Научная статья на тему 'Инновационные формы организации образовательного процесса в учреждении на основе кластерного подхода'

Инновационные формы организации образовательного процесса в учреждении на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / CLUSTER APPROACH / MODEL OF SOCIAL PARTNERSHIP / THE CRITERIA FOR ASSESSING THE QUALITY OF VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрющенко А. Н.

В статье на примере сотрудничества Челябинского механико-технологического техникума с ООО «ЧТЗ УРАЛТРАКТ» рассмотрены формы организации образовательного процесса в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрющенко А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE FORMS OF EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION IN THE INSTITUTION ON THE BASIS OF THE CLUSTER APPROACH

In this article the forms of organization of the educational process are considered as an example of cooperation Chelyabinsk Mechanics and Technology College with “CTZ-URALTRAKT”

Текст научной работы на тему «Инновационные формы организации образовательного процесса в учреждении на основе кластерного подхода»

Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов

УДК 377+334 А. Н. Андрющенко, дир. Челябинского

механико-технологического техникума (ЧМТТ), г. Челябинск, e-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УЧРЕЖДЕНИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

В статье на примере сотрудничества Челябинского механико-технологического техникума с ООО «ЧТЗ УРАЛТРАКТ» рассмотрены формы организации образовательного процесса в современных условиях.

Ключевые слова: кластерный подход, модель социального партнерства, критерии оценки качества профессионального образования.

В современных условиях дефицит высококвалифицированных технологических рабочих является одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие целых отраслей и регионов. Существующий дисбаланс спроса и предложений на рынке труда приводит к тому, что, с одной стороны, работодатели хотят видеть у себя на производстве грамотных специалистов со знанием современных технологий и высокотехнологичного оборудования, иностранного языка и с навыками делового общения. Вместе с тем существующая система профессионального образования пока еще не готова соответствовать всем требованиям работодателей и организовать подготовку квалифицированных кадров для современного производства. Поэтому задача регионов — наладить механизмы взаимодействия между предприятиями и учебными заведениями, убедить работодателей в необходимости непосредственного участия в подготовке кадров, возродить престиж рабочих специальностей. Мы считаем, что НПО и СПО являются самыми перспективными с точки зрения частно-государственного партнерства, это тот уровень образования, куда бизнес должен вкладываться наиболее активно.

С 2011 г. модернизацией профессионального образования занимаются 30 регионов, в т. ч. Челябинская область при непосредственном участии главного лидера локальной отрасли. Результатом такой совместной работы должна стать современная система управления трудовыми ресурсами, благодаря которой подготовка кадров будет соответствовать потребностям экономики, а качество образования — отвечать современным требованиям. Одна из основных задач принятой Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. — это приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда [1].

Развитие экономических кластеров и связанная с этим модернизация профессионального образования — тема как никогда актуальная. Идея системы кластеров принадлежит американскому ученому Майклу Портеру. Согласно его исследованиям, для наиболее эффективного развития государству необходимо разделить экономику на отдельные сегменты — кластеры, внутри которых и будет поддерживаться необходимый уровень конкуренции.

Как известно, кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций, в определенных областях конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу. Кластер в экономике — это объединение бизнес-структур, научных и образовательных организаций для совместного развития какой-либо отрасли экономики в пределах одного региона [2]. При этом большая роль отводится профессиональному образованию: учреждениям СПО, соответствию их работы нуждам производственной и социальной сферы экономики.

Развитие производственно-образовательных кластеров включает в себя организационный, управленческий, технологический, содержательный уровни, позволяющие четко представить целенаправленный процесс развития партнерства, определить соответствие поставленной цели конечному результату. Особенностью кластера становится единство содержательного, процессуального и результативного аспектов реализации государственно-частного партнерства в системе профессионального образования с целью повышения качества подготовки выпускников учреждения СПО. Взаимодействие различных партнеров строится на основе принципов интеграции, корпоративности, саморазвития, самоорганизации и социальной адаптации профессионального образования.

Организация взаимодействия партнеров на основе этих принципов подразумевает обеспечение непрерывности и многоуровневости профессионального образования, совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений; способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов кластера, стимулированию профессионального роста преподавательского состава; гарантирует выпускникам ОУ ПО трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста, способствует формированию и совершенствованию их профессиональной компетентности; обеспечивает образовательным учреждениям СПО гарантированный заказ на подготовку специалистов, возможность развития учебной базы, повышения уровня предоставляемого образования.

У кластеров огромный потенциал. Для работодателя — заказчика образовательных услуг

кластер является фабрикой комплексного пра-ктико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений. Интеграция в кластере понимается не только как формальное объединение различных структур «образование — технологии — производство», но и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверхэффекта в решении поставленных задач.

На протяжении многих лет Челябинский механико-технологический техникум (ЧМТТ) сотрудничает с ООО «ЧТЗ УРАЛТРАКТ». Образовательное учреждение и предприятие имеют характерные признаки кластера: максимальную географическую близость, родство технологий, общность сырьевой базы.

