Научная статья на тему 'Контрольные и правоохранительные инструменты обеспечения экономической безопасности подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2012 г. В Сочи'

Контрольные и правоохранительные инструменты обеспечения экономической безопасности подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2012 г. В Сочи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байрамов В. М.

Efficiency of the financial control over preparation and carrying out of XXII Olympic winter games 2014 in city Sochi is defined by a place and a role in the legal attitude of bodies of the budgetary financial control over system of legal state attitudes, their constitutional security for performance of the role under the control of execution of the legislation and legal certificates following from them over budgetary financial attitudes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байрамов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрольные и правоохранительные инструменты обеспечения экономической безопасности подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2012 г. В Сочи»

Контрольные и правоохранительные

инструменты обеспечения экономической безопасности подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2012 г. в Сочи

Байрамов В.М. *

Efficiency of the financial control over preparation and carrying out of XXII Olympic winter games 2014 in city Sochi is defined by a place and a role in the legal attitude of bodies of the budgetary — financial control over system of legal state attitudes, their constitutional security for performance of the role under the control of execution of the legislation and legal certificates following from them over budgetary —financial attitudes.

В настоящее время в области финансовых отношений в российском законодательстве до сих пор четко не определены полномочия и функции финансового контроля как со стороны государственных органов власти, так и правоохранительных, а также других компетентных органов.

Поэтому эффективность финансового контроля при подготовке и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-раолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи определяется местом и ролью в правовом отношении органов бюджетно-финансового контроля в системе правовых государственных отношений, их конституционной обеспеченностью для выполнения своей роли по контролю исполнения законодательства и вытекающих из них правовых актов в области бюджетно-финансовых отношений.

Как показывает анализ, непродолжительная деятельность различных контрольных органов исполнительной и представительной ветвей власти в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов по проекту «Олим-пиада-2014» характеризуется элементами дублирования и параллелизма. Бюджетный контроль, как это обычно принято везде, в различной степени возложен на органы казначейства, финансовые управления региональных администраций, счетные и контрольные палаты, плановые и бюджетно-финансовые комиссии, Центральный Банк России, Контрольно-ревизионное управление Минфина, органы ве-

домственного контроля. Задачи и функции различных органов в значительной степени повторяются, поэтому должны быть четко регламентированы соответствующими нормативными актами, инструкциями, положениями, которые содержат контроль выполнения как количественного (денежного), так и временного фактора, а также меру ответственности и наказания должностных лиц.

Затраты бюджетных средств по организации такого контроля для «Олимпиа-ды-2014» будут в десятки раз меньше от полученной экономии.

В зарубежных странах финансовый контроль всегда рентабелен. На 1 долл. США, потраченный контрольными органами, в бюджет дополнительно поступает 5 долл., на 1 фунт стерлингов в Великобритании — 13 фунтов.

В последнее время сложилась крайне негативная обстановка в части использования бюджетных средств, которая выражается в широком распространении фактов их нецелевого использования и расхищении коррупционными сообществами. Наиболее масштабную часть совокупности бюджетных преступлений, выступающую реальной угрозой национальной экономике и системе государственной власти в России, представляет явление, которое следует обозначить как феномен отката. Это явление стало главным механизмом расхищения бюджетных средств, формирования и укрепления устойчивости коррупции, оттока денежных средств за рубеж, неконтролируемого повышения

Кандидат юридических наук.

OI

О CJ

О О О Q.

с[ со

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

Ol

О CJ

О О

о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

спроса в потребительских секторах экономики, как следствие — роста цен и инфляции.

Основной причиной обострения этой проблемы в последнее время является масштабная реализация национальных приоритетных проектов, связанных с выделением огромных бюджетных ассигнований. Элементами обострения проблемы стали также отсутствие комплексного подхода к реформе банковской сферы, одностороннее ужесточение административного контроля над банковской сферой, поиск виновных в легализации и отмывании средств исключительно в банковской системе. Однако на деле банковская сфера является лишь инструментом при расхищении бюджетных средств, финансовым (платежно-расчетным) способом слияния потенциала теневой экономики, организованной преступности, международных коммерческих организаций, коррупции и подкупа должностных лиц.

