Научная статья на тему 'Организация инновационной деятельности в строительном комплексе'

Организация инновационной деятельности в строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2000
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисов Геннадий Алексеевич, Каменецкий Михаил Ильич

В статье анализируются направления и цели инновационной деятельности в строительном комплексе во взаимосвязи с развитием других отраслей национальной экономики. Характеризуются цели, структура и экономическая эффективность государственной научно-технической программы «Стройпрогресс», являющейся составной частью Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». Излагаются научно-методологические принципы финансовой поддержки инновационных проектов, реализуемых в ЗАО «Научно-производственная фирма «Стройпрогресс-Новый век», а также особенности функционирования этой системы применительно к укрупненным стадиям жизненного цикла научно-технической разработки. Рассматриваются недостатки существующих налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в России в сравнении с развитыми странами. Вносятся некоторые предложения по усовершенствованию российского законодательства в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной деятельности в строительном комплексе»

ОТРАСЛИ И МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

Г.А. Денисов, М.И. Каменецкий

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ1

В статье анализируются направления и цели инновационной деятельности в строительном комплексе во взаимосвязи с развитием других отраслей национальной экономики.

Характеризуются цели, структура и экономическая эффективность государственной научно-технической программы «Стройпрогресс», являющейся составной частью Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». Излагаются научно-методологические принципы финансовой поддержки инновационных проектов, реализуемых в ЗАО «Научно-производственная фирма «Стройпрогресс-Новый век», а также особенности функционирования этой системы применительно к укрупненным стадиям жизненного цикла научно-технической разработки.

Рассматриваются недостатки существующих налоговых льгот для стимулирования инновационной деятельности в России в сравнении с развитыми странами. Вносятся некоторые предложения по усовершенствованию российского законодательства в этой сфере.

Предпосылки успешного решения задач научно-технического развития страны создаются в сфере научных исследований и разработок (НИОКР). Потенциал НИОКР, интеллектуальный уровень исследователей, организационная структура, механизм управления и стимулирования, ориентированный на концентрацию ограниченных ресурсов на приоритетных направлениях научнотехнического прогресса (НТП), являются той базой, на основе которой формируются условия для качественного преобразования национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Очевидно, что выход из экономического кризиса, в котором находится страна, возможен лишь на пути массового обновления устаревшего производственного аппарата отраслей народного хозяйства, в том числе строительного комплекса, на новой - инновационной - основе.

Несмотря на трудности периода трансформации экономической системы России, «... накопленный потенциал отечественной науки, - по мнению лауреата Нобелевской премии акад. А.М. Прохорова, - пока еще «позволяет получать выдающиеся фундаментальные достижения, углубляющие представление человека об окружающем мире, он обеспечивает развитие высоких технологий, конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках» [1, с. 4]. Для ослабления критической ситуации, в которой оказалась отечественная инновационная сфера, ее подготовки к современным требованиям, необходимо выявление и решение ряда насущных проблем в области экономики и организационного управления инновационной деятельностью, в том числе в строительном комплексе.

Классификация инноваций в строительстве. Термин «инновация», впервые введенный в научный оборот Й. Шумпетером [2], стал широко применяться в практике со второй половины ХХ века. Под инновационной деятельностью (ИД) понимается творческая и производственная деятельность, направленная на разработку и внедрение новых процессов, технологий, освоение и распростра

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 01-02-00468а).

нение новых и значительно улучшенных видов продукции, услуг, сырья и материалов, методов организации производства и управления, а также использование результатов научных исследований с целью получения нового или во многом усовершенствованного продукта, способа его производства или совершенствования социального обслуживания [3].

Таким образом, ИД включает:

- научную деятельность, относящуюся к прикладным исследованиям и связанную с прикладными НИОКР по разработке новых видов и моделей машин, технологий, процессов, материалов, потребительских товаров, систем управления и организации производства;

- воплощение разработок в продукт, технологию (создание головных образцов, организация и освоение серийного производства новой техники, технологий, материалов, потребительских товаров);

- внедрение (применение) этого продукта, технологии (продажа новой техники, материалов, потребительских товаров, освоение их эксплуатации, помощь производителей в освоении нового продукта, технологии).

Инновации в строительстве играют весьма важную роль в развитии НТП в национальной экономике в целом.

