Научная статья на тему 'Вариативные модели самореализации личности в дополнительном профессиональном'

Вариативные модели самореализации личности в дополнительном профессиональном Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Непрерывность образования / образовательные модели / самореализация / социальные формы обучения / дополнительное профессиональное образование / учет индивидуальных способностей / социальная потребность. / continuity of education / educational models / self-actualization / social forms of teaching / complementary vocational education / taking into account individual capacity / social needs.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермаков Виктор Павлович, Ермакова Лариса Ивановна

В статье рассмотрено парадигмальное устройство непрерывного образования в контексте личностной самореализации в условиях становления общества «знания». В статье анализируются онтологические особенности социокультурного феномена дополнительного профессионального образования как части образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article brings to light the paradigm structure of continuous education in the context of individual self-actualization under the conditions of knowledge society development. The article analyzes the ontological peculiarities of socio-cultural phenomenon of complementary vocational education as part of educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Вариативные модели самореализации личности в дополнительном профессиональном»

ВАРИАТИВНЫЕ МОДЕЛИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Л. И. Ермакова

В. П. Ермаков

В статье рассмотрено парадигмальное устройство непрерывного образования в контексте личностной самореализации в условиях становления общества «знания». В статье анализируются онтологические особенности социокультурного феномена дополнительного профессионального образования как части образовательной парадигмы.

The article brings to light the paradigm structure of continuous education in the context of individual self-actualization under the conditions of knowledge society development. The article analyzes the ontological peculiarities of socio-cultural phenomenon of complementary vocational education as part of educational paradigm.

Ключевые слова: Непрерывность образования, образовательные модели, самореализация, социальные формы обучения, дополнительное профессиональное образование, учет индивидуальных способностей, социальная потребность.

Key words: continuity of education, educational models, self-actualization, social forms of teaching, complementary vocational education, taking into account individual capacity, social needs.

Дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО) можно считать новационной сферой, так как здесь наиболее зримо проявляют себя характерные черты новой образовательной парадигмы. В дополнительном профессиональном образовании результатируется тезис «мыслить - значит уточнять будущее». Образовательные стратегии основываются на временных практиках, на осознании результата. Стратегии можно разделить на «самореализацию для себя» и «самореализацию для других». Целью первой выступает «контроль настоящего», создание зоны личной безопасности, вторая определяется «адаптацией к созданной системе социальности» [1]. Субъекты образования действуют таким образом, что осознают общность интересов и применяют одинаковые критерии в достижении активных и практических результатов.

Дополнительное профессиональное образование перестает быть коллективным делом, какими бы иллюзорными не казались индивидуальные умения субъектов образования. Разнообразие образовательных программ обусловлено желанием «заинтересоваться», «быть уверенными» или «навести мосты с другими». Мы не считаем, что ДПО должно ориентироваться на базовое образование, хотя бы потому, что существует современное различие образованности. Базовое образование - образовательный минимум, от которого отталкивается личность в своем совершенствовании и интеграции в общество, дополнительное профессиональное образование предназначено для выявления личностного потенциала, самоидентичности и не может быть стабилизировано по принципу «повода личности». Если мы исходим из принципа «образования по потребности», обязательно усиливаются качественные и поведенческие интересы каждой личности, которые могут быть связаны и с

245

продолжением профессиональной активности и зарабатыванием репутационного капитала, самоутверждением.

«Самореализация для себя» ориентирует на остроту знания и «понимание обо всем». Актор образования больше основывается на демонстративной активности, чем глубоком усвоении материала, профессиональной компетентности. Активность субъекта воплощается в выборе эффективных гибких программ обучения, склонности к «мобильным» практическим курсам обучения и формальной компетентности. В принципе «самореализация для себя», которая открывается в отношении к изменениям в структуре, содержит и цели ДПО. Для него временные горизонты соотносятся к внешним явлениям эффективности обучения, целесообразности временных, фиктивных затрат. На ДПО перемещается ожидание неопределенности, которое индивидуализирует ожидания людей так, что коллективное обсуждение приемов не входит в приоритеты обучения. Субъект обучения занимается контролем, исходя из предоставленных ему «полученных знаний». Связи, системные коммуникации в процессе образования не представляются рациональной формой новшества.