Как правило, расхищение средств происходит там, где в одних руках сосредоточена собственность банка и строительной организации.

При таком положении исполнитель использует сверхприбыли для взяток (откатов) как на этапе формирования госзаказа, так и на этапе прохождения денежных средств на выполнение госзаказа, программы инвестиций. Такое положение может быть устойчиво и многократно повторяться в случае получения конечным исполнителем высокой прибыли и сверхприбыли. Последние, как правило, могут быть получены от завышения стоимости выполняемой работы, стоимости используемых материалов, услуг, товаров (как в случае с Фондом обязательного медицинского страхования), а также снижения расходов посредством различных операций (безналоговые зарплаты в конвертах, низкооплачиваемые работники-иммигранты, неуплата налогов, снижение накладных расходов, размеров оплаты аренды, стоимости земельных участков и т.д.). Объективно значительную роль в завышении стоимости работ играют также «услуги» надзорно-контрольных органов, которые используют свои функции согласования как способ коммерциализации деятельности.

Поэтому первым важным ключевым вопросом в этом процессе является уверенность исполнителей госзаказа в получении будущих сверхприбылей и аванси-

ровании ими собственных денежных средств на взятки и откаты на этапах предварительного формирования госзаказа, выделения и прохождения финансовых ресурсов.

Второй ключевой вопрос в завышении стоимости работ — существование закрытых сегментов экономики, организованных как корпоративные или монопольные структуры, участвующие в реализации проекта «0лимпиада-2014», в том числе в сфере электроэнергетики и коммуникаций. Банковский сектор экономики в отличие от названных является наиболее прозрачным. Более того, банкам и их руководителям откатные деньги не достаются, а часто и не нужны, и они оказываются в роли транзитного ресурса, который можно использовать, поощрять либо уничтожать и отстреливать, выставлять крайними в коррупционных делах. Банки в лучшем случае берут процент за обналичку. Откатные средства в первую очередь возвращаются в бюджетные сферы, а также уходят на конкретные предприятия, являющиеся исполнителями заказов. Поэтому данная проблема — это не проблема банков и не проблема МВД или Минфина. Это проблема общего состояния экономики, в которой банковская деятельность в настоящее время может быть использована в большей мере как инструмент контроля денежных потоков.

Третьим фактором, оказывающим существенное влияние на возможности завышения стоимости работ при подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, является деятельность правоохранительных органов во взаимодействии с Росфинмониторингом. И прежде всего в части выявления схем на основе исследования банковских проводок бюджетных расходов средствами, формирования методик выявления хищений бюджетных средств и позитивной трансформации оперативных и законодательных процедур с учетом наличия множества банковских сфер, включая основные связки: РКЦ — транзитные банки (банки, обслуживающие генеральных подрядчиков и исполнителей работ и заказов «0лимпиады-2014»); транзитные банки — коммерческие банки; коммерческие банки — банки-однодневки.

Четвертым фактором, влияющим на возможности завышения стоимости работ при подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Парао-

лимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, является различие банков по природе капитала и силе влияния их владельцев на представителей руководства страны, что требует дифференцированного подхода либо принципиальных политических решений о введении единых правил игры для всех финансовых групп.

Из вышесказанного можно заключить, что основными целями организации противодействия преступлениям в бюджетной сфере при выполнении проекта «0лимпиада-2014» должны стать предупреждение создания финансового потенциала коррупции, лишение исполнителей проектов экономической выгоды, то есть получения сверхприбыли, пресечение дальнейшего использования коррупционно нажитых денежных капиталов, выведения их в офшоры. Следует отметить, что значительная часть корруп-ционно нажитых денежных капиталов, выведенных в офшоры, возвращается обратно в страну в виде огромных объемов неконтролируемого наличного доллара и евро, а также бесконтрольных повторных заимствований дешевых иностранных денег, как это было в последние три года.