Во-первых, они - составная часть ИД в стране, т.е. построенное в данном году здание может быть таким же новшеством (инновацией), как выпущенные в том же году машина, прибор, телевизор новой модели и т. д.

Во-вторых, в отдельных отраслях сооружения, созданные строительной отраслью, представляют собой инновации, оснащенные новой техникой. Например, монорельсовая дорога - инновация в отрасли «транспорт» - это эстакада, монорельс (продукция отрасли «строительство») и вагон (продукция отрасли «машиностроение»).

В-третьих, внедрение во многих отраслях новой технологии для выпуска новой продукции и повышения ее качества в большинстве случаев связано со строительством. Например, для внедрения автоматических ткацких станков необходимо строить новые цехи или реконструировать действующие.

В связи с становлением и развитием высоких технологий (hi-tech) предприятиям все чаще требуются особо чистые производственные помещения. Без таких помещений (представляющих инновации в строительстве) не появятся инновации в электронной, авиационной, космической, биомедицинской, фармацевтической и других отраслях промышленности.

В-четвертых, внедрение инноваций в жилищном строительстве приводит к улучшению условий жизни граждан. Так, применение эффективных радиационностойких стеновых конструкций и материалов повышает комфортность жилья, а также способствует сокращению числа онкологических заболеваний населения.

В-пятых, строительство инновативных (инновационных) зданий и сооружений социального назначения (больниц, поликлиник, санаториев, домов отдыха, детских садов, стадионов и т. п.) означает улучшение качества вложений в человеческий капитал.

Поскольку строительство представлено различными видами работ и множеством технологических процессов, постольку в нем может быть множество видов инноваций: новшества, используемые в процессе проектирования, инновативность самих объектов (зданий и сооружений), новые строительные технологии, новые методы организации и управления в строительстве и др.

Классификация направлений и целей инновационной деятельности в строительстве

Направления Новшества в проектировании объектов

Инновативные здания и сооружения (новых поколений): жилые здания объекты социальной сферы объекты производственной сферы

транспортные системы и коммуникации Новые методы Новые технологии

Новые методы организации и управления

Цели

Повышение качества проектов, сокращение сроков проектирования

Улучшение условий жизни граждан, экономия энергоресурсов Увеличение объема и повышение качества социальных услуг Внедрение новых производственных технологий, новых товаров, улучшение их качества, рост объемов продаж, увеличение размеров прибыли предприятий Удовлетворение потребностей граждан, предприятий и организаций в транспортных и коммуникационных услугах

Повышение качества, сокращение сроков и снижение стоимости строительства объектов.

Кроме того, в строительстве применяется инновационная продукция других отраслей промышленности: строительных материалов, машиностроения, металлургии, химической промышленности (таблица).

Таблица

Классификация применяемых в строительстве новшеств, полученных от других отраслей

Новшества, полученные от других отраслей: Отрасль - поставщик новшеств Цели применения

Новые строительные материалы Промышленность строительных материалов, металлургия, химическая промышленность и др. Улучшение технико-экономических характеристик зданий и сооружений. Повышение качества, сокращение сроков строительства, уменьшение удельных затрат в строительстве

Новые строительные механизмы Строительное и дорожное машиностроение Сокращение сроков строительства, повышение качества строительных работ, рост производительности труда строителей

Интернет Информационные технологии Повышение качества, сокращение сроков разработки проектов строек. Уменьшение стоимости объекта, сокращение сроков строительства в результате проведения интернет-торгов, использования интернет-магазинов

Однако в настоящее время в структуре инвестиций, используемых в отраслях строительного комплекса России, на долю нового оборудования, выпускающего инновационную продукцию, приходится менее 5% общего объема средств, выделяемых на развитие этих отраслей. В целом структура затрат на ИД в российском строительном комплексе (строительство и промышленность строительных материалов) выглядит следующим образом: прикладные научно-исследовательские работы - 31,9%, проектно-конструкторские и технологические- 48,6, изготовление и испытание опытного образца новой техники - 16,1, проектные работы для строительства - 4,4%.

