Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал - основа инновационного развития предприятия'

Интеллектуальный капитал - основа инновационного развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4342
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛИ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фасхиев Х. А.

Рассмотрена роль и значение интеллектуального капитала в инновационном развитии предприятий. Проведен анализ определений категории «интеллектуальный капитал», методов ее оценки. Предложено определение понятия «уровень интеллектуального капитала», разработан декомпозиционно-агрегатный метод его измерения, а также трехступенчатая модель управления уровнем интеллектуального капитала. Приведен пример использования предложенной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал - основа инновационного развития предприятия»

Интеллектуальный капитал —

основа инновационного развития предприятия

Х.А. Фасхиев

д. т. н., профессор кафедры «Экономика, менеджмент и маркетинг»

филиала «ВЗФЭИ» в г. Уфе faskhiev1@yandex.ru

Рассмотрена роль и значение интеллектуального капитала в инновационном развитии предприятий. Проведен анализ определений категории «интеллектуальный капитал», методов ее оценки. Предложено определение понятия «уровень интеллектуального капитала», разработан декомпозиционно-агрегатный метод его измерения, а также трехступенчатая модель управления уровнем интеллектуального капитала. Приведен пример использования предложенной модели.

Ключевые слова: знания, интеллектуальный капитал, структура интеллектуального капитала, оценка, показатели, модель управления.

Введение

Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доин-дустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном — материальным, то в постиндустриальном — интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются приводным «ремнем» инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% — природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций. В эпоху информационной экономики до 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате применения эффективной системы нововведений [1]. В постиндустриальном обществе материализованное в товарах и услугах знание формирует все большую часть вновь созданной стоимости. Этот процесс развивается через рост наукоемкости производимой продукции и развитие рынка интеллектуально-инновационных товаров и услуг. По экспертным оценкам, мировой рынок инновационных товаров и услуг сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки. В абсолютно большинстве групп товаров, например, интеллектоемкие электронные системы либо реализованы в самом изделии, либо применяются при производстве. Интеллектуализация используемых технологий обеспечивает резкое повышение производительности труда. Яркий тому пример Япония — одна из самых инновационно-ориентированных стран в мире 43 года

(с 1968 г. по 2009 г.) по объему ВВП удерживала вторую позицию в мире, отставая лишь от США. Лишь в 2010 г. Китай «с результатом» 5,88 трлн. долларов обошел Японию ($5,47 трлн.). Но при этом не надо забывать, что население Китая по численности в 10,5 раза превышает население Японии (127,3 млн.). Россия при численности населения 141,9 млн. человек, по итогам 2010 г. имел ВВП $1,3 трлн., что в 4,2 раза меньше показателя Японии.

С учетом ключевой роли знаний в общественном развитии в 90-е годы XX века бурное развитие в мире получила «индустрия образования», увеличились объемы инвестиций в человеческий капитал, как со стороны государств, так и частных фирм. Инвестиции в интеллектуальный капитал считаются наиболее эффективными вложениями. Так, по расчетам Денисона Э. [2] инвестиции в интеллектуальный капитал дают отдачу в 5-6 раз больше, чем в материальное производство. Уже сейчас на переподготовку специалистов в США отводится 15-20% рабочего времени. Считается, что за весь период своей профессиональной деятельности специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз. Национальный научный фонд США, в частности, рекомендует специалистам выделять 10 часов в неделю на изучение литературы по специальности и 40-80 часов в год на участие в какой-либо форме непрерывного образования.

О возрастании роли интеллектуального начала в общественном производстве показывает превращение работников, занятых генерированием, передачей и использованием знаний, в доминирующую группу в общем числе занятых и повышение образовательного уровня населения (табл. 1). По экспертным оценкам в США около одной трети занятых в экономике относятся к «рабочим знания». В начале XXI века в отраслях экономики России работала около 11 млн. специалистов с высшим образованием и 10,3 млн. специалистов среднего уровня квалифи-

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

Таблица 1

Уровень образования населения России в возрасте 15 лет и более’

Годы На 1000 человек соответствующего возраста имеют образование

высшее профессиональное неполное высшее профессиональное среднее профессиональное среднее (полное) общее основное общее начальное общее

1959 27 12 58 63 234 306

1970 50 15 83 123 284 241

1979 77 17 127 204 272 185

1989 113 17 192 274 210 129

2002 160 31 271 258 182 77

‘ Российский статистический ежегодник — 2009 г.

кации. Если к ним добавить служащих, то численность работников преимущественно умственного труда сравняется с числом рабочих. Необходимо отметить, что рабочие, не занимающиеся умственным трудом, уже не получают прежнего вознаграждения. Не у дел остаются и те, чей труд имеет однообразный, нетворческий характер, пусть и связанный с обработкой информации.

Повышение образовательного уровня работников обуславливается рядом обстоятельств, в частности научно-техническим прогрессом и усложнением вследствие чего производственных процессов; усилением конкуренции в связи с глобализацией экономики; повышением инновационной активности производителей под нажимом гиперконкуренции на товарных рынках; ускорением процессов во всех сферах производства и управления; сокращением жизненного цикла товаров и др. В основе этих глобальных трансформаций лежит идущая информационная революция, начавшаяся в последнее десятилетие XX. Придание персонализации, мобильности ЭВМ и связывание их в единую коммуникативную сеть дало революционный синергетический эффект и одновременно потребовало от общества повышения интеллектуального уровня. Интернет практически «убил» такие привычные атрибуты жизни человека, как бумажные письма, энциклопедии, музыкальные диски, коллективные просмотры телепередач, фотоальбомы и др.

Уже в ближайшее время персональные компьютеры могут быть заменены простыми панельками — дисплей плюс клавиатура. «Мозг» панельки, все программы, базы данных, память будут находиться на удаленном сервере. Открываются широкие возможности использования компьютеров везде, они будут всегда с клиентом и могут решать практически любые задачи. Прекратится нескончаемая гонка процессоров, постоянные обновления программ и операционных систем на рабочих местах, растущие потребности в памяти, дисках, сетевом оборудовании, борьба с вирусами и утечкой конфиденциальной информации. С появлением «тонких интегрированных персональных компьютеров (ТИПК)» даже iPad, считающиеся верхом совершенства сегодня превратятся в анахронизм, т.к. они имеют жесткий диск, процессор, нуждаются в программном обеспечении. Предвестником абсо-

лютно новой технологии в информационном обеспечении является сервис «Гугл-хром» (Chrome OS), который обещает полное обслуживание клиента через удаленный доступ. ТИПК позволяет создать необычную компьютерную инфраструктуру, объединяющую Интернет, цифровое телевидение и телофонию.

