Научная статья на тему 'Инновационные методы прогнозирования бюджетных расходов на содержание инфраструктуры органов внутренних дел'

Инновационные методы прогнозирования бюджетных расходов на содержание инфраструктуры органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / CORRELATION ANALYSIS / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / LAW-ENFORCEMENT BODIES / УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ / MANAGEMENT OF AN INFRASTRUCTURE / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITIES / BUDGETARY EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бажанов В.Ю.

В статье рассматриваются прогрессивные методы прогнозирования расходов на содержание инфраструктуры органов внутренних дел. Применение корреляционного анализа позволяет выявить зависимость различных показателей деятельности органов внутренних дел. Изменение показателей бюджетных расходов на содержание инфраструктуры органов внутренних дел может привести к изменению показателей состояния преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бажанов В.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methods of forecasting of budgetary expenses on the maintenance of an infrastructure of law-enforcement bodies

In article progressive methods of forecasting of expenses on the maintenance of an infrastructure of law-enforcement bodies are considered. Application of the correlation analysis allows to reveal dependence of various indicators of activity of law-enforcement bodies. Change of indicators of budgetary expenses on the maintenance of an infrastructure of law-enforcement bodies can lead to change of indicators of a condition of criminality.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы прогнозирования бюджетных расходов на содержание инфраструктуры органов внутренних дел»

Инновационные методы прогнозирования

бюджетных расходов на содержание инфраструктуры органов внутренних дел

Бажанов В.Ю. *

In article progressive methods of forecasting of expenses on the maintenance of an infrastructure of law-enforcement bodies are considered. Application of the correlation analysis allows to reveal dependence of various indicators of activity of law-enforcement bodies. Change of indicators of budgetary expenses on the maintenance of an infrastructure of law-enforcement bodies can lead to change of indicators of a condition of criminality.

В рамках общей стратегии модернизации государственного управления страны система МВД России в настоящее время переживает новый этап развития, связанный с серьезными организационными изменениями. С учетом негативной реакции общества к деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) Президентом РФ принято решение о модернизации существующей структуры ОВД, организации их деятельности, в том числе в сфере кадрового, финансового и материально-технического обеспечения1.

Решение, принятое Президентом РФ о реформировании системы МВД России и создании федеральной полиции, явилось результатом общественной дискуссии. С точки зрения руководства страны, планирующееся в 2011 г. преобразование российской милиции в полицию должно привести к «сущностным изменениям» в работе этого важнейшего элемента системы государственной власти.

В то же время проект пока не дает ответа на некоторые вопросы. Например, в проекте отсутствует структура полиции, нет четкого определения ее места в системе государственной власти в целом и в системе федерального органа исполнительной власти в частности. Из текста законопроекта можно лишь сделать вывод, что полиция не выделяется в отдельную службу, продолжает быть частью органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Руководить полицией будет, как следует из закона, глава МВД.

Тем не менее после принятия Федерального закона «О полиции» будет подготовлен соответствующий указ Президента РФ и утверждено новое положение о федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел. Состав территориальных органов в сфере внут-

ренних дел будет также определен Президентом РФ.

Модернизация органов внутренних дел осуществляется путем оптимизации выполняемых ими функций и сокращения штатной численности на 20 % до 1 января 2012 г. Изменения затронут и тыловое обеспечение ОВД, от качества которого зависит успешное выполнение задач милиции (полиции) по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

В настоящее время пришло осознание необходимости добиться соответствующих времени и обстоятельствам изменений в работе хозяйственных подразделений. Вырисовывается современная концепция развития инфраструктуры органов внутренних дел, фундаментальность которой заключается не просто в ориентации на последние технические и информационные разработки, а в использовании специальных принципов эффективного управления инфраструктурой ОВД.

Управление инфраструктурой органов внутренних дел охватывает вопросы соотнесения результатов и бюджетных затрат, повышения эффективности деятельности сотрудников ОВД, а также эффективности и качества их жизнедеятельности. При этом возрастает роль прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности, которые являются ключом к повышению эффективности бюджетных затрат на хозяйственное обеспечение ОВД.

Органы внутренних дел относятся к бюджетным учреждениям, поэтому реализация в их деятельности принципов эффективности и экономности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы внутренних дел должны исходить из необходимости достижения заданных ре-

Соискатель Академии управления МВД России.

О CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s

2

0

1

о *

о

2 ф Ч

я *

< s

I H

о ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л *

<

S I

н

о ф

со

зультатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. При этом бюджетные ассигнования должны направляться на финансирование конкретных задач.

Эффективность управления инфраструктурой в системе ОВД во многом зависит от правильного выбора и умелого сочетания используемых методов. На современном этапе развития бюджетный процесс перешел на принципы результативности использования средств2.

Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности подразделений системы МВД России позволяет выйти на качественно новый уровень оценки эффективности расходования финансовых ресурсов и расширить горизонт бюджетного прогнозирования, используемого при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами3.

Ежегодно Финансово-экономический департамент МВД России (далее — ФЭД МВД России) при определении реальных потребностей ОВД в финансовых и материально-технических средствах при составлении смет финансирования применяет следующие методы: нормативный, индексации (применение уровня инфляции) и плановый (исходя из норм положенности).

ФЭД МВД России доводит до МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и других подразделений органов внутренних дел предельные объемы бюджетных ассигнований с их расчетным распределением в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, программ, подпрограмм и кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) бюджетной классификации, по которым осуществляется подготовка бюджетных смет распорядителей и получателей средств федерального бюджета на следующий финансовый год.

Для расчета предельных объемов бюджетных ассигнований в качестве базовых показателей ФЭД МВД России использует данные об ожидаемой штатной численности по состоянию на 1 января следующего года, фактические расходы в предыдущем году, плановые и ожидаемые расходы подразделений в текущем году, а также ряд других показателей.

Расчеты объемов бюджетных ассигнований по статьям расходов кодов КОСГУ, связанных непосредственно с хозяйс-

твенным обеспечением ОВД, осуществляются по следующим статьям бюджетной классификации: оплата услуг связи (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 221); оплата коммунальных услуг (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 223); арендная плата за пользование имуществом (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 224); услуги по содержанию имущества (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 225); оплата прочих услуг по обеспечению функционирования органов внутренних дел (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 226); приобретение и модернизация основных средств (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 310); оплата расходных материалов и предметов снабжения, материалов, предметов для текущих хозяйственных целей (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 340) 4.

Бюджет на хозяйственную деятельность ОВД является второй крупной статьей расходов после затрат на денежное довольствие сотрудников и заработной платы работников и поэтому требует новых подходов при подготовке бюджетных смет на плановый период.

В условиях реформирования системы МВД России и ежегодных изменений в бюджетном законодательстве, в том числе в бюджетной классификации по отдельным направлениям расходов федерального бюджета, применение только традиционных методов не позволяет эффективно управлять инфраструктурой ОВД.

При проведении расчетов и обоснований необходимых финансовых и материально-технических средств на очередной финансовый год необходимо применение инновационных экономико-статистических методов анализа и прогнозирования. Одним из основных методов, который может быть использован при изучении социально-правовых, экономических процессов и процессов управления, является математическое моделирование. Сущность математического моделирования сводится к абстрактному моделированию, с помощью которого изучаемый объект представляется в форме различных математических соотношений.

Система МВД России является разновидностью социально-экономических систем со своим многообразием. На сегодняшний день универсальных математических моделей, описывающих ее развитие, не существует. Именно математическое моделирование может претендовать на то, чтобы повысить в какой-то степени уровень понимания социально-экономических процессов в ОВД.

Важнейшим условием повышения эффективности борьбы с преступностью является знание причинно-следственных отношений между показателями, характеризующими состояние, динамику и структуру социально-экономических процессов, преступности и функционирования органов внутренних дел. Количественное измерение этих связей и получаемые на этой основе выводы во многом определяют выбор конкретных форм и методов деятельности в сфере борьбы с преступностью.

Такие социальные и экономические признаки в системе ОВД, как обеспеченность помещениями, бюджетные расходы на производство текущих и капитальных ремонтов, бюджетные расходы на коммунальные услуги, прочие расходы по обеспечению функционирования ОВД и т.д., а также штатная численность и некомплект личного состава оказывают влияние на оперативно-служебную деятельность органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений. Изменение любого из этих признаков может привести к множеству изменений других признаков, колеблющихся возле некоторой средней величины. Такие зависимости называются корреляционными (стохастическими).

Корреляционная связь — это такая статистическая зависимость, которая проявляется в виде тенденций для средних величин значений показателей. При этом каждому значению показателя, выбранного в качестве независимой переменной или факторного признака (Х), соответствует множество значений другого показателя, выбранного в качестве зависимой переменной или результативного признака (У), и наоборот. Для изучения корреляционной связи используется метод корреляционного анализа.

По форме корреляционные связи могут быть линейными и криволинейными. Для корректного применения корреляционного анализа требуется обоснование близости распределения значений факторного и результативного признаков к нормальному и формы связи к линейной. В противном случае необходимо использовать специальные приемы анализа или другие коэффициенты связи.

Следующим условием применимости корреляционного анализа является условие достаточности объема значений признаков и их однородности. Чем хуже выполняется это условие, тем более сложный математический аппарат надо привлекать для получения надежных и достоверных выводов.