За время сотрудничества техникумом и предприятием была создана модель социального партнерства, которая позволяет образовательному учреждению выявлять потребности предприятия в тех или иных специалистах, обучающимся и студентам дает возможность «полюбить» свое будущее место работы, а работникам предприятия — видеть, как и чему обучают будущих специалистов.

Собственная педагогическая деятельность, ее анализ, осмысление и изучение опыта коллег позволили разработать структуру и механизм сотрудничества на основе кластерного подхода, создать свою технологию.

На первом этапе было проведено исследование возможности управления работой на основе характеристик кластерного подхода, что представлено в таблице 1 [3].

Благодаря исследованиям по содействию трудоустройству выпускников нашего техникума на основе реализации кластерного подхода мы выделили несколько ключевых моментов, влияющих на эффективность и продуктивность деятельности учреждения. Это наличие:

- общей цели;

- правовой основы для совместной деятельности;

- разработанного механизма взаимодействия;

- механизма управления и технологии реализации кластерного подхода.

Исходя из опыта и обобщения деятельности, мы на практике убедились, что кластер, не являясь идеальным уровнем организационно-педагогического взаимодействия, на данном этапе является оптимальной формой такого взаимодействия.

Таблица 1

Основные направления деятельности ЧМТТ, базирующиеся на особенностях кластерного подхода

№ Основные характеристики кластерного подхода Основные направления деятельности техникума

1 В кластере всегда больше одного элемента Сотрудничество с юридическими и физическими лицами

2 Все элементы однородны, подчинены одной цели Разветвленная вертикальная и горизонтальная структура управления подчинена единой цели

3 Совместная работа элементов по эффективности выше, чем при раздельной деятельности Комплексная помощь молодежи в профессиональной деятельности и трудоустройстве на основе договоров между руководителями всех заинтересованных сторон

4 Результат отличается не только количественно, но и качественно по определенному критерию Повышение эффективности занятости молодежи, обеспечение экономики области необходимыми кадрами

Он выстраивает сетевую горизонталь и управленческую вертикаль с возможностью свободного творчества для участников кластера. При кластерном подходе отсутствуют жесткие границы между видами деятельности и все они рассматриваются во внутренних взаимосвязях.

Преимущество заключается и в наличии по большей части неформальных взаимоотношений между образовательным учреждением и социальными партнерами, работодателями, входящими в кластер, что создает благотворный эффект.

Исследование показало, что инновационная форма организации образовательного процесса на основе кластерного подхода предусматривает следующее.

1. Проведение мониторинга суждений работодателей о наличии у выпускников техникума необходимых профессиональных и личностных качеств. Мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки; своевременно корректировать и определять перспективные направления развития социального партнерства, позволяющие улучшить качество подготовки специалистов отрасли и удовлетворить потребности выпускников при трудоустройстве.

2. Организация производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и технологий отрасли в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях отрасли и их карьерному росту.

3. Организация постоянно действующего сотрудничества по содействию трудоустройству выпускников техникума, совместное его планирование, отслеживание результатов и обобщение опыта.

4. Развитие дополнительного профессионального образования на базе техникума, включающее подготовку специалистов по рабочим специальностям с присвоением квалификационных разрядов по дополнительным специальностям профессионального образования; организация курсов повышения квалификации, стажировок преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях.

5. Проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.

Основу разработанного механизма составляет сотрудничество с партнерами, заинтересованными в подготовке кадров и способными быстро включиться в образовательные процессы. Средством достижения такого уровня подготовки служит участие в образовательном процессе всех заинтересованных сторон.

Как работодатели участвуют в подготовке и трудоустройстве выпускников? Мы сделали выборку наиболее распространенных технологий.

1. Участие работодателей в кадровом отборе выпускников. Предприятия участвуют в аттестационных комиссиях, в ярмарках вакансий, «днях карьеры», руководят курсовыми и дипломными проектами по своей специализации.

2. Совместная организация учебных практик. Эта форма взаимодействия полезна и для работодателей, и для техникума: она обеспечивает наработку студентами практических навыков, сокращение адаптационного периода при трудоустройстве.

3. Участие работодателей в обучении студентов и подготовке преподавателей. Предприятия организуют преподавание специальных предметов силами своих работников, организуют спецкурсы, приглашают преподавателей и мастеров п/о на стажировку, участвуют в разработке учебных планов.

4. Предоставление обучающимся аттестованных и оплачиваемых рабочих мест для прохождения производственной практики.

5. Осуществление инновационной и исследовательской деятельности посредством интеграции производственного и образовательного ресурсов.

6. Привлечение работодателей к контролю качества и оценке содержания учебного процесса.

7. Совместное проведение конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям.

Значительным шагом для развития профессионального образования стала возможность предоставления образовательных услуг в форме стажировки. С одной стороны, это расширяет выбор студентами временного трудоустройства, с другой — удовлетворяет потребности работодателей в кадрах. Для выпускников стажировка имеет ряд положительных моментов:

- использование полученного образования в новой практической среде;

- получение новых идей и уникального опыта работы;

- знакомство с новыми людьми и приобретение новых деловых связей.

