природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам и тем самым распространять опыт успешных эколого-туристских проектов;
> Инициативно выходить на налоговые структуры с предложением введения властями субъектам туристской ренты, собираемой с туристских предприятий, за счет уменьшения других налогов. Эта рента должна быть специально предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов;
> Развивать туристскую инфраструктуру и разрабатывать экологические тропы и маршруты, создавая системы их сертификации;
> Модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;
> Развивать рекламно-информационное обеспечение и продвижение экологического туризма на внутренние и внешние рынки;
> Возобновить подготовку квалифицированных сотрудников: экскурсоводов, групповодов, инструкторов;
> Принимать активное участие в разработке целевой программы по развитию экологического туризма в Самаркандской области;
> Развивать международное сотрудничество в сфере развития экотуризма.
В будущем целесообразное совершенствование индустрии экотуризма будет способствовать комплексной поддержке системы охраны окружающей среды, сохранению биоразнообразия и особых природных зон, увеличению прибыли местного населения и остается потенциальным рынком для инвестиционных вложений.
Использованная литература:
1. Данные официального веб-сайта Всемирной туристической организации UNWTO Tourism Annual Report , 2017.
2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28 декабря 2018г.
3. Закон Республики Узбекистан «о туризме» от 16 апреля 2019 года.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» № УП-4861от 2 декабря 2016 года,
5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по развитию туризма на 2018-2019 годы» № ПП-3217 от 16 августа 2017 г.,
6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан»№ УП-5326 от 3 февраля 2018 г.,
7. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» от 5 января 2019 г.,
8.Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию туризма в Самаркандской области на 2018-2019 годы» № ПП-3609 от 16.03.2018 г.,
9.Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристского потенциала города Самарканда и Самаркандской области на 2017-2019 годы» №450 от 30.06.2017г.,
10.Постановление Кабинета Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по эффективному использованию и развитию туристского потенциала Самаркандской области» № 828 от 30 сентября 2019 г.,
11. Концепция развития сферы туризма в Узбекистане в 2019—2025 годах.
12.Тухлиев Н., Абдуллаев Т. Экологический туризм: сущность, тенденции и стратегия развития. -Т.,2006г.,
13.Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2014г.
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА
Хамракулова О.Д.
к.э.н.,доцент, каф. "Банковское дело "СамИЭС
Аннотация. В работе рассмотрены проблемы инвестиций в инновационном развитии экономики Узбекистана, а также предложены рекомендации.
Annotasiya. The paper deals with the problems of investment in the innovative development of the economy of Uzbekistan, and offers recommendations.
Ключевые слова: инновационный путь развития, инвестиции.
Keywords: the innovative development of the economy, foreign investations.
В современных условиях решающим фактором повышения международной конкурентоспособности промышленно развитых стран является инновационное развитие экономики. Мировая практика подтверждает определяющую роль инновационного процесса в обеспечении устойчивого экономического роста и укреплении позиций страны на международных рынках. В Узбекистане, как и в других государствах мирового сообщества, проводится масштабная работа по модернизации, техническому и технологическому перевооружению промышленного производства, вовлечению в этот процесс академической и отраслевой науки. В целях обеспечения ускоренного инновационного развития всех отраслей экономики и социальной сферы на основе передового зарубежного опыта, современных достижений мировой науки, инновационных идей, разработок и технологий, а также в соответствии с задачами, определенными Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах были определены основные направления инновационного развития Республики Узбекистан, в которых нашли отражение возможности и перспективы использования инноваций в отраслях экономики нашей страны [1].
Анализ литературы по теме:
Многообразность теоретико-методологических проблем исследования инновационного развития экономики обусловила существование в настоящее время различных точек зрения на данный процесс и неоднозначных подходов к анализу его особенностей.
В качестве научного направления инновационное развитие получило распространение благодаря трудам таких ученых, как И. Шумпетер, П. Друкер, Д. Кларк, Г. Менш, Д. Белл, Э. Денисов, Т. Кун, М. Портер и К. Эрроу.
Российское научное сообщество исследователей данной проблемы представлено работами Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, А.Г. Грязновой, А.А. Дынкина, А.Г. Зельднера, А.Н. Илларионова, B.JI. Иноземцева, Г.Б. Клейнера, В.В. Куликова, И.Н. Мысляевой и др.[2]
Разработкой вопросов, связанных с особенностями инновационного развития экономики, плодотворно занимаются также узбекские экономисты Гулямов С.С., Абдуллаев A.M. [3] Они разработали концептуальные подходы к оценке инноваций и инвестиций, методологии бизнеса, конкурентоспособности, финансирование инновационной деятельности, инновационное предпринимательство и реализации инновационной политики предприятий в условиях неопределенности риска.
