Научная статья на тему 'Инструментарий оценки эффективности формирования безбарьерной деловой среды'

Инструментарий оценки эффективности формирования безбарьерной деловой среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / БИЗНЕС-РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликов Рустам Илькамович, Хурамшина Эльвина Рахимзяновна

В статье рассматриваются вопросы институционального обеспечения развития безбарьерной региональной деловой среды как основы успешного социально-экономического развития региона. Определены отдельные требования к формированию безбарьерной деловой сред с точки зрения властных структур и субъектов предпринимательства. Делается вывод, что одним из ключевых этапов формирования безбарьерной деловой среды является разработка инструментария оценки выгодности данного типа предпринимательской среды как для субъектов бизнеса, так и органов власти. Для оценки эффективности безбарьерной деловой среды для органов власти различных уровней предложено использовать методологический подход в рамках трансакционного подхода к оценке эффективности функционирования институтов стимулирования инновационного поведения хозяйствующих субъектов. Проводится моделирование параметров формирования и поддержания безбарьерной деловой среды. Предлагается методический инструментарий, который позволяет органам региональной власти просчитывать параметры формирования и поддержания безбарьерной деловой среды и на основе этого принимать рациональные управленческие решения, способствующие максимально долгому поддержанию благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе и эффективно парировать социальные и экономические риски, вызванные цикличным снижением деловой активности в регионе. Для оценки эффективности ведения бизнеса в условиях безбарьерной деловой среды для предпринимательских структур предложено использовать функцию прироста прибыли бизнеса, получаемой в результате положительного воздействия новых условий ведения хозяйственной деятельности в рамках безбарьерной деловой среды. С использованием предложенного инструментария проведен примерный расчет параметров функционирования субъектов предпринимательской деятельности в условиях безбарьерной деловой среды. Рассматриваемый в статье подход предоставляет возможность обосновывать и формировать теоретико-методическую базу для разработки практических механизмов проектирования и дальнейшего длительного поддержания безбарьерной деловой среды в регионе, устойчивой к негативному воздействию внешней среды, а также может способствовать снижению институциональных рисков в региональном деловом пространстве, что в свою очередь позволит длительное время обеспечивать устойчивый рост инвестиционной и предпринимательской активности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маликов Рустам Илькамович, Хурамшина Эльвина Рахимзяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструментарий оценки эффективности формирования безбарьерной деловой среды»

Маликов Р.И.

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и менеджмент» ФГБОУВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

Хурамшина Э.Р.

аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» ФГБОУ ВО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», Россия, г. Уфа

УДК 338.246:332.14

ИНСТРУМЕНТАРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются вопросы институционального обеспечения развития безбарьерной региональной деловой среды как основы успешного социально-экономического развития региона. Определены отдельные требования к формированию безбарьерной деловой сред с точки зрения властных структур и субъектов предпринимательства. Делается вывод, что одним из ключевых этапов формирования безбарьерной деловой среды является разработка инструментария оценки выгодности данного типа предпринимательской среды как для субъектов бизнеса, так и органов власти. Для оценки эффективности безбарьерной деловой среды для органов власти различных уровней предложено использовать методологический подход в рамках трансакци-онного подхода к оценке эффективности функционирования институтов стимулирования инновационного поведения хозяйствующих субъектов. Проводится моделирование параметров формирования и поддержания безбарьерной деловой среды. Предлагается методический инструментарий, который позволяет органам региональной власти просчитывать параметры формирования и поддержания безбарьерной деловой среды и на основе этого принимать рациональные управленческие решения, способствующие максимально долгому поддержанию благоприятных условий для развития предпринимательства в регионе и эффективно парировать социальные и экономические риски, вызванные цикличным снижением деловой активности в регионе. Для оценки эффективности ведения бизнеса в условиях безбарьерной деловой среды для предпринимательских структур предложено использовать функцию прироста прибыли бизнеса, получаемой в результате положительного воздействия новых условий ведения хозяйственной деятельности в рамках безбарьерной деловой среды. С использованием предложенного инструментария проведен примерный расчет параметров функционирования субъектов предпринимательской деятельности в условиях безбарьерной деловой среды. Рассматриваемый в статье подход предоставляет возможность обосновывать и формировать теоретико-методическую базу для разработки практических механизмов проектирования и дальнейшего длительного поддержания безбарьерной деловой среды в регионе, устойчивой к негативному воздействию внешней среды, а также может способствовать снижению институциональных рисков в региональном деловом пространстве, что в свою очередь позволит длительное время обеспечивать устойчивый рост инвестиционной и предпринимательской активности в регионе.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, безбарьерная деловая среда, органы власти, бизнес-риски, экономическая эффективность.