В информационной экономике интеллектуальный капитал становится ключевым в повышении производительности труда и роста стоимости компании. Так, консультанты компании Arthur Partners сравнили рыночную и балансовую стоимости 3500 американских компаний на протяжении двух десятилетий. В результате они выяснили: если в 1978 году эти два показателя находились довольно близко друг от друга — балансовая стоимость составляла 95% рыночной стоимости, то через 20 лет они явно «разбежались» в стороны — в 1998 году балансовая стоимость составляла лишь 28% рыночной стоимости исследованных компаний» [3]. По данным аналитика П. Страссмана [4] в конце 1998 г. общая стоимость 6153 американских компаний составила 13,7 трлн. долларов, причем стоимость основного капитала 25% наиболее удачных из этих компаний (таких, как Microsoft, Symantec, Oracle, IBM и т. п.) составляет в среднем всего 14% от их рыночной стоимости. Следовательно, оставшиеся 86% стоимости определяется как стоимость знаний, накопленных компаний. Например, в 1996 г. рыночная капитализация активов IBM выражалась в сумме порядка 70,7 млрд. долл., общая капитализация «Майкрософт» составляла 85,5 млрд. долл. Но за этими капиталами стоят разные активы. В начале 1996 г. IBM за вычетом амортизации владела имуществом, основными производственными средствами и оборудованием на сумму 16,6 млрд. долл., остаточная же стоимость основного капитала Microsoft была всего 930 млн. долл. [9]. Иными словами, на каждые 100 долларов, вложенные в IBM, приходятся основные фонды стоимостью 23 доллара, тогда как тем же 100 долларам, инвестированным в Microsoft, соответствуют фонды стоимостью чуть более доллара. Эксперты считают, что соотношение интеллектуального капитала к стоимости материальных средств у высокотехнологичных компаний должно находиться в пределах от 5:1 до 16:1. Однако надо заметить, что рост стоимости компании на рынке не

всегда означает рост его интеллектуального капитала, т. к. цена акций на рынке сильно подвержен конъюнктурным влияниям.

Суть интеллектуального капитала

Природа капитала, его сущность приковала к себе внимание экономической мысли на протяжении столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений люди по разному отвечают на вопрос о том, что такое интеллектуальный капитал. Категория интеллектуального капитала актуализировалась на информационной стадии развития экономики в результате стремления к более полному учету основных факторов, участвующих в производстве наряду с физическим капиталом и трудом. В 1969 году Д.К. Гэлбрейт определил термин «интеллектуальный капитал» как нечто большее, чем «чистый интеллект» человека, и включающее определенную интеллектуальную деятельность [5]. С тех пор исследователи многократно корректировали и дополняли определение интеллектуального капитала. Так, Э. Брукинг пишет, что «интеллектуальный капитал — это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компаний не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков» [6]. Автор отмечает как суть, так и структуру данной категории, указывает направление оценки управления интеллектуальным капиталом.

По мнению профессора школы бизнеса Открытого университета К. Брадли «интеллектуальный капитал — это превращение знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям». Автор верно заметил, что интеллектуальный капитал, как полезный ресурс, может стать мощным конкурентным преимуществом объекта. В определении исследуемая категория представляется как процесс, с чем трудно согласится.

По Иноземцеву В.Л. [7] «интеллектуальный капитал — это информация и знания, специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы, в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала». Составные части интеллектуального капитала, согласно точке зрения В.Л. Иноземцева: первое — человеческий капитал, воплощенный в работниках компании в виде их опыта знаний навыков, способностей к нововведениям, а также к общей культуре, философии фирмы, ее внутренним ценностям; второе — структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки,

организационную структуру, базы данных, электронные сети.

Под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта Б.Б. Леонтьев понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью [8].

В табл. 2 приведены еще несколько определений, характеризующие интеллектуальный капитал из различных точек зрения. Множественность определений еще раз показывает о недостаточной изученности категории «интеллектуальная собственность», о ее многогранности, об отсутствии единого понимания ее сути. Анализ приведенных определений позволяет заключить, что общепринятого, удовлетворяющего всех участников рыночных отношений и способствующего к разработке методов решения стоящих перед ними управленческих задач определения интеллектуального капитала, нет. Требуется такая формулировка термина «интеллектуальный капитал», которая бы имела управленческую направленность; устанавливала бы взаимосвязь этого понятия и его содержательных элементов с другими категориями предметной области; указала бы направление к разработке метода оценки уровня интеллектуального капитала; позволяла бы вести оценку изучаемого явления индивидуально для объекта и независимо от временных рамок; открыла бы путь для дальнейших исследований в данном направлении.

В теории менеджмента известно изречение, что управлять можно только тем объектом, который подвергается измерению. Известные определения интеллектуального капитала не ориентированы на решение управленческих задач, основной упор в них сделан на выявлении сути явления. Для придания в исследуемую категорию управленческой направленности вводится понятие уровень интеллектуального капитала (УИК) хозяйствующего субъекта, который является сравнительной числовой характеристикой. УИК — это один из определяющих конкурентоспособность предприятия интегральный показатель, объединяющий интеллектуальный потенциал, сформированный из человеческих, инфраструктурных, маркетинговых активов и интеллектуальной собственности, и результат его реализации, выраженный добавленной стоимостью за оцениваемый период (рис. 1).

