Научная статья на тему 'Педиатрическое образование в Красноярской государственной медицинской академии'

Педиатрическое образование в Красноярской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАСНОЯРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильенкова Н. А.

В статье приведены этапы получения педиатрического образования, обозначены проблемы и видения на перспективу. Согласно действующего государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования, специалист должен уметь организовать помощь населению, анализировать и оценить состояние здоровья населения, должен уметь применить свои знания на практике. Для успешной реализации педиатрического образования, необходимо повысить качество профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильенкова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDIATRIC EDUCATION IN KRASNOYARSK STATE MEDICAL ACADEMY

Stages of pediatric education, problems and further trends are available in the article. According to the national educational standard of professional high education, specialist should organize medical care of people, analyze and evaluate state of population, use knowledge in practice. It is necessary to increase the quality of professional student training for successful realization of pediatric education.

Текст научной работы на тему «Педиатрическое образование в Красноярской государственной медицинской академии»

© ИЛЬЕНКОВА НА.

ПЕДИАТРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРАСНОЯРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Н.А. Ильенкова

Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов

Резюме: В статье приведены этапы получения педиатрического образования, обозначены проблемы и видения на перспективу. Согласно действующего государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования, специалист должен уметь организовать помощь населению, анализировать и оценить состояние здоровья населения, должен уметь применить свои знания на практике. Для успешной реализации педиатрического образования, необходимо повысить качество профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: образование, медицинское образование, Красноярская

государственная медицинская академия.

Педиатрическое образование в медицинском вузе предусматривает получение в полном объеме знаний по отдельным медицинским наукам, которые приводят к формированию врачебного мышления и становлению врача. Основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни (Н.П. Шабалов, 2002). Как же можно подготовить из сегодняшнего абитуриента, завтрашнего студента - врача-педиатра? Какие же пути подготовки врача педиатра в медицинском вузе? Как долго нужно учиться врачу педиатру? Должен ли студент овладеть лишь фундаментальными знаниями или иметь представления о современной системе взглядов по тем или иным, порой дискуссионным вопросам патогенеза заболевания? Необходимы ли лекции, конспекты? Нужен ли контроль знаний? Пути улучшения подготовки врача-педиатра?

Итак, абитуриент должен знать, что врачевание - это, прежде всего, высокое и прекрасное призвание, выбирая которое человек должен быть готов, жертвуя собственным благополучием, здоровьем, а иногда, и самой жизнью, всего себя без остатка отдать во имя страждущего. Подготовка абитуриента осуществляется в Малой медицинской академии, в течение двух лет до поступления в ВУЗ. В течение этого времени проводится профессиональная ориентация школьника и изучение базовых дисциплин, позволяющих достойно участвовать в справедливом соревновании за право получить высшее медицинское образование.

Образовательная программа подготовки Врача разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы

учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик и предусматривает изучение студентом циклов дисциплин (гуманитарные и социально-экономические, естественнонаучные и медико-биологические, профессиональные, дисциплины специальности, факультативы) и итоговую государственную аттестацию студентов.

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины включают в себя: иностранный язык, физическую культуру, историю медицины, философию, биоэтику, культурологию, политологию, правоведение, психологию, социологию, экономику, латинский язык.

Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины включают в себя: математику, информатику, физику, химию, биологию, биохимию, анатомию человека, гистологию, эмбриологию, цитологию, нормальную физиологию, микробиологию, вирусологию, иммунологию, фармакологию, патологическую анатомию, патофизиологию.

Медико-профилактические дисциплины объединяют: гигиену с основами экологии человека, гигиену детей и подростков, общественное здравоохранение и здоровье, эпидемиологию.

Клинические дисциплины включают в себя: инфекционные болезни, лучевую диагностику и терапию, лечебную физкультуру, клиническую фармакологию, секционный курс, дерматовенерологию, детскую дерматовенерологию, неврологию, нейрохирургию, детскую неврологию, медицинскую генетику, психиатрию, наркологию, отоларингологию, детскую отоларингологию, офтальмологию, детскую офтальмологию, судебную медицину, военную и экстремальную медицину, акушерство и гинекологию, детскую гинекологию, терапию (общий уход за больными, пропедевтику внутренних болезней, внутренние болезни, общую физиотерапию, военно-полевую терапию, фтизиопульмонологию, детский туберкулез, хирургию (общий уход за больными, общую хирургию, анестезиологию, оперативную хирургию и топографическую анатомию, хирургические болезни, стоматологию, урологию, травматологию, ортопедию, военно-полевую хирургию, онкологию).