The article deals with the institutional support of the regional development of a barrier-free business environment as the basis for successful economic and social development of the region. Identified specific requirements for

TOOLS FOR ASSESSING THE EFFICIENCY OF FORMATION DISABILITY BUSINESS ENVIRONMENT

the formation of a barrier-free business environment, in terms of the power structures and businesses. It is concluded that a key step in the formation of a barrier-free business environment is the development of assessment tools such as the profitability of the business environment for business entities and government bodies. To evaluate the effectiveness of a barrier-free business environment for the different levels of government is proposed to use a methodological approach in the transactional approach to assessing the functioning of institutions stimulating innovative behavior of economic agents. To carry out simulation settings for creating and maintaining a barrier-free business environment. Proposed methodological tools, which allows regional authorities to calculate the parameters of the formation and maintenance of barrier-free business environment and on this basis to make rational management decisions, contributing as long as the maintenance of favorable conditions for business development in the region and effectively fend off the social and economic risks caused by the cyclical decline in business activity in the region. To evaluate the effectiveness of doing business in a barrier-free business environment for business structures proposed to use the growth of business profits obtained as a result of the positive impact of the new conditions of economic activity in the framework of a barrier-free business environment. With the use of the proposed instruments held an approximate calculation of the parameters of operation of businesses in a barrier-free business environment. Viewed in the article an approach provides an opportunity to validate and generate theoretical-methodological basis for the development of practical tools for the design and further long-term maintenance of a barrier-free business environment in the region resistant to the adverse effects of the environment, and can also help to reduce the institutional risks in the regional business space, which in turn all allow for a long time to ensure the steady growth of investment and entrepreneurial activity in the region.

Key words: business structures, barrier-free business environment, government, business risks, economic efficiency.

Важнейшим элементом формирования безбарьерной деловой среды является разработка инструментария оценки выгодности данного типа предпринимательской среды как для субъектов бизнеса, так и органов власти (прежде всего с точки зрения общественной полезности) [1]. Это обусловлено тем, что формирование безбарьерной деловой среды повлечет за собой изменение самой архитектуры системы взаимодействия властных и предпринимательских структур, то есть будут сгенерированы новые «правила игры» с новым соотношением выгод и издержек для взаимодействующих сторон [14, 15]. Так, например, с точки зрения бизнеса, безбарьерная деловая среда наравне с прямыми выгодами (снижение административных барьеров, формирование условий для здоровой конкуренции и т. д.) ведет и к возникновению некоторых ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, которых можно было бы избежать в другой конфигурации деловой среды (например, использование неформальных схем ведения бизнеса). С позиции органов власти, формирование безбарьерной деловой среды, с одной стороны, должно позитивно отразиться на росте поступлений в региональный бюджет, но, с другой стороны, потребует дополнительных издержек ввиду необходимости поддерживать новые «правила игры» [16, 17] (это могут быть расходы, связанные с повышением интенсивности деятельности административных структур по обеспечению благоприятного делового климата на территории, а также необходимостью усовершенствования системы контроля) [2, 3, 6].

Для оценки эффективности безбарьерной деловой среды для органов власти различных уровней мы предлагаем использовать методологический под-

ход, разработанный В.Ф. Исламутдиновым в рамках трансакционного подхода к оценке эффективности функционирования институтов стимулирования инновационного поведения хозяйствующих субъектов [4]. В контуре данного подхода он считает, что при оценке эффективности институтов должны учитываться три составляющие: деньги, время и неопределенность (риск). С нашей точки зрения, данный подход вполне можно применять и при анализе влияния безбарьерной деловой среды на эффективность предпринимательской деятельности.

Представляется, что в целом выгода от инвестиций в формирование безбарьерной деловой среды должна измеряться в трех составляющих: финансовой, временной и рисковой.

В основе предлагаемой нами методики лежит оценка и сопоставление издержек, связанных с формированием безбарьерной деловой среды и выгод, получаемых органами власти в результате повышения деловой и инвестиционной активности на территории, то есть:

AG = G .-G vds ids

(1)

где ЛG - прирост доходов органов региональной власти от предпринимательской деятельности, обеспеченный увеличением налоговых поступлений от субъектов бизнеса, вызванным улучшением условий функционирования делового сообщества в формате безбарьерной деловой среды; Gvds и Gids - совокупные положительный (выгоды) и отрицательный (затраты) эффекты для властных структур от проекта по формированию безбарьерной деловой среды.