Государственная научно-техническая программа (ГНТП) «Стройпрогресс». Данная программа имеет большое значение для научно-технического развития строительного комплекса. Она входит составной частью в Федеральную целевую научнотехническую программу (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». Управление разработкой и реализацией ГНТП «Стройпрогресс» осуществляет специально созданная Научно-

производственная и инвестиционная ассоциация «Стройпрогресс» (ныне ЗАО «Научно-производственная фирма «Стройпрогресс-Новый век»). Эта фирма наделена также правами исполнительной дирекции программы «Стройпрогресс» (рис. 1). Коллегией Миннауки РФ одобрено создание в составе этой фирмы инновационно-страхового фонда ГНТП «Стройпрогресс», формируемого за счет реализации создаваемой в рамках программы научной и научно-технологической продукции и используемого для реинвестиций в научно-техническую сферу. Разработка проектов программы осуществляется на конкурсной договорной (контрактной) основе между исполнительной дирекцией и исполнителями проектов, что резко повысило технико-экономический уровень инновационных проектов в строительном комплексе.

Рис. 1. Система организационного управления программой «Стройпрогресс»

Основные научные направления, развиваемые в рамках программы, обусловлены тем, что строительная отрасль обеспечивает сооружение объектов производственного и непроизводственного назначения, а также развитие инфраструктуры, необходимой для их функционирования. Поэтому основными требованиями, предъявляемыми к инновациям в процессе строительной деятельности, являются учет затрат на создание зданий и сооружений и поддержание всего их жизненного цикла, обеспечение комфортности обитания, и следовательно улучшение здоровья людей, экологическую безопасность, сохранение благоприятной окружающей среды и культурного наследия. Такой учет побуждает заказчиков большее внимание сосредоточить не на капитальных вложениях, а на суммирующих показателях, элементы которых, например, расход энергетических, водных и других природных ресурсов, приобретают решающее значение. Реализация данного подхода сталкивалась до недавних пор с определенными трудностями, так как затраты прошлых лет представлялись менее существенными. В настоящее время выдвигаемые мировым сообществом требования устойчивого (щадящего) развития приводят к приня

тию понятия пределов роста, при котором значение отдаленных социальных и экономических последствий значительно повышается.

Еще в 70-е годы в связи с первым нефтяным кризисом многие западные страны предприняли радикальные меры по экономии энергоресурсов за счет снижения потерь тепла и вовлечения его в оборот в процессе эксплуатации зданий. В последнее десятилетие прошлого века эта тенденция проявила себя и в России, что нашло отражение во введенных в 1995 г. изменениях к строительным нормам и правилам (СНиП П-3-79) «Строительная теплотехника», радикальный характер которых не сразу был положительно воспринят строительным бизнесом. Однако уже сегодня положительный эффект этого шага не вызывает сомнений.

Интенсификация исследований и внедрение на их основе в строительном комплексе трудосберегающих технологий с использованием результатов передовых разработок в сфере информационных технологий, обеспечивающих переток информации из сферы фундаментальных исследований и прикладных НИОКР в проектную (строительную) сферу и из нее - в производственные процессы строительства и эксплуатации создаваемых зданий и сооружений, неизбежно приводит к значительному повышению производительности труда в строительном секторе, а затем - по цепочке - и в других отраслях национальной экономики.

Целями ГНТП «Стройпрогресс» являются: разработка прогрессивных конструктивных систем и архитектурно-планировочных решений малоэтажных зданий; насыщение строительного рынка конкурентоспособными материалами, инженерными системами и технологиями, производство которых ориентировано на отечественное сырье (в том числе на утилизацию промышленных отходов); обеспечение импортозамещения; развитие и модернизация базы строительной индустрии регионов России; создание мини-производств и технологических мини-комплексов с целью поощрения развития малого и среднего бизнеса; сокращение инвестиционного цикла; ресурсо- и энергосбережение при строительстве и эксплуатации зданий; экологическая чистота предлагаемых строительных материалов; создание дополнительных рабочих мест и т. д.

По структуре программа состоит из четырех разделов: жилые и общественные здания нового поколения; новые материалы, конструкции и технологии; системы инженерного обеспечения; научно-техническое обеспечение реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ.

Государственный заказчик - Минпромнауки РФ - ежегодно объявляет Всероссийский конкурс на разработки научно-исследовательских проектов по приоритетным направлениям НТП в строительной отрасли. В конкурсе принимают участие научно-исследовательские, производственные и технологические организации строительного профиля, а также специалисты из различных городов России.

