Научная статья на тему 'Инновационные методы управления предприятиями розничной торговли на основе мерчандайзинга: оценка эффективности факторов и условий'

Инновационные методы управления предприятиями розничной торговли на основе мерчандайзинга: оценка эффективности факторов и условий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕРЧАНДАЙЗИНГ / MERCHANDISING / СУПЕРМАРКЕТ / SUPERMARKET / ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ / FACTORS AND CONDITIONS / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ / METHOD OF VALUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крымов Сергей Михайлович, Капустина Ирина Васильевна

Мерчандайзинг представляет собой не только компонент маркетингового управления, но и инновационную форму менеджмента компании в целом. Мерчандайзинг для эффективного управления компанией требует наличия ряда факторов и выполнения ряда условий. Для торговых процессов они связанны со структурой управления, человеческими ресурсами, восприятием, оформлением торгового зала. Для технологических с ассортиментом и поставками, продуктовой линейкой, организацией торгового пространства, размещением торгового оборудования. Методика оценки системы приведенных факторов, детерминирующих эффективность реализации мерчандайзинга торгового предприятия, исследована на примере супермаркета «Магнит» г. Пушкин, Санкт-Петербург, отдел бакалея. Несмотря на положительную динамику показателя товарооборота по отделу (прирост в отчетном периоде составляет 18,9%), наблюдается снижение удельного веса товарооборота отдела в общей структуре товарооборота. Заметные отклонения от нормы имеют место у наиболее значимых с позиции управления факторов: поставок и ассортимента товара, а также размещения торгового оборудования. Наиболее существенные отклонения от нормы присущи факторам: продуктовая линейка и организация торгового пространства. Это указывает на необходимость разработки корректирующих мероприятий на основе торгово-технологического мерчандайзинга, обеспечивающих изменение сложившейся ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative Methods of Management by Retailers Based on Merchandising: Assessing the Effectiveness of Factors and Conditions

Merchandising is not only component of marketing management but also the innovative form of management of the whole company. Merchandising for effective management of the company requires a number of factors and number of conditions. For shopping processes, they are associated with management structure, human resources, perception, design of a trading hall. For technology with a range and supply, product line, shelf space, placement of commercial equipment. The methodology of evaluation of factors are investigated on the example of a supermarket «Magnet» city Pushkin, Saint-Petersburg, Department of the grocery store. It is proved that despite the positive dynamics of trade turnover for the division (an increase in the reporting period is 18.9%), it was to decrease in the proportion of the turnover of the division in the total turnover. Noticeable deviations from the norm have a place in most important positions of management factors: the supply and range of products and placement of commercial equipment. The most significant deviations from the norm were inherent in the factors of the product line and the organization of retail space. This indicates the need for the development of corrective actions based on trade and technology merchandising, providing the change of the situation.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы управления предприятиями розничной торговли на основе мерчандайзинга: оценка эффективности факторов и условий»

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА ОСНОВЕ МЕРЧАНДАЙЗИНГА: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ

Крымов Сергей Михайлович,

доктор экономических наук; профессор, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]

Капустина Ирина Васильевна,

Доцент, кандидат экономических наук; директор, Высшая школа внутренней и внешней торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; 195251, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29 [email protected]

Мерчандайзинг представляет собой не только компонент маркетингового управления, но и инновационную форму менеджмента компании в целом. Мерчандайзинг для эффективного управления компанией требует наличия ряда факторов и выполнения ряда условий. Для торговых процессов они связанны со структурой управления, человеческими ресурсами, восприятием, оформлением торгового зала. Для технологических - с ассортиментом и поставками, продуктовой линейкой, организацией торгового пространства, размещением торгового оборудования. Методика оценки системы приведенных факторов, детерминирующих эффективность реализации мерчандайзинга торгового предприятия, исследована на примере супермаркета «Магнит» г. Пушкин, Санкт-Петербург, отдел бакалея. Несмотря на положительную динамику показателя товарооборота по отделу (прирост в отчетном периоде составляет 18,9%), наблюдается снижение удельного веса товарооборота отдела в общей структуре товарооборота. Заметные отклонения от нормы имеют место у наиболее значимых с позиции управления факторов: поставок и ассортимента товара, а также размещения торгового оборудования. Наиболее существенные отклонения от нормы присущи факторам: продуктовая линейка и организация торгового пространства. Это указывает на необходимость разработки корректирующих мероприятий на основе торго-во-технологического мерчандайзинга, обеспечивающих изменение сложившейся ситуации.

