Научная статья на тему 'Инновационные драйверы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в российской экономике'

Инновационные драйверы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
583
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ДРАЙВЕРЫ / ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харисов Венер Ильсурович

В статье рассмотрены основные тенденции, проблемы и перспективы развития конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях структурных ограничений социально-экономического роста. Анализируются особенности стратификации институтов развития предпринимательства при переходе к сетевой экономике в разрезе элементов, технологий и институтов инновационной деятельности в российской деловой практике. Решающей компонентой создаваемых инновационных драйверов становятся инновационно-ориентированные институты организации процесса вовлечения и взаимодействия участников делового сообщества в целях максимизации как коммерческих эффектов от использования инновационных драйверов, так и увеличения социально-экономической полезности от их совокупного воздействия. По мнению автора, инновационный драйвер представляет собой адаптивный пакет действий, обеспечивающих наиболее эффективное использование технологий и ресурсов народного хозяйства путём формирования и сопряжения их оптимальных комбинаций с последующим увеличением социально-экономических эффектов как для экономических агентов, так и для интересов общества. В работе предложен инструментарий оценки вероятности положительного исхода события по успешному внедрению институциональной инновации в формате инновационного драйвера. При этом общий уровень достижимости институционального проекта внедрения драйвера определяется с учётом показателей неопределённости, в соответствии с системой предпочтений институционального инвестора на основе расчета коэффициента риска реализации проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харисов Венер Ильсурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE DRIVERS OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article examines the main trends, problems and prospects of development of competitiveness of enterprise structures in the conditions of structural constraints of socio-economic growth. The stratification features of the business development institutions in the transition to the network economy in the context of the elements of technology and innovation institutions in the Russian business practice. A critical component of innovation created by the drivers are innovation-oriented institutions and organizations involving the process of interaction of participants of the business community in order to maximize both the commercial effect of the use of innovative drivers and increasing the socio-economic value of their cumulative impact. According to the authors, an innovative driver is an adaptive action package that provides the most efficient use of technology and resources of the national economy through the formation and pairing their optimal combination with the subsequent increase in the socio-economic effects, both for economic agents and for the public interest. It offers a set of tools for assessment of the likelihood of a positive outcome successful implementation of institutional innovation in an innovation driver format. The total level of reach ability institutional drivers of the project implementation is determined by taking into account indicators of uncertainty, according to the system preferences of institutional investors on the basis of the calculation of the risk factor of the project.

Текст научной работы на тему «Инновационные драйверы повышения конкурентоспособности предпринимательских структур в российской экономике»

Architecture of estimating their competitiveness // Fundamental research. 2016. № 3-2. P. 368-374.

2. Degtyarev A. N., Vagapov R. F., Solodilova N. Z. The bases of business activity. Ufa, 2001.

3. Degtyarev A. N., Solodilova N. Z., Tayupov R. I. Monitoring of innovative activity in the Republic of Bashkortostan // Economy and management: scientific and practical journal. 2010. № 1. P. 62-69.

4. Degtyarev A.N., Malikov R.I., Solodilova N.Z., Artemova E.A., Klimina T.P., Klimin A.S., Fatkhislamova G.F., Arapov V.V., Nikolaeva I.N., Ibragimova N.U., Grishin K.E Development of the regional system of entrepreneurship. Scientific issue / Edited by A.N. Degtyarev. Ufa, 2008.

Предпринимательство

5. Malikov R.I., Kharisov VI., Grishin K.E., Ibragimova N.U., Arapov V.V., Nikonova S.A., Shaykhutdinova G.F., Hisaeva I.Sh., Leonteva I.M., Ivanovsky МюНгюб Simonova T.Yu. Development of mechanisms of efficient interaction of power-holding and business structures in the region. Scientific issue I Edited by VI. Kharisov. Ufa, 2012.

6. Solodilova N.Z. The conditions and factors of innovative development of the region II Economy and management: scientific and practical journal. 2008. №

3. P. 109-114.

7. Solodilova N.Z., Malikov R.I., Grishin K.Y.

generation favorable institutional configuration regional business environment IIEconomy of Region. 2014. №

4. С. 271-282.