Дисциплины специальности, включают в себя педиатрию (пропедевтику детских болезней, детские болезни, эндокринологию, общую физиотерапию, детские инфекционные болезни, поликлиническую педиатрию, детские хирургические болезни с ортопедией, реанимацию и анестезиологию и общий уход за больными).

На первых двух курсах студент педиатрического факультета получает обучение по отдельным разделам наук (гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, математических и медико-биологических дисциплин), складывая из этого

базовое образование, - информационный «фундамент» знаний специалиста. Будущему врачу важно знать строение человека, морфологическую характеристику тканей организма, физиологические, биохимические процессы, возрастные изменения с момента внутриутробного развития до глубокой старости. На третьем курсе, вполне логично, проведение обучения основам патологического процесса, наряду с такими важными медико-биологическими дисциплинами, как патофизиология, фармакология, иммунология к которым присоединяются медико-профилактические и отчасти клинические дисциплины, в результате чего осуществляется предпрофильная подготовка будущего врача. Начиная с 7 семестра, в медицинском вузе проводится профильная подготовка студента и обучение клиническим дисциплинам, которые приучают собрать и провести анализ информации о состоянии здоровья пациента, профессиональному алгоритму решения практических задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний, навыкам профессионального врачебного поведения, заполнению медицинской документации.

Изучение дисциплин специальности - осуществляется в основном на старших курсах. Ценным является то, что в учебный план педиатрического факультета наряду с общими вопросами, включены такие разделы, как детская неврология, детская офтальмология, фтизиопульмонология детского возраста, что позволяет всесторонне подойти к изучению патологии ребенка. В настоящее время, «сочетанная патология у детей требует изменений в подходах по выработке клинического мышления (учебные модули, комплексные лекции, клинические разборы, итоговая аттестация)» (И.Н. Денисов, 2006 ). Поэтому необходимо пересмотреть последовательность модулей клинических и профессиональных дисциплин и сделать их более рациональными.

Например, обучение студентов на цикле гинекология, рациональней проводить после изучения внутренних болезней на кафедре терапии, для этого возможно перенести весенний цикл занятий на осенний ( с 10 на 9 семестр) со сдачей экзамена в зимнюю сессию, а изучение гинекологии проводить в 10 семестре. От выпускника-педиатра медицинской академии, согласно государственному образовательному стандарту требуется «уметь организовать лечебно-профилактическую помощь населению ... уметь анализировать состояние здоровья населения в целом.» . Согласно учебной программы цикл «Общественного здоровья и здравоохранения начинается на 5 курсе, в 9 семестре (10 лекционных часов и 280 - практических цикловых занятий). Затем наступает годовой перерыв и эти же студенты, но уже шестикурсники, возвращаются на кафедру для продолжения изучения той же дисциплины (10 лекционных часов и 320 - практических занятий), в связи с чем нарушается целостность восприятия предмета студентами и

отсутствует объективная оценка знаний преподавателем. Поэтому наиболее благоприятным представляется проведение данного цикла на 5 курсе в количестве 20 лекционных часов и 600 - практических занятий с итоговым экзаменом. Кроме того, на 5 курсе изучается «Экономика здравоохранения», которую целесообразней изучать на 6 курсе, т. е. после того, когда студент изучит основные клинические дисциплины. Он будет иметь представление о том, для чего ему будут нужны знания по данному модулю, это повысит значимость и необходимость изучения предмета.

Внедрен в учебный процесс элективный курс по клинической патофизиологии. На которм применительно к конкретному больному болезнь рассматривается с позиций патогенеза различных воспалительных, метаболических процессов, анализируется терапия с точки зрения развития патологического процесса. Поэтому преподавание данной дисциплины целесообразно пересмотреть и перенести с 8 на 11 или 12 семестры, когда студенты уже имеют представление о заболеваниях.

Практические занятия по педиатрии, детским инфекционным и хирургическим болезням, поликлинической педиатрии проводятся на крупнейших клинических базах города: в краевой детской больнице, в городской клинической больнице № 20, в детской инфекционной больнице № 1, в городской детской больнице № 1. Студенты имеют возможность ежедневно курировать больных детей с различной патологией, участвовать в планерных заседаниях врачебного коллектива детского стационара или поликлиники, участвовать в проведении патологоанатомических и клинических конференциий.

