Научная статья на тему 'Инновационные формы послевузовской подготовки'

Инновационные формы послевузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные формы послевузовской подготовки»

Из жизни вуза

109

Литература

1. Мелик-Гайказян И.В., Мелик-Гайказян

М.В, Тарасенко В.Ф. Методология моделирования нелинейной динамики сложных систем. — М., 2001.

2. Мелик-Гайказян И.В. Информационные

процессы и реальность. — М., 1998.

3. Миф, мечта, реальность: постнекласси-

ческие измерения пространства культуры / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. — М., 2005.

4. Мелик-Гайказян И.В. Информация и са-

моорганизация: методологический анализ. - Томск, 1995.

Е. МИХАЙЛОВА, доцент В. РЕВЯКИНА, профессор

Анализ количественной и качественной составляющих профессорско-преподавательского состава высшей школы Российской Федерации, выявление основных тенденций и возможных путей повышения его потенциала являются на сегодняшний день одной из актуальнейших задач управления системой образования.

Образовательный запрос современного общества в высококачественных специалистах формируется на основе, во-первых, личных потребностей, которые опираются на общечеловеческие ценности, во-вторых, требований изменяющегося мирового рынка труда, в-третьих, спроса научно-образовательного сообщества.

При разработке проекта модернизации системы послевузовского образования в ТГПУ учитывалась необходимость реализации таких управленческих процедур и такой системно-структурной политики, которые могли бы наиболее успешно обеспечить долгосрочную перспективу инновационной научно-исследовательской педагогической деятельности как процесса, приспосабливающего вузовс-

5. Мелик-Гайказян И.В. Методология моде-

лирования структур элитного образования // Высшее образование в России. -2006. - № 11; Материалы круглого стола «Элитное образование: проблемы организации» // Высшее образование в России. - 2007. - № 3.

6. Мелик-Гайказян И.В. Методологические

основания создания обобщенной модели коммуникации // Вестник Томского государственного педагогического университета. Сер. Гуманитарные науки (философия и культурология). - 2006. - Вып. 7; Тухватулина Л.Р. Принципы классификации моделей коммуникации // Там же.

кие ресурсы к динамичным условиям внешней и внутренней образовательной среды. Модельная разработка и проведение мониторинга потребности в кадрах высшей квалификации нашли свое практическое воплощение в создании инновационного структурного подразделения университета - Института теории образования (далее - ИТО) в составе из четы-

Инновационные формы послевузовской подготовки

110

Высшее образование в России • № 8, 2007

рех кафедр: педагога-исследователя, педагогики послевузовского образования, психологии послевузовского образования, истории и философии науки.

Основными задачами деятельности ИТО ТГПУ являются следующие:

■ обеспечение высокого научного потенциала сотрудников кафедр;

■ развитие экспериментальной, инновационной, научно-исследовательской деятельности;

■ применение в образовательном процессе современных педагогических технологий (личностно-ориентированных, дея-тельностных, проблемного обучения, информационно-развивающих и др.);

■ реализация сопряженных с вузом профессиональных образовательных программ;

■ разработка программ повышения квалификации в системе «аспирантура -докторантура ».

Сотрудники кафедр ИТО координируют работу научной лаборатории проблем развития общего образования, Школы молодого учёного, федеральныхи областных экспериментальные площадок, организуют учебный процесс для аспирантов и докторантов, стажеров-исследователей.

Ректорат ТГПУ предпринимает комплекс мер для совершенствования послевузовской подготовки специалистов. Среди них:

• повышение требований к конкурсному отбору в аспирантуру и докторантуру;

• выделение средств на развитие издательской деятельности, командировки, проведение конференций и социальную поддержку соискателей, аспирантов и докторантов.

Как показал более чем пятилетний опыт, это привело практически к линейному росту «остепенённости» в пределах около 3% в год. Такой ежегодный прирост преподавательских кадров с учеными степенями внушает оптимизм.

В настоящий момент ИТО ТГПУ на 100% укомплектован кадрами высшей квалификации и эффективно осуществляет

подготовку научно-педагогических кадров для вузов Томска и других регионов Сибири на высоком профессиональном уровне.

В практику работы Института теории образования внедрена методика повышения качества подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Формы работы разнообразны: лекции, практикумы, творческие и экспериментальные группы. Преимущественно используются активные методы обучения как способ стимулирования учебно-познавательной деятельности аспирантов и соискателей. Рассмотрим некоторые из них.

Обучающий методологический семинар. Характеризуетсянарастающей степенью содержательной и научной сложности, обеспечивает совершенствование процесса исследовательской деятельности аспиранта, разработку и внедрение комплексной модели научно-методологического сопровождения педагога-исследователя. По итогам его работы создается учебно-методический комплекс (программа, курс лекций, электронная полнотекстовая библиотека книг и статей по изученным темам). Продолжением процесса развития профессиональной компетентности молодых исследователей на обучающем семинаре служит вторая ступень - экспертно-обучаю-

Из жизни вуза

111

щий методологический семинар. Желающие участвовать в этой форме подготовки предлагают творческой группе единомышленников свою работу (статью, доклад, диссертацию) для коллективного осмысления методом мозгового штурма. Это помогает им увидеть и исправить недочеты, ошибки, а также получить первую «внешнюю экспертизу».

Экспертный методологический семинар, где ученый излагает концептуальные положения своей работы, - следующая форма получения оценки выполненного варианта исследования, которую можно считать своеобразной «генеральной репетицией » предзащиты.

Региональный научный методологический семинар. Организован с целью привлечения к работе с докторантами, аспирантами и соискателями ведущих ученых ТГПУ и Томска, крупных ученых из других городов России (в перспективе - известных зарубежных специалистов в области образования и подготовки научно-педагогических кадров). На его основе создается система

отбора наиболее способных к исследовательской деятельности студентов старших курсов для подготовки дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.

Инновационную по сути подготовку к ведению научно-исследовательской деятельности предоставляет «Сибирская школа молодого учёного », созданная и планово работающая в ТГПУ уже в течение 10 лет. Важной задачей школы является вовлечение студентов, аспирантов, молодых преподавателей, докторантов в активные формы научно-педагогической практики. Усилия организаторов школы направлены на то, чтобы повысить общенаучную культуру педагога-исследователя, усилить связь философских и общекультурологических курсов с базовыми предметами и соответствующими специальностями, совершенствовать систему иноязычной подготовки молодого ученого-педагога, поднять качество психолого-педагогической подготовки научной молодежи, органично соединить инновационные элементы обучения в аспирантуре и докторантуре с традиционными.

В. ЭПП, профессор, проректор

Деятельность университета в сфере меж, дународных связей включает следующие основные направления: обмен студентами и преподавателями в соответствии с договорами, заключёнными с зарубежными вузами; участие наших учёных в совместных научных и образовательных программах; проведение конференций и семинаров; открытие и поддержка представительств зарубежных организаций на базе ТГПУ; организация практик для студентов.

В университете открыты представительства Хиросимского университета (Япония), Вроцлавского университета (Польша), Хиросимского офиса учебного

Программы

международной

деятельности

и научно-исследовательского института ООН (ЮНИТАР).

Организованы академические обмены студентами и аспирантами с университетом Очаномицу (Япония), университетом Северной Каролины в Пемброуке (США), Шень-янским педагогическим университетом (Китай). Признание мировой научной общественностью результатов исследований, проводимых сотрудниками ТГПУ в области теоретической физики, лингвистики и этнологии, обеспечивает возможность преподавания ряда курсов иностранными преподавателями в ТГПУ и работу наших преподавателей в зарубежных университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.