Научная статья на тему 'Гессеновские чтения в Томске'

Гессеновские чтения в Томске Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИКА / ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЁНОГО / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENTIFIC CONFERENCE / EDUCATION PHILOSOPHY / PEDAGOGY / SCHOOL OF YOUNG SCIENTIST / MODERN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревякина Валентина Ивановна

В статье освещены итоги научной конференции, посвящённой памяти выдающегося философа и педагога С.И.Гессена. Представлены некоторые современные формы научно-исследовательской подготовки аспирантов в Томском государственном педагогическом уиверситете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper deals with the results of scientific conference devoted to the well known philosophy and pedagogy S.I.Gessen's memory. Some modern forms of the postgraduates research training in Tomsk government pedagogical university are presented.

Текст научной работы на тему «Гессеновские чтения в Томске»

ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 37.013.76

В. И. Рееякина ГЕССЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ТОМСКЕ

Томский государственный педагогический университет

В Томском педагогическом университете обращение к имени, творчеству и наследию С. И. Гессена не ново, впервые конференция по этой тематике проводилась ещё в 1997 г. в связи со столетием со дня рождения этого замечательного деятеля, в мировом сообществе признанного выдающимся педагогом XX в. Так было положено начало традиции, в продолжение которой 13-15 октября 2008 г. в ТГПУ состоялась Международная научно-практическая конференция «Развитие творческого потенциала личности и повышение профессиональной культуры педагога» в память выдающегося отечественного философа и педагога Сергея Иосифовича Гессена. В течение трёх дней интересной, интенсивной, интеллектуальной работы в проводимых мероприятиях приняли участие 284 человека, среди которых подавляющее большинство было представлено аспирантами, студентами, учителями школ Томска, Перми, Кемерова, Северс-ка, Прокопьевска, Новокузнецка, Новосибирска. Прибывшие иностранные гости и заочные участники представляли Австралию, Монголию, Украину, США.

С. И. Гессен, автор фундаментального труда «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», является одним из наиболее ярких действующих лиц педагогического Томска периода 1917-1921 гг. Именно он, профессор Императорского Томского университета и лектор Томского учительского института, Высших женских курсов, а также организатор летних учительских курсов внёс значительный вклад в просвещение томского учительства, в повышение его профессионального уровня. В Томске сформировалась и его оригинальная педагогическая система как прикладная философия. Блестящие лекции, которые он читал сначала педагогам в Петрограде, а затем томским учителям, и легли в основу его классического труда, впервые изданного в 1923 г. в Берлине и переизданного в Москве в 1995 г. [1]. В произведении представлен многовековой опыт мировой и российской педагогики, содержится анализ важнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России и за рубежом, освещаются перспективные идеи педагогики. Книга явилась источником изучения творческой лаборатории учёного, его связей с томским учительством.

Выступивший на конференции с пленарным докладом «Философия образования С. И. Гессена и перспективы формирования современной эдукологии» профессор С. И. Ануфриев изложил современные научные позиции по поводу статуса философии образования. Точки зрения учёных различны: по мнению одних, это - особый раздел философского знания; другие подразумевают философско-методологическое введение в педагогику; третьи мыслят эту дисциплину как фундамент общей теории педагогики. Есть и такая интерпретация: философия образования - это структурообразующий элемент формирующейся междисциплинарной области знания науки об образовании - эдукологии, в состав которой входят помимо педагогических и психологических наук целый ряд философских, медико-биологических, гуманитарных, технических и других наук.

Доктор философских наук, профессор И. В. Ме-лик-Гайказян в своём докладе «Образование как путь обретения себя» акцентировала одну из ключевых проблем философии - определение целей образовательной, воспитательной деятельности как способ приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, морали, нравственности, гражданственности.

Третий докладчик (доцент Л. М. Найбороденко) в своём пленарном докладе подробно осветила яркий и многоплановый томский период деятельности С. И. Гессена.

Выступления по различным аспектам современной педагогики и на пленарном, и на секционных заседаниях перекликались с ведущими педагогическими идеями этого выдающегося мыслителя. Так, в ряде сообщений подчёркивалось, что наиболее фундаментальные исследования по проблеме взаимосвязи философии и педагогики относятся к концу XIX - первой трети XX в., и среди наиболее значимых авторов был С. И. Гессен. Сергей Иосифович Гессен, различая науки теоретические и прикладные, полагал взаимосвязь философии и педагогики в том, что философия как наука теоретическая решает фундаментальные проблемы образования, а педагогика как наука прикладная - проблемы «искусства» педагогической деятельности. Для каждого раздела философии, по С. И. Гессену, есть соответствующий прикладной раз-

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 2 (80)

дел. Именно в этом смысле С. И. Гессен именовал педагогику прикладной философией. В рамках данной позиции выход на педагогическую практику

С. И. Гессен мыслил следующим образом: с его точки зрения, философы разрабатывают цели, методологические принципы, а педагоги-теоретики на этой основе - нормы педагогической деятельности.