Одной из основных причин стремительного, масштабного выхода российских банков, государственных корпораций, крупных акционерных обществ и предприятий на зарубежные рынки заимствований является невозможность привлечения значительных длинных дешевых (от 4 до 9 % годовых) займов внутри страны. Если в начале 2005 г. доля частного долга составляла 50 % в общей структуре внешнего долга, то к сентябрю 2008 г. произошло почти двукратное превышение частного долга над государственным, который составил более 93 %. Непосредственно перед мировым финансовым кризисом по состоянию на 1 июля 2008 г. банками страны было привлечено из-за рубежа более 192 млрд долл. дешевых денежных ресурсов (под 4—8 % годовых) на текущие нужды1. Этот факт говорит о том, что быстрорастущая экономика не обеспечивалась денежными ресурсами, поэтому этот кредитный голод заполняют иностранные банки, в том числе средствами, имеющими российское происхождение.

Экспертные оценки авторитетных российских изданий считают, что, по неофициальной статистике, на начало 2007 г. до 80 % сделок на российском рынке осуществлялось через офшорные юрис-

дикции, а среди акционеров подавляющего большинства российских компаний присутствовали иностранные учредители, зарегистрированные в странах с льготными режимами налогообложения. По другим данным, около 40 % акций, торгуемых на ММВБ, контролируются иностранными инвесторами, из которых 50—70 %, в свою очередь, принадлежат офшорным компаниям, бенефициарами которых являются российские предпринимательские структуры2.

Проблема использования российскими предпринимательскими структурами офшорных юрисдикций приобретает особое значение в контексте тенденций глобального экономического кризиса. С учетом значительной нестабильности внешней среды предпринимателям невозможно в полной мере обеспечить сохранность ресурсов на счетах офшорных компаний. В условиях кризиса появляются совершенно новые тенденции, когда государственные контролирующие органы ужесточают требования к раскрытию информации о конечных бенефициарах офшорных компаний.

Практика реинвестирования в Россию средств, ранее выведенных на счета подконтрольных офшорных структур, является на сегодняшний день характерной тенденцией, отражающей один из ключевых элементов механизма использования офшорных юрисдикций российскими предпринимательскими структурами.

Структуры поступления инвестиций (в том числе крупнейшие инвесторы в экономику России, находящиеся в офшорных юрисдикциях) позволяет сделать вывод о том, что огромная доля средств, поступающих из-за рубежа, имеет российское происхождение и де-факто принадлежит российским бенефициарам, выступающим реальными субъектами инвестирования. Часть из них, конечно же, участвует в государственном проекте «Олимпиада-2014».

Доля основных иностранных инвесторов в общем объеме полученных инвестиций в экономику России в 2007 г. из офшорных зон составляла: Кипр (22,5 %), Нидерланды (17,7 %), Великобритания (13,3 %), Люксембург (13,2 %), Германия (5,3 %), США, Ирландия, Франция, Британские Виргинские острова, Швейцария — по 4—2 %.

Указанные процессы могут иметь негативные последствия для экономической безопасности России, поскольку они

О!

О СЧ

О

о о а

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

Ol

О CJ

О О

о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

носят временный (спекулятивный) характер. Реинвестирование средств из офшорных юрисдикций также косвенно свидетельствует о том, что для аккумулирования соответствующих ресурсов на счетах офшорных компаний ранее были использованы средства, полученные от ухода от налогов, отмывания грязных денег, мошеннических операций, связанных с нарушением валютного регулирования, и т.п.

Возвратившись в российскую экономику под контролем тех же предпринимательских структур или физических лиц, эти ресурсы вполне могут способствовать не только развитию экономики страны, но и теневой экономической деятельности. Кроме того, поступления из офшорных юрисдикций искажают реальную картину структуры иностранных инвестиций, что затрудняет формирование правительством соответствующей инвестиционной политики и выработки эффективной направленности привлечения средств из-за рубежа.

