Научная статья на тему 'Инновационные методы формирования у учащихся устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку'

Инновационные методы формирования у учащихся устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
инновация / методы / дискуссия / урок-исследование / коммуникативность / информационная технология / интеллектуальное развитие. / innovation / methods / discussion / lesson-research / communication / information technology / intellectual development.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулчехра Махмадиева

Статья посвящена инновационному методу формирования у учащихся устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative methods of formation of oral and written speech in students in the process of teaching Russian

The article is devoted to an innovative method of forming oral and written speech among students in the process of teaching Russian

Текст научной работы на тему «Инновационные методы формирования у учащихся устной и письменной речи в процессе обучения русскому языку»

© Жамият ва инновациялар -

Science циялар

Общество и инновации -

Society and innovations

Journal home page:

https: //inscience.uz/index.php/socinov/index

through time and space

Innovative methods of formation of oral and written speech

in students in the process of teaching Russian

Gulchehra MAKHMADIYEVA!

Termez State University

ARTICLE INFO ABSTRACT

Article history: The article is devoted to an innovative method of forming oral

Received February 2021 and written speech among students in the process of teaching

Received in revised form Russian

20 February 2021

Accepted 15 March 2021 2181-1415/© 2021 in Science LLC.

Available online This is an open access article under the Attribution 4.0 International

15 April 2021 (CC BY 4.0) license (https: //creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

Keywords:

innovation,

methods,

discussion,

lesson-research,

communication,

information technology,

intellectual development.

Rus tilini o‘qitish jarayonida talabalarning og‘zaki va yozma

nutqini shakllantirishning innovatsion usullari

ANNOTATIYA

Ка 50 Йаг; Magolada rus tilini o‘qitish jarayonida talabalarning og‘zaki

аа, va yozma nutqini shakllantirishning innovatsion uslubiga

metod, a

munozaralar, bag‘ishlangan.

dars-tadqiqot,

kommunikativlik,

axborot texnologiyalari,

intellektual rivojlanish.

1 Lecturer of the Department of Russian Linguistics, Termez State University, Termez, Uzbekistan.

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - бос1еёу and innovations

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

Инновационные методы формирования у учащихся устной и

письменной речи в процессе обучения русскому языку

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова; Статья посвящена инновационному методу формирования

инновация, у учащихся устной и письменной речи в процессе обучения

методы,

Дискуссия, русскому языку.

урок-исследование,

коммуникативность,

информационная

технология,

интеллектуальное

развитие.

Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и

сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в

точном переводе слатинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту

смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века

Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета»

этого метода, направленного на развитие способности ученика к

самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной

деятельности в новой ситуации. Используя в работе технологию развития

критического мышления, наиболее приемлемыми приемы это дискуссия [1].

Дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения, которой

необходима предварительная подготовка с речевыми штампами, помогающими

ребята выражать свои мысли. Данный прием особенно эффективен на уроках

литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая

дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление

противоречий, а во втором - это возможность переосмысления полученных

сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и

позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности

общения, становлению самостоятельности мышления. Эффективным также нахожу

на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название

методического приема организации чтения с использованием разных типов

вопросов). Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные

уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к

обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в

подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей

новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и Т.д.),

вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в

необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с

учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают

активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются

знания, быстрее формируются умения и навыки.

85

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - бос1еёу and innovations

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей

общества. Концепция современного образования определила цель

профессиональной деятельности учителя - сформировать у учащихся способность

к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда.

Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении.

Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-

познавательной деятельности учеников. Современные педагоги признают,

что в развитии творческих способностей, интеллектуальной деятельности

максимальные возможности представляет технология проблемного обучения.

Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития,

проблемного и развивающего обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин,

Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.М. Матюшкин, И.С. Якиманска, А.К. Мынбаева, 3.М. Садвакасова. В целом можно

говорить о двух группах: непосредственно влияющих на научение и

способствующих научению. К числу первых могут быть отнесены:

а) когнитивные, которые используются учащимися для осмысления

материала;

6) запоминание - для его сохранения в памяти, они помогают справиться с

затруднениями, возникающими в процессе общения.