Говоря об инновационном пути развития нами были изучены вопросы инвестирования. Так, на сегодняшний день ряд экономистов продолжают исследовать инвестиционные процессы. Так, американские экономисты Стэнли Л. Брю и Кэмпбелл Р. Макконнелл выделяют «инвестиционные расходы как вторую основную детерминанту совокупного спроса»; причем выделяют 2 параметра « процентные ставки и ожидаемые прибыли [4].
Теоретики российской экономической науки, такие как Седов В.В. рассматривают инвестиции как интегральный фактор экономического роста; коллектив авторов под руководством Камаева В. Д. делают упор на инвестиционный акселератор [ 5.].
Несмотря на наличие обширной экономической литературы, посвященной рассмотрению различных аспектов инновационного пути развития экономики, ряд проблем нуждается в дальнейшем исследовании. Недостаточно разработаны конкретные меры к определению инновационного развития в экономике Узбекистана, не налажен экономический механизм эффективного использования инвестиций.
Методология исследования:
Исследование проводилось с использованием методов научного абстрагирования, анализа и синтеза, математических и статистических методов.
Анализ и результаты:
Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. Инновации являются сложным экономическим и организационным процессом, который опирается на использование двух видов потенциала-научного (новейших технологий и техники) и интеллектуального, связанного со способностью внедрять инновации на всех стадиях производственной и коммерческой деятельности. Важным элементом этого процесса выступает его инвестиционное обеспечение-нахождение и рациональное использование финансовых средств.
Страны вступают на инновационный путь развития, а процессы глобализации мировой экономики определили условия данного перехода: инновационный путь развития доступен для стран с макроэкономической и политической стабильностью и развитой конкурентной средой, с высоким научно-техническим потенциалом и эффективной национальной инновационной системой; для экономик, имеющих высокую степень индустриализации и развитые экспортно-импортные отношения.
На сегодняшний день Узбекистан - это ведущее индустриальное государство в регионе Центральной Азии, обеспечивающий стабильность и экономическое развитие региона в целом. Среди преимуществ, которые предлагает современная экономика Узбекистана для иностранных компаний - политическая и макроэкономическая стабильность, благоприятные природно-климатические условия, гостеприимный и трудолюбивый народ и многие другие. Инвестиционное законодательство Республики Узбекистан
является одним из передовых в системе законодательства стран СНГ, вобрав в себя основные положения международного инвестиционного права, в частности, положения о гарантиях прав иностранных инвесторов, предоставлении определенных преференций для инвесторов и другие.
В Республике Узбекистан отсутствуют какие-либо ограничения относительно формы вложения инвестиций. За годы независимости в Узбекистане создан благоприятный инвестиционный климат, широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями.
Для Узбекистана проблема конкурентоспособности экономики является одной из важнейших, особенно в связи с ускорением интеграции страны в мировую систему хозяйства, от её решения в значительной степени зависит создание позитивного инвестиционного климата. В соответствии с Концепцией комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года выделены этапы её реализации, где «на третьем этапе (2026-2030 гг.) предусматривается переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, ускоренное развитие экспортно-ориентированной экономики за счёт: радикального повышения эффективности использования водных, земельных, минерально-сырьевых и энергетических ресурсов; развития человеческого капитала; формирования мотивации к инновационному поведению у подавляющего большинства субъектов экономики и граждан, развития сферы инноваций и технологической модернизации производства товаров и услуг; формирования широкого среднего класса образованных людей и демократического гражданского общества с равными возможностями для людей (полное устранение гендерного неравенства)».[6]
Для Узбекистана проблема конкурентоспособности экономики является одной из важнейших, особенно в связи с ускорением интеграции страны в мировую систему хозяйства, от её решения в значительной степени зависит создание позитивного инвестиционного климата.
В 2018 году темп роста ВВП составил 5,1% по сравнению с предыдущим годом. Основными факторами роста ВВП послужили увеличение производства промышленной продукции на 10,6 %, строительных работ - на 9,9%, инвестиций - на 18,1%, а также всесторонняя поддержка и стимулирование развития малого бизнеса и частного предпринимательства. В 2018 году доля инвестиций составила 26,3% в ВВП и привлечены прямые иностранные инвестиции на сумму 1 817,0 млн. долл. По состоянию 1 января 2019 года объем государственного внешнего долга республики составил 10 016,4 млн. долл. (19,8% ВВП) и в основном приходится в транспорт и транспортную инфраструктуру (21%), энергетику (20,1%) и сельское хозяйство (14,3%)[7].
Однако в инвестиционной политике Республики Узбекистан также существуют определенные недостатки, которые способствуют медленному развитию экономики и самой страны в целом. Существуют такие недостатки как: недостаток инвестиций в основной капитал, недостаточная инвестиционная привлекательность, динамика иностранных инвестиций недостаточна для ускорения экономического роста, нет четкого механизма по координации инвестиционного рынка, не работают новые механизмы, нацеленные на инновационное развитие экономики.