Ключевые слова: мерчандайзинг; супермаркет; факторы и условия; методика оценки.

Практический опыт функционирования предприятий торговли свидетельствует о том, что мерчандайзинг выступает не только в качестве компонента маркетингового управления, но и как инновационная форма менеджмента компании в целом [1, 2]. Для реализации системы мерчандайзинга современными розничными торговыми предприятиями важно выявить условия, обеспечивающие эффективность внедрения данной системы. В концентрированном виде они могут быть представлены в виде следующих общих правил [3, 4]:

♦ ориентация на совершенные формы розничной торговли;

♦ учет влияния геоэкономики,

санкций при выходе на отечественный рынок иностранных партнеров торговых компаний, появление новых поставщиков, партнеров предприятий, рост в общей структуре национального товарооборота;

♦ трансформация структуры спроса населения: прирост объемов по розничному товарообороту предприятия на основе правильного выбора ассортиментного ряда предлагаемых товаров, ценовой политики и др. средства, инструменты системы маркетингового управления;

♦ рост производительности труда линейного торгового персонала;

♦ совершенствование сервисного обслуживания;

♦ постоянное усовершенствование интерьеров и экстерьеров торговых предприятий. Современные предприятия розничной торговли в своей деятельности ориентированы на концепцию торгово-технологического мерчандайзинга. Мерчандайзинг, интегрируя торговые и технологические процессы, для эффективного управления компанией требует наличия ряда факторов и условий [5], приведенных в таблице 1.

Методику оценки системы приведенных факторов, детерминирующих эффективность реализации мерчандайзинга торгового предприятия, исследуем на примере супермаркета «Магнит» г. Пушкин, Санкт-Петербург.

Согласно предлагаемому алгоритму оценки проанализируем общие показатели эффективности коммерческой деятельности исследуемого торгового предприятия [6]. В целях конкретизации объекта исследования выделим отдел коммерческого предприятия — бакалея.

Исходные данные для анализа представлены в таблице 2.

Проведенный анализ показателей позволил установить, что исследуемое торговое предприятие в целом демонстрирует положительную динамику ключевых показателей.

Прирост общего товарооборота за отчетный период составляет 26,5%, количество покупателей супермаркета увеличилось на 9,9%, общее количество ассортиментных позиция увеличилось на 0,1%, рентабельность продаж в отчетном периоде увеличилась

Таблица 1

Факторы и условия торгово-технологического мерчандайзинга

Характер процесса Группа факторов Условия и задачи управления

Торговый процесс Структура управления Оптимизация управленческой структуры

Человеческие ресурсы Обучение и мотивация персонала. Стандарты обслуживания.

Факторы восприятия Обеспечение прироста объемов реализации за счет освещения, цветового оформление, аромофакторов.

Оформление торгового зала Стимулирование покупки без участия продавца. Оптимизация дизайна упаковки, выкладки товара и торгового зала с целью роста объемов реализации

Технологический процесс Ассортимент и поставки Выгодные условия поставок. Оптимизация ассортимента на основе потребительских предпочтений

Продуктовая линейка Мониторинг структуры товарооборота

Организация торгового пространства Оптимизация распределения торгового пространства под товарные категории

Размещение торгового оборудования Обеспечение оптимальной структуры представленных товарных позиций в торговом зале

Таблица 2

Экономические показатели деятельности супермаркета «Магнит»

№ Показатель Средне-квартальное значение показателя 2014 г. Средне-квартальное значение показателя 2015 г. Абсолютное отклонение, руб. Относительное отклонение, %

