Г.А.Денисов
ИННОВАЦИОННОЕ УСКОРЕНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
В настоящее время в мире осуществляется переход от постиндустриального общества к информационному обществу, основанному на знаниях, информационных и телекоммуникационных технологиях, которые обеспечивают создание единого экономического, научного, образовательного и культурного пространства.
Россия, обладая огромным ресурсным потенциалом, способна достичь лидерства во многих отраслях мировой экономики путем развития инновационной деятельности, концентрации усилий на приоритетных, наиболее эффективных направлениях научно-технического прогресса. Наша страна может успешно конкурировать с постиндустриальными мировыми державами по 12-15 важнейшим макротехнологиям из 50 определяющих (по классификации ООН).
Вступление России в клуб самых развитых стран возможно лишь на базе массового обновления (замены) устаревшего технологического оборудования и оснащения отраслей народного хозяйства новой техникой и технологией, разработанной на более совершенной научно-технической основе. Это должно способствовать внедрению высоких технологий и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Доля использования наукоемких технологий в промышленной продукции России на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в мировом хозяйственном обороте составляла всего около 1%, что несопоставимо с ведущими развитыми странами (США, Японией, Германией и др.).
Термин «инновация» (нововведение) стал широко применяться в научной и практической деятельности еще во второй половине ХХ в. В понятие инновационной деятельности (ИД) входит комплекс научно-
исследовательских и опытно-конструкторских разработок, создание и внедрение изобретений, вопросы управления интеллектуальной собственностью, первое промышленное освоение новой продукции.
Результативность исследований и разработок должна определяться количеством патентов на изобретения и других документов правовой охраны объектов промышленной собственности (на полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки), а также числом проданных лицензий на новые товары, материалы, продукцию.
Развитые страны в основном применяют инновационную стратегию «наращивания», используя собственный научно-технический потенциал, создавая новые продукты, материалы, технологии. В России пути «наращивания» существенно сократились, о чем свидетельствуют показатели. Затраты на каждого российского ученого (зарплата, коммунальные расходы, оборудование, материалы и т.д.) составляют всего 6 тыс. американских долл., в США - 200 тыс. долл., т.е. в 33 раза больше. По доле затрат на гражданские исследования в процентах от ВВП наше государство по сравнению с развитыми странами находится на 20-ом месте. За период реформ с 1990 г. затраты на НИОКР снизились в 4,2 раза.
Нами выполнена работа по изучению отечественного и зарубежного опыта, подготовлена и реализована комплексная система организационного управления инновационными программами и проектами в строительстве. Большое внимание было уделено изучению и анализу опыта развитых стран (США, Германии, Великобритании, Австралии, Японии) в области трансферта технологий, финансирования, государственной поддержки и стимулирования развития инновационной деятельности в строительстве, включая высокие технологии. Был осуществлен анализ статистики интеллектуальной собственности в области строительства и структуры затрат на инновационную деятельность.
Структура затрат на инновационную деятельность в строительстве и производстве строительных материалов выглядит следующим образом:
- прикладные научно-исследовательские работы - 31,9%;
- проектно-конструкторские и технологические работы - 48%;
- изготовление и испытание опытного образца новой техники - 16,1%;
- прочие проектные работы для строительства - 4%.
Отметим, что инновации в строительстве играют важную роль в
развитии научно-технического прогресса и национальной экономики.
Во-первых, они - составная часть инновационной деятельности страны. Например, построенное в том или ином году здание может быть таким же новшеством (инновацией), как выпущенные в то же время машина, прибор, телевизор новой модели.
Во-вторых, инновациями могут быть и сооружения, оснащенные новой техникой, например, монорельсовой дорогой, эстакадой и т.д.
В-третьих, внедрение новой техники и технологии во многих отраслях в большинстве случаев связано со строительством. Например, для внедрения автоматических ткацких станков требовалось строить новые цеха или реконструировать действующие.
В связи со становлением и развитием высоких технологий (hitech) предприятиям все чаще требуются чистые производственные помещения. Без таких помещений (представляющих инновации в строительстве) не появятся инновации в электронной, авиационной, космической, биомедицинской, фармацевтической промышленности.
В-четвертых, если правильно сформулированы цели инноваций в жилищной сфере, то внедрение новшеств в строительстве приводит к улучшению условий жизни. Так, применение эффективных радиацион-ностойких стеновых конструкций и материалов обеспечивает комфортность жилья, улучшает температурный режим, сокращает число онкологических заболеваний.
В-пятых, строительство учебных заведений, больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха, детских садов, стадионов и т.п. направлено на улучшение качественного уровня жизни людей.
Поскольку строительство представлено различными видами работ и множеством технологических процессов, потенциально в нем может быть значительное количество инноваций, нисколько не меньше, чем в любой другой отрасли.
