Нарушения использования бюджетных
средств в финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел
Макаров А.А. *
Makarov A.A. Corruption and budgetary funds violation of use in financing and operating activities of Internal Affairs Agencies.
The fundamental reasons of budgetary funds violation of use in Internal Affairs Agencies reveal in the article. Typical violations in financing and operating activities of Internal Affairs Agencies and typical methods of budgetary funds violation of use in Internal Affairs Agencies are considered.
В МВД России ведомственный финансовый контроль осуществляется специальными структурными подразделениями. До 1996 г. в составе Финансово-экономического управления МВД России финансовым контролем органов внутренних дел занимался контрольно-ревизионный отдел. В мае 1996 г. было сформировано Контрольно-ревизионное управление МВД России, которое подчинялось непосредственно Министру внутренних дел Российской Федерации. Это было обусловлено экономической ситуацией в стране, необходимостью усиления контроля за использованием денежных средств в условиях их дефицита и оказалось вполне оправданным решением. С 2004 г. Контрольно-ревизионное управление выполняет свои функции в составе Организационно-инспекторского департамента МВД России (КРУ ОИД МВД России).
Финансовый контроль осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими государственный финансовый контроль в Российской Федерации. Большое значение для практической реализации ведомственного финансового контроля в системе МВД России имеют приказы МВД России, регулирующие рассматриваемые направления деятельности органов внутренних дел, в частности приказ МВД России от 16.08.02. № 740, утвердивший Положение о ведомственном финансовом контроле в системе МВД России (с изменениями, внесенными в декабре 2004 г.).
Цель проведения ведомственного финансового контроля - обеспечение рационального (эффективного) использования материальных и фин,нсовых ресурсов в системе МВД России, профилактика бесхозяйственности, недостач, хищений де-
нежных средств и товарно-материальных ценностей: вооружения, боеприпасов, ценных бумаг, бланков строгой отчетности и другого имущества, приобретаемого за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местного бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также сохранности вещественных доказательств, бесхозного имущества, в т. ч. находок.
Подразделения собственной безопасности, осуществляя оперативно-розыскную деятельность1, направленную на борьбу с коррупцией в органах внутренних дел, должны использовать результаты финансового контроля, что будет способствовать обеспечению экономической безопасности органов внутренних дел.
Согласно Федеральному закону от 24.07.07. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009-2010 гг.», расходы федерального бюджета МВД России в 2008 г. составили 349,9 млрд руб., в т.ч. по органам внутренних дел - 239,8 млрд руб., по внутренним войскам - 58,3 млрд руб., на пенсионное обеспечение - 51,8 млрд руб.2
Основными причинами нарушений использования бюджетных средств являются: отсутствие должного контроля со стороны руководителей финансовых служб за работой материально ответственных лиц, подбором кадров; нерегулярное проведение внезапных проверок мест хранения денежных средств и материальных запасов; грубые нарушения Положения о ведении кассовых операций; формальное проведение инвентаризаций.
Не снижается сумма выявленных хищений, недостач денежных средств и материальных ценностей, потерь от порчи имущества и разного рода бесхозяйственности. Часто в хищении денежных
Адъюнкт кафедры экономической теории Московского университета МВД России.
СО
OI
О) О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
ISSN 1997-1001
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
средств принимают участие сотрудники финансово-учетных служб. Это свидетельствует о слабой организации профилактической работы в подведомственных подразделениях, слабом подборе кадров, неэффективно проводится работа по взысканию ущерба с виновных лиц.
С 2004 г. по 2006 г. сумма выявленных недостач и хищений денежных средств и ценностей, потерь от порчи материальных ценностей и другие суммы, подлежа-щии удержанию, возросли в 3,4 раза (с 49,7 млн руб. до 166,8 млн руб.). При этом сумма, взысканная с виновных лиц, не превышает 25 %.3
Типичные нарушения финансово-хозяйственной деятельности:
1) связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг: формирование комиссий по проведению торгов исключительно из числа специалистов, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации; ведение реестров закупок без заключения госконтрактов; отсутствие в конкурсной документации на заключение договоров информации о стоимости используемых в работе запасных частей и материалов: заключение договора на поставку товара, работ, услуг без проведения конкурса либо до его проведения; непроведение проверки на наличие у участников конкурса задолженности по уплате налогов и иным платежам в бюджет. Заключение договоров без проведения запроса котировок (конкурсов), что квалифицируется как неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). В 2007 г. такие нарушения установлены в министерствах внутренних дел по республикам Ингушетия, Мордовия, Хакасия, ГУВД по Краснодарскому краю, ГУВД по Ростовской области, УВД по Ивановской области;
2) нарушения установленного порядка выплаты денежного довольствия, заработной платы, пособий и компенсаций, приводящие к переплатам или недоплатам денежных средств;
3) связанные с завышением объемов строительных работ подрядным организациям и, как следствие, излишняя оплата. Излишне оплачено в ГУВД по Свердловской области - 16,2 млн руб., УВД по Томской области - 3,1 млн руб., ГУВД по Новосибирской области - 1,4 млн руб., УВД по Ивановской области - 1,4 млн руб.
