Научная статья на тему 'Инновационные и классические подходы к преподаванию внутренних болезней на медико-профилактическом факультете'

Инновационные и классические подходы к преподаванию внутренних болезней на медико-профилактическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорошавина Н. Н., Шевчук В. В., Малютина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные и классические подходы к преподаванию внутренних болезней на медико-профилактическом факультете»

Обзоры и клинические лекции

Н. Н. Хорошавима, В. В. Шевчук, Н. Н. Малютина

ИННОВАЦИОННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ

ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ НА МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Пермская государственная медицинская академия

Обучение студентов медико-профилактического факультета клиническим дисциплинам, в частности, терапии в условиях одной кафедры и одной терапевтической лечебной базы создает благоприятные условия для поэтапного овладения студентами практическими умениями в процессе преподавания и изучения курса внутренних болезней, включающего: общий уход за больными (3-й семестр), пропедевтику внутренних болезней (5-6-й семестры) и внутренние болезни (7-10-й семестры) с циклами эндокринологии и поликлинической терапии, клиническую фармакологию (11-й семестр). Российская система высшего медицинского образования в части клинической подготовки основана на обучении студента непосредственно "у постели больного". Формирование профессионального клинического мышления у студентов медицинского вуза во многом зависит от рационального этапного овладения теоретическими знаниями в сочетании с практическими умениями в период подготовки на клинической кафедре. Мы солидарны с мнением Н.Д.Татаркиной и др., 2001 (2) о важной роли самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, но под контролем преподавателя. Технология самостоятельной работы студентов используется нами на всех этапах обучения. На II курсе студенты обучаются теоре тическим основам и практическим умениям общего ухода за терапевтическими больными; умению пользоваться медицинским оборудованием и инструментарием; овладевают основными правилами выполнения сестринских манипуляций, а также знакомятся с принципами

Вятский медицинский вестник, 2004, № I (17)

медицинской этики и деонтологии. Особое внимание отводится на отработку студентами предлагаемого перечня обязательных практических умений, предусмотренных программой. Такая отработка предварительно ведется с использованием муляжей и фантомов, специально предназначенных для этой цели. И только после этого возможно выполнение определенных процедур (инъекции, простейшие физиотерапевтические процедуры, постановка клизм, измерение АД, непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких) непосредственно в терапевтических отделениях.

На III курсе изучаются основы пропедевтической терапии - методы клинического исследования, общая симптоматология и синдромная диагностика основных заболеваний внутренних органов, методология диагноза. Изучение пропедевтики внутренних болезней на медико-профилактическом факультете на III курсе соответствует классическим представлениям о преподавании терапии как науки. В.Г.Баранников, 1999 (1) справедливо отмечает, что в результате клинической подготовки у студента должны быть сформированы основы клинического мышления, а также умения и навыки, необходимые для решения различных профессиональных задач. Между тем в процессе преподавания важно учитывать два фактора: во-первых, пропедевтика внутренних болезней является первой клинической дисциплиной, с которой сталкиваются студенты в процессе обучения в медицинском вузе, во-вторых, студенты медико-профилактического факультета часто воспринимают свою будущую специальность как не связанную непосредственно с клинико-диагностической работой, что проявляется в недооценке важности изучаемой дисциплины. В процессе обучения у студентов формируются практические умения обследования больного и основы клинического мышления. Основополагающими в процессе изучения пропедевтики внутренних болезней следует считать практические занятия. Именно в ходе практического занятия студент приобретает навыки общения с больными, сбора жалоб и анамнеза и их интерпретации, заполнения истории болезни. Студент должен уметь; провести расспрос и физическое обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД и т.д.), самостоятельно выявить объективные признаки заболевания и диагностировать основные клинические патологические синдромы, оценить результаты лабораторного исследования (общин анализ крови, мочи, мокроты, кала, функциональные пробы почек и печени и др.), расшифровать ЭКГ в 12 отведениях здорового человека и при гипертрофии миокарда различных отделов сердца, изложить результаты обследования больного с написанием кураторского листа. Студенты оформляют несколько фрагментов истории болезни, составленных согласно схеме истории болезни, по результатам самостоятельной курации больных с заболеваниями органов кровообращения, дыхания и пищеварения. На каждом занятии предусмотрена самостоятельная работа студентов с больными под контролем преподавателя с последующим обсуждением и анализом