По направлению (типу) корреляционные связи можно разделить на прямые (положительные) и обратные (отрицательные). При прямой связи увеличение факторного признака ведет к увеличению результативного признака, а при обратной связи увеличение факторного признака ведет к уменьшению результативного признака.

Сила или теснота корреляционной связи характеризуется различными коэффициентами, измеряющими эту связь. Так, для метрических шкал используется линейный коэффициент корреляции (Пирсона) — г. Это параметрический показатель, для вычисления которого сравнивают средние и стандартные отклонения результатов двух массивов признаков. При этом используют формулу 1 (у различных авторов она может выглядеть по-разному) 5.

Значение коэффициента корреляции рассчитывается по формуле (в качестве У возьмем, к примеру, регистрируемую преступность, а в качестве Х — обеспеченность служебными помещениями):

2

r = °УХ оу о

(1)

x

где а2>ж — взаимная дисперсия отклонения случайных величин Хи У, определяемая выражением (2)

[£ (Xi - Mx) ■ (Yi - My)

о = '' = 1

wух

(2)

oy — среднеквадратическое отклонение случайной величины у, определяемое выражением (3)

о = '' = 1

X (Yi - My)2

(3)

ох — среднеквадратическое отклонение случайной величины х, определяемое выражением (4)

о,

X (Xi - Mx)2 = jl=_1_

(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mx, My — среднее значение случайных величин X и Y соответственно.

Данные расчеты легко произвести на персональном компьютере с использованием программного продукта Microsoft Office Excel 20076.

Коэффициент корреляции — величина относительная, он выражается в долях единицы от —1 до +1.

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Обычно считается, что г < 0,3 указывает на слабую связь, при 0,3 < г < 0,5 связь признается умеренной, при 0,5 < г < 0,7 корреляция является значительной, а при 0,7 < г < 0,9 сильной и при г > 0,9 — очень сильной, близкой к функциональной связи.

Следует отметить, что коэффициент корреляции определяет не только тесноту, но и направление связи (на это указывают знаки «+» или «—». Измерение корреляции позволяет узнать, насколько связаны между собой две переменные, с тем чтобы можно было предсказывать возможные значения одной из них, если мы знаем другую7.

Корреляционный анализ не заканчивается только подсчетом значения г. Необходимо проверить значимость коэффициента корреляции при заданном уровне.

Также можно провести расчеты и анализ влияния:

> служебных площадей на бюджетные расходы по статьям финансирования на хозяйственную деятельность по годам;

> количества служебных помещений на общую штатную численность сотрудников по годам;

> площади служебных помещений на преступность;

> бюджетного финансирования по соответствующим статьям на некомплект личного состава по годам. Далее необходимо подтвердить значимость расчетных коэффициентов корреляции нахождением гкр. по специальным таблицам. При уровне значимости = 0,05 (с вероятностью р = 0,95) можно до-

Если г > гкр. (критическое значение верять результату. В случае если г < г кр., то

гкр. находят по специальным таблицам), то полученному результату можно доверять. Если г < гкр., то рассчитанному коэффициенту корреляции доверять нельзя.

Для достоверности расчетов необходимо построить статистические таблицы за предшествующие несколько лет деятельности всех ОВД по субъекту РФ с показателями по соответствующим КОС-ГУ (223, 225, 226, 310, 340), включая общие расходы, некомплект личного состава, штатную численность сотрудников по областному и федеральному бюджетам, обеспеченность служебными помещениями. В этих же таблицах включить данные о преступности по этим ОВД, а именно — зарегистрированная преступность, количество оконченных дел, экономические преступления.

Считаются коэффициенты корреляции для каждого показателя, определяющего корреляционную связь с преступностью. Далее из имеющихся показателей отбираются те показатели, которые в наибольшей степени влияют на преступность. Если коэффициенты корреляции близки к 1, то это свидетельствует о сильном влиянии указанных показателей на преступность. Если связь эта положительна, то с увеличением этих показателей растет в среднем регистрация преступлений, в том числе и выявление экономических преступлений, количество дел, направленных в суды.

По полученным коэффициентам корреляции можно провести анализ влияния финансирования хозяйственного обеспечения ОВД на показатели преступности по годам.

кр.?

рассчитанному коэффициенту корреляции доверять нельзя.

После определения наиболее существенных факторных признаков, влияющих на результативный признак, не менее важно установить их математическое описание (уравнение), дающее возможность численно оценивать результативный признак через факторные признаки.

Нахождение уравнения регрессии, выражающего изменение средней величины результативного признака в зависимости от значений факторных признаков, и вычисление значения результативного признака по значениям факторных признаков называются регрессионным анализом 8.