Данное определение подчеркивает:

1) УИК является одним из определяющих конкурентоспособность предприятия интегральным

показателем;

2) УИК выражается числом, определенным за оцениваемый период;

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

Определения понятия «интеллектуальный капитал»

2

№ Определение Автор

1 ИК — это сумма знаний всех работников компании, обеспечивающая ее конкурентоспособность. «...патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» А. Стюарт

2 ИК компании составляют знания ее сотрудников, накопленные ими при разработке продуктов, оказании услуг, а также ее организационная структура и интеллектуальная собственность К. Тейлор

3 ИК — это знания, имеющие потенциальную ценность, то есть идеи, и люди — специалисты, которые их создают. Интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он соответствующим образом не учтен и не защищен в правовом отношении В. Титков

4 Интеллектуальный или человеческий капитал определяется как совокупность индивидуальных способностей человека и является категорией микроэкономики, характеризующей качество рабочей силы. Интеллектуальный капитал существует исключительно в персонифицированных формах и является достоянием индивидуума. Однако это достояние становится действительно капиталом только тогда, когда включается в капитал предприятия С. Климов

5 ИК — это система характеристик, определяющих способность человека, то есть качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, фирмы корпорации, страны, материализуемое или проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности М. Эскинда-ров

6 ИК — это интеллектуальное богатство организации, предопределяющее ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции В. Багов

7 ИК — это, прежде всего, люди и знания, которыми они обладают, а также их навыки, связи и все то, что помогает эффективно использовать знания и навыки А. Козырев

8 ИК — это совокупность знаний и псевдоматериальных ценностей полученных в познавательном процессе человека, используемые в деятельности хозяйствующих субъектов, придающие ему конкурентные преимущества. Он представляет собой некую ауру, окружающую материальный капитал, приводящий его в действие для достижения целей организации Х. Фасхиев

3) УИК интегрирует интеллектуальный потенциал и результат его использования — добавленную стоимость;

4) интеллектуальный потенциал складывается из 4-х групп: человеческие, инфраструктурные, маркетинговые активы и интеллектуальная собственность;

5) УИК является одним из определяющих конкурентоспособность предприятия интегральным показателем;

6) УИК выражается числом, определенным за оцениваемый период;

7) УИК интегрирует интеллектуальный потенциал и результат его использования — добавленную стоимость.

Под конкурентоспособностью предприятия в определении подразумевается оцененное субъектами внешней среды его превосходство на выбранных сегментах рынка над конкурентами в данный момент времени, достигнутое без ущерба окружающим, определяемое конкурентоспособностью его конкретных товаров, уровнем интеллектуального капитала и конкурентного потенциала, характеризующих способность в будущем разрабатывать, изготавливать, сбывать и обслуживать товары, превосходящие по качеству и цене аналогов.

В предложенном определении УИК критерием результативности реализации интеллектуального потенциала принята добавленная стоимость. В компаниях с развитым интеллектуальным капиталом, как

правило, применяется наиболее совершенное, дорогостоящее оборудование, квалифицированный труд, а выпускаемая продукция отличается высокой конкурентоспособностью и приносить компании прибыль выше среднеотраслевой. В результате в совокупности эти факторы позитивно отражаются в величине добавленной стоимости компании. Действительно, в настоящее время компании, хозяйствующие в одинаковой макроэкономической среде, имеющие схожую техническую и технологическую оснащенность,

Рис. 1. Схема определения уровня интеллектуального капитала

могут иметь разнящиися многократно результат деятельности. Основной причиной этого, как правило, является различие в этих кампаниях УИК и эффективность их использования.

Проблема накопления интеллектуальных ресурсов и управления ими для российских предприятий крайне актуальна. Экономические реформы 90-х годов разрушили налаженную систему НИОКР предприятий. С 1992 по 2008 год на 40% сократилось число организаций выполняющих научные исследования. Число сотрудников в них уменьшилось на 50%. Правда, за тот же период в три раза возросло количество защищенных диссертаций. Затраты на НИОКР российских компаний, в том числе крупных, ничтожны. Например, в 2009 году, во время кризиса, General Motors на НИОКР истратила в десять раз больше, чем все крупные компании России вместе взятые. Расходы на НИОКР России составляют около 1% от ВВП, тогда как, например, в США — 2,7%, в Японии, Швеции, Израиле — от 3,0% до 4,5% ВВП. Научно-техническое отставание отечественных предприятий стало одним из наиболее негативных проявлений характера их развития. Россия крепко сидит на «сырьевой игле» и продолжает развивать сырьевую направленность экономики. Многие отечественные предприятия не конкурентоспособны на рынке, и повышение ее уровня невозможно без повышения эффективности имеющихся в их арсенале всех ресурсов. Если представить ресурсы предприятия, то

в принципе их всего два: материальный и интеллектуальный капитал. Эти два вида капитала по своей природе имеют существенные отличия как по своей сути (табл. 3), так и по стоимости, что и обуславливает различия управления ими.

Что касается интеллектуального капитала, реальность в настоящее время такова, что во многих предприятиях он попросту «простаивает». Управление интеллектуальным капиталом достаточно редко определено приоритетом стратегического развития отечественного бизнеса. В бухгалтерском балансе отражается лишь незначительная часть интеллектуального капитала в виде нематериальных активов. Учет и управление таким существенным по стоимости и значимости капиталом будет способствовать формированию конкурентных преимуществ, повышению результативности капитала предприятия. Оценка и управление уровнем интеллектуального капитала компании, в частности, позволяют:

а) учесть все неосязаемые активы и более адекватно отражать стоимость компании;

б) выявить факторы и резервы развития;

в) повысить эффективность управления неосязаемыми активами;

г) повысить инновационную активность;

д) более полно информировать потенциальных инвесторов и повысить инвестиционную привлекательность компании;

е) создать творческую атмосферу;

Таблица 3

Характерные признаки материального и интеллектуального капитала

Основные характеристики Материальные активы Интеллектуальный капитал

1. Наличие физической формы Да Отдельные формы фиксируются

2. Наличие стоимости Да Да

3. Возможность оценки стоимости Да Затруднена

4. Возможность использования несколькими субъектами одновременно Нет Да

5. Способность быть объектом сделок Да Да

6. Подверженность физическому износу Да Нет

7. Подверженность моральному износу Да Да

8. Возможность начисления амортизации Да Да

9. Участие в формировании конечного продукта Да Да

10. Участие в формировании стоимости активов Да Да

11. Развитие в ходе использования Нет Да

12. Осязаемость Да Не всегда

13. Связанность с конкретными людьми Нет Связана

14. Наличие свойства синергизма Слабое Сильное

15. Изменчивость с изменением состава кадров Нет Да

16. Защищенность прав законодательством Да Не всегда

17. Зависимость от местоположения Зависят Не зависят

18. Покупка одного и того же объекта в нескольких экземплярах По необходимости Нет необходимости

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ж) более бережно относится к человеческому капиталу и его развитию.

Модель управления УИК

Для разработки эффективной, ориентированной практике модели управления УИК предприятия необходимо сформулировать принципиальные требования, предъявляемые к ней. С учетом основных направлений развития теории менеджмента, маркетинга, управления качеством продукции, конкурентоспособностью предприятий, квалиметрии, накопленного практического опыта сформулированы следующие основные принципы управления УИК.