При этом:

G»=( t/t>(R/R) • (1+ni)

G*=( t/t) • ( Ri/R) • (l - NX

(2) (З)

где tI - время, необходимое для подготовки и реализации проекта по формированию безбарьерной деловой среды, лет; t - запас социально-экономической устойчивости территории, определяемый соотношением прогнозных значений бюджетных доходов и расходов (характеризует временной период, установленный региональными нормативно-правовыми актами для реализации социально значимых проектов, требующих привлечение дополнительных средств регионального бюджета)1, лет; t - время получения экономического эффекта в результате реализации проекта по формированию безбарьерной деловой среды, лет; RI - ежегодные затраты ресурсов органов власти на реализацию проекта по формированию и поддержанию безбарьерной деловой среды (в том числе на реализацию программ поддержки предпринимательства), ден. ед; R - ежегодные доходы территории от хозяйственной деятельности предпринимателей до реализации проекта по формированию безбарьерной деловой среды, ден. ед.; Rп - ежегодные дополнительные доходы территории, получаемые вследствие реализации проекта по формированию безбарьерной деловой среды, ден. ед.; - коэффициент риска превышения затрат ресурсов над запланированными, доли ед.; N п - коэффициент риска недополучения дополнительных доходов бюджетом территории от предпринимательской деятельности, обеспеченных приростом налоговых поступлений от субъектов бизнеса, вызванных улучшением условий функционирования делового сообщества в формате безбарьерной деловой среды, доли ед.

При этом должны соблюдаться условия:

t 1 < t - время, необходимое для подготовки и осуществления проекта по формированию безбарьерной деловой среды, не превышает запаса социально-экономической устойчивости территории;

RI< R - затраты ресурсов, необходимых для осуществления проекта по формированию безбарьерной деловой среды, не превышают ежегодного дохода бюджета от предпринимательской деятельности до начала реализации проекта.

Важнейшим аспектом реализации данного проекта для органов власти является учет существующих рисков [7]. Вполне допустима ситуация, при которой, не смотря на усилия органов власти по формированию безбарьерной деловой среды для предпринимателей, им все же будет выгодней функционировать в прежнем режиме, существовавшим до начала реализации проекта, что соответственно поставит под сомнение экономическую эффективность проекта [11].

В предлагаемом нами подходе коэффициенты рисков N и NII соответствуют возможным параметрам расхождения реальной траектории проекта по формированию безбарьерной деловой среды с планируемыми значениями [12, 13]. По нашему мнению, оба коэффициента могут быть рассчитаны с помощью следующих формул:

N = l • (1 + (h-l))/(h¡ • ln • (1 - h ¡))

N¡=l¡ • (l -

■ (h¡-l))/(h • ln-(l- h¡)).

(4)

(5)

Коэффициенты lp l и h hn вычисляются следующим образом:

(6)

L=E¡ ,/E¡ - E¡ .

I min max min

hr = -E¡ ./E¡ - E¡ .

I min min

L=E¡¡ ./E¡¡ - E¡¡ .

II min max min

h„=-E¡¡ ./EP- E¡¡ .,

II min min

(7)

(8) (9)

где lj - показатель неустойчивости параметров реализации проекта по показателю затрат в рамках формирования безбарьерной деловой среды, hI - пороговое значение зоны риска; Ej - совокупный предполагаемый эффект от создания безбарьерной среды при соответствии объема соответствующих затрат органов власти запланированной их величине; E - макси-

г ' max

мальный эффект от создания безбарьерной среды при запланированной величине целевых затрат органов власти, направляемых на формирование безбарьерной деловой среды (с учетом максимально возможного снижения объема затрат органов власти относительно запланированного); E - минималь-

А '' mm

ный предполагаемый эффект по показателю затрат

1 В качестве примера можно привести принимаемые в субъектах РФ нормативно-правовые акты, направленные на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597, которым Правительству Российской Федерации поручается обеспечить: увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.

