Научная статья на тему 'Методический подход к исследованию проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. В Сочи'

Методический подход к исследованию проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. В Сочи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байрамов В.М.

In this article is considered the methodical approach to research of a problem of maintenance of economic safety of preparation and carrying out ofXXII Olympic winter games of 2014 in Sochi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Байрамов В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методический подход к исследованию проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. В Сочи»

Методический подход к исследованию

проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI

Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи

Байрамов В.М. *

In this article is considered the methodical approach to research of a problem of maintenance of economic safety ofpreparation and carrying out of XXII Olympic winter games of 2014 in Sochi.

Исследование проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи в рамках сформулированной постановки задачи исследования является составной частью общего процесса управления состоянием субъектов Федерации в Южном регионе, базовой характеристикой которых является уровень их экономической безопасности. Обеспечение экономической безопасности региона — важнейшая задача всех структур государственного управления, в первую очередь правительства соответствующего субъекта Российской Федерации как основного органа в вертикали государственного управления, отвечающего за все стороны жизнедеятельности данного территориально-административного образования.

В основе проведения анализа состояния подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи лежит осознание того факта, что такие исследования относятся к классу проблемных ситуаций, которые не могут быть решены строго структурированными математическими методами. Необходимость учета неформализуемых (например, субъективных) или недостаточно определенных (случайных) условий и факторов, влияющих на стратегическую стабильность региона, обуславливает целесообразность объединения традиционных методов исследования социально-экономических систем с технологией экспертных оценок при анализе и оценке состояния субъектов Федерации.

В современной отечественной системологии прогноза и анализа угроз стабильности и безопасности при-

нято исходить из учета структуры и взаимосвязи основных факторов и элементов безопасности. Это в полной мере может быть применено и при рассмотрении проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи как совокупности условий безопасности всех составляющих рассматриваемого процесса, включая аспекты целостности и стабильности социально-экономического развития субъектов Федерации, участвующих в этом процессе.

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи непосредственно связано с выявлением, идентификацией (распознаванием), оценкой и прогнозом развития угроз и заключается в своевременном эффективном реагировании на них в интересах недопущения опасного развития событий. А в случае необходимости — устранения обостряющихся угроз всеми возможными силами и средствами, включая федеральные, региональные и местные.

Решение указанных задач требует определенной логики формирования подхода к выявлению и оценке главных причин возникновения угроз и поиска путей обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи.

На основе анализа специфики деятельности органов власти можно в наиболее общем виде выделить два основных вектора стратегии обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолим-

Кандидат юридических наук.

OI

О CJ

О О О Q.

С[ со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

пийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Это, во-первых, выявление экономических и криминальных угроз и, во-вторых, обеспечение их своевременного предупреждения, нейтрализации или пресечения.

Исходя из сущности и природы существующих и потенциальных угроз, проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолим-пийских зимних игр 2014 г. в Сочи можно разделить на две доминирующие группы: общеэкономические и криминальные.

К общеэкономическим проблемам обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийс-ких зимних игр 2014 г. в Сочи и развития заинтересованных субъектов Российской Федерации в современных условиях можно отнести:

> низкий уровень экономического развития значительной части заинтересованных субъектов, экономика которых остается дотационной;

> наличие дополнительного экономического бремени для заинтересованных субъектов Федерации, обеспечивающих поддержание на минимально допустимом уровне социально-экономическое состояние дотационных регионов;

> преобладание экстенсивных факторов экономического роста региональных экономик, неэффективное использование или незадействование других резервов экономического роста;

> низкий уровень благосостояния основной части населения в дотационных субъектах Федерации;

> продолжающийся рост количества убыточных предприятий на территории региона;

> сохранение тенденции увеличения разрыва между экспортом и импортом;

> крайне слабые институциональные связи малых предприятий, преобладание регрессивной динамики развития розничной торговли;

> большая изношенность основных производственных фондов отраслевых и отраслеобразующих предприятий (в частности, в области производства и транспортировки электроэнергии, металлургии и др.) в субъектах Федерации Южного региона, низкий уровень или отсутствие необходимых амортизационных отчислений и инвестиций на их восстановление и развитие;

> низкий уровень развития финансовой системы Российской Федерации;

> большая доля наличных денег в общей системе денежного обращения Российской Федерации;

> сохраняющаяся напряженность региональных бюджетов, в том числе и в экономически благоприятных регионах. Кроме того, большая часть субъектов

Федерации Южного региона не занимает должного места в развитии банковского сектора, финансово-проводящих систем, фондового и биржевого рынков согласно их роли и положению в экономике всей страны.

