Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной активности предпринимательства в Республике Башкортостан'

Стимулирование инновационной активности предпринимательства в Республике Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
496
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕГИОН / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шайхутдинова Гульнара Флюровна, Никонова Светлана Александровна, Карачурина Регина Фаритовна

В статье рассмотрены некоторые аспекты стимулирования инновационной деятельности в Республике Башкортостан. Мероприятия по стимулированию инновационной активности сгруппированы в отдельные блоки. 1. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности. 2. Повышение инновационной активности населения. 3. Формирование системы научно-производственной кооперации и коммерциализации инноваций. 4. Инвестиционная поддержка инновационных проектов. 5. Развитие инновационной инфраструктуры. 6. Развитие инновационного малого предпринимательства. 7. Информационное обеспечение инновационной деятельности. Основными направлениями реализации мероприятий являются: законотворческая деятельность республики с учетом федерального законодательства, международных стандартов и традиций; финансовое и налоговое стимулирование научно-технической и инновационной деятельности; международная технологическая интеграция; частно-государственное партнерство в сфере инновационной деятельности. Предложен ряд рекомендаций по активизации инновационной политики для более эффективного выполнения ключевых функций научно-исследовательского сектора Республики Башкортостан. В заключении авторы отмечают, что для функционирования малого предпринимательства в Республике Башкортостан имеются все необходимые предпосылки: природные условия, позволяющие заниматься многими видами хозяйственной деятельности, формирующаяся на местах рыночная инфраструктура обслуживания малого бизнеса, наличие крупных промышленных предприятий и центров экономической активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шайхутдинова Гульнара Флюровна, Никонова Светлана Александровна, Карачурина Регина Фаритовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In the scientific article some aspects of inducing innovative activity in the Republic of Bashkortostan have been considered.The measures on stimulating innovative activity have been grouped into blocks.Creating favorable conditions for innovative activity.Increasing the population’s innovative activity.Development of the system of scientific and production cooperation and innovation commercialization.Investment support of innovative projects.Development of innovative infrastructure.Development of innovative small entrepreneurship.Information provision of innovative activity.The main directions of realization of the above-mentioned conditions are:lawmaking activity of the republic taking into consideration federal legislation as well as international standards and traditions;financial and tax inducement of scientific and technical and innovative activity;international technological integration;private and state partnership in the sphere of innovative activity.Relying on the results of the analysis, a number of recommendations concerning the activation of innovative policy for more efficient fulfillment of the key functions of the republic’s scientific and research sector can be suggested.In conclusion it should be mentioned that in the republic there are all necessary preconditions for functioning small entrepreneurship: natural conditions favorable for many kinds of economic activity, formed on-site market infrastructure of servicing small business, availability of big enterprises and centers of economic activity.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной активности предпринимательства в Республике Башкортостан»

BuSiNESS

business environment // The economy of the region, Ekaterinburg, 2015. — № 2, pp 137-148.

18. Solodilova N.,Malikov R.,Grishin K.,Isaev F. On new methodological approaches to provide effective business policies in the municipalities // Economy and Management: Scientific and practical journal. Ufa, 2013. — № 4. — pp. 14-20.

19. http://nisse.ru/analytics/monitoring/?ELEMENT_ ID=21243

20. Davis, L., North D. Institutional Change and American Economic Growth / L. Davis, D. North //.

— Cambridge, 1971. — 803 p.

21. North, D. Institutions, institutional change and economic performance / D. North // .— Cambridge: Cambridge Univ. press, 1990. — 5 p.

22. Polanyi, K. The livelihood of man./ Karl Polanyi //.

— NewYork: Acad. press, 1977. — 280 p.

23. Hellman J., Kaufmann D. Confronting the Challenge of State Capture in Transition Economies // Finance and Development (A quarterly magazine of the IMF). 2001. Vol. 38. № 3.

24. Frye T., Shleifer A. The invisible hand and the grabbing hand // American Economic Review. Papers and Proceedings. 1997. Vol. 87, No. 2. P. 354-358.

25. Weingast B. The Economic Role of Political Institutions: Market Preserving Federalism and Economic Development // Law, Economic and Organization, 1995. Vol.11, No.1, pp 3-31.

