Научная статья на тему 'Инновационные формы подготовки кадров высшей научной квалификации в институте теории образования ТГПУ'

Инновационные формы подготовки кадров высшей научной квалификации в институте теории образования ТГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гальцова Н. П.

Инновационные формы подготовки кадров высшей научной квалификации в институте теории образования ТГПУI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

nnovative Forms for Training of Higher Research Sprcialists within the Institute of Education Theory TSPU

Текст научной работы на тему «Инновационные формы подготовки кадров высшей научной квалификации в институте теории образования ТГПУ»

Н.П. Гальцова. Инновационные формы подготовки кадров высшей научной.

ИНФОРМАЦИЯ

Н.П. Гальцова

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ИНСТИТУТЕ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ТГПУ

Институт теории образования Томского государственного педагогического университета

В настоящее время становится чрезвычайно актуальной задача по разработке содержания, форм, методов, технологий, методик и поиска эффективных организационно-педагогических условий для формирования и развития молодого ученого-педа-гога XXI в. Для решение этих сложных задач 1 июня 2004 г. приказом ректора В.В. Обухова в Томском государственном педагогическом университете на базе кафедры педагога-исследователя, имеющей статус филиала кафедры ЮНЕСКО (г. Новосибирск) и руководимой доктором философских наук, профессором, членом-корреспондентом РАО В.А. Дмитриенко, было создано новое структурное подразделение - Институт теории образования (ИТО) ТГПУ Основными научными направлениями института являются: разработка общетеоретических и методологических проблем развития и функционирования общего и профессионального образования в структуре современного общества; исследование закономерностей и тенденций развития образования как теоретической основы управления и прогнозирования образования; совершенствование форм, методов, технологий подготовки научно-педагогических кадров; разработка и внедрение в образование инновационных технологий; раскрытие сущности и особенностей содержания педагогического творчества, способов и механизмов его формирования и развития, базирующихся на социальных и психолого-педагогических исследованиях в России и за рубежом; разработка педагогических оснований модернизации современной образовательной системы России, учитывая специфику сибирского региона; разработка моделей управления региональными и межрегиональными системами образования.

В системе подготовки кадров высшей квалификации большое значение придается организации научно-исследовательской деятельности педагога-исследователя в рамках существующих в ТГПУ аспирантуры и докторантуры по педагогическим специальностям 13.00.01 и 13.00.08, по которым в ТГПУ создан и плодотворно функционирует диссертационный докторский совет Д 212.266.01. Про-

ектирование научно-образовательной деятельности докторантов, аспирантов и соискателей, осуществление диагностического отслеживания результатов, рефлексии профессионального роста будущего ученого координирует сообщество научных руководителей, широко известных научной общественности. Реализация основной функции Института теории образования по подготовке высококвалифицированных кадров обеспечивается: разработкой научными сотрудниками инновационных педагогических технологий и методик; созданием эффективной системы психолого-педагогической подготовки кадров высшей квалификации и молодых специалистов к внедрению инновационных технологий в процесс обучения; написанием коллективных и индивидуальных научных монографий, пособий для аспирантов и докторантов; организацией и проведением научных конференций, симпозиумов различного уровня по темам исследований.

Для обеспечения непрерывности повышения квалификации в исследовательской работе в ИТО постоянно действует методологический семинар для молодых преподавателей, аспирантов, докторантов и соискателей, который проводится с целью разработки концептуальных основ общей теории образования, осмысления характера проблематики междисциплинарного исследования, планирования и организации педагогического эксперимента, повышения качества подготовки кандидатских и докторских диссертаций и эффективности публикационной деятельности в рамках профессионального развития кадров высшей квалификации. Теоретические задачи связаны с организацией и проведением комплексных исследований в области общей теории образования, концептуальных теоретикометодологических аспектов развития образования, в том числе исследований междисциплинарного характера, и с решением других актуальных проблем современной теории образования. Практикоориентированные задачи направлены главным образом на подготовку педагогических кадров высшей квалификации (кандидатов, докторов педагогических наук).

Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 2 (46). Серия: ПЕДАГОГИКА

Сегодня предъявляются достаточно серьезные требования к научной квалификации начинающего аспиранта. Уже на первом этапе работы предполагаются: достаточно широкая эрудиция; знание основ методологии научного исследования; собственное видение педагогических проблем, основанное на глубоком знании педагогики и психологии, философии, логики и других наук; сформированное диалектическое мышление; определенный опыт педагогической работы. В таком контексте не менее важен вопрос об отборе кандидатов для обучения в аспирантуре и докторантуре. Фактором, способствующим совершенствованию послевузовской подготовки, эффективности аспирантур и докторантур, является система стажировок в ИТО, за период прохождения которых соискатель может значительно пополнить свой научный потенциал, восполнить имеющийся пробел в знаниях, приобрести солидный опыт ведения экспериментальной и исследовательской работы. Предоставляемые возможности стажировки в ИТО являются, с одной стороны, предпосылкой, с другой - необходимым условием формирования исследовательской компетенции будущего ученого, выбора его индивидуальной стратегии научно-образовательной деятельности, равно как и устранения психологических барьеров (оказание помощи в снятии внутренних препятствий: неуверенности в себе, боязни публичных выступлений и т.д.).

Иную возможность подготовки к ведению научно-исседовательской деятельности педагогов предоставляет обучение в «Школе молодого ученого», созданной в ИТО с целью совершенствования и развития мировоззренческой, методологической, общетеоретической, психолого-педагогической, иноязычной, общекультурной и профессиональной подготовки научной молодежи. Она призвана: создать организационно-педагогическую систему с соответствующим содержательным наполнением процесса обучения молодых ученых-педагогов для ускорения темпов и повышения качества подготовки специалистов вы-

сшей научной квалификации; вовлечь студентов, аспирантов, молодых преподавателей, докторантов в активные формы научно-педагогической практики; активизировать работу научно-педагогического коллектива в плане поиска эффективных форм, методологии и методики формирования, совершенствования и развития научно-образовательного потенциала педагогического университета.

Эспериментальной базой для работы аспирантов, докторантов и соискателей по специальностям 13.00.01 и 13.00.08 является созданная при ИТО научная лаборатория проблем развития общего образования, деятельность которой включает в себя: выполнение научно-исследовательских проектов; подготовку и проведение научных совещаний и конференций по теме исследований; подготовку к изданию научных материалов, полученных в ходе реализации программ исследований; разработку содержания учебных дисциплин по актуальным направлениям профессиональной подготовки; организацию экспериментальных площадок в рамках темы и задач лаборатории.

В состав ИТО входят две кафедры (педагога-ис-следователя, инновационных технологий в образовании), научная лаборатория проблем развития общего образования и действующие инновационные формы подготовки аспирантов и докторантов: школа молодого ученого; методологический семинар, проектные научные группы).

Интеграция науки и практики, высокая прикладная ценность проводимых научных исследований, четко организованная система непрерывной подготовки педагогических кадров высшей квалификации позволяет рассматривать Институт теории образования как инновационную структуру высшего профессионального образования Томского государственного педагогического университета, обладающую серьезным уровнем кадрового потенциала и имеющую широкие перспективы для дальнейшего развития и совершенствования.

Е.В. Вторина

О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.266.01 ПО ПЕДАГОГИКЕ

Томский государственный педагогический университет

Решением ВАК Министерства образования РФ от 24 мая 1999 года был создан диссертационный совет (ДС) в Томском государственном педагогическом университете по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностям: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Начиная с этого

времени и по настоящий момент ДС выполняет задачи по подготовке кадров высшей квалификации, способствуя развитию их научной деятельности. В состав совета входят 13 докторов, 1 кандидат наук, председатель совета - Валерий Александрович Дмитриенко, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.