допущенных ошибок. На IV курсе студенты изучают частную патологию. Основные учебные цели: знание этиологии и патогенеза, клинических проявлений типичных форм основных заболеваний внутренних органов; овладение методом постановки диагноза и дифференциальной диагностики; формирование клинического мышления у студента. Специфика медико-профилактического факультета и кафедры предполагает более углубленное изучение причин и факторов риска наиболее распространенных заболеваний (с учетом особенностей региональной промышленной экологии), принципов первичной и вторичной профилактики и роли в этом санитарного врача. Основным методом обучения в терапевтической клинике является самостоятельная работа студента у постели больного и в поликлинике под руководством преподавателя. В процессе работы студенты закрепляют и совершенствуют умения обследовать терапевтического больного, умение на основе собранной информации о больном поставить и правильно сформулировать развернутый клинический диагноз, определить тактику ведения и лечения пациента. Заключительным этапом обучения на IV курсе является написание полной учебной истории болезни по конкретному больному. Для формирования профессионального теоретического клинического мышления в учебном процессе нами широко используются ситуационные задачи, позволяющие, как отмечают В.А.Черкасов и др., 1999, (3) приложить общие теоретические знания к решению конкретной клинической задачи. При этом подчеркнем, что, по нашему глубокому убеждению, объективно оценить знания студента в клинике возможно лишь с учетом его умения принимать и обосновывать решения непосредственно «у постели больного». На V курсе осуществляется более углубленное обучение студентов профессиональным врачебным навыкам и умениям, тактике постановки диагноза и дифференциальной диагностики, выбора индивидуализированной медикаментозной и немедикаментозной терапии, ведению диспансеризации больных с основными терапевтическими заболеваниями, методам оказания неотложной помощи при ургентных состояниях в клинике внутренних болезней, оформлению и ведению медицинской документации. По сути вырабатывается творческий подход к составлению диагностической концепции и нюансируется лечебная тактика - самостоятельная работа студентов с больными максимально приближена к врачебной деятельности. Под контролем преподавателя они курируют и ведут клинические истории болезни больных в стационаре, продолжают приобретать и закреплять практические умения в оценке ряда дополнительных методов исследования больных (данных ЭКГ и спирографии, ультразвукового и рентгенологического обследования).

Таким образом, этапность и преемственность преподавания всего курса "внутренние болезни" на единой кафедре дает возможность применения комплексного углубленного подхода к изучению терапевтической дисциплины в целом, избегая при этом повторений, с последовательным формированием у студентов теоретических знаний, клинического мышления, приобретением и совершенствованием

общественное здоровье и организация здравоохранения, экология и гигиена

практических умений, так необходимых для качественной подготовки врача любой специальности.

Список литературы:

1. Баранников В.Г. Клиническая подготовка студентов на медико-профилактическом факультете // Формирование профессионального клинического мышления у студентов медицинского вуза. Тезисы докладов учебно-методической конференции. Пермь, 1999.-С. 68-69.

2. Татаркина И. Д., Дерябина Т.И., Казанова Л.Р., Мучкаева Э.В., Борисенко Е.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения

внутренних болезней // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. Сборник материалов VIII международной научно-методической конференции. Пенза, 2001. - С. 75-76.

3. Черкасов В.А., Плаксин С.А., Плаксин М.А., Ко-тельникова Л. П. Опыт формирования клинического мышления теоретического типа с помощью компьютеризации ситуационных задач по хирургическим болезням // Формирование профессионального клинического мышления у студентов медицинского вуза. Тезисы докладов учебно-методической конференции. Пермь, 1999.-С. 38-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.