26. Williamson O. Behavioral Assumptions. In: O.E. Williamson. The Economic Institutions of Capitalism. Firms, Markets, Relational Contracting. N.Y .: The Free Press, 1985, pp. 44-52.

Шайхутдинова Г. Ф.

кандидат экономических наук, доцент, институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Россия, г. Уфа

УДК 338.2

Никонова С. А

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент», институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Россия, г. Уфа

Карачурина Р. Ф.

кандидат экономических наук, доцент, институт экономики и сервиса ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» Россия, г. Уфа

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

В статье рассмотрены некоторые аспекты стимулирования инновационной деятельности в Республике Башкортостан. Мероприятия по стимулированию инновационной активности сгруппированы в отдельные блоки. 1. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности. 2. Повышение инновационной активности населения. 3. Формирование системы научно-производственной кооперации и коммерциализации инноваций. 4. Инвестиционная поддержка инновационных проектов. 5. Развитие инновационной инфраструктуры. 6. Развитие инновационного малого предпринимательства. 7. Информационное обеспечение инновационной деятельности. Основными направлениями реализации мероприятий являются:

— законотворческая деятельность республики с учетом федерального законодательства, международных стандартов и традиций;

— финансовое и налоговое стимулирование научно-технической и инновационной деятельности;

— международная технологическая интеграция;

— частно-государственное партнерство в сфере инновационной деятельности.

Предложен ряд рекомендаций по активизации инновационной политики для более эффективного выполнения ключевых функций научно-исследовательского сектора Республики Башкортостан.

В заключении авторы отмечают, что для функционирования малого предпринимательства в Республике

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

Предпринимательство

Башкортостан имеются все необходимые предпосылки: природные условия, позволяющие заниматься многими видами хозяйственной деятельности, формирующаяся на местах рыночная инфраструктура обслуживания малого бизнеса, наличие крупных промышленных предприятий и центров экономической активности.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательство, инновации, инновационная активность, регион, инфраструктура, инвестиции, стимулирование, мониторинг.

STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTREPRENEURSHIP IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

In the scientific article some aspects of inducing innovative activity in the Republic of Bashkortostan have been considered. The measures on stimulating innovative activity have been grouped into blocks.

1. Creating favorable conditions for innovative activity.

2. Increasing the population's innovative activity.

3. Development of the system of scientific and production cooperation and innovation commercialization.

4. Investment support of innovative projects.

5. Development of innovative infrastructure.

6. Development of innovative small entrepreneurship.

7. Information provision of innovative activity.

The main directions of realization of the above-mentioned conditions are:

- lawmaking activity of the republic taking into consideration federal legislation as well as international standards and traditions;

- financial and tax inducement of scientific and technical and innovative activity;

- international technological integration;

- private and state partnership in the sphere of innovative activity.

Relying on the results of the analysis, a number of recommendations concerning the activation of innovative policy for more efficient fulfillment of the key functions of the republic's scientific and research sector can be suggested.

In conclusion it should be mentioned that in the republic there are all necessary preconditions for functioning small entrepreneurship: natural conditions favorable for many kinds of economic activity, formed on-site market infrastructure of servicing small business, availability of big enterprises and centers of economic activity.

Key words: entrepreneur, entrepreneurship, innovation, innovative activity, region. infrastructure, investment, incentives, monitoring.

Мониторинг эффективности деятельности в сфере исследований и разработок позволяет оценить необходимость уже сегодня предпринимать активные действия по стимулированию инновационной активности и восприимчивости разных секторов экономики Республики Башкортостан.

В целом такие мероприятия могут быть сгруппированы в следующие блоки:

1. Формирование благоприятных условий инновационной деятельности.

2. Повышение инновационной активности населения.

3. Формирование системы научно-производственной кооперации и коммерциализации инноваций.

4. Инвестиционная поддержка инновационных проектов.

5. Развитие инновационной инфраструктуры.

Одной из причин, препятствующих становлению инновационного предпринимательства, является отсутствие единых подходов к формированию инфраструктуры, способной обеспечить среду, благоприятную для осуществления инновационной деятельности [3].

