Научная статья на тему 'Оптимизация бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение органов внутренних дел'

Оптимизация бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1208
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / МЕТОД ЭКСТРАПОЛЯЦИИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / BUDGETARY EXPENSES / AN EXTRAPOLATION METHOD / OPTIMISATION / LAW-ENFORCEMENT BODIES / ECONOMIC MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бажанов Владимир Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы оптимизации бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение органов внутренних дел. Метод экстраполяции позволяет выявить тенденцию поведения экспериментальных данных. Полученные прогнозные значения учитываются при составлении смет на среднесрочную перспективу по всем статьям расходов на хозяйственную деятельность органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of budgetary expenses on economic maintenance of law-enforcement bodies

In article questions of optimization of budgetary expenses on economic maintenance of law-enforcement bodies are considered. The extrapolation method allows to reveal a tendency of behavior of experimental data. The received look-ahead values are considered at estimating on intermediate term prospect in all respects expenses on economic activities of law-enforcement bodies.

Текст научной работы на тему «Оптимизация бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение органов внутренних дел»

13.2. ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Бажанов Владимир Юрьевич, соискатель Академии управления МВД России, заместитель начальника отделения участковых уполномоченных милиции УВД по г. Ярославлю

Контакты автора: vvnovikov@list.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оптимизации бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение органов внутренних дел. Метод экстраполяции позволяет выявить тенденцию поведения экспериментальных данных. Полученные прогнозные значения учитываются при составлении смет на среднесрочную перспективу по всем статьям расходов на хозяйственную деятельность органов внутренних дел.

Ключевые слова: бюджетные расходы, метод экстраполяции, оптимизация, органы внутренних дел, хозяйственное обеспечение

OPTIMIZATION OF BUDGETARY EXPENSES ON ECONOMIC MAINTENANCE OF LAW-ENFORCEMENT BODIES

Bazhanov Vladimir Jurevich, the competitor of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the deputy chief of branch of district militia officers of militia of the Department of Internal Affairs across Yaroslavl

Annotation: In article questions of optimization of budgetary expenses on economic maintenance of law-enforcement bodies are considered. The extrapolation method allows to reveal a tendency of behavior of experimental data. The received look-ahead values are considered at estimating on intermediate term prospect in all respects expenses on economic activities of law-enforcement bodies.

Keywords: budgetary expenses, an extrapolation method, optimisation, law-enforcement bodies, economic maintenance

В послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г.1 в рамках реализации общей стратегии модернизации страны поставлены задачи по выходу на такие изменения в государственном управлении, которые помогут переходу всей экономики на инновационный путь развития.

В рамках модернизации страны система МВД России также проходит этап инновационного развития, связанный с глубокими организационными изменениями. С учетом негативной реакции общества к деятельности органов внутренних дел (далее - ОВД), Президентом РФ в Указе от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внут-

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

ренних дел Российской Федерации»2 принято решение о модернизации существующей структуры ОВД, организации их деятельности, в том числе в сфере кадрового, финансового и материально-технического обеспечения милиции. Модернизация будет осуществляться путем оптимизации выполняемых ОВД функций и сокращения штатной численности на 20% в срок до 1 января 2012 г.

Совершенствование тылового обеспечения ОВД потребует применения новых инновационных подходов. От своевременного и качественного хозяйственного обеспечения подразделений ОВД будет зависеть успешное выполнение задач милиции (полиции) по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

В настоящее время пришло осознание необходимости добиться соответствующих времени и обстоятельствам изменений в работе хозяйственных подразделений, обеспечивающих функционирование ОВД. Требуется новое концептуальное видение хозяйственного обеспечения ОВД, фундаментальность которого заключается не только в ориентации на последние технические разработки, а и на повышение эффективности управления инфраструктурой ОВД с использованием инновационных методов.

Управление инфраструктурой ОВД охватывает концепции соотнесения результатов и бюджетных затрат, повышения эффективности деятельности сотрудников ОВД, а также эффективности и качества их жизнедеятельности. При этом нельзя принижать значение прогнозирования и планирования, которые являются ключом к повышению эффективности бюджетных затрат на хозяйственное обеспечение ОВД.

Органы внутренних дел являются бюджетными учреждениями, поэтому реализация в их деятельности принципов эффективности и экономности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы внутренних дел должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. При этом бюджетные ассигнования должны направляться на финансирование конкретных задач.

Эффективность управления инфраструктурой в системе ОВД во многом зависит от правильного выбора и умелого сочетания используемых методов. На современном этапе развития бюджетных отношений бюджетный процесс базируется на принципах результативности использования средств, что требует применения аудита эффективности использования бюджетных средств как метода государственного финансового контроля.