К числу криминальных угроз стратегической стабильности и безопасности субъектов Федерации Южного региона относятся:

1) организованная преступность;

2) коррупция;

3) терроризм;

4) наркоторговля;

5) торговля людьми и оружием;

6) контрабанда;

7) криминальные проявления в экономике.

При этом особо следует отметить, что весьма серьезной угрозой экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи и безопасности субъектов Федерации Южного региона продолжает оставаться криминализация экономики. В данном контексте источниками проблем и угроз стабильности и безопасности субъектов Федерации Южного региона являются:

а) неразвитость законодательной базы в сфере собственности и распространение недружественного поглощения предприятий;

б) значительные объемы теневых и криминальных финансовых потоков, их тесная взаимосвязь с криминалом и коррупцией, легализацией грязных денег, терроризмом и экстремизмом;

в) обособление интересов этнобизне-са в ущерб интересам регионов и муниципальных территорий, их переплетение с этническими организованными преступными группировками, причастность к отмывке грязных денег и формированию каналов финансирования экстремистских, сепаратистских и террористических (включая международные) преступных групп и сообществ в субъектах Федерации;

г) проблемы неконтролируемой миграции, подпитывающей теневую экономику и преступность.

Анализ главных причин возникновения угроз экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи позволяет сделать вывод о том, что основными источниками опасностей являются стремления каждого участника социально-экономических отношений в стране (включая и иностранных) отстаивать свои интересы, которые часто могут идти вразрез с интересами других участников и, в частности, субъектов Федерации Южного региона, порождая и обостряя противоречия в отношениях между ними в экономической, политической, социальной, территориальной, военной, межнационально-этнической, религиозной, торговой и других сферах, а также стремление ряда политических сил и преступных сообществ добиваться своих целей с использованием любых средств, включая противоправные.

Для своевременного и правильного выявления причин роста угроз экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, а также принятия эффективных мер политического, экономического, правоохранительного и иного характера для их устранения необходимо совершенствование механизмов обеспечения экономической безопасности в общей системе национальной безопасности.

Основные цели исследований в области анализа экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи состоят в том, чтобы при известном состоянии страны и возможных вариантах развития в ней социально-экономической обстановки с учетом прогнозов изменения внешних условий (политических международных, экологических, георесурсных и др.) определить совокупность текущих и потенциальных факторов (угроз), нарушающих условия поступательной подготовки к проведению зимних Игр 2014 г. в Сочи и развития заинтересованных субъектов Федерации, способных дестабилизировать обстановку в них, сформировать на рассматриваемый период программы и планы нейтрализации указанных факторов или создания условий, обеспечивающих минимизацию их

негативного воздействия с учетом основных ценностей и интересов страны.

В настоящее время основой для формирования замысла таких исследований является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1, а также иные руководящие документы, программы и планы, определяющие основные направления социально-экономического развития Российской Федерации и содержащие:

1) перечни составов основных ценностей и интересов Российской Федерации;

2) перспективы (рассматриваемый период), силы, средства и предполагаемые направления защиты основных ценностей и достижения ключевых интересов Российской Федерации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) принципиальные положения по осуществлению мер обеспечения национальной безопасности и стратегической стабильности Российской Федерации. Основным содержанием технологии

исследования проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи является взаимоувязанное поэтапное (последовательное) решение следующего комплекса задач.

1. Рассмотрение состояния экономической безопасности и перспектив подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Решение указанной задачи позволит определить предварительный перечень факторов, оказывающих доминирующее влияние и определяющих уровень экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи. На этом этапе должна осуществляться разработка основных категорий, терминов и понятий по рассматриваемой проблеме, определение системы критериев и показателей для ее количественной оценки.

2. Разработка (синтез) исчерпывающего (достаточного) множества возможных сценариев подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи, вариантов проявления негативных воздействий существующих и потенциальных угроз, а также системы исходных данных, необходимых для проведения исследований и выработки эффективных мер по гарантированному обеспечению экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпий-

(0 О!

О СЧ

О О О О.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

Ol

О СЧ

О О

о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

ских зимних игр 2014 г. в Сочи в условиях реализации наихудшего сценария (варианта) развития обстановки (гарантирующий подход).

3. Формулировка предварительных предложений по возможным рациональным вариантам обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-раолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи исходя из Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., законов и основных руководящих документов.

4. Проведение исследований по оценке результативности реализации рациональных вариантов обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи и влияния итогов реализации каждого из рассматриваемых вариантов на экономическую безопасность подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи как на региональном, так и федеральном уровнях. При этом на основе разработанных сценариев развития обстановки формируются предварительные предложения по необходимому количественному и качественному составу сил и средств, необходимых для обеспечения реализации рассматриваемых вариантов обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи с учетом располагаемых ресурсов.