Повышению эффективности процесса создания инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства будет способствовать разработка научно обоснованных теоретических и практических рекомендаций по формированию и развитию соответствующей региональной инфраструктуры, поскольку именно на уровне региона возможна наиболее гибкая координация связей между наукой и реальным сектором.

6. Развитие инновационного малого предпринимательства.

7. Информационное обеспечение инновационной деятельности.

Для этого рекомендуется оказывать содействие расширению доступа к национальным информационным базам в области исследований и информационным ресурсам в области рынка, таким как:

а) информация о патентовании — российском и международном;

б) информация о состоянии рынка — ключевые рыночные секторы, основанные на сильных сторонах регионов и государственных исследовательских организаций, национальные научно-исследовательские целевые сферы;

BuSiNESS

в) международная система стандартов и качества — с целью избежать потери ресурсов в научно-исследовательском секторе и возможного провала продукта на международном рынке;

г) исследовательская информация — исследовательские документы и ссылки;

д) информационные документы о продуктах или технологиях для информирования потенциальных партнеров в секторе науки и коммерциализации о возможных продуктах и услугах;

е) новые способы передачи информации в предпринимательский сектор.

Рекомендуется обеспечить бесплатный доступ к этой информации минимум на 3—5 лет с помощью выхода через национальный портал для всех государственных научно-исследовательских институтов и организаций, работающих в области трансфера технологий и коммерциализации. Надо также отметить, что хотя существует множество российских баз данных по технологиям (государственных и частных, в основном региональных), они не являются всеобъемлющими и не связаны между собой.

В дополнение к созданию информационного портала рекомендуется предоставлять инновационным инфраструктурным организациям субсидии (покрывающие до 50 % издержек) на приобретение информации о научно-исследовательской и рыночной сферах, имеющей отношение к их деятельности по коммерциализации.

Основными направлениями реализации выше перечисленных условий являются:

— законотворческая деятельность республики с учетом федерального законодательства, международных стандартов и традиций;

— финансовое и налоговое стимулирование научно-технической и инновационной деятельности;

— международная технологическая интеграция;

— частно-государственное партнерство в сфере инновационной деятельности.

Опираясь на результаты анализа, можно предложить ряд рекомендаций по активизации инновационной политики для более эффективного выполнения ключевых функций научно-исследовательского сектора республики.

Инновационная политика как национальный приоритет.

Несмотря на популяризацию в настоящее время темы инновационной политики, подтверждаемую расширением научных дискуссий, ростом количества недавно принятых или обсуждаемых документов, до настоящего времени еще не создана комплексная национальная инновационная политика, включающая и объединяющая всех участников системы.

Ключевым ее элементом является консолидация гражданского общества, в первую очередь, политической элиты с привлечением всех слоев бизнеса.

Ответом на столь серьезные вызовы современности может быть только взвешенная политика на основе мобилизации усилий и ресурсов. Необходимо встраивание в политический, законодательный и бюджетный процесс механизма обеспечения приоритета инновационного развития и принятие решений о финансировании крупных государственных программ.

Стимулирование спроса бизнес-сектора на инновации.

Подготовка законопроектов в области инновационной политики часто имеет «смещенный центр тяжести» в сторону государственных научных исследований и не отводит бизнес-сектору более активной роли. Поэтому рекомендуется уделить существенно больше внимания вопросам стимулирования спроса бизнес-сектора на инновации и соответственно участия бизнес-сектора в инновационном развитии. Например, это может быть создание соответствующего законодательства по защите собственных исследований, финансовых стимулов при инвестировании в инновации и создании новых компаний и др. Особенностью инновационного законодательства в России является то, что внесение соответствующих изменений в значительной части находится в компетенции Российской Федерации.

Стимулирование инвестиций в НИОКР частного сектора.

По сравнению с международными конкурентами местные компании демонстрируют относительно небольшие средства в собственные исследования и разработки. Рекомендуется инициировать активную кампанию, призванную стимулировать инвестиции со стороны частного сектора в НИОКР и разработать меры (налоговые, грантовые и т.д.) для ее реализации. Кроме того, государство должно существенно активизировать свое участие в оказании поддержки создаваемым высокотехнологичным компаниям.