1 Товарооборот общий, тыс. руб. 72 800 92 099 19 299 126,5

2 Товарооборот отдела, тыс. руб. 4 760 5 658,06 898,060 118,9

3 Удельный вес отдела в общем товарообороте, % 6,54 6,14 -0,4 94,0

4 Количество покупателей супермаркета, чел 42 382,00 46 582,00 4 200,0 109,9

5 Количество покупателей отдела, чел 3 540,00 4 751,00 1 211,0 134,2

6 Удельный вес отдела в общем количестве покупателей, % 8,35 10,20 1,8 122,1

7 Средний чек одного покупателя магазина, тыс. руб. 1,717 1,977 0,259 115,1

8 Средний чек одного покупателя отдела, руб. 0,345 0,339 -0,005 98,3

9 Количество товарных позиций общее, БК11* 14 486,00 14 507,00 21,0 100,1

10 Количество товарных позиций отдела, БК11 859,00 1 240,00 381,0 144,4

11 Количество продуктовых линеек супермаркета 1 126,00 1 325,00 199,0 117,7

12 Количество продуктовых линеек отдела 123,00 127,00 4,0 103,3

13 Количество позиций под маркой СТМ общее, БК11 1 057 1 117 59,6 105,6

14 Количество позиций под маркой СТМ отдела , БК11 58,00 58,00 0,0 100,0

15 Издержки, тыс. руб., в т. ч.: себестоимость товаров общая, руб. 58 362 72 010,061 13 648,061 123,4

38 795,8 53 289,100 14 493,3 137,4

16 себестоимость товаров отдела, руб. 3 748,912 4 584,562 835,650 122,3

17 издержки обращения общие, руб. 19 566,2 18 720,961 -845,23 95,7

18 издержки обращения отдела, руб. 889,59 935,46 45,87 105,2

19 Валовая прибыль общая, руб. 14 438 20 088,939 5 650,939 139,1

20 Валовая прибыль отдела, руб. 121,49 138,03 16,54 113,6

21 Рентабельность продаж по общему товарообороту, % 24,74 27,90 3,2 112,8

22 Рентабельность продаж отдела, % 2,62 2,50 -0,119 95,5

Идентификатор товарной позиции

на 3,2% и составила в отчетном периоде 27,9%, несмотря на увеличение издержек на 23,4%.

Анализ экономических показателей по отделу бакалея несколько отличается от основного тренда развития предприятия. Несмотря на положительную динамику показателя товарооборота по отделу (прирост в отчетном периоде составляет 18,9%), наблюдается снижение удельного веса товарооборота отдела в общей структуре товарооборота [7].

Прирост себестоимости товаров отдела на 22,3%, а также рост издержек обращения привел к снижению невысокого показателя рентабельности продаж отдела с 2,6 до 2,5%.

Согласно предлагаемой методологии [8, 9], произведем оценку степени влияния факторов и условий на реализацию мерчандайзин-га супермаркета «Магнит» для решения следующих задач. Во-первых, анализ степени использования мерчандайзинга в конкретном торговом предприятии; во-вторых, анализ эффективности использования мерчандайзинга в супермаркете «Магнит »; в-третьих, выявления наиболее значимых факторов и условий, определяющих эффективность мерчандайзинга на исследуемом предприятии.

Источником первичной информации явился опрос — анкетиро-

вание руководства супермаркета «Магнит», статистические данные, проанализированные автором. В качестве метода экспертной оценки применен метод непосредственного оценивания [10].

Предметом исследования являются факторы, определяющие эффективность организации мер-чандайзинга. Объектами исследования является супермаркет «Магнит». Результат балльной взвешенной оценки представлен в таблице 3.

Из представленных данных можно сделать следующие выводы. Руководство анализируемого коммерческого предприятия определило, что наибольший вес в процессе организации мерчандайзинга супермаркета «Магнит» занимают такие факторы, как ассортимент товаров, размещение торгового оборудования и оформление мест продаж (с взвешенными оценками 0,25, 0,18 и 0,2 соответственно). Следующими по значимости для исследуемого предприятия менеджментом организации были определены: организация торгового пространства (0,14), структура управления (0,1) и факторы восприятия (0,07). Наименьшим весом обладают факторы человеческие ресурсы (0,04) и продуктовая линейка (0,02).

