Научная статья на тему 'Мерчандайзинг как инновационный инструмент торговой отрасли'

Мерчандайзинг как инновационный инструмент торговой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2592
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЧАНДАЙЗИНГ / ПРИНЦИПЫ / ЗАКОНЫ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурадова Сафура Шиховна, Лямин Борис Михайлович, Дудаков Георгий Сергеевич

Данная статья посвящена анализу общих принципов, законов, правил использования мерчандайзинга на предприятиях торговой отрасли. Выявлены основные факторы, условия, оказывающие воздействие на деятельность исследуемого предприятия розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мурадова Сафура Шиховна, Лямин Борис Михайлович, Дудаков Георгий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мерчандайзинг как инновационный инструмент торговой отрасли»

Nazarova Elvira Alarovna, undergraduate.

Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg.

ANALYSIS OF THE USE OF MERCHANDISING-AN INNOVATIVE ELEMENT

OF THE SPHERE OF CIRCULATION

Abstract. This article is devoted to the peculiarities of merchandising application in retail trade in General and in cosmetics and perfumery stores in particular. The systematization of measures used in the study industry. Key words: merchandising, shop, trading floor, goods.

УДК 339.1

МЕРЧАНДАЙЗИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ

ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ Мурадова Сафура Шиховна, к.пед.н., доцент1 (e-mail: ssh.muradova@mail.ru) Лямин Борис Михаилович, аспирант Дудаков Георгий Сергеевич, студент2 1 Южный университет (ИУБиП), Ростов-на-Дону

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Данная статья посвящена анализу общих принципов, законов, правил использования мерчандайзинга на предприятиях торговой отрасли. Выявлены основные факторы, условия, оказывающие воздействие на деятельность исследуемого предприятия розничной торговли.

Ключевые слова: мерчандайзинг, принципы, законы, розничная торговля.

В условиях рыночной экономики, учитывая наступившую эру потребления, производители и торговые предприятия все большее внимание уделяют сбыту товаров, затрачивают заметные усилия для создания развитой и стабильно функционирующей системы сбыта. В том случае, если стратегия сбыта продумана качественно и тщательно, компания будет достигать высоких результатов по сбыту продукции, а значит и получать высокую прибыль. Ввиду высокой конкуренции, производственные и торговые предприятия должны вести непрерывную и активную работу по продвижению товаров на рынке.

Приоритетным инновационным направлением развития торговой отрасли является такое направление, как мерчандайзинг [1-4]. Грамотно применяя методы, принципы и инструменты мерчандайзинга, компания может привлечь внимание потребителей к своему продукту и побудить его на приобретение продукта, независимо от того, планировалась эта покупка или нет.

Направление мерчандайзинг является относительно новым, но несмотря на это, появилось большое количество литературы по данному направлению и также много трактовок данного понятия. Приведем несколько определений данного термина.

По мнению Снегирева В. мерчандайзинг является самостоятельным видом профессионально осуществляемой деятельности по управлению пове-

дением потребителя, основывающийся на анализе распределения познавательных ресурсов человека. Автор полагает, что главная цель мерчандай-зинга заключается в продвижении товара и увеличении лояльности потребителей [5-8].

Божков В.В. и Башук Т.О. определяют мерчандайзинг как направление торгового маркетинга, а именно как комплекс мероприятий, которые направлены на продвижение определенного товара, марки, вида или упаковки, другими словами, на увеличение объемов продаж в розничной торговле. Эксперты считают, что основная цель мерчандайзинга - увеличение объемов продаж.

Таборова Л.Г. предлагает рассматривать понятие мерчандайзинга, как технологию, которая включает в себя не только хорошие коммуникации и работу, но и достижение гармонии посетителя и места продажи, позволяющую посетителю чувствовать себя легко, комфортно, свободно и удобно [9-12].

Все ученые сходятся в том, что мерчандайзинг является частью маркетинга под ним следует понимать определенную деятельность, сосредоточенную на обеспечение максимально эффективного продвижение продукции на уровне розничных продаж путем стимулирования. Можно говорить о том, что мерчандайзинг - искусство торговли или умение показать товар лицом.

Основная цель мерчандайзинга, несмотря на его различные трактовки, не отличается от целей иных рекламных мероприятий и заключается в увеличении продаж, путем стимулирования у покупателя желание приобрести товар. Еще одной целью мерчандайзинга является продвижение продукции конкретного бренда, формирование лояльности покупателя к определенной торговой точке, отдельно взятому бренду или производителю [13-16].

Любое торговое предприятие имеет свою целевую аудиторию, поэтому атмосфера должна соответствовать вкусам и предпочтениям этой целевой группы потребителей. Следует помнить о том, что влияние атмосферы торгового зала магазина распространяется не только на покупателей, но и на персонал.

