Научная статья на тему 'Инновационные аспекты интеллектуального капитала в деятельности предприятий'

Инновационные аспекты интеллектуального капитала в деятельности предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФОНДЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL FUNDS / INVESTMENTS / INNOVATIONS / COMPETITIVE ADVANTAGES / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушуева Елена Борисовна

Рассмотрены основные положения интеллектуального капитала с точки зрения инновационного значения для предприятия. Проведена параллель между исходными данными и знаниями, между структурным и человеческим капиталом с точки зрения управления. Проведен анализ, почему предприятия не в полном объеме пользуются интеллектуальным капиталом, упуская возможности инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATION ASPECTS OF INTELLECTUAL CAPITAL IN ENTERPRISE ACTIVITY

The author deals with the basic principles of the intellectual capital in terms of innovation importance for the enterprise. She draws a parallel between the original data and knowledge, between the structural and human capital from the management point of view. She carries out the analysis of companies failure to enjoy the intellectual capital to the full extent, missing opportunities for innovative development.

Текст научной работы на тему «Инновационные аспекты интеллектуального капитала в деятельности предприятий»

промышленная корпорация (ФПК), включающая в себя самостоятельные угледобывающие, энергетические и транспортные предприятия с участием местных органов власти, которая будет содействовать росту эффективности деятельности субъектов ФПК.

Эффективный механизм привлечения инвестиционных ресурсов для развития территориальной ФПК должен предусматривать возможность использования собственных (прибыль, амортизация и др.) и привлекаемых со стороны (корпоративные облигации) инве-

Библиограф

1. Вакуленко С. Российский анамнез голландской болезни. Полит.Ру 28.09.2000.

2. Масленченков Ю.С., Тронин Ю.Н. Финансово-

стиционных источников, а также механизм ипотечно-лизингового кредитования.

Разработанный комплексный механизм привлечения инвестиционных ресурсов в горнопромышленный район позволяет привлечь необходимый уровень инвестиций, обеспечить устойчивое развитие территориального корпоративного комплекса, увеличить поступление средств в бюджет региона, улучшить социальное положение в регионе за счет замораживания цен на уголь, выработку электро- и теплоэнергии.

ский список

промышленные корпорации России: организация, инвестиции, лизинг. М.: ДЕКА, 1999. 448с. 3. http://www.perspektivy.info/rus/ekob/

УДК 001.895.334.7

ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е.Б.Бушуева1

Сибирская академия права, экономики и управления, 664025, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.

Рассмотрены основные положения интеллектуального капитала с точки зрения инновационного значения для предприятия. Проведена параллель между исходными данными и знаниями, между структурным и человеческим капиталом с точки зрения управления. Проведен анализ, почему предприятия не в полном объеме пользуются интеллектуальным капиталом, упуская возможности инновационного развития. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: интеллектуальные фонды; инвестиции; инновации; конкурентные преимущества; интеллектуальный капитал.

INNOVATION ASPECTS OF INTELLECTUAL CAPITAL IN ENTERPRISE ACTIVITY E.B. Bushueva

Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21 Surikov St., Irkutsk, 664025.

The author deals with the basic principles of the intellectual capital in terms of innovation importance for the enterprise. She draws a parallel between the original data and knowledge, between the structural and human capital from the management point of view. She carries out the analysis of companies failure to enjoy the intellectual capital to the full extent, missing opportunities for innovative development. 4 sources.

Key words: intellectual funds; investments; innovations; competitive advantages; intellectual capital.

Сегодня, когда знания стали важнейшим «сырьем» и результатом экономической деятельности, интеллектуальная элита организации перешла со вторых ролей на первые. Для тех, кто вкладывает в предприятия инвестиции, кто распределяет их внутри него и кто вкладывает в предприятие свое время и силы -интеллектуальный капитал персонала приобрел жизненно важное инновационное значение. Поэтому предприятие, не пользующееся знаниями своего персонала, не заинтересовано в успехе и инновациях.

Чтобы предприятие получило от идей персонала максимальную отдачу, его лидеры должны разобрать-

ся, как и почему интеллектуальным капиталом до сих пор не пользовались в полном объеме, и осознать непомерную цену такого пренебрежения: потраченные зря деньги, упущенные возможности. Одна из причин, почему люди не хотят использовать интеллектуальный капитал, состоит в том, что они не видят отдачи от применения умственной энергии - прибыли на вложенный капитал.