1. Принцип научной обоснованности указывает на то, предлагаемая модель управления УИК должна базироваться на передовом опыте практиков и научно обоснованных положениях в исследуемой области, не противоречить известным законам, устанавливать объективные связи ее содержательных элементов с другими категориями предметной области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Принцип моделируемости управления заключается в том, что управление ведется циклически на основе периодического выявления «узких мест», резервов, тенденций и закономерностей в изменении внутренней и внешней среде предприятия на рынке, сравнения показателей с показателями конкурентов, разработки мероприятий, позволяющих повысить УИК предприятия до уровня наиболее успешных конкурентов.

3. Принцип непрерывности управления УИК обуславливается динамичностью явлений, как во внешней, так во внутренней среде предприятия. Постоянный мониторинг УИК позволить менеджменту своевременно выявить тенденции развития интеллектуального капитала, внести своевременно, избегая потерь корректировку в процесс управления УИК.

4. Принцип ориентированности управления на удовлетворение требований рынка вытекает из целей деятельности предприятия. В конкурентной экономике в достижении благополучия у предприятия путь один — это удовлетворение требований потребителя, служить его интересам.

5. Принцип комплексности выражает то, что управленческие решения в области управления УИК должны вырабатываться с учетом всех составных элементов интеллектуального капитала и аспектов внутренней деятельности предприятия и ситуации, складывающейся во внешней среде.

6. Принцип совершенствования, заключающийся в возможности постоянного совершенствования модели управления УИК предприятия в зависимости от изменений условий хозяйствования.

7. Полнота и достоверность информации необходимый атрибут для успешной реализации любой модели. Соблюдение принципа научности модели управления УИК предприятия во многом за-

висит от полноты информационного обеспечения процессов и требует обширной и разнообразной информации.

8. Принцип единообразия означает, что сравниваемые объекты должны оцениваться по одним и тем же показателям и по одной и той же методике. Соблюдение данного принципа позволит обеспечить сопоставимость результатов индивидуальной оценки УИК конкурирующих предприятий.

9. Принцип правдивости необходим для избегания от принятия ошибочных управленческих решений. «Приукрашивание» отдельных показателей оцениваемого объекта, искусственное занижение показателей конкурентов приводит к искажению результатов оценки.

10. Принцип релевантности означает, что модель должна соответствовать решаемой проблеме, т. е. применяя ее, чтобы можно было решать управленческие задачи в области интеллектуального капитала предприятия.

11. Принцип диалектичности подразумевает, что модель управления УИК должна рассматривать изучаемые явления и факторы в динамике.

12. Принцип соблюдения законов квалиметрии. Ключевым элементом в модели управления интеллектуальным капиталом является оценка ее уровня. Ставится задача количественной оценки качественной категории «интеллектуальный капитал». Решение данной задачи осуществляется на основе теоретических положений ква-лиметрии. Результат оценки УИК должен быть получен с соблюдением следующих требований квалиметрии: пригодность, достаточность, уникальность, надежность, квантифицируемость, интегральность, индивидуальность, гибкость, нетрудоемкость, оперативность, улучшаемость, количественность, одинаковость, глобальность, единственность, сравнимость, воспроизводимость, чувствительность, монотонность, точность, динамичность, управляемость, масштабность, экономическая эффективность.

Высокий УИК может быть достигнут непрерывным целенаправленным воздействием управляющей подсистемы предприятия (менеджмента) с соблюдением вышеназванных принципов на управляемую подсистему. Управление интеллектуальным капиталом сводится к выполнению функций менеджмента в процессах приобретения, создания, развития, совершенствования и использования элементов интеллектуального капитала (рис. 2). Целью управления интеллектуальным капиталом является повышение конкурентоспособности предприятия за счет наиболее эффективного использования всех видов его ресурсов. Объектом управления в системе управления УИК предприятия являются элементы интеллектуального капитала, развитие которых способствуют созданию компетенций и конкурентных преимуществ, способствующие предприятию занять более выгодное, в сравнении с конкурентами, положение на

Внешняя среда прямого воздействия

Внешняя среда косвенного воздействия

Рис. 2. Система управления УИК предприятия

рынке, а также достижению стратегических и тактических целей при рациональном расходе всех видов ресурсов.

Управляющая подсистема состоит из определения целей, функций, методов, механизмов и структуры управления УИК. Обеспечивающая подсистема, состоящая из информационной, ресурсной, методологической, правовой и экологической компонент, необходима для обеспечения функционирования внутренней микросреды, и обеспечение ее полноты влияет на результаты деятельности предприятия. Управляемая функциональная подсистема, которая формируется из элементов человеческого, инфраструктурного, маркетингового капитала и интеллектуальной собственности, представляет собой совокупность объектов воздействия управляющей подсистемы.

УИК и эффективность его использования проявляется в изменении добавленной стоимости предприятия, в конкурентоспособности выпускаемых товаров. Под конкурентоспособностью товара здесь понимается оцененное потребителем превосходство его по качеству и цене над аналогами в определенный момент времени, в конкретном сегменте рынка достигнутое без ущерба производителю. Для достижения эффективности управления УИК необходимо разработка модели управления, позволяющей целенаправленно управлять интеллектуальным капиталом, своевременно корректировать процесс.

Категория «интеллектуальный капитал» тесно связана с концепцией управления бизнесом посредством измерения и классификации. Это крайне важно с позиций обеспечения эффективного менеджмента, так как результативное управление предполагает возможность количественной оценки объектов и процессов. Измерение элементов, которые в прошлом не подвергались количественной оценке, позволит менеджерам получить более ясное представление о способности организации достичь своих целей. Отчеты об интеллектуальном капитале являются средством донесения точной информации о текущем состоянии бизнеса до рынков всех типов. Кроме того, эти отчеты служат своеобразными индикаторами целей управленческой деятельности. В прошлом попытки создания количественных показателей экономической деятельности вооружили деловой мир такими полезными инструментами, как сложные системы учета и система бухгалтерского учета по методу двойной записи. Поэтому рост популярности программ изменения интеллектуального капитала несомненен. Предполагается, что уточнение рыночных оценок их стоимости приведет к оптимизации потоков капитала, что, в свою очередь, будет означать повышение эффективности рыночной экономики.

Достаточно полный обзор методов измерения интеллектуального капитала представлен Э. Свейби на

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

его персональном сайте (Sveiby К.Е., 2004). Он выделяет 25 методов измерения интеллектуального капитала, сгруппированные в 4 категории.