Харисов В. И.,

кандидат экономических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, г. Уфа

УДК 33

ИННОВАЦИОННЫЕ ДРАЙВЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассмотрены основные тенденции, проблемы и перспективы развития конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях структурных ограничений социально-экономического роста. Анализируются особенности стратификации институтов развития предпринимательства при переходе к сетевой экономике в разрезе элементов, технологий и институтов инновационной деятельности в российской деловой практике. Решающей компонентой создаваемых инновационных драйверов становятся инновационно-ориентированные институты организации процесса вовлечения и взаимодействия участников делового сообщества в целях максимизации как коммерческих эффектов от использования инновационных драйверов, так и увеличения социально-экономической полезности от их совокупного воздействия. По мнению автора, инновационный драйвер представляет собой адаптивный пакет действий, обеспечивающих наиболее эффективное использование технологий и ресурсов народного хозяйства путём формирования и сопряжения их оптимальных комбинаций с последующим увеличением социально-экономических эффектов как для экономических агентов, так и для интересов общества. В работе предложен инструментарий оценки вероятности положительного исхода события по успешному внедрению институциональной инновации в формате инновационного драйвера. При этом общий уровень достижимости институционального проекта внедрения драйвера определяется с учётом показателей неопределённости, в соответствии с системой предпочтений институционального инвестора на основе расчета коэффициента риска реализации проекта.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательство, сетевая экономика, инновационные драйверы, институты.

INNOVATIVE DRIVERS OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article examines the main trends, problems and prospects of development of competitiveness of enterprise structures in the conditions of structural constraints of socio-economic growth. The stratification features of the business development

BuSiNESS

institutions in the transition to the network economy in the context of the elements of technology and innovation institutions in the Russian business practice. A critical component of innovation created by the drivers are innovation-oriented institutions and organizations involving the process of interaction of participants of the business community in order to maximize both the commercial effect of the use of innovative drivers and increasing the socio-economic value of their cumulative impact. According to the authors, an innovative driver is an adaptive action package that provides the most efficient use of technology and resources of the national economy through the formation and pairing their optimal combination with the subsequent increase in the socio-economic effects, both for economic agents and for the public interest. It offers a set of tools for assessment of the likelihood of a positive outcome successful implementation of institutional innovation in an innovation driver format. The total level of reach ability institutional drivers of the project implementation is determined by taking into account indicators of uncertainty, according to the system preferences of institutional investors on the basis of the calculation of the risk factor of the project.

Key words: competitiveness, entrepreneurship, network economy, innovation drivers, institutions.

Снижение динамики основных макроэкономических показателей России обусловлено процессами глобальной трансформации мирового хозяйства, ухудшением геополитической ситуации, сохраняющейся зависимостью национальной экономики от текущих цен на энергоносители, а также структурными ограничениями социально-экономического роста внутри государства [5; 6;10;14;15]1, накопленными институционально-правовыми проблемами модернизации.

В поисках новой траектории роста необходимо разрабатывать принципиально новые управленческие решения по выходу из кризиса на уровне профильных органов государственной власти, новых институтов рынка. По мнению экономистов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, целесообразно изменить модель экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, повышения инвестиционной активности, активизации процессов эффективности использования труда и энергии [7].

Одновременно в инновационной сфере наблюдаются также низкие показатели внедрения новых технологий, затрат на НИОКР, низкая инновационная активность компаний, серьезные барьеры для инноваций со стороны спроса. Кроме того, остаются неразрешенными противоречия между существующей практикой управления инновационным развитием и снижением конкурентоспособности экономики субъектов Российской Федерации, созданием благоприятных условий инновационной деятельности и ростом доли товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости в структуре внешнеторгового товарооборота.

Актуальность инновационного развития продиктована не только внешними вызовами, но и внутренними потребностями, а именно необходимостью обеспечения сбалансированного развития. Кроме того, именно от инновационной активности субъектов экономической деятельности зависит стратеги-

ческая конкурентоспособность России в сетевой экономике [16;17].

Как отмечает Председатель Правительства Российской Федерации Медведев Д. А., «.. .опыт XX века убедительно свидетельствует, что для качественного улучшения ситуации страна должна уметь сочетать внедрение передовых технологий и соответствующие этим технологиям институты, «правила игры» [12].

Для успешного решения вышеописанных проблем недостаточно наличия накопленных за последние годы государственных резервов для поддержки отечественных товаропроизводителей в условиях санкционного давления со стороны Запада. Государство должно выработать эффективные решения по нивелированию негативных последствий подобной недружественной практики, основанные на принципах государственно-частного партнерства с последующей разработкой адаптивного пакета действий по развитию конкурентоспособности российского предпринимательства. Данные вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в агробизнесе и т.д.), по многим из которых в России нет существенных заделов.

Успешное решение данной проблемы зависит от эффективного взаимодействия государства и делового сообщества, а также от того, насколько результативными окажутся меры по снижению избыточного административного давления на бизнес [1;11]. Необходимо активнее инвестировать частные средства в высокотехнологичную сферу, расширять и углублять связи между предприятиями реального сектора экономики и научными институтами, внедрять современные методы управления производством.

