Строительство
ГАСАНОВА Н.М.
МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. В статье рассматриваются методы стимулирования инновационной деятельности предприятий строительного комплекса, в основу которых положена методология формирования новых приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в различных отраслях национальной экономики, в т. ч. и строительстве на долгосрочную перспективу. Для отбора инновационных проектов в строительстве предлагаются следующие критерии: соответствие инновационно-строительных проектов приоритетным направлениям развития науки и техники перечню критических технологий; значимость решаемой проблемы; невозможность решения проблемы в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, а также необходимость государственной поддержки; принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов, способных оказать существенное влияние на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности строительного производства; масштабность сферы применения результатов; необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств; реальность решения проблемы, исходя из возможностей созданного задела, наличия кадров, материально-технической базы и иных необходимых ресурсов предприятий строительного комплекса.
В более конкретной постановке данного вопроса проведено также аналитическое обобщение методов стимулирования инновационной деятельности предприятий строительного комплекса в отношении налоговой и финансово-кредитной систем.
Ключевые слова: инновационная деятельность, строительство, строительный комплекс, предприятия строительного комплекса
GASANOVA N.M.
METHODS AND INSTRUMENTS OF STIMULATING THE INNOVATIVE ACTIVITY OF ENTERPRISES OF THE CONSTRUCTION COMPLEX
Abstract. The manuscript discusses methods of stimulating of the innovative activity of enterprises of the construction complex that are based on a methodology of forming new priority areas of focus of development of science, technology and equipment in different industries of the national economy including long-term construction. In order to select innovative construction projects, the following criteria are suggested: the correspondence of innovative-construction projects to the priority areas of focus of development of science and technology to a list of critical technologies; the importance of the problem being resolved; the impossibility of solving the problem within a reasonable amount of time due to using the current market mechanism, as well as the need of governmental support; the essential novelty and technological progressiveness of scientific and research results able to significantly impact the structural correlations in the technological setup of the economy and improvement of effectiveness of construction production; the scale of the sphere of using the results; the need for coordination of inter-industrial connections of technologically related industries and productions; the reality of solving a problem based on the possibilities created by the reserve formed, the availability of human resources, infrastructure and other necessary resources of construction industry enterprises. In a more specific question formulation, an analytical summary of methods of stimulating the innovative activity of enterprises of the construction complex has also been made in relation to the taxation and financial-credit systems. Keywords: innovative activity, construction, construction complex, enterprises of the construction complex, an innovative-construction project.
В современных условиях хозяйствования осуществляется построение рыночной модели инновационного развития российской экономики, характеризуемой особым отношением к реконструкции и модернизации строительного производства на основе достижений НТП. Данная модель требует создания системы институтов, формирующих научно-технические идеи, ориентированные на создание новых рынков наукоемкой продукции, завоевание и расширение существующих рынков. В итоге формируется национальная инновационная система, производящая новые продукты по уровню качества и цены, объемам и срокам выхода на рынок, соответствующих существующему платежеспособному спросу. С целью построения государственной системы стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов
Гасанова Н.М.
методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности предприятий --строительного комплекса -
Правительство Российской Федерации сформировало ряд институтов, большинство из которых на сегодня уже эффективно действуют как инфраструктура инновационной системы, создавая при этом так называемые «центры превосходства».
В качестве инфраструктуры инновационной системы можно выделить также центры трансферта технологий, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, центры подготовки кадров для инновационной деятельности и др. [1].
Центры превосходства — это конкурентоспособные научно-исследовательские организации, характеризуемые наличием соответствующей высокотехнологичной производственной базы и персонала, обеспечивающих первенство РФ по конкретным критическим технологиям.
Одним из эффективных инструментов стимулирования инновационного развития предприятий строительного комплекса выступают особые экономические зоны, представляющие собой часть национальной территории, обладающей независимостью в решении хозяйственных задач, особый режим управления, а также преференциальные условия экономической деятельности для национальных и иностранных предпринимателей [2].
Особые экономические зоны, в которых планируется осуществление научных исследований и опытно-конструкторских работ, целесообразно формировать на базе крупных научных, проектных и учебных организаций, обладающих кроме высокого научно-технического потенциала еще эффективно действующими объектами инновационной инфраструктуры.