органов власти при формировании безбарьерной деловой среды (при обеспечении минимального отклонения объема затрат органов власти относительно запланированного), I - показатель неустойчивости параметров реализации проекта по показателю получения дополнительных доходов органов власти в рамках формирования безбарьерной деловой среды, И - пороговое значение зоны риска; Е11 - совокупный предполагаемый эффект по показателю получения дополнительных доходов органами власти при формировании безбарьерной деловой среды; Е11 - максимальный эффект по показателю полу-

таг т т

чения дополнительных доходов органами власти при формировании безбарьерной деловой среды; Епт.п -минимальный эффект по показателю получения дополнительных доходов органами власти при формировании безбарьерной деловой среды.

Совокупный предполагаемый эффект по показателю затрат органов власти при формировании безбарьерной деловой среды при соответствии фактического объема затрат органов власти запланированному рассчитывается следующим образом:

E1=k • E1 + (1 - k) • E1 . .

max к ' min

(10)

E11=к • E11 + (1 - k) • E11

max. 4 / m

(11)

k=D /D

h= h / (к - 1) h=h • ( к - 1)

(13)

(14)

hu=lu / (к - 1) ln=hn • (к - 1).

(15)

(16)

Совокупный предполагаемый эффект по показателю получения дополнительных доходов органами власти при формировании безбарьерной деловой среды рассчитывается следующим образом:

где к - специальный показатель для учета неопределенности эффекта, отражающий систему предпочтений инициатора институциональных изменений в условиях неопределенности, рассчитываемый по формуле:

После соответствующих преобразований формул (4) и (5) с учетом полученных выражений, получаем показатели коэффициентов риска проекта по формированию безбарьерной деловой среды:

N=И{ • (к - 1) • (1 + (1 - И{ / И) • 1п • (1 - И)) (17) N=Ип • (к - 1) • (1 + (1 - Ип / Ип) • 1п • (1 - Ии)) (18)

Полученные формулы позволяют определять степень риска проекта формирования безбарьерной деловой среды с учетом его влияния на уровень потенциальной доходности в условиях сложившегося уровня неопределенности, в зависимости от показателя предпочтений органов власти и порогового значения зоны риска.

С точки зрения бизнеса безбарьерная деловая среда должна способствовать тому, чтобы предпринимателям было выгодно функционировать именно в действующем правовом поле, и в этом поле административные нормы и правила должны обеспечивать, с одной стороны, защиту интересов государства и общества, а с другой, - позволять бизнесу наращивать экономическую эффективность своей деятельности [8, 9].

Для оценки эффективности ведения бизнеса в условиях безбарьерной деловой среды для предпринимательских структур (ЬЪс1) целесообразно использовать функцию прироста прибыли бизнеса [5], получаемой в результате положительного воздействия новых условий ведения бизнеса в рамках безбарьерной деловой среды, к совокупным затратам хозяйствующего субъекта на функционирование в новых условиях ведения бизнеса в рамках безба-

(12) рьерной деловой среды2 :

где Dr - уровень доходности бюджета территории от предпринимательской деятельности до реализации проекта; Dp¡ - уровень доходности бюджета территории от предпринимательской деятельности после реализации проекта.

Далее, подставив формулу (10) в формулу (7) и формулу (11) в формулу (9) получим следующие выражения:

ЪЪЛ= Л Vъ/Zъds=ЛЯ» • (Р - (1 -в)7 ■ ■ 2= (а - 1) • (1 - (1 - в) у • ф)/£ ■ ф, (19)

где Ъ - коэффициент эффективности ведения бизнеса субъектом предпринимательской деятельности в условиях безбарьерной деловой среды; АУЪ -прирост прибыли субъекта предпринимательской деятельности, получаемой в результате положительного воздействия новых условий ведения бизнеса в рамках безбарьерной деловой среды; АQЪds - изменение объемов производства и продаж продукции субъекта предпринимательской деятельности с учетом условий ведения бизнеса в рамках

г

V

2 Необходимо учитывать, что формат безбарьерной деловой среды накладывает дополнительные издержки на бизнес ввиду его функционирования в законодательных рамках (например, отказ от теневых схем ведения бизнеса).

безбарьерной деловой среды; - затраты субъекта предпринимательской деятельности на функционирование в новых условиях ведения бизнеса в рамках безбарьерной деловой среды; 2 - общие затраты субъекта предпринимательской деятельности; ш - себестоимость продукции в цене продукции; р - цена продукции; а - коэффициент увеличения объемов производства и продаж продукции субъекта предпринимательской деятельности с учетом условий ведения бизнеса в рамках безбарьерной деловой среды (а = Q + АОм/О), где О - объем производства и продаж продукции

Предложенная методика дает возможность субъектам предпринимательской деятельности просчитывать параметры экономической полезности функционирования в условиях безбарьерной деловой среды.