Если предприятие покупают по цене, превышающей ее учетную стоимость (без учета фиксированных дивидендов), то эта надбавка обычно формируется за счет интеллектуальных фондов: ожидаемой прибыли

1Бушуева Елена Борисовна, кандидат экономических наук, тел.: 89148716565, e-mail: beb16@maill.ru Bushueva Elena Borisovna, Candidate of Economics, tel.: 89148716565, e-mail: beb16@maill.ru

от патентов, отношений с потребителями, торговой марки и вознаграждения за приобретение прав на управление бизнесом.

Для большинства предприятий, вкладывающих в заводы и оборудование, легко отслеживаются и кажутся более надежными и оправданными, чем инвестиции в исследования и разработки, повышение квалификации или другие виды деятельности, отдачу от которых трудно представить в количественной форме.

Существует простой, но действенный процесс управления интеллектуальной собственностью, который состоит из шести этапов:

1. Разработка стратегии. Необходимо определить роль знаний на каждом предприятии, в каждом подразделении.

2. Сбор разведывательных данных о стратегиях и портфеле патентов конкурентов.

3. Классификация содержимого собственного портфеля патентов (чем располагаем, что активно используется, кому поручить?).

4. Определение стоимости и ценности интеллектуальной собственности, чтобы решить, что с ней делать: что сохранить, что продать, от чего отказаться.

5. Инвестиции.

6. Формирование нового портфеля знаний и повторение всего процесса до бесконечности.

В долгосрочной перспективе ставится задача распространить деятельность по выявлению и использованию знаний на область менее очевидных, но более ценных форм существования интеллектуального капитала - секретов мастерства, коммерческих тайн и технической экспертизы.

Ни один руководитель не допустит, чтобы деньги или полезные площади предприятия пропадали даром. Однако, если спросить любого из этих руководителей, какой процент корпоративных знаний в его компании используется, типичным ответом будет: «Около двадцати» (наблюдение сделал Бетти Цукер, изучая управление знаниями в швейцарском Фонде Готлиба Даттвайлера). [3]

Одно дело - восхвалять интеллект как важнейший актив организации, и совсем другое - претворять свое понимание в планы и стратегии, ведущие к эффективному производству. Для этого требуется не просто определение интеллектуального капитала, а такое его описание, при помощи которого руководители могут планировать инвестиции в интеллектуальные активы и управлять ими.

Что касается «интеллектуального капитала», то он представляет собой совокупность патентов, технических описаний, деловых навыков, технологий, информации о поставщиках и заказчиках, опыта, что влечет за собой внедрение инноваций.

Другими словами «интеллектуальный капитал» -это интеллектуальный материал, который формализован, зафиксирован и использован для производства более ценного актива. Одно из достоинств их формулировки - в установлении различия между интеллектуальным капиталом и интеллектуальным материалом. [4]

Интеллект становится средством производства,

когда свободно текущая умственная энергия организована с пользой для дела, то есть ей придана четкая форма (реестр почтовых отправлений, база данных, повестка совещания, техническое описание процесса), и она .может быть использована для создания чего-то такого, что невозможно создать, пока она остается в неупорядоченном состоянии. Интеллектуальный капитал - это упакованные полезные знания.

Экономист Пол М. Ромер из Калифорнийского университета в Беркли говорит: «Идеи - это своего рода инструкции, позволяющие нам, комбинируя ограниченные физические ресурсы, создавать из них нечто более ценное». [3] Большинству рабочих никогда не придет в голову ничего «научного»: они просто стараются лучше работать. И это такой же важный аспект использования интеллектуального капитала, как всякий другой.

Образ формализованного, фиксированного и активно используемого знания легко воспринимается, если речь идет об «интеллектуальном материале» в виде изобретения, которое можно запатентовать, или подборки статистических данных, либо тогда, когда реальные или условные ограничения ставят знания в определенные рамки.

Не вся информация является одинаково важной, следовательно, необходимо ее классифицировать, например [3]:

1) данные;

2) информация - то есть контекст, к которому эти данные относятся;

3) знание - вывод, сделанный на основании исходных данных;

4) мудрость, или обобщение.

Например, постоянное чтение газет, журналов, обмен мнениями со знакомыми и собственный опыт вырабатывают у рядового избирателя политические взгляды, которые он считает знанием, даже мудростью. Но то, что для него - знание, для нанятого политиком агитатора - исходные данные. И наоборот, выношенные, выстраданные политиком за многие годы мысли об охране окружающей среды (его «мудрость»)

- для избирателя всего лишь данные из числа тех, на основании которых он оценивает деятельность политика. Следовательно, знания существуют в восприятии того, кто ими пользуется.

Активы знаний так же, как деньги и оборудование, существуют и заслуживают развития только в контексте стратегии. Невозможно оценить и воспользоваться ими, не зная, что предприятие собирается делать и зачем они нужны.