При повышении уровня инновационной восприимчивости российская экономика начнет развиваться и, как следствие, будет обеспечен приток

*Динамика роста ВВП РФ замедлилась за последние 2 года и если в среднем за этот период темпы роста составляли 2,8%, то в 2013 г. — лишь 1,3%, а в 2014 г. экономика выросла на 0,6%. По данным Минэкономразвития благодаря росту частных инвестиций российская экономика с 2016 г. ускорит темпы роста до 2%, при этом, согласно опубликованному консенсус-прогнозу, Bloomberg в 2016 г., тем ее роста может составить 0,5%, а по прогнозу МВФ за период 2017—2020 гг. рост не превысит 1,5% в год

капитала, появится необходимый опыт для реализации инновационных проектов и обучения кадров в этом направлении, что позволит обеспечить достижение цели, поставленной в Концепции инновационного развития страны-2020, «обеспечение создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики, включая масштабное технологическое обновление производства». Ежегодно публикуемые результаты исследования «Индикаторы инновационной деятельности», проводимые НИУ «Высшая школа экономики», отражают важнейшие параметры инновационной восприимчивости национальных экономик разных стран (табл. 1.1) [8]2.

Из таблицы видно, что наиболее высокая оценка уровня инновационной восприимчивости сложилась в Германии. При этом наблюдается низкая обобщающая оценка уровня инновационной восприимчивости в России, что свидетельствует о наличии большого числа факторов, сдерживающих инновационную активность организаций. Вместе с тем, высокая динамика развития инновационного бизнеса в стране определяется среди прочего структурой затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. Как показывает опыт ряда развитых стран, наибольшего успеха на международных рынках высокотехнологичной продукции и услуг достигают компании, финансирующие инновационную деятельность за счет частных капиталовложений в сектор исследований и разработок (см. табл. 1.2) [13].

В зарубежных странах с передовой инновационной системой глобальный экономический подъем определяется сбалансированностью параметров готовности рынка, корпоративного сектора и институтов информационного общества к интенсивному росту и освоению наукоемких продуктов, услуг с высоким уровнем сопровождения, сервисным обслуживанием при использовании конечным потребителем, определяющих параметры национальных инновационных систем [3; 4]. Критической проблемой сегодня является создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики с дальнейшим углублением их кооперации с сектором исследований и разработок, с опорой на созданную и развивающуюся инновационную инфраструктуру

При анализе драйверов, определяющих инновационную активность бизнеса, наблюдается существенное расхождение в оценках эффективности государственных мер по поддержке целевого инновационного спроса представителями властных структур, научного сообщества и компаний-иннова-торов. Формирующиеся государственные институты развития, такие как РВК, Роснанотех, Внешэкономбанк, Росэлектроника и др., не в полной мере обеспечивают решение проблемы генерации

Предпринимательство

драйверов инновационной экономики с учетом интересов государства, бизнеса и общества.

Таким образом, повышение конкурентоспособности страны и её регионов будет определяться способностью генерировать инновационные драйверы роста предпринимательской активности.

По нашему мнению, опорными платформами принятия управленческих решений в области техники, технологии, организации труда и управления хозяйствующими субъектами в сетевой экономике могут стать:

— интеллектуальные сервисные услуги (расширение спектра операций патентно-консультационных центров, программных продуктов, услуг по обеспечению кибербезопасности, услуг по ребрендингу и реинженирингу, интеллектуальной защиты, 1Т-аутсорсингу, промышленному дизайну);

— новейшие электронные карты территорий (единые реестры уникального оборудования районов и субъектов РФ, разработка портфелей технологических предложений субъектов хозяйствования, инвестиционные атласы, территориальные ландшафты развития производств нового технологического уклада);

— интегрированные распределенные организационно-технические системы (комплексы программно-аппаратных средств, объединяющих воедино ресурсы Интернета, биллинговую систему, серверы данных, средства коммуникаций), взаимодействующие с провайдером информационных услуг предпринимательской структуры.

Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углубление их кооперации с сектором исследований и разработок, с опорой на созданную инновационную инфраструктуру.

Для того чтобы ответить на эти вызовы, России необходимо интегрироваться в мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию. Успешное решение данной проблемы зависит также от эффективного взаимодействия государства и делового сообщества, а также от того, насколько результативными окажутся меры по снижению избыточного административного давления на бизнес. Необходимо активнее инвестировать частные средства в высокотехнологичную сферу, расширять и углублять связи между предприятиями реального сектора экономики и научными институтами, внедрять современные методы управления производством [2;18].

Построение в России инновационной системы в решающей степени будет определяться состоянием и готовностью деловой среды ведения бизнеса к восприятию инновационных императивов.

2Выборка показателей таблицы осуществлялась только по репрезентативным данным ряда стран Европейского союза.

BuSiNESS

Таблица 1.1 Международные сопоставления инновационной активности организаций

Страна Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций, % Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, работ, услуг, % Удельный вес организаций, участвующих в совместных проектах по выполнению исследований и разработок, в общем числе организаций, осуществляющих технологические инновации, % Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

2011 г 2013 г 2011 г 2013 г. 2011 г 2013 г 2011 г. 2013 г.