Для оценки влияния структуры необходимо определить ти п уп рав-

ленческой организационной структуры и определить коэффициент участия отдела в формировании валового дохода торгового предприятия К(отд.

К К

(отд2014

= Т /Т = 0,065,

отд' предпр ' ' Тотд/Тпредпр=0,061.

отд2015

За установленное нормативное значение возьмем показатель 2014 года. За исследуемый период коэффициент участия отдела в формировании валового дохода снизился на 0,004, что свидетельствует о снижении доли участия отдела в общем товарообороте.

Структуру исследуемого предприятия можно охарактеризовать как линейно-функциональную [11]. Такой тип организационной структуры в формате супермаркета, на наш взгляд, не является оптимальным, так как не позволяет использовать имеющиеся в арсенале мерчандайзинга инструменты в полном объеме. При имеющейся организации торгово-технологи-ческих процессов нет должности, заинтересованной и обеспеченной функционалом для оптимизации сбытовых показателей отдела.

Следующий анализируемый показатель — TP-index показывает отношение оборота предприятия за год к среднесписочному количеству сотрудников [12]. Исходные данные для расчетов представлены в таблице 4.

Таблица 3

Оценка факторов, детерминирующих управление предприятием на основе мерчандайзинга для супермаркета «Магнит»

Характер процесса Группа факторов Балл qi Вес Wi Взвеш. оценка Qi Интегральная оценка процесса

Структура управления 0,24 0,1 0,024

Торговый Человеческие ресурсы 0,054 0,04 0,00216 0,18616

процесс Факторы восприятия 1 0,07 0,07

Оформление торгового зала 0,45 0,2 0,09

Ассортимент и поставки 1 0,25 0,25

Технологический Продуктовая линейка 0,8 0,02 0,016 0,3932

процесс Организация торгового пространства 0,6 0,14 0,084

Размещение торгового оборудования 0,24 0,18 0,0432

Итого - - 1 0,58

Результаты расчета занесем в таблицу 5.

Общая динамика ТР-index по анализируемому торговому предприятию может характеризоваться как положительная. При этом в 2015 году показатель демонстрируют положительную динамику, как по всему магазину, так и по отделу х [13].

Однако в темпах прироста отдел отстает от показателей магазина на 13%, что свидетельствует о сниженном уровне эффективности организации товародвижения в исследуемом отделе. Таким образом, отклонение ТР-index 2015 отдела от нормативного ТР-index 2014 составило 0,04 (4%).

Уровень освещенности в супермаркете «Магнит » соответствуют современным стандартам и практике проектированиями и эксплуатации торговых зданий и составляет 400 Lux горизонтальной поверхности на высоте 0,85 м от уровня пола. Цветовая температура составляет 4000 К, что для продовольственного ретейла является приемлемой величиной. Поэтому при назначении эталонному параметру освещенности оценки равной 1 (100% соответствие) рассматриваемое предприятие не имеет отклонений от нормативного значения.

Следующий показатель — индекс покупок отдела, рассчитываемый как отношение покупателей /-го отдела к числу его посетителей за определенный промежуток времени, позволяет определить эффективность оформления мест продаж (табл. 6).

Индекс покупок отдела в 2015 году вырос по сравнению с 2014 годом на 23%, однако он существенно отстает от общего показателя торгового предприятия.

В среднем по магазину индекс покупок составляет 0,71 в 2014

году и 0,78 в 2015 году. При этом показатели отдела в размере 0,44 и 0,55 на 2014 и 2015 демонстрируют ощутимую стагнацию.

С точки зрения эффективности ассортиментной политики необходимо отслеживать товарооборот и маржу ассортиментной позиции или ассортиментной группы (табл. 7).

