effectiveness of the costs incurred by them. In other words, the cost effectiveness in tourism service providers is the extent to which the costs incurred in the provision of tourism services are covered by the profit earned.
Thus, we can conclude that one of the key factors in the efficiency and development of the service enterprises in the context of rapid and balanced economic growth, deep structural changes and diversification of the economy in Uzbekistan is the growth of profitability. Its size provides the basis for the development of the service business as a source of savings; provides property owners with an increase in their property; Increases shareholders' profits (through increased dividends); it will increase the financial sustainability and solvency of the service enterprises and, ultimately, improve the socio-economic efficiency of service providers.
Clearly, profit is important not only in improving the efficiency of service providers but also in their development. In this regard, it is important to follow the following recommendations:
• increase of material interest of employees in the service enterprises;
• formation of sources of financial resources for the development of the service enterprises;
• attracting foreign investments into the service enterprises;
• Capacity building in service providers.
References
1]. Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Uzbekistan dated 26 February 2016 "On the Program for the Development of the Service Sector for 2016-2020"
2] .Mirziyoyev Sh.M. Critical analysis, strict discipline - discipline and personal responsibility - should be the daily routine of every leader's activity // "People's Word", January 15, 2017.
3]. Tuxliev I.S. and others. Monograph "Socio-economic problems of development of tourism services market in Uzbekistan". T .: "Economics" 2012.
4]. Safarov B.Sh. Improving the economic mechanism of the regional tourism services market // Monograph. - Tashkent: State Scientific Publishing House "National Encyclopedia of Uzbekistan", 2013. - 150 pages.
5]. Safarov B.Sh. Improvement of methodological and methodological foundations of innovative development of the national tourism services market ... doctor of science. Samarkand 2016.
ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЭКОТУРИЗМА В САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ахтамова Мохигул Эркиновна
Ассистент
Самаркандского института экономики и сервиса
Аннотация. В статье исследованы возможности развития и совершенствования экотуризма в Самаркандской области. Целесообразное развитие экотуризма должно приносить пользу коренным жителям, обучать и привлекать местную рабочую силу, рационально использовать имеющиеся уникальные ресурсы учитывая особенности территории и в конечном результате усиливать местную экономику и сохранить в целостности экосистему Самаркандской области.
Abstract. The article explores the possibilities of ecotourism development and improvement in Samarkand region. The appropriate development of ecotourism should benefit indigenous people, train and attract local labour, make rational use of the unique resources available, taking into account the peculiarities of the Territory, and eventually strengthen the local economy and preserve the integrity of the Samarkand region ecosystem.
Rezyume. Maqolada Samarqand viloyatida ekoturizmni rivojlantirish va takomillashtirish imkoniyatlari ko'rib chiqiladi. Ekoturizmning tegishli rivojlanishi mahalliy aholiga foyda keltirishi, mahalliy ishchilarni o'qitishi va jalb qilishi, mavjud noyob manbalardan oqilona foydalanishi, hududning o'ziga xos xususiyatlarini hisobga olgan holda oqilona foydalanishi va natijada mahalliy iqtisodiyotni mustahkamlashi va Samarqand viloyati ekotizimining yaxlitligini saqlashi kerak.
Ключевые слова: экотуризм, индустрия туризма, целевая программа, инвестиционные проекты, объекты экотуризма.
Keywords: ecotourism, tourism industry, target program, investment projects, ecotourism objects.
Kalit so'zlar: ekoturizm, turizm industriyasi, maqsadli dastur, investitsiya loyihalari, ekoturizm ob'ektlari.
Узбекистан обладает уникальным и востребованным потенциалом природных объектов и богатым культурно - историческим наследием для формирования индустрии туризма в частности экологического туризма. В Узбекистане г.Самарканд является одним из ключевых городов Узбекистана, в котором множество привлекательных объектов туризма, и многими международными экспертами воспринимается как визитная карточка Узбекистана. Сегодня Самарканд является уникальным местом для популяризации экологических туров благодаря географическому расположению, природно-климатическим особенностям страны, уникальных охраняемых зон и богатого многообразия ландшафтов. В настоящий период времени, к системе охраняемых природных территорий Самарканда относятся Зерафшанский и Нуратинский горные заповедники и множество памятников природы. Главным фактором для реализации экотуров по
Узбекистану является самая разнообразная природа, экзотические животные и богатство растительного мира, также прекраснейший горный ландшафт с поразительными контрастами. Самаркандская область имеет большое количество потенциальных мест для организации туров, это национальных парки и заповедники. Экотуризм служит важным фактором для сохранения окружающей среды, в следствии чего часть доходов, полученных от реализации экотуров будет направлена на сохранение первозданности природы.