Создание подобных зон, направленное на усиление интеграции науки и производства, возможно только при условии наличия соответствующих финансово-экономических механизмов содействия инновационной деятельности в этих зонах, что предопределяет необходимость формирования интегрированных структур для создания, производства и реализации конкурентоспособной инновационной строительной продукции.
Анализ практики зарубежных стран в этой области позволяет сделать выводы о существенном многообразии различных форм организации институтов развития, а также механизмов осуществления их деятельности. Например, государственные финансовые институты развития предлагают организациям и предприятиям прямое либо косвенное осуществление финансирования в разных формах, таких, как кредиты, займы, лизинг, гарантии, участие в капитале, покупка ценных бумаг, с целью реализации инвестиционных проектов в важных областях деятельности.
В качестве финансовых институтов можно назвать экспортно-импортные банки, экспортные страховые компании, универсальные и специализированные банки развития, государственные лизинговые компании, фонды и агентства регионального развития, фонды и агентства социального развития, инновационные фонды и др. Главной их задачей является выбор и финансовая помощь проектам, необходимым для содействия развитию отечественной экономики, но не обладающим требующимися ресурсами и не поддерживаемым частными инвесторами в связи с высоким уровнем риска и большими сроками окупаемости, сложностью применяемых финансовых инструментов. Среди задач подобных структур можно выделить также информационно-консультационную работу, упрощающую строительным предприятиям и организациям деятельность в инвестиционной области.
Деятельность универсальных банков развития представляется самой обширной и позволяет решать почти все рассмотренные ранее задачи. Подобные банки в ряде стран осуществляют координирование работы других национальных финансовых и нефинансовых институтов развития.
Помимо универсальных функционируют также и специализированные институты развития, они могут быть отраслевыми, инновационными и другими, которые способствуют росту эффективности функционирования институтов развития, так как они позволяют сделать эту деятельность максимально прогнозируемой для участников рынка, уменьшить затраты и обеспечить качественную оценку проектов.
Нефинансовые институты не осуществляют ни косвенного, ни прямого, финансирования предприятий и организаций для их развития, так как в их задачу входит только создание инфраструктуры предпринимательской деятельности в широком понимании, содержащей оказание специализированных консультационных, информационных, посреднических услуг в областях, где они либо не предоставляются, либо слабо развиты. В качестве нефинансовых инсти-
Региональные проблемы преобразования экономики, №3, 2016
тутов развития можно назвать «бизнес-инкубаторы», технопарки, центры трансферта технологий, промышленные парки, центры энергосбережения, центры субконтрактации и т. д. Опыт развитых стран говорит о важной роли данных институтов в формировании кластеров, т. е. систем горизонтальных связей в экономике, инновационно-инжиниринговых компаний и т. д.
Анализ современной литературы и практики хозяйствования показал, что на современном этапе формирования институтов развития поддержку и стимулирование инновационной деятельности структурных звеньев народнохозяйственного комплекса, в т. ч. и строительного, осуществляют:
1. ОАО «Российская венчурная компания», которая исполняет такие важные функции, как выбор на конкурсной основе лучших венчурных управляющих компаний, а также покупка паев венчурных фондов, создаваемых этими компаниями.
2. ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий», основной функцией которого можно назвать оказание помощи перспективным проектам информационно-коммуникационной направленности на первых стадиях их реализации. После привлечения частных инвесторов планируется поэтапный выход государства из капитала фонда.
3. Банк развития, который предполагает формирование госкорпорации на базе Внешэкономбанка и капиталов Российского банка развития и Российского экспортно-импортного банка. Госкорпорация создается для осуществления среднесрочного и долгосрочного финансирования инвестиционных проектов в важнейших отраслях экономики, финансового содействия реализации экспортно-импортной политики, способствования привлечению иностранных инвесторов. В июле 2007 г. был принят другой Федеральный закон о Российской корпорации нанотехнологий, согласно которому корпорация создается для осуществления: государственной политики в научно-технической и инновационной области, развития отечественной экономики по инновационному пути, разработки перспективных проектов нанотехнологий и наноиндустрии.
4. Инвестиционный фонд Российской Федерации, через который государство стимулирует осуществление крупных проектов, включая проекты инфраструктурной направленности, при этом финансирование проектов реализуется на базе частно-государственного партнерства.