Россия 8,9 8,9 6,3 Т9,2 36,9 Т 37,4 2,20 Т2,90

Германия 64,2 4 55 17,4 4 15,5 24,3 4 23,7 2,18 4 2,12

Бельгия 51,6 4 46,5 9,5 Т 12,4 42,3 Т 52,2 1,93 4 1,90

Люксембург 50 148,5 8,9 4 8,3 32,2 4 20,5 0,59 4 0,54

Швеция 48,5 445,2 9,2 4 8,4 38,8 4 30,1 3,18 4 2,98

Нидерланды 47,1 444,5 8,9 Т 10,5 33,5 Т 33,6 1,69 4 1,64

Ирландия 46,8 442,3 11 4 9,3 28,5 Т 31,2 1,68 4 0,64

Эстония 46,7 438,4 10,2 4 12,3 42,1 Т 43,4 2,25 4 1,77

Финляндия 46,4 444,6 15,6 4 15,3 39,8 4 36,1 2,76 Т2,93

Португалия 46,4 441,3 15,6 4 14,4 19,5 4 18,9 1,23 4 1,22

Австрия 43,9 439,3 11,2 Т 11,9 51 4 43 1,69 Т1,74

Дания 42,9 438,1 11,4 Т 15 39,7 Т 42,8 — 3,45

Италия 40,4 Т 41,5 11,8 Т 14,9 12,1 Т 12,7 1,23 Т1,33

Сербия 40,2 431,2 — 11,8 24,9 Т 26,6 — 0,51

Кипр 36 429,9 16,1 4 14,7 62,3 4 52,8 1,87 4 1,75

Турция 35,2 427 — — 18,7 4 17,2 — —

Чешская Республика 34,8 Т 35,6 18,7 4 15,3 34,2 Т 38,2 1,67 4 1,25

Словения 34,7 432,7 16,3 4 10,7 48,3 Т 50,1 1,44 4 1,42

Франция 34,3 Т 36,7 13,2 Т 14,7 36,1 4 34,8 1,98 4 1,07

Норвегия 33,7 431,2 4,6 Т 6,1 30,6 4 28,1 0,85 Т 0,90

Великобритания 32,7 Т 34 7,3 4 5,2 66,3 Т 66,7 — —

Хорватия 31,9 425 14,4 410,5 32,6 Т 34,9 1,27 Т 1,78

Мальта 30,5 Т 35,9 15,2 47,4 18,5 4 16,4 1,36 4 1,26

Испания 29,2 423,2 15,9 Т 19 22,3 Т 29,3 0,99 Т 1,09

Словакия 28,1 419,7 15,8 Т 23,4 34,7 Т 38,3 0,86 Т 0,87

Литва 22,6 418,9 9,6 46,6 43,3 Т 44,5 0,93 Т 1,56

Венгрия 18,4 416,4 16,4 413,7 43,2 4 41,1 1,28 4 0,97

Болгария 17,7 416,9 14,2 47,6 22,4 4 16,6 1,02 4 0,32

Латвия 16,7 Т 19,5 5,9 43,1 29,1 4 25,4 1,28 4 0,45

Польша 16,2 416,1 9,8 48 33,5 4 31,3 1,40 4 1,25

Румыния 14,3 46,3 14,9 414,3 24 Т 24,4 1,68 4 0,65

Таблица 1.2 Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования и странам в 2014г., %

Страна Внутренние затраты на исследования Средства государ- Средства предпринима- Иностранные Другие националь-

и разработки ства тельского сектора источники ные источники

Россия 100 69,23 27,1 2,5 1,2

Бразилия 100 52,6 45,2 - 2,1

Великобритания 100 27,0 46,5 20,6 5,8

Германия 100 29,8 65,2 4,4 0,3

Италия 100 42,5 44,3 9,5 3,7

Канада 100 34,9 46,4 6,0 12,7

Китай 100 21,1 74,6 0,9 -

Республика Корея 100 22,8 75,7 0,3 1,2

США 100 27,7 60,9 4,5 6,9

Франция 100 35,0 55,4 7,6 2,0

Япония 100 17,3 75,5 0,5 6,7

3Включая средства бюджета, бюджетные ассигнования на содержание организаций высшего образования, средства организаций государственного сектора (в том числе собственные).

Развитие инновационного бизнеса в регионах РФ определяется не только ресурсами [9] и факторами инновационного характера, но и общими условиями открытия и ведения бизнеса, обеспечения делового контура взаимодействия инноваторов и инвесторов друг с другом и с контрольно-надзорными органами власти.

Обобщение опыта реализации национальных проектов, связанных с определением будущих трендов развития институтов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур, позволило нам определить опорные элементы архитектоники соответствующих инфраструктур и платформ информационно-сетевой экономики (см. табл. 1.3, рис.).

