Научная статья на тему 'Становление теории образования С. И. Гессена как «Прикладной философии»'

Становление теории образования С. И. Гессена как «Прикладной философии» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1261
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ГЕТЕРОЛОГИЯ / ДИАЛЕКТИКА / PEDAGOGICAL THEORY / EDUCATION / PERSONALITY / CULTURE / PHILOSOPHY OF VALUES / HETEROLOGY / DIALECTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилкина Наталья Валерьевна

В статье рассматривается философско-педагогическая концепция С.И. Гессена в процессе ее становления. Основное внимание уделяется эволюции взглядов мыслителя на предмет и метод педагогики как «философской науки». Анализируется научный статус педагогики и ряд ее методологических особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of S. Hessen’s theory of education as “the applied philosophy

The article concerns S.I. Hessen’s philosophical and pedagogical conception in the process of its formation. It is focused on the evolution of the thinker’s views on the object and method of pedagogy as a “philosophical science”. Scientific status of pedagogy and its methodological particularities are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Становление теории образования С. И. Гессена как «Прикладной философии»»

УДК 101.1:316 ББК 60.02

Н. В. Данилкина

Становление теории образования С. И. Гессена как «прикладной философии»

В статье рассматривается философско-педагогическая концепция С.И. Гессена в процессе ее становления. Основное внимание уделяется эволюции взглядов мыслителя на предмет и метод педагогики как «философской науки». Анализируется научный статус педагогики и ряд ее методологических особенностей.

Ключевые слова: педагогическая теория, образование, личность, культура, философия ценностей, гетерология, диалектика.

С.И. Гессен (1887-1950) вошел в историю философской мысли, прежде всего, как автор философско-педагогических трудов, в которых наиболее ярко проявилось его стремление явить «практическую мощь философии» [5, с. 20]. Современники отмечали особое дарование мыслителя в области «прикладной философии», т. е. в применении общих философских принципов к различным сферам жизни и творчества человека [7, с. 506].

В построении своей концепции образования С.И. Гессен исходит из понимания педагогической науки как области знания, органически связанной с философией. Как подчеркивает сам ученый, речь здесь идет не только об «индивидуальном союзе» философии и педагогики, представленном у Платона, Аристотеля, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других мыслителей, а о том фундаментальном значении, которое имеет философская проблематика для педагогики [2, с. 55].

Традицию «философской педагогики» С.И. Гессен прослеживает начиная с Платона и заканчивая немецким философом Ф.Д. Шлейер-махером, а в научной литературе начала XX в. последовательное построение педагогики как науки, основанной на философии, находит лишь в трудах П. Наторпа1. В ранний период творчества обращение ученого преимущественно к именам немецких философов не случайно, поскольку в 1905-1909 гг. в числе других российских студентов (Ф. Сте-

1 Наторп Пауль (1854-1924) - немецкий философ, вместе со своим учителем Г. Когеном возглавлявший марбургскую школу неокантианства. Наиболее часто цитируемые С.И. Гессеном работы: «Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности» (1911), «Развитие народа и развитие личности» (1912), «8о21аМеаН8шш. №ие ШсИШтеп 8021а1ег ЕгаеЬи^» (1920) и др.

пун, Б. Яковенко и др.) он обучался в Гейдельберге и Фрейбурге под руководством выдающихся неокантианцев В. Виндельбанда, Г. Риккерта и Г. Еллинека, Б. Ласка, И. Кона.

Вскоре после возвращения в Россию С.И. Гессен начал свою педагогическую деятельность в качестве приват-доцента в Петербургском университете, где его коллегами по кафедре были уже известные философы: А.И. Введенский, Н.О. Лосский, И.И. Лапшин, С. Л. Франк, В.Э. Сеземан и др. С некоторыми из них ученый впоследствии встретился в эмиграции.

В Петербурге С.И. Гессен продолжал изучать неокантианство, в особенности его марбургское направление, а лето 1910 г. провел в Марбурге, где посещал семинары Г. Когена, П. Наторпа и начинающего в то время Н. Гартмана1. В дальнейшем философ проявляет исключительное внимание к творчеству представителей данной школы: идея педагогики как «прикладной», «конкретной» философии, принадлежащая П. Натор-пу, и концепция духовного бытия Н. Гартмана развиваются С.И. Гессеном в его философско-педагогических трудах.