На предприятии интуитивно чувствуют разницу между исходными данными и знаниями. Сложности начинаются тогда, когда речь заходит о носителях знаний и управлении ими.

Интеллектуальный оборотный капитал корпорации

- стоимость акционерного капитала, фамилия и телефон начальника торгового отдела, количество товара на складе, торговый баланс страны - постоянно меняется. Важны не сиюминутные сведения, а способность предприятия в любой момент получить нужную информацию. При этом особенно ценны долговремен-

ные знания - различные контексты, в которых данные приобретают особое, инновационное значение: тенденции развития отрасли в целом; от чего в такой-то компании зависит принятие решений по вопросам купли-продажи; где можно быстро и дешево купить сырье; какую роль играют (или не играют никакой роли) импортно-экспортные торговые балансы. Такая информация тоже устаревает, но гораздо медленнее.

Интеллектуальный капитал существует в двух видах. Прежде всего, это полупостоянная совокупность знаний, компетентность, относящаяся к некоему заданию, человеку или организации. И второе - это информационные средства производства: инструменты, при помощи которых можно увеличить объем знаний добывая новые факты, данные, информацию либо предоставляя экспертные оценки и приращенное знание тем, кому они нужны и когда нужны. Номер телефона не является интеллектуальным капиталом, телефонная книга - является.

Скрытое знание никак не выражено, поэтому его невозможно проверить; носитель такого знания может заблуждаться и не догадываться об этом. История проекта «Тотальное управление качеством» (ТОМ) служит иллюстрацией того, насколько упорными бывают заблуждения. Многие десятилетия американские производители верили, что лучше допускать небольшое число мелких дефектов, чем расходовать время и деньги на их устранение. Существовала и противоположная мудрость, на которую не очень-то обращали внимания. Даже после того, как Эдвардс У. Деминг доказал, что если принимать во внимание затраты на проверки и перепроверки, переделки, возврат, недоброкачественная продукция обходится гораздо дороже высококачественной, никто и не подумал прислушаться: ведь «все знают», что это не так. Пришлось Де-мингу в поисках благодарных слушателей отправиться в Японию. А когда успехи японской промышленности (которыми она в большей степени обязана Демингу и его идеям) потрясли американских промышленников, они отправились узнавать «секреты» японцев. И только тогда поняли: их подвела «внутренняя убежденность». Понадобились годы на внедрение инновационных установок.

Скрытое, непроявленное знание имеет не только упорный, но и локальный характер: его не найдешь в учебниках, методических пособиях, компьютерных базах данных или архивных папках. Оно существует в устной форме. Его творец - носитель знания - делится им только с узким кругом лиц, зачастую в ходе неформального общения.

Один цикл безостановочно следует за другим: выявление скрытого знания - превращение его в явное (придание ему формы, фиксирование и управление) -появление нового неявного знания.

Итак, всякий, кто попытается инвестировать или управлять носителями знаний - этим «интеллектуальным материалом», который нуждается в том, чтобы ему придали форму, зафиксировали и активно использовали для создания более ценного интеллектуального актива, - сталкивается с определением 2-х целей, которые необходимо поставить еще до того,

как выяснится, что именно нужно.

Во-первых, отделить знание от «шумов» - это можно сделать только стратегическими методами. Интеллектуальный капитал не существует вне цели и оценки. Например, запас знаний какого-либо человека не обязательно полезен. Во-вторых, большая часть интеллектуального капитала существует в скрытом виде и, значит, не может быть продана, сколько бы за него ни предлагали. И все же, если компания хочет грамотно распорядиться этим нематериальным активом, его нужно как-то выявить и провести через цикл -от неявного знания к явному и снова к неявному.

В модели интеллектуального капитала, разработанной в Skandia и Canadian Imperial Bank of Commerce, каждый из трех элементов - человеческий, структурный и потребительский - может быть измерен и стать объектом для инвестиций. Каждый - нематериален и отражает интеллектуальные ресурсы компании - и в то же время представляет собой нечто такое, что руководители производства и инвесторы могут осязать.

Эдвинссон убежден: интеллектуальный капитал -это сырье, из которого делают финансовые успехи. [4]

Чтобы распределять и перемещать знания - то есть управлять ими, - нужны соответствующие структуры, такие, как информационные системы, лаборатории, знание основ конкуренции и маркетинга, владение каналами дистрибьюции и менеджмент, способный превращать индивидуальные ноу-хау в достояние группы. Подобно человеческому, структурный капитал существует лишь в контексте оценки, стратегии, конечной цели. Таким образом, его можно определить как «организационные способности компании соответствовать требованиям рынка». [3]

Структурный капитал организует человеческий капитал таким образом, чтобы его можно было вновь и вновь использовать для создания ценностей, подобно тому, как штамп способен сделать все новые и новые отпечатки.