1. Методы прямого измерения интеллектуального капитала. К этой категории относятся все методы, основанные на идентификации и оценке в денежном выражении отдельных активов или компонентов интеллектуального капитала. После того, как оценены отдельные компоненты интеллектуального капитала, выводится интегральная оценка интеллектуального капитала компании. При этом не обязательно оценки отдельных компонентов складывать. С целью учета синергетических эффектов могут применяться разные схемы получения интегрального показателя. В настоящее время обоснованных методов денежного измерения составных элементов интеллектуального капитала, нет.

2. Методы рыночной капитализации. Вычисляется разность между рыночной капитализацией компании и собственным капиталом ее акционеров. Полученная величина рассматривается как стоимость ее интеллектуального капитала или нематериальных активов.

• На достоверность и надежность данного метода оценки влияют несколько проблемных факторов. В частности:

• Стоимость акций на фондовом рынке в существенной степени определяется конъюнктурными факторами, которые на УИК в предприятии никак не влияют.

• Банкротство высокотехнологичной, наукоемкой компании, ее ликвидация или продажа по цене ниже рыночной не означает отсутствие у нее интеллектуальных ресурсов.

• Рыночная капитализация и учетная стоимость активов иногда являются объектами манипулирования, в одних случаях эти показатели сознательно занижают (например, в случае покупки компании менеджментом), в других случаях — наоборот, с целью привлечения инвестиций.

• Сама по себе суммарная стоимость интеллектуального капитала с точки зрения управления и экономического анализа не представляет большую ценность. Для управленческих целей гораздо информативнее относительные показатели элементов интеллектуального капитала конкурирующих компаний, динамика этих показателей в течение анализируемого периода. Если наблюдается сокращение разрыва в рыночной и учетной стоимости компании, то необходимо принять меры по предупреждению «размыва» интеллектуальных активов.

Лауреат Нобелевской премии в области экономики Д. Тобин для оценки уровня интеллектуальности компаний предложил применять коэффициент <^» определяемое как отношение рыночной стоимости компании к стоимости его замены. Высокое значение коэффициента «коэффициента Тобина» косвенно отражает ценность вложений в человеческий капитал, а

также в исследования и разработки. Коэффициент q, помимо прочего, может характеризовать степень эквивалентности товарного обмена компании, степень его выгодности для компании. Ярким проявлением УИК компании является тот факт, что, обладая примерно равными с конкурентами материальными ресурсами, компания зарабатывает гораздо больше, что приводить к повышению ее рыночной цены.

3. Методы отдачи на активы. Делается предположение о том, что стоимость нематериальных активов компании — это и есть та цена, которую недополучает компания-конкурент за свою продукцию, не обладая таковыми активами. В подтверждение этого предположения ставится задача определения цены, которую платит конкурент за свои просчеты — пренебрежение или неспособность к управлению интеллектуальными активами. Процедура оценки интеллектуального капитала производится в следующем порядке:

1) на основе бухгалтерской отчетности определяется валовая прибыль компании за три последних года;

2) на основании бухгалтерского баланса определяется средняя стоимость основных производственных фондов компании за тот же период;

3) делением валовой прибыли на стоимость основных фондов определяется общая рентабельность компании;

4) за те же годы по статистическим данным определяется средняя общая рентабельность по отрасли;

5) рассчитывается «лишняя» прибыль: общая рентабельность по отрасли умножается на среднюю стоимость основных фондов компании. Далее полученную величину вычитываем из валовой прибыли компании. Результат является той самой величиной превышения прибыли интеллектуальной компании над прибылью средней компании отрасли;

6) определяется средняя величина налога за те же годы, и результат вычитывается из «лишней» прибыли. Остаток и есть та самая премия, которую получает компания благодаря использованию своего интеллектуального капитала;

7) величина чистой текущей стоимости интеллектуального капитала рассчитывается делением премии на априорно определенную стоимость капитала для компании, которая принимается в пределах 10-20%.

Полученная в результате расчета стоимость принимается за величину интеллектуального капитала компании не отраженная в балансе. Эта величина — ценное дополнение к тому, чем располагает компания. Ее достоинство в том, что она позволяет сравнивать между собой компании одной отрасли, а также различные структурные подразделения и целые предприятия внутри корпорации, при условии их принадлежности к одной и той же отрасли.

Данный метод имеет существенный недостаток: полученная «лишняя» прибыль не обязательно будет являться результатом эффективного использования интеллектуального капитала, может обуславливать-

ся условиями хозяйствования, состоянием основных фондов, наличием налоговых льгот в регионе и др. Кроме того, оценщику получить достоверные сведения по состоянию основных фондов и результатов деятельности конкурентов вызывают определенные трудности.

4. Методы подсчета очков. Идентифицируются различные компоненты нематериальных активов

Методы оценки интеллектуалы

или интеллектуального капитала, генерируются и докладываются индикаторы и индексы в виде подсчета очков или как графы (табл. 4). Применение этих методов не предполагает получение денежной оценки интеллектуального капитала. Они подобны методам диагностической информационной системы и наиболее подходят для решения управленческих задач.

Таблица 4

о капитала подсчетом очков [9]

Название метода Суть метода

1. Навигатор Скан-диа для финансовой компании Выделяется 30 ключевых индикаторов. В дополнение к традиционным финансовым показателям они включают следующие направления: клиентское, процессов, человеческое и развития. Индикаторы клиентского направления включают: количество счетов, количество брокеров и количество потерянных клиентов. Индикаторы направления процессов включают: количество счетов на одного сотрудника и административные затраты на сотрудника. Индикаторы человеческого направления включают: текучесть кадров, доля менеджеров, доля женщин-менеджеров и затраты на образование на одного работника. Индикаторы процесса развития: степень удовлетворенности сотрудников, маркетинговые затраты на клиента, доля времени, потраченного на образование

2. Брокер технологий Методика состоит из 20 аудиторских вопросов. Чем меньше вопросов, на которые компания может ответить положительно, тем сильнее ей необходимо сфокусироваться на усилении интеллектуального капитала (ИК)

3. Невидимый баланс (Konrad Group) ИК делится на индивидуальный капитал и структурный капитал. Индикаторы индивидуального капитала: профессиональные навыки и мастерство ключевых сотрудников, а также образование, опыт, количество сотрудников на важных процессах и т. п. Структурный капитал представляется конкурентными преимуществами компании, такими как репутация, опыт и специфические продукты, услуги или производственные методы