С целью определения наиболее значимых качеств выпускника техникума было проведено анкетирование руководителей и специалистов предприятия отрасли на основании предложенного перечня:

1) уровень знаний по специальности (65 %);

2) готовность брать ответственность за выполненную работу (60 %);

3) трудолюбие (55 %);

4) исполнительность (59 %);

5) способность к самостоятельному принятию решения (35 %).

Все вышеперечисленное позволило провести коррекцию требований предприятий — заказчиков кадров к профессиональному уровню выпускника и разработать мероприятия по совершенствованию подготовки высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов. Было выявлено, что необходим анализ образовательных программ на всех уровнях подготовки специалиста для отрасли.

Сотрудничество с ООО «ЧТЗ УРАЛТРАКТ» поставило перед педагогами новые творческие задачи, связанные с постоянным обновлением содержания образовательного процесса в соответствии с изменениями условий труда в машиностроительной отрасли. Исследовательская работа показала, что эффективное решение этих задач должно быть основано на принципе корпоративности, обеспечивающем интеграцию различных образовательных уровней. Реализация данного принципа в образовательной практике приводит к тому, что изменения в структуре одного из уровней профессионального образования требуют корректировки взаимодействия между структурными составляющими других уровней.

Сотрудничество техникума и реального сектора экономики обеспечивает гарантированный заказ на подготовку специалистов, возможность развития интегрированной учебной базы, повышение уровня предоставляемого образования. Инновационный подход в управлении техникумом в рамках кластера повысит эффективность трудоустройства выпускников на основные профессии и специальности, а не только смежные и родственные. Единая плановая деятельность от заказа на абитуриента и до трудоустройства выпускника позволит достичь высоких ресурсных, информационных, экономических, производственных эффектов.

В таком сотрудничестве мы очень заинтересованы, так как именно на взаимном сотрудничестве образования, производства и бизнеса создаются производственно-образовательные кластеры.

Мы выделили основные стратегии развития партнерства:

- экономическая — создание сферы эффективных образовательных услуг, своевременно удовлетворяющих спрос партнера;

- социальная — создание гарантий для выпускников ОУ СПО;

- маркетинговая — пропаганда передовых образовательных технологий, организация про-фориентационной работы;

- правовая — разработка нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений, обеспечение субъектной позиции всех партнеров;

- педагогическая — совместное проектирование образовательной деятельности в сфере подготовки специалиста.

Сложившаяся экономическая ситуация дает нам основания для переосмысления роли выпускников средних профессиональных учебных

заведений в модернизации страны. От притока в колледжи и техникумы талантливой целеустремленной молодежи, готовой получить качественное образование и востребованную у работодателей специальность, во многом зависит, какими темпами будет развиваться экономика в будущем. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо уже сегодня пересмотреть критерии оценки качества профессионального образования и создать оптимальные условия для его развития.

Мы видим развитие машиностроительного кластера в партнерстве с ООО «ЧТЗ УРАЛ-ТРАКТ», при котором возможно открытие центра сертификации профессиональных квалификаций, центра содействия трудоустрой-

Библиографический список

ству. В рамках кластера работодатель сможет совместно с нами организовывать малые предприятия, учебные участки — совместный бизнес. Немаловажная деталь — банк инновационных технологий. Инновационные разработки, новые технологии, лучшие наставники и выпускники — все должно быть сосредоточено в кластере. Также необходима социальная поддержка лучших студентов и обучающихся, гарантия трудоустройства со стороны предприятия, обновление материально-технической базы в соответствии с современными технологическими требованиями. А самое главное, это даст возможность подготовить высококвалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fcpro.ru/home.

2. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития [Электронный ресурс] / Т. В. Цихан // Теория и практика управления. — 2003. — № 5. — Режим доступа: http://www. subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_168.html.

3. Кластерный подход в образовании как форма социального партнерства для повышения востребованности выпускников колледжа : Исследовательский проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zdcollege.ru/documents/doc_14.pdf.

УДК 377+334 В. И. Демин, зам. директора Миасского

машиностроительного колледжа (МиМК), Челябинская обл., г. Челябинск, e-mail: [email protected] М. О. Корявцева, зам. директора МиМК, Челябинская обл., г. Челябинск

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МИАССКОГО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА И БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА г. МИАССА

В статье на основе проблемного анализа научной литературы даются некоторые подходы к определению понятия «социальное партнерство», его мотивов, целей, принципов; рассматриваются интересы участников системы партнерства и представлены наиболее значимые результаты реализации социального партнерства Миасского машиностроительного колледжа и бизнес-сообществ г. Миасса.

Ключевые слова: социальное партнерство; мотивы, цели, принципы социального партнерства; качество профессионального образования.

В настоящее время уровень развития социального партнерства в России можно охарактеризовать как неустойчивый и незавершенный. Сохраняется доминирующая роль государственных структур в формирующей системе регу-

лирования отношений и еще слабая активность работодателей, профсоюзов, общественных ассоциаций. В условиях рыночной экономики только в тесном партнерстве с работодателями становится возможным эффективно реализо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.