Научная статья на тему 'Инновационные методы общего школьного образования детей и подростков-инвалидов Санкт-Петербурга (опыт социологического исследования)'

Инновационные методы общего школьного образования детей и подростков-инвалидов Санкт-Петербурга (опыт социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
549
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE EDUCATION / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ШКОЛЬНИКИ-ИНВАЛИДЫ / STUDENTS WITH DISABILITIES / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / EQUAL OPPORTUNITIES / ДОСТУПНАЯ СРЕДА / ACCESSIBLE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров Алексей Владимирович, Шаров Александр Николаевич

Современный образовательный процесс не может быть эффективным без инновационной составляющей. Метод (форма) школьного обучения определяется, прежде всего, состоянием здоровья обучаемого, материальным положением его семьи и социально-бытовыми условиями жизни. При незначительном нарушении физических и интеллектуальных функций человеческого организма, позволяющем ребёнку-инвалиду ежедневно самостоятельно или с помощью родителей и других близких посещать учебное заведение и обучаться по стандартной программе, выбор медиков и родителей останавливается, как правило, на общеобразовательной школе или гимназии, ближайшей к месту проживания. Наличие более глубоких нарушений предполагает обращение к специальным формам образования. Существуют различные формы такого образования. Родители и родственники детей-инвалидов при определении формы и места обучения должны иметь возможность выбора. Очевидно, не имеет смысла принуждать к инклюзивному образованию тех, кто не уверен в его положительном результате. Равно как и направлять в специализированный интернат или на домашнее обучение (включая дистанционное обучение) учащихся, выбравших для себя инклюзив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS OF THE GENERAL SCHOOL EDUCATION OF DISABLED CHILDREN AND TEENAGERS OF ST. PETERSBURG (EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

Modern educational process can not be effective without the innovation component. Method (form) of schooling is determined, above all, the health of the student, his family financial situation and social conditions of life. With slight abuse of physical and intellectual functions of the human body, allowing a disabled child every day by itself or with the help of parents and other relatives to attend school and learn the standard program, the choice of professionals and parents stops, usually at a secondary school or high school closest to their place of residence. Deeper violations involve recourse to special forms of education. There are various forms of such education. Parents and relatives of children with disabilities in determining the shape and place of study should be able to choose. Obviously, it makes no sense to force the inclusive education on those who are not sure of its positive result, nor to send students who choose for themselves the inclusive model to a specialized school or home schooling (including distance learning).

Текст научной работы на тему «Инновационные методы общего школьного образования детей и подростков-инвалидов Санкт-Петербурга (опыт социологического исследования)»

УДК 316.4

Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 3

А. В. Федоров, А. Н. Шаров

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБЩЕГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ-ИНВАЛИДОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9

Современный образовательный процесс не может быть эффективным без инновационной составляющей. Метод (форма) школьного обучения определяется, прежде всего, состоянием здоровья обучаемого, материальным положением его семьи и социально-бытовыми условиями жизни. При незначительном нарушении физических и интеллектуальных функций человеческого организма, позволяющем ребёнку-инвалиду ежедневно самостоятельно или с помощью родителей и других близких посещать учебное заведение и обучаться по стандартной программе, выбор медиков и родителей останавливается, как правило, на общеобразовательной школе или гимназии, ближайшей к месту проживания. Наличие более глубоких нарушений предполагает обращение к специальным формам образования. Существуют различные формы такого образования. Родители и родственники детей-инвалидов при определении формы и места обучения должны иметь возможность выбора. Очевидно, не имеет смысла принуждать к инклюзивному образованию тех, кто не уверен в его положительном результате. Равно как и направлять в специализированный интернат или на домашнее обучение (включая дистанционное обучение) учащихся, выбравших для себя инклюзив. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: инновационное образование, обучение, школьники-инвалиды, социальная защита, равные возможности, доступная среда.

INNOVATIVE METHODS OF THE GENERAL SCHOOL EDUCATION OF DISABLED CHILDREN AND TEENAGERS OF ST. PETERSBURG (EXPERIENCE OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)

A. V. Fedorov, A. N. Sharov

St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation

Modern educational process can not be effective without the innovation component. Method (form) of schooling is determined, above all, the health of the student, his family financial situation and social conditions of life. With slight abuse of physical and intellectual functions of the human body, allowing a disabled child every day by itself or with the help of parents and other relatives to attend school and learn the standard program, the choice of professionals and parents stops, usually at a secondary school or high school closest to their place of residence. Deeper violations involve recourse to special forms of education. There are various forms of such education. Parents and relatives of children with disabilities in determining the shape and place of study should be able to choose. Obviously, it makes no sense to force the inclusive education on those who are not sure of its positive result, nor to send students who choose for themselves the inclusive model to a specialized school or home schooling (including distance learning). Refs 5.