Рассмотрим основные принципы мерчандайзинга, они представлены на рис.1.

Рисунок 1 - Основные принципы мерчандайзинга

Всего четыре простых принципа. Первый принцип-выкладка товара или экспозиция. Товар должен быть заметен покупателю. Товар, имеющий привлекательную упаковку для конкретной целевой группы, притягивает уже тем, что просто находится на прилавке, особенно если выкладка продукции осуществлена в наиболее видном для покупателя месте и товар занимает достаточно большое пространство на полке. Грамотная выкладка товар способствует импульсивным покупкам. Статистические данные и наблюдения показывают, что под воздействие выкладки совершается почти 30% от всех импульсивных покупок.

Второй принцип-воздействие. Этот принцип говорит о том, что товар презентабелен и его внешний вид убеждает покупателя приобрести его. Как показывает практика, большинство покупателей, а именно около 80% делают остановку возле рекламной выкладки товаров, остальные 20% под воздействием рекламной выкладки изменяют своим предпочтениям и приобретают рекламируемую продукцию.

Презентация цены - третий принцип мерчандайзинга. Этот принцип заключается в том, чтобы донести до покупателя пользу продукта, его ценность. Исследования в области поведения потребителей говорят о том, что 10% покупателей не покупают товар ввиду отсутствия скидки.

Принцип удобства заключается в том, что необходимо обеспечить свободный и удобный доступ потребителей к товарам. Чтобы покупатель имел возможность ознакомится с информацией на этикетке, подержать продукт в руках [17-20].

В основе концепции мерчандайзинга лежат три закона, связанных с категориями запаса, расположения, представления. Соответственно, чтобы добиться эффективного сбыта продукции и продвижения товара необходимо соблюсти все три закона.

Соблюдение трех законов непременное условие, так как, если магазин не может предложить покупателю необходимый ассортимент, то и следующие шаги не смогут обеспечить требуемый уровень продаж. Если в торговом зале размещена реклама продукта, а сам продукт очень сложно найти, то объем продаж не увеличится.

Эффективный ассортимент Необходимый уровень запоса Занимаемое полочное пространство

Приоритетное место

в торговом золе и но местах продажи

Порядок товарных

групп, марок, видов и упаковок

Лицом к покупателюГр^попоженйе\ /Представление"

Использование рекламных материалов

Чистота продукции и мест продажи

Рисунок 2 - Законы мерчандайзинга

Рассмотрим законы, представленные на рис. 2, более детально.

Первым законом является запас. Этот закон подразумевает под собой, представление в торговом зале той продукции, которую покупатели хотят найти на полках данного конкретного магазина.

Вторым законом мерчандайзинга является расположение. Этим законом предусматривается расположение реализуемых товаров таким образом, чтобы учитывался ряд факторов: наиболее оптимальное использование всего пространства торгового зала, размещение торгового оборудования таким образом, чтобы задать выгодное направление движения покупательского потока, разделение товарных групп на категории в зависимости от популярности товаров среди постоянных покупателей.

Третий закон - представление товара, выполнение этого актуально и имеет смысл в том случае, если выполнено два первых закона.

Перейдем к рассмотрению инструментов мерчандайзинга. К таковым относят:

- Продуманный ассортимент;

- Доступные цены;

- Удачная планировка;

- Комфортное освещение;

- Эффективное предоставление товара;

- Достойное оформление торгового зала;

- Правильная цветовая гамма;

- Возможность музыкального сопровождения;

- Привлекательные запахи;

- Дресс-код, нормы поведения торгового персонала.

Важнейшее значение для любого розничного торгового предприятия имеет формирование ассортимента товаров. Если магазин предлагает достаточно широкий ассортимент продукции, но объем продаж при этом невысок, необходимо задуматься о том, тот ли ассортимент реализуется торговым предприятием.

При создании ассортимента нужно учитывать следующие факторы: кон -куренты; соотношение спроса и предложения на рынке; предпочтения целевой группы покупателей; доступный бюджет; сезонные колебания [2124].

Инструментом мерчандайзинга также является приемлемая цена. Принимая решение о покупке, покупатель ориентируется на какую-то определенную цену. В случае если товар стоит дороже этой ориентировочной цены, то необходимы достаточно весомые основания для того, чтобы покупатель приобрел этот товар. Другими словами, цена на товар должна быть понятна покупателю. Кроме того, цена должна соответствовать качеству товара, оформлению магазина и известности торговой марки [25-28].

Удачная планировка подразумевает под собой такое устройство пространства магазина, при котором торговый зал хорошо просматривается

покупателем, давая возможность сразу находить трендовые товары и новинки. К этому же пункту относится удобство перемещения покупателя по торговому залу. Покупатель должен свободно передвигаться по товарным секциям, не сталкиваясь с другими людьми и не задевая торговое оборудование.