Наблюдается снижение расчетного значения показателя маржа по ассортиментной группе бака-

лея на 10,1%, что свидетельствует о снижении эффективности ассортимента отдела.

Индекс структуры товарооборота отдела К в виде соотношения товарооборота сопутствующих и основных товаров отражает структуру продуктовой линейки и позволяет выявить зависимость между товарооборотом различных товарных групп (табл. 8).

Индекс структуры товарооборота демонстрирует негативную тен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Анализ динамики численности персонала супермаркета«Магнит»

Категория Количество человек Удельный вес Отклонение

человеческие ресурсы 2014 2015 2014 2015 абс., абс., отн.,

год год год год чел. вес %

руководители 4,00 4,00 4,40 4,08 0,00 -0,31 100,00

специалисты 9,00 12,00 9,89 12,24 3,00 2,35 133,33

торгово-оперативный персонал 74,00 78,00 81,32 79,59 4,00 -1,73 105,41

служащие 4,00 4,00 4,40 4,08 0,00 -0,31 100,00

Итого 91,00 98,00 100,00 100,00 7,00 107,69

Таблица 5

Расчет ТР-index супермаркета

Показатель Товарооборот, руб. Численность персонала, чел. ТР-index Относительное отклонение ТР-index , %

Супермаркет, 2014 72 800 000 91 800 000

Супермаркет, 2015 92 099 000 98 939 785,7 117,4732

отдел 2014 4 760 000 7 680 000

отдел 2015 5 658 060 8 707 257,5 104,0085

Таблица 6

Расчет индекса покупок супермаркета

Показатель количество покупателей, чел. количество посетителей, чел. I п.о1. Прирост 1п.о^ %

отдел 2014 3 540,00 7 954 0,445059 123,396

отдел 2015 4 751,00 8 651 0,549185

супермаркет «Магнит» 2014 42 382 58 742 0,721494 108,9675

супермаркет «Магнит» 2015 46 582 59 250 0,786194

Таблица 7

Маржа ассортиментной группы«бакалея»предприятия «Магнит»

Показатель средняя цена ед. прод. руб/кг. средние переменные затраты, руб./кг. количество проданных единиц продукции МС1асс. гр Прирост МС1асс. гр

отдел 2014 29,4 24,3 15 4276 0,17 89,9

отдел 2015 32,7 27,6 166 107,3 0,16

денцию: снижение в отчетном 2015 году составило 20%, что свидетельствует о неэффективно сформированной продуктовой линейке отдела [14].

Коэффициент эффективности (табл. 9) использования общей площади торгового предприятия, позволяющий определить результативность использования торговой и общей площади торгового предприятия, в отчетном году не изменился и составил 0,42. Коэффициент установочной площади также остался неизменным и составил 0,49.

При общепринятом в торговле оптимальном значении коэффициента эффективности торговой площади около 0,7 показатели супермаркета «Магнит» можно охарактеризовать как неэффективные, однако часть общей площади супермаркет сдает в аренду. Коэффициент установочной площади при нормативных 0,3 — 0,2 можно считать немного завышенным, что означает некоторую перегруженность торгового зала оборудованием. Данная тенденция обусловлена спецификой внутримагазинного распределения товаров (полетная выкладка), внедренной во все супермаркеты «Магнит». Таким образом, отклонение от нормативного значения

по коэффициенту эффективности использования торговой площади составит 0,3, а по коэффициенту установочной площади — 0,19.

Для осуществления комплексного анализа рассчитанные коэффициенты занесем в итоговую таблицу 10.

Сопоставление расчетных коэффициентов и их отклонения от эталонных значений позволяет произвести комплексную оценку значимости и результативности исследуемых параметров для торгового предприятия [15]. В современных условиях вопросы обеспечения продовольственными товарами собственного производства приобретают важное значение, так как продовольственная безопасность [16] актуализирует многообразие современных инновационных подходов к организации

торгово-технологических процессов торговли. Одним из инструментов инновационного развития является мерчандайзинг, который позволяет сфокусировать внимание потребителя на конкретных товарных группах. Развитие и стимулирование потребительского спроса на отечественные продовольственные товары будет способствовать решению вопросов продовольственной безопасности.