В 1990-1991 гг. при активной поддержке первого президента России Б.Н.Ельцина была сформирована Государственная научно-техническая программа (ГНТП) «Стройпрогресс». В ее состав входили инновационные проекты, отбираемые на конкурсной основе. По итогам конкурса формировались инновационные проекты, отбирались претенденты на их разработку и финансирование из средств государственного бюджета. Важнейшим условием для участников было привлечение финансовых средств рыночных структур, т.е. финансирование проектов на смешанной основе. Затем была создана научно-производственная и инвестиционная ассоциация «Стройпрогресс». Ей поручалось управление
разработкой и реализацией ГНТП «Стройпрогресс». При ассоциации стал действовать инновационный фонд НИОКР. Он формировался за счет отчисления части прибыли от реализации инновационных проектов на коммерческой основе. Эти средства направлялись на реинвестицию инновационных проектов ГНТП.
В августе 1992 г. коллегия Миннауки России в целях усиления роли ассоциации «Стройпрогресс» как исполнительного органа научного совета ГНТП «Стройпрогресс» признала целесообразным наделить ее функциями исполнительной дирекции программы. Разработка проектов программы была переведена на договорную (контрактную) основу между исполнительной дирекцией и исполнителями проектов. Это резко подняло технико-экономический уровень инновационных проектов. В мае 1995 г. коллегия Миннауки России отметила, что переход исполнительной дирекции ГНТП на контрактную основу реализации программы позволил повысить качество конкурсного отбора работ и сократить сроки разработки проектов в среднем в 1,5 раза, а также снизить затраты на их реализацию на 25%.
В рамках подпрограммы научные направления определялись с учетом того, что строительная отрасль - важнейший элемент экономики страны. Она ответственна за предоставление жилищ гражданам, а также за развитие инфраструктуры для промышленного производства и общественных нужд. Основные требования к инновациям в строительстве -учет затрат на создание и поддержание всего жизненного цикла зданий и сооружений, обеспечение комфортности обитания и улучшение здоровья людей, их экологическая безопасность, сохранение природы, благоприятной окружающей среды и культурного наследия.
Целями подпрограммы являются: разработка прогрессивных конструктивных систем и архитектурно-планировочных решений малоэтажных зданий; насыщение строительного рынка конкурентоспособными материалами, инженерными системами и технологиями, производство которых ориентировано на отечественное сырье (в том числе на утилизацию промышленных отходов); развитие и обновление (модернизация) базы строительной индустрии регионов России; создание мини-производств и технологических мини-комплексов с целью поощрения развития малого и среднего бизнеса; сокращение инвестиционного цикла; ресурсо- и энергосбережение при строительстве и эксплуатации жилых зданий; экологическая чистота строительных материалов; создание
дополнительных рабочих мест; научно-техническое сопровождение реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Отметим, что разрабатываемые в составе проектов технологии патентоспособны и конкурентоспособны по сравнению с зарубежными и отечественными аналогами. С их помощью обеспечиваются снижение энергоемкости строительства на 20-25% и теплопотерь в зданиях до 20% (по сравнению с действующими теплотехническими нормативами), сокращение инвестиционного цикла в 1,5-2,0 раза. Проекты подпрограммы имеют важное социально-экономическое значение, поскольку вносят вклад в обеспечение населения доступным жильем, решают экологическую проблему - утилизацию техногенных образований и промышленных отходов.
За время реализации подпрограммы «Стройпрогрессом» предложено в общей сложности около 120 разработок, в том числе экспериментальные проекты малоэтажных и индивидуальных жилых домов, которые соответствуют мировым стандартам. Достаточно широко представлена гамма современных материалов для строительства домов, прогрессивные технологии (мини-заводы), а также эффективные средства инженерного обустройства городских жилых зданий и компактных поселков. Введено в действие 160 наиболее эффективных производственных мощностей на основе научных разработок. Произведено и реализовано 34 комплекта оборудования для установок по выпуску пенобетонных блоков «Золопор» плотностью 600-800 кг/м3 и производительностью 10 тыс. кубометров блоков в год.
Многолетний опыт разработки и реализации инновационных проектов подпрограммы «Стройпрогресс» на основе смешанной формы финансирования (бюджетные и внебюджетные средства) убеждает, что нужна государственная поддержка. Как правило, государство первые образцы новой техники не финансирует, а рыночные предприятия не хотят рисковать, поскольку в России инновационные риски не страхуются. Выделять инвестиции на организацию серийного производства образцов новой техники на основе «сырого» опытного образца редко кто желает.
С целью ускорения научно-технического прогресса у нас должен быть разработан пакет экономических мер по стимулированию инновационной деятельности предприятий. В условиях «нищих» оборотных средств и кабальных условий получения банковских кредитов под инновационные проекты мало надежды на обновление производственных фондов. Как показывает научный анализ, меры стимулирования иннова-
ционной деятельности в России сегодня явно недостаточны. Так, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, предусмотрены весьма ограниченные меры ее стимулирования. От налогообложения освобождается лишь часть НИОКР. Большинство бюджетных научных учреждений передают выполненные ими исследования и разработки заказчикам бесплатно. Не все организации, выполняющие НИОКР и продающие свою продукцию потребителям, относятся к учреждениям науки, т.е. имеют льготу по НДС.