Важную роль в создании атмосферы играет освящение. Освещение должно быть таким, чтобы покупатель хорошо видел товар, а также чтобы торговый зал выглядел ярким и вызывал желание войти.

Свет может быть, как теплым, так и холодным, и даже дневным, но он должен учитывать специфику торгового предприятия, цветовое решение магазина, торговое оборудование и предметы интерьера.

Для выделения элементов интерьера или самих товаров можно использовать световое зонирование. Стоит помнить о том, что лампы бывают различных мощностей и оттенков. В магазинах часто применяют световой акцент, так среди приглушенного освящения выделяют яркий поток. Применяя различное освящение в атмосфере магазина, главное помнить о том, что покупатель при выборе товара не должен испытывать неудобств [2932].

В связи с тем, что большинство людей являются правшами, попадая в замкнутое пространство магазина они начинают передвигаться по нему справа налево. Учитывая этот факт необходимо планировать вход в магазин и размещение самих стеллажей и полок. На первых от входа полках, расположенных справа должны размещаться товары, обладающие наибольшей привлекательностью для потребителя, к этим же товарам относятся товары-новинки и товары с ограниченным сроком жизни. Для того, чтобы привлечь покупателей в центральную часть магазина используют самые популярные товары.

Рисунок 3 - Уровни выкладки товаров

Товарами, приносящими большой объем прибыли, должны быть заполнены, так называемые рабочие полки. Уровни выкладки товаров иллюстрирует рис. 3. Наилучшим для расположения товаров являются полки, находящиеся на уровне глаз и рук покупателя, так как оно в первую очередь попадает в зону обзора покупателя, а не те товары, которые находятся на-

много ниже уровня глаз. Покупатель должен иметь возможность подойти к товару, потрогать его и снять с полки.

Необходимо рассчитывать оптимальное количество товара, представленного в торговом зале, оборудование не должно пустовать. Также в случае использования метода самообслуживания покупатели хаотично переставляют товар, в ходе совершения выбора, поэтому торговый персонал должен постоянно выравнивать товар на полках и заполнять образовывающиеся пустоты.

Таковы инновационные научно-практические, организационно-аналитические, проектные задачи, достигаемые методами мерчандайзинга для торгового предприятия. Проведенная в работе систематизация положений, связанных с анализом мерчандайзинга, указывает на широкий круг проблем, которые необходимо применять для стимулирования продаж.

Список литературы

1. Федько В.П., Дудакова И. А., Диканов М.Ю. Потребительские предпочтения в торговом обслуживании малых городов: закономерности развития (региональный аспект) // Практический маркетинг. 200б. № 11. С. 29-37.

2. Крымов С.М., Капустина И.В. Обзор современных инструментов и методов мерчандайзинга торгового предприятия// Практический маркетинг. 201б. № 12-1 (23S-1). С. 76-S3.

3. Снегирева В.В. Книга мерчандайзера. - СПб.: Питер, 2005. 3S4 с.

4. Дудаков Г.С. Влияние ассортимента на организацию торгово-технологического процесса в магазине // В сборнике «Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли»; сборник трудов конференции. СПбПУ Петра Великого. СПб., 201S. С. S0-S3.

5. Кобзев В.В., Левенцов В.А. Бизнес-логистика. 2-е изд. СПб., 2012. 300 с.

6. Крымов С. М. Актуальные проблемы организации производства, маркетинга и менеджмента: монография; Донской государственный технический университет. Ростов-на-Дону, 2012. 17б с.

7. Ozerov E.S,, Pupentsova S.V.,, Leventsov V.A., Dyachkov M.S. Selecting the best use option for assets in a corporate management system. // 6th International Conference on Reliability, Infocom Technologies and Optimization: Trends and Future Directions, ICRITO 2017. PP.163-171.

S. Крымов С.М., Дудаков Г.С. Программа реализации организационных изменений предприятий торговой сети // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 241-244.

9. Табарова Л.Г. Умный мерчандайзинг. М: «Дашков и К», 2009. 160 с.

10. Левенцов А.Н., Левенцов В.А. Эффективные инвестиции в современных условиях //Финансовые решения XXI века: теория и практика: сборник научных трудов 17-й международной научно-практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016. С. 235-241.

11. Krasyuk I.A., Krymov S.M., Medvedeva Y.Y., Chernisheva A.M., Lashko S.I. Marketing Management in Retail Chains // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. S3-91.