Участники конференции в своих докладах на секционных заседаниях отмечали важность и актуальность избранной проблематики, связанной с научнопедагогическим наследием выдающегося ученого-педагога XX столетия С. И. Гессена. Действительно, вполне закономерным является проведение данной конференции в Томске, на базе ТГПУ, где начинался пероначальный этап весьма плодотворной научно-педагогической деятельности этого крупного ученого, получившего впоследствии мировую известность и признание. Настоящая конференция, по единодушному мнению участников этого научного события, есть попытка современного научного прочтения оригинальных педагогических идей С. И. Гессена. Более широкое и глубокое осмысление его теоретического наследия важно как для дальнейшего плодотворного развития педагогической науки и практики, так и для более полного воссоздания историко-педагогического значения этой выдающейся фигуры в истории отечественного образования.

На основании изложенного участники конференции приняли решение:

1. Ввести в традицию проведение Гессеновских чтений, посвященных творчеству и наследию великого педагога и философа, не реже 1 раза в 2 года.

2. Шире и глубже использовать творческое наследие С. И. Гессена в учебном процессе, особенно в преподавании педагогических дисциплин, философии и истории педагогической науки.

3. Внести научные труды С. И. Гессена в список обязательной литературы для аспирантов и соискателей, сдающих кандидатский минимум по педагогике и философии.

4. Расширить тематику дипломных работ студентов и кандидатских диссертаций, опираясь на научное наследие С. И. Гессена.

5. В целях повышения методологической и общепедагогической культуры молодёжи, занимающейся научными исследованиями, шире использовать теоретическое наследие С. И. Гессена в работе научно-методологических семинаров, в диспутах, мастер-классах и в других организационно-педагогических формах научной подготовки аспирантов и соискателей.

6. Пропагандировать в средствах массовой информации различные аспекты многогранной деятельности С. И. Гессена.

В рамках этой конференции 14-15 октября была проведена традиционная, XII Сибирская школа молодого ученого (СШМУ) для студентов, аспирантов, докторантов, соискателей учёных степеней.

Целевая установка пролонгированной деятельности СШМУ - обеспечить организационно-педагогическую систему с соответствующим содержательным наполнением процесса обучения молодых ученых-педагогов, потенциальных вузовских преподавателей, специалистов высшей научной квалификации. Важной задачей является вовлечение студентов, аспирантов, молодых преподавателей, докторантов в активные формы научно-педагогической практики. Усилия организаторов Школы направлены на то, чтобы повысить общенаучную исследовательскую культуру педагога-исследователя; усилить связь педагогических, философских и общекультурологических дисциплин с базовыми специальностями; повысить качество психолого-педагогической подготовки научной молодежи; органически соединить инновационные элементы обучения в аспирантуре и докторантуре с традиционными.

XII Школа молодого учёного начала свою работу экспертным методологическим семинаром по теме «Формирование поликультурной компетентности будущего педагога в процессе обучения иностранному языку» (докладчик - аспирантка ТГПУ И. С. Мед-никова). Эта форма работы СШМУ предусматривает обеспечение возможности молодому исследователю предъявить на коллективное научное обсуждение результаты своей экспериментальной работы, получить в качестве внешней экспертной оценки доброжелательные советы и рекомендации по улучшению или некоторому изменению направления дальнейших научных поисков. То есть, по заключению аспирантов, данный вид семинара для докладчика можно рассматривать как своеобразную репетицию будущей предзащиты. Для остальных участников экспертного методологического семинара - это полезное приобретение опыта проведения и культуры научной дискуссии, научной самореализации и успешной самопрезентации, поучительная фиксация чужих ошибок с целью недопущения подобных в своих выступлениях.

Продолжением Школы стало проведение пяти мастер-классов:

• Река жизни: способность к постоянной рефлексии, осноеанной на базоеой коммуникатиеной культуре (Ведущий: Частоколенко Яна Борисовна, к.психол.н., доцент, ИТО ТГПУ).

• Философский смысл науки (Ведущий: Чупа-хин Николай Петрович, д.филос.н., профессор, ТГПУ).

• Диагностика потенциальных еозможнос-тей и перспектиеыразеития личности (Ведущий: Соколова Ирина Юрьевна, д.пед.н., профессор, ИТО ТГПУ).