Список литературы:

1. Асаул А., Войнаренко М., Ерофеев П. Организация предпринимательской деятельности: учебник / Под ред. д.э.н., проф. А. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2004. - 448 с.

2. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / Под общ. ред. А. Аузана и П. Крючковой, ИИФ «СПРОС» КонфОП. - М., 2002. - 137 с.

3. Дегтярев А., Маликов Р., Гришин К. Институциональная конфигурация региональной деловой среды: параметры проектирования // Вопросы экономики. -2014. - № 11. - С. 83-94.

4. Исламутдинов В.Ф. Методика оценки эффективности институтов инновационной среды // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 6. - С. 3-11.

5. МаликовР.И. Институциональное проектирование деловой предпринимательской среды: Монография / Р.И. Маликов. - Уфа: УНЦ РАН, 2006. - 242 с.

субъекта предпринимательской деятельности); в - коэффициент снижения административных издержек субъекта предпринимательской деятельности, обусловленный новыми условиями ведения бизнеса в рамках безбарьерной деловой среды; у - коэффициент сокращения общих издержек субъекта предпринимательской деятельности вследствие формирования безбарьерной деловой среды; £ - доля издержек на функционирование в новых условий ведения бизнеса в рамках безбарьерной деловой среды (е=/2); ф - удельная доля себестоимости в цене продукции (ф = ш /р).

6. Маликов Р.И., Гришин К.Е. Уровень административных барьеров как индикатор качества взаимодействия властных и предпринимательских структур / Р.И. Маликов, К.Е. Гришин // Вестник УГАЭС: Наука, образование, экономика: Научно-практический журнал. - Уфа. - 2013. - № 4 (6). - С. 55-65.

7. Маликов Р.И., Гришин К.Е. Моделирование параметров развития институциональной конфигурации региональной деловой среды / Р.И. Маликов, К.Е. Гришин // Экономическая политика, Москва. -2014. - № 6. - С. 171-186.

8. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Развитие системы взаимодействия властных и предпринимательских структур в муниципальной деловой среде / Н.З. Солодилова, Р.И. Маликов, К.Е. Гришин // Экономика и управление: Научно-практический журнал. - Уфа, 2015. - № 5. - С. 38-45.

9. Солодилова Н.З., Маликов Р.И., Гришин К.Е. Потенциал развития и факторы ограничения региональной деловой среды / Н.З. Солодилова, Р.И. Маликов, К.Е. Гришин // Экономика региона. - Екатеринбург. - 2015. - № 2. - С. 137-148.

10. Солодилова Н.З. Маликов Р.И. Гришин К.Е. Исаев Ф.Э. О новых подходах к методологическому

Значения отношения прироста прибыли субъекта предпринимательской деятельности АУЬ к издержкам на функционирование в новых условий ведения бизнеса в рамках безбарьерной деловой среды £ при ф=0,8, р=0,3, ю=0,15

0 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,1 1145 0,572 0,382 0,28б 0,229 0,191 0,163 0,143 0,127 0,114 0,104

1,2 2,290 1,145 0,б73 0,572 0,458 0,382 0,327 0,28б 0,254 0,229 0,208

1,3 3,435 1,717 1,145 0,858 0,б87 0,572 0,480 0,429 0,382 0,343 0,312

1,4 4,580 2,290 1,52б 1,145 0,903 0,7бЗ 0,б54 0,572 0,509 0,458 0,41б

1,5 5,725 2,8б2 1,899 1,431 1,145 0,954 0,817 0,715 0,б3б 0,572 0,520

1,б б,870 3,435 2,290 1,717 1,374 1,145 0,981 0,858 0,7бЗ 0,б87 0,б24

1,7 8,015 4,007 2,б72 2,003 1,б03 1,336 1,145 1,001 0,890 0,801 0,728

1,8 9,1б0 4,580 3,053 2,290 1,832 1,527 1,308 1,145 1,017 0,91б 0,832

1,9 10,305 5,152 3,435 2,57б 2,0б1 1,717 1,472 1,283 1,145 1,030 0,93б

2,0 11,450 5,725 3,817 2,8б2 2,290 1,908 1,635 1,431 1,272 1,145 1,040

2,1 12,595 б,293 4,198 3,148 2,519 2,099 1,799 1,574 1,399 1,259 1,145

обеспечению эффективной предпринимательской политики в муниципальных образованиях / Н.З. Со-лодилова, Р.И. Маликов, К.Е. Гришин, Ф.Э. Исаев // Экономика и управление: Научно-практический журнал. - Уфа. - 2013. - № 4. - С. 14-20.

