательное учреждение, технологии, инновации.
Keywords: additional professional education, information environment, information resources, educational institution, technology, innovation.
Дополнительное профессиональное образование совершенствует образовательные системы, придавая им престижность и мобильность. На систему дополнительного профессионального образования приходится большинство новых профессий, а перепрофилирование образовательных программ осуществляется гораздо быстрее, чем в системе вузов [1]. Интересно то, что доступность знаний сегодня становится решающим условием в экономике, значит, можно сделать вывод, что тенденции в дополнительной профессиональной подготовке и переподготовке специалистов приводят к реконструкции и совершенствованию российской индустриальной базы, а также упрочнению ее независимости от сырьевого сектора и импорта устаревших технологий. Российское общество, естественно, стремится воспользоваться преимуществами экономики, в основе которой лежат знания. И это стремление в значительной степени определяется общественной поддержкой и репутацией дополнительного профессионального образования.
Серьезные изменения, которые претерпевает система высшего образования в ходе социальноэкономических реформ, введение рейтинговой системы вузов делают насущной проблему доверия общества к структурам образования. К критериям эффективности образовательных структур можно добавить востребованность выпускников, репутацию вуза, его роль в жизни региона, в развитии системы непрерывного образования как фактора человеческой социализации.
Процесс социализации основывается на усвоении личностного и социального опыта, включении его в систему общественных отношений [3]. Этот процесс включает в себя способы передачи жизненного опыта, накопленной культуры и культурного наследия, ценностных норм, правил, ориентиров и установок, характерных для данного общества. Данный процесс можно кратко охарактеризовать как взаимодействие личности и общества.
Идея того, что личность развивается через деятельность, доминирует во многих отечественных исследований и определяется характеристикой личности с точки зрения соответствия профессии и успешной деятельности в ней. Успешность становления и развития человека как профессионала также связана со статусом учебного заведения, с престижем будущей профессии, с её образом. Важным компонентом является соответствие эмоциональной оценочной составляющей новому виду деятельности, что позволяет сделать обоснованный реальный выбор [2].
Современные тенденции развития образования своей целью ставят формирование нового поведения человека, ориентируют его на постоянное создание инновационных идей, на стремление проявлять инициативу в работе, на совершенствование технологических и практических процессов.
В соответствии, развитие моделей образования, технологий обучения должно иметь инновационный характер, основанный на возможности совершенствования жизненного пространства, способности к
переходу от одного уровня развития на другой, наиболее высокий, благоприятствующий социальноэкономическому развитию региона и развитию общества [5].
Дополнительное профессиональное образование встроено в систему общественных коммуникаций и общественного воспроизводства российского социума.
Репутация структуры дополнительного профессионального образования, её долгосрочная, продуктивная история, формирование успешного образа будущей профессии определяют выбор и доверие, формируют индивидуальное представление об идеальной модели успешного профессионала.
Профессиональное самоопределение зависит от общих умений, которых придерживаются авторы образования. Социальные установки интегрируются в единое понимание профессионализма. Индивидуализация образовательных программ соответствует индивидуальности в разрезе общих ценностей, склонности к диалогу и непрерывности образования [3].
Современное общество индивидуально, благополучие зависит от того, что делает индивид, и чего он предпочитает не делать. Личная ответственность лежит в основе профессионального самоопределения. Недалекое прошлое призывало к личному труду в коллективе, что было связано с университетским образованием. Профессионал-управленец, профессионал-эксперт мотивировались независимой поддержкой общества каждому своему члену, будь то успешная личность или нет. Сегодня существует множество людей, которые по тем или иным параметрам не востребованы [4].
Дополнительное профессиональное образование, в отличие от сферы занятости, не обеспечивает рабочим местом, но приучает к социально-активной жизни. Человек, который не проходит переподготовку, может привыкнуть жить случайными заработками, надеясь на какие-то формы социальной помощи. Это постепенно приводит к социальной изоляции, жизни в социальных гетто, дезорганизации индивидов и, как следствие, сужению их связи до демонстративной отчужденности. Дополнительное профессиональное образование в российском обществе выполняет функцию вторичной социализации, но может помогать преодолевать социальную изоляцию индивида. В условиях существования в России серьезного материального неравенства, в рамках которого есть богатые, уверенные люди и бедные, не ожидающие ничего хорошего от жизни, профессиональное самоопределение относится к уникальным ценностям. Дополнительное профессиональное образование гарантирует уверенность в собственных силах, определяет социальные и профессиональные компетентности [1].