Ориентация научных исследований на рынок и конечного потребителя новых знаний.

Государственные исследовательские организации продолжают работать в основном в режиме предложения собственных разработок, нежели руководствоваться технологическими потребностями рынка. В результате часто создаются невостребованные рынком технологии, которые, естественно, отвлекают ресурсы и усилия. Чтобы в будущем избежать подобных проблем, рекомендуется изменить процесс принятия решения при определении приоритетов исследований. Конечным потребителям новых знаний и технологий (бизнес, правительство и общество) необходимо предоставить значи-

Bulletin USUES. Science, education, economy. Series economy. 2016, (16), № 2

тельно больше прав участия в разработке приоритетов исследований и оценке их результатов.

Мотивация к про-активному подходу со стороны научного сообщества.

Большинство научных организаций хорошо понимает, что их будущее зависит от их способности лучше обеспечить инновационный рост страны. Но они должны использовать инструменты, которые позволят двигаться более эффективным способом. Несмотря на важность усиления спроса бизнес-сектора на инновации (включая существующие крупные и малые компании, старт-ап компании), рекомендуется принять специальные государственные программы и меры, направленные на развитие про-активного подхода со стороны научного сообщества при продвижении результатов научных исследований.

Восстановление научного потенциала и репутации науки и образования.

Система государственных научных исследований и система образования теряют свою репутацию как внутри страны, так и за ее пределами. Последние пятнадцать лет могут быть охарактеризованы как период застоя, упадка и борьбы за выживание. Необходимо, чтобы система смогла восстановить свой исследовательский потенциал и расширить новые области познания. Необходимы решительные реформы для изменения такой ситуации. О некоторых мерах, например, о существенном увеличении заработной платы научным сотрудникам наряду со значительным сокращением штата, было уже заявлено. Однако необходимо, чтобы подобные декларации имели практическую реализацию в соответствии с общественным ожиданием.

Мобильность и обновляемость персонала НИИ.

В целях возрождения государственной системы научных исследований необходимы в срочном порядке меры по привлечению молодых сотрудников в научно-исследовательские институты. Одновременно необходимо отказаться от идеи рассматривать исследовательскую карьеру как пожизненную деятельность. Результатом такого подхода должен стать более высокий уровень мобильности персонала, призванный объединить ценнейшие знания внутри инновационной системы. Кроме того, во многих странах существует обязательный 65-летний возрастной барьер для государственных научных сотрудников; возможно, такую, хотя и непопулярную, меру необходимо широко обсудить и у нас.

Повышение адресности мер.

Рекомендуется повысить избирательность и адресность инновационной политики. Опыт государственных агентств и министерств многих стран, например, Франции и Германии, а также инициатив межведомственного и национального характера, демонстрирует смену курса — от поддержки макси-

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

мально широкой сети научных, образовательных и инновационно-технологических организаций к отбору лучших, наиболее перспективных, дающих максимальную отдачу организаций, групп, компаний. Такой курс требует особого внимания и специальных организационных мероприятий для проведения мониторинга и оценки государственных научных и инновационных программ. Также требуется существенная перестройка статистического аппарата наблюдения.

Согласование интересов и действий различных ведомств.

Координация межведомственных национальных программ, а также согласование действий между министерствами и ведомствами в рамках реализации отраслевых или региональных инициатив часто является одним из слабых звеньев инновационных систем многих стран. Мы не исключение. Рекомендуется принять меры для обеспечения реального (а не формального) согласования интересов и действий. Международный опыт показывает, что такое реальное согласование можно обеспечить только при реализации крупных приоритетных проектов, имеющих серьезную политическую поддержку. В связи с этим рекомендуется инициировать крупные программы, которые могли бы стать объединяющими для различных министерств и ведомств. Такой программой могла бы стать, например, республиканская программа нанотехнологий или уже реализуемая инициатива развития технопарков и т.п. В этом случае каждое заинтересованное ведомство должно выделять персонал и собственный бюджет для поддержки реализации таких «объединяющих» инициатив.