Keywords: innovative education, training, students with disabilities, social protection, equal opportunities, accessible environment.

Современный образовательный процесс не может быть эффективным без инновационной составляющей. Инновация сегодня — это не просто процесс создания и распространения новшеств, это процесс разработки и внедрения принципиальных изменений в содержание деятельности по решению нестандартных проблем. В сфере школьной педагогики отмечают, что: (а) инновация всегда должна содержать новое решение актуальной образовательной проблемы (например, надомного обучения детей-инвалидов); (б) использование инноваций призвано повысить об-

разовательный уровень и показатели развития личности учащихся; (в) внедрение инноваций приводит к улучшению качественных характеристик различных элементов школьной системы.

Какие же инновационные возможности по получению общего школьного образования существуют сегодня у петербургских детей и подростков-инвалидов с сохранным интеллектом? Метод (форма) школьного обучения определяется, прежде всего, состоянием здоровья обучаемого, материальным положением его семьи и социально-бытовыми условиями жизни. Решение принимается государственной медико-социальной экспертной комиссией (МСЭК) при установлении факта инвалидности и категории «ребенок-инвалид» и отражается в индивидуальной программе реабилитации молодого горожанина. При незначительном нарушении физических и интеллектуальных функций человеческого организма, позволяющем ребёнку-инвалиду ежедневно самостоятельно или с помощью родителей и других близких посещать учебное заведение и обучаться по стандартной программе, выбор медиков и родителей останавливается, как правило, на общеобразовательной школе или гимназии, ближайшей к месту проживания. Наличие более глубоких нарушений предполагает обращение к специальным формам образования.

Инклюзивное (совместное) общее школьное образование. Инклюзивное или включенное образование — обучение детей-инвалидов в общеобразовательных (массовых) школах. Такая форма образования направлена на исключение любой дискриминации обучающихся и одновременно обеспечивает равное отношение ко всем учащимся, создает особые условия для школьников, имеющих особые потребности в процессе обучения. Система инклюзивного образования в идеале должна включать в себя учебные заведения общего школьного начального и среднего, профессионального начального и среднего и высшего образования.

Целью инклюзивного образования является, как минимум, создание безбарьерной среды в процессе обучения и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Данное условие подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов. Для слабослышащих необходимо, например, сопровождение занятий сурдопереводом и максимальный объём информации доносить до обучаемых в зрительных образах в виде наглядных пособий — плакатов и таблиц, а также закреплённого на видеоносителе раздаточного материала. Полезно и применение современных компьютерных технологий: прежде всего, сами компьютеры с выходом в Интернет, интерактивные электронные классные доски, уроки по отдельным предметам, записанные на компьютерные носители информации, электронные учебники и наглядные пособия. На наш взгляд, необходимо также разработать специальные программы психолого-педагогического сопровождения, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

В настоящее время инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом № 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила шире применять в российских

школах принципы инклюзивного образования [1]. Исследовательский центр 8ирег-job.ru выяснил отношение россиян к этой инициативе (опрос проводился в 220 населённых пунктах РФ 28-31 мая 2012 г. Размер выборки: 1600 респондентов старше 18 лет). Большая часть опрошенных (44%) поддерживала включение в закон «Об образовании» раздела об инклюзивном обучении детей-инвалидов.

Среди тех, кто поддержал идею инклюзивного обучения, больше женщин (49% против 41% мужчин). Кроме того, идею обучать детей-инвалидов в обычных школах поддерживают и люди зрелого возраста: если среди молодёжи до 24 лет этот показатель составляет 39%, то среди респондентов 35-44 лет — уже 47%. Аргументы против инклюзивного обучения находят 26% россиян. Судя по комментариям, одна из основных причин — забота о самих детях-инвалидах, стремление защитить их от возможных унижений и травли, а также недостаточная, по их мнению, научная проработанность этой сложной психолого-педагогической проблемы. «Имея ребёнка-инвалида, категорически заявляю: только отдельно! Здоровые дети — жестокие, безжалостные!»; «Обычные дети будут отставать в развитии и обучении, так как силы педагогов будут направлены на детей-инвалидов»; «Подобные вещи не политикам решать, а педагогам на основании последних научных достижений», — комментируют респонденты. Почти треть опрошенных (30%) затруднились однозначно оценить предложение об инклюзивном обучении. «Нужно решать в каждом конкретном случае с привлечением психологов», — считают респонденты [2].

Что сегодня мешает реализации принципа равных возможностей при получении школьного образования, а затем и интересующей профессии, петербуржцам с физическими ограничениями? Возможно ли в принципе совместное обучение при существующем уровне учебно-методического и материально-технического развития учебных заведений (необходимость сопровождения, наличие пандусов, например, или специальных парт, туалетов, гардероба, спортзала и т. п., адаптированных к потребностям инвалидов)? И, наконец, готовы ли к инклюзивному совместному обучению инвалидов со здоровыми сверстниками педагогические коллективы школ, гимназий, профессиональных училищ, лицеев и колледжей нашего города? Нам было особенно интересно и важно мнение педагога, учителя — главной действующей силы образовательного процесса. На эти и другие актуальные вопросы инклюзивного образования инвалидов было призвано дать ответ проведённое нами исследование. По анкете, разработанной нами совместно с Санкт-Петербургским Институтом педагогического образования и образования взрослых РАО, в мае-июне 2009 г. был проведён опрос (выборка: 213 руководителей и преподавателей муниципальных и частных школ, педагогических колледжей и профессиональных лицеев).

Опрос в целом показал высокую степень включённости детей и молодых горожан с ограниченными возможностями жизнедеятельности в систему образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Так, на вопрос анкеты «Обучаются ли в вашем учебном заведении инвалиды?» 66,7% наших респондентов дали утвердительный ответ (школьные учителя — 57,8%; преподаватели педагогических колледжей — 79,3%; педагоги профессиональных лицеев — 63,6%). На отсутствие обучающихся данной социальной группы указали 13,6% опрошенных и 19,7% затруднились с ответом.

По материалам опроса, среди учеников с ограничениями способности жизнедеятельности к совместному обучению наиболее часто назывались: (1) молодёжь с нарушением внутренних функций организма и нервной системы — 38,9%; (2) инвали-

ды-опорники, испытывающие трудности при ходьбе — 31,9%; (3) учащиеся с нарушением слуха или речи — 15,0%. На наш взгляд, подобный выбор можно объяснить относительной мобильностью этих групп инвалидов и возможностью применения в образовательном процессе стандартной общепринятой методики обучения с минимальным использованием вспомогательных технических средств реабилитации. В то же время, к приёму немобильной группы учащихся, передвигающихся на кресле-коляске, или слабовидящих и слепых горожан наши педагоги явно не готовы. Возможность их обучения отметили соответственно лишь 2,3% и 8,5% ответивших на вопрос нашей анкеты.

Преподаватели единодушно согласились, что успешность обучения в большей степени зависит от прилежания учащихся и наличия начальных знаний и навыков, чем от состояния здоровья. Только 8% специалистов, принявших участие в опросе, считают полностью невозможным обучение молодёжи с физическими недостатками в своих учебных коллективах. В то же время родители здоровых учеников часто выступают против совместного обучения с детьми-инвалидами, да и сами педагоги-реформаторы, стремясь избежать лишних проблем, отказывают в приёме в школу под предлогом сложности авторских школьных программ и повышенных нагрузок.

Наши респонденты считают необходимым: адаптировать учебно-методическую базу к возможностям особенной молодёжи — 33,3%; обеспечить безусловную доступность учебно-производственных аудиторий и классов — 26,3%; ввести доплату за обучение горожан с ограниченными жизненными возможностями из бюджета Санкт-Петербурга — 18,8%; принять городской закон о квотировании учебных мест для инвалидов — 15,0%; формировать отдельные самостоятельные учебные группы из учащихся-инвалидов — 11,7%. Как показала практика последних лет, именно по этим указанным педагогами-респондентами направлениям в основном и происходит сейчас становление нового для петербургской школы совместного «включённого» образования.

Помимо инклюзивного совместного образования школьников с ослабленным здоровьем, для детей-инвалидов, способных к эффективному обучению только в специально созданных условиях, в Санкт-Петербурге существуют и успешно развиваются и другие инновационные варианты освоения школьных знаний — кор-рекционные классы общеобразовательных школ, специальные школы (образовательные центры) и школы-интернаты. Этот сектор коррекционного специального образования, кроме преподавания предметов по стандартной общепринятой программе общего школьного начального и среднего образования (для учащихся с сохранным интеллектом), осуществляет обучение и по вспомогательному облегчённому и сокращённому варианту (для учащихся с ограниченно сохранным интеллектом). В классах и школах последнего типа из программы, как правило, исключаются сложные точные предметы: физика, химия, алгебра. Преподаётся адаптированный общий курс математики, но алгебры там нет. Вместо этих предметов увеличено количество уроков труда и физкультуры. Вариант программы обучения (объём получаемых знаний) определяется решением медико-педагогической комиссии при зачислении ребёнка-инвалида в коррекционную школу или класс. Обучаясь по стандартной программе, незаконченное среднее образование (9 классов) школьники-инвалиды получают за 10 лет учёбы, а полное среднее общее образование (11 классов) — за 12 лет. Лишний год учёбы обусловлен необходимостью снижения

нагрузки на ослабленный болезнью детский организм, проведением мероприятий по медицинской реабилитации. Аттестаты о среднем (не вспомогательном) образовании, выдаваемые этими учебными заведениями, действительны при поступлении во все профессиональные училища, лицеи, колледжи, техникумы и вузы России и Петербурга.

Коррекционные классы городских школ и гимназий призваны решать актуальные задачи активной социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья по месту проживания. Положительной стороной этой формы обучения является наличие у них возможности участвовать в общешкольных мероприятиях вместе со своими здоровыми сверстниками из параллельных классов. Важно также, что дети получают образование вблизи от дома и воспитываются в кругу семьи.

Специальные школы и образовательные центры. Рассмотрим основные аспекты функционирования этих петербургских учебных заведений на примере средней общеобразовательной школы № 584 «Озерки» и государственного образовательного учреждения «Центр "Динамика"». В них обучаются и получают воспитание дети и подростки с множественными проблемами в физическом развитии, вызванными заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Здесь удачно сочетается домашнее проживание с качеством получаемых школьных знаний: одни по утрам приезжают в школу с родителями или родственниками самостоятельно, другие — на школьных автобусах. Образовательные учреждения имеют одну из самых современных учебных баз со специализированными кабинетами по отдельным предметам (химия, физика, информатика, иностранные языки и др.), компьютеры, высокоскоростной Интернет, интерактивные электронные классные доски. В классах — доброжелательная атмосфера и почти индивидуальный подход к обучению. Наполняемость классов от пяти до двенадцати человек. Понятно, что каждому ученику уделяется здесь гораздо больше внимания, чем в массовой школе. Во внеурочное время классы сопровождают воспитатели, оказывая помощь в передвижении и обслуживании. Имеется возможность для развивающих занятий по интересам в разнообразных кружках. Учащимся доступны оздоровительная физкультура и адаптированный к возможностям последних спорт. В период обучения, по медицинским показаниям, проводятся лечебные курсы реабилитации — массаж, гидромассаж, физиотерапевтические процедуры. Проходят индивидуальные занятия с логопедами, психологами, социальными педагогами. И всё это в учебных и бытовых помещениях полностью адаптированных к передвижению на колясках и при помощи костылей: широкие удобные коридоры и двери, лестницы с низкими ступенями, оборудованные перилами и пандусами, специальные туалеты.

Школы-интернаты — образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в обучении и воспитании детей-инвалидов, формирования у них навыков самостоятельной жизни, всестороннего раскрытия способностей. Они обладают всеми отмеченными нами выше преимуществами специальных школ и позволяют одновременно помочь родителям в решении социально-бытовых проблем, связанных с ежедневным посещением учащимися школы, а также их комфортным проживанием, питанием, уходом и обслуживанием, включая необходимую медицинскую помощь. Эти государственные институты незаменимы в условиях неполной и кризисной семьи особенного молодого горожанина. Заслуженным авторитетом и уважением в Петербурге поль-

зуются коллективы школ-интернатов № 1 им. К. К. Грота для слепых и слабовидящих детей и № 9 для школьников с нарушением двигательных функций. В этих петербургских интернатах созданы все условия для комфортного проживания и эффективного обучения.

В нашем опросе респонденты-учащиеся специальных школ, образовательных центров и школ-интернатов указали ряд мер по совершенствованию учебного процесса. Здесь, в первую очередь, можно отметить предложения по увеличению объёма преподавания информатики, иностранных языков, истории, литературы и введение новых (возможно, факультативных) курсов по основам психологии, юриспруденции, редактирования и т. п., что обусловлено не только требованиями рынка труда, но и возможностями выполнять работу «на дому». По мнению каждого пятого ученика, нужно также снизить общую учебную нагрузку: они находятся в состоянии перманентной усталости. Ещё одно пожелание — обучение должно обеспечить возможность в дальнейшем бесплатного профессионального обучения молодёжи с физическими недостатками (включая высшую школу) и гарантированное трудоустройство. Подробнее с условиями социализации школьников-инвалидов, обучающихся в специализированных учебных заведениях, можно ознакомиться в нашей работе [3].

Домашнее обучение — школьное обучение детей и подростков-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения по решению районного комитета по образованию организованно посещают учащихся и занимаются с ними по месту проживания. В таком случае, как правило, обучение производится силами педагогов ближайшего образовательного учреждения (школы). Социальный кодекс Санкт-Петербурга предусматривает следующие меры социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому: обучение осуществляется (1) на основе учебного плана, утверждённого руководителем государственного образовательного учреждения (организации), (2) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе специальными федеральными государственными образовательными стандартами при специальном коррекционном обучении [4].

Достаточно ли количества учебных часов для успешного освоения школьной программы? Скажем «да», при условии определённых способностей и желания самого ученика и его родителей, а также большого объёма самостоятельной работы с книгой и компьютером, при отсутствии жилищно-бытовых проблем. Многие так называемые «устные» предметы (природоведение, ботанику, зоологию, географию, историю и др.) школьники изучают самостоятельно. Учитель, как правило, приходит в конце четверти и лишь оценивает проделанную работу. Как показывает наш опрос, при хорошем контакте между педагогом и учеником учебное время тратится, прежде всего, на «обучение детей учиться» — самостоятельно добывать знания из учебников, справочников, энциклопедий, документальных и литературных источников, сети Интернет.

В Петербурге существует школа, предлагающая детям-инвалидам и их родителям смешанное обучение. В этом варианте основной является надомная форма, но при этом каждый ученик имеет возможность посещать класс несколько раз в месяц, например: при прохождении нового сложного учебного материала, для выполнения контрольных и лабораторных работ, при проведении воспитательных мероприятий и организации общешкольных праздников. У каждого из обучающихся на дому, при должном отношении к учёбе, есть реальная возможность получения

качественного общего среднего образования. По окончании обучения выпускнику выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. При обучении по стандартной программе средней школы выпускник получает возможность продолжить образование в одном из высших или средних специальных учреждений России и Петербурга.

Надомное дистанционное школьное обучение. Дистанционное обучение в первом приближении включает в себя комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам и молодёжи с ослабленным здоровьем на дому с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии с применением современных компьютерных технологий. Образовательные услуги предлагаемой к внедрению системы дистанционного обучения в первую очередь ориентированы на подростков и молодежь с нарушением двигательных функций. Исходя из ведущего ограничения жизнедеятельности — сложности при передвижении (ходьбе), они испытывают определённые затруднения при посещении образовательных учреждений или не способны совсем выходить за пределы своего дома (квартиры). Также дистанционное обучение может представлять интерес и для других маломобильных или малокоммуникабельных категорий инвалидов, например, молодёжи с нарушением функций слуха и речи. В ходе учебного процесса происходит выполнение учащимися заданий, присланных им в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения, общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, а также проводятся контрольные работы и экзамены.

В ноябре-декабре 2013 г. нами, по оригинальной методике, одними из первых в России был проведен Интернет-опрос подростков со стойким расстройством здоровья, обучающихся в дистанционной форме. Был опрошен 51 респондент 12 лет и старше, ученики 6-12 классов. Юноши составляли в выборке 54,9%, девушки — 45,1%. Наше исследование показало заинтересованность респондентов-школьников в дистанционном обучении по программе средней общеобразовательной школы. Из ответивших на вопрос: «Какие из предлагаемых услуг дистанционного обучения Вам интересны и могут быть востребованы?», 19,3% указали на это. Отметим, что в 2000-м году таковых было всего 7,3%.

Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д.), с помощью которого будет поддерживаться через Интернет связь обучаемого с центром дистанционного обучения. Наш опрос показал высокий уровень оснащённости компьютерами школьников-петербуржцев с ограничением функций жизнедеятельности. На момент проведения опроса компьютер имели 89,2% респондентов (по материалам наших исследований в начале 2000-х годов этот показатель не превышал и 25-30%, а 55% семей учащихся-инвалидов тогда были вынуждены отказаться от приобретения компьютера по причине его высокой цены). Рассчитывают на покупку в ближайшее время — 6,1%. Те, кто ответили о невозможности покупки компьютера из-за высокой цены и кому компьютер просто не нужен, оказались сегодня за пределом величины статистической погрешности.

Регулярно пользуются компьютером в учёбе и повседневной жизни 47,3% школьников-инвалидов. Работают в сети Интернет, пользуются электронной почтой и факсом — 31,1%, и 41,9% используют компьютер в сфере досуга как партнёра

для игр. Приведённые данные, на наш взгляд, позволяют говорить о достаточно высокой степени компьютерной оснащённости и грамотности молодых петербуржцев с ограниченными физическими возможностями, что свидетельствует об их реальной готовности к участию в различных программах дистанционного обучения.

По Российской Федерации в целом в 67 регионах организованы рабочие места для обучения детей-инвалидов на дому. В рамках национального проекта «Образование» — «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» такую работу провела ГК «Компьюлинк». Каждому ребёнку бесплатно для его семьи предоставляется компьютер и специализированное дополнительное оборудование, оргтехника и доступ в Интернет. Для дистанционного обучения такое же оборудование смонтировано на рабочих местах учителей [5]. В нашем городе к реализации пилотных проектов по организации центров дистанционного школьного обучения приступили педагогические коллективы отмеченных нами выше коррекционных школ — школы-интерната № 9, школьного образовательного центра «Динамика» и ряда других школ. Из разряда проекта дистанционное обучение школьников переходит в категорию реальности. Нерешёнными проблемами дистанционного обучения остаются: (1) проведение государственной аттестации качества знаний учащихся при переходе из класса в класс и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по окончании средней школы; (2) реализация воспитательной составляющей школьного образования.

Нам представляется целесообразным сочетание двух форм домашнего обучения. Педагоги-предметники, работающие со школьниками на дому, имеют возможность для закрепления пройденного материала дублировать свои уроки в сети Интернет. Несомненную пользу принесёт использование компьютерных технологий и при демонстрации опытов, выполнении лабораторных работ (по курсам биологии, физики и химии). В свою очередь, и дистанционное обучение трудно представить без, пусть не частых, но столь необходимых, прямых контактов учителя и ученика. В заключение отметим, что родители и родственники детей-инвалидов при определении формы и места обучения должны иметь возможность выбора. Очевидно, не имеет смысла принуждать к инклюзивному образованию тех, кто не уверен в его положительном результате. Равно как и направлять в специализированный интернат или на домашнее обучение (включая дистанционное обучение) учащихся, выбравших для себя инклюзив.

Литература

1. Морозова В. Куда ведёт пандус? // Санкт-Петербургские ведомости. 2012. 19 марта.

2. Интернет-портал исследовательского рекрутингового Центра Superjob.ru.

3. Шаров А. Н., Федоров А. В., Новиков А. Л. Проблемы социализации подростков-школьников и молодежи Санкт-Петербурга с ограниченными возможностями жизнедеятельности: опыт социологического исследования // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. 2011. Вып. 2. С. 351-359.

4. Социальный кодекс Санкт-Петербурга (закон Санкт-Петербурга с изменениями на 15 марта 2012 года), ст. 33. Мера социальной поддержки по воспитанию и обучению на дому отдельных категорий детей // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2012. № 9. 26 марта.

5. Дистанционное развитие // Санкт-Петербургские ведомости. 2011. 28 марта.

Статья поступила в редакцию 16 апреля 2014 г.

Контактная информация

Федоров Алексей Владимирович — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник; [email protected]

Шаров Александр Николаевич — заведующий лабораторией; [email protected]

Fedorov Alexey V. — Candidate of Economy, senior research associate; [email protected] Sharov Alexander N. — head of the Institute of the complex sociological researches; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.