4. Система сбалансированных показателей Нортона и Каплана Выделяется 4 блока показателей: финансовые (повышение стоимости предприятия для собственников, рост сбыта, производительность капитала); клиентские (предложение ценности для клиентов — цена, качество, время, функциональность, сервис, связи с клиентами, марка); внутренних процессов (инновационные процессы как наращивание рыночной власти, процессы управления клиентами с целью повышения ценности для клиентов, оперативные процессы — достижение операционального превосходства, процессы, связанные с регулированием и средой — формирование ответственной гражданской позиции); обучения

5. Экономическая добавленная стоимость (ЭДС) Показатель, включающий переменные капитального бюджетирования, финансового планирования, постановки целей, измерения деятельности, взаимодействия с акционерами, материального стимулирования. Недостаток метода — его сложность, ЭДС состоит из 164 характеристик

6. Методика консалтинговой фирмы Ernst & Young «Measures that Matter» ИК оценивается по 8 факторам: качество менеджмента; результативность совершенствования продуктов; сила маркетинговой позиции; корпоративная культура; политика оплаты труда в отношении высшего менеджмента; качество коммуникаций с инвесторами; качество продуктов и услуг; удовлетворение потребностей клиентов. Эти факторы, в свою очередь, развертываются на 39 более детальные показатели

7. Модель Б. Лева «Value Chain Blueprint» Концентрируется на способности предприятия к инновациям. Выделяется девять групп показателей: внутренняя способность к обновлению (исследования, развитие персонала, организационные процессы); накопленные, приобретенные способности (закупленные технологии, инвестиционная деятельность); деловая сеть (альянсы, совместные предприятия, интеграция клиентов и поставщиков); интеллектуальная собственность; технологическая реализуемость инноваций (клинические тесты, разрешения, прототипы); деятельность в Интернет (трафик на сайте, заказы онлайн, альянсы в Интернет); клиенты (маркетинговые альянсы, стоимость брэнда, ценность клиентов, отток клиентов); эффективность (сбыт, прибыль, доля рынка, доля новых продуктов, продажа лицензий); перспективы роста (сроки вывода новых продуктов на рынок, предполагаемый рост результатов, запланированные инициативы и т. д.)

8. Индекс интеллектуального капитала (ИК-индекс) ИК-индекс — методика «второго поколения», нацеленная на построение всеобъемлющей картины создания стоимости в компании. ИК-индекс пытается объединить несколько различных индикаторов в один индекс, и связать перемены в ИК с переменами на рынке. Подход объединяет стратегию, нефинансовые характеристики, финансы и добавленную стоимость. Отличительные черты ИК-индекса: индиосинкратические измерения, фокусировка на мониторинге динамики ИК, общий обзор компании, отличный от анализа физических активов

9. Монитор интеллектуального капитала К.Э. Свейби Нематериальные ресурсы оцениваются по системе индикаторов, упорядоченных в матрице, где по одной оси выделяются компетенции персонала, внутренние структурные характеристики организации и клиенты, а по другой оси — рост (обновление), эффективность и стабильность

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

Интеллектуальный капитал компании имеет несколько составных элементов, на его формирование и величину влияет достаточно многочисленная группа разнородных факторов. Методы подсчета очков позволяют отражать многогранную деятельность компании в целом в сфере управления интеллектуального капитала. Необходимо отметить, что для компаний различных отраслей типовым может быть только подход к оценке их интеллектуального капитала, набор же показателей строго индивидуален. Стюарт Т. [9] предлагает три прагматичных принципа, руководствуясь которыми можно сделать правильный выбор инструментария оценки:

1. Не надо усложнять задачу. Для достаточно качественной и объективной оценки интеллектуального капитала компании требуется, как правило, не более трех измеряемых параметров каждого его вида — человеческого, структурного, потребительского — плюс один интегральный показатель, характеризующий эту сторону потенциала компании в целом.

2. Измерять нужно только то, что имеет важное стратегическое значение для деятельности компании.

3. Измерять нужно только те виды деятельности, которые создают интеллектуальное богатство.

К данным требованиям можно добавить еще несколько, касающиеся выбору показателей интеллектуального капитала:

а) постоянство принятых к оценке показателей интеллектуального капитала в течение определенного периода времени;

б) возможность количественного измерения показателей, желательно чтоб они входили в состав статистической или бухгалтерской отчетности;

в) показатели должны отражать специфику отрасли. С учетом предложенного выше определения

УИК и замечаний по методам измерения интеллектуального капитала предлагается декомпозиционно-агрегатный метод оценки УИК предприятия. Метод демонстрируется примере двух конкурирующих предприятий «А» и «Б» (табл. 5). Предлагаемый метод относится к четвертой группе методов измерения интеллектуального капитала. УИК как показано на рис. 1 является интегральным показателем интеллектуального потенциала и результата его реализации — добавленной стоимости. Интеллектуальный потенциал предприятия складывается из 60 индивидуальных показателей сгруппированных на следующие группы: 1) человеческий капитал (22 показателя); 2) интеллектуальная собственность (11);

3) инфраструктурный капитал (13); 4) маркетинговый капитал (14). Необходимо отметить, показатели интеллектуального потенциала по количеству могут меняться с учетом специфики деятельности оцениваемого объекта.

Принятые показатели интеллектуального капитала в дальнейшем по методу «профилей» без учета весов объединяют в комплексные групповые пока-

затели, а затем с учетом коэффициентов весомости, определенных методом анализа иерархий, рассчитывается интегральный показатель коэффициент интеллектуального потенциала [10]

т

к=х«, • р,

и (1)

где Р1 — комплексный показатель интеллектуального потенциала 1-той группы;

а1 — коэффициент весомости 1-той группы.

Обобщенный показатель УИК рассчитывается с учетом результатов реализации интеллектуального капитала по формуле

УИК=р-К+(1-Р)ДС/ДСтах, (2)

где в — значимость интеллектуального потенциала или результатов с точки зрения лица, принимающего решение, 0<в<1;

ДС — добавленная стоимость на объекте за оцениваемый период, руб.;

ДС — максимальное значение добавленной

^ тах

стоимости среди сравниваемых объектов, руб. Может быть принята условная цифра, которая должна быть больше или равна ДС у сравниваемых объектов.