Мониторинг и оценка реализации инновационной политики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рекомендуется ввести процесс независимого мониторинга и оценки реализации инновационной политики, программ и инструментов. Кроме того, целесообразно распространение практики мониторинга и оценки влияния правовых актов как основного инструмента совершенствования законодательства. Такой мониторинг должен выступать шире общественной экспертизы и участия общественных структур при согласовании проектов.

Приоритеты по реализации политики в области развития инновационной системы.

Рекомендуется подготовить предварительные предложения (на основе сценарного подхода) по ограничению числа приоритетов и мер для наиболее эффективной реализации задач, определенных в стратегических документах для концентрации ресурсов на их достижение.

Республиканская система управления развитием инновационной системой.

Сегодня в России основным куратором крупных государственных научно-технических программ и

BuSiNESS

инновационных проектов является Министерство образования и науки Российской Федерации, то есть инновационный сегмент сегодня формируется в основном в рамках этого министерства. На уровне регионов ситуация аналогична. Переход к инновационной модели развития требует принципиально иной модели управления инновациями. Рекомендуется разработать инновационные программы во всех министерствах, занимающихся инновациями, как это делается во всем мире, и обеспечить координацию этого процесса [2,5].

В целом, анализ инновационной активности показывает, что его предмет представляет собой сложное и противоречивое явление. От эффективности инновационной деятельности и, прежде всего, темпов и качества передачи результатов научных исследований и разработок в производство во многом зависит успех перехода к инновационной модели развития экономики.

И сегодня, несмотря на планомерную деятельность по созданию условий, благоприятствующих развитию конкуренции и повышению рыночной открытости в Республике Башкортостан, являющуюся эффективным инструментом стимулирования инновационного процесса, так называемые «ошибки рынка» зачастую выступают препятствием для инвестиций в инновации. Взаимоисключающий характер исследований и разработок как общественного блага, с одной стороны, и реализация их на рынке с учетом частных интересов, с другой стороны, приводят к невысокому уровню частной инновационной деятельности [6,7].

В этом случае роль государства не может сужаться до вопросов прямого регулирования в сфере исследований и разработок. Инновации сами

Литература

1. Данько Т. П., Никонова С. А. О потенциалах развития регионов Татарстан и Башкортостан. Архитектура оценки их конкурентоспособности. // Фундаментальные исследования. 2016. № 3-2. С. 368-374.

2. Солодилова Н. З. Условия и факторы инновационного развития региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. № 3. С. 109-114.

3. Solodilova N. Z., Malikov R. I., Grishin K. Y. generation favorable institutional configuration regional business environment //Economy of Region. 2014. №

4. С. 271-282.

4. Дегтярев А. Н., Вагапов Р. Ф., Солодилова Н. З. Основы предпринимательской деятельности. Уфа, 2001.

5. Дегтярев А. Н., Солодилова Н. З., Таюпов Р. И. Мониторинг инновационной активности в Республике Башкортостан // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2010. № 1. С. 62-69.

по себе не являются эффективным стимулом экономического роста, это лишь признак функционирования конкурентной среды, сформированной и регулируемой таким образом, что коммерциализация знаний выступает важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и, в конечном счете, всей системы в целом.

Роль государства заключается в формировании эффективной системы разделения рисков между обществом и субъектами инновационной деятельности как участниками и потребителями результатов инновационного процесса.

Таким образом, государственное регулирование инновационной деятельности должно быть основано на адекватной информации о ее состоянии, ожиданиях субъектов инновационной деятельности и возможностях их участия в решении вопросов активизации инновационного процесса.

В заключении необходимо отметить, что для функционирования малого предпринимательства в республике имеются все необходимые предпосылки: природные условия, позволяющие заниматься многими видами хозяйственной деятельности, формирующаяся на местах рыночная инфраструктура обслуживания малого бизнеса, наличие крупных промышленных предприятий и центров экономической активности. Однако, как показывает статистика, предпринимательский потенциал региона не исчерпан, и существуют объективные предпосылки для повышения эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, имеются свободные ниши, которые должны занять предприниматели с новым инновационным мышлением.

6. Дегтярев А. Н., Маликов Р. И., Солодилова Н. З., Артемова Е. А., Климина Т. П., Климин А. С., Фатхисламова Г. Ф., Арапов В. В., Николаева И. Н., Ибрагимова Н. У, Гришин К. Е. Развитие региональной системы предпринимательства. Научное издание / Под общей редакцией А. Н. Дегтярева. Уфа, 2008.