В качестве инструмента, стимулирующего инновации в различных отраслях экономики, получили развитие технопарки. Создание технопарков осуществлялось с привлечением различных научных учреждений, учреждений высшего профессионального и послевузовского образования, выступавших заказчиками, инициаторами, соисполнителями проводимых исследований и разработок в области высоких технологий и осуществляющих обучение специалистов для данной сферы.
Уже сегодня государство осуществляет ряд мероприятий по формированию и развитию инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере. Производится отбор на конкурсной основе субъектов РФ на выделение из федерального бюджета субсидий в размере денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в формируемый в регионе для реализации программы поддержки малого инновационного бизнеса Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.
Следует также отметить, что в стратегически важных для обеспечения экономической безопасности отраслях применяется механизм формирования региональных инновационно-инжиниринговых холдингов, что дает возможность объединить финансовые, производственные, интеллектуальные ресурсы с целью разработки конкурентоспособной и высокотехнологичной продукции. Одновременно создание холдингов дает возможность исключить чрезмерную конкуренцию между отечественными компаниями на международных рынках.
Проведенный анализ существующих и формирующихся институтов развития говорит об осуществлении со стороны государства всех важнейших компонентов содействия инновационной активности предприятий строительного комплекса, содержащих непосредственное участие государства в реализации инновационных проектов, а также стимулирование на федеральном и региональном уровне инфраструктуры его развития.
Результаты проведенного анализа показали, что функции созданных институтов инноваци-
Гасанова Н.М.
методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности предприятий --строительного комплекса -
онного развития предприятий строительного комплекса еще недостаточно точно определены и установлены. Некоторые направления расширяются не так быстро, что, в первую очередь, обусловлено недофинансированием проектов малого инновационного бизнеса в строительстве на начальных этапах развития, на которых предприятия зачастую не имеют средств даже на формирование бизнес-планов. Некоторые институты допускают избыточное государственное вмешательство в функционирование развития строительного комплекса, поэтому область их использования должна быть значительно сужена. Для устранения подобной ситуации в строительстве были созданы саморегулируемые организации. Согласно законодательству, уже с 1 января 2010 г. лицензирование отдельных видов строительной деятельности (строительство, подготовка проектной документации и инженерные изыскания) замещено обязательным участием в саморегулируемых организациях, предполагающих формирование компенсационного фонда.
Обобщая изложенное отметим, что для реализации инновационной политики рассмотренных выше институтов следует, прежде всего, выделить основные цели финансовой и экономической стабилизации и приоритетные пути инновационного развития предприятий строительного комплекса.
Наиболее эффективным инструментом установления стратегических направлений инновационного развития, обнаружения технологических прорывов, положительно действующих на экономику, выступает методология Форсайт (с английского foresight — «предвидение»), широко используемая на всех уровнях управления, начиная с корпоративного и заканчивая национальным [2].
В международной практике данная методология применяется, в основном, в ситуациях необходимости принимать решения по выбору стратегических альтернатив развития предприятия, отрасли, региона, страны, в соответствии с существующими ограничениями и возможностями.
Методология Форсайт основывается на положении существования большого количества вариаций возможного развития будущего, и то из них, которое наступит, во многом определяется предпринимаемыми сегодня действиями. В связи с чем в форсайт-проектах основное внимание приковано не только к разработке прогнозных материалов, а также к согласованию основных стратегических путей развития со всеми основными его участниками посредством организации систематических переговоров в различных формах.
Подобное представление данного вопроса соответствует сегодняшней ситуации в отечественной экономике в связи с необходимостью ее перехода на инновационный путь развития и объединения действий участников данного процесса. В этой связи государственная политика в современных условиях выдвигает следующие наиболее важные задачи: технологическая модернизация производства, активизация инновационной деятельности во всех сферах деятельности, ускорение экономического роста и изменение его качества, повышение уровня конкурентоспособности экономики.
Перечисленные задачи можно решить только при оптимальном выборе приоритетов инновационного развития отечественной экономики и инструментов их реализации. В связи с чем необходимо построить систему долгосрочного прогнозирования развития науки и технологий и, опираясь на нее, отбирать и уточнять ведущие направления инновационного развития для направления на их реализацию необходимых ресурсов.
Уже в 2007 г. по предложению Правительства Российской Федерации началась разработка долгосрочного научно-технологического прогноза развития России до 2025 г. Данная работа проводилась с использованием методологии Форсайт с целью выявления стратегических путей инновационного развития страны, позволяющих устойчиво возрастать конкурентоспособности отечественной экономики в долгосрочной перспективе на базе использования существующих научно-технологических достижений.