Выводы и предложения: Политика Республики Узбекистан в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимателей страны для активизации инновационной деятельности. «Главная цель инновационного развития нашей страны - это развитие человеческого капитала; до 2030 года Узбекистан в Глобальном инновационном индексе в рейтинге передовых стран должен занять 50 -е место».[1]. Главным ориентиром для нас должно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внешних и внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности. Исходя из стратегических направлений перехода на инновационный путь развития, мы считаем необходимым:
- использовать систему стратегического планирования, позволяющей формировать будущие модели инновационного развития приоритетных сфер и отраслей на основе долгосрочных сценариев повышения интеллектуального и технологического потенциала страны;
- использовать экономический механизм внедрения инновационных форм государственного управления, обеспечивающих оптимизацию и упрощение процедур оказания государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов государственного управления;
- расширить условия для привлечения инвестиций в сферу разработки и внедрения инновационных идей и технологий, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей их дальнейшее развитие;
- поддерживать и стимулировать научно-исследовательскую и инновационную деятельности, прежде всего творческих идей и разработок молодого поколения, а также создание благоприятных условий для активного участия талантливой молодежи в данной деятельности;
- создать эффективные механизмы продвижения и внедрения перспективных отечественных достижений научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая организацию и укрепление материально-технической базы научно-экспериментальных специализированных
лабораторий, центров высоких технологий, технопарков и других инновационно - ориентированных структур, в том числе с участием иностранных инвесторов.
Литература:
1.Указ Президента РУ « О стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы.»- Народное слово, 22.09.2018 .
2. Олимжонов А.У. Инновационный путь развития экономики Узбекистана. - www. Iqtisodiot. uz
3. Гулямов С.С., Абдуллаев A.M. и др. Инновационный потенциал и его влияние на конкурентное развитие экономики страны (теоретико- методологические аспекты). - Т.: Фан ва технология, 2016;Абдуллаев A.M. и др. Устойчивое экономическое развитие Узбекистана в условиях глобализации. -Т.: Фан ва технологии, 2016.
4. Брю С.Л., Макконнелл К.Р. Экономикс: краткий курс: пер. 1-го анг.изд.-М., ИНФРА, 2015.
5. Седов В.В. Экономическая теория. Учебное пособие. Челябинск, 2014. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория. Краткий курс.М, Кнорус, 2016.
6. Концепция комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 года.- www. Lex. Uz
7. Стратегия инвестиционной политики Республики Узбекистан до 2025 года.- . www. Lex. Uz
8. www. Stat. Uz
УДК 336.717.061
РАЗВИТИЕ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СФЕРЫ ТУРИЗМА
Каримова Азиза Махоммадрезаевна
соискатель СамИЭС ([email protected])
DEVELOPMENT OF LENDING SUBJECTS OF ACTIVITY SPHERES OF TOURISM
Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы кредитования субъектов туристического рынка, причины и факторы, препятствующие повышению эффективности их деятельности. Предоставлены этапы осуществления операции по кредитованию, рассмотрены условия кредитования физических лиц с целью приобретения турпродукта, а так же даны предложения по решению существующих проблем.
Abstrack. This article discusses the issues of lending to subjects of the tourism market, the reasons and factors that impede the increase in the efficiency of their activities. The stages of the lending operation are provided, the conditions for lending to individuals for the purchase of tourist products are considered, and proposals are also given for solving existing problems.
Ключевые слова: внутренний туризм, банковское кредитование, потребитель, турпродукт, экономика, туризм, частный бизнес, туристская деятельность, малые предприятия
Keywords: domestic tourism, bank lending, consumer, tourism product, economy, tourism, private business, tourism, small enterprises
Введение. Нынешнее состояние рынка туристических услуг Республики Узбекистан можно выразить с положительной стороны за счет растущих показателей, так и с отрицательной стороны - существованием проблем финансово-экономических, политически-правовых, социально-культурных и организационных факторов.
Традиционно ежедневно Узбекистан посещают большое количество туристов из разных уголков мира. География зарубежных гостей широка. Особенно большой популярностью наша страна пользуется у граждан таких стран как Россия, Корейская Республика, Германия, Индия, Франция, Италия, Малайзия, Япония, КНР, а так же ближайшие Республики Таджикистан, Туркменистан, Казахстан и т.д. Согласно итогам, ныне Узбекистан занимает вторую строчку в рейтинге самых популярных туристических направлений. (к сведению: первое место занимает Тайланд).
Увеличение туристов прибывающих в наш прекрасный край, является результатом предпринимаемых в данном направлении мер. Узбекистан с первых лет независимости активно наращивает сотрудничество с международными организациями, регулярно выступает с инициативами по углублению сотрудничества в данном перспективном направлении.
Сегодня в республике проводится последовательная политика для развития сферы туризма в дальнейшем, которая содействует решению задач, таких как:
- обеспечение диверсификации экономики;
- притока валютной выручки;
- создание новых рабочих мест;
- улучшения качества жизни населения и повышение доходов;
- ускоренное развитие регионов;