Таким образом, при сопоставлении взвешенной оценки влияния факторов и оценки эффективности реализации торгово-техноло-гического мерчандайзинга в процессе осуществления коммерческой деятельности исследуемого предприятия были выявлены следующие тенденции.

Процесс Группа факторов Взвеш. оценка Qi Коэффициент Значение 2015 Отклонение от эталона Нормативное значение

Торговый Структура управления 0,024 К^тд2015 0,061 -0,004 Значение Мотд2014

Человеческие ресурсы 0,0022 ТР -index2015 707257,5 0,04 ТР-^ех2014

Факторы восприятия 0,07 Е 1 0 1

Оформление торгового зала 0,09 1п.ы. 0,549185 0,23 Значение 1п.о1. для супермаркета

Технологический Поставки и ассортимент товара 0,25 МС1асс. гр 2015 0,16 -0,1 Значение МС1асс. гр 2014

Продуктовая линейка 0,016 KtffïB2015 0,11 -0,2 Значение Кь>тд2014

Организация торгового пространства 0,084 Кэ 0,4 -0,3 Оптимальное значение Кэ в торговле 0,7

Размещение торгового оборудования 0,0432 Ку 0,49 -0,19 Оптимальное значение Ку в торговле 0,3

Таблица 8

Индекс структуры товарооборота по группе «бакалея»

Показатель товарооборот по основным товарам, руб. товарооборот по сопутствующим товарам, руб. К^тд Прирост К^тд

отдел 2014 4 157 860 60 2140 0,144819691

отдел 2015 5 069 621,76 588 438 0,116071429 80,14893

Таблица 9

Коэффициент эффективности использования общей и установочной площади

Показатель торговая площадь, м2 Общая площадь, м2 установочная площадь, м2 Кэ Ку

Значение 3 003 7 105 1 480 0,4 0,49

Таблица 10

Воздействие факторов торгово-технологического мерчандайзинга на эффективность управления супермаркета

Заметные отклонения от нормы имеют место у наиболее значимых с позиции управления факторов: поставок и ассортимента товара, а также у размещения торгового оборудования. Отклонения от эталона на 0,1 и 0,19, соответственно. Наиболее существенные отклонения от нормы присущи факторам продуктовая линейка и организация торгового про-

странства: -0,2 и -0,3, соответственно. Следовательно, необходима оптимизация управления деятельностью супермаркета «Магнит» на основе концепции мерчандайзинга именно в контексте условий, связанных с указанными группам факторов: формированию ассортиментной политики, продуктовой линейки, организации торгового пространства,

размещению торгового оборудования.

Таким образом, представленный подход позволяет обследуемому предприятию разработать корректирующую программу [17] на основе торгово-технологиче-ского мерчандайзинга, обеспечивающую изменение сложившейся ситуации [18, 19].

ЛИТЕРАТУРА

1. Крымов С.М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.

2. КрасюкИ.А, МедведеваЮ. Ю., МагомедовМ.Г. Собственные торговые марки как инструмент маркетингового развития торговых розничных сетей: монография. Ростов н/Д: ДГТУ, 2013. 165 с.

3. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мерчандайзинга торгового предприятия //Практический маркетинг. 2016. № 12-1 (238-1). С. 76—83.

4. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мерчандайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621—627.

5. Крымов С.М., Богак Т.В. Повышение эффективности добычи углеводородного сырья на базе инновационных технологий //Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 6. С. 3—5.

6. Красюк И.А, КазаковаЛ.В. Маркетинг в коммерческой деятельности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 400 с.

7. Капустина И.В., Черняга Р.Ю. Факторы территориальной организации розничной торговли //Торгово-экономические проблемы регионального бизнес пространства. 2014. № 1. С. 151 —156.

8. Красюк И.А, Дубищева Е.Е. Научно-прикладные рекомендации по организации маркетингового управления торго-во-технологической системой в розничной торговле: монография. Ростов н/Д: ДГТУ, 2015. 155 с.