Большинство современных исследователей в области инновационного развития экономики под инновационными драйверами подразумевают отрасли и секторы народного хозяйства, в которых преобладают наукоёмкие технологии, обеспечивающие решающий вклад в конкурентоспособность страны на международном уровне. Представляется, что в этой связи решающей компонентой создаваемых инновационных драйверов становятся инновационно-ориентированные институты организации процесса вовлечения и взаимодействия участников делового сообщества в целях максимизации как коммерческих эффектов от использования инновационных драйверов, так и увеличения социально -экономической полезности от их совокупного воздействия.

Вместе с тем, отождествление категории «инновационные драйверы» только с технологическими доминантами роста (достижениями в области НТП и НТР) не позволяет учесть всего многообразия факторов и процессов, оказывающих существенное влияние на обеспечение лидирующих позиций на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпринимательство

рынках трансфера технологий и наукоёмкой продукции.

На наш взгляд, инновационный драйвер представляет собой адаптивный пакет действий, обеспечивающий наиболее эффективное использование технологий и ресурсов народного хозяйства путём формирования и сопряжения их оптимальных комбинаций с последующим увеличением социально-экономических эффектов как для экономических агентов, так и для интересов общества.

С введением фактора вероятности положительного исхода события по успешному внедрению институциональной инновации в формате инновационного драйвера, в соответствии с ьм сценарием, полезность инновации определяется по формуле:

1 (1 , (1)

где Е» — эффективность г-го сценария развития

институциональной инновации;

р'' ■

г! — вероятность при г-м варианте развития событий добиться¡-й цели;

Е] — ожидаемый эффект от достижения ¡-й цели в результате внедрения инновационного драйвера при ьм сценарии развития;

uj — полезность достижения ¡-й цели;

Рк — вероятность того, что при г-м варианте развития событий наступит Ъ-е негативное событие;

С* — издержки наступления к-го негативного события при г-м сценарии развития.

Общий уровень достижимости институционального проекта внедрения инновационного драйвера определяется с учётом показателей неопределённости, в соответствии с системой предпочтений институционального инвестора. Тогда оценка девиантно-сти (коэффициент риска) реализации институционального проекта может быть представлена в виде:

Таблица 1.3 Стратификация институтов развития конкурентоспособности инновационного предпринимательства в условиях перехода к информационно-сетевой экономике

Условные обозначения Краткое описание

1 2

Элементы архитектоники инфраструктуры инновационного предпринимательства (ИИП)

^Ев система электронного правительства на уровнях: — взаимодействие с гражданами ^2С); — взаимодействие с коммерческим сектором ^2В); — внутригосударственное взаимодействие (G2G)

АЕВ система электронного бизнеса на уровнях: —обслуживание юридическими лицами юридических лиц (В2В); —обслуживание юридическими лицами физических лиц (В2 С); —потребитель—потребитель (С2 С)

— цифровая экосистема общественных институтов информационно-сетевой экономики будущего

К — рынки доступных государственных услуг дата-центров для участников рыночного процесса

BuSiNESS

N. — сети устойчивого строительства и инноваций (Sustainable Construction and Innovation Network), объединяющие государственные учреждения с предпринимательскими структурами, перед которыми будет поставлена задача стимулирования устойчивых инноваций в секторе государственно-муниципального строительства4

Hi —модернизированные объекты посредническо-сбытовой инфраструктуры на основе разработок альтернативной энергетики: солнечная, геотермальная, ветровая и приливная энергетика, биотопливо

P — сверхскоростная инфраструктура наземного и воздушного транспорта (интегральные гибридные транспортные системы нового поколения, интеллектуальные транспортные системы и др.)

СЕф — социально-коммерческие конструкции партнеров «сети инноваций на основе сотрудничества» (collaborative innovation network)

Y, — GRID-системы развития инновационных предпринимательских проектов в области формирования сетевой модели взаимодействия в условиях информационной экономики

Технологии, институты и процессы развития ИИП

II —технопарки, центры коммерциализации, центры трансфера технологий, университеты, инновационные центры

—государственные региональные институты5

CI —региональные финансово-кредитные институты6

Ч — внедрение стандартов организации электронного документооборота между различными органами власти

Y — совершенствование законодательства в области сетевого права (электронная подпись, электронные регламенты административных процедур и пр.)

M — развитие системы «зеленых государственных закупок»7

a — инструменты поддержки инновационных компаний в рамках реализации концепции «инициативы лидирующих рынков»8

Ba —изменение моделей бизнес-процессов по трансферу технологий через концепции технологических запросов/ предложений9

<P — создание инноваций широкого спектра применения (гражданского, научного, военного назначения)

Fx —программы управления рисками и авторизацией10

BG — привлечение бизнес-структур для создания и обслуживания государственных сетевых средств коммуникации для защиты суверенитета страны в области кибербезопасности11

Я — технологии развития инновационного предпринимательства на рынке систем дистанционной передачи знаний и опыта на основе концептов «дополненной» реальности и др.