Во время практических занятий преподаватель при активном участии студентов обсуждает вопросы конкретной темы, отрабатывает со студентами практические навыки. Практические занятия традиционно состоят из курации и разбора больных, клинических обходов, работы студентов в процедурных, перевязочных кабинетах, в операционных, на поликлиническом приеме больных. Студенты присутствуют при проведении современных методов диагностики (УЗИ, нейросонографии, доплерографии, компьютерной томографии, ангиографии, эндоскопии), имеют доступ к результатам современной лабораторной диагностики (биохимического статуса, иммунного фона, исследования системы гемостаза и др.).

В обучении студентов педиатрическим наукам используются индивидуальный, групповой и коллективный методы. Технология индивидуального обучения остается чрезвычайно важной и востребованной в подготовке врача-педиатра. Этот способ организации педагогического процесса с успехом применяется при работе со студентами педиатрического факультета в студенческом научном обществе и на практических занятиях у постели больного ребенка. Успешная индивидуальная работа преподавателя со

студентом строится на безоговорочном авторитете учителя и усердии ученика. Личным примером внимательного, компетентного и добросердечного отношения к больному ребенку и его семье преподаватель передает лучшие традиции отечественной педиатрической практики, учит будущего детского врача самостоятельно мыслить, делать выводы и принимать оптимальные решения.

Методами индивидуального обучения педиатрии являются совместная курация больных будущим врачом со специалистом высокой квалификации, анализ результатов работы врача или отделения под руководством педагога, собеседования по конкретным темам педиатрической науки и практики, совместные дежурства в стационаре, подготовка докладов к конференциям, статей и выступлений на семинарах.

Вторым способом обучения педиатрии, наиболее традиционным, является групповой. Он позволяет одному преподавателю готовить к педиатрической практике многих учеников. Он осуществляется путем посещения лекций, клинических и патологоанатомических конференций, консилиумов, семинаров, клинических разборов. В этом случае знания педагог передает группе студентов. Характерной чертой данного способа обучения является единая для всех программа, последовательность ее прохождения, единый для всех учебный материал.

Третьим, наиболее прогрессивным и трудоемким способом обучения в педиатрии считается коллективный. Методом коллективного обучения педиатрии можно считать курацию больных, когда каждый студент получает историю болезни с определенной патологией и в группе считается специалистом по этой проблеме. Он обязан глубоко изучить эпидемиологию, этиопатогенез, классификацию, клинику, методы диагностики и лечения того заболевания, которое диагностировано у курируемого больного, и поделиться этим с коллегами при ежедневном клиническом разборе. Полезно взаимодействие в парах, когда студенты перекрестно обсуждают изученные темы, обучают друг друга, тренируются и проверяют.

Коллективным способом, используемым на многих педиатрических кафедрах, является деловая игра при моделировании клинической или патологоанатомической конференции, когда каждый участник играет роль одного из специалистов (участковый педиатр, скорой помощи, врач приемного покоя, лечащий врач, врач-лаборант, консультант, заведующий отделением, реаниматолог или патологоанатом, врач-рецензент).

Использование в сочетании всех трех способов обучения при преподавании педиатрии позволяет активизировать и заинтересовать студента, показать ему, как важно уметь самостоятельно изучить проблему и передать знания другим, получая взамен их помощь.

В последнее время в изучении студентами детских болезней все шире стали использоваться компьютерные технологии. Все педиатрические кафедры имеют возможность работать в компьютерных классах. Персональный компьютер используется при демонстрации обучающих программ, слайдов, фильмов, фотографий, таблиц и рисунков. Он становится незаменим при объяснении нового материала, отсутствующего в учебниках, в расширении и углублении знаний студентов с высоким уровнем профессионального развития, при выполнении творческих, научно-исследовательских и экспериментальных работ. На занятии студенты могут пользоваться СБ-диском, работать с компьютерным вариантом учебника, проводить проверочные и тренинговые упражнения, разного рода тесты, создавать web-сайты. Стало привычным проведение текущего и заключительного контроля знаний студентов, а также экзаменов при помощи компьютеризированных тестовых заданий. Возможности использования компьютерных технологий в учебном процессе растут с каждым годом, они становятся разнообразнее, интереснее, доступнее.