11. Олейник А. О природе и причинах административной ренты: особенности ведения бизнеса в российском регионе N // Вопросы экономики. - 2010. -№ 5. - С. 58-80.

12. Полищук Л. Аутсорсинг институтов // Вопросы экономики. - 2013. - № 9. - С. 40-65.

13. Полтерович В. Стратегии институциональных реформ. Перспективные траектории // Экономика и математические методы. - 2006. - Т. 42. - № 1. - С. 3-18.

14. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth / L. Davis, D. North // Cambridge, 1971. - 803 c.

15. North D. Institutions, institutional change and economic performance / D. North // Cambridge: Cambridge Univ. press, 1990. - 5 c.

16. Polanyi K. The livelihood of man./ К. Polanyi // NewYork: Acad. press, 1977. - 280 p.

17. Hellman J., Kaufmann D. Confronting the Challenge of State Capture in Transition Economies // Finance and Development (A quarterly magazine of the IMF). - 2001. - Vol. 38. - № 3.

List of literature:

1. AsaulA., VoynarenkoM., Yerofeyev P. Organization of business: textbook / Ed. prof. A. Asaul. - SPb.: Guman-istika, 2004. - 448 p.

2. Administrative barriers in the economy: institutional analysis / Under obsch.red. A. Auzan and P. Kryuchko-voy-IIF «DEMAND» KonfOP. - M. - 2002. - 137 p.

3. Degtyarev A., Malikov R., Grishin K. Institutional configuration of the regional business environment: design parameters // Problems of Economics. - 2014. -№ 11. - P. 83-94.

4. Islamutdinov V. Methods of assessing the effectiveness of the institutions of the innovative environment // Management in Russia and rubezhom. - 2012. - № 6. - P. 3-11.

5. Malikov R. The institutional design of the business of the enterprise environment: monograph / R.I. Malikov. -Ufa: Ufa Science, 2006. - 242 p.

6. Malikov R., Grishin K. The level of administrative barriers as a quality indicator of the interaction of government and business structures // Herald UGAES: Research, education, economy: Scientific and practical journal. - Ufa. - 2013. - № 4 (6). - P. 55-65.

7. Malikov R., Grishin K., Modeling parameters of the institutional configuration of the regional business environment // Economic Policy. - Moscow. - 2014. - № 6.

- P. 171-186.

8. Solodilova N., Malikov R., Grishin K. Development of the system of interaction of imperious and enterprise structures in the municipal business environment // Economy and Management: Scientific and practical journal. - Ufa. - 2015. - № 5. - P. 38-45.

9. Solodilova N., Malikov R. Grishin K. Potential development and the factors limiting the regional business environment // The economy of the region. - Ekaterinburg.

- 2015. - № 2. - P. 137-148.

10. Solodilova N., Malikov R., Grishin K., Isaev F. On new methodological approaches to provide effective business policies in the municipalities // Economy and Management: Scientific and practical journal. - Ufa. -2013. - № 4. - P. 14-20.

11. Oleinik A. On the Nature and Causes of the administrative rent: peculiarities of doing business in the Russian region of N // Questions ekonomiki. - 2010. - № 5. P. 58-80.

12. Polishchuk L. Outsourcing institutes // Questions ekonomiki. - 2013. - № 9. - P. 40-65.

13. Polterovich V. Strategii Institutional reforms. Future trajectory // Economics and Mathematical metody. -2006. - Vol. 42. - № 1. - P. 3-18.

14. Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth / L. Davis, D. North // Cambridge, 1971. - 803 p.

15. North D. Institutions, institutional change and economic performance / D. North // Cambridge: Cambridge Univ. press, 1990. - 5 p.

16. Polanyi K. The livelihood of man./ Karl Polanyi // NewYork: Acad. press, 1977. - 280 p.

17. Hellman J., Kaufmann D. Confronting the Challenge of State Capture in Transition Economies // Finance and Development (A quarterly magazine of the IMF). - 2001.

- Vol. 38. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.