Е.С. Латынина
(г. Красноярск)
ИННОВАЦИОННОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В КИТАЕ И РОССИИ
INNOVATION AS A COMPONENT OF THE FORMATION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS' ECONOMIC CULTURE
IN CHINA AND RUSSIA
В статье рассматривается понятие «инновационность» как элемент формирования экономической культуры старшеклассников в Китае и России, раскрывается сущность понятий «предприимчивость», «инновационность» в контексте формирования экономической культуры. В основе современной образовательной системы Китая лежат стратегии развития инновационных и информационных технологий, отвечающих тенденциям и вызовам XXI века. Ключевые слова: инновационность, предприимчивость, экономическая культура, предпринимательство, старшая школа, Китай.
The article analyses the concept of «innovation» as an element in the formation of the economic culture of senior school students in China and Russia, reveals the concepts of «enterprise», «innovation» in the context of the formation of innovative economic culture. The modern educational system of China is based on the development strategies of innovative and information technologies that are in line with the trends and challenges of the 21st century.
Key words: : innovation, enterprise, economic culture, entrepreneurship, senior school, China.
В рамках проекта Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года, в современных условиях человеческий капитал - это не только умение преуспевать на имеющемся рабочем месте, но и создавать новые рабочие места, структуры и виды деятельности - предпринимательские способности в широком смысле. В целях ускорения технологического развития РФ для увеличения количества организаций, осуществляющих технологические инновации, и обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования согласно Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
на первый план выходит необходимость обеспечить формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основывающейся на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся [10].
Согласно Докладу Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики, важнейшим фактором развития экономики и общества в XXI веке становится человеческий капитал, качество которого в первую очередь формируется системой образования [3].
Стоит отметить, что в росте производительности труда важную роль играют универсальные навыки и позитивные социальные установки, коммуникация, кооперация,
креативность, аналитическое мышление, предприимчивость, самоорганизация. Таким образом, формирование предприимчивости является одним из ключевых навыков XXI века в условиях успешной социализации личности и развития человеческого капитала.
Н.Н. Малахова отмечает, что «инновационная экономика для своего успешного функционирования нуждается как в инновационно-продуктивных, так и в инновационно-восприимчивых членах общества, в связи с чем перед образовательными институтами и государством, обществом и работодателями ставится задача формирования инновационной личности как личности, способной к созданию инновационных идей, их воплощению в реальный продукт и доведению этого продукта до стадии распространения на рынке. Для выполнения поставленной задачи в практику работы образовательных учреждений как на уровне дошкольного образования, так и на уровне среднего и высшего образования внедряются программы, способствующие развитию творческого мышления» [5].
Т.П. Грасс, В.И. Петрищев и Я.А. Романюк отмечают, что в последнее время в российских школах вектор внимания государства сместился в сторону приобщения старшеклассников к экономической культуре и предпринимательству. Внедряется система приобщения старшеклассников к элементам финансовой и экономической грамотности, которые позволяют сформировать предприимчивость и подготовить старшеклассников к будущей предпринимательской и инновационной активности [2].
В большинстве стран ОЭСР и в быстро-развивающихся странах Азии в ответ на новые вызовы были радикально изменены учебные планы школ, колледжей, вузов: теперь в них не менее 30% занимает проектная деятельность, специально развивающая социальные и эмоциональные навыки - «навыки XXI века», такие как кооперация, коммуникация, креативность, критическое мышление, самоорганизация, умение учиться. Происходит не только добавление новых обязательных или профильных курсов, от-
ражающих новые обязательные умения -«новую грамотность», а именно «базовые умения действовать в типовых жизненных ситуациях в меняющихся социально-экономических условиях; сюда входят финансовая, правовая, технологическая, медицинская, экологическая и др. грамотность, но и существенная трансформация методик, технологий и содержания традиционных дисциплин, внедрение практических, проектных форм социализации, развития гражданского сознания и патриотизма» [3].
Одной из стран, успешно внедривших в учебный план проектную деятельность и программы, отвечающие требованиям «новой грамотности», стал Китай. Согласно Глобальному индексу инноваций (The Global Innovation Index), Китай в 2019 году вошел в топ-15 стран с самыми инновационными экономиками, заняв 14 место (по сравнению с 22 местом в 2017 г.), в то время как Россия расположилась на 46 строчке рейтинга (в 2017 г. Россия занимала 45 место) [12]. Добиться таких результатов Китаю помогли, в том числе усилия, направленные на развитие человеческого капитала и науки. Согласно The Global Innovation Index (GII), можно выделить следующие сильные стороны инновационной политики Китая: качество формального образования (1 место в рейтинге), высокий уровень качества университетов (3 место в рейтинге QS после США и Соединенного Королевства), Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), финансируемые бизнесом (2 место в рейтинге), создание знаний и воздействие знаний (4 и 1 места рейтинга соответственно).