9. Крымов С.М. Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография; под общ. ред. С.М. Крымова; Донской государственный технический университет. Ростов н/Д, 2011. 140 с.

10. Городнова Н.В., Крымов С.М. Приоритетные направления управления рынком жилой недвижимости: социальный аспект //Интеграл. 2010. №3. С. 100—101.

11. Крымов С.М., Капустина И.В. Зарубежный опыт управления производственными системами розничной торговли / / В сборнике «Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы»: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 73—76.

12. Крымов С.М., РогачеваЖ.С. Стратегические альянсы как инструмент развития предприятий промышленности и сферы услуг // В сборнике «Развитие сферы обслуживания на инновационной основе: методология, теория, практика»; III Международная научно-практическая конференция материалы и доклады; под общ. ред. Е.В. Сибирской. Орел, 2014. С. 50—58.

13. Капустина И.В. Мониторинг розничной торговли Санкт-Петербурга //В мире научных открытий. 2015. №5. С. 34—50.

14. Федько В.П., Дудакова И.А, Диканов М.Ю. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) //Практический маркетинг. 2006. № 11. С. 29—37.

15. Ильина О.В., Капустина И.В. Обоснование методических подходов к определению системы показателей продовольственной безопасности региона (на примере Санкт-Петербурга) //Проблемы современной экономики. 2015. № 4 (56). С. 211—214.

16. Красюк И.А. Продовольственная безопасность России в современных экономических условиях //Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 5. С. 68—75.

17. Крымов С.М., Дудакова И.А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли / /Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с. С.108—119.

18. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДгТУ, 2011. 140 с. С. 72—88.

19. Кольган М.В., Крымов С.М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.

Innovative Methods of Management by Retailers Based on Merchandising: Assessing the Effectiveness of Factors and Conditions

Krymov Sergey Mikhailovich,

Doctor of economic Sciences; Professor at Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia ([email protected])

Kapustina Irina Vasilyevna,

Associate Professor, candidate of economic Sciences; Director of Graduate School of Domestic and International Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University; Polytechnicheskaya str. 29, St.Petersburg, 195251, Russia ([email protected])

Merchandising is not only component of marketing management but also the innovative form of management of the whole company. Merchandising for effective management of the company requires a number of factors and number of conditions. For shopping processes, they are associated with management structure, human resources, perception, design of a trading hall. For technology - with a range and supply, product line, shelf space, placement of commercial equipment. The methodology of evaluation of factors are investigated on the example of a supermarket «Magnet» city Pushkin, Saint-Petersburg, Department of the grocery store. It is proved that despite the positive dynamics of trade turnover for the division (an increase in the reporting period is 18.9%), it was to decrease in the proportion of the turnover of the division in the total turnover. Noticeable deviations from the norm have a place in most important positions of management factors: the supply and range of products and placement of commercial equipment. The most significant deviations from the norm were inherent in the factors of the product line and the organization of retail space. This indicates the need for the development of corrective actions based on trade and technology merchandising, providing the change of the situation.

Keywords: merchandising; supermarket; factors and conditions; method of valuation. REFERENCES

1. Krymov, S.M. (2001) Methodological Fundamentals of Management. Tomsk: Publishing House of Tomsk State Pedagogical University, 2001, 110 p.

2. Krasyuk, I.A.; Medvedeva, Yu.Yu.; Magomedov, M.G. (2013) Own Brand as a Tool of Marketing Development of Retail Networks: Monograph. Rostov-on-Don: DGTU, 2013. 165 p.

3. Krymov, S.M.; Kapustina, I.V. Review of Modern Tools and Techniques of Merchandising Commercial Enterprise. Prakticheskiymarketing [Practical Marketing], 2016, no. 12-1, pp. 76—83.

4. Krymov, S.M.; Kirillova, T.V. Methodology of Assessing the Effectiveness of the System of Merchandising Retail Enterprises. Ekonomika ipredprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship], 2016, no. 10-2, pp. 621 —627.