Именно в непродолжительный петербургский период, проходивший в связи с издательской деятельностью С.И. Гессена в поездках между двумя российскими столицами, зарождается его глубокий научный интерес к теории образования: «Педагогика была для меня совершенно неизведанной областью, однако я намеревался заняться ею всерьез. Спустя два года я уже нисколько не думал, что занялся несвойственным мне делом», - писал С.И. Гессен позднее в своем автобиографическом очерке [3, с. 420]. В 1916 г. он с успехом читает свой первый курс лекций по педагогике для учителей основной школы.

Среди первых теоретических курсов приват-доцента С.И. Гессена в Петербургском университете значился курс «История педагогических систем в связи с общей историей философии», положивший начало построению системы «философской педагогики» [9, с. 10]. В 1917-1921 гг., вплоть до отъезда ученого за рубеж, эта система продолжала складываться и уточняться в Томске в ходе подготовки лекций для студентов Томского университета, высших женских курсов, народного университета. На основе этих лекций была написана книга «Основы педагогики. Введение в прикладную философию», которая была опубликована

1 Гартман Николай (1882 - 1950) - немецкий философ, выпускник

Петербургского университета (1901), а затем марбургской школы неокантианства (1907); основоположник «критической» онтологии.

С.И. Гессеном уже в эмиграции в 1923 г. и принесла ученому известность в европейских научно-педагогических кругах1.

Подзаголовок книги свидетельствует о стремлении автора свести воедино проблемы педагогики и философии. Отталкиваясь от формулировки П. Наторпа, С.И. Гессен стремится в большей мере, нежели мар-буржский философ, подойти к конкретным вопросам педагогики и показать, что даже самые частные из них возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам, тогда как самые отвлеченные философские вопросы имеют конкретное, «жизненное» значение [5, с. 20]. В книгу вошел практически без изменений очерк 1919 г. «Педагогика как наука»2, в котором философ предпринимает первые попытки определить статус педагогики, причисляя ее к так называемым практическим наукам, устанавливающим правила, нормы человеческой деятельности.

Со временем отношение к нормотворческой функции педагогики меняется. Так, двадцать лет спустя С.И. Гессен пишет: «Из того, что педагогика является прикладной философией, вовсе не следует, что она является “нормативной наукой”. Она вовсе не является наукой о том, что следует сделать, и еще менее “искусством”, которое формулировало бы правила (“нормы”) должного поведения... Настоящая наука никогда не занимается установлением правил поведения: ни технология, ни медицина, ни какая-либо другая прикладная естественная наука, ни даже политика, коль скоро она действительно трактуется как прикладная наука истории» [13, б. 96]. Более четко определяются методологические основы педагогики: «Как теория образования она является прикладной философией, потому имеет тот же предмет, что и философия, а именно культурные ценности, или духовную жизнь, в которой реализуются эти ценности. Она изучает структуру этих ценностей и рост духовной жизни как рост целей и заданий образования, т. е. руководствуясь практическими взглядами. Педагогика поэтому прикладная наука, пользующаяся тем же методом, что и философия» [13, б. 96-97]. Обнаружив данное единство метода и предмета, ученый утверждает невозможность существования педагогики как автономной науки, независимой от философии.

1 В России до 1995 г. публиковались лишь отдельные фрагменты этого труда.

2 Опубликовано как очерк первый «Очерков философской педагогики» в «Журнале Министерства народного просвещения» правительства адмирала А.В. Колчака [6].

Следует учесть, что С.И. Гессен придерживается классификации наук так называемого плюралистического типа, согласно которому «некоторые науки различаются между собою не только количественно (по степени точности), но и качественно. Научный метод, может быть и единый в своей основе,

Как исследователь С.И. Гессен был убежден, что всякая педагогическая система есть только приложение к жизни философских воззрений его автора. Какие же воззрения легли в основу его собственной концепции?

Исходным пунктом развития философских взглядов С.И. Гессена является концепция трансцендентального эмпиризма, которую он развил в докторской диссертации «Индивидуальная причинность» (1909), написанной под руководством Г. Риккерта. В данном труде ученый впервые обращается к проблеме индивидуального как носителя объективности, которая могла возникнуть, по его убеждению, лишь на почве кантовского трансцендентализма [12, б. 1-2]. Аналогично в «Основах педагогики» индивидуальное трактуется автором шире, чем человеческая индивидуальность.