В основе реформирования образовательной системы Китая лежат стратегии развития инновационных и информационных технологий, отвечающих тенденциям и вызовам XXI века. Формирование предприимчивости обучающихся в Китае является одной из задач современного образования.
В современной отечественной педагогике понятие «предприимчивость» рассматривалось в рамках личностного (В.А. Михайлов, М.А. Селиванова), психологического (Б.А. Сосновский, Э.Д. Телегина, Е.И. Чаруши-
на), экономического (А.И. Агеев), культурологического (Т.П. Грасс, В.И. Петрищев) и др. подходов.
С одной стороны, предприимчивость как интегративное качество личности имеет свой состав и структуру. Задача построения структуры предприимчивости требует определить, какие свойства личности являются наиболее значимыми для становления данного качества. Каждый из исследователей предлагает свой собственный набор личностных качеств, характеризующий предприимчивость.
С другой стороны, согласно Рекомендациям Европейского парламента и Совета от 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях для обучения на протяжении всей жизни (Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning), предприимчивость входит в 8 ключевых компетенций и определяется как «способность человека превращать идеи в действия. Сюда входит творческий потенциал, инновации и готовность взять на себя риск, а также способность планировать и управлять проектами для достижения поставленной цели. Все это помогает человеку в ежедневной жизни и дома, и в обществе понять суть своей работы и не упустить представившиеся возможности, а также является фундаментом для овладения более конкретными навыками и знаниями, которые так нужны тем, кто занимается социальной или коммерческой деятельностью. Сюда должно входить понимание этических ценностей и продвижение добросовестного управления» [11].
В настоящее время в условиях формирования навыков XXI века и развития инновационных и информационных технологий необходимо рассматривать понятие «предприимчивость» с точки зрения инновационного и конвергентного подходов. В рамках исследования был проведен семантический анализ понятия «предприимчивость» в китайском языке. Согласно словарю Чжунга [6], предприимчивость в китайском языке может быть выражена двумя словами - Ä ^Mtt (jinqü jingshen) и (jinqüxin),
где jinqü переводится как: «1) стре-
миться вперёд; овладевать всё новым и новым; стремиться к новым открытиям (изобретениям); добиваться; выдвигаться; быть предприимчивым (деятельным, энергичным); быть любознательным; 2) стремиться вперёд; проявлять оперативность» ( Mtt jingshen дух, суть, сущность).
Таким образом, понятие Ä^Mtt обозначает «предприимчивость, стремление к инновациям», а [jinqüxin] целеу-
стремлённость, оперативность, предприимчивость, инициативность; [jinqü] обозначает «стремиться вперед, проявлять оперативность», а морфема ' [xin] имеет значение «сердце, душа» и используется в качестве суффикса для образования существительных и прилагательных, обозначающих качества личности. Инновационность, новаторство и креативность лежат в основе понятия (chuangye jingshen) -«предпринимательство, предпринимательский дух».
Проведенный нами семантический анализ понятия «предприимчивость» в китайском языке показал, что данное понятие обозначает «стремление к инновациям, стремление идти вперед, овладевать новыми навыками и стремиться к новым открытиям и изобретениям».
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе понятия «предприимчивость» в Китае лежат инновации, новизна и стремление к успеху. Инновационный подход лежит в основе образовательной стратегии Китая, что позволяет Китаю развивать наукоемкие, инновационные производства, предпринимательскую активность и самозанятость, а также занимать передовые позиции в рейтингах инновационных экономик мира. По словам В.И. Петрищева, Т.П. Грасс и Е.С. Латыниной, уровень предприимчивости, сформированной еще в школе, позволяет обеспечивать самозанятость, которая составляет большую долю в экономике Китая и благодаря которой появляется все больше предприятий малого и среднего бизнеса, а уровень безработицы снижается. Все это выводит Китай в число передовых экономик мира [1].
Как отмечает Н.Н. Малахова, инновационная деятельность - это «включенный в
организационные рамки производственных отношений, осуществляемый в процессе выполнения трудовых обязанностей особый вид творческой деятельности, результаты которого должны быть релевантны рыночным требованиям» [4].
Правительство Китая направляет усилия на формирование у молодежи предприимчивости и духа новаторства, и данная тенденция активно поддерживается частными компаниями, например, ИТ-компанией HP совместно с Enactus China. Enactus China - это организация, которая в сотрудничестве с преподавателями и бизнес-лидерами помогает студентам поменять свою жизнь и мир к лучшему, используя силу предприимчивости. Согласно данному проекту, предприимчивость - это создание бизнес-инновации с энтузиазмом и честностью
[9].