В свою очередь, потребительский капитал служит оценкой отношений организации с потребителями ее продукции. Понятие «потребительского капитала» можно расширить за счет капитала, заключенного в отношения (контакты) с поставщиками, и назвать его «капиталом отношений».

Именно в отношениях с потребителями интеллектуальный капитал превращается в деньги - хотя следует подчеркнуть: потребительский капитал не сводится к денежному выражению. Он гораздо проще, чем человеческий или структурный капитал, поддается учету. Торговая марка, например, представляет собой форму потребительского капитала, для оценки которого существует четкая общепринятая методика. Это делается путем подсчета надбавки, которую покупатели согласны платить за фирменную продукцию. Дальше, путем сравнения стоимости капитала и прибыли определяется стоимость той части капитала (в данном случае репутации марки), которая дает эту надбавку. Например, торговая марка Coca-Cola - самая дорогая в мире: она стоит около 39 миллиардов долларов.

В заключение хотелось бы отметить, что интеллектуальный капитал не складывается из отдельных «кусков»: человеческого, структурного и потребительского, - а создается в результате их взаимодействий. Структурный капитал в виде баз данных, компьютерных сетей, патентов и правильного менеджмента способен усилить способности инженера; плохие инструменты и начальники-бюрократы могут свести их на нет.

Выводы:

1) Интеллект становится средством производства, когда он имеет четкую форму.

2) Выявление скрытого знания превращает его в явное.

3) Человеческий капитал - источник инноваций и прогресса.

4) Для распределения и перемещения знаний необходимы определенные структуры, которые будут управлять ими.

Библиографический список

1. Бовин А. Управление инновациями в организации.: Изд-во «Омега - Л», 2009. 415 с.

2. Лапин Н. Теория и практика инноватики. М.: Логос, 2008. 328 с.

3. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления / пер. с англ. под. ред. В.К. Дерма-

нова, 2-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.- Петерб. Ун-та, 2008. 436 с. 4. Стьюарт Томас А. Интеллектуальный капитал. Источник богатства организации/ пер. с англ. В. Ноздриной. М.: Поколение, 2007. 368 с.

УДК У-13-21

ВЫЯВЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ДЛЯ РЕИНЖИНИРИНГА В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОЦЕССОВ (PROCESS QUALITY MANAGEMENT, PQM)

Е.С.Давыдова1

Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены и изучены задачи по выявлению основных процессов и отбору тех, над которыми планируется проведение реинжиниринга. Выделены четыре этапа проведения семинара по управлению качеством процессов. Приведены и обоснованы критерии отбора процессов для реинжиниринга организации. Ил. 1. Библиогр. 1 назв.

Ключевые слова: реинжиниринг; ключевые бизнес-процессы; PQM-семинар; этапы проведения; миссия организации.

IDENTIFICATION OF KEY BUSINESS-PROCESSES FOR REENGINEERING IN THE SEMINAR ON PROCESS QUALITY MANAGEMENT ( PQM) E.S. Davydova

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author considers and studies the tasks of identifying key processes and the selection from the identified above those for reengineering. She distinguishes four stages of the workshop on process quality management. She presents and proves process selection criteria for organization reengineering. 1 figure. 1 source.

Key words: reengineering; key business processes; PQM-workshop; stages of realization; organization mission.

Термин «реинжиниринг бизнес-процессов» призван подчеркнуть кардинальность предлагаемой организационной реконструкции процессов фирмы. При этом речь идет чаще всего о крупных или быстрорастущих компаниях, которые по своему правовому статусу являются, как правило, корпорациями и в последние 5-10 лет повсюду в мире напряженно ищут новые резервы повышения своей эффективности.

Перед тем как начинать проведение реинжиниринга бизнеса, нужно решить следующие задачи, стоящие перед руководством фирмы:

- выявить основные процессы, существующие в

организации;

- выбрать из выявленных процессов именно те, которые нуждаются в реинжиниринге.

На первый взгляд эти задачи кажутся достаточно простыми, но в процессе их решения может возникнуть множество сложностей, с которыми столкнётся старший менеджер организации.

Если реинжиниринг проводится в масштабе всей организации, то чаще всего решением поставленных задач занимается специально созданная команда при генеральном директоре компании; если - по отдельному направлению деятельности или в подразделе-

1Давыдова Екатерина Сергеевна, аспирант, ассистент кафедры финансов и кредита, тел.: 89025680666, e-mail: katei-ka444@mail.ru

Davydova Ekaterina Sergeevna, postgraduate student, assistant lecturer of the chair of Finance and Credit, tel.: 89025680666, email: kateika444@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.