7. Маликов Р. И., Харисов В. И., Гришин К. Е., Ибрагимова Н. У., Арапов В. В., Никонова С. А., Шайхутдинова Г. Ф., Хисаева И. Ш., Леонтьева И. М., Ивановский В. Ю., Симонова Т. Ю. Развитие механизмов эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур в регионе. Научное издание / Под редакцией В. И. Харисова. Уфа, 2012.

Literature

1. Danko T. P., Nikonova S. A. On potentials of development of Tatarstan and Bashkortostan regions.

ВШИт USUES. Science, еducation, еconomy. Series еconomy. 2016, (16), № 2

Architecture of estimating their competitiveness // Fundamental research. 2016. № 3-2. P. 368-374.

2. Degtyarev A. N., Vagapov R. F., Solodilova N. Z. The bases of business activity. Ufa, 2001.

3. Degtyarev A. N., Solodilova N. Z., Tayupov R. I. Monitoring of innovative activity in the Republic of Bashkortostan // Economy and management: scientific and practical journal. 2010. № 1. P. 62-69.

4. Degtyarev A.N., Malikov R.I., Solodilova N.Z., Artemova E.A., Klimina T.P., Klimin A.S., Fatkhislamova G.F., Arapov V.V., Nikolaeva I.N., Ibragimova N.U., Grishin K.E Development of the regional system of entrepreneurship. Scientific issue / Edited by A.N. Degtyarev. Ufa, 2008.

Предпринимательство

5. Malikov R.I., Kharisov VI., Grishin K.E., Ibragimova N.U., Arapov V.V., Nikonova S.A., Shaykhutdinova G.F., Hisaeva I.Sh., Leonteva I.M., Ivanovsky МюНгюб Simonova T.Yu. Development of mechanisms of efficient interaction of power-holding and business structures in the region. Scientific issue / Edited by VI. Kharisov. Ufa, 2012.

6. Solodilova N.Z. The conditions and factors of innovative development of the region // Economy and management: scientific and practical journal. 2008. №

3. P. 109-114.

7. Solodilova N.Z., Malikov R.I., Grishin K.Y.

generation favorable institutional configuration regional business environment //Economy of Region. 2014. №

4. С. 271-282.

Харисов В. И.,

кандидат экономических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет Россия, г. Уфа

УДК 33

ИННОВАЦИОННЫЕ ДРАЙВЕРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассмотрены основные тенденции, проблемы и перспективы развития конкурентоспособности предпринимательских структур в условиях структурных ограничений социально-экономического роста. Анализируются особенности стратификации институтов развития предпринимательства при переходе к сетевой экономике в разрезе элементов, технологий и институтов инновационной деятельности в российской деловой практике. Решающей компонентой создаваемых инновационных драйверов становятся инновационно-ориентированные институты организации процесса вовлечения и взаимодействия участников делового сообщества в целях максимизации как коммерческих эффектов от использования инновационных драйверов, так и увеличения социально-экономической полезности от их совокупного воздействия. По мнению автора, инновационный драйвер представляет собой адаптивный пакет действий, обеспечивающих наиболее эффективное использование технологий и ресурсов народного хозяйства путём формирования и сопряжения их оптимальных комбинаций с последующим увеличением социально-экономических эффектов как для экономических агентов, так и для интересов общества. В работе предложен инструментарий оценки вероятности положительного исхода события по успешному внедрению институциональной инновации в формате инновационного драйвера. При этом общий уровень достижимости институционального проекта внедрения драйвера определяется с учётом показателей неопределённости, в соответствии с системой предпочтений институционального инвестора на основе расчета коэффициента риска реализации проекта.

Ключевые слова: конкурентоспособность, предпринимательство, сетевая экономика, инновационные драйверы, институты.

INNOVATIVE DRIVERS OF COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE STRUCTURES IN THE RUSSIAN ECONOMY

The article examines the main trends, problems and prospects of development of competitiveness of enterprise structures in the conditions of structural constraints of socio-economic growth. The stratification features of the business development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.