Rd — преобладание подрывных (disruptive) инноваций хозяйствующих субъектов, способных изменять соотношение ценностей на различных рынках

Си — инновационно-технологическая конвергенция (сближение различных отраслей естественных и гуманитарных наук);

T NBIC —развитие NBIC-технологий (когнитивные технологии, нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии)

D\ff — структурно-функциональная деформация межхозяйственных связей в результате возникновения новых институтов информационного общества

Sa — расширение рынка интеллектуальных энергосистем с активно-адаптивной сетью в энергетической инфраструктуре регионов

Ту — трансформация профиля научно-образовательного сегмента инфраструктуры инноваций (когнитивные науки, нейронаука, семантические исследования, искусственный интеллект, нейроморфический инжиниринг)

Cf — развитие технологий краудсорсинга, краудфандинга поддержки предпринимательских инициатив в области инноваций (преобладание дистанционных форм трудовых отношений — телекомьютинг и пр.)

Nac —развитие национальных центров адаптации традиционного бизнеса к новым форматам электронной коммерции

4Пример: привлечение института здравоохранения при создании платформ участников процесса государственных закупок, заинтересованных в стимулировании разработки строительных решений, обеспечивающих снижение эмиссии углекислого газа здравоохранительными учреждениями, и пр.

Региональный банк развития, отраслевые инновационные банки и пр.

6Венчурные фонды, капитал иностранных кредитных организаций.

7Закупка энергоэффективных средств бытового назначения; возведение зданий с низким выбросом углекислого газа в атмосферу, оснащённых эффективными системами освещения; реконструкция политики в отношении инновационных предприятий по производству транспортных средств на водородных и гибридных двигателях и т.п.

8В частности под лидирующим принято подразумевать региональный рынок товаров или услуг, первым внедривший признанную на международном уровне инновацию, на котором продолжается развитие данного инновационного продукта или технологии. Пример: Национальная технологическая инициатива.

'Появление новых игроков на рынке: опыт создания Russian Technology Transfer Network.

10Пример: Federal Risk and Authorization Management ProgramвСША.

"Пример: проект GreatFirewallofChina в Китае; проект «Шторм-12» в России.

Предпринимательство

Проблемы и тренды развития ИИП

XV —демонтаж объектов морально устаревающих сегментов инфраструктуры через приёмы технологической модернизации реального сектора экономики и сферы услуг12

Ут — расширение сфер влияния глобальных межкорпоративных сетей взаимодействия в области предоставления продуктов инновационного характера13

— проблемы развития сетей международного сотрудничества в области реализации совместных инновационных проектов

Лг — проблемы асимметричности информации для участников инновационного процесса (рост трансакционных и трансформационных издержек; следствие — низкий уровень технологической транспарентности инновационного бизнеса)

ик — обеспечение экологичности, экономичности и понижение затрат времени осуществления бизнес-процессов с одной стороны и повышение прозрачности и эффективности государственных услуг с другой стороны(дальнейший переход к модели партисипативного самоуправления)

— проблемы обеспечения качества управленческих решений и безопасности предпринимательских структурв условиях сетевизации общества14

Спъ —обеспечение необходимого роста конкурентоспособности отечественного бизнеса в условиях глобализации и преобладания гиперконкурентной доминанты развития национальных экономик (в том числе решение комплексной задачи модернизации системы образования через формирование системы национальных стандартов профессий; подготовка кросс-функциональных команд предприятий в транспрофессиональных сетях международного бизнеса)

^ —финансирование федеральных и региональных программ развития сетевой экономики в условиях изменения геополитической ситуации и роста системных рисков национальной экономики

—обеспечение необходимого уровня экономической безопасности национальной экономики с применением инструментов институционального проектирования эффективных форм взаимодействия власти, бизнеса и общества

Еи\ =АхЕЩ +(\-Я)хЕи' . (2)

Joжuд -/тах 4 7

где Еи*. , Еи'. — наибольшее и наименьшее из

^тах /тш

математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностям распределения;

Л — специальный показатель для учета неопределённости эффекта, отражающий систему предпочтений институционального инвестора в условиях неопределённости.

Как показывает сравнительный анализ по показателям успешности национальных инновационных систем, продуктивность и конкурентоспособность создаваемых продуктов и технологий определяется не только и не столько уровнем научно-технического потенциала отдельно взятой экономики, сколько развитостью и эффективностью функционирования инновационно-проводящих систем в сложившейся социально-экономической среде.