Научное руководство и координацию работ по программе «Стройпрогресс» осуществляет Научный совет, утвержденный Минпромнауки РФ, который работает в тесном взаимодействии с координационным советом по приоритетному направлению «Производственные технологии», а также с Научными советами по другим программам ФЦНТП. Он выполняет координацию работ, дает оценку стадиям исследования и эффективности разработок.

Технологии, создаваемые в рамках проектов программы «Стройпрогресс», па-тенто- и конкурентоспособны с зарубежными и лучшими отечественными аналогами. С их помощью обеспечивается снижение энергоемкости строительства на 2025%; сокращение теплопотерь в зданиях до 20% (по сравнению с действующими теплотехническими нормативами); ускорение инвестиционного цикла в 1,5-2,0 раза. Проекты программы, по оценке Минпромнауки РФ, имеют важное социально-

экономическое значение в обеспечении населения жильем, а также решают весьма важную экологическую проблему - утилизацию техногенных образований и промышленных отходов и использование их в производстве многих новых видов стройматериалов, разработанных в рамках проектов программы.

За время реализации программы подготовлено в общей сложности свыше 120 принципиально новых разработок, в том числе экспериментальные проекты малоэтажных и индивидуальных жилых домов, спроектированных в соответствии с мировыми стандартами и учитывающих национальные особенности; широкая гамма современных материалов для строительства жилых домов; энерго- и материалосберегающие технологии по их производству (мини-заводы), а также эффективные технологии строительства и средства инженерного обустройства жилых домов и временных поселков.

Многолетний опыт разработки и реализации инновационных проектов программы «Стройпрогресс» на основе смешанной формы финансирования (бюджетные и внебюджетные средства) позволяют сделать следующие выводы.

Как правило, государственная поддержка инновационного проекта прекращается на стадии создания опытного образца. Однако этого недостаточно, так как опытный образец только подтверждает или опровергает результаты прикладных НИР. В случае положительного исхода обязательна доработка инновационного проекта по результатам опытной эксплуатации опытного образца новой техники и переработка конструкторской и технологической документации. Только на основании этих дополнительных работ возможно получение головного образца новой техники, который и является базовым для организации серийного производства. Государство в силу слабости бюджета не выделяет финансовых ресурсов на доводку опытного образца до головного, а негосударственные коммерческие структуры не желают рисковать, т. е. вкладывать инвестиции в организацию серийного производства образцов новой техники на основе «сырого» опытного образца. «Зона рискового финансирования» разделяет финансовые интересы государства и рынка. В этой связи ЗАО «НПФ Стройпрогресс - Новый век» выполняет функции стыковочного блока, соединяя интересы государства и рынка (рис. 2).

Организационно-экономическая система финансовой поддержки инновационных проектов в ЗАО «НПФ Стройпрогресс — Новый век». Цель этой системы - содействие переходу строительного комплекса на инновационный путь развития на основе повышения востребованности инноваций отечественным производством. Суть ее составляют следующие научно-методологические положения, развитые по сравнению с теми, которые были изложены в работе [4, с. 25-36].

Рис. 2. Финансирование инновационной деятельности по укрупненным стадиям жизненного цикла научно-технической разработки (инновации) в ЗАО «НПФ Стройпрогресс - Новый век»

1. Организационно-экономическая система финансовой поддержки рисковых инновационных проектов (далее - Система) должна обеспечивать органическую связь экономических интересов всех участников инновационного процесса на всех стадиях создания, реализации и внедрения инновационных проектов, начиная от финансирования, кредитования, заключения договоров и кончая изготовлением головного инновационного образца. При этом разработчики инновационных проектов руководствуются стратегией либо прямой финансовой поддержки проектов (1-я стратегия), либо опосредованной, через гарантийные договора-обязательства (2-я стратегия). Под 1-й стратегией понимается финансирование специально учрежденным в составе Системы органом разработчиков инновационных проектов на возвратной основе, обеспечивающей приемлемый для инвестора прирост вложенного в проект капитала. Под 2-й стратегией понимается принципиально новый способ экономического стимулирования разработчиков инновационных проектов на основе договоров-обязательств, гарантирующих разработчику инновационного проекта в случае неудачи проекта (при определенных условиях) возврат Системой большей части затраченных финансовых средств на создание и внедрение активной части головного образца (оборудования, машин, технологических процессов и т. п.), т. е. без учета созданного для целей инновационного проекта пассивной части основных фондов (зданий, инженерных сооружений и т. п.).