Преподаватели в системе ДПО признают «запутанность личных планов слушателей» и ограничение сферы обучения исключительно «деловыми контактами»: на ум приходит «система» З. Баумана, где каждый основывается на личных понятиях и может получить то, что представляет для него удобства, в то время как традиционное образование можно сравнить с «общим делом», где каждый трепетно относится к своим обязанностям. Парадоксально, но система ДПО может проследить скопление «ориентирующихся на себя» личностей, предоставив им полную свободу маневра в образовательных понятиях. Но «долговременность» усиливает неопределенность, от которой стремится избавиться актор образования, осознав, как воспроизводство сложных социальных ситуаций становится еще более призрачным. Происходит усвоение массовых установок информации, так как субъект образования относит рациональность к новым знаниям для одноразового потребления, что соответствует его представлениям о применении в конкретной ситуации.

По существу, новая педагогическая модель с применением информационных технологий предполагает «подход к обучению как коллективной, а не индивидуальной деятельности» [5]. Речь идет не только об неадекватности функциональной инфраструктуры ДПО, но и реализации предметности, инте-грированости форм обучения, диалогового решения «привычной информации». На наш взгляд, «самореализация для себя» сохранена в условиях ДПО, подготавливает субъектов к использованию одновременно пассивноадекватных позиций в жизни. По сравнению со структуризацией базового образования, где социальный рост навыков и умений частично определен, контроль за качеством знания в ДПО возложен на профессионалов, обладающих только «уведомляющим правом». Поэтому не исключены различные тенденции формулирования, обращения субъектов образования к логическому знанию. З. Бауман отмечает, что риски так называемого «прошлого образования» дают правила как обойти установленный порядок и распрощаться с прошлым.

246

Желание действовать трансформируется во «взаимозаменяемость перспектив», где каждый стремится основываться на «зависимости внутри» и независимости личного опыта. Такая кратковременная «социальность» профессиональных образцов не ведет к созданию предмета «совместных действий». Человек готов лучше потратить время на профессиональное обучение, чем оказаться неготовым к «жизни в организации», к которой он будет испытывать патологическое недоверие. Частные проблемы выпускников ДПО выражаются в расхождении корпоративных установок и личных амбиций, ориентированы на использование «личного знания» во благо организации и стремление «заработать», получить определенные социальные преференции. Неслучайно коммерческие структуры вводят системы корпоративного ДПО, стремясь тратить средства на воспитание в традициях корпорации, чем формировать субъектов с индивидуалистскими стратегиями. «Самореализация для себя» открывает простор для реализации способностей личности, преемственности образовательного процесса к запросам самоидентичности. Дополнительное профессиональное образование «провоцируется» в пику элементам репетиторства и дидактизма. Большинство субъектов ДПО отмечают потребительский характер освоения знаний, действий по схеме получения «интеллектуального набора», что вызывает эффект унификации, адекватности профессиональных достижений и неудач. Самостоятельность выживания заставляет устремиться в так называемые привлекательно инвестиционные сферы, и перекос подготовки «специалистов» по семи-восьми специальностям создает риск дезорганизации жизненного мира. Многие пытаются обрести профессионализм в той сфере, где никогда не работали и не имеют никакого опыта. Педагоги могут передать знания и профессиональную компетентность, но никто не может гарантировать новым социальным профессионалам успех в избранной сфере. Поэтому среди «ориентированных на себя» достаточно много разочаровавшихся в ДПО, расхождений собственных умений и знаний жизненной карьеры.

Особенно «страдает» сфера подготовки предпринимателей, где есть проблема переопределения идентичности бывшей интеллигенции. Российские исследователи обоснованно полагают, что наиболее адаптированный слой предпринимателей сложился из полулегальных групп, бывших дельцов теневой экономики. Правовые и экономические знания, освоенные в процессе ДПО, имеют меньшее значение, чем социальный капитал (полезные знакомства). Образовательные программы ДПО ориентированы на «модельные» профессиональные знания, обучение как вид нужной деятельности индивидов, по крайней мере, пока они вовлечены в образовательный процесс. Подчинение образования логике самореализации вполне непрестижно в системе «педагог - субъект», если индивид в состоянии оплачивать образовательные услуги, может произойти подмена инновации полученных новых знаний образовательным конформизмом, стремлением получить адаптированные к собственному уровню знания. Учет индивидуальных особенностей имеет определенные смысловые границы, преодолеть которые можно только «бессистемностью» образования. Если образовательный процесс выстраивается в соответствии с определенными образовательными и профессиональными стандартами, индивиду приходится ограничивать собственные амбиции,

247

направляя их в сферу профессионального совершенствования. На развитие дополнительного профессионального образования «давит» актуализм профессионального самоопределения субъектов. Наиболее престижными являются профессии, высоко ценимые в индустриальном обществе, но наиболее перспективны профессии, связанные с использованием информационных технологий, в которых важно не только добиться материального достатка, но и реализовать личностный потенциал. Неприятное заключается в том, что часто не оправдываются профессиональные тяготы сторонников «индустриальных» и «постиндустриальных» профессий: первые сталкиваются с жесткой конкуренцией избыточных специалистов, вторые - с неразвитостью инновационных секторов в российской монокультурной сырьевой экономике.