Переход экономики РФ к модели устойчивого роста на основе инновационного обновления и диверсификации требует коренной модернизации формата деловых отношений предпринимательства как внутри бизнес-сообщества, так и с институтами государственной власти и общества с позиции минимизации деловых, политических и социально-экономических рисков недостижения ожидаемых результатов проектов модернизации.

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ФГБУ «РГНФ» в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование благоприятной институциональной конфигурации региональной деловой среды как фактор повышения конкурентоспособности предпринимательских структур» №16-12-02007/16

'^Упразднение таких традиционных объектов инфраструктуры инноваций, как бизнес-инкубаторы, центры юридического и бухгалтерского консалтинга, центры экспертиз отдельных видов наукоёмкой продукции путём создания новых сегментов в киберпространстве.

Подобный тренд может привести к разрушению некоторых функций государственных институтов власти через механизмы самоорганизации: как следствие — упразднение неэффективных бюрократических инстанций и процедур.

14Проблемы семантической интероперабельности сервисов для руководителей предпринимательских структур, в том числе решение ряда проблем экономико-политической инерции процессов информационной технологии, в том числе проблема «черного ящика» и пр.; решение проблемы криптобутилирования авторской продукции в Сети; уникальных авторских разработок, промышленных концептов, ноу-хау и др.

BuSiNESS

Рисунок. Обеспечение конкурентоспособности предпринимательства в условиях научно-технологической модернизации национальной экономики

Литература

1. Дегтярёв А. Н. Институциональная конфигурация региональной деловой среды. Параметры проектирования / А. Н. Дегтярёв, Р. И. Маликов, К. Е. Гришин // Вопросы экономики. — 2014. № 11. — С. 83-94.

2. Диваева Э. А., Мухамедьяров А. М. Региональная инновационная система: развитие, функционирование, оценка и эффективность /А. М. Мухамедьяров, Диваева Э.А. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. — 188 с. — ISBN 978-5-7501-1120-6

3. Евтушенко Е. В. Оценка инновационного потенциала экономических систем / Е. В. Евтушенко, Е. В. Тухватуллина // Нефтегазовое дело. 2013. №

II—3. С. 160-164.

4. Евтушенко Е. В. Стратегии инновационного развития ведущих компаний РФ / Е.В. Евтушенко // Инновации и инвестиции. — 2012. — № 4. С. 21-23.

5. Ибрагимова Н. У Стратегия инновационного развития текстильной и швейной промышленности республики // Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2015. С. 47-52.

6. Ибрагимова Н. У. Кластерный подход как эффективный механизм развития государственно-частно-гопартнерства//Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2012. №2 1 (1). С.

III-114.

7. Изряднова О. И. Структурные сдвиги в российской экономике: сравнительный анализ динамики основных показателей / О. И. Изряднова. — М.: «Дело» РАНХиГС, 2015. 112 с. (Научные доклады: экономика)

8. Индикаторы инновационной деятельности: 2015: Статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 320 с. — ISBN 978-5-7598-1274-6.

9. Красносельская, Д. Х. Совершенствование организационно - экономических аспектов управления накоплением капитала региона/ Д. Х. Красносельская // Управление экономическими системами: электронный научный журнал.— 2015. — №8

10. Кувшинова О. Большие амбиции, слабые позиции [Электронный ресурс] // Ведомости № 3854 от 18.06.2015. ШГ: http://www.vedomosti.ru/economics/ аШс1е8/2015/06/18/596842-рааеп1е-екопот1к1-у-nachale-2015-g-perecherknulo-шst-dvuh-prediduscЫh-1ег

11. Маликов Р. И. Моделирование параметров развития институциональной конфигурации региональной деловой среды / Р.И.Маликов,К.Е.Гришин // Экономическая политика. — 2014. № 6. — С. 171186.

12. Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы / Д. А. Медведев // Вопросы экономики. — 2015. № 10. — С. 5-29.

Предпринимательство

13. Наука. Инновации. Информационное общество: 2015: Краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2015. — 80 с. — ISBN 978-57598-1350-7.

14. Невельский А. Развивающиеся страны начали тормозить мировую экономику [Электронный ресурс] // Ведомости от 26.02.2016. URL: http://www. vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/26/631615-razvivayuschiesya-tormozit;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Орлова Н. В. Структурные факторы замедления роста российской экономики / Н. В. Орлова, С. К. Егиев // Вопросы экономики. — 2015. № 12. — С. 69-84.

16. Сунаева Г. Г., Шарипова И. М. Кластер начинается с лидера //Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией О. Б. Казаковой, Н. А. Кузьминых, Э. И. Исхаковой. 2015. С. 268-272

17. Барсуков П. В., Карабулатова И. С., Некрасов С. В., Ахметов И. В., Мамателашвили О. В., Хизбуллин Ф. Ф. Трансформация социального поведения в контексте современных политических кризисов начала XXI в. как результат этнополитическо-го дискурса «сетевых войн» // Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки Москва: Уфа: Ростов-на-Дону,

2015. С. 60-70.

