Научная статья на тему 'Роль дополнительного образования в развитии общества'

Роль дополнительного образования в развитии общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винтер Рудольф Эдуардович

В статье анализируется роль системы непрерывного образования в сфере подготовки конкурентоспособных кадров с позиции инновационного развития общества. Модель инновационного развития системы непрерывного образования предлагается использовать для формирования образа жизни в контексте инновационного социально-экономического развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного образования в развитии общества»

Роль дополнительного образования в развитии общества

Винтер Р. Э.

Винтер Рудольф Эдуардович / Vinter Rudolf Eduardovich - магистрант, кафедра устойчивого инновационного развития, институт системного анализа и управления, Университет «Дубна», г. Дубна

Аннотация: в статье анализируется роль системы непрерывного образования в сфере подготовки конкурентоспособных кадров с позиции инновационного развития общества. Модель инновационного развития системы непрерывного образования предлагается использовать для формирования образа жизни в контексте инновационного социально-экономического развития общества. Ключевые слова: инновационное образование, модернизация образования, инновационные технологии непрерывного образования.

В современном мире российское общество принимает меры для интеграции в глобальную образовательную систему, что связано с уменьшением экономических и социальных затрат, улучшением качества образовательной сферы и реализации потенциала ДНО как дополнительного ресурса развития общества. В стратегической перспективе инвестиции в человеческий капитал станут во многом определять долгосрочную перспективу развития российского общества. Дополнительное профессиональное образование увеличивает престижность и мобильность образовательных систем. Большинство новых и практических профессий приходится на эту ветвь образования, изучение новых необходимых рынку профессий происходит намного быстрее, чем в вузовской системе. Если учесть, что доступность знаний становится ключевым условием в экономике, то реализация программ ДНО способствует «ремодернизации» российской индустриальной базы. Стремление же российского общества воспользоваться преимуществами экономики, основанной на знаниях, во многом определяется общественной поддержкой и репутацией ДНО.

Современные тенденции развития непрерывного образования ориентированы на формирование инновационного поведения человека, способного на постоянное создание креативных идей, инноваций, инициирование процессов, совершенствование технологий и практик. Развитие новых образовательных моделей, эффективных технологий обучения должно носить инновационный характер. Он должен определяться возможностью преобразования и трансформации одного уровня развития на более высокий. Этот уровень должен соответствовать текущему уровню развития технологий, дальнейшему развитию общества, социально-экономическому развитию региона.

Дополнительное профессиональное образование, основанное на формировании определённого эффектного образа будущей профессиональной деятельности обучающегося, определяют его выбор, лояльность, формируют индивидуальную образовательную траекторию, представление об профессиональном эталоне, модели профессионала. Они способствуют успешности в профессиональном самоуправлении. От этого зависит индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в системе непрерывного образования [1].

Для текущего общества характерна индивидуализация, отсутствует понимание того, что благополучие другого зависит от того, что делает индивид, и чего он предпочитает не делать. Практика персональной ответственности является существенной составляющей профессионального самоопределения. Практика будущих лет показала, что эксперт-управленец, эксперт-профессионал были мотивированы осознанием, что задача общества - поддерживать каждого индивида независимо от уровня успешности личности. Сегодня существует множество «лишних людей», тех, кто не востребован по возрастным и профессиональным характеристикам. Стремление избежать не востребованности гарантировало слушателям в системе ДНО стремление к профессиональному совершенствованию, которое могло быть вынужденным, а не самостоятельным выбором личности.

Дополнительное профессиональное образование, по сравнению со сферой трудовой занятостью, не обеспечивает точное обеспечение рабочим местом, но приучает к социально-активной жизни. Если человек не обучается дополнительно в течение всей жизни, он может приучиться жить случайными заработками и надеяться на какие-либо формы социальной поддержки. Социальная изоляция, жизнь в социальных гетто дезорганизует индивидов, их связи с обществом сужаются до демонстративной отчуждённости.

ДНО в российском обществе обеспечивает не только функцию вторичной социализации, но и может выполнять функцию решения проблемы социальной изоляции индивида. В условиях большого расслоения Российского общества по факту в России существуют два класса. Класс богатых, которые смотрят в будущее с самоуверенностью, и бедных, не ожидающих от жизни ничего хорошего, с

различными жизненными перспективами профессиональное самоопределение относится к объединённым ценностям. Дополнительное профессиональное образование обеспечивает уверенность в собственных усилиях, определяет социальные и профессиональные компетентности.

Становление новых профессиональных умений, навыков и знаний предоставляет возможность избегания социальной деградации, восстановления веры в себя и общество. Главное для человека - не порядок экономических обстоятельств, а повышение социальной уверенности. Профессиональное самоопределение личности связано с повышением самостоятельности, увеличением творческой деятельности, рефлексии, с взаимодействием в профессиональной сфере. Вот почему важен подход «профессионального самоопределения». Необходимо понять, что ДПО во многом помогает решить проблемы позднего профессионального самоопределения, после современного бума получить любое, но «высшее образование». Мы согласимся с тем, что такой подход обеспечивает «оптимистический период студенчества», но вызывает дискомфорт, беспокойство у людей, когда вдруг, несмотря на исходные знания, человек оказывается в сложной социальной ситуации, когда предстоит заново выстраивать свой личностный мир [2].