Аудит эффективности - это форма государственного финансового контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.3

Бюджетный процесс в России основан на централизованном бюджетно-сметном планировании и жесткой

2 О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Рос. газ. 2009. 28 дек.

- Азжеуров В. Аудит эффективности использования бюджетных средств в интересах стратегии социально-экономического развития РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2007. № 6. С.15.

Бажанов В.Ю. ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

регламентации расходов федерального бюджета с применением детализированной бюджетной класси-фикации.4 В связи с этим возникает необходимость усиления контроля эффективности использования бюджетных средств.

Для совершенствования финансового менеджмента в МВД России с 2008 г. внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности подразделений системы МВД России позволяет выйти на качественно новый уровень оценки эффективности расходования финансовых ресурсов и, в свою очередь, расширить горизонт бюджетного прогнозирования, используемого при принятии решений, касающихся управления государственными ресурса-ми.5

Одним из практических приложений теории управления бюджетными расходами является метод управления по результатам, включая бюджетирование, ориентированное на результат. Данный метод может успешно применяться для планирования бюджетных ассигнований на нужды всей системы МВД России.

Управление по результатам - это система управления, связывающая вопросы финансового, кадрового и операционного менеджмента с ожидаемыми результатами, направленными на достижение целей организации.6

Ежегодно финансово-экономический департамент МВД России (далее - ФЭД МВД России) при определении реальных потребностей ОВД в финансовых и материально-технических средствах при составлении смет финансирования применяет следующие методы: нормативный, индексации (применение уровня инфляции) и плановый (исходя из норм положенности).

ФЭД МВД России доводит до МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации и других подразделений органов внутренних дел предельные объемы бюджетных ассигнований с их расчетным распределением в разрезе разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, программ, подпрограмм и кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) бюджетной классификации, по которым осуществляется подготовка бюджетных смет распорядителей и получателей средств федерального бюджета на следующий финансовый год.

Для расчета предельных объемов бюджетных ассигнований в качестве базовых показателей ФЭД МВД России использует данные об ожидаемой штатной численности по состоянию на 1 января следующего года, фактические расходы в предыдущем году, плановые и ожидаемые расходы подразделений в текущем году, а также ряд других показателей.

Расчеты объемов бюджетных ассигнований по статьям расходов кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), связанных непосредственно с хозяйственным обеспечением ОВД осуществляется по следующим статьям бюджетной классификации :7

- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 8 ноября 2010 г.) // Рос. газ. 1998. 12 авг.

5 Котов Н.В. Итоги финансово-хозяйственной деятельности МВД России в 2008 году // Экономический вестник МВД России. 2009. № 2. С.29.

6 Куликова В.И. Управление расходами в органах правоохранительной системы // Экономический вестник МВД России. 2009. № 1. С.63.

7 Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Минфина России

- оплата услуг связи (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 221);

- оплата коммунальных услуг (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 223);

- арендная плата за пользование имуществом (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 224);

- услуги по содержанию имущества (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 225);

- оплата прочих услуг по обеспечению функционирования органов внутренних дел (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 226);

- приобретение и модернизация основных средств (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 310);

- оплата расходных материалов и предметов снабжения, материалов, предметов для текущих хозяйственных целей (ЦС 2026700, ВР 014, КОСГУ 340).

Бюджет на хозяйственную деятельность ОВД является второй крупнейшей статьей после затрат на денежное довольствие сотрудников и заработной платы работников, и поэтому требует новых подходов при подготовке бюджетных смет на плановый период.

В условиях реформирования системы МВД России и ежегодных изменений в бюджетном законодательстве, в том числе в бюджетной классификации по отдельным направлениям расходов федерального бюджета, применение указанных выше стандартных методов не позволяет эффективно управлять инфраструктурой ОВД. Существующий в системе МВД России порядок подготовки бюджетных смет, утверждение объемов бюджетных ассигнований и доведение их до подчиненных подразделений не отвечает требованиям современной экономики.

При проведении расчетов и обоснований необходимых финансовых и материально-технических средств на очередной финансовый год целесообразно применение инновационных экономико-статистических методов анализа и прогнозирования.

Экономическое прогнозирование включает систему методов, направленных на внесение перспектив развития тех или иных экономических процессов (факторов развития, поиска оптимальных путей достижения целей развития). По величине периода упреждения или горизонта прогноза различают краткосрочное прогнозирование (1 год и менее), среднесрочное (2-5 лет), долгосрочное (свыше 5 лет). Методы прогнозирования подразделяются на: методы экстраполяции тренда (продолжения в будущее тех тенденций, которые сложились в прошлом); методы анализа причинных связей и их моделирования (модель экономикоматематическая); экспертные методы, основанные на обработке мнений, оценок специально подобранных экспертов (например, дельфийский метод).