18. Деловая Россия [Электронный ресурс]. URL: http://www.deloros-omsk.ru

19. Солодилова Н. З. Развитие подходов к оценке параметров формирования деловой среды инновационного предпринимательства/ Солодилова Н. З., Казыханов Р. Р.// Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика.

2016, №1 (43). — С. 102-109.

Literature

1. Degtyarev A. N. The institutional configuration of the regional business environment. Design Parameters / A. N. Degtyarev, R. I. Malikov, K. E. Grishin // Questions of economy. - 2014. № 11. — P. 83- 94.

2. Divaeva E. A., Mukhamedyarov A. M. Regional Innovation System: the development, operation, and evaluation of the effectiveness of /A.M. Mukhamedyarov, E.A. Divaeva. — Ufa Academy of Sciences of Belarus, Guillem, 2010. — 188 p. — ISBN 978-5-7501-1120-6

3. Evtushenko E.V. Estimation of innovative potential of economic systems / E.V. Evtushenko, E.V. Tukhvatullina // Oil and gas business. 2013. № 11—3. P 160-164.

4. Evtushenko E.V Innovative Development Strategy of the Russian Federation / EV leading companies Yevtushenko // Innovations and investments. Number 4. 2012. P. 21-23.

BuSiNESS

5. Ibragimova N. Y. The strategy of innovative development of the textile and clothing industry of the republic // Innovative Economy Development: Russian and foreign experience. The collection of materials of the I International scientific-practical conference. 2015. P. 47-52.

6. Ibragimova N. Y. The cluster approach as an effective mechanism of public-private partnership // Herald UGAES. Science, education, the economy. Series: Economy. 2012. № 1 (1). P. 111-114.

7. Izryadnova O. I. Structural shifts in the Russian economy: a comparative analysis of the dynamics of the main indicators / O.I. Izryadnova. - M .: "Delo" RANHiGS, 2015. 112 p. (Scientific reports: the economy)

8. Indicators of innovation: 2015: Statistical Yearbook / N.V. Gorodnikova, L.M. Hochberg, K.A. Ditkovskiy etc. —. M.: Higher School of Economics, 2015. — 320 p. — ISBN 978-5-7598-1274-6.

9. Krasnoselskaya D.H. Perfection of the organizational-economic aspects of management of capital accumulation in the region / D.H. Krasnoselskaya // Management of economic systems: electronic scientific journal.— 2015. —№8

10. Kuvshinov O. Big ambitions, weak position [Electronic resource] // Bulletin number 3854 of 06/18/2015. URL: http://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2015/06/18/596842-padenie-ekonomiki-v-nachale-2015-g-perecherknulo-rost-dvuh-prediduschih-let

11. Malikov R.I. Modelling parameters of the institutional configuration of the regional business environment / R.I. Malikov, K.E. Grishin // economic policy. — 2014. № 6. — P. 171-186.

12. Medvedev D.A. New Reality: Russian and Global Challenges / D.A. Medvedev // Questions of economy. — 2015. № 10. P. 5-29.

13. Science. Innovation. Information Society: 2015: Short Statistical Book / G.I. Abdrakhmanov, N.V. Gorodnikova, L.M. Hochberg and others —. M .: Higher School of Economics, 2015. — 80 p. — ISBN 978-57598-1350-7.

14. Nevel A. Developing countries have begun to slow down the global economy [electronic resource] // Bulletin of 26.2.2016. URL: http://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/02/26/631615razvivayuschies ya-tormozit

15. Orlova N.V. Structural factors slowing the growth of the Russian economy / N.V. Orlova, S.K. Egiev // Questions of economy. — 2015. № 12. — P. 69-84.

16. Sunaeva G.G., Sharipova I.M. The cluster starts with a leader // Innovative Economy Development: Russian and foreign experience The collection of materials of the I International scientific-practical conference. Edited by O.B. Kazakova, N.A. Kuz'minykh, E.I. Iskhakova.

2015. P. 268-272

17. Barsukov P. V. Karabulatova I.S., Nekrasov S. Akhmetov I. V., Mamatelashvili O. V. Hizbullin F. F. Transformatsiya social behavior in the context of the current political crisis in the beginning of XXI century as a result of ethno-political discourse of «network war» // Socio-economic, humanitarian and philosophical problems of modern science Moscow: Ufa Rostov-on-Don, 2015. P. 60-70.

18. Business Russia [Electronic resource]. URL: http:// www.deloros-omsk.ru

19. Solodilova N.Z. The development of approaches to estimating parameters of formation of the business environment of innovative entrepreneurship/ SolodilovaN.Z., Kazykhanov R.R.// Bulletin of Volga region state University of service. Series: Economics.

2016, №1 (43). — Pp. 102-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.