Результаты этого этапа исследований проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи являются основой для разработки соответствующих программ и планов обеспечения экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи в конкретной обстановке в стране.

Следует отметить, что при проведении исследований по оценке уровня экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи должны также оцениваться и такие факторы, которые невозможно количественно оценить традиционными методами. К указанным факторам можно отнести:

а) субъективные взгляды руководителей всех уровней, участвующих в

управлении социально-экономическими процессами подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи в стране в целом, в регионе и на местах;

б) противоречия между федеральным Центром и заинтересованными субъектами Федерации, между самими субъектами Федерации, между субъектом Федерации и хозяйствующими в нем субъектами — участниками подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи и др.;

в) возможности разрешения возникающих противоречий экономическими путями и т.д.

Для описания и анализа слабоформа-лизуемых или неформализуемых условий и факторов, оказывающих существенное влияние на состояние экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, целесообразно применять методы теории экспертных систем.

Существенное влияние на качество (достоверность) определения величины уровня экономической безопасности подготовки и проведения зимних Игр 2014 г. в Сочи оказывают не только оценки непосредственных результатов подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи и социально-экономического развития соответствующих субъектов Федерации, их экономического потенциала, но и прогнозы долговременных глобальных последствий реализации планов развития страны и региона на различную перспективу. К таким последствиям следует отнести прежде всего экологические изменения окружающей среды. Осознание участниками управления подготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи степени опасности возникновения недопустимых экологических последствий выполнения экономических планов должно оказывать непосредственное влияние на выбор конкретных путей развития региона и соответственно на возможность обеспечения экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи.

Совокупность оценок всех вышеперечисленных условий и факторов представляет систему исходных данных для оценки уровня экономической безопасности подготовки и проведения зимних Игр 2014 г. в Сочи. При этом непосредственно задача определения указанного уровня состоит в том, чтобы по системе исходных данных, характеризующих со-

циальные, политические, экономические и иные факторы, получить обобщенную количественную оценку состояния подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи. В результате параметрических исследований — путем варьирования значений исследуемых факторов — формируется функция относительного уровня экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Эта функция является основой для дальнейших исследований с целью обоснования рациональных мер обеспечения экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи.

Аналитическое представление зависимости уровня экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. от различных факторов, носящих как количественный, так и качественный характер, может послужить также основой для согласования позиций различных сторон, участвующих в рассматриваемом процессе (федерального Центра, региональной власти, властей заинтересованных субъектов Федерации, хозяйствующих субъектов, участвующих в подготовке зимних Игр 2014 г.).

На основе анализа полученных оценок состояния экономической безопасности подготовки и проведения зимних Игр 2014 г. при реализации различных вариантов ее развития в различных условиях вырабатываются рекомендации по обеспечению экономической безопасности, предназначенные для непосредственного рассмотрения в соответствующих органах государственной власти. Важнейшей особенностью исследований на этом этапе одновременно с выработкой предложений по обеспечению экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи является необходимость разработки системы мониторинга обстановки в регионе и контроля за выполнением принимаемых решений по рассматриваемой проблеме.

В результате последовательного выполнения изложенной взаимосвязанной совокупности мероприятий, уточнения и согласования предложений и поиска компромиссного варианта формируется не-

обходимая управленческая основа для принятия мер по обеспечению экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. Важным результатом этого этапа деятельности уполномоченных органов власти должна стать разработка рекомендаций по совершенствованию механизма поддержания и укрепления экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи, обеспечивающего парирование всего множества дестабилизирующих факторов с учетом защиты основных ценностей и соблюдения общих интересов Российской Федерации.

Таким образом, в целях выработки методического обеспечения исследования проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, адекватно отражающего все объективные закономерности социально-экономического характера, проблема экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи должна рассматриваться в рамках общей системы национальной безопасности. Декомпозиция проблемы обеспечения экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи должна осуществляться на основе организации непрерывного мониторинга обстановки в Южном регионе, выделения важнейших социально-экономических составляющих этой обстановки, определения основных предпосылок, угроз и опасностей дестабилизации состояния субъектов Федерации Южного региона. А также проведения детального анализа основных институтов и механизмов противодействия угрозам экономической безопасности подготовки зимних Игр 2014 г. в Сочи в свете региональных проблем. На этой основе должна решаться задача выработки и реализации основных направлений многоуровневой государственной политики по совершенствованию институтов и механизмов обеспечения экономической безопасности подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи.

О!

О СЧ

О О

о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

Литература и примечания

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» / Собрание законодательства РФ. 18 мая 2009 г. № 20. Ст.

2444; Российская газета. 19 мая 2009 г. № 88.

2

Ф

■а

я <

I I-

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.