Одним из важнейших средств профессионального воспитания и повышения качества подготовки будущих врачей-педиатров является исследовательская деятельность студентов. Она является обязательным структурным компонентом учебно-воспитательного процесса на педиатрических кафедрах. Исследовательская деятельность студентов представлена в виде двух больших циклов: работы студентов на всех видах учебных занятий - учебно-исследовательской работы студентов (УИРС) и работы в научных кружках.

Цель УИРС - формирование знаний, умений, навыков в области изучаемой дисциплины с позиций исследовательского подхода и научного метода познания. УИРС включает циклы работ студентов на лекции и практическом занятии. На лекции происходит формирование информационной базы специальности, основных мыслительных операций, таких, как анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, систематизация и классификация, логика мышления. Целью УИРС на практических занятиях является формирование умений применять знания и использовать методы исследования науки для решения типовых проблемных ситуаций, анализировать полученные данные и делать выводы. Основными видами исследовательской деятельности студентов на данном этапе является составление ситуационных задач с вариантами решения, диагностических и лечебных алгоритмов, применяются такие виды УИРС как круглые столы, клинические конференции, клинические разборы больных. Широко применяется техническое творчество студентов - выполнение альбомов, буклетов, макетов, таблиц, бюллетеней санитарного просвещения, слайдов, видеофильмов, мультимедийных презентаций по

содержанию обучения. Эта работа способствует формированию стойкого интереса к изучаемой дисциплине и профессии, углубленных знаний, творческого подхода к рутинной учебной деятельности.

Целью научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является формирование умения работать с научной литературой, провести правильный информационный поиск искомого, составлять аналитические обзоры, писать рефераты, делать сообщения по ним, приобретение умений проводить исследование соответственно современным требованиям науки. Ежегодно студенты, занимающиеся в кружках СНО на педиатрических кафедрах, активно участвуют в научно-практических конференциях, проводимых в КрасГМА и других медицинских ВУЗах страны, предоставляют работы на конкурс, публикуют их в специальных сборниках.

Осуществляя этот сложный процесс - процесс формирования врача нового уровня, нужно учитывать, что он может быть результативным только при условии интеграции трех начал - образования, науки и медицинской практики. По всем клиническим дисциплинам до 25% часов отводится на практические занятия в амбулаторно-поликлинических учреждениях (санитарская, сестринская, общеврачебная и поликлиническая практика). Формирование врача можно сравнить с «пазлами», которые постепенно собираются, дополняя друг друга, и в итоге, мы получаем специалиста-педиатра.

Реализация основной образовательной программы на практическом занятии должна быть приближена к практике, необходимо создание максимально благоприятных условий для развития творческой индивидуальности, развитию профессиональных стремлений студентов. Поэтому на таких предметах, как физика, математика, информатика, общая химия, анатомия человека, гистология, патофизиология, гигиена, фармакология, патологическая анатомия, общественное здоровье и здравоохранение, иностранный язык -должны быть лабораторные практикумы. Умению мы учим! Чтобы что-то уметь делать, нужно этому научиться. Например, каждый получивший разъяснение может сформировать в своем мышлении отчетливое понятие о том, как это сделать. То есть знание сформировано, но его недостаточно для того, чтобы уметь делать профессионально. Этому еще нужно учиться, так для того, чтобы получился врач педиатр модули (отдельные виды наук) гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, математических, медико-биологических дисциплин должны быть связаны с профессиональными и клиническими дисциплинами. Для этого необходимо, определить проблемные вопросы, провести согласование между кафедрами, для дальнейшего изучения того или иного вопроса, но уже применительно к профессиональной деятельности, что в настоящее время проводится еще недостаточно. В последнее время большое внимание уделяется

совершенствованию текущего и заключительного контроля знаний студентов. На всех кафедрах применяется рейтинговая система оценки знаний, которая стимулирует студентов к более ответственному отношению к учебе. Заключительный контроль осуществляется в виде экзамена. Обучение пропедевтике детских болезней завершается проведением переводного экзамена на 4 курсе и в конце 5 курса. В то же время не предусмотрены переводные экзамены по детской хирургии и детским инфекционным болезням, но вопросы по этим дисциплинам обязательно включаются в экзаменационные билеты на Государственной итоговой аттестации по педиатрии. Экзамены, и переводные и итоговый, осуществляются в 3 этапа. Первый этап - тестирование, второй - оценка практических умений, третий - устное собеседование. При выставлении итоговой оценки учитываются результаты по всем трем этапам и рейтинговая оценка за весь цикл обучения по изучаемой дисциплине, что позволяет более объективно оценить знания студента.