Используя вышеизложенные методологические подходы в строительстве, необходимо отметить, что метод Форсайт следует применять в качестве систематически осуществляемого процесса поиска и интеграции знаний целого ряда экспертов, включая представителей строительного бизнеса, формирования их объективного представления о долгосрочных перспективах развития науки, техники и технологий.
В этой связи важно определить стратегические направления в инновационной политике предприятий строительного комплекса, на которых будут сконцентрированы имеющиеся ресурсы, используя при этом систему долгосрочного прогнозирования науки и технологий. Использование методологии Форсайт будет способствовать тому, чтобы глубже осмысливать ведущие глобальные технологические направления развития в строительстве и разрабатывать конкретные меры повышения конкурентоспособности предприятий и организаций строительного комплекса.
Важным элементом, стратегии и политики предприятий и организаций, является инновационная программа, которая представляет собой совокупность мероприятий, которые взаимосвязаны по исполнителям, срокам, ресурсам и обеспечивают решение основных научно-технических проблем по важнейшим направлениям развития строительного комплекса. При этом выбор приоритетных программ опирается на социально-экономические ориентиры, прогнозы, цели структурных изменений для создания нового технологического уклада, новизну проектов для расширенного внедрения прогрессивных научно-технических и инновационных разработок.
В качестве критериев для выбора инновационных проектов в строительстве, на наш взгляд, следует использовать такие условия:
- технологическая прогрессивность и принципиальная новизна ожидаемых научно-технических результатов, оказывающих воздействие на технологический уклад экономики и рост эффективности производства;
- важность проблемы, на решение которой направлен проект;
- отсутствие возможности решить проблему к необходимому моменту времени только посредством действия рыночных механизмов и потребность в содействии со стороны государства;
- разработка инновационно-строительных проектов в русле важнейших направлений развития науки и техники в соответствии с перечнем критических технологий;
- широкие возможности использования результатов;
- возможность получить решение проблемы на основе использования наличного задела материально-технической базы, кадров и других необходимых ресурсов строительных предприятий;
- потребность в регулировании межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств.
Сегодня государством применяются следующие инструменты стимулирования развития прикладных инноваций в строительстве:
1. Финансовые: долевое участие в капитале инновационных фирм, венчурных фондах, гранты, условно возвращаемые займы, гарантии, страхование.
2. Административные: информационная поддержка инноваций, кадровое обеспечение инновационных компаний и вспомогательной инфраструктуры, создание инфраструктуры рынка инноваций, юридическая поддержка.
Переход к рыночным отношениям всегда сопряжен с негативными социальными и экологическими последствиями, которые, как известно, приводят к росту безработицы и игнорированию экологических требований к производству. Поэтому, на наш взгляд необходима, прежде всего, система мер, позволяющая в условиях рынка максимально предотвратить и смягчить отрицательные последствия социального и экологического плана. К такого рода мерам можно отнести, например, создание условий, при которых трудящиеся, оставшиеся без работы, могли бы быстро переквалифицироваться и найти соответствующую работу. Чтобы предприятия заинтересовать в осуществлении мероприятий экологического характера, для них должны быть понижены налоги или предоставлены другие льготы с одновременным ужесточением системы санкций по отношению к нарушителям экологической обстановки.
Переходу экономики на инновационный путь значительно содействует соответствующая налоговая политика. В этой связи необходимы действенные меры по преобразованию всей системы управления налогообложением и формирования местного, республиканского и федерального бюджета.
Гасанова Н.М.
методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности предприятий --строительного комплекса -
С нашей точки зрения, за основу может быть принят метод определения налога, выплачиваемого строительной организацией или предприятием, в соответствии с которым одновременно учитываются как интересы общества, так и коллектива предприятия. Этот метод можно представить следующей формулой [2,3]:
Нн (Кнал.и.м + Кнал.пр. + Кналл.с.)* Мн] *
(_Км.
К
«с
т * и * ( —— \ ■ал.п.р. 1 'ал.п.с. v ^^^
руб.,
год ■
где Нн — нормативная величина налога, которая должна быть выплачена строительной организацией в местный, республиканский и федеральный бюджет; Кщцщ Кл^щ,, Ки^ — нормативная отчисления налога в местный, республиканский и федеральный бюджет; М^ — нормативная производственная мощность строительной организации в данном году.
