«без капусты щи не густы...»
инновационная политика в развитии регионов
Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед Россией, является переход от нынешней «сырьевой экономики» к «экономике знаний». Без ее реализации нельзя решить многочисленные социальные проблемы общества, и, прежде всего, - роста благосостояния населения и
снижения уровня бедности в стране.
В развитых странах мира 3/4 прироста ВВП обеспечивается благодаря инновациям. Именно поэтому научная общественность США самым выдающимся событием XX века, оказавшим наибольшее влияние на жизнь общества, назвала создание национальной инновационной системы, хотя, казалось бы, к таким событиям следует отнести полеты в космос, освоение ядерной энергетики, Интернет. Почему? Ответ здесь ясен - создание национальной инновационной системы позволило сформировать механизм взаимодействия науки и бизнеса, увязать в единое целое интересы разработчиков идей, производителей и потребителей. Это способствовало значительному ускорению социально-экономического развития страны. В России пока не сформирована целостная система воспроизводства инноваций, хотя созданы отдельные ее элементы: технопарки, фонды поддержки инноваций, центры передачи технологий. Как известно, мало иметь идею, надо иметь еще и финансовые ресурсы на ее разработку.
Инновационная система — это механизм, делающий научные открытия доступными всему обществу. Это напрямую связано с наличием соответствующей ресурсной базы. Так, доля бюджетных расходов на науку в 19992004 гг. неуклонно снижалась. Лишь в 2005 г.
Быкова И.Л.
заместитель
директора
по экономическим
вопросам
Государственного
образовательного
учреждения среднего
профессионального
образования
«Ухтинское
медицинское училище»
одной
из важнейших
задач, стоящих
сегодня перед
Россией, является
переход от
нынешней
«сырьевой
экономики»
к «экономике
знаний»
_ ____но-'
появилась тенденция роста (2005 г. - 1,71%, 2006 г. - 1,74%). Это позволяет надеяться, что к 2010 г. доля расходов на науку будет доведена до 4%, как это и было предусмотрено «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». К сожалению, в России сегодня не более 10% промышленных бизнес-структур занято инновационными проектами. Лидируют здесь отрасли транспорта и связи, где около 20% компаний заняты научными исследованиями и опытно-конструкторскими работами (НИОКР). В ТЭКе же, переполненном финан-выми ресурсами, напротив, только 3% пред-иятий осуществляют инновации. В целом доля России в мировом товарообороте научно-технической продукции не превышает 0,3% (у Китая - 6%).
Следует отметить также структуру затрат на инновационную деятельность в российском строительном комплексе, которая выглядит следующим образом:
- прикладные научно-исследовательские работы - 31,9%;
- проектно-конструкторские и технологические работы - 48,6%;
- изготовление и испытание опытного образца новой техники - 16,1%;
- проектные работы для строительства - 4,4%. Основными требованиями, предъявляемыми к инновациям в процессе строительной деятельности, являются учет затрат на возведение зданий и сооружений и поддержание всего их жизненного цикла, обеспечение комфортности обитания и, следовательно, улучшение здоровья людей, экологическую безопасность, сохранение благоприятной окружающей и среды культурного наследия.
Такой учет побуждает большее внимание сосредоточить не на капитальных вложениях, а на суммирующих показателях, элементы которых, например, расход энергических, водных и других природных ресурсов, приобретают решающее значение. Реализация данного подхода сталкивалась до недавних пор с опре-
, 2007, № 8(2)
деленными трудностями, так как затраты прошлых лет представлялись менее существенными. В настоящее время выдвигаемые мировым сообществом требования устойчивого развития приводят к принятию понятия пределов роста, при котором значение отдаленных социальных и экономических последствий значительно повышается.
Еще в 70-е годы в связи с первым нефтяным кризисом многие западные страны предприняли радикальные меры по экономии энергоресурсов за счет снижения потерь тепла и вовлечения его в оборот в процессе эксплуатации зданий. Уже сегодня положительный эффект этого не вызывает сомнений. Для мощного рывка в инновационной сфере в России, на основании опыта развитых стран, необходимо разработать специальный пакет экономических мер по стимулированию научно-технологической деятельности предприятий. В условиях ограниченных оборотных средств предприятий и кабальных условий получения банковских кредитов надеяться на обновление производственного аппарата промышленности на инновационной основе весьма проблематично. В развитых странах значительно больше эффективных льгот, стимулирующих инновационную деятельность. Так, налоговая скидка с расходов компаний (предприятий) на НИОКР в сфере высоких технологий может составлять от 100% (США, Великобритания, Канада, Бельгия, Швеция, Италия) до 150% (Австралия) суммы расходов на НИОКР, вычитаемых из налогооблагаемых доходов компаний.
Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или его снижение на 50% в первые 5 лет функционирования действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы, в том числе научно-исследовательские. В ряде стран (США, Япония, Канада и др.) существует налоговая скидка, стимулирующая наращивание инициативы и усилий в сфере НИОКР. Имеются налоговые льготы на кооперацию в сфере НИОКР и в целом на инновационную
в России пока не сформирована инновационная система, хотя созданы отдельные ее элементы: технопарки, фонды поддержки инноваций, центры передачи технологий
шп
-прусо -т ыус)
тив
в ТЭКе,
переполненном
финансовыми
.ресурсами, только
_3% предприятий
_осуществляют
_инновации
деятельность (так называемые партнерские объединения). По имеющимся оценкам, индивидуальные затраты каждой компании на проведение НИОКР в рамках такого объединения на порядок меньше по сравнению с затратами на проведение аналогичных исследований на самостоятельной основе.
В Японии, Корее, Германии, Италии и Канаде широко развито прямое стимулирование НИОКР государством: льготные условия субсидий, кредитов, заключение контрактов на выполнение определенных НИОКР и др. Учитывая международный опыт, в российском законодательстве необходимо предусмотреть ряд мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности:
- временно освободить от уплаты налога на прибыль и НДС (или существенно их сократить) организации и предприятия, изготовляющие головные образцы новой техники и организующие их серийное производство и продажу;
становить налоговые льготы (скидки, выче-), стимулирующие наращивание инициативы и усилий отечественных организаций и предприятий в сфере НИОКР и инновационной деятельности в целом;
- ввести налоговые льготы на кооперацию на стадиях НИОКР и изготовления головного образца, т.е. взносы участников финансово-промышленных групп (ФПГ) и консорциумов на проведение НИОКР, разработку головных образцов новой техники и организацию их серийного производства полностью должны вычитаться из налогооблагаемой базы;
- внедрить в практику покрытие убытков от инновационной деятельности головным предприятием промышленной группы (на основе консолидированного баланса), что позволит создать условия для развития рисковых фирм в приоритетных сферах научно-технической деятельности;
- усилить прямое стимулирование государством инновационной деятельности за счет предоставления правительством РФ гарантий по долгосрочным банковским кредитам на
российское предпринимательство, 2007, № 8(2)
развитие венчурных исследований в приоритетных отраслях научно-исследовательской и производственной деятельности; законодательно оформить положение о страховании инновационных рисков, расходы на которые вычитаются из доходов налогоплательщика. Таким образом, повышению инвестиционной и деловой активности, конкурентоспособности и стабилизации хозяйственных связей организаций, снижению влияния хронических неплатежей заказчиков за выполненные работы и развитию рынка способствуют развивающиеся в настоящее время в отраслях процессы интеграции, создания финансово-промышленных групп, акционерных объединений и ассоциаций.
в развитых
странах широко
распространено
стимулирование
инноваций
государством:
льготные условия
субсидий, кредитов,
заключение
контрактов
на выполнение
определенных
НИОКР
Литература
1. Димес В.Модель вуза XXI века // Экономика и образование. - 2004. - №12.
2. Яковлева Е. Инновационное развитие Республики Коми // Регион. - 2005. - №12.
3. Экономика и жизн. - 2000. - № 46.
4. Система моделей механизмов и схем управления инвестициями в инновации, М.: «Славянская школа , 2002.
I.L. Bykova,
deputy director for economic issues, Ukhta Medical School, a State mediumlevel vocational education establishment
Innovation-oriented policy for regional growth
One of the vital tasks facing the country is to shift from the current commodities-based economy to a knowledge-driven economy. Without accomplishing this task, it is impossible to address numerous social problems of the society, first of all that of raising the living standards of population and reducing the poverty level in Russia. In the developed countries, three-quarters of GDP is produced as a result of innovations.