5. Krymov, S.M.; Bogak, T.V. (2007) Improving the Efficiency of Production of Hydrocarbons Based on Innovative Technologies. Regionalnaya ekonomika: teoriya ipraktika [Regional Economy: Theory and Practice], 2007, no. 6, pp. 3—5.

6. Krasyuk, I.A.; Kazakova, L.V. (2015) Marketing in Commercial Activities. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2015, 400 p.

7. Kapustina, I.V.; Chernega, R.Y. 92014) Factors of Territorial Organization of Retail Trade. Torgovo-ekonomicheskieproblemiregionalnogo biznes-prostranstva [Trade-Economic Issues of Regional Business Space], 2014, no. 1, pp. 151 —156.

8. Krasyuk, I.A.; Dobysheva, E.E. (2015) Applied Scientific Recommendations on the Organization of Marketing Management of Trading-Technological System in the Retail Trade:monograph. Rostov-on-Don: DGTU, 2015, 155 p.

9. Krymov, S.M. (2015) The Management Strategy of Industrial Enterprises: the Evolution, Trends, Prospects (Information Model). In the Book «The Globalization of the Economy and of Russian Industrial Enterprise»; 13th International Scientific and Practical Conference, Part 1, Novocherkassk, 2015, pp. 10—14.

10. Gorodnova, N.V.; Krymov, S.M. (2010) Priorities for the Management of the Residential Real Estate Market: the Social Dimension. Integral, 2010, no. 3, pp. 100—101.

11. Krymov, S.M.; Kapustina, I.V. (2016) Foreign Experience of Management of Manufacturing Systems Retail Trade. In the Book«Introduction ofResults oflnnovative Development: Problems andProspects»: a Collection of Articles of International Scientific-Practical Conference, 2016, pp. 73—76.

12. Krymov, S.M.; Rogacheva, J.S. (2014) Strategic Alliances as a Tool for the Development of Industrial Enterprises and Sphere of Services. In the Book «the Development of the Service Sector on the Basis of Innovation: Methodology, Theory, Practice»; III International Scientific-Practical Conference Materials and Reports; under the General Editorship of E.V. Sibirskaya. Orel, 2014, pp. 50—58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Kapustina, I.V. (2015) Monitoring of the Retail Trade of St. Petersburg. Vmire nauchnikh otkritiy [The World of Scientific Discoveries], 2015, no. 5, pp. 34—50.

14. Fedko, V.P.; Dudakova, I.A.; Dikhanov, M.Y. (2006) Consumer Preferences in Trade in Services in Small Towns: Patterns of Development (Regional Aspect). Prakticheskiy marketing [Practical Marketing], 2006, no. 11, pp. 29—37.

15. Ilyina, O.V.; Kapustina, I.V. (2015) Substantiation of Methodical Approaches to Definition of System of Indicators of Food Security in the Region (on Example of St. Petersburg). Problemisovremennoy ekonomiki[Problems of Modern Economy], 2015, no. 4, pp. 211—214.

16. Krasyuk, A.I. (2015) Food Safety of Russia in Modern Economic Conditions. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik[Russian Foreign Economic Bulletin], 2015, no. 5, pp. 68—75.

17. Krymov, S.M.; Dudakova, I.A. (2011) Conceptual Foundations of Territorial Marketing in the Retail Sector. Problems of Organization of Production, Management and Marketing: Collective Monograph. Rostov on Don, Publishing Center DGTU, 2011,166 p., pp. 108—119.

18. Krymov, S.M.; Dudakova, A.I. (2011) Scientific and Methodical Bases of the Organization of Retail Network in the Negions. Problems of Organization of Production, Economics and Marketing: Collective Monograph. Rostov on Don, Publishing Center DGTU, 2011, 140 p., pp. 72—88.

19. Colgan, M.V.; Krymov, S.M. Organization andManagementin Industry andother Sectors. Rostov-on-Don, Don State Technical University Publ., 2014, 94 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.