4) связанные с учетом основных средств и материальных запасов: акты приема-передачи основных средств и ма-
териальных запасов не содержат необходимых реквизитов, даты и подписи членов комиссий, даты утверждения руководителем учреждения и подписи главного бухгалтера об открытии инвентарной карточки на объект основных средств.
Типичные способы нарушений использования бюджетных средств:
1) хищения денежных средств учетно-финансовыми работниками с помощью перечисления денежных средств без подтверждающих документов и выдачи денег по незаконно оформленным кассовым ордерам. Подобные факты хищений денежных средств вскрыты в УВД по Хабаровскому краю, где в результате причинен ущерб в сумме 12,9 млн руб.;
2) неоприходование в кассу денежных средств, полученных по чекам из банковских учреждений, а также списание денежных средств по кассе без подтверждения первичных документов главным бухгалтером. Подобные факты вскрыты в отделе внутренних дел по муниципальному образованию Новоорского района УВД по Оренбургской области на общую сумму 0,1 млн руб.;
3) неосуществление своевременных и полных отчетов по расходованию денежных средств, выдаваемых подотчет на приобретение бензина, запасных частей, хозяйственных и расходных материалов, по командировочным расходам;
4) несдача в кассу подразделения остатков подотчетных средств. Неосуществление бухгалтерией в полном объеме учета расчетов по подотчетным суммам. Выдача авансов без полного отчета по ранее выданному авансу. Последствиями подобного явилась недостача денежных средств в ОВД по г. Великий Устюг и Ве-ликоустюгскому УВД по Вологодской области на сумму 1,4 млн руб.;
5) нарушения при оформлении хранения материальных средств подразделений.
В отделе внутренних дел по Волоко-новскому району УВД по Белгородской области хранение бензина осуществлялось без какого-либо документального оформления отношений, предусматривающих ведение учета поступающего бензина и ответственность за его сохранность. В результате чего образовалась недостача бензина в количестве 10,4 тыс. литров (А-76) на сумму 0,1 млн руб. В УВД по Кавказским Минеральным Водам ГУВД по Ставропольскому краю допускалось списание бензина путем приписок пробега в путевых листах, списание ГСМ
за время ремонта транспортных средств и периоды, в которых транспортные средства не эксплуатировались.
Счетной палатой Российской Федерации и Росфиннадзором, КРУ ОИД МВД России в ходе проверок, проведенных в 2007 г., выявлены факты нецелевого использования бюджетных средств в ГУВД по Свердловской области и УВД по Сахалинской области соответственно на сумму 1,8 млн руб. и 0,6 млн руб. Не-
эффективное расходование бюджетных средств выявлено в МВД по Республике Мордовия, УВД по Ивановской области, ГУВД по Свердловской области.
В будущем необходимо продолжать контролировать и отслеживать не только поступление и расходование бюджетных средств, но и отражать результативность их использования по каждому бюджетному году, при завершении определенных проектов и программ.
Литература и примечания
1. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»: учебное пособие. Издание 8-е / под редакцией А.Е. Че-четина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. Данный закон закрепляет систему гарантий законности проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст.6) в том числе в отношении сотрудников органов внутренних дел.
2. Щербина А.П. Особенности исполнения федерального бюджета МВД России на 2008 г. и плановый период 2009—2010 гг. // Экономический вестник МВД России. 2008. № 1.
3. Котов Н.В. Результативность использования бюджетных средств в финансово-хозяйственной деятельности органов внутренних дел // Экономический вестник МВД России. 2008. № 1.
Методы криминологического
прогнозирования преступности
Моськин А.М.
The crime conceptual foresight is based on principals and social prognostics methods and uses mostly the same tools are the most efficient for the forecasting of other social occurrences.
Криминологическое прогнозирование преступности может включать в себя почти все известные методы научного анализа, счет которым, как известно, уходит далеко за сотню. Преступность функционирует в определенной социальной среде и взаимодействует с ней. Поэтому прогнозирование преступности базируется на принципах и системе методов социальной прогностики и использует во многом те же методы, которые являются наиболее эффективными для прогнозирования других явлений социального характера. Тем не менее, ни один из методов не может считаться самым подходящим (универсальным), самым эффективным и самым научно обоснованным, так как каждый из них по-своему эффективен и результативен1. Выбор метода прогнозирования зависит от многих условий, среди которых важнейшими составляющими являются широта охвата прогнозируемого
объекта, дальность прогноза, его много -факторность и др.
Автор настоящей статьи пытается определить возможную область использования некоторых методов научного анализа в криминологическом прогнозировании.
Для прогнозирования преступности и явлений, связанных с ней, в теории криминологии основное место отводится специальным методам: экстраполяции, моделированию и экспертным оценкам. Зачастую именно эти методы указываются в учебной литературе по криминологии в качестве методов прогнозирования преступности, что нельзя признать правильным. Проведение прогностического исследования и принятие научно обоснованного прогноза зависит не только от использования специальных методов прогнозирования, но и от совокупности правильно выбранных методов, входящих в систему методов научного анализа.
Адъюнкт АЭБ МВД России.