Компания HP разработала программу для молодежи, направленную на развитие у молодых людей навыков, необходимых им для организации бизнеса в сферах, связанных с технологиями, финансами и телекоммуникациями - HP Life E-learning. Данная программа предоставляет обучающимся доступ к 25 интерактивным курсам, которые охватывают ключевые сферы бизнеса, а именно: коммуникации, маркетинг, финансы, в их рамках изучаются такие темы, как: эффективное лидерство, энергосберегающие технологии, социальное предпринимательство и т.д. Также студенты могут усовершенствовать свои знания и навыки в таких направлениях, как сертификация, доступ к всемирному онлайн-сообществу, что позволит студентам добиться успеха в области инноваций. Согласно отзывам участников данного проекта, они смогли получить практические навыки, которые пригодятся им для организации собственного бизнеса, например, как решать проблемы или как разместить рекламу на Facebook [7].
MasterCard, Фонд «Одаренный Китай» и Бюро по образованию города Чанчжоу запустили программу поддержки инновационного молодежного предпринимательства (MasterCard - Bright China Entrepreneurship Education Program). Данная программа была создана благодаря партнерству между MasterCard, фондом Одаренный Китай и Бюро по образованию города Чанчжоу. Благодаря этой некоммерческой образовательной платформе программа поддерживает молодых людей, которые нацелены на успех в будущем. Эта программа спонсирует более 1600 обучающихся профессиональных училищ и старших школ, для того чтобы они могли пройти курсы предпринимательства, узнать свой потенциал, сформировать уверенность в себе, что позволит им реализовать свою карьеру в полной мере.
Эта программа призвана помочь студентам, у которых есть творческие способности и желание работать, и предлагает студентам приобрести практический опыт работы до поступления на работу. Основное содержание программы включает курсы предпринимательства, конкурс бизнес-планов и другие мероприятия. В рамках данной программы компания MasterCard готова поделиться своим глобальным опытом оказания помощи молодым предпринимателям в других странах и предоставить консультации.
По словам Ю. Бет, генерального секретаря фонда «Одаренный Китай», основная цель программы - создать самую влиятельную и эффективную систему обучения предпринимательству в Китае, внедрив эффективную и всестороннюю образовательную платформу, что позволит сформировать предприимчивость у молодежи [8].
Статья подготовлена при финансовой поддержке авторов Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ), проект № 18 -013-00176.
Литература
1. Грасс Т.П., Петрищев В.И., Латынина Е.С. Конвергентный подход в формировании предприимчивости в системе образования Китая // Педагогика. - 2018. - № 9. - С. 122-125.
2. Грасс Т.П., Петрищев В.И., РоманюкЯ.А. Формирование экономической культуры и социальных компетенций старшеклассников России и США // Вестник Красноярского ГПУ им. В.П. Астафьева. - 2018. - № 4 (46). - С. 30-38.
3. Доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики [Электронный ресурс] //URL:https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_ Web.pdf (дата обращения: 28.05.2018).
4. Малахова Н.Н. Инновационная культура как фактор системных социальных трансформаций: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 2016. - 55 с.
5. Малахова Н.Н. Инновационная экономика как фактор социокультурных трансформаций современного общества // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1765.
6. Онлайн-словарь китайского языка Чжунга [Электронный ресурс] //URL: http:// www.zhonga.ru/chinese-russian/%E8%BF%9B%E5%8F%96/ek8yy (дата обращения: 10.04.2018).
7. Официальный сайт компании HP. URL:http://hp-drupal-cms.edcastcloud.com/?q=node/20 Официальный сайт компании HP (дата обращения: 9.05.2017).
8. Официальный сайт компании MasterCard URL: http://newsroom.mastercard.com/asia-pacific/press-releases/mastercard-bright-china-launch-innovative-youth-entrepreneurship-program-in-china/# (дата обращения: 10.02.2017).
9. Официальный сайт организации Enactus http://enactus.org/who-we-are/our-story/ (дата обращения: 16.08.2018).
10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] //URL:https://rg.ru/2018/05/08/president-ukaz204-site-dok.html (дата обращения: 15.05.2018).
11. Official Journal of the European Union (2006). Recommendation of the European Parliament and of the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning OJ L 394, 30.12.2006, p. 10-18.
12. The Global Innovation Index [Электронный ресурс] //URL:http://www.wipo.int/edocs/ pubdocs/en/wipo_pub_gii_2019/cn.pdf (дата обращения: 18.10.2019).