Как известно по прогнозу Всемирной туристской организации (ВТО), вскоре экологический туризм войдет в пятерку приоритетных стратегических курсов в сфере развития туризма до 2020 года и по оценкам, доля данного направления в объеме мирового туристического рынка, вырастет до 10%, а темпы его роста в 2-3 раза превысят темпов во всей индустрии туризма. Поэтому необходимо принять комплексные меры по развитию сферы туризма, привлечению инвестиций в данную сферу, повышению потенциала кадров и добиться, что бы к 2025 году количество иностранных туристов ежегодно посещающих нашу страну составляло не менее 7 миллионов, а доход от развития туризма превысил 2 миллиарда долларов.
За последние годы были приняты ряд важных решений по Самаркандской области в числе которых постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию туризма в Самаркандской области на 2018-2019 годы» (№ ПП-3609 от 16.03.2018 г.)» и «О создании международного университета туризма «Шелковый путь» (№ПП-3815 от 28.06.2018 г.). Было также принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристского потенциала города Самарканда и Самаркандской области на 2017-2019 годы» №450 от 30.06.2017 года которые позволили дать существенный толчок развитию сферы туризма, увеличить дополнительный поток туристов, расширит занятость, что в целом позволяет повысить роль туризма в экономике самаркандской области. Вместе с тем, всесторонний анализ осуществленных мер по развитию туризма в стране, изменяющаяся конъюнктура мировых рынков и усиливающаяся конкуренция среди стран Великого шелкового пути требуют дальнейшего решения ряда задач в сфере обеспечения доступности и взаимосвязанности транспортных услуг, конкурентоспособности туристской инфраструктуры, способной обслуживать на высоком и качественном уровне как внешних, так и внутренних туристов, а также узнаваемости национального туристского бренда на мировом рынке. Так же в целях дальнейшего развития туристского потенциала Самаркандской области, подготовки региона к проведению престижных международных мероприятий и приему большего количества гостей из зарубежных стран, ускоренного развития современной туристской инфраструктуры и создания новых мест досуга для туристов, расширения экономического потенциала региона и его доходной базы, а также организации новых рабочих мест Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 30 сентября 2019 г. № 828 было принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по эффективному использованию и развитию туристского потенциала Самаркандской области», которое призвано кардинальным образом улучшить инфраструктуру и сферу туризма. В соответствии с данными документами определены целевые параметры развития сферы туризма в Самаркандской области на период 2019-2022 годы. Так, например, по итогам 2019 года прогнозируется количество внутренних туристов в количестве 2,5 млн. чел в год, который к 2022 году должно быть увеличено до 3,5 млн. человек в год. При этом, если по итогам 2019 года количество иностранных посетителей ожидается в 509 тыс. чел., то к 2022 году данный показатель должен составить 1,2 млн. человек. За счёт реализации ряда реформ и улучшения индустрии туризма, создания новых объектов туризма, увеличения среднего срока пребывания туриста в Самаркандской области и монетизации туристских услуг, должно резко возрасти экспорт туристических услуг с 139 млн. долл. США до 558 млн. долл. США к 2022 году или прирост почти в 3 раза. В туризме большое значение имеет транспортное обслуживание и наличие ровных дорог. В связи с этим, вышеуказанным постановлением правительства страны утвержден Перечень объектов по реконструкции автомобильных дорог и пешеходных улиц по туристским маршрутам в Самаркандской области на общую сумму более 100 млрд сум. которые необходимо осуществить до конца 2021 года и направлена на улучшение инфраструктуры туризма. Кроме того, в правительственном решении утверждена целевая программа и перечень перспективных инвестиционных проектов по Самаркандской области, финансируемые за счет средств международных финансовых институтов. В данный перечень вошли такие объекты как строительство новых гостиниц или увеличение мощностей имеющихся средств размещения, создание новых объектов экотуризма и зон отдыха, реализации проектов по улучшению транспортного обслуживания и логистики туристских потоков, создание тематических парков и других мест досуга туристов. В целом ожидается что при реализации ряда реформ в течении 2019-2022 годы будут созданы более 2,6 млн. новых рабочих мест. Предусматривается развитие экологического туризма в селах «Аманкутан», «Каратепа», «Юкори Терсак», «Урта Терсак», «Терсак» с созданием экотуристских комплексов, пунктов общественного питания и других. Успешная реализации и создание таких объектов позволит кардинальным образом улучшить индустрию туризма в Самаркандской области, в том числе и Республики Узбекистан, а так же повышение жизненного уровня в отдаленных горных регионах посредством развития инфраструктуры и объектов туризма без ущерба для окружающей среды и культуры местных жителей.
