Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 2 (46). Серия: ПЕДАГОГИКА
Сегодня предъявляются достаточно серьезные требования к научной квалификации начинающего аспиранта. Уже на первом этапе работы предполагаются: достаточно широкая эрудиция; знание основ методологии научного исследования; собственное видение педагогических проблем, основанное на глубоком знании педагогики и психологии, философии, логики и других наук; сформированное диалектическое мышление; определенный опыт педагогической работы. В таком контексте не менее важен вопрос об отборе кандидатов для обучения в аспирантуре и докторантуре. Фактором, способствующим совершенствованию послевузовской подготовки, эффективности аспирантур и докторантур, является система стажировок в ИТО, за период прохождения которых соискатель может значительно пополнить свой научный потенциал, восполнить имеющийся пробел в знаниях, приобрести солидный опыт ведения экспериментальной и исследовательской работы. Предоставляемые возможности стажировки в ИТО являются, с одной стороны, предпосылкой, с другой - необходимым условием формирования исследовательской компетенции будущего ученого, выбора его индивидуальной стратегии научно-образовательной деятельности, равно как и устранения психологических барьеров (оказание помощи в снятии внутренних препятствий: неуверенности в себе, боязни публичных выступлений и т.д.).
Иную возможность подготовки к ведению научно-исседовательской деятельности педагогов предоставляет обучение в «Школе молодого ученого», созданной в ИТО с целью совершенствования и развития мировоззренческой, методологической, общетеоретической, психолого-педагогической, иноязычной, общекультурной и профессиональной подготовки научной молодежи. Она призвана: создать организационно-педагогическую систему с соответствующим содержательным наполнением процесса обучения молодых ученых-педагогов для ускорения темпов и повышения качества подготовки специалистов вы-
сшей научной квалификации; вовлечь студентов, аспирантов, молодых преподавателей, докторантов в активные формы научно-педагогической практики; активизировать работу научно-педагогического коллектива в плане поиска эффективных форм, методологии и методики формирования, совершенствования и развития научно-образовательного потенциала педагогического университета.
Эспериментальной базой для работы аспирантов, докторантов и соискателей по специальностям 13.00.01 и 13.00.08 является созданная при ИТО научная лаборатория проблем развития общего образования, деятельность которой включает в себя: выполнение научно-исследовательских проектов; подготовку и проведение научных совещаний и конференций по теме исследований; подготовку к изданию научных материалов, полученных в ходе реализации программ исследований; разработку содержания учебных дисциплин по актуальным направлениям профессиональной подготовки; организацию экспериментальных площадок в рамках темы и задач лаборатории.
В состав ИТО входят две кафедры (педагога-ис-следователя, инновационных технологий в образовании), научная лаборатория проблем развития общего образования и действующие инновационные формы подготовки аспирантов и докторантов: школа молодого ученого; методологический семинар, проектные научные группы).
Интеграция науки и практики, высокая прикладная ценность проводимых научных исследований, четко организованная система непрерывной подготовки педагогических кадров высшей квалификации позволяет рассматривать Институт теории образования как инновационную структуру высшего профессионального образования Томского государственного педагогического университета, обладающую серьезным уровнем кадрового потенциала и имеющую широкие перспективы для дальнейшего развития и совершенствования.
Е.В. Вторина
О РАБОТЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА Д 212.266.01 ПО ПЕДАГОГИКЕ
Томский государственный педагогический университет
Решением ВАК Министерства образования РФ от 24 мая 1999 года был создан диссертационный совет (ДС) в Томском государственном педагогическом университете по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальностям: 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 Теория и методика профессионального образования. Начиная с этого
времени и по настоящий момент ДС выполняет задачи по подготовке кадров высшей квалификации, способствуя развитию их научной деятельности. В состав совета входят 13 докторов, 1 кандидат наук, председатель совета - Валерий Александрович Дмитриенко, член-корреспондент РАО, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заместитель
Н.Л. Винниченко, Э.Г. Гельфман, В.И. Ревякина, Е.А. Румбешта. Современный учитель.