Расчеты по приведенной методике УИК для сравниваемых объектов показывают, что у оцениваемого предприятия «А» как интеллектуальный потенциал, так и результаты его использования за 2009-2010 гг. хуже, чем у конкурента «Б». Следовательно, у него значение и обобщенного показателя, т. е. УИК ниже, чем у конкурента. Предлагаемая метод измерения позволяет провести периодически мониторинг УИК, выявить сильные и слабые области в сфере интеллектуального капитала предприятия, и дает реальную возможность менеджменту системно управлять УИК.

Системное управление УИК должна базироваться на периодическом мониторинге интеллектуального капитала, сравнительной оценке его уровня, разработке мероприятий по повышению, как потенциала интеллектуального капитала, так и эффективности его использования. Для упрощения решения управленческих задач и придания процессу системного характера оценка и разработка мероприятий по повышению интеллектуального потенциала должна проводиться поэтапно. Такой подход позволяет комплексно развивать все элементы интеллектуального капитала, своевременно усилить «слабые» позиции.

УИК предприятий определяется индивидуально, однако полученный результат при отсутствии объекта сравнения ценности для управленческой цели не представляет. Он должен сравниваться с показателями конкурентов, полученных по тому же методу, т. е. должна вестись параллельная оценка УИК исследуемого объекта и его конкурентов. На практике весьма полезно сравнивать результаты оценки одного и того же объекта в различные периоды, что позволяет вы-

явить тенденции в развитии интеллектуального капитала, выявит факторы, влияющие на его уровень, установить те элементы, на которые должно быть обращено особое внимание.

Для решения проблем управления в исследуемой области предлагается трехступенчатая модель

управления УИК (рис. 3), в которой реализованы вышеизложенные теоретические положения и принципы управления интеллектуальным капиталом. Модель позволяет системно решить вопросы управления по этапам, а также учитывает динамику процессов во времени. Модель предусматривает

Расчет УИК конкурирующих предприятий «А» и «Б»

А Б

Группа ИК Показатели интеллектуального потенциала 2009 2010 2011 2010

план

1. Человеческий 1.1. Доля работников с высшим образованием, % 23 32 33 32

капитал 1.2. Доля обучающихся в вузах и техникумах, % 1,1 0,8 1,0 1,1

1.3. Число работников с ученой степенью 1 1 1 1

1.4. Доля работников, прошедших повышение квалификации, % 34 12 11 12

1.5. Уровень заработной платы, долл. 543 438 520 540

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.6. Превышение прироста производительности труда над приростом заработной платы, % 2,2 3,1 3,0 3,2

1.7. Число предложенных новшеств на 1 работника 3 4 4 5

1.8. Число работников имеющих «ноу-хау» 2 2 2 2

1.9. Средний стаж работы 14 13 14 14

1.10. Средний квалификационный разряд рабочих 4,8 5,0 5,2 5,1

1.11. Средний квалификационный разряд ИТР 2 2 2 2

1.12. Доля времени на обучение от рабочего фонда времени, % 2 3 3 3

1.13. Число полученных работниками из библиотечного фонда организации литературы 18 14 16 19

1.14. Затраты на повышение квалификации, тыс. руб. 248 342 421 411

1.15. Число специалистов с нескольким высшим образованием 3 4 4 5

1.16. Средний возраст работников 49 54 53 55

1.17. Доля нарушителей трудовой дисциплины, % 4 3 2,8 2

1.18. Доля неаттестованных рабочих мест, % 17 29 19 25

1.19. Количество несчастных случаев 2 1 1 0

1.20. Потери рабочего времени, чел*дни/1 работника 16 19 18 18

1.21. Текучесть кадров, % 8 6 5 5

1.22. Число дней на больничном 645 852 586 760

Итого по группе Весомость группы а =0,545 0,6181 0,6297 0,6584 0,7459

2. Интеллектуальная 2.1. Число патентов на изобретения 5 6 4 6

собственность 2.2. Число патентов на промышленные образцы 20 30 31 30

2.3. Число патентов на полезные модели 3 2 4 2

2.4. Число проданных лицензий 0 1 1 0

2.5. Число приобретенных лицензий 1 0 0 1

2.6. Число рацпредложений за год 12 4 16 5

2.7. Число используемых прикладных программ 6 7 8 7

2.8. Число используемых баз данных 4 4 6 5

2.9. Число «ноу-хау» 1 2 2 1

2.10. Величина деловой репутации организации 3 3 4 3

2.11. Число потерянных секретов 0 1 0 0

Итого по группе Весомость группы а =0,233 0,6950 0,6372 0,8788 0,7035

5

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

Окончание таблицы

Группа ИК Показатели интеллектуального потенциала А Б

2009 2010 2011 план 2010

3. Инфраструктурный капитал 3.1. Уровень корпоративной культуры, баллы 3 2 3 2

3.2. Число созданных кросс-команд 2 0 1 1

3.3. Наличие системы непрерывного образования (да — 1; нет — 0) 1 1 1 1

3.4. Наличие стратегического плана развития 0 1 1 1

3.5. Наличие корпоративной сети 0 1 1 1

3.6. Наличие АСУ организацией 0 1 1 1

3.7. Число НТД по управлению 12 14 15 14

3.8. Наличие сертифицированной системы менеджмента качества 1 1 1 1

3.9. Число стандартов предприятия 11 13 18 14

3.10. Число действующих кружков качества 2 3 4 3

3.11. Наличие системы «точно в срок» 0 0 0 0

3.12. Библиотечный фонд организации, тыс. экз. 458 646 678 650

3.13. Доля рабочих мест, не имеющих доступа к сети компании, % 54 43 50 43

Итого по группе Весомость группы а =0,138 0,7488 0,6667 0,7488 0,6971

4. Маркетинговый капитал 4.1. Количество постоянных клиентов 53 32 44 33

4.2. Количество торговых марок 1 2 2 2

4.3. Число заключенных договоров на поставку 24 8 12 9

4.4. Имидж предприятия у покупателей, баллы 3 4 4 4

4.5. Количество маркетинговых технологий 3 4 6 4

4.6. Коэффициент удовлетворенности потребителей по методике, изложенной в работе [11] 0,65 0,72 0,72 0,73

4.7. Обращение ценных бумаг на фондовом рынке (да — 1; нет — 0) 0 0 0 0

4.8. Число хоздоговоров в сфере НИОКР 2 1 1 1

4.9. Число дистрибьюторов и дилеров компании 17 11 12 10

4.10. Трафик на сайте, гигабайт в месяц 100 123 123 120

4.11. Число представительств за рубежом 1 2 2 2

4.12. Место в рейтинге журнала «Эксперт» 356 294 294 291

4.13. Число потерянных клиентов 16 8 7 7

4.14. Количество судебных разбирательств 0 1 1 1

Итого по группе Весомость группы а =0,084 0,6395 0,6365 0,5533 0,6409

Интеллектуальный потенциал с учетом весов 0,6559 0,6371 0,7135 0,7205

Добавленная стоимость, млн. рублей 432 444 513 475

УИК при значении Р=0,5 0,7490 0,7513 0,8567 0,8232

Примечание. Обратные показатели (с увеличением значений которых интеллектуальный потенциал уменьшается) выделены курсивом. Ожидаемые результаты от реализации мероприятий в 2011 г. затенены.