Для обеспечения высокого качества обслуживания туристов, необходимо соответствующим образом обустроить указанные автотрассы, улучшить качество дорожного полотна, повысить безопасность автотрасс, оборудовать трассы указателями и информационными табло на иностранных языках и т.д. Важное значение имеет строительство объектов дорожного сервиса первой необходимости (придорожных гостиниц, платных стоянок, пунктов общественного питания и других объектов отдыха и развлечений).
Туристическая отрасль в Узбекистане является одной из стратегических направлений развития экономики, обусловленным расширением туристического потенциала и привлечением внимания мирового рынка и потребителей к национальному турпродукту. Так же, туризм -это одна из основных отраслей, оказывающих позитивное влияние на развитие национальной экономики. По оценкам отечественных специалистов в Узбекистане с туристической деятельностью связаны более 30 отраслей, обеспечивающих увеличение валового внутреннего продукта и макроэкономическую стабильность. В настоящее время, как показывает статистика, количество туристов, посещающих Узбекистан растёт. Так, за 9 месяцев 2019 года количество иностранных туристов посетивших Узбекистан, составило 4,9миллиона. Это на 26% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Темпы роста иностранных туристов в Узбекистан из разных регионов весьма различны: количество иностранных туристов из Центральной Азии и СНГ увеличилось на 24,1% и 26,3%, а количество туристов из зарубежных стран увеличилось на 54,8%. Наиболее частные визиты в Узбекистан из дальнего зарубежья и стран СНГ-из Российской Федерации, Турции, Афганистана, Китая, Республики Корея и других стран. Учитывая всевозрастающий поток туристов, деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта становятся невозможной без соответствующего информационного обеспечения. Органы управления туризмом и туристские фирмы в своей работе постоянно сталкиваются с проблемами освоения информационных технологий, которые являются необходимым условием международной интеграции туристского бизнеса как информационно-насыщенной сферы.
Возможности развития экологического туризма в Самаркандской области обусловлена множеством проблем, ряд которых неразрывно связан с общими трудностями на пути интеграции Узбекистана в мировой туристский рынок:
1. Хотя туризм признан в Узбекистане официально приоритетной сферой экономики, внимания к нему со стороны государства усиливается с каждым днём, но доходы от туризма не превышают 10% потенциально возможных в стране. Узбекистан, обладающий огромным туристским потенциалом, теряет рынки туризма, обслуживая менее 1% мирового туристского потока.
2. Узбекистан представляет собой потенциально важнейший сегмент мирового рынка по развитию эколого-туристского направления, но до настоящего времени этот огромный потенциал осваивается очень медленно. Одна из причин - недостаточная и чрезвычайно поверхностная осведомленность о сути экотуризма, его принципах, технологиях, формах. Применительно к действительности именно развитие внутреннего и въездного экотуризма на базе имеющейся сети особо охраняемых природных территорий, и особенно национальных парков, имеет большие экономические перспективы и может стать важной основой для привлечения в регионы дополнительных финансовых потоков.
3. Развитие экологического туризма в Узбекистане сдерживается по следующим причинам:
> отсутствие необходимого первоначального капитала для финансирования работ по созданию экологических центров, которые приступили бы к проработке всего комплекса вопросов;
> незначительность инвестиций в инфраструктуру экологического туризма, что сказывается на состоянии гостиничного и транспортного обслуживания туристов;
> отсутствие средств на проведение рекламной компании в целях привлечения внимания потенциальных туристов к посещению хотя бы тех территорий, которые располагают какой-либо инфраструктурой для приема, размещения и обслуживания гостей.