Значительные доли офшорных юрис-дикций в структуре денежного капитала — как поступающего, так и выводимого из страны — свидетельствуют, что процессы аккумулирования российскими предпринимательскими структурами финансовых ресурсов на счетах офшорных компаний носят постоянный характер, более того, офшорные юрисдикции сегодня остаются наиболее распространенным инструментом оперативного управления в отечественной хозяйственной практике.

В свете этого для обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи можно выделить круг задач в области безопасности реализации государственного проекта «Олимпиада-2014», среди которых ключевое значение имеют:

> устранение коррупционных задержек во времени, связанных с отводом земельных участков для сооружения олимпийских объектов, создание инфраструктуры — складов, дорог, причалов и т.п.;

> создание органами внутренних дел совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами института за контролем использования бюджетных средств в строительстве объектов «Олимпиады-2014»;

>

>

>

>

приравнивание в сфере идеологии права бюджетных хищений к идеологии терроризма, легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем, деятельности организованных преступных сообществ, отойдя от щадящих форм юридической оценки, таких как «нецелевое использование бюджетных средств» и «хищение». Данный феномен необходимо рассматривать как «криминализацию бюджетных средств в особо крупных размерах с последующим отмыванием». Это требует корректировки норм права об организованной преступности, о коррупции, терроризме, бюджете и т.д.; в части оценки действительной стоимости произведенных затрат: формирование института государственной экспертизы стоимости работ, товаров, услуг, используемых материалов, стоимости иных ресурсов, а также профильные управления в рамках правительственных структур (строительные, информационные, спецоборудования и т.д., в том числе внутриведомственные);

в части совершения законодательства об экономической деятельности хозяйствующих субъектов: законодательное закрепление того, что прибыль и предприятия, дополняющего государственный заказ, не должна превышать установленного законом уровня прибыли (сверх установленного уровня прибыль отчисляется в бюджет). Такой подход лишит получения сверхприбыли и соответственно источников для дачи взяток;

в части контроля и использования бюджетных средств: вменение в обязанность государственных банков осуществлять контроль за освоением средств по инвестиционным проектам, как это делалось во времена СССР; унификация банковских процентных ставок на каждой стадии банковских проводок (РКЦ — транзитные банки, транзитные банки — коммерческие банки); исключение участия в проводках бюджетных средств банков-однодневок. В целом данная проблема финансового контроля за проектами требует глубокой научной переработки. Необходимы комплексная система взаимосвязанных мер профилактики социально-экономических условий, контроля посредством

банков (взамен контроля банков), изменений в нормативной правовой базе с категориальным закреплением и законодательным оформлением новых видов преступлений, осуществление профилактики и предупреждения криминально-коррупционного кругооборота, проведение специальных операций правоохранительных органов с целью разрушения системы криминального транзита бюджетных денежных средств, внесение изменений в законодательстве об оперативно-разыскной деятельности (ОРД).

В числе основных субъектов обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи — органы внутренних Российской Федерации.

Подразделения органов внутренних дел по экономической безопасности являются одними из основных структурных составляющих органов исполнительной власти Российской Федерации, на них возложена задача по обеспечению сохранности финансовых средств, выделяемых на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних и XI Параолимпийских игр в 2014 г. в Сочи.

Одна из приоритетных задач, стоящих перед МВД России, — проведение на постоянной основе во взаимодействии с другими правоохранительными органами, федеральными министерствами и ведомствами, а также заинтересованными подразделениями МВД России мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению посягательств на бюджетные средства и материально-технические ресурсы, выделяемые на подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. В частности, в целях осуществления контроля за использованием бюджетных денежных средств подразделениями МВД России организовано взаимодействие с госкорпорацией (ГК) «Олимпстрой», Федеральным казначейством в Сочи, администрацией Сочи. Сотрудниками профильных подразделений МВД России проводятся на регулярной основе рабочие встречи с руководством Управления по надзору за подготовкой к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи прокуратуры Краснодарского края, руководством УФСБ России по Краснодарскому краю и руководителями подразделений органов Федеральной службы безо-

пасности по Краснодару, Туапсе и Сочи. На этих встречах обсуждаются вопросы взаимодействия и механизмы оперативного обмена информацией о фактах нецелевого использования и хищений бюджетных средств, направляемых на строительство и развитие олимпийской инфраструктуры.