2. Портфель инновационных проектов должен быть диверсифицирован, т. е. включать эффективные проекты различных отраслей строительного комплекса, различающиеся стоимостью, сроками реализации, доходностью и степенью риска.

При этом объем инвестиций для реализации инновационного проекта не должен превышать определенную величину, которая в каждом отдельном случае обсуждается и обосновывается. Срок окупаемости проектов должен быть - 1,5 года.

3. Система финансовой поддержки инновационных проектов эффективна при условии одновременной реализации в течение календарного года не менее 15-25 проектов (с последующим нарастанием их числа), так как в этом случае снижается суммарный риск неудачи осуществления единичного проекта, и наоборот, повышается вероятность получения системного (эмерджентного) эффекта, обусловленного комплексной реализацией диверсифицированного портфеля инновационных проектов.

4. Инновационные проекты должны проходить жесткую независимую высококвалифицированную научно-техническую, технико-экономическую и экологическую экспертизу. При этом предусмотрена ответственность экспертов за подготавливаемые ими заключения (при одновременной высокой материальной заинтересованности экспертов в положительных результатах реализации проекта).

5. На начальной стадии создания и реализации Системы формируется финансовый капитал в объеме, достаточном для запуска комплекса инновационных проектов. Средства на реализацию инновационных проектов выделяются на условиях возвратности и их прироста по 1-й стратегии инвестиционной поддержки и под гарантийные договора-обязательства по 2-й стратегии. Система гарантийной инвестиционной поддержки предусматривает финансирование не более 70-80% объема необходимых для реализации проектов инвестиций и в той же пропорции, в случае необходимости, - возврат средств разработчикам инновационных проектов по гарантийным договорам-обязательствам. При этом осуществляется обязательное страхование финансовых рисков, возникающих в Системе. Г арантийная инвестиционная поддержка должна обеспечивать реализуемость не менее 70-80% проектов инновационного портфеля. Она включает в свой состав коммерческую структуру в виде юридического лица, выступающего в роли ее головного функционального (рабочего) органа, обеспечивающего эффективную деятельность Системы и позволяющего начать формирование диверсифицированного портфеля инновационных проектов.

6. Система поддержки инновационных проектов основывается на следующей очередности организации рискового финансирования проектов инновационного портфеля: отбор (по определенному алгоритму) инновационных проектов; открытие финансирования инновационных проектов; выполнение НИОКР, создание опытного и головного образцов инновационной продукции; подготовка документации для массового его распространения (тиражирования, внедрения); организация и начало производства инновационной продукции; ее реализация; массовое внедрение инновационной продукции; возврат инвестиций (в соотношении, оговоренном в договорах) в головной (рабочий) орган Системы.

7. Распределение финансового риска, возникающего при реализации инновационных проектов, осуществляется согласно предварительно установленным (обоснованным) соотношениям между частным капиталом, головным функциональным (рабочим) органом Системы, разработчиками инновационных проектов. Распределение дохода от реализации инновационных проектов между участниками Системы производится в соответствии с распределением финансового риска и с учетом объемов израсходованных финансовых ресурсов, суммарной эффективности проектов (их доходности), количества проектов.

8. Возмещение и расширение объема инвестиций, направляемых в инновационную сферу строительного комплекса, должно опираться на постоянное обновление инновационных проектов. Поэтому вновь создаваемые инновации должны обладать более высокой производительностью, иметь новые качества, что предполага

ет, с одной стороны, снижение капитальных затрат, а с другой - повышение дохода на единицу полезного эффекта (мощности) нового инновационного проекта.

Анализ налоговых льгот. Как показывает анализ действующих налоговых льгот, широкий переход на инновационный путь развития национальной экономики в целом сдерживается недостаточностью, а часто отсутствием соответствующих государственных актов, стимулирующих инвестиции в инновационную сферу деятельности.

В действующем Налоговом кодексе предусмотрены следующие налоговые льготы, стимулирующие ИД.

Не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость: НИОКР, выполняемые за счет средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; НИОКР, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров. Эта льгота существенна.