Важным разделом в обучении является лекционный курс, где очень важны три обстоятельства - лектор, студенты и место, где читается лекция. Педагог не должен забывать, что каждое слово произносится им не ради заполнения времени, а ради достижения определенной научно-педагогической цели. Преподаватель должен увлечь студентов так, чтобы они с нетерпением ждали новой встречи с ним. «Лекция ценна не тем, что лектор устно пересказывает изложенное в учебнике, а теми мыслями, которых в учебнике нет, но сообщаются лектором с эмоциональной окраской, порожденными встречами со студентами, личными размышлениями о содержании лекции, о возможных практических применениях теории ..все это живо воспринимается слушателями, и отличает лекцию от застывшего текста» (Б.Гнеденко, 2005) Лектор должен вызвать у слушателей прочные ассоциации новых определений, результатов, методов с уже имеющимися у них знаниями и с практическими задачами. Новые сведения только через некоторое время усваиваются студентами, и превращаются в действующий инструмент повседневной работы. Студент должен помнить, что лекция не заменяет учебник, а учебник никогда не заменит лекцию. Место, где проводится чтение лекции, должно соответствовать гигиеническим стандартам по площади, освещению, возможностью демонстрировать материал.

В настоящее время требования к специалисту педиатру велики. Согласно действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 - педиатрия, специалист должен уметь -организовать лечебно-профилактическую помощь населению, анализировать и оценивать состояние здоровья населения. Уметь оценить влияние на него факторов окружающей

среды. Решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать с ЭВМ. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Специалист в своей профессиональной деятельности должен применять знания основных физических, химических, биологических, физиологических закономерностей, процессов в норме и патологии. Уметь работать с лечебно-диагностической аппаратурой; строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии; основных характеристик лекарственных препаратов и форм, их классификации, фармакодинамики и фармакокинетики показаний к назначению и применению для профилактики и лечения; иностранного языка для профессионального общения (устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности.

Успешность профессиональной карьеры человека - одно из главных базовых понятий, поскольку оно определяет фундамент личной независимости, самоуважения и благосостояния, а значит, обеспечивает качество жизни. Человек должен продолжать свое обучение и реализовать сугубо личную «образовательную траекторию», непрерывно расширяя диапазон своих знаний.

Чтобы непрерывно учиться в течение своей жизни, каждому человеку необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, сильные моральные и материальные стимулы, практические возможности для учебы - свободное время, деньги и учреждения, в которых представляют образовательные услуги. Таким образом, личная мотивация к учению и разнообразные образовательные ресурсы являются ключевыми факторами непрерывного образования. Врач должен учиться всю жизнь. До настоящего времени система последипломного образования включала циклы общего усовершенствования и сертификационные. Как известно, детский врач проходит сертификационные циклы раз в 5 лет, а в течение этих текущих лет тематическое усовершенствование в большинстве своем, педиатры не проходят. Главные врачи их не отпускают, поскольку действительно очень сложно отпустить врача с рабочего места, т.к. заменить его некем. В своем докладе на Х конгрессе педиатров России (2006) И. Н.Денисов подробно остановился на этом вопросе: «Непрерывное профессиональное образование принципиально отличается от базового медицинского образования и систематической последипломной медицинской подготовки, тем что подразумевает проведение мероприятий в основном по типу самоподготовки и обучения на практике .... Подготовка должна осуществляться по индивидуальному плану, который создает врач» . В течение 5 лет до получения сертификата врач должен повышать свой уровень, набирая «кредиты». По словам декана послевузовского профессионального образования педиатров

профессора Е. Алексеевой, так живет весь мир. Никто в странах Евросоюза и в США не ездит на сертификационные циклы. Вся подготовка идет непрерывно. И.Н. Денисов в своем докладе предлагает систему набора кредитов 1 час=1 кредит, которая включает теоретическую работу и профессиональную подготовку между циклами. Приведем расчет кредитов из доклада Н.И. Денисова (Х конгресс педиатров России 2006 )