Одним из методов прогнозирования, который может быть использован при изучении социально-правовых, экономических процессов и процессов управления, является метод экстраполяции. Метод экстраполяции - это приближенная оценка значений функции тренда в точках времени, лежащих за пределами диапазона фактического ряда динамики.

Социально-экономические явления, в частности, преступность и другие правонарушения, бюджетное финансирование на хозяйственную деятельность, изучаемые статистикой, находятся в постоянном развитии и изменении. При изучении данных процессов в развитии применяют ряды динамики.

от 30 декабря 2009 г. № 150н (ред. от 31 августа 2010 г.) // Фин. газ. 2010. 11 фев.

Динамическим рядом называется последовательный ряд значений статистических показателей, характеризующих изменение общественных явлений во времени. Уровни ряда - это числовые значения показателей динамического ряда.

С помощью рядов динамики изучение закономерностей развития социально-экономических явлений осуществляется в следующих направлениях:

1) характеристика уровней развития изучаемых явлений во времени;

2) измерение динамики изучаемых явлений посредством системы статистических показателей;

3) выявление и количественная оценка основной тенденции (тренда) развития;

4) изучение периодических колебаний;

5) экстраполяция и прогнозирование.

Основным условием для получения правильных выводов при анализе динамики является сопоставимость его элементов.

Несопоставимость в динамических рядах вызывается различными причинами. Это могут быть: разнове-ликость показаний времени; неоднородность состава изучаемых совокупностей во времени; изменения в методике первичного учета и обобщения исходной информации; различия применяемых в отдельные периоды единиц измерения и др.

Статьи финансирования являются интервальными рядами. Важной стороной анализа динамических рядов является определение тенденции их поведения во времени с помощью построения графиков. Иногда лишь одно только построение динамического ряда без всякой дополнительной обработки информации выявляет общее направление или тенденцию (тренд) развития явления. Но чаще бывают случаи, когда тенденция развития явления явно не прослеживается, т.к. уровни ряда колеблются то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения или наоборот. Одним из способов выявления тенденций выступает аналитическая замена динамического ряда теоретической кривой сглаживания, коэффициенты которой находятся методом наименьших квадратов, сущность которого заключается в том, что для выбранной функции сглаживания определяются параметры, при которых сумма квадратов отклонений расчетных значений уровней от их действительных значений должна быть минимальна. Excel позволяет проводить подобные расчеты и сопоставлять табличные показатели финансирования на три года вперед, используя метод экстраполяции.

Метод экстраполяции - это нахождение по известным значениям динамического ряда других значений, лежащих за его пределами.8

При экстраполяции исследователь переносит выводы, которые он сделал при изучении тенденций развития явления в прошлом и настоящем, на будущее, т.е. здесь лежит предположение об определенной стабильности факторных признаков, влияющих на развитие данного явления. Прогноз разрабатывается с учетом результатов экстраполяции, но с привлечением дополнительной информации, не содержащейся в самом динамическом ряду. Это так называемая качественная информация, подтверждающая объективное существование основной тенденции и обоснованность переноса ее в будущее.

При разработке экстраполяционных прогнозов статистическими методами выделяются два этапа. Первый

- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшее образование, 2009. С.13.

этап - это обоснование существования тенденции развития явления во времени и выбор аналитической формы ее описания. Второй этап - это анализ и обоснование целесообразности распространения тенденции в будущее и собственно само аналитическое прогнозирование значений динамического ряда на заданный период времени. Как правило, этот период довольно короткий - 1-3 года, так как математический метод не учитывает социальных изменений, происходящих в социальных системах. Поэтому прогноз следует разрабатывать с привлечением информации, не содержащейся в самом динамическом ряду. Это так называемая качественная информация, подтверждающая или нет объективное существование основной тенденции и обоснованность переноса ее в будущее.

Далее строим в Excel график динамического ряда, например, по какой-либо статье финансирования за пять лет и с помощью линии тренда определяем ее прогнозные значения на три года вперед. После этого необходимо выбирать несколько типов тренда, вводя их последовательно на диаграмму. В качестве аналитических кривых можно взять прямую линию и полином 3-й степени.

Линией тренда является заданная формулой функция, которая аппроксимирует значения динамического ряда методом наименьших квадратов.

Задача исследователя - оценить, какая из теоретических кривых лучше описывает экспериментальную кривую. Таким оценочным показателем является критерий R-квадрат (показатель, говорящий о точности прогноза, меняющийся в пределах 0 < R2 < 1). Кривая, обладающая наиболее высоким R-квадратом, лучше описывает явление, но при этом необходимо учитывать неоправданно быстрый рост в прогнозные периоды.