Согласно С.И. Гессену, индивидуальное существует в мире как незаменимое. В отличие от присущего природе экземплярного, характеризующегося своей единичностью и неповторимостью, индивидуальное обладает «безусловной ценностью, сообщающей ему печать единственного в своем роде» [5, с. 258]. Только то (лицо или группа лиц, событие или предмет), что внесло свой вклад в решение сверхвременных заданий культуры, становится индивидуальным, поскольку может занять свое незаменимое место в целокупности человеческого творчества. Таким образом, С.И. Гессен подводит к той мысли, что «историческое и есть индивидуальное: только то, что укоренено в культурной ценности, становится сразу и незаменимым и сохраненным от забвения» [5, с. 259]. Еще Г. Риккерт писал: «Если процесс реализации всеобщих социальных ценностей в течение исторического развития мы назовем культурой, то тогда мы сможем сказать, что главным предметом истории является изображение частей и целого культурной жизни человека и что всякий с исторической точки зрения важный материал должен стоять в какой-нибудь связи с культурной жизнью человека...» [11, с. 164].

Создавая педагогическую систему как «приложение» к философии, ученый отталкивается от понятия безусловных ценностей и культуры как осуществления этих ценностей [8, с. 468]. «Верный ученик Риккерта, Гессен считал, что сфера “объективных ценностей” проходит через всю историю человечества и наполняет ее высшим смыслом», - пишет о философе А. Валицкий, один из его докторантов [1, с. 10]. Нельзя не согласиться также с Е.Г. Осовским, утверждающим, что философско-педагогическая концепция С.И. Гессена может расцениваться как куль-

разветвляется, однако, на несколько принципиально различающихся между собою направлений. Науки различаются между собою не только по материалу, но и по целям исследования» [5, с. 253]. К подобному типу относились классификации Вундта, Когена-Наторпа, Мюнстерберга и Риккерта.

турологическая или культурно-историческая, если иметь в виду тот историзм, который она впитала из риккертианской школы [10, с. 9].

Поскольку проблема индивидуального неразрывно связана с понятием культурных ценностей, она оказывается в поле зрения наук о культуре, таких как история и философия, тогда как науки о природе изучают экземплярное [5, с. 398]. В данной научной области оказывается и педагогическое знание о реализации ценностей духовной культуры в индивидуальном духовном бытии - субъекте.

Постепенно определяется место педагогики среди наук о человеке, уточняется собственная область исследований педагогики, исходя из развития представлений философа о формах бытия. Согласно С.И. Гессену, психология и физиология исследуют законы бытия биологического, соответственно педагогическая психология и физиология воспитания изучают организм ребенка в связи с его «сохранением и укреплением в процессе образования, который в нем совершается» [13, б. 94]. Философия исследует законы бытия духовного как «законы отдельных областей духа в их невозмутимом и полной мере развитом состоянии» и является в отношении образования познаванием его конечных целей [13, б. 94]. Собственная же область педагогики как науки об образовании охватывает ступени роста личности, лежащие между чисто «витальным» бытием и «субъективным духом», ступени, позволяющие перейти от одному к другому.

Конечные цели образования - культурные ценности, рассматриваемые С.И. Гессеном как автономные области, образующие структуру объективного духа, не могут быть реализованы в субъекте сразу. В эмпирической действительности эти ценности выступают в своей как бы замутненной, уменьшенной, затемненной форме, обозначая «просвет», указывая направление постоянного движения. Педагогика, по С.И. Гессену, потому философская наука, что ее предметом является своеобразный рост целей образования, являющийся не чем иным, как «реализацией в субъекте автономных законов сфер ценностей в их все более чистом виде» [13, б. 95]. По той же причине педагогика не сливается с «чистой» философией, а скорее, соответствует названию философии «прикладной».