Обычно уравнение регрессии представляется в виде следующей зависимости:

У= а + Ъ*Хх + с*Х2 +.... + й*Хп. ,

где а, Ъ, с, й — неизвестные коэффициенты, которые определяются методами регрессионного анализа. Уравнение же называется уравнением множественной линейной регрессии.

Иногда достаточно выбрать один наиболее существенный признак и найти математическую зависимость между результативным признаком и выбранным факторным признаком, например: У = а + Ъ*Х\ (прямая линия) или У = а + Ъ*Х1 + с*Х21 (парабола). Эти уравнения называются уравнениями парной, или простой, регрессии.

Естественно, оценка результативного признака без учета остальных факторных признаков будет более грубой, но расчеты менее трудоемкими, и иногда такой приближенной оценки бывает достаточно.

Качеством построения уравнения регрессии является средняя ошибка аппроксимации, или стандартизированная ошибка оценки.

Проведение регрессионного анализа можно разделить на три этапа:

> выбор формы зависимости (вида уравнения) на основе статистических данных;

> вычисление коэффициентов выбранного уравнения,

> оценка достоверности выбранного уравнения.

Используя уравнения регрессии, можно прогнозировать поведение различных показателей, например, уровня преступности, если имеются статистические или прогнозные данные о факторных признаках, влияющих на него.

Допустим, используя корреляционный анализ, мы определили, что на преступность в наибольшей степени влияют показатели финансирования на хозяйственную деятельность и штатная численность сотрудников:

Х1 — КОСГУ 223 (оплата коммунальных услуг); Х2 — КОСГУ 226 (оплата прочих услуг); Х3 — общие расходы; Х4 — общая штатная численность сотрудников; Х5 — обеспеченность служебными помещениями.

Предполагая, что зависимость между зарегистрированной преступностью и этими показателями линейна, определим уравнение множественной регрессии в виде У= a + b*X1 +с*Х2 + d*X3 + е*Х4 +f*X5.

Расчеты также проводятся, используя табличный процессор Microsoft Office Excel 20079. Исходные данные за соответствующий год берутся из статистических таблиц, используемых в корреляционном анализе.

Например, мы получили следующее уравнение регрессии:

У= -415,85 + 1,72*Х1 - 2,45 *Х2 + + 0,13*Х3 - 0,35*Х4 - 0,21 *Х5

(коэффициенты уравнения округляем до сотых).

Подставляя значения указанных показателей Х1, Х2, Х3, Х4, Х5, мы будем получать количество зарегистрированных преступлений. Помимо этого с помощью Excel можно построить гистограмму с расчетными (предсказанными) значениями преступности.

Однако стандартные ошибки коэффициентов должны быть меньше самих коэффициентов, а Р-значение не должно превышать 0,05 (вероятность доверия 95 %). Показатели, для которых это условие не выполняется, исключаем и снова строим уравнение множественной регрессии. Например, получаем уравнение регрессии в следующем виде:

У = -288,3 + 1,74*Х1 - 2,54*Х2 + 0,1*Х3.

Также строим гистограмму с расчетными (предсказанными) значениями преступности, проверяем значения стандартных ошибок к значениям коэффициентов уравнения регрессии. Если Р-зна-чение находится в пределах 0,05, то полученным результатам можно доверять.

Таким образом, методом корелляци-онно-регрессионного анализа можно выявить зависимость показателей финансирования хозяйственной деятельности и показателей преступности по годам. Изменение любого из признаков (бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение ОВД) может привести к множеству изменений других признаков.

Литература и примечания

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Российская газета. 2009. 28 декабря.

2. Азжеуров В. Аудит эффективности использования бюджетных средств в интересах стратегии социально-экономического развития РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2007. № 6. С. 45.

3. Котов Н.В. Итоги финансово-хозяйственной деятельности МВД России в 2008 г. // Экономический вестник МВД России. 2009. № 2. С. 29.

4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 30 декабря 2009 г. № 150н (ред. от 31 августа 2010 г.) // Финансовая газета. 2010. 11 февраля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшее образование, 2009. С. 35.

6. Минько А.А. Прогнозирование в бизнесе с помощью Excel. М.: ЭКСМО, 2007. С. 124.

7. Коротаевский А.Г. Корреляционный и регрессионный анализ в экономических исследованиях: учеб. пособие. Саранск: Изд-во СВМО, 2006. С. 53.

8. Дрождик В.В. Эконометрика: парный и множественный регрессионный анализ. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2007. С. 107.

9. Харвей Г. Microsoft Office Excel 2007 для «чайников»: полный справочник. М.: Вильямс, 2009. С. 535.

О CJ

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s

2

0

1

о *

о

2 ф Ч

я *

< s

I H

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.