Кроме того, на федеральном уровне контроль за целевым расходованием бюджетных средств осуществляется с участием сотрудников МВД России в рамках работы:

1) ревизионной комиссии государственной корпорации «Олимпстрой» при Счетной палате Российской Федерации, на которую возложены функции по проверке финансово-хозяйственной деятельности ГК «Олимпстрой»;

2) межведомственной рабочей группы при Генпрокуратуре России по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, на которую возложены функции по реализации организационно-правовых мер, направленных на предотвращение актов терроризма и экстремистских проявлений, недопущению хищений и нецелевого использования финансовых средств, выделенных из бюджета и внебюджетных источников на подготовку и проведение Олимпийских игр.

В рамках исполнения пунктов календарного плана по проверке объектов, представляющих взаимный интерес, подразделениями МВД России совместно со Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной службой финансового и бюджетного надзора проводятся проверочные мероприятия в отношении организаций, являющихся получателями бюджетных денежных средств по программе строительства олимпийских объектов. При этом активно используются возможности Федеральной службы по финансовому мониторингу — в частности, проводятся контрольные мероприятия по проверке целевого и эффективного использования средств, выделенных на строительство дорог и объектов энергетики.

В целях оказания методической и практической помощи подразделениям по экономической безопасности ГУ МВД России по Южному федеральному округу, ГУВД по Краснодарскому краю и УВД по Сочи в организации целевых мероприятий, направленных на защиту средств

О!

О СЧ

О

о о а

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

Ol

О CJ

О О

о

IL

CQ

5 I-

О

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ф

4 я

ü <

*

5 I

н

о ф

олимпийского бюджета от криминальных посягательств, сотрудниками профильных подразделений МВД России осуществляются регулярные выезды на территорию Краснодарского края.

Учитывая, что до настоящего времени расходование бюджетных средств осуществлялось в основном на проектирование олимпийских объектов, оперативно-разыскные мероприятия проводятся в отношении организаций, участвовавших в разработке проектно-сметной документации и проведении проектно-изыскатель-ских работ. По результатам проведения таких мероприятий возбуждаются уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов с использованием фирм-однодневок.

В целях повышения эффективности работы подразделений экономического блока органов внутренних дел по Южному федеральному округу МВД России организуется и проводится комплекс организационных и практических мероприятий по выявлению и пресечению угроз экономической безопасности зимних Олимпийских и Параолимпийских игр.

В рамках проводимой работы по борьбе с оборотом контрафактной продукции ГУВД по Краснодарскому краю осуществляются организационные и практические мероприятия, направленные на выявление и пресечение правонарушений, связанных с незаконным использованием олимпийской символики. Для организации работы по защите прав на олимпийскую и параолимпийскую символику в соответствии с Соглашением об основах взаимодействия при организации и проведении в Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр в 2014 г. между Министерством внутренних дел Российской Федерации и автономной некоммерческой организацией «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи» от 15 апреля 2008 г. представители МВД России включены в состав рабочей группы оргкомитета «Сочи-2014». Совместно с автономной некоммерческой организацией «Оргкомитет Сочи-2014» разработаны методические рекомендации по указанной тематике, которые направлены в территориальные подразделения МВД России для использования в работе.

Анализ правоприменительной практики по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота товаров, содержа-

щих олимпийскую символику, свидетельствует о том, что данный вид правонарушений пока не носит массового характера. Большинство изъятых товаров изготовлено кустарным способом, факты производства продукции в промышленных масштабах и в особо крупных размерах носят единичный характер.