Культура представляется С.И. Гессену не просто как совокупность благ, но прежде всего как деятельность, направленная на осуществление безусловных целей-заданий: «Наука, искусство, даже хозяйство, так же как и другие формы объективного духа, передаются из поколения в поколение и живут не в книгах, не в произведениях искусства, не в зданиях, машинах и других вещественных остатках и готовых фактах прошлой духовной жизни, но в актах личностей, устремленных к тем же вечным

заданиям, что и те творческие акты минувших поколений, которыми были сотворены культурные блага прошлого», - пишет философ [4, с. 131]. Главным, никогда не окончательным достижением этой деятельности является сам субъект - в этом и заключается сущность образования как обретения личностью самой себя, своей индивидуальности через приобщение к сверхличностным, надындивидуальным ценностям культуры, творческое осуществление целей-заданий. Объективные ценности культуры могут быть реализованы только в субъекте и только в согласии с его жизненными целями, конкретными целями деятельности. Культура и образование, понимаемые в данном случае динамически, т. е. как творческая деятельность личности, оказываются, в сущности, единым процессом: образование есть не что иное, как культура индивида. Отсюда проблема образования рассматривается С.И. Гессеном как проблема культуры, а цели образования совпадают с целями культуры1. Поэтому и концепция С.И. Гессена получает название «педагогики культуры», к которому зачастую добавляется определение «персоналистическая», что обусловлено ее фокусированием на проблеме личности как свободном творческом субъекте. Сегодня можно утверждать, что персоналистическая педагогика культуры С.И. Гессена, несомненно, является предтечей ценностно и личностно ориентированной педагогики.

Обоснованное в гессеновской концепции совпадение целей образования и культуры имеет ряд следствий методологического характера для педагогики как «философской науки». Так, считает ученый, можно условно выделять в целостном явлении образования его виды сообразно ценностям культуры: нравственное, научное, художественное, правовое, религиозное. Соответственно этому делению и педагогика как общая теория образования имеет у С.И. Гессена такие разделы, как теория нравственного, правового, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. «В основе нашего деления понятия образования лежит, таким образом, признак целей, преследуемых образованием», - заключает С.И. Гессен [5, с. 36]. Если соответствующие философские дисциплины: этика, философия права, логика, эстетика, философия хозяйства и философия религии - исследуют последние цели образования, то педагогика как теория образования изучает вырастающие из основной цели приобщения к культуре частные задачи. Отсюда следует, что философские дисциплины являются по отношению к педагогическим обосновывающими.

1 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [5, с. 35, 38 и др.]. В своих работах С.И. Гессен неоднократно подчеркивает, что «образование» было бы правильнее назвать словом «культура» (нем. Е1Мип%), а теорию образования - теорией культуры [7, с. 469].

Умозрительное деление единого в своей сущности образования на виды для С.И. Гессена является необходимой операцией с точки зрения философского познания: «Целое культуры, ее абсолютное начало не может быть познано философией отдельно, оторвано от многообразия тех ценностей, в которых оно проявляется. Оно может быть только интуитивно почувствовано в множественности культурных ценностей, которые в своей относительной ограниченности познаются, однако, всегда отдельными дисциплинами. Абсолютное открывается только в относительном, так же как и относительное познается только как момент пронизывающего его абсолютного» [5, с. 329]. В этом, по С.И. Гессену, и состоит «дискурсивность» знания, которое в своем стремлении постичь целое вынуждено познавать только отдельные его части. Если знание частей и включает в себя целое, то интуиция этого целого есть лишь момент знания, продолжающего в силу своей «дискурсивности» пребывать в частях. Поэтому и философии недоступно познание «тождественной сущности» ценностей как целого, являющегося их последней и абсолютной первоосновой, как недоступно естественно-научному познанию абсолютная первооснова, или целое природы1. Таким образом, не сущности, но структуры конечных форм различных культурных ценностей, согласно С.И. Гессену, изучаются различными философскими дисциплинами, каждой из которых соответствует определенный раздел педагогики: логика соотносится с теорией научного образования, этика - с теорией нравственного образования, эстетика - с теорией художественного образования и т. д.2

С.И. Гессен, полагая в духе неокантианства границы как областям культуры, так и областям знания, подчеркивает, что объединяющим началом в плюралистической по своей сути науке является единство метода. В качестве собственного метода философии, а значит, и педагогики, С.И. Гессеном признавалась диалектика. Важно отметить, что под диалектикой в данном случае философ понимает тот ее «минимум», который содержится в гетерологическом методе Г. Риккерта и Б. Ласка: во всяком философском понятии утверждается единство «одного и друго-

1 Метафизика культуры, с точки зрения С.И. Гессена, рационализирует идею целого, как ее рационализировала до И. Канта натуралистическая метафизика.