Компетенции как характеристики профессионального самоопределения могут проявляться на различных уровнях. Вместе с получением новой профессии индивид вполне может чувствовать себя профессионалом и в ситуации стремления к «глобальной цели». Личностно-ориентированный подход несет в себе установку на самореализацию индивида в системе социальных взаимоотношений, интегрированности и устойчивой социального самоопределения. Определение личного и профессионального успеха вырабатывается в процессе овладения практическими знаниями и навыками, осознанием себя как профессионала. Для многих россиян профессионализм является абстрактной «современностью», и они не осознают необходимость получения современных компетенций и навыков. Лишь только часть населения видит жизненный успех в реализации в профессиональной деятельности как образа жизни и образовательной установки. Большинство людей не связывает успешность с профессиональными качествами.

Рациональный подход профессионального самоопределения можно выразить в показателях эффективности результатов профессиональной деятельности, внесения профессиональной значимости в развитие общества. Слушатели ДПО оценивают стабильность и интересность работы не менее значимо, чем высокий доход, и для них имеет значение, каким образом был достигнут денежный результат. Студентов дополнительного профессионального образования обычно привлекает «реальная профессия». Преподаватели ДПО выступают представителями профессионализма и зачастую имеют другое, чем формальное отношение к себе, некое неформальное дружеское отношение от студентов. Мы считаем, что дополнительное профессиональное образование - социально одно из основных ядер образовательного процесса, и оно должно выстраиваться вокруг профессионального самоопределения.

Дополнительное образование можно назвать структурой, заинтересованной в том, чтобы личности могли ориентироваться в социальной жизни, и их уровень профессиональных умений, навыков и знаний выражался в выстраивании жизни на перспективу. Чем быстрее общество приобщится к регулярному дополнительному профессиональному образованию, как к постоянной поддержке базового образования, тем раньше возможен переход ДПО к новой инновационной массовой модели, с применением различных инновационных технологий в ВУЗах, на предприятиях и других образовательных центрах. В дополнительном профессиональном образовании прослеживаются методы повышения социальной эффективности непрерывного образования, включающие: а) включение новых технологий в систему ДПО, б) улучшение модульных программ исходя из современной парадигмы, в) поиск и интеграция различных образовательных программ для современных производств и предприятий, г) копирование современных зарубежных методик.

Подводя итог можно высказать следующие положения:

- во-первых, современное общество становится более рыночным, т. е. для собственного успеха и роста необходимо выбирать рациональные, сознательные и целенаправленные пути развития, исходя не из абстрактных положений привычного порядка просто получить «высшее образования», а инновационного профессионального знания, которое будет востребовано на рынке и будет вносить вклад в развитие общества посредством непрерывного образования;

- во-вторых, устойчивое инновационное развитие возможно при координации различных институтов «предприятий - учебных учреждений», в целях глобализации и развития человеческого потенциала. В процессе формирования моделей непрерывного образования ДПО является ресурсом развития, так как обеспечивает производство форм социальной осознанности через образовательную деятельность и восстанавливает доверие к социальным институтам, которое было потеряно в результате переходы к рыночной экономике. Необходимо выделить, что ДПО в современном обществе даёт толчок к развитию образования, а также других сфер развития.

Литература

1. Бубанова И. А. Педагогическое стимулирование профессионального самоопределения студентов, 2010.

2. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: М.: Буки-Веди, 2012. С. 215-217.

Совершенствование технологии документооборота в муниципальной

организации Конкиева А. В.

Конкиева Анна Владимировна /Konkieva Anna Vladimirovna — бакалавр,

кафедра экономики и управления, Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Аннотация: практическая значимость работы состоит в том, что посредством теоретического и практического изучения современных систем организации делопроизводства можно дать рекомендации по совершенствованию документационного обеспечения деятельности образовательного учреждения.

Ключевые слова: документооборот, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, управленческая деятельность, координирование, электронный документооборот.

Одной из наиболее трудоемких вопросов при устройстве квалифицированной системы документооборота считается установление размера внутренней документации учреждения. Отдельные менеджеры главы считают, что внутренние документы - это чрезмерная растрата времени, их регистрация отрывает коллектив от исполнения поставленных задач. Иные, напротив, вменяют в обязанности собственных работников давать отчёт отдельными постановлениями, докладными, казенными записками дословно за любую минутку рабочего времени. Таким образом, от этих двух недостатков стоит уклоняться. Значимо определить «золотую середину», чему содействует верная постановка целей составления внутренних документов.

В научно-технической цепочке обработки документов можно отметить этапы:

• метод и основная обработка входящих документов;

• заблаговременный анализ и разделение документов;

• оформление документов;

• справочно-ссылочная деятельность;

• выполнение документов;

• контроль выполнения;

• отправление документов согласно адресатам;

• развитие дел в согласовании с номенклатурой;

• сохранение и применение документов в текущей работе;

• организация и предоставление дел в картотечный.

В связи с размерами документооборота с целью регистрации бумаг применяются разные формы: классическая (журнальная, карточная) и электронная. Наиболее комфортной считается карточная модель регистрации.

Наиболее разумной считается электронное оформление бумаг. Она дает возможность реализовывать более стремительный отбор необходимых данных, приобрести статистические документы согласно каждому избранному параметру, формировать надзор выполнения бумаг и почти все иное [2].

Основными проблемами документооборота предприятий являются:

1) малое число персонала на большой объем документации;

2) наличие только бумажного делопроизводства;

3) неподготовленность сотрудников к ведению унифицированной системы документации и недостаточное владение информационными технологиями.

В целях повышения эффективности работы с документооборотом в образовательном учреждении предложено реализовать следующие мероприятия:

• необходимо осуществить разработку и внедрение стандартизации и типизации документов;

• автоматизация работы с документопотоками;

• введение электронного документооборота;

• повышение квалификации сотрудников бухгалтерии.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.