Большинство бюджетных научных учреждений передает выполненные ими исследования и разработки заказчикам бесплатно. Однако от налогообложения освобождается лишь часть НИОКР. Далеко не все организации, выполняющие НИОКР и продающие свою продукцию потребителям, относятся к учреждениям науки, т.е. имеют льготу по НДС2. Освобождаются от НДС научные учреждения академического профиля; научные учреждения отраслевого профиля; конструкторские организации, отнесенные к числу научных учреждений. Объем научной и (или) научно-исследовательской деятельности этих организаций должен составлять не менее 70% объема выполняемых ими работ.

Заслуживают внимания следующие случаи негативного воздействия НДС на инновационную деятельность.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров, освобождены от НДС. Однако они приобретают материальные ресурсы производственного назначения, оборудование, приборы, вычислительную технику по цене, включающей НДС. Суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам, работам, услугам, относятся на издержки учреждений образования и науки, т.е. увеличивают стоимость исследований и разработок.

Аналогичное положение с опытными и головными образцами, изготовляемыми опытными, экспериментальными предприятиями, организациями. Они должны включать НДС в цену продаваемых опытных и головных образцов, что значительно удорожает их и затрудняет ИД.

По нашему мнению, целесообразно освободить от НДС все государственные научно-исследовательские учреждения, включая РАН, приобретающие оборудование и материалы, необходимые для поддержания НИОКР, создающие опытные и головные образцы, а также осуществляющие транспортные операции, оказывающие услуги средств связи для научно-исследовательских организаций.

Инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Этот кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам на срок от года до пяти лет.

2 Научно-исследовательские и проектно-конструкторские подразделения предприятий не относятся к научным организациям и, следовательно, продают свои исследования и разработки по цене, включающей НДС.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% соответствующих платежей по налогу, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, выплачивающей соответствующий налог, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ или технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного ими оборудования, используемого исключительно для указанных выше целей;

- осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Некоторые предприятия использовали инвестиционный налоговый кредит для расширения и обновления производства, освоения выпуска новых видов продукции, новых моделей машин и оборудования (ОАО «КамАЗ», Волжский химикотехнологический завод и др.).

Однако масштабы применения инвестиционного налогового кредита еще незначительны, что связано с недостаточными доходами бюджетов различных уровней (относительно потребности в расходах), имеющейся задолженностью бюджетов перед бюджетополучателями, слабой инновационной активностью предприятий.

Налог на прибыль предприятий и организаций. До 2002 г. (т.е. до введения в действие 25-й главы Налогового кодекса) действовали следующие льготы по налогу на прибыль.

При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшалась на суммы, направленные:

- предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставлялась указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и израсходованных на эту цель, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;

- предприятиями на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития, но не более 10% суммы налогооблагаемой прибыли;

- научными организациями, прошедшими государственную аккредитацию, непосредственно на НИОКР в порядке и по перечню, которые устанавливаются правительством РФ.

Все эти налоговые льготы в совокупности не должны были уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета установленных налоговых льгот, более чем на 50%.

С 2002 г. указанные льготы по налогу на прибыль отменены. Одновременно ставка налога на прибыль уменьшена с 35 до 24%. Но со снижением ставки налога на прибыль налоговое бремя предприятий не уменьшилось, за исключением предприятий, не осуществляющих вообще капитальные вложения и НИОКР за счет прибыли, либо осуществляющих в незначительных размерах. Предприятия, включая строительные организации, увеличивающие объемы работ и направляющие значительную часть прибыли на капитальные вложения и НИОКР, полностью используют инвестиционные и инновационные льготы. Ранее они выплачивали в бюджет 17,5% прибыли, с 2002 г. эта сумма повысилась до 24%. Следовательно, налоговое бремя таких организаций увеличилось.

До 2002 г. инвестиционной льготой пользовались примерно 80% всех российских предприятий. Они вносили в бюджет в этот период примерно на 100 млрд. руб. при

были меньше, что позволило им направить эту сумму на финансирование капитальных вложений и НИОКР.

В Налоговом кодексе предусмотрен перечень следующих расходов предприятий на НИОКР:

- относящихся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности на изобретательство.

- осуществленных налогоплательщиком самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), или на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок.

Указанные расходы равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования результатов НИОКР с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования. При отсутствии положительного результата расходы на НИОКР также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70% фактических затрат. Расходы на НИОКР в организациях, выступающих в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика) таких работ, рассматриваются как расходы на осуществление деятельности, направленной на получение доходов, и в состав прочих расходов не включаются.