> ограниченность туристических маршрутов в местах экологического туризма и их слабая обустроенность;
> отсутствие специализированных тур организаций в сфере экологического туризма;
> бюрократические запреты и ограничения на посещение экотуристами привлекательных в природном отношении мест в основном вследствие неразработанности механизма взаимодействия администрации особо охраняемых природных территорий с организаторами экотуристских путешествий и экскурсий;
> скромный набор рекреационных услуг для туристов;
> отсутствие рекламы экотуризма;
> ограниченное число квалифицированных специалистов в области экотуризма, способных взять на себя разработку, организацию и проведение экологических туров;
> отсутствие необходимой законодательной базы экотуризма.
> Для решения проблем развития экологического туризма в Самаркандской области необходимо:
> Создавать ассоциации, цепи эколого-туристских предприятий (в том числе национальных парков) и туристско-информационных центров, как средство поддержки охраняемых природных территорий, содействовать социальному и экономическому развитию местного населения и повышению уровня образования в экологической сфере;
> Формировать специальные базы данных, создавать справочно-информационные системы по
природным и историко-культурным достопримечательностям, маршрутам и турам и тем самым распространять опыт успешных эколого-туристских проектов;
> Инициативно выходить на налоговые структуры с предложением введения властями субъектам туристской ренты, собираемой с туристских предприятий, за счет уменьшения других налогов. Эта рента должна быть специально предназначена для инвестирования в сохранение, восстановление и развитие рекреационных ресурсов;
> Развивать туристскую инфраструктуру и разрабатывать экологические тропы и маршруты, создавая системы их сертификации;
> Модернизировать существующие музеи природы и информационные центры на особо охраняемых природных территориях;
> Развивать рекламно-информационное обеспечение и продвижение экологического туризма на внутренние и внешние рынки;
> Возобновить подготовку квалифицированных сотрудников: экскурсоводов, групповодов, инструкторов;
> Принимать активное участие в разработке целевой программы по развитию экологического туризма в Самаркандской области;
> Развивать международное сотрудничество в сфере развития экотуризма.
В будущем целесообразное совершенствование индустрии экотуризма будет способствовать комплексной поддержке системы охраны окружающей среды, сохранению биоразнообразия и особых природных зон, увеличению прибыли местного населения и остается потенциальным рынком для инвестиционных вложений.
Использованная литература:
1. Данные официального веб-сайта Всемирной туристической организации UNWTO Tourism Annual Report , 2017.
2. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 28 декабря 2018г.
3. Закон Республики Узбекистан «о туризме» от 16 апреля 2019 года.
4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» № УП-4861от 2 декабря 2016 года,
5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О первоочередных мерах по развитию туризма на 2018-2019 годы» № ПП-3217 от 16 августа 2017 г.,
6. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных организационных мерах по созданию благоприятных условий для развития туристского потенциала Республики Узбекистан»№ УП-5326 от 3 февраля 2018 г.,
7. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» от 5 января 2019 г.,
8.Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию туризма в Самаркандской области на 2018-2019 годы» № ПП-3609 от 16.03.2018 г.,
9.Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристского потенциала города Самарканда и Самаркандской области на 2017-2019 годы» №450 от 30.06.2017г.,
10.Постановление Кабинета Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по эффективному использованию и развитию туристского потенциала Самаркандской области» № 828 от 30 сентября 2019 г.,
11. Концепция развития сферы туризма в Узбекистане в 2019—2025 годах.
12.Тухлиев Н., Абдуллаев Т. Экологический туризм: сущность, тенденции и стратегия развития. -Т.,2006г.,
13.Сергеева Т.К. Экологический туризм: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2014г.
ИННОВАЦИОННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЗБЕКИСТАНА
Хамракулова О.Д.
к.э.н.,доцент, каф. "Банковское дело "СамИЭС
Аннотация. В работе рассмотрены проблемы инвестиций в инновационном развитии экономики Узбекистана, а также предложены рекомендации.
Annotasiya. The paper deals with the problems of investment in the innovative development of the economy of Uzbekistan, and offers recommendations.
Ключевые слова: инновационный путь развития, инвестиции.
Keywords: the innovative development of the economy, foreign investations.