Мн =К *Эфн ,
Эфн) — нормативная (максимально возможная) эффективность производства строительной организации в данном году; ^рщ — доля нормативной прибыли от нормативной производственной мощности, выделяемая в виде нормативного налога во все бюджеты; Пр.н.н. = М^ *gщ,.н. — норматив прибыли, отчисляемый в налог во все бюджеты; Кн.н,.Кр.н.,Кс.н. — нормативные величины капитальных вложений, предусмотренные в данном году для социально-экономического и экологического развития региона (эта величина капитальных вложений не включает в себя фонд развития производства и фонд социального развития данной строительной организации).
Пм — количество предприятий, в т. ч. строительных организаций, находящихся в пределах данного региона и вносящих налог в местный бюджет;
Пр — то же на территории данной республики;
Пс — то же в федерации;
Кшл.н.о. — общая величина нормативного налога с единицы нормативной прибыли.
Анализируя эту формулу, следует отметить:
1. Налог необходимо устанавливать (независимо от того, куда он выплачивается) в зависимости не от фактически образуемой прибыли, а от нормативной ее величины, которая, в свою очередь, обусловлена производственной мощностью структурных звеньев народнохозяйственного комплекса.
Если же налог исчислять в зависимости от фактической прибыли, то возникает тенденции всяческого ее занижения путем завышения заработной платы, завышения заработной платы, завышении фондов социального развития и т. п. Выплата налога в зависимости от фактической прибыли не стимулирует строительные организации и предприятия развивать и максимально использовать производственные мощности.
2. В каждом регионе может оказаться, что норматив налога, отчисляемой в местный (республиканский) бюджет, будет различен из-за неодинаковых стартовых условий различных регионов.
3. Доля нормативной прибыли от производственной мощности у каждого предприятия или организации строительного комплекса может оказаться различной в зависимости от различных уровней морального износа эффективности основных фондов, которыми они располагают.
Аналитическое обобщение практики ведущих стран мира в сфере стимулирования развития хозяйствующих субъектов позволило определить наиболее действенные разновидности налоговых льгот:
- скидки с начисленного налога на уровне установленного процента от размера прироста затрат на НИОКР;
- снижение налогооблагаемого дохода на размер затрат на НИОКР;
- особые льготы по налогообложению средств, выделяемых для финансирования фундаментальных исследований и НИОКР малым и средним бизнесом;
ал.н.м
- назначение инвестиционного налогового кредита, т. е. снижение размера налога на часть капитальных вложений в новую технику.
Принятый ФЗ от 22.06.2008 г. № 158-ФЗ о внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и другие акты законодательства РФ о налогах и сборах действует в направлении формирования условий налогообложения, благоприятствующих экономическому развитию различных отраслей народнохозяйственного комплекса по инновационному варианту и улучшению социального обеспечения граждан.
В то же время следует отметить, что в настоящее время государственная налоговая политика направлена на пересмотр и отмену ряда налоговых льгот, данный процесс говорит об уменьшающейся значимости этого инструмента корректировки инновационных процессов развития национальной экономики.
Государство для усиления воздействия методов стимулирования предприятий инновационного и научного сектора предполагает использовать льготы на налог на имущество организаций по вновь вводимому технологическому оборудованию при размере инвестиций, достигающем не меньше 50 млн рублей на период не меньше пяти лет. В первую очередь планируется снятие этого налога с оборудования, машин, макетов, опытных образцов и т. д., переданных для испытаний и экспериментов или безвозмездно предоставленных заказчиком в пользование инновационной либо научной организации, а также с основных средств, используемых инновационными и научными организациями только для проведения научной, научно-исследовательской, научно-технической, инновационной и экспериментальной деятельности.
Также оптимальным представляется использование льготных ставок НДС при реализации определенных разновидностей инновационной продукции, подобно наноматериалам и изделиям из них, российского высокотехнологичного оборудования, например, электронно-вычислительной техники, навигационной аппаратуры, лазеров, ускорителей частиц, средств связи нового поколения и др. Кроме того, значительную помощь в активизации развития инновационного бизнеса оказало бы сокращение для научных и инновационных организаций ставки налога на прибыль.