Становление новых профессиональных знаний помогает уйти от социальной деградации, восстановить веру в себя и общество. Образование дает возможность человеку не выпадать из социального взаимодействия. Главное - повышение социальной уверенности, а не экономические обязательства. Профессиональное самоопределение личности связано с повышением самостоятельности, творчества, с взаимодействием в профессиональной сфере. Вот почему важно наличие профессионального сотворчества, тренинги, коллективные игры, профессиональное самоопределение. Дополнительное профессиональное образование во многом помогает решить проблемы позднего профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение имеет свои характеристики. Одной из них является компетентность. Совместно с освоением более новой специальности и соответствующего спада индивид вполне может ощущать себя профессионалом и в какой-либо персональной ситуации. Подход, ориентированный на конкретную личность, нацелен на самореализацию индивида в системе общественного взаимодействия [2]. Соотношение профессионального успеха и жизненного опыта разрабатывается в процессе освоения практическими знаниями, а также осознания себя как профессионала в той или иной области.
Рационализация профессионального самоопределения выступает в показателях убедительности результатов профессиональной деятельности. Стабильность и интересное содержание работы оцениваются не менее значимо, чем высокий заработок, и достаточно важным является то, как было достигнуто материальное благополучие. Очевидно, что профессиональное самоопределение выходит на социальное взаимодействие в общественном прогнозе, одобрении других. Слушателя дополнительного профессионального образования привлекают «реальная профессия» и соответствующее обучение. Сам же преподаватель выступает в качестве значительной аналогичной силы, тем самым не может рассчитывать на эффект взаимного уважения и доверия. Если стремиться к становлению педагога как профессионального коммуникатора, ему необходимо проявлять толерантность к обучаемым, учитывать их мнение [5].
Дополнительное профессиональное образование должно выстраиваться вокруг профессионального самоопределения.
Дополнительное образование можно охарактеризовать как систему, заинтересованную в стабильном ориентировании индивида в социальной жизни и выражении уровня профессиональных знаний в перспективном способе выстраивания жизни.
Чем быстрее общество перестанет воспринимать дополнительное профессиональное образование, как постоянную поддержку базового образования, тем реальнее станет переход дополнительного профессионального образования к развивающей модели, к применению развивающих образовательных технологий и подходов к образованию.
В образовательном пространстве дополнительного профессионального образования можно увидеть резервы повышения социальной эффективности региональных моделей образования. Они включают:
- совершенствование модульных образовательных программ;
- способы включения в новые технические системы;
- заимствование инкрементных социальных инноваций;
- поиск путей взаимодействия с другими образовательными практиками.
В качестве критериев успеха ставятся:
- психолого-педагогические, т. е. мотивация к квалификационной защите в новых условиях;
- социально-экономические, т. е. мобильность, многопрофильность;
- научно-технические, т. е. освоение и внедрение новых технологий.
Из вышесказанного можно сделать три основных вывода:
Современное общество для собственного выживания выбирает сознательные, целенаправленные пути развития, исходя из инновационного профессионального знания, внедряемого в повседневность через непрерывное образование.
Система непрерывного образования предполагает уверенность в обществе, признание доверия и достоинств другого, появляется необходимость конкретных долговременных обязательств по отношению к социуму.
Инновационное развитие в обществе должно быть устойчивым. Процессы формирования локальных моделей непрерывного образования в социальной практике дополнительного профессионального образования являются развивающим ресурсом, который обеспечивает производство форм общественности через информационно-образовательную среду и организует доверие к общественным институтам, которое было утрачено с осуществлением принципов рыночного фундаментализма. Не возвышая роль дополнительного профессионального образования, появляется необходимость выделить, что в рамках социально-культурной ситуации модернизация образования, утрата социальных приоритетов, дополнительное профессиональное образование как инновационное, а также общественное пространство задают ритм развития образования с помощью социальных структур другим сферам социально-культурной жизни в различных регионах России.
Литература
1. Вершловский С. Г. Управление инновационными процессами в образовании // Андрагог в открытом обществе: материалы рос.-польск. сем. / под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной. - Спб ; Иркутск; Плоцк, 2000. - С. 116—123.
2. Завгородняя А. В., Миэринь Л. A. Образование - базовый фактор обеспечения конкурентных преимуществ России в XXI веке // Известия СПбГУЭФ. - 1999. № 2.
3. Вазовская Н. М., Позина H. Л. Управление качеством в системе дополнительного профессионального образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 9. — М.: МАПДО, ИПК госслужбы, 2006. С. 14-21.
4. Кондратьев С. В. Актуальные проблемы и перспективы дополнительного профессионального образования // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. Вып. 7. М.: МАПДО, ИПК госслужбы, 2005. - С. 10-15.
5. Матвеева Т. В. Дополнительное профессиональное образование в условиях реформирования высшей школы. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. - 528 с.
6. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 2-е издание, дополненное / И. В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2012.
7. Шакуто Е. А. Информационно-образовательная среда учебного учреждения как система поддержки исследовательской деятельности / Е. А. Шакуто, А. О. Прокубовская // Социокультурное пространство России: общество, образование, язык: [сборник научных статей] / [О. Н. Анциферова и др. -Екатеринбург, 2013. - Вып. 2. - С. 150-158.