председателя совета - Анатолий Дмитриевич Ко-пытов, доктор педагогических наук, профессор; ученый секретарь диссертационного совета - Елена Вениаминовна Вторина, кандидат педагогических наук, доцент.
За период с 1999 г. по настоящее время в диссертационном совете Д 212.266.01 защищено 6 докторских диссертаций и 73 кандидатские диссертации (таблица).
Данные представленных таблиц позволяют сделать вывод о росте общего числа защищаемых диссертаций и, соответственно, об увеличении числа профессиональных кадров высшей квалификации, так как подготовка и защита диссертаций оказывает существенное влияние на профессиональную компетентность и педагогическое мышление педагога, специализирующегося в области образования.
География диссертационных исследований, рассмотренных в ДС, довольно широка. Это работы из Новокузнецка, Красноярска, Новосибирска, Томска, Прокопьевска, Майкопа, Ханты-Мансийска, Юрги, Москвы, Благовещенска, Бийска, Барнаула, Горно-Алтайска, Кемерова, а также из Монголии.
Диссертационные исследования, представленные в ДС, посвящены актуальным теоретическим проблемам развития современного образования, поиску путей и средств решения противоречий в практической, профессиональной деятельности педагога и направлены на разработку: теоретических оснований и организационно-педагогических условий формирования учителя, личности учащихся в различных образовательных системах; использование современных компьютерных технологий и маркетингового подхода в управлении образовательным процессом.
Методическая и практическая значимость диссертационных исследований заключается в возможности широкого использования их результатов (образовательных программ, проектов, учебных пособий): в различных типах образовательных учреждений, и прежде всего педагогических; в учебно-воспитательном процессе различных систем повышения квалификации; для совершенствования и повышения эффективности работы муниципальных и региональных органов управления образованием; в послевузовской подготовке научно-педагогических кадров.
Диссертация Шифр 1999 2000 2001 2002 2003 2004 Всего
Докторская 13.00.01 - 1 1 2 - - 4
13.00.08 - - - 1 1 - 2
Кандидатская 13.00.01 4 11 7 9 12 7 50
13.00.08 1 1 4 5 8 4 23
Н.Л. Винниченко, Э.Г. Гельфман, В.И. Ревякина, Е.А. Румбешта
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ: ПОДГОТОВКА, ОПЫТ, КОМПЕТЕНЦИИ
Томский государственный педагогический университет
Под таким названием, отражающим основные проблемы российской системы общего образования, в Томском педагогическом университете 3-4 ноября 2004 г. прошла Всероссийская конференция педагогической общественности. В работе приняли участие представители Брянска, Екатеринбурга, Кургана, Новосибирска, Барнаула, Новокузнецка, Кемерова, Анжеро-Судженска, Северска, Тюмени, Челябинска, Горно-Алтайска, Красноярска, Абакана, Томска и Томской области.
На пленарном заседании прозвучали тревожные мысли о том, что процесс развития профессионального опыта учителя сопряжен с непрерывным преодолением многочисленных проблем, обусловленных падением престижа учительской профессии из-за ее материального неблагополучия, а также с разрешением обширного спектра теоретических и практических противоречий. В выступлениях на
пленарном заседании В.И. Ревякиной (Томск), Э.А. Власовой (Екатеринбург) было четко обозначено, что к многочисленному ряду противоречий следует отнести такие: между динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью рядового учителя массовой общеобразовательной школы к их осуществлению; между личностной потребностью учителя в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; между потребностью общества в расширении образовательных услуг и сокращением рабочего времени учителей. Выступающие подчеркивали, что в стране вполне достаточно учебных заведений, выпускающих специалистов педагогического профиля, что «вечная» учительская профессия является востребованной даже в условиях жестокой безработицы, однако при этом сегодня практически каждый субъект РФ испытывает дефицит квалифицированных педагоги-