Так, в 2009 г. сотрудниками подразделений МВД России в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий на территории Москвы была выявлена и пресечена деятельность по изготовлению контрафактной текстильной продукции с незаконным использованием товарных знаков SOCHI-2014 и др. Проверкой установлено, что в этом были задействованы более 1 тыс. человек (граждане Вьетнама), часть из которых находится на территории Российской Федерации нелегально. По предварительным оценкам, ущерб правообладателям указанных товарных знаков составил более 9,5 млн руб.

Также подразделениями МВД России в соответствии с компетенцией и совместно с подразделениями ФМС России, ФСБ России и ФСКН России проводятся мероприятия по контролю за соблюдением законодательства, регулирующего порядок пребывания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации, участвующих в строительстве олимпийских объектов. В этих целях в субъекты Российской Федерации направлено указание о проведении соответствующих оперативно-профилактических мероприятий.

При этом особое внимание уделяется:

> выявлению и документированию преступной деятельности фирм-однодневок, выступающих подрядчиками и субподрядчиками при строительстве олимпийских объектов;

> противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

> проведению оперативно--разыскных мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных связей в государственных органах исполнительной власти, имеющих отношение к распределению и освоению бюджетных денежных средств, выявлению фактов преступного сговора должностных лиц и организаций, осуществляющих мероприятия по оценке и выкупу земель,

осуществление контроля за сроками и качеством работ, выполняемых по программе строительства олимпийских объектов.

Как у всякого сложного социального явления, у коррупции не существует единственного определения. В рамках настоящей статьи речь идет преимущественно о государственной коррупции, в которой задействованы лица, находящиеся на государственной службе либо выполняющие некоторые властные полномочия в результате делегирования ими власти от избирателей или каким-либо иным образом. По оценке фонда ИНДЕМ, общая сумма взяток, выплачиваемая в течение года предпринимателями чиновникам, составляет 33,5 млрд долл.3 Сохраняется динамика роста взяточничества, а в связи с этим и уголовных дел, направляемых в суд, и количества лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за это преступление.

Создание системы противодействия экономической преступности в ходе подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних и XI Параолимпийских зимних игр в 2014 г. в Сочи непосредственно связано с проблемой совершенствования организационно-правовых структур правоохранительных органов. Результаты анализа практики правоохранительной деятельности свидетельствуют о том, что деятельность правоохранительных органов по борьбе с криминальной экономикой должна строиться по отраслевому и территориальному принципам.

Отраслевой принцип предполагает создание в структуре правоохранительных органов подразделений, специализирующихся на выявлении и расследовании

правонарушений в различных отраслях экономики. Это обусловлено отраслевой спецификой теневых и криминальных процессов в экономике, необходимостью специальных познаний об организации и деятельности предприятий соответствующей отрасли, обобщения опыта борьбы с правонарушениями в конкретной отрасли.

Применение территориального принципа дает возможность учесть местные и региональные условия хозяйствования, предполагает изучение территориальной структуры теневой экономики, позволяет сконцентрировать внимание правоохранительных органов на наиболее опасных видах теневой экономической деятельности в той или иной местности.

Оба эти принципа активно используются при организации правоохранительной деятельности по борьбе с криминальной экономикой, однако их существенный недостаток — непоследовательность в применении, а также сложности, вызванные системой двойного подчинения некоторых правоохранительных органов.

Таким образом, контрольные и правоохранительные инструменты являются действенным средством обеспечения экономической безопасности подготовки XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Дальнейшее совершенствование данных инструментов в целях повышения эффективности деятельности в сфере обеспечения экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи связано с совершенствованием организационно управленческих и организационно-правовых основ взаимодействия заинтересованных органов государственной власти.

Литература и примечания

1. По данным официального сайта Центрального банка Российской Федерации: www.cbr.ru.

2. По данным официального сайта Московской межбанковской валютной биржи: www.micex.ru.

3. Цуриков В. Экономический подход к анализу корыстных преступлений // Вопросы экономики. 2007. № 1. С. 51.

О!

О СЧ

О О О

а

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

Ч

я *

<

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.