Распределение на три года расходов на НИОКР, выполненных в данном году, и включение в расходы на производство продукции до 70% затрат на НИОКР, не давших положительного результата, можно также отнести к мерам, стимулирующим инновационную деятельность.

Следует также иметь в виду, что Налоговым кодексом предусмотрено включать в расходы на производство продукции (а не финансировать за счет прибыли) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, как показывает анализ, меры стимулирования инновационной деятельности в России в настоящее время явно недостаточны. Для мощного рывка в инновационной сфере в России на основании опыта развитых стран должен быть разработан специальный пакет экономических мер по стимулированию инновационной деятельности предприятий. В условиях «нищих» оборотных средств предприятий и кабальных условий получения банковских кредитов надеяться на обновление производственного аппарата страны на инновационной основе весьма проблематично.

В то же время в развитых странах значительно больше льгот, стимулирующих ИД, и главное, они более эффективны. Так, налоговая скидка с расходов компаний (предприятий) на НИОКР в сфере высоких технологий может составлять от 100% (США, Великобритания, Канада, Бельгия, Швеция, Италия) до 150% (Австралия) суммы расходов на НИОКР, вычитаемых из налогооблагаемых доходов компаний.

Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение (так называемые налоговые каникулы) действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы, в том числе научно-исследовательские, со снижением в первые 5 лет уплачиваемого ими налога на 50%.

В ряде стран (США, Франция, Япония, Тайвань, Канада) действует налоговая скидка, стимулирующая наращивание инициативы и усилий в сфере НИОКР.

Имеются налоговые льготы на кооперацию в сфере НИОКР и в целом на инновационную деятельность (так называемые партнерские объединения). По имеющимся оценкам, индивидуальные затраты каждой компании на проведение НИОКР в рамках

такого объединения примерно в 10 раз меньше по сравнению с затратами на проведение аналогичных исследований на самостоятельной основе.

Широко развито прямое стимулирование НИОКР государством: льготные условия субсидий, кредитов, заключение контрактов на выполнение определенных НИОКР и др. (Япония, Корея, Тайвань, Германия, Италия, Канада). Учитывая международный опыт, в российском законодательстве следовало бы предусмотреть ряд мер, направленных на стимулирование инновационной деятельности:

- временно освободить от уплаты налога на прибыль и НДС (или существенно их сократить) организации и предприятия, изготовляющие головные образцы новой техники и организующие их серийное производство и продажу;

- установить налоговые льготы (скидки, вычеты), стимулирующие наращивание инициативы и усилий отечественных организаций и предприятий в сфере НИОКР и инновационной деятельности в целом;

- ввести налоговые льготы на кооперацию на стадиях НИОКР и изготовления головного образца, т.е. взносы участников ФПГ и консорциумов на проведение НИОКР, разработку головных образцов новой техники и организацию их серийного производства полностью должны вычитаться из налогооблагаемой базы ФПГ, консорциумов и т. п.;

- внедрить в практику покрытие убытков от инновационной деятельности головным предприятием промышленной группы (на основе консолидированного баланса), что позволит создать условия для развития венчурных (рисковых) фирм в приоритетных сферах научно-технической деятельности;

- усилить прямое стимулирование государством инновационной деятельности за счет предоставления правительством РФ гарантий по долгосрочным банковским кредитам на развитие долгосрочных и рисковых исследований в приоритетных отраслях научно-исследовательской и производственной деятельности;

- законодательно оформить положение о страховании инновационных рисков, расходы на которые вычитаются из доходов налогоплательщика.

По мнению авторов, реализация изложенных предложений по активизации инновационной деятельности могла бы послужить определенным стимулом для ускорения научно-технического развития отечественной экономики.

Литература

1. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) /Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2001.

2. Schumpeter J. The Theory of Economic Development. Cambridge. Harvard. 1934.

3. Денисов Г.А., Каменецкий М.И., Остапенко В.В. Прикладная наука и инновационная деятельность. Экономика и управление. М.: Диалог-МГУ, 1998.

4. Каменецкий М.И. Строительная деятельность в России: проблемы, прогноз // Проблемы прогнозирования. 1995. №5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.