На наш взгляд, целесообразно установить в России институт консолидации налогоплательщиков. Предприятие, производящее новую технику, может создавать консолидированную группу, включающую данное предприятие (головное) и предприятие, создающее головные образцы новой техники (дочернее). Это даст возможность при определении налогооблагаемой прибыли из прибыли головного предприятия вычитать убытки дочернего, а все финансовые обороты между головным и дочерним предприятиями рассматривать как внутризаводской оборот и вывести его из-под налогообложения.
Теперь о таможенной политике. Она должна быть гибкой, дифференцированной, чтобы стимулировать инновационную деятельность. К примеру, если в стране производятся товары, отвечающие международным стандартам, и они конкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках, то на импортные аналоги таких товаров целесообразно устанавливать повышенные импортные пошлины. Это во-первых. Во-вторых, если отечественные производители не могут освоить выпуск качественных товаров, отвечающих международным стандартам, то на импортные аналоги таких товаров целесообразно устанавливать пониженные импортные пошлины.
Для выпуска отечественных новых товаров и материалов нужно прогрессивное оборудование. Часть его у нас не производится. Значит, целесообразно устанавливать низкие импортные пошлины или вообще не взимать их. В России ставка импортного тарифа на технологическое оборудование составляла 15%, затем была снижена до 5%. Рассматривается вопрос об отмене импортных тарифов на такое оборудование.
На наш взгляд, необходимо полностью освободить от таможенных пошлин и налогов научное оборудование и приборы, ввозимые в Россию. Такой порядок предусмотрен Флорентийской конвенцией (Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера
от 22 ноября 1950 г. и Протоколом к нему от 26 ноября 1976 г.), к которой Россия присоединилась в 1994 г.
Практика требует установить низкие экспортные пошлины на высокотехнологичные, наукоемкие товары, технически передовые машины, оборудование, приборы, программные продукты (или вообще не взимать их). Должны быть высокими импортные пошлины на технологическое оборудование устаревших моделей. Низкие импортные пошлины на такое оборудование стимулируют инновационную деятельность в зарубежных странах и сдерживают ее в России.
И последнее. Чтобы стимулировать инновационную деятельность, требуется ввести налоговые льготы (скидки, вычеты), поощряющие наращивание инициативы и усилий отечественных организаций и предприятий в сфере НИОКР. Надо привлекать взносы участников финансово-промышленных групп, консорциумов и т.п. на проведение НИОКР, разработку головных образцов новой техники и организацию их серийного производства.
Необходимо предусмотреть финансовую льготу, обеспечивающую покрытие убытков от инновационной деятельности головным предприятиям промышленной группы (на основе консолидированного баланса). Это позволит создать условия для развития венчурных (рисковых) фирм в приоритетных сферах научно-технической деятельности.
Важно усилить прямое стимулирование государством инновационной деятельности за счет предоставления Правительством РФ гарантий по долго -срочным банковским кредитам на развитие долгосрочных и рисковых исследований в приоритетных отраслях научно-исследовательской и производственной деятельности. Следует ввести в ст. 2673 Налогового кодекса («Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества») дополнительно подпункт о страховании инновационных рисков, расходы на которые вычитаются из доходов налогоплательщиков.
Законодательное оформление этих предложений послужило бы мощным стимулом для ускорения научно-технического развития отечественной экономики, в частности строительного комплекса. При разработке и реализации венчурной системы в России нужны такие важные мероприятия, как прямая финансовая поддержка разработчиков инновационных проектов на возвратной основе, обеспечивающей приемлемый для инвестора прирост вложенного в проект капитала. Важен принципиально новый способ экономического стимулирования инновационных проектов (без прямого финансирования) на основе так называемых гарантийных
договоров-обязательств. Именно они гарантируют разработчику компенсацию в случае неудачи проекта, возврат большей части затраченных финансовых средств на создание и внедрение активной части опытного образца (оборудования, машины, технологического процесса и т.п.).
Гарантированная поддержка инновационных проектов должна обеспечивать через механизм экономической заинтересованности взаимосвязанность интересов участников (субъектов) венчурной системы на всех стадиях создания, реализации и внедрения инновационных продуктов, начиная от финансирования, кредитования, заключения гарантийных договоров-обязательств и кончая разработкой головного образца. Портфель инновационных проектов должен быть диверсифицирован, т.е. необходимо в него включать прогрессивные и эффективные проекты различных отраслей промышленности и национальной экономики, отличающиеся стоимостью, сроками реализации, доходностью и степенью риска.
Эффект, создаваемый венчурной системой при правильно организованной работе, по опыту развитых стран (США, Японии и др.), может в 10-100 раз превысить доходность капитала, вкладываемого в производственные инвестиции и ценные бумаги при одновременно более высокой степени получения положительного конечного результата.
Схема
венчурной системы гарантийной поддержки (российское ноу-хау), основанной на принципах «страховых каникул»