По результатам вычислений выбирается лучшее описание аналитической кривой.

Например, мы получили уравнение прямой линии: У =2556*Х +6450, где У - оплата коммунальных услуг, а Х - годы. Если в эту формулу вставить временные значения, то получим в прогнозном периоде ожидаемое значение необходимого финансирования на оплату коммунальных услуг.

Также можно вычислить прогнозные данные для остальных статей финансирования ОВД на хозяйственную деятельность. Использование метода экстраполяции позволяет получить аналитическую кривую, которая лучше описывает изучаемое явление по критерию R2 (коэффициент достоверности аппроксимации).

Таким образом, применяя при бюджетировании метод экстраполяции, можно выявить тенденцию поведения экспериментальных данных на основе бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение ОВД. Полученные прогнозные значения можно реально учитывать при составлении сметных проектировок на среднесрочную перспективу по всем статьям расходов на хозяйственную деятельность, что позволяет оптимизировать бюджетные расходы на хозяйственное обеспечение ОВД.

Список литературы:

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Рос. газ. 2009. 28 дек.

2. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: Приказ Мин-

Бажанов В.Ю. ОПТИМИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

фина России от 30 декабря 2009 г. № 150н (ред. от 31 августа 2010 г.) // Фин. газ. 2010. 11 фев.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Рос. газ. 2009. 13 нояб.

4. Азжеуров В. Аудит эффективности использования бюджетных средств в интересах стратегии социальноэкономического развития РФ // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2007. № 6.

5. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. - М.: Высшее образование, 2009.

6. Котов Н.В. Итоги финансово-хозяйственной деятельности МВД России в 2008 году // Экономический вестник МВД России. 2009. № 2.

7. Куликова В. И. Управление расходами в органах правоохранительной системы // Экономический вестник МВД России. 2009. № 1.

References:

1. About measures on perfection of activity of law-enforcement bodies of the Russian Federation: the Decree of the President of the Russian Federation from December, 24th, 2009. № 1468 // The Russian newspaper. 2009. On December, 28 th.

2. About the statement of Instructions on an order of application of budgetary classification of the Russian Federation: the Order of the Ministry of Finance of Russia from December, 30th, 2009 № 150n (edition from August, 31st, 2010) // The financial newspaper. 2010. On February, 11th.

3. The message of the President of the Russian Federation to Federal Meeting of the Russian Federation from November, 12th, 2009 // The Russian newspaper. 2009. On November, 13th.

4. Asgeurov V. Audit of efficiency of use of budgetary funds in interests of strategy of social and economic development of the Russian Federation // Budgetary establishments: audits and checks of financial and economic activity. 2007. № 6.

5. Gmurman V.E. Probability theory and the mathematical statistics. - М: Higher education, 2009.

6. Kotov N.V. Result's cats of financial and economic activity of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2008 // The Economic bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 2.

7. Kulikova V.I. Cost management in bodies of law-enforcement system // The Economic bulletin of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 1.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью В.Ю. Бажанова «Оптимизация бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение органов внутренних дел».

Актуальность представленной статьи не вызывает сомнения. Совершенствование тылового обеспечения ОВД требует применения новых инновационных подходов. От своевременного и качественного хозяйственного обеспечения подразделений ОВД будет зависеть успешное выполнение задач милиции (полиции) по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Автор отмечает, что органы внутренних дел являются бюджетными учреждениями, поэтому реализация в их деятельности принципов эффективности и экономности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы внутренних дел должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. При этом бюджетные ассигнования должны направляться на финансирование конкретных задач. Из этого следует, что одним из практических приложений теории управления бюджетными расходами является метод управления по результатам, включая бюд-

жетирование, ориентированное на результат. Данный метод, действительно, может успешно применяться для планирования бюджетных ассигнований на нужды всей системы МВД России.

В статье отмечено, что при проведении расчетов и обоснований необходимых финансовых и материально-технических средств на очередной финансовый год целесообразно применение инновационных экономико-статистических методов анализа и прогнозирования. Это правильное направление. Методы прогнозирования могут быть использованы при изучении социально-правовых, экономических процессов и процессов оптимизации бюджетных расходов органов внутренних дел.

Статья написана доходчивым языком. Предлагаемые меры направлены на повышение эффективности бюджетных расходов на хозяйственное обеспечение органов внутренних дел.

Вывод: статья В.Ю. Бажанова может быть опубликована в журнале «Бизнес в законе».

Докторант по кафедре организации финансовоэкономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, доцент, к.э.н. В.В. Новиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.