Нам кажется, что дПо обязано настраивать акторов образования на реализм, предлагать не то, что нравится им, потакая потребительским иллюзиям, а что может быть полезным в устроительстве жизненной карьеры, что дает возможность использовать свободное пространство в экономике и других социальных сферах. Желание «совместить работу и образование» характерно для многих субъектов образовательного процесса. Заработки и профессиональное самоутверждение означало бы идеальный вариант. Реалистические оценки обычно включают полностью стабильную работу и приличный доход. Оценка высокой квалификации латентна и обнаруживается при кризисной ситуации.

Стратегия «самореализации для других», таким образом, устанавливает зависимость образовательных установок в основном от социального опыта «жизни в эпоху изменений». Выявлены глубокие социокультурные качества, характеризующие «среднего» субъекта ДПО. Желание «жить в материальном достатке» сочетается с удовлетворением от интересной работы и личным счастьем. И хотя многие преуспевающие внешне предпочитают количественные усилия, деятельность в сфере ДПО носит коммуникативный характер, осознание как приносящее определенный социальный эффект. Большинство россиян не испытывают симпатии к так называемой «симулятивной деятельности», и карьера профессионализма имеет несравненно больший смысловой контекст, чем покупатель индивидуального мастерства. Ориентацией на профессионализм многие пытаются доказать, что можно достойно зарабатывать на жизнь иным способом, чем «игра на обман» и «крошки с государственного стола».

Дополнительное профессиональное образование находится в стадии становления непрерывности, общественного профессионального совершенствования на всю жизнь. То, что считается достоинством ДПО, способностью удовлетворить самые разнообразные образовательные и профессиональные потребности, может рассматриваться и как препятствие единству субъектов ДПО, их зацикливанию в частных социальных практиках. Чтобы отказаться от непродуктивных споров о том, дает ли ДПО новую «практическую мудрость», новую профессиональную квалификацию или является развитием образовательного потенциала базисного образования, целесообразно выйти на уровень образовательных стратегий. Можно выводить социальную траекторию личности, которая от осознания своей индивидуальности в контексте универсальных социальных изменений и приходит к профессиональному коллекти-

248

визму в системе ДПО. Разумеется, нельзя игнорировать практический аспект ДПО, предоставление срочных образовательных услуг. Образованию нужно быть таковым, если исключить ориентацию на будущее, осознание потенциала как реализации целей.

Нам кажется, что в ДПО вносится профанирующий смысл, если основная цель состоит в приведении имеющихся знаний и навыков индивида к практическим знаниям и умениям. Это будет напоминать «бег на месте», поскольку знания обновляются каждые два года, и ДПО обречено продуцировать специалистов с «отстающим» типом качественных и практических ориентаций. «В иерархических обществах человек обычно думает о себе в соответствии с тем, какое место он занимает в социальной иерархии. Он вынужден ощущать себя не личностью, а представителем определенной социальной касты» [6]. Социальная дифференциация в ДПО воспроизводит социальный статус, в то время как личность становится личностью для себя, если другие являются для нее личностями, а она соответственно для них. «В конечном итоге получается, что знания - это наша жизнь, которую мы живем в этом мире» [4].

Список литературы

1. Абельс Х. Введение в интерпретативную социологию. - СПб., 2000. - С. 94.

2. Абрамова М. А., Крашенинников В. В. Интеграция в международное образовательное пространство как критерий эффективности вузов в России // Философия образования. -2014. - № 4.

3. Актуальные проблемы образования. - М., 2003. - С. 132.

4. Андреев Э. М., Миронов А. В. Социально-гуманитарное знание и образование: новые типы, новые измерения, информационная безопасность. - М., 2001. - С. 43.

5. Карпов А. О. Мультипарадигмальная теория образования эпохи постмодерна // Философия образования. - 2014. - № 4.

6. Манхейм К. Избранное. Социология культуры. - С. 227.

7. Хеффер Э. Истинно верующий. - Минск, 2001. - С. 93.

249

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.