Благоприятно повлиять на интенсификацию инновационной деятельности предприятий строительного комплекса может внедрение «приростной налоговой льготы», дающей предприятию возможность включать в себестоимость реальные затраты на НИОКР с повышающим коэффициентом, определяемым динамикой роста расходов на НИОКР конкретного предприятия. Подобные льготы применялись в развитых странах и продемонстрировали значительную эффективность.
Необходимость активизации инновационного спроса предприятий строительного комплекса предполагает существенную перестройку системы администрирования НДС, так как существующая система не стимулирует предприятия и организации строительного комплекса перемещаться на более высокие стадии переработки, потому что последствия плохого администрирования НДС растут по мере наращивания количества элементов в технологической цепочке.
Значимым инструментом активизации инновационной деятельности предприятий и организаций строительного комплекса является также совершенствование амортизационной политики. Поэтому в настоящее время предлагаются следующие меры усиления стимулирования в данном направлении [1,3]:
- внедрение механизма стимулирования инвестиций в модернизацию основных средств посредством уменьшения налогооблагаемой базы для налога на прибыль на сумму капиталовложений производственного назначения и повышения коэффициента при применении ускоренной амортизации до 3;
- использование методов ускоренной амортизации оборудования, применяемых в инновационной деятельности предприятий и организаций строительного комплекса, в частности, позволить предприятиям в первый год работы нового оборудования списывать 20-30 процентов от его стоимости, при использовании технологически прогрессивного оборудования списывать до 100 процентов стоимости;
- обновление состава амортизационных групп и периодов полезного использования оборудования в сторону их уменьшения;
Гасанова Н.М.
методы и инструменты стимулирования инновационной деятельности предприятий --строительного комплекса -
- анализ возможностей применения механизмов переоценки основных фондов для целей налогообложения;
- увеличение размеров амортизационной премии для отдельных групп с учетом приоритетов экономического развития строительных предприятий.
В условиях инновационных преобразований в строительном комплексе основным звеном в решении проблем развития строительного комплекса выступает квалифицированная рабочая сила. Особенное значение в сфере инновационной политики строительных предприятий следует придавать развитию системы подготовки рабочих, инженеров и руководителей всех уровней в области управления инновационными процессами в строительстве, разъяснению значимости инновационной политики персоналу, разработке программы стимулирования инноваций для повышения эффективности взаимодействия специалистов различных служб и укрепления корпоративного духа.
Другим направлением развития методов госрегулирования является совершенствование управления банковской системой и денежного обращения в народнохозяйственном комплексе, в т. ч. и строительном, путем осуществления следующих основных мероприятий:
1. Приведение в соответствие наличной денежной массы с объемом и составом потребительских продукции и услуг.
2. Насыщение рынка товарами, которое, в свою очередь, может быть достигнуто только путем наведения порядка в производстве и повышения его эффективности на базе осуществления соответствующих мероприятий НТП.
3. Выпуск ценных бумаг (свободных акций и т. д.) и повышение процентов по денежным вкладам в сбербанках. Одновременно необходимо упорядочить кредитную систему, расширяя доступ к кредитам и устанавливая обоснованные проценты за них.
В заключение отметим, что проблема разработки и реализации механизма налогообложения, а также кредитно-финансовой системы является достаточно сложной и, видимо, на практике будет решаться не сразу, а методом постепенного приближения к реальной действительности на основе постоянного совершенствования его составляющих.
Литература
1. Карачаровский, В. Планирование инноваций современной фирмой // Экономист. 2008. № 11. С. 24-34.
2. Магомедов, А. Г., Колыванов, В. Ю., Кушиев, Р. Г., Гасанова, Н. М. Проблемы теории и практики формирования эффективной системы управления строительным производством на базе научно-технического прогресса. — М. : Издат. дом «Экономическая газета», 2012.
3. Чистов, Л. М. Экономика строительства. — СПб. : Питер, 2001.
References:
1. Karacharovsky V. the Planning of innovation the modern firm // the Economist. 2008. No. 11. P. 24-34.
2. Magomedov, A. G. Kolyvanov, V. Yu., R. G., Hasanova, N. M. Problems of theory andpractice of formation of effective system of construction management on the basis of scientific-technical progress. — M. : Izdat. house "Economic newspaper", 2012.
3. Chistov, L. M. Economics of construction. — SPb. : Peter, 2001.