• Продуктиеная технология обучения чтению, письму и риторике учащихся 0-1 классое (Ведущий: Востриков Андрей Андреевич, д.пед.н., профессор, ИТО ТГПУ).

• Образоеательные и досугоеые предпочтения молодёжи разных стран (Ведущий: Xенри Дейв, преподаватель колледжа, Австралия).

На последнем из названных мастер-классов хотелось бы остановиться подробнее. В настоящее время иностранные гости в нашем некогда закрытом городе, а также в учебных заведениях Томска уже давно никого не удивляют, в том числе в педагогическом университете. Однако интерес молодёжи к неформальному общению с представителями дальнего зарубежья по-прежнему не утрачен. Послушать иностранного коллегу пришли школьники, студенты, учителя и преподаватели ряда томских учебных заведений. В данном случае повышенный интерес (конференц-зал с трудом вместил около 50 участников) был обусловлен тем, что гость из Австралии для многих присутствующих оказался ровесником по возрасту, коллегой по профессии с вполне определившимся проблемным полем своих исследовательских поисков.

Первая часть сообщения Xенри Дейва на английском языке была посвящена его собственной исследовательской деятельности в области психологии -развитию человека от раннего детства до юности с позиций теории Эриксона. Таким теоретическим вступлением ведущий на собственном примере показал научно-исследовательские предпочтения определённой части австралийской студенческой молодёжи, образно описывая на материале своего исследования поведение ребенка в каждой возрастной стадии, его взаимоотношения со сверстниками, учителями, родителями. Зная, что в аудитории находятся будущие педагоги или уже приступившие к самостоятельной работе молодые учителя, Дейв постоянно акцентировал важнейшую роль педагогических работников в формировании характера ребенка, и многочисленными примерами иллюстрировал связь между развитием в детском возрасте и успехами человека во взрослой жизни. Изложение доклада сопровождалось демонстрацией слайдов на большом экране, а теоретические блоки перемежались примерами из собственной практики работы австралийского преподавателя.

После непродолжительной теоретической части началось неформальное общение в диалоговом режиме. Студентов и аспирантов педагогического вуза интересовали способы урегулирования в Австралии конфликтов между учителями и учащимися и их профилактика, значение микроклимата образовательного учреждения и его влияние на формирование ха-

рактера ребенка. Ведущий Xенри Дейв высказал собственное оценочное суждение о взаимоотношениях между учителем и ребенком через призму статусной позиции ребенка в среде сверстников, нормализация которой является главной задачей преподавателя. Присутствовавших учителей и преподавателей интересовало расписание занятий и учебные дисциплины католического колледжа, в котором работает Xенри Дейв, а также авторские педагогические наработки по развитию личностных качеств учащихся. Поскольку сам Дейв - преподаватель физкультуры (в основном, футбола и плавания), он продемонстрировал принципы развития личности ученика на примере обучения детей спортивным играм, обратив внимание на вопросы мотивации воспитанников в соответствии с уровнем их познавательных способностей. В неформальном общении были и вопросы о самом Дейве, его досуговых приоритетах, о его семье, учениках, друзьях. Студенты ТГПУ попросили австралийского преподавателя сравнить климат Сибири с австралийским, и, вопреки ожиданиям, мнение оказалось позитивным. Школьников интересовало мнение австралийского гостя о стереотипах австралийцев относительно россиян. Ведущий заметно обрадовался, получив подобный вопрос, и ответил, что русских в Австралии считают умными, образованными, но чрезвычайно серьёзными и неулыбчивыми людьми. В сравнительном плане с бытовыми нормами австралийской молодёжи его удивила во время двухмесячного пребывания в Томске честность пассажиров городского транспорта, в обязательном порядке оплачивающих свой проезд. В целом, мастер-класс вызвал интерес педагогической общественности Томска. В результате помимо этой встречи в рамках научной конференции в память С. И. Гессена и Школы молодого учёного австралийский преподаватель провёл цикл практических занятий со студентами психологического факультета и факультета иностранных языков педагогического университета, с учителями томских гимназий и педагогами учреждений дополнительного образования.

Многие из участников проведенных мероприятий установили личные дружеские контакты с коллегой из Австралии и обменялись электронными адресами с представителем Зелёного континента. Как показывает уже имеющийся опыт научной и педагогической общественности, вполне реально, что наметившееся сотрудничество в будущем разовьется в полноценное взаимодействие двух различных образовательных систем - российской и австралийской.

Литература

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.

Поступила е редакцию 19.11.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.