12. Shkurkin D.V., Krasyuk I.A., Krymov S.M., Kazantseva I.G., Zakharenko G.N. Sales Policy and Sales Marketing System // International Journal of Applied Business and Economic Research. 2017. vol. 15. № 12. pp. 203-213.

13. Красюк И. А. Современное состояние и проблемы развития розничной торговли в регионах //Практический маркетинг. 2015. 2015. № 6 (220). С. 8-18.

14. Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности: монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013.133.

15. Крымов С.М., Дудакова И.А., Резванов А.А. Маркетинговые аспекты управления продукцией и организации гармоничного производства ООО «Отражение» //Современные проблемы организации производства, маркетинга и рынка недвижимости: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2010. 196 с. С. 53-71.

16. Кхалаф К.З., Дудаков Г.С. Организационно-экономические аспекты потребления продуктов здорового образа жизни // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 859-863.

17. Крымов С.М., Кириллова Т.В. Методика оценки эффективности системы мер-чандайзинга предприятия розничной торговли //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75-2). С. 621-627.

18. Медведева Ю.Ю., Красюк И. А. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. № 6 ч.2 (59-2) 2015. С. 692-697.

19. Крымов С. М. Развитие предприятий в кластерных образованиях //Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С.832-835.

20. Кольган М. В., Крымов С. М. Организация и управление маркетингом в промышленности и других отраслях. Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет, 2014. 94 с.

21. Красюк И. А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.

22. Крымов С.М., Дудаков Г.С. Проникновение товарообращения в цепочку создания ценностей производственного предприятия // В сборнике «Неделя науки СПбПУ»; материалы научной конференции с международным участием. СПбПУ Петра Великого, Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2016. С. 235-239.

23. Дзюбенко И.Б., Левенцов В. А. Финансовое управление развитием экономических систем: монография. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2015. 242 с.

24. Лямин Б.М. Необходимость совершенствования системы контроля качества сырья при производстве готовой продукции//Технологии производства пищевых продуктов питания и экспертиза товаров: сборник научных статей материалы 2-й Международной научно-практической конференции (10-11 апреля 2016 года). Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2016. С. 54-59.

25. Мурадова С.Ш., Алексеева Е.В. Банковское дело. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 248 с.

26. Глызина М.П., Мурадова С.Ш. Показатели развития и содержание стратегии Ростелеком» //Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75-3). С. 718-722.

27. Алексеева Е.В., Мурадова С.Ш. Рынок ценных бумаг. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 331с.

28. Крымов С.М. Методологические основы менеджмента. Томск: Издательство ТГПУ, 2001. 110 с.

29. Красюк И. А. Конкурентные отношения в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 879-883.

30. Красюк И.А., Бахарев В.В., Медведева Ю.Ю. Инновационные решения в розничной торговле //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 3 (21). С. 32-38.

31. Лямин Б.М., Истомин Г.Ю., Михайлова Ю.М. Особенности распределения продукции на рынках товаров повседневного спроса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №4 (22). С. 126-131.

32. Лямин Б.М. Анализ инновационно-инвестиционного потенциала торговой отрасли на примере АО «Тандер» // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №8 (26). С. 55-62.

Muradova Safura Shichovna, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences, Southern University (IUBiP), Rostov-on-Don (e-mail: ssh.muradova@mail.ru). Lyamin Boris Mikhailovich, graduate student (e-mail: lyamin.bm@gmail.com) Dudakov Georgy Sergeevich, student (Zhoraa1999@mail.ru) Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg. STRATEGIC ANALYSIS OF THE COMPANY RETAILING CHILDREN'S GOODS Abstract. This article is devoted to the analysis of the General principles, laws, rules of use of merchandising at the enterprises of trade branch. The main factors, conditions influencing activity of the investigated enterprise of retail trade are revealed. Key words: merchandising, principles, laws, retail.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК34.096

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ СТРОИТЕЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ

ЭКСПЕРТИЗЫ (ССТЭ) Наумов Андрей Евгеньевич канд. тех. наук, доцент (e-mail:infobelinvest2015@mail.ru) Буравлева Александра Федоровна, студент магистратуры (e-mail: infobelinvest@mail.ru) Абакумов Роман Григорьевич, канд. экон. наук, доцент (e-mail:Abakumov.RG@bstu.ru) Белгородский государственный технологический университет

им. В. Г. Шухова

В данной статье авторами раскрывается правовое аспекты методического регулирования производства судебной строительно-технической экспертизы. Обосновывается необходимость законодательного регулирования применения и разработки методик судебной строительно-технической экспертизы. Предложена классификация методик по существующим видам. Рассматриваются основные аспекты при выборе методики и методов проведения экспертизы. Приведены основные законодательные требования к методикам строительно-технической экспертизы.

Ключевые слова: право, регулирование, методы, методики, правовые аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.