Расчет кредитов

Часы Кредиты

1. Теоретическая работа между циклами (заочная часть) 36 36

1.1. Статья в центральной печати и в медицинских периодических изданиях 4 4

1.2. Статья в местной печати 3 3

1.3. Защита кандидатской диссертации 7 7

1.4. Защита докторской диссертации 10 10

1.5. Выступление на съезде, симпозиуме, конференции 3 3

1.6. Представление тезисов на конференцию, съезд в соавторстве 2 2

1.7. Выступление на съездах, симпозиумах, конференциях по специальности 4 4

1.8. Выступление на зарубежных съездах, симпозиумах, конференциях 3 3

2. Профессиональная подготовка между циклами (заочная часть) 36 36

2.1. Освоение новых технологий 5 5

2.2. Участие и выступление на клиникоанатомических конференциях 3 3

2.3. Участие в апробации новых лекарственных средств 3 3

2.4. Участие в государственных и региональных программах по охране здоровья населения 3 3

2.5. Рационализаторские предложения 4 4

2.6. Изобретения 5 5

2.7. Обучения по программам дистанционного образования 4 4

2.8. Руководство интернами 3 3

2.9. Руководство ординаторами 3 3

2.10. Руководство производственной практикой 2 2

3. Профессиональная подготовка врача на сертификационном цикле(очная часть) 18 18

4. Клиническая подготовка врача на сертификационном цикле, в том числе и 18 18

подготовка по смежным специальностям 7 7

4.1. Фундаментальная подготовка 7 7

4.2. Общественное здоровье и здравоохранение 5 5

5. Итоговая аттестация 6 6

Тестирование 2 2

Собеседование 4 4

Всего кредитов за очную часть 36 36

В систему кредитов могут быть включены, также участие в школах проводимых при конгрессах, краевых конференциях, проводимых медицинской академией. При этом каждое участие в таких мероприятиях станет фиксироваться, и когда врачи будут приезжать на сертификационный цикл, должны будут предъявить те кредиты, которые заработали в течение 5 лет. Длительность цикла в таком случае может быть сокращена,

Для успешной реализации педиатрического образования важно повысить качество профессиональной подготовки студентов, для этого необходимо:

1) при составлении учебного плана приоритетными считать дисциплины, определяющие специальность врача-педиатра;

2) структура и содержание учебной программы должны быть гибкими и направленными на формирование личности врача-педиатра;

3) согласовать межкафедральные программы обучения;

4) при обучении студентов прививать принципы научной методологии и доказательной медицины;

5) при обучении студентов преподавателям необходимо использовать навыки биомедицинской этики;

6) максимально разукрупнить студенческие группы до 5-7 человек;

7) внедрить в учебный процесс созданные стандарты практических умений по педиатрии, детским инфекционным болезням и детской хирургии;

8) отработать единый подход к оценке знаний студентов педиатрического факультета;

9) совершенствовать материальную базу кафедр и академии для полноценного проведения лекций и практических занятий.

PEDIATRIC EDUCATION IN KRASNOYARSK STATE MEDICAL ACADEMY

N.A. Ilenkova Krasnoyarsk state medical academy Stages of pediatric education, problems and further trends are available in the article. According to the national educational standard of professional high education, specialist should organize medical care of people, analyze and evaluate state of population, use knowledge in practice. It is necessary to increase the quality of professional student training for successful realization of pediatric education.

Литература

1. Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник. Т.1. - СПб.: Питер, 2002. - 829 с.

2. Шленов Ю. Непрерывное образование в России // Высшее медицинское образование в России. - 2005. - №3. - С.36-49.

3. Евланова В. Когда кредит не в тягость // Мед. газета. - 2006. - №22. - С.5.

4. Конфедератов И. Лекция и учебник // Вест. высш. школы. - 2005. - №9. - С. 36-39.

5. Гнеденко Б.Вначале было слов // Вестн. высш. школы. - 2005. - №9. - С. 3943.

6. Бусыгин А.Г. Постановка вузовской лекции и оценка ее качества: Науч-метод. пособие. - Самара, 2005. - С. 10-11.

7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 040200-Педиатрия. - М., 2000. - 18с.

8. Вузовская педагогика: сб. науч. работ / Краснояр. мед. акад. - Красноярск, 2006. - 320 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.