последовательную сравнительную оценку элементов интеллектуального потенциала по группам, интеллектуальный потенциал предприятия в целом и УИК оцениваемого объекта и его конкурентов. После проведения оценки на каждом этапе ее результата сравнивается с оценками конкурентов. Если результат у оцениваемого объекта хуже, чем у конкурентов, то на каждом этапе разрабатываются мероприятия по улучшению оцениваемого показателя,

и этот цикл повторяется до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Такой подход позволяет системно шаг за шагом повысить конкурентные позиции предприятия по УИК. По результатам третьего этапа сравнения принимается решение, либо реализовать намеченную стратегию и тактику развития интеллектуального капитала, либо разработать комплекс мер по повышению УИК, корректировать принятые стратегические и тактические

НАЧАЛО

Постановка цели

Установление и выбор конкурентов

Оцениваемое предприятие

Конкурент 1

I

Конкурент n

I

Выбор и классификация показателей интеллектуального потенциала

Расчет комплексных показателей интеллектуального потенциала по группам у оцениваемого предприятия, Рi

Разработка мероприятий по повышению интеллектуального потенциала по группам показателей

Расчет комплексных показателей интеллектуального потенциала по группам у конкурентов, Рк

Расчет коэффициентов весомости групп показателей интеллектуального потенциала предприятия

Расчет интеллектуального потенциала оцениваемого предприятия, Кп

Разработка мероприятий по повышению интеллектуального потенциала

Оценка интеллектуального потенциала конкурентов, Кпк

Определение ДС оцениваемого объекта и конкурентов

Определение УИК оцениваемого предприятия

Разработка мероприятий по повышению уровня интеллектуального

Определение УИК конкурентов

>*

Реализация принятой программы управления УИК

[ КОНЕЦ ]

Рис. 3. Алгоритм управления уровнем интеллектуального капитала предприятия

планы, реализовать их и повторить процедуру оценки УИК. Данная процедура производится циклически.

В вышеприведенном примере (см. табл. 5) было выявлено, что предприятие «А» по УИК уступает конкуренту, поэтому предприятием на 2011 г. разработан план мероприятий по повышению УИК. В частности, для повышения уровня человеческого капитала предполагается принять на работу молодых специалистов, направить на заочное обучение в профильные вузы 3-х работников, поднять средний уровень заработной платы на 18% относительно предыдущего года, увеличить затраты на повышение квалификации работников на 23%, провести аттестацию работников и др.

Ожидаемые результаты от реализации планируемых мероприятий отдельных показателей интеллектуального капитала в 2011 г. в табл. 5 отмечены затенением клеток. При достижении значений ожидаемых показателей интеллектуальный потенциал предприятия «А» повысится с 0,637 до 0,713. Однако данный показатель будет все равно хуже, чем у показателя конкурента в 2010 г. Плановый показатель добавленной стоимости у предприятия «А» на 15,5% больше, чем в предыдущем году, поэтому значение обобщенного показателя УИК у него повышается с 0,751 до 0,857, что лучше, чем у конкурента на 4,1%. Правда, надо иметь ввиду, что плановые показатели на 2011 г. у предприятия «А», сравнивались с достигнутым показателем конкурента в 2010 г. Конкурент в 2011 г. вряд ли будет «стоять на месте», поэтому при управлении УИК этот аспект должен обязательно учитываться. Проблема здесь в том, что на практике довольно сложно получить достоверную информацию по планам, намерениям конкурентов. Но факт то, что любое предприятие, ориентированное на развитие должно планомерно и системно управлять своим бесценным даром, основным источником благополучия — интеллектуальным капиталом.

Выводы

Интеллектуальный капитал, как и такие категории, как «качество», «конкурентоспособность» структурирована и может быть измерена, следовательно, может управляться на всех этапах своего жизненного цикла. Предлагаемое понятие «уровень интеллектуального капитала» более полно подходить для достижения целей управления данной категорией. Трехступенчатая модель и составляющий ее «хребет» — декомпозиционно-агрегатный метод измерения интеллектуального капитала позволяют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оперативно установить УИК предприятия, выявить проблемные зоны, системно управлять уровнем интеллектуального капитала, активизировать инновационную деятельность предприятия. Модель универсальна, с небольшими корректировками может быть применена на любом предприятии различных отраслей экономики.

Список литературы

1. Человеческий фактор корпоративной культуры // Персонал-Микс. 2004. №3.

2. Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста. М., 1971.

3. http://www.cfin.ru/ias/rev_in_acc.shtml.

4. Страссман П. Беспокойные знания // Computer World. 1999. №42. С. 21.

5. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества / Под ред. Н.Н. Иноземцева. М.: Прогресс, 1979. 406 с.

6. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Под ред. Л. Н. Ковачин. Питер, 2001. 288 с.

7. Иноземцев ВЛ. За пределами экономического общества. М.: «Academia» — «Наука», 1998. 640 с.

ИННОВАЦИИ № 6 (152), 2011

8. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Издательский центр «Акционер», 2002. 200 с.

9. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

10. Фасхиев Х.А. Принятие маркетинговых решений на основе количественной оценки объектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №5.

11. Фасхиев Х.А. Удовлетворенность потребителей и ее оценка // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. №2. С. 27-41.

The intellectual capital — the basis of innovative development

of the enterprise

Kh.A. Faskhiev, a doctor technical sciences, the professor

The role and value of the intellectual capital in innovative development of the enterprises is considered. The analysis of definitions of a category «the intellectual capital», methods of its estimation is carried out. Concept definition «level of the intellectual capital» is offered, the dekompozitsionno-modular method of its measurement, and also three-stage model of management is developed by level of the intellectual capital. The example of use of the offered model is resulted.

Keywords: knowledge, the intellectual capital, structure of the intellectual capital, an estimation, indicators, management model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.