Раннее философско-педагогическое творчество С.И. Гессена охватывает, главным образом, первые два раздела, что, на наш взгляд, связано с глубоко полемическим характером гносеологической и этической проблематики в по-слекантовской философии. В более поздних работах С.И. Гессен излагает теорию правового и хозяйственного образования. К сожалению для самого философа, такие разделы как теория религиозного и художественного образования остались практически вне его поля зрения [7, с. 470].

го»; «одно» постигается и сохраняет себя как то же самое лишь через обнаружение в нем «другого», причем это «другое» не может быть получено из «одного» путем его простого отрицания в мышлении (как у Г. Гегеля), но должно быть в нем найдено путем своего рода интуиции [5, с. 401].

По мнению философа, данная трактовка гетерологического метода позволяет утверждать, что в нем обновляется вечный мотив философской мысли, мотив диалектики, идущий от Платона [5, с. 21]. Вместе с тем в «Основах педагогики» ученый не категоричен в своем определении метода педагогического исследования как диалектического, о чем свидетельствует примечание: «Если существо “гетерологии”, в отличие от “диалектики,” заключается в признании того, что отрицание, чтобы быть творческим, должно крыть в себе положительный момент интуиции и что в философии “одно” не может быть даже помыслено как одно без того, чтобы тем самым в нем не мыслилось “другого”, то мы можем тогда назвать наше исследование приложением к педагогике “гетерологиче-ского” метода» [5, с. 401].

В работах позднего периода, в годы расцвета структурализма в науке, сместившего акценты с проблем происхождения явлений на проблемы их функций, тот же необходимый и достаточный «минимум диалектики» С.И. Гессен находит в так называемом «принципе структуры», о котором пишет в заключении книги «О противоречиях и единстве воспитания» (1939) следующее: «... метод размышления, которым руководствовался Платон при теоретическом рассмотрении моральных взглядов античного мира, был, в сущности, тем же, что и тот, которым руководствуется сегодня и гештальт-психология, и структурная лингвистика, и современная педагогика. Сам Платон называл этот метод исследования диалектикой. Не имеем ли и мы здесь права называть направление мысли современного гуманитарного знания, пользующейся принципом структуры, диалектическим методом?» [13, б. 268]. Каков бы ни был ответ на этот вопрос с точки зрения современной науки, именно характерные для гессеновской «структуры» принципы иерархии, целостности и автономии, последовательно раскрываемые и утверждаемые в направлении, заданном трансцендентальным идеализмом, позволили философу представить диалектическую, а значит, в его понимании, философскую сущность образования.

Список литературы

1. Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании // С.И. Гессен. Пед. соч. / сост.: Е.Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М.В. Богуславский. О.Е. Осовский. - Саранск, 2001. - С. 468. - С. 10.

2. Гессен С.И. В защиту педагогики. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашви-ли, 2GG4. - С. 55.

3. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1997. - С. 42G.

4. Гессен С.И. О понятии и цели нравственного воспитания. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2GG4. - С. 131.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1997. - 447 с.

6. Гессен С.И. Очерки философской педагогики // Журн. Мин-ва народного просвещения. - Томск, 1919. - № 1. - С. 143-1б3.

7. Гессен С.И. Русская педагогика в XX веке // С.И. Гессен. Пед. соч. / сост.: Е.Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М.В. Богуславский, О.Е. Осов-ский. - Саранск, 2GG1. - С. 468-47G.

8. Зеньковский В.В. Гессен как философ и педагог // С.И. Гессен. Пед. соч. / сост.: Е.Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М.В. Богуславский, О.Е. Осовский. - Саранск, 2GG1. - С. 5G6.

9. Осовский Е.Г. Жизнь и педагогическое наследие Сергея Гессена // С.И. Гессен. Пед. соч. / сост.: Е.Г. Осовский (вступ. ст. и общ. ред.), М.В. Богуславский, О.Е. Осовский. - Саранск, 2GG1. - С. 1G.

1G. Осовский Е.Г. Сергей Гессен: педагогика гуманизма - гуманизм педагогики. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2GG4. - С. 9.

11. Риккерт Г. Философия истории // Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998. - С. 1б4.

12. Hessen S. Individuelle ^usalM! Studien zum transzendentalen Empi-rismus // Kantstudien. No 15. “Journalfranz” Arnulf Liebing, oHG. - Wurzburg, 19G9. - 151 S.

13. Hessen S. O sprzecznosciach i jednosci wychowania. Zagadnienia pedagogiki personalistycznej. - Warszawa, 1997. - 271 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.