К числу вторых, связанные с созданием условий для обучения и

способствующие преодолению психологических трудностей в овладении языком. В

последние десятилетия в связи с развитием современных образовательных

технологий в учебный процесс стали широко внедряться аудио- и видеозаписи,

компьютерные программы, дистанционное обучение. Информационные

технологии обогащают учебный процесс во многих областях знания, в самых

различных условиях обучения и на всех его уровнях, где непосредственный контакт

с изучаемым языком ограничен. В рамках

данной технологии ученик действительно становится активным субъектом

учебного процесса, самостоятельно владеющим знаниями и решающим

познавательные задачи. Цель таких методик - активизировать, оптимизировать,

интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает

обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы,

обмен мнениями. Особенностями инновационного обучения являются:

работа на опережение, предвосхищение развития; открытость к будущему;

направленность на личность, ее развитие;

обязательное присутствие элементов творчества; партнерский тип

отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.

Инновациями в образовании называют новшества, нововведения в

содержании образования, в формах и методах обучения, в отношениях

«преподаватель - ученик», использовании информационных технологий обучения,

внедрение нового оборудования, в организации учебно-воспитательного процесса,

его управлении и др. Инновационные технологии позволяют реализовать одну из

основных целей обучения русскому языку дать возможность перейти от изучения

предмета как системно-структурного образования к изучению его как средства

общения и мышления, а учебно-познавательную деятельность перевести на

продуктивно-творческий уровень. На уроке следует применять перспективные

86

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - бос1еёу and innovations

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

методические приёмы для развития креативных способностей учащихся:

выразительное чтение, эссе, кластеры, инсерт (при самостоятельном изучении

теоретического материала), заполнение таблиц, двухчастный дневник, чтение

с остановками, совместный поиск, перекрестную дискуссию, круглый стол;

применять элементы ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач):

«Удивляй!» (при знакомстве с биографией писателя), «Лови ошибку!»; классическое

лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств,

тесты, метод проектов (занятия по «Литературному краеведению»). Использование

проектной технологии: повысить и углубить интерес учеников; разовьет

творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере

самостоятельной познавательной деятельности приобщение к чтению, развитие

любознательности, расширение кругозора), критического мышления; поможет

школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации,

исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения),

коммуникативные умения (работа в группах). Взаимодействия с группой на уроках

и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель-гуманитарий

обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между преподавателем

и учащимися, вовлекать учащихся в активную самостоятельную деятельность. На

уроках возможно осуществлять групповую работу, что способствует воспитанию

коллективизма, создаются условия для раскрытия и проявления индивидуальных

особенностей учеников.

Кроме того, на таком уроке создаётся атмосфера сотрудничества ученик -

ученики, а участие консультантов и ассистентов на этапе проверки обеспечивает

сотрудничество учитель - ученики. Для формирования литературной речи у

учащихся и необходимо включать в урок исторические, этимологические справки,

которые могут заинтересовать учеников, проводить игровые формы работы:

«Составь слово», «Третий лишний», «Переводчик», «Эрудит», «Собери пословицу»,

«Шеренга», «Перевёртыш», «Паутина слов» и др., использовать творческие

эксперименты, метод проектов, нестандартные уроки, конкурсы, олимпиады. В

современном (-информационном) обществе одним из быстро развивающихся

методик и вызывающий огромный интерес со стороны учащихся является

применение интернет ресурсов как инновационный подход к обучению. Идея

использования Интернета в образовании не нова. Уже с начала 1990-х годов

национальные и интернациональные компьютерные сети стали широко

использоваться в учебных целях в рамках разных образовательных подходов. И

учащиеся, и учителя смогли обмениваться информацией в режиме, не зависящем от

времени и места. Интернет можно рассматривать как «средство производства» [2],

в том числе и в учебном процессе. Он используется и как неиссякаемый источник

информации, и как новая коммуникативная среда, в которой можно по-новому

организовать учебную работу. Интернет позволяет организовать реальную,

мобильную информационную среду, в которой можно не только черпать

информацию, но и решать множество других коммуникативных задач. Его

использование помогает повысить мотивацию учащихся, поскольку в случае

применения Интернета во время классных и индивидуальных занятий

современные ученики получают возможность погружаться в привычную для них

информационную среду. В Интернете в учебных целях используются самые

87

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - бос1еёу and innovations

Аим Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

разные по масштабам ресурсы - от веб страничек с интересными учебными

материалами (часто тестовыми) до объемных проектов для полноценного, с точки

зрения составителей, дистанционного обучения. Преподаватель, используя

Интернет, может актуализировать материал собственных учебников;

а) найти дополнительную информацию;

6) самоконтроля;

в) материалы;

г) разместить учебную информацию;

д) разработать интерактивные обучающие применить различные формы

контроля и организовать обратную связь;

ж) осуществлять контакты между разными членами группы;

3) работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами.

Особенно хорошо использовать интернет общения с учащимися вузов

зарубежных стран при изучении классиков русской литературы, вызывающий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

большой интерес у зарубежной молодежи. Это дает возможность учащимся

рассмотреть смысл произведения с разных сторон Интернет позволяет реализовать

различные приёмы, предоставлять методические разработки, разнообразить

учебный процесс, сделать его более привлекательным, принимать во внимание

потребности и интересы субъекта обучения, уровень его подготовки, оперативно и

целенаправленно контролировать работу учащихся, эффективно управлять ею.

Говоря о недостатках работы с применением Интернета, исследователи упоминают

в качестве основного замкнутость учебных материалов на себя (невозможность

выйти в живую сеть) [3]. Преодолеть этот недостаток можно, направив учащихся к

конкретным сегментам Интернета, связанным с изучаемыми темами. Одним из

современных требований куроку русского языка является работа с текстом. В связи

сэтим нужно использовать такую форму урока, как исследование. В самом названии

«урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового

материала на основе текстов. Особое внимание при подготовке к такому уроку

следует обратить на выбор текста.

Текст должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать

и возрастные особенности учеников, и объем исследуемого материала.

Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединенных

общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести

сравнительный и сопоставительный анализ. На таком уроке перед учителем

возникает задача: исследовать язык художественного текста нескольких текстов

«под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное

произведение его поэтического очарования и целостности. Но ведь так хочется,

чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой» [4]. Поэтому часто надо

прибегать к нестандартным, творческим элементам отдельного традиционного

урока для формирования устной и письменной речи у учащихся. Это и лексический

диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок

на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты, и

задание по типу «найди лишнего, которое прививает умение синтеза и осмысления

информации [5]. Главное, чтобы ученики на уроке не скули, чтобы им хотелось

работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило,

создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к

88

о

Ш] 5чепсе Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 5о<1еу ап4 шпоуайоп$

ным Special Issue - 3 (2021) / ISSN 2181-1415

которой у ребят формируются устная и письменная речь на таких уроках, и

творческое отношение к русскому языку, которое воспитывается только на

творческих уроках.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ:

1. Канарская О.В. Инновационное обучение. СПб, ПРОСВЕЩЕНИЕ - ВЫПУСК

3(5), 2017. - С. 46.

2. Мынбаева А.К., Садвакасова 3.М. Инновационные методы обучения или как

интересно преподавать: Учебное пособие. А, - 2009 г.

3. Патаракин Е. Стайные сетевые взаимодействия, Е4исайопа! Тесппо]озу &

5осе\у, 8 (2), 7. Педагогические мастерские: теория и практика. Сост. Н.И. Белова,

И.А. Мухина. СПб, 1998 г.

4. Логвина И., Мальцева-Замковая Н., Рождественская Л. Есть «Надежда»!

Итоги